Научная статья на тему 'Исторические особенности польского и литовского национальных характеров на рубеже веков'

Исторические особенности польского и литовского национальных характеров на рубеже веков Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1145
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / РЕСПУБЛИКА ПОЛЬША / ЛИТОВСКАЯ РЕСПУБЛИКА / КУЛЬТУРНАЯ АССИМИЛЯЦИЯ / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Довжик Н.Р.

Национальный характер играет важную роль в формировании национальной идентичности. Население каждой страны обладает психологическими и культурными особенностями. Интерес представляет анализ национального характера поляков и литовцев как объекта и практической категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторические особенности польского и литовского национальных характеров на рубеже веков»

УДК 930.2+392

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛЬСКОГО И ЛИТОВСКОГО НАЦИОНАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРОВ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

© 2016 Н. Р. Довжик

ассистент, аспирант кафедры теории и истории международных отношений, Департамент международных отношений Института социальных и политических

наук

e-mail: nrd.87a,mail.ru Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Национальный характер играет важную роль в формировании национальной идентичности. Население каждой страны обладает психологическими и культурными особенностями. Интерес представляет анализ национального характера поляков и литовцев как объекта и практической категории.

Ключевые слова: национальный характер, Республика Польша, Литовская Республика, культурная ассимиляция, культурно-исторические традиции.

В настоящей статье речь пойдет о некоторых аспектах литовского и польского национальных характеров. Принято считать, что национальный характер выражает специфику образа жизни той или иной этнической общности, проживающей на территории государства, определяет ценности и формирует традиции. Справедливости ради отметим, что национальный характер каждого народа создан высоким эмоциональным напряжением духа, выковавшим политические ценности цивилизации. С помощью обостренных эмоциональных реакций - горя, отчаяния, ликования и восторга - человек преодолевал те могучие силы зла, которые угрожали ему на пути политической истории [Василенко 2008: 165]. Следует различать понятия «национальный характер» и «ментальность», второе служит интегральной характеристикой людей, живущих в конкретной культуре, с особым способом восприятия мира, образом мыслей, иерархией жизненных ценностей, формами бытового и социального поведения [Сергеева 2004: 310]. Таким образом, ментальность - более узкое понятие, отвечающее за мировоззренческую и духовную установки.

Не будет ошибкой сказать, что истоки национального характера неразрывно связаны с геополитическим положением, климатом и историей страны. Если рассматривать характер как совокупность черт, описать их практически невозможно, так как их перечисление уходит в бесконечность. В словаре общественных наук одно определение трактует характер как значение врожденных задатков человека. Другое связывает характер с физиологической конституцией организма. Третье заключает, что в основе характера лежат определенные инстинкты или типы нервной системы. Четвертое связывает его c приобретенными и усвоенными чертами применительно к направленности интересов и склонностей [Gould, Kolb 1964: 83]. Однако все эти термины весьма многозначны и не дают общей картины и собирательного образа национального характера, присущего той или иной общности.

Наиболее верно рассматривать национальный характер не как сумму черт, а как определенную целостную структуру. В основе национального характера лежит некий набор предметов или идей, которые в сознании каждого носителя определенной культуры связаны с определенной гаммой чувств и эмоций. Интерес представляет анализ польского и литовского характеров с позиции влияния особенностей

исторического развития, этнографического и культурного аспектов и формирования языка. Необходимо учитывать и тот факт, что характер любого человека формируется посредством развития государства, передачи из поколения в поколение семейных реликвий и ценностей, следования традициям; немаловажным является родительское воспитание.

Издревле Литва - наиболее этнически плотное государство Балтики. Основы национального характера были заложены еще в древние времена и определялись экологией, географическим положением, политикой и религией. На протяжении двух веков, с XVI по XVIII в., Речь Посполитая объединяла Литву и Польшу, и именно в это время произошло взаимопроникновение двух культур. На протяжении всей истории литовско-польских отношений (от союза в 1385 г. и до последнего раздела в 1795 г.), польская культура и язык были распространены на территории всей Литвы. Языком владели только на уровне высшего сословия - представители дворянства. Во времена русского царизма проводилась политика русификации населения в Литве, в связи с чем использование польского языка было поставлено под запрет [Gordon 1996: 222].

