Научная статья на тему 'Исторические общности казахстанцев и россиян и их социально-политическая роль'

Исторические общности казахстанцев и россиян и их социально-политическая роль Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
242
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ / НАЦИЯ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / СУБЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ СИСТЕМА / МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ / COMMUNITY / THE SOCIO-POLITICAL COMMUNITY / THE NATION / CIVILIZATION / SUB CIVILIZATION SYSTEM / INTER-ETHNIC AND INTER-CONFESSIONAL HARMONY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Томилов Н. А.

Рассматриваются вопросы общей характеристики общностей людей и прежде всего признаков социально-политических (исторических) общностей. Раскрывается сложение исторических общностей россиян и казахстанцев, выявляются их характеристики и социально-политические функции в развитии России и Казахстана, характеризуется сопряженность этих общностей с цивилизационными процессами внутри данных государств и в целом в евразийском пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historic community of Kazakhs and Russians, and their social and political role

Questions of general characteristics of human communities and signs of socio-political (historical) communities are considered in the article. The formation of historical communities of citizens of Kazakhstan and citizens of Russia are explained, it's characteristics and socio-political function in the development of Russia and Kazakhstan are identified, relatedness of these communities with civilizational processes in these countries and in the whole Eurasian space is characterized also.

Текст научной работы на тему «Исторические общности казахстанцев и россиян и их социально-политическая роль»

ИСТОРИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 3. С. 127-132.

УДК 390 Н.А. Томилов

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ КАЗАХСТАНЦЕВ И РОССИЯН И ИХ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ

Рассматриваются вопросы общей характеристики общностей людей и прежде всего признаков социально-политических (исторических) общностей. Раскрывается сложение исторических общностей россиян и казахстанцев, выявляются их характеристики и социально-политические функции в развитии России и Казахстана, характеризуется сопряженность этих общностей с цивилизационными процессами внутри данных государств и в целом в евразийском пространстве.

Ключевые слова: общность, социально-политическая общность, нация, цивилизация, субцивилизационная система, межэтническое и межконфессиональное согласие.

На протяжении Нового и Новейшего времени в истории цивилизованной части человечества усиливались интеграционные процессы в различных областях жизнедеятельности людей. Сегодня в условиях глобализации прежде всего экономической жизни эти процессы приобретают еще более интенсивный характер. С другой стороны, закономерны и дифференцион-ные процессы, разделяющие человечество на различные виды общностей и определяющие политические, экономические, социокультурные пространства с их границами. Изучение возникновения, развития и функционирования этих общностей актуально, так как эти общности в жизни человечества во многом играют ведущую роль, определяют стабильность мирного существования человечества и толерантность межэтнических и межкон-фессиональных отношений внутри таких общностей.

Как правило, такие общности возникают в полиэтническом и нередко в поликонфессиональном пространствах в рамках отдельных государств. В России складывалась и развивалась историческая общность россиян, в Казахстане - общность казахстанцев. Вопросами формирования, развития и функционирования этих общностей занимаются ученые разных научных дисциплин, прежде всего, политологи, социологи, историки, культурологи, философы, этнологи, психологи.

Под общностью нами понимается определенное множество людей, связанных общими социальными, политическими, экономическими и культурными характеристиками (признаками) и территориальными границами. В жизнедеятельности людей могут возникать как однофакторные, так и двухфакторные и многофакторные общности. Примерами однофакторных общностей могут быть конфессиональные, этнические, социально-профессиональные и т. п. общности, примерами двухфакторных общностей - этноконфессиональные, социально-экономические, социально-политические, социокультурные и т. п. общности. В ситуациях длительного взаимодействия групп людей с отличающимися компонентами и формами их жизнедеятельности, как правило, в рамках одного государства возникают и многофакторные общности с достаточно значительным и существенным по содержанию объемом общих черт в различных сферах социальных, экономических, политических и культурных процессов.

