Научная статья на тему 'Инклюзивное образование как целенаправленный процесс формирования, развития и социализации личности'

Инклюзивное образование как целенаправленный процесс формирования, развития и социализации личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / АДАПТАЦИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АДАПТИВНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КУЛЬТУРА / ОБЩЕСТВО / КОНЦЕПЦИЯ / СМЕНА ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егоров Пантелеймон Романович, Егорова Глафира Федоровна

Приводятся определения понятий «инклюзивное образование», «адаптация» и «адаптивные компьютерные технологии». Авторы предлагают для исследования внедрения инклюзивного образования наиболее общий подход к образованию, связанный отношением между образованием и обществом. Такой подход более всего характеризуется третьим понятием культура, что обозначает качественную определённость общества, отличающую его от других. Общество обеспечивает своё существование передачей культуры от поколения к поколению, и этот глобальный процесс передачи культуры и есть то существенное, что обозначается термином «культура». Культура в самом широком смысле понимается как «совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством», а в узком смысле служит для обозначения гуманного начала в творениях и делах людей. Ценность образования рассматривается на нескольких уровнях: 1) ценность глобальная, общечеловеческая. Это подтверждается конституционно закреплённым правом человека на образование в большинстве стран мира. Право человека на образование является одним из его основных прав; 2) ценность на макроуровне ценность образования для общества, перешедшего в постиндустриальный информационный период. Для России ценность образования тесно увязывается с сегодняшними проблемами развития российского общества; 3) ценность на мезоуровне ценность для отдельных социальных групп общества с точки зрения их социализации. Особенно в последнее время придаётся внимание ценности образования для различных маргинальных групп общества; 4) ценность на индивидуальном уровне, обеспечивающая возможность достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной творческой индивидуальности, раскрытия духовных потенций, личной автономии и счастья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inclusive Education as Purposeful Process of Formation, Development of Personality and its Socialization

The article deals with the definitions of such concepts as “inclusive education”, “adaptation” and “adaptive computer technologies”. Authors propose the most general approach to education connected with relations between education and society for the study on the implementation of an inclusive education. The general approach is characterized by the third concept as culture that denotes qualitative definiteness of society distinguishing it from others. The society provides its existence by transferring its culture from generation to generation and this global process of culture transferring is that essential thing termed as “culture”. Culture in the widest sense is understood as “a collection of material and spiritual values created by mankind”. In a narrow sense it serves for designation of human beginning in the creations and affairs of people. The authors of the article consider the value of education at several levels: 1) global and universal values. It proves to be true according to constitutional right of every man to education in the most countries of the world. The right to education is a fundamental human right; 2) value at the macrolevel. Value of education for society passed into postindustrial information period. Value of education in Russia is closely linked with current problems of the development of Russian society; 3) value at the mesolevel. Value for different social groups of society from their socialization point of view. Recently a special attention is given to the value of education for various marginal society groups; 5) value at the individual level provides a possibility to achieve intellectual and moral freedom, personal creative individuality, disclosing of spiritual potencies, personal autonomy and happiness.

Текст научной работы на тему «Инклюзивное образование как целенаправленный процесс формирования, развития и социализации личности»

— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —

УДК 371:681.3 П. Р. Егоров, Г. Ф. Егорова

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ, РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Приводятся определения понятий «инклюзивное образование», «адаптация» и «адаптивные компьютерные технологии». Авторы предлагают для исследования внедрения инклюзивного образования наиболее общий подход к образованию, связанный отношением между образованием и обществом. Такой подход более всего характеризуется третьим понятием - культура, что обозначает качественную определённость общества, отличающую его от других. Общество обеспечивает своё существование передачей культуры от поколения к поколению, и этот глобальный процесс передачи культуры и есть то существенное, что обозначается термином «культура». Культура в самом широком смысле понимается как «совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством», а в узком смысле служит для обозначения гуманного начала в творениях и делах людей. Ценность образования рассматривается на нескольких уровнях: 1) ценность глобальная, общечеловеческая. Это подтверждается конституционно закреплённым правом человека на образование в большинстве стран мира. Право человека на образование является одним из его основных прав; 2) ценность на макроуровне - ценность образования для общества, перешедшего в постиндустриальный информационный период. Для России ценность образования тесно увязывается с сегодняшними проблемами развития российского общества; 3) ценность на мезоуровне - ценность для отдельных социальных групп общества с точки зрения их социализации. Особенно в последнее время придаётся внимание ценности образования для различных маргинальных групп общества; 4) ценность на индивидуальном уровне, обеспечивающая возможность достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной творческой индивидуальности, раскрытия духовных потенций, личной автономии и счастья.