Исторически сложилось, что литовцы - нация земледельцев, которые жили рядом с морем. Историки описывают их как коренастых людей среднего роста, миролюбивых и добродушных, но известных своим необыкновенным мужеством из-за того, что вынуждены были постоянно себя защищать. В мифологии упоминается, что страна разделена на три культурных района, чье взаимодействие напоминает дерево: на западе находятся корни, в центре Литвы - ствол, а на востоке - ветви [Бразаускас 2002: 345]. Таким образом, литовцев традиционно нельзя отнести к динамическим или экспрессивным нациям - они склонны к сдержанности и упорному труду, а в борьбе за республику им свойственны патриотизм, сплоченность, вера в себя и свои силы.

В XX в., получив независимость, Литва стала следовать в лоне создания нового исторического пути. Первый президент Литовской Республики Альгирдас Миколас Бразаускас в своей инаугурационной речи 25 февраля 1993 г. подчеркнул, что в литовцах всегда была борьба за свободу и за свою независимость: «Во все времена жизнь людей Литвы осмысливали и облагораживали три святых понятия: Народ, Родина и Бог. Это нас объединяло, побуждало бороться за свободу страны, сохранило в мире имя Литвы и помогло возродиться государству. Мы все жаждем видеть Литву среди современных, цивилизационных, демократических государств. К сожалению, мы пока что такие, какие есть - отсталые и унылые, подчас злые. Перед глазами -каждодневный труд, требующий трезвого взгляда и смекалки. Прагматических установок и профессионализма. Именно такими особенностями и способностями издревле обладал литовский народ. Его трудолюбия и личной инициативы не смогли удушить даже путы административно-командного хозяйствования...» [Там же: 337]. С обретением независимости правительство Литвы было сосредоточено на создании национальной литовской идентичности [Gordon 1996: 232]. В условиях изменении территориальных границ, которые претерпела Литва на протяжении своей истории, обрести подлинную национальную идентичность сложно. Наряду с этим, в силу большого количества национальных меньшинств на территории государства из числа поляков, русских, украинцев и белорусов, следует заключить, что литовцы как нация также не однородны.

Следующий аспект, на котором следует остановиться, - этнографический. Литовцы этнографически не едины. Нация состоит из четырех этнических групп, которые исторически имели свои собственные районы проживания: аукштейтийцы - на северо-востоке, жемайтийцы - на западе, дзуки - на юго-востоке, и сувалкейчей - на юге. Каждая из этих групп в корне отличается обрядами, национальными одеждами, песнями и, конечно, характером. Дзуки, живущие на юго-востоке, наиболее

экспрессивны, жемайтийцы, на западе, наиболее закрытые, сдержанные и настойчивые. Рациональное мышление, бережливость и аккуратность - отличительные черты большинства аукштейчей. Их склад ума и восприятие мира слегка окрашены лиризмом, который находит выражение в произведениях фольклорного искусства [Гачев 2003: 274].

Слово «этнический» имеет греческое происхождение и первоначально значило «чужие» (outsiders) или «другие» (others) (см.: [Rothscild 1994: 29]). Эксперт по Центральной и Восточной Европе Д. Ротшильд рассматривает этнические группы в государстве как субъект этнополитического конфликта. На примере Литвы представители разных этносов различаются по образу жизни, личностным качествам и чертам характера, и не исключено, что это порождало конфликты. С целью выявления возникновения конфликтных ситуаций, необходимо подвергать анализу состав этнической группы, ее культурные, социальные характеристики, но в рамках данной работы мы такой задачи не ставим и переходим к следующей составляющей, которая играет немаловажную роль в формировании национального характера, - культура и язык. На культуру Литвы оказывали влияние множество других народов, с их традициями и устоями. В разные временные периоды течения истории Литвы ей удавалось сохранить и передать потомкам культуру и традиции древних предков. Сохранились многочисленные напоминания о национальной культуре Литвы, выраженные в древних преданиях, легендах, танцах, песнях, этнических обрядах, традициях, национальных костюмах. Со второй половины Х1Х в. представители литовской интеллигенции начали собирать, записывать и сохранять национальный фольклор. Насчитывается более миллиона примеров устного национального творчества, включающего легенды, сказки, пословицы, поговорки, песни, сохранились также первые книги, напечатанные на литовском языке в XVI в.