И все же, когда речь идет о сложении и функционировании общностей в рамках одного государства, чаще всего их определяют как социальнополитические общности, вкладывая в это понятие широкое значение. В состав признаков таких общностей включают совокупность этнических общностей (этносов и национальных групп), общую (единую) экономику,

© Н.А. Томилов, 2012

государственно-организованное общество, единую территориальную структуру, общие мировоззренческие установки (складываются через системы воспитания и образования), общие ценности и общие явления в культуре, общие интересы, языковую общность (через государственный язык или языки межнационального общения с учетом прав родных языков), общие нормы поведения (с учетом норм поведения в различных этнических и социальных средах), сложившаяся конфессиональная структура с укрепившимся в качестве нормы жизни меж-конфессиональным согласием. И здесь явно заметен многофакторный характер такой общности. Фактически это не только социально-политическая, но и культурная (в т.ч. этнокультурная) общность.

Разработки в российской науке темы социально-политической общности россиян сопрягают эту общность с темой формирования и укрепления российской нации [1]. Так, в понятие «российская нация» вкладывается смысл, что оно олицетворяет «...гражданское единство россиян всех социальнопрофессиональных групп и поколений, политических взглядов, места жительства и других обстоятельств, российскую гражданскую идентичность.» [1]. В.А. Тишков совершенно правомерно и доказательно утверждает, что «... гражданская нация не противоречит существованию этнических наций». И далее он пишет: «Более того, мы делаем фундаментальный вывод, что поддержка и укрепление региональных и этнических сообществ россиян есть одно из важнейших условий формирования российского народа - исторической и социальнополитической общности, которая представляет собой “единство в многообразии”» [2, с. 3]. И эта методологическая установка является базовой при изучении таких общностей, как казахстанцы и россияне.

Действительно, в России (и в современной, и в прошлой) основным видом исторической, а точнее социально-политической, общности являются россияне, или по-другому - российский народ. Эта общность стала результатом совместного проживания и совместной деятельности различных социально-профессиональных слоев, этнических общностей, демографических групп, конфессий и т. д. в рамках российской государственности, с которой эта общность россиян прочно сопряжена. Данная общность обладает многими общими явлениями: общими политическими интересами и целями, образовательными и шире культурными процессами, общими ценностями и в целом нормами поведения, общими мировоззренческими и психологическими установками (общей идеологией), в какой-то мере общими бытовыми условиями жизни (несмотря на значительный диапазон различий в этой сфере), достаточно прочной толерантностью

в межконфессиональных и межэтнических отношениях. Эти общие черты в жизни россиян складывались веками, их объем особенно значительно возрастал на протяжении последних трех столетий, поэтому общность россиян определяется и как историческая общность.

Как мы стремились выше утверждать, в мире существуют и взаимодействуют различные виды общностей - социальные, социально-экономические, социально-политические, социально-культурные с разновидностью этнокультурных общностей, этнические, конфессиональные общности и др. Все они имеют свою структуру и соответственно ряд субобщностей. Но в процессе жизнедеятельности людей они сопряжены друг с другом (все или только какие-то виды общностей) и образуют фактически как бы одну систему. Тем не менее в разных (природных, государственных, экономических и т. д.) условиях жизни людей в исторически сложившихся формах их совместной жизнедеятельности могут превалировать какие-то одни виды общностей. В России имеется значительное разнообразие в социальной, культурной, демографической и т.д. сферах, но много общего (и в какой-то мере единого) прежде всего в социально-политической области, которая определяет наличие общих черт во всех сферах жизнедеятельности россиян. Исходя из этого и ряда других факторов россияне (российский народ) и являются прежде всего социальнополитической общностью.

Такого рода общности напрямую сопряжены и с цивилизационными процессами, в т.ч. и в России. В.В. Путин, будучи президентом Российской Федерации, в своем выступлении перед Федеральным собранием РФ 26 апреля 2007 г. подчеркнул, что «...духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития как политическая и экономическая стабильность». И далее он отметил: «Убежден, общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи - когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом экономических и политических отношений».