Ключевые слова: дети с особыми образовательными потребностями, адаптация, инклюзивное образование, адаптивные компьютерные технологии, культура, общество, концепция, смена парадигмы образования, ценность образования, функции образования, права человека на образование.

ЕГОРОВ Пантелеймон Романович - к. п. н., директор Северо-Восточного научно-инновационного центра развития инклюзивного образования СВФУ имени М. К. Аммосова.

E-mail: [email protected]

ЕГОРОВА Глафира Федоровна - начальник научно-инновационного отдела Северо-Восточного научно-инновационного центра развития инклюзивного образования СВФУ имени М. К. Аммосова.

E-mail: [email protected]

EGOROV Pantelejmon Romanovich - PhD in Educational Science, the director of the North-Eastern scientifically-innovative Centre of development inclusive education of North-Eastern Federal University n. a. M. K. Ammosov.

E-mail: [email protected]

EGOROVA Glafira Fedorovna - chief of the North-Eastern scientifically-innovative Centre of development inclusive education of North-Eastern Federal University n. a. M. K. Ammosov

E-mail: [email protected]

P R. Egorov, G. F. Egorova

Inclusive Education as Purposeful Process of Formation, Development of Personality and its Socialization

The article deals with the definitions of such concepts as "inclusive education", "adaptation" and "adaptive computer technologies". Authors propose the most general approach to education connected with relations between education and society for the study on the implementation of an inclusive education. The general approach is characterized by the third concept as culture that denotes qualitative definiteness of society distinguishing it from others. The society provides its existence by transferring its culture from generation to generation and this global process of culture transferring is that essential thing termed as "culture". Culture in the widest sense is understood as "a collection of material and spiritual values created by mankind". In a narrow sense it serves for designation of human beginning in the creations and affairs of people. The authors of the article consider the value of education at several levels: 1) global and universal values. It proves to be true according to constitutional right of every man to education in the most countries of the world. The right to education is a fundamental human right; 2) value at the macrolevel. Value of education for society passed into postindustrial information period. Value of education in Russia is closely linked with current problems of the development of Russian society; 3) value at the mesolevel. Value for different social groups of society from their socialization point of view. Recently a special attention is given to the value of education for various marginal society groups; 5) value at the individual level provides a possibility to achieve intellectual and moral freedom, personal creative individuality, disclosing of spiritual potencies, personal autonomy and happiness.

Keywords: children with special educational needs, adaptation, inclusive education, adaptive computer technologies, culture, a society, the concept, paradigm shift of education, value of education, function of education, people's rights to education.

Введение

На современном этапе развития гражданского общества в Российской системе образования зарождается новая образовательная модель - инклюзивное обучение детей с особыми образовательными потребностями. Мы предлагаем внедрить в Республике Саха (Якутия) непрерывную систему инклюзивного образования людей с проблемами зрения посредством использования адаптивных компьютерных технологий, которая включает в себя все ступени развития образования (детский сад, школа, ссуз, вуз).

Обоснование теоретико-методологических основ инклюзивного образования людей с особыми образовательными потребностями (ООП) посредством использования адаптивных компьютерных технологий требует определения предмета изучения понятий - «инклюзивное образование людей с особыми образовательными потребностями», «адаптация» и «адаптивные компьютерные технологии».

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [1].

Адаптация (от лат. adaptio - приспосабливание, приноравливание) - приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами.

Адаптивные компьютерные технологии - специальные компьютерные технологии, предназначенные для самостоятельной (без посторонней помощи) работы людей с ООП на персональном компьютере. Они имеют дополнительную компенсаторную функцию - нивелирование вызываемых зрительной, слуховой и иной депривацией трудностей, предоставляют людям с ООП реальные возможности участия в различных видах и формах современной жизнедеятельности, включая образование и профессиональную работу наравне с остальными членами общества. Это определяет значимость адаптивных компьютерных технологий, как эффективного фактора социализации людей с ООП и их полной интеграции в современное общество [2].