Заключаем, что национальная культура Литвы находит свое выражение в преданиях, танцах, этнических обрядах, кухне. Язык является наиболее существенным элементом идентичности литовцев. Они особенно дорожат своим языком -основополагающим фактором самобытности [Касаткина 2004: 47]. В этой связи можно не согласиться с Эленн Гордон, которая считает, что языковая однородность не является достаточным или необходимым маркером нации [Gordon 1996: 217]. Язык, одна из составляющих национальной идентичности, служит символом сплоченности и позволяет народу отождествлять себя с конкретной языковой группой.

Переходя к особенностям национального характера в Польше, следует отметить, что Республику Польша и Литовскую Республику объединяет историческое происхождение, а также тот факт, что язык относится к одной группе -индоевропейской [Амбразас, Вайткявичюте, Валяцкене 1966: 271]. Если литовский язык - это балтийская группа индоевропейской языковой семьи, то польский -лехитская подгруппа западнославянских языков индоевропейской языковой семьи [Василевская, Кароляк 1976: 18]. Согласно историческим источникам, в XVI—XVII вв. польский язык в качестве языка католической церкви и социальной элиты занял доминирующее положение и получил распространение в городах, местечках, дворянских усадьбах Литвы. Помимо этого в окрестностях Вильнюса селились значительные группы поляков, ассимилируя и часть собственно местного населения. В это время польский язык становится господствующим на территории Восточной Европы и Литвы [Квятковский 2003: 216]. Применительно к 90-м гг. XX в. следует отметить, что поляки, проживающие в Литве, сохранили польский язык как родной сильнее, чем поляки, проживающие в других странах бывшего Советского Союза [Gordon 1996: 219]. Польский язык принадлежит к группе славянских языков. Шипящие - характерное для польской фонетики явление. Наличие глагола бытия

«есть» роднит польский Логос с языками Западной Европы и другими индоевропейскими. Если вспомнить историю, то Польша была поделена в разные ее периоды на несколько частей. Поделенная на три части, она проходила три разных школы и прививки иных культур и целостностей и понятий, и, когда после консолидировалась, эти университеты постижения иных наций и принципов вошли как прибыток и богатство широты понимания и культуры. Интересен тот факт, что вежливая форма обращения - pan, panstwo, pani - служит входом в личное пространство человека и сокрушает все барьеры, которые могут возникнуть в процессе общения [Гачев 2003: 249].

Польша - это сокровищница памятников культуры. Здесь проживают гостеприимные люди, строящие современную экономику и заботящиеся о своем наследии. Польшу посещает ежегодно больше десятка миллионов туристов. Каждый турист найдет в Польше что-то интересное для себя. Обилие памятников архитектуры и искусства, музеи, выставки и галереи, театры и концертные залы, международные фестивали музыки, песни, кинофильмов, культура региональных изделий народных промыслов, несомненно, удовлетворят самых требовательных гостей. Если говорить об этнографической составляющей, то польская нация включает кашубов (kaszubi), силезцев (sl^zacy), цыган (romowie), лемков (lemkowie), татар (tatarzy), караимов (karaimi) [Kaszubi].