Понятие «цивилизация» в науке чаще всего связывается с понятием «культура» и рассматривается «...как форма организации всеобщей социокультурной связи индивидов в целостный организм» [3, с. 24]. В цивилизационных процессах значительна роль как профессиональной, так и народной

культуры, а также как городской, так и сельской культуры. Чтобы поднять страну на более высокий уровень развития цивилизации, необходимо способствовать как сохранению, так и модернизации культуры. В своем «Послании Федеральному собранию Российской Федерации» от 12 ноября 2009 г. президент России Д.А. Медведев подчеркнул, что нужно «помочь созданию необходимой для нормального культурного развития инфраструктурной среды, причем прежде всего в российской провинции» -т. е. в малых городах, поселках и селах [4].

Заметим и то, что цивилизации существуют не только в глобальных формах - межконтинентальных, континентальных, провинциальных, но и в виде областных и региональных субцивилизаций. Такая большая цивилизация как европейская имеет множество разнообразных субконтинентальных и локальных разновидностей культуры. В качестве такой цивилизационной системы выделяется российская цивилизация, а в ней в том числе сибирская цивилизационная система, о которой нам приходилось писать уже не один раз [5-10]. Наша концепция нашла поддержку в научной среде. Так, например, вот что пишет об этом новосибирский ученый Е. А. Тюгашев: «По площади ойкумены и численности населения Сибирь как субцивилизация не уступает многим локальным цивилизациям прошлого. Н. А. Томилов даже предлагает выделять сибирскую цивилизацию» [11, с. 11-12] с присущими ей характерными чертами. В данном случае проблема рассматривается с позиции этнографической и отчасти культурологической наук, поэтому наше понимание цивилизации солидаризируется с подходом тех ученых, которые воспринимают цивилизацию в основном как синоним культуры в ее широком понимании и как уровень развития культуры в ее социокультурном понимании, как пишет об этом, например, Ю. Р. Горелова [12, с. 17-30].

Отметим, что одна и та же социальнополитическая субобщность может входить в состав разных более широкого уровня такого рода общностей. Так, например, такая социальная общность как сибирское казачество является частью социально-политической общности российского казачества. В свою очередь последняя входит в целом в историческую (социально-политическую) общность россиян и является ее субобщностью. Но одновременно сибирское казачество представляет собой и часть социально-культурной общности сибиряков, а в цивилизационном плане образует часть сибирской цивилизации [13, с. 4-11].

С позиции характеристики сибирской цивилизации (а к такой работе в глобальном масштабе еще только предстоит приступить) в ней можно выделить в качестве основных, наиболее общих следующие чер-

ты: 1) полиэтничность культуры; 2) своеобразие культуры, явившееся результатом прямого взаимодействия европейских и азиатских культур (западной и восточной цивилизаций, а шире - Запада и Востока); 3) нахождение ее в качестве субкультуры в составе российской цивилизации, входящей в свою очередь в европейскую цивилизацию как ее субцивилизация; 4) особая сибирская философская мысль.

Этими чертами обладает и социокультурная общность сибирского казачества. Но ей сегодня присущи некоторые отличительные черты, отчасти определяемые стремлением казачества избавиться от гнета прошлого, связанного с гонениями его в советское время. К ним можно отнести, по крайней мере, определенное стремление опираться на ценности православной культуры, на русскую идентичность в этническом план, на военные традиции России самодержавного периода. Мы считаем, что на современном этапе истории казачества - это закономерные явления. Тем не менее, видимо, нужна более прочная интегрированность российского казачества в современное российское общество. И эти процессы должны изучаться учеными разных направлений - политологами, социологами, культурологами, историками, этнографами, психологами, философами и др.

В основу выдвинутых положений о цивилизационных процессах в Сибири легли и исследования омскими учеными этнической истории (включая ее современный этап) и культуры целого ряда коренных народов и национальных групп сибирского региона и отчасти Казахстана. Мы отсылаем читателей к информации об этих исследованиях в Сибири, которая имеется как в монографическом виде [14; 15], так и в отдельных статьях [16-24].

Омские ученые уже три с половиной десятка лет проводят исследования среди казахов и Казахстана, и России [25; 26], а также среди немецкого и русского населения Северного Казахстана. Имеются уже и монографические издания [27-29]. Кроме того, состоялось несколько защит кандидатских диссертаций по этнологии и музееведению, связанных с изучением этих народов [30-37].