Инклюзивное образование подразумевает создание специальных образовательных условий для детей с ООП, обучающихся (воспитывающихся) в общеобразовательных организациях совместно со своими сверстниками на основании норм ФЗ РФ от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», что определяет сферу ответственности руководителей образовательных организаций и органов управления образованием в соответствии с их компетенцией.

Инклюзивное образование рассматривается как возможность инициации системных изменений в образовательной среде в направлении решения всех стратегических задач, сформулированных в национальной инициативе «Наша новая школа», что задаёт ему социальный смысл в контексте модернизации системы Российского образования.

Нужно разработать должностные инструкции специалистов инклюзивного образования по аналогии с имеющимися должностными инструкциями, требования к развивающей среде, к специальному оборудованию и техническим средствам реабилитации для каждой категории обучающихся детей с ООП. К примеру, для инклюзивного обучения школьника с проблемами зрения нужны адаптивные компьютерные технологии - брайлевская строка, брайлевский принтер, программы экранного доступа к информации и увеличения шрифтов и т. д. Ведь в общеобразовательной школе, скорее всего, про это ничего не знают. И не имеют никакого представления об этом.

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг., принятая распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р, основными целями развития образования в России определила повышение его качества, доступности и эффективности. Обеспечение доступности качественного образования, прежде всего, приводит к необходимости формирования соответствующих условий для образования в целом [3].

Образование как абсолютная ценность

Понятие «образование» представляет собой сложнейший социально-исторический феномен, исследованием которого занимается ряд наук - философия, социология, политология, педагогика, психология, биология, антропология, экономика, история и др. Невозможно понять термин «образование», если не показать его многозначность. Образование как социальный феномен всегда было одним из важнейших условий существования и развития общества и определяло нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный, экономический и трудовой потенциалы общества.

Предлагается наиболее общий подход к образованию, связанный отношением между образованием и обществом, который более всего характеризуется третьим понятием - культура, что обозначает качественную определённость общества, отличающую его от других. «Общество обеспечивает своё существование передачей культуры от поколения к поколению» [4, с. 47], и этот глобальный процесс передачи культуры, как считает Р. Кинг, и есть «то существенное, что обозначается термином «образование» [5, с .2]. Культура в самом широком смысле понимается как «совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством» [6, с. 407], а в узком смысле служит для обозначения гуманного начала в творениях и делах людей.

Культура - это единство религиозного, социально-бытового, промышленного, политического, научного, художественного планов исторического развития. Процесс выработки культурных парадигм весьма длителен, и особая роль в этом процессе принадлежит образованию. Процесс взаимодействия культуры и образования выдвигает на первый план уникальную способность образования быть стимулятором и транслятором достижений социальной системы. Именно образование обеспечивает непрерывное культурное развитие и преемственность в обществе, передавая от поколения к поколению выработанные человечеством знания и духовные богатства, его научные, технические, художественные, информационные достижения, гуманитарный потенциал. Признание образования в качестве абсолютной ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Заметим, что под ценностью понимается значимость вещей, явлений и процессов, возникающих в результате установления их соответствия потребностям и интересам субъектов различных уровней в процессе социально-исторической практики.

Однако к ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом.

Ценность образования можно рассматривать на нескольких уровнях:

1. Ценность глобальная, общечеловеческая. Это подтверждается конституционно закреплённым правом человека на образование в большинстве стран мира. Право человека на образование является одним из его основных прав.

2. Ценность на макроуровне - ценность образования для общества, перешедшего в постиндустриальный информационный период. Для России ценность образования тесно увязывается с сегодняшними проблемами развития российского общества, включая:

- создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

- укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества с внедрением непрерывной системы инклюзивного образования;

- кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью;

- утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.