Стоит отметить в национальном характере поляков особую черту - это религиозность. Они исповедуются, причащаются, вступают в диалог с Богом [Cieciel^g, Haponiuk 2013: 35]. У поляков ярче выражена религиозная идентичность по сравнению с русскими, татарами и евреями, проживающими в Литве. Поляки менее других осознают важность образования, но придают большое значение социальному происхождению и этническим аспектам социальных отношений [Касаткина 2004: 53]. Раскол христианской церкви в 1054 г. на римско-католическую и греко-православную способствовал формированию ряда особенностей как католичества, так и православия. На этом фоне особенно показательно замечание эксперта в области католичества и государственно-церковных отношениях М.П. Мчедлова: католическая церковь всячески заигрывает с национальными чувствами верующих. Ксендзы (священнослужители в католической церкви. - Авт.) внушают полякам, что для них приверженность к католицизму - некий естественный, чуть ли не природный атрибут [Мчедлов 1970: 236-237]. Поляки, в отличие от русских, особо религиозны. Здесь стоит говорить, что религиозные воззрения определяют национальную структуру страны.

Поляки очень ценят свою историю, потому что на протяжении всей истории им приходилось терпеть лишения и унижения и постоянно бороться за свою независимость и свободу. В календаре государственных праздников самое важное место занимает годовщина обретения Польшей независимости в 1918 г., которая отмечается 11 ноября, а также годовщина принятия в 1791 г. первой польской конституции, которая отмечается 3 мая. Исключительно высокая моноэтничность Польши - последствие исторических событий середины XX столетия, радикально изменивших национальную структуру страны, а именно Второй мировой войны (холокоста) и послевоенных изменений европейских границ и связанных с этим массовых перемещений немецкого, польского и украинского населения.

Таким образом, национальный характер вырабатывается в процессе человеческой истории. Нельзя подобрать определенную модель для той или иной нации. Национальный характер - это не только смешение кровей, наследство предков и культур, но и семейные традиции, воспитание и самообразование.

Библиографический список

Амбразас В., Вайткявичюте В., Валяцкене А. Литовский язык. М.: Языки народов СССР, Т. 1. 1966. 414 с.

Бразаускас А. Пять лет Президента. События, воспоминания, мысли. М., 2002.

624 с.

Василенко И. А. Искусство международных переговоров в бизнесе и политике. М.: Научная книга, 2008. 416 с.

Гачев Г. Национальные образы мира. Соседи России: Польша, Литва Эстония. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 384 с.

Касаткина Н.В. Особенности адаптации этнических групп в современной Литве // Социологические исследования. 2004. №5. С. 46-54.

Квятковский Ю. Поляки и польская школа в Литве // Национальные меньшинства в период становления гражданского общества. Вильнюс: Дом национальных общин, 2003.

Мчедлов М. П. Католицизм. М.: Политическая литература, 1970. 265 с.

Сергеева А. Русские. Стереотипы поведения, традиции, ментальность. М.: Флинта: Наука, 2004. 320 с.

Ciecielqg P., Haponiuk M. Weznania Religijne. Stowarzyszenia narodowosciowe i etniczne w Polsce 2009-2011. Glowny Urz^d Statystyczny. Warszawa. 2013. [Сайт]. URL: http://stat.gov.pl/cps/rde/xbcr/gus/oz wyznania_religijne_stow_nar_i_etn_w_pol_2009-2011.pdf (дата обращения: 02.06.2016)

Gordon J. Ellen. The revival of polish national consciousness: A comparative study of Lithuania, Belarus, and Ukraine/Nationalities Papers, 24:2,1996. P. 217-236. [Сайт]. URL: http://www.tandfonline.com/doi/pdf/10.1080/00905999608408439 (дата обращения: 06.07.2016)

Gould J., Kolb W. L. A Dictionary of the Social Sciences. Bd. by. N. Y., 1964. 759 p.

Karolak S., Wasilewska D. Jezyk Polski, PW: Wiedza Powszechna, 1976. 598 с.

Kaszubi. Zjazd Kaszubow [Сайт]. URL: www.kaszubi.pl/polecami/artykul?id=22 (дата обращения 28.06.2016)

Rothschild J. Nationalism and democratization in east Central Europe: Lessons from the past. An essay. Nationalities Papers, 22:1, 1994. 27-34 p. [Сайт]. URL: http://ezproxy.urfu.ru:2127/doi/pdf/10.1080/00905999408408307 (дата обращения 14.05.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.