Отметим и тот факт, что многие вопросы по изучению этнических общностей Казахстана и прилегающих районов Сибири (шире - регионов России, где проживают казахи) регулярно обсуждаются на проводимых омскими учреждениями (иногда совместно с казахстанскими учреждениями) научных мероприятиях. Назовем наиболее значимые из них (значимые по составу участников и по содержанию докладов и дискуссий) - это Международная научная конференция «Исламская цивилизация в преддверии XXI века» (к 600-летию ислама в Си-

бири) (1994 г.), XII Международный науч-

ный семинар «Интеграция археологических и этнографических исследований» (Алматы, 2004 г.), Международная научно-практическая конференция «Казахи Омского Прииртышья: история и современность» (Омск, 2007 г.), V Международная научная конференция «Степной край Евразии: историкокультурные взаимодействия и современность» (Караганда, 2007 г.), Международная научно-практическая конференция «Казахи России: история и современность» (Омск, 2009 г.), Международный научно-практический семинар «Казахстан и Россия: научное и культурное взаимодействие и сотрудничество» (Омск, 2010 г.). Вопросы сложения и развития социально-политической общности казахстанцев также обсуждались на этих научных форумах.

В Казахстане сегодня утверждается положение о том, что в этом полиэтничном государстве (здесь проживают граждане 137 национальностей [38] и наиболее многочисленные из них - это казахи, русские, немцы, украинцы, узбеки, уйгуры и др.) ка-захстанцы - это единый народ как социально-политическая общность. О казахстанцах как великом народе говорил и президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев, выступая 15 декабря 2010 г. на торжественном собрании, посвященном Дню независимости РК. При этом он подчеркнул: «Мы в Казахстане создали интегрирующую модель мира и согласия, ядром которой стала Ассамблея народа Казахстана. Путь нашей независимости - это путь ответственности всех 140-ка этносов за судьбу общей Родины. Нам важно передать традиции дружбы и согласия будущим поколениям казахстан-цев» [39].

В научных кругах Казахстана сегодня интенсивно разрабатываются вопросы межэтнического и межконфессионального согласия, консолидации казахстанского общества на основе взаимодействия этнических общностей и мирных отношений между ними, равенства возможностей для проживающих здесь этносов и национальных групп, характера доминирующих партнерских отношений между наиболее многочисленными здесь казахами и русскими и др. Изучаются и задачи укрепления единого казахстанского народа как социальнополитической общности.

Так, С.Т. Сейдуманов отмечает, что изучение и решение такого ряда задач, политики в этой сфере межэтнических и меж-конфессиональных отношений «.учитывает главную тенденцию формирования национальной идентичности и способствует образованию единого народа, где общность судеб выступает главным связующим началом» [38, с. 46].

Тема казахстанцев как социальнополитической общности требует более углуб-

ленного исследования. Необходимо решить задачу периодизации становления и последующего развития этой общности, а также исследовать ее историю по периодам и этапам, выяснить насколько она исторична (или только современна?), дать развернутую (с определением всех черт и признаков) характеристику казахстанцев и т. д. Такого рода исследования необходимы прежде всего с практической стороны дела - нужно преодолевать иной подход к этой проблеме, когда культивируется и казахская национальная идея. По мнению ряда ученых Казахстана, в этом государстве «.существует только одна нация, которую составляют казахи, тогда как все остальные проживающие в республике народы являются диаспорами» [40, с. 97]. Важно выяснить, насколько далеко зашли здесь процессы этнокультурного взаимодействия, возможно ли вести речь об этнокультурной общности или только об этнополитической общности и т. д. В любом случае решение этих задач, безусловно, будет иметь большую роль в воспитании межэтнического сознания в республике [41].

Результативность в таких исследованиях может быть более весомой, если проводить параллельное изучение казахстанской (в РК) и российской (в РФ) социальнополитических общностей.