На этом уровне можно выделить следующие общественно значимые функции образова-

- социализирующую функцию, поскольку через образование осуществляется освоение и передача социального опыта от поколения к поколению;

- интегрирующую функцию, поскольку от общего уровня образования в стране зависит степень развития демократии, толерантности и однородности общества;

- профессиональную функцию, т. к. для успешного решения проблем экономики и развития нужны специалисты как в традиционных, так и в новых сферах рынка труда, способные к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоёмких технологий, к освоению возможностей быстрой смены экономических и социальных ролей;

- нравственную, культурно-гуманистическую функцию, связанную с тем, что через образование воплощаются и входят в жизнь общества идеи единства рода человеческого, сохранения природных, экологических условий его бытия, единства общечеловеческих культурных ценностей и культуры отдельного народа, этноса, нации.

3. Ценность на мезоуровне - ценность для отдельных социальных групп общества с точки зрения их социализации. Особенно в последнее время придаётся внимание ценности образования для различных маргинальных групп общества.

4. Ценность на индивидуальном уровне, обеспечивающая возможность достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной творческой индивидуальности, раскрытия духовных потенций, личной автономии и счастья.

С точки зрения отдельного человека как носителя культуры образование приобщает его к культуре, вовлекает в непрерывный исторический процесс культуротворчества, вооружает его необходимыми знаниями и навыками, как профессиональными, так и социальными, формирует ответственность его за свою жизненную позицию, за создание гармонии в обществе и природе, за безопасный мир.

К сожалению, образование, будучи по своей сущности непосредственно обращённым к человеку, к культуре в её высоком гуманистическом смысле, в XX веке стало всё более отчуждаться от человека и фундаментальных общественных ценностей. В связи с этим в мировом образовании, как и в российском, стала расти и укрепляться тенденция поиска новых парадигм и идей, в том числе развитие инклюзивного образования. История вернула нас к духовному завещанию И. Канта: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству как к цели и никогда не относился бы к нему как к средству». Решать глобальные проблемы можно, только предоставляя простор самоосуществлению человека.

Смена парадигмы образования как одного из главнейших его компонентов детерминируется объективными общественными законами, специфика которых состоит в том, что они проявляют себя через осознанную деятельность человека, его духовную детерминацию [7]. «Однако, чтобы выявить эту духовную детерминацию, необходимо понимание того, что в общественной жизни действуют объективные и субъективные факторы. Объективные факторы - это общественные законы, отражающие объективные, существенные, необходимые, повторяющиеся при определённых условиях связи. Также те предпосылки и условия, которые человек застаёт как овеществлённую прошлую деятельность и которые он не выбирает, а получает как данность. В рамках которой и начинает действовать. Субъективные факторы - это сами люди, наделённые определёнными качествами и умениями, и их организующая и преобразующая деятельность» [8, с. 211-212]. Субъективный фактор, как его трактует современная философия, как раз и объясняет рационализацию общественных систем в результате познания ценностей, соответствия целей деятельности ценностным установкам периода истории и общечеловеческим ценностям, смыслу и назначению истории. Именно так можно понять суть духовной детерминации общественных процессов.

Новая парадигма образования, пришедшая на смену «технократическому» образованию, основана на философии сознательного осуществления гуманистических процессов и реализации общечеловеческих ценностей. Диалектика этого процесса такова, что «человеческий фактор» выступает не только как форма осуществления объективных закономерностей, но и как содержание, как критерий соответствия образования базовым и общечеловеческим ценностям. Субъективный фактор - это не только «механизм», «встроенный» внутрь образования с целью его реформирования, но и критерий, по которому сверяется гармония целей и деятельности человека.

Заключение

Именно так человек и его деятельность становятся не только исходной точкой в развитии образования, но и его конечной целью. Основной акцент в содержании «оценочно-целевого и действенного аспектов в образовании человека определяется направленностью на осмысление, признание, актуализацию и создание материальных и духовных ценностей, составляющих культуру человечества» [9, с. 112]. Принцип приоритетности общечеловеческих ценностей, выдвигавшийся ещё в древности, является духовной основой современного образования, которую составляют принципы справедливости, равенства, возможность достойного устройства общественной и личной жизни, негативное отношение к дискриминации и эксплуатации.

Создание условий для полноценного образования детей с ООП, адекватного их состоянию и здоровью, в частности, введение инклюзивного образования, выделено в один из приоритетов социальной политики государства. Инклюзивный подход к образованию можно обозначить как социальный заказ достигшего определённого уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства. Этот этап связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с ООП, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности.

Инклюзивное обучение - закономерный этап развития системы образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. В основе практики инклюзивной формы обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребёнка [10].

Введение инклюзивного образования рассматривается как высшая форма развития образовательной системы в направлении реализации права человека на получение качественного образования детям с ООП во всех образовательных учреждениях в соответствии с их познавательными способностями, возможностями и адекватной их здоровью среде.

Литература

1. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации, глава 1, статья 2, определение 27 / электронный ресурс доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174

2. Егоров П. Р. Организационно-педагогические условия профессионального образования людей с особыми образовательными потребностями посредством использования адаптивных компьютерных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Егоров Пантелеймон Романович. - Якутск, 2010.

- 21 с.

3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 гг. / электронный ресурс доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173677

4. Колесников Л. Ф. Эффективность образования / Л. Ф. Колесников, В. Н. Турченко, Л. Г. Борисова.

- М.: Педагогика, 1991. - 272 с.

5. King R. Education. Longmans, green and Co / R. King. - Ltd, 1969. - 128 p.

6. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования / Д. Н. Узнадзе. - М.: Наука, 1966. - 451 с.

7. Маркс К. Сочинения: в 30 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд. - М.: Госполитиздат, 1960. - Т. 23.

- 907 с.

8. Ермакова Е. Е. Философия / Е. Е. Ермакова. - М.: Высш. шк., Академия, 1999. - 272 с.

9. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин [и др.]. - 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.

10. Егоров П. Р. Концепция развития инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия) // Якутск, 2012/ электронный ресурс доступа: http://sakM.gov.ru/sites/default/files/page/files/2012_05/16/%20%D0%B 8%D0%BD%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D00/oB70/oD00/oB8%D0%B2% D0%BD%D0%BE%D0%B9%20 %D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B%20%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5% D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D0%A0%D0%A1%20(%D0%AF).doc (Дата обращения: 12.05.2015).

References

1. Federal'nyj zakon ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii, glava 1, stat'ja 2, opredelenie 27 / jelektronnyj resurs dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174

2. Egorov P. R. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija professional'nogo obrazovanija ljudej s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostjami posredstvom ispol'zovanija adaptivnyh komp'juternyh tehnologij: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01 / Egorov Pantelejmon Romanovich. - Jakutsk, 2010. - 21 s.

3. Koncepcija Federal'noj celevoj programmy razvitija obrazovanija na 2016 - 2020 gg. / jelektronnyj resurs dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173677

4. Kolesnikov L. F. Jeffektivnost' obrazovanija / L. F. Kolesnikov, V. N. Turchenko, L. G. Borisova. - M.: Pedagogika, 1991. - 272 s.

5. King R. Education. Longmans, green and Co / R. King. - Ltd, 1969. - 128 p.

6. Uznadze D. N. Psihologicheskie issledovanija / D. N. Uznadze. - M.: Nauka, 1966. - 451 s.

7. Marks K. Sochinenija: v 30 t. / K. Marks, F. Jengel's. - 2-e izd. - M.: Gospolitizdat, 1960. - T. 23. - 907 s.

8. Ermakova E. E. Filosofija / E. E. Ermakova. - M.: Vyssh. shk., Akademija, 1999. - 272 s.

9. Slastenin V. A. Pedagogika: ucheb. posobie / V. A. Slastenin [i dr.]. - 3-e izd. - M.: Shkola-Press, 2000.

- 512 s.

10. Egorov P. R. Koncepcija razvitija inkljuzivnogo obrazovanija v Respublike Saha (Jakutija) // Jakutsk, 2012/ jelektronnyj resurs dostupa: http://sakha.gov.ru/sites/default/files/page/files/2012_05/16/%20%D0%B8 %D0%BD%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D0%B7%D0%B8%D0%B2% D0%BD%D0%BE%D0%B9%20 %D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B%20%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D 0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D0%A0%D0%A1%20(%D0%AF).doc (Data obrashhenija: 12.05.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.