В заключение выскажем несколько предложений в плане активизации исследований по данной тематике. Неплохо было бы учредить и издавать совместный журнал «Казахстан и Россия» (или «Народы Казахстана и России»), провести Международную научно-практическую конференцию (или даже конгресс) «Народы Казахстана и России», продолжить проведение регулярных (раз в пять лет) Международных научных конгрессов «Этническая история и культура народов Евразии», издавать этнографические книги (или серию) о народах и национальных группах пограничных территорий Казахстана и России, создать в Омске научно-исследовательский Институт истории и социокультурных исследований народов Евразии» (имеется в виду евразийское пространство).

Наверное, правильным будет и регулярное проведение недавно прошедшего в Омске Международного научно-практического семинара «Казахстан и Россия: научное и культурное взаимодействие и сотрудничество», пустив его по городам прежде всего пограничных территорий Казахстана и России.

Когда эта статья была уже подготовлена к печати, 23 января 2012 г. вышла статья основного претендента на пост Президента Российской Федерации В.В. Путина «Россия: национальный вопрос» [42]. Отрадно то, что в этой статье дана откровенная оценка сегодняшней ситуации роста в России межэтнической и межконфессиональной напряженности, достаточно четко обозначены

основные проблемы в национальной политике и поставлены задачи по их решению.

Своевременными представляются предложения В.В. Путина усилить роль образования в приобретении гражданами и особенно мигрантами гуманитарного знания как основы самоидентичности российского народа и создать в федеральных органах власти специальный коллегиальный орган для решения национальных вопросов в стране.

Отметим все же, что среди учебных предметов им названы русский язык, русская литература, отечественная история, и в этот перечень не вошла этнография - наука об историко-культурных общностях, прежде всего о народах, их истории, культуре, социальном развитии и т. д. А ведь именно этнографические знания в первую очередь играют существенную роль в формировании мировоззрения у граждан разных национальностей, направленного на возрастание уважения к истории и культуре народов страны и на укрепление представлений об общности исторических судеб народов России и о россиянах как исторической общности, сложившейся на основе российской цивилизации. О необходимости введения всеобщего этнографического образования в таком многонациональном государстве, как Россия, ученые заявляли не раз в 1980-90-х гг., в том числе и через опубликованную в 1992 г. в журнале «Этнографическое обозрение» резолюцию «Об этнографическом образовании в высшей и средней школе России» [43, с. 138-140].

И еще одно предложение. Конечно, все мы, ученые, поддерживаем идею о необходимости создания системы подготовки профессионалов-этнографов (или этносо-циологов) в сфере высшего образования, с тем чтобы они могли работать в регионах страны как чиновники и успешно справляться с решением задач в области национальной политики, осуществляя прежде всего меры по профилактике межнациональных конфликтов и по стабилизации межнациональных отношений в позитивном направлении. Именно такая категория чиновников (можно сказать, инженеров национальной сферы страны) необходима сегодня и в будущем как для России, так и для других стран СНГ. Как нам представляется, именно они будут способны осуществлять стратегические направления национальной политики - способствовать развитию всех народов, заботиться о межнациональном мире в регионах и стране в целом, укреплять историческую общность россиян.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Российская нация: Становление и этнокультурное многообразие / отв. ред. В. А. Тишков.

М. : Издание Мин-ва регионал. развития РФ и

Ин-та этнологии и антропологии РАН, 2008.

308 с.

[2] Тишков В. А. Введение // Российская нация: Становление и этнокультурное многообразие. М., 2008. С. 3-5.

[3] Кузьмин В. А. Проблемы межцивилизационных взаимодействий // Этносоциальные процессы в Сибири. Новосибирск, 2000. Вып. 3. С. 24-26.

[4] Послание президента России Д. А. Медведева Федеральному собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г. // Парламентская газета. 2009. 13 ноября.

[5] Томилов Н. А. Историко-этнографические общности и место сибирской провинции в ареалах российской и мировой цивилизаций // Этнокультурные взаимодействия в Сибири. Новосибирск, 2003. С. 14-17.

[6] Томилов Н. А. Северо-азиатская культурная провинция и ее место в ареалах российской и мировой цивилизации // Россия и Восток: История и культура. Омск, 1997. С. 158-166.

[7] Томилов Н. А. Сельская культура как звено сибирско-российской цивилизации // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития. Омск, 2010. Ч. 1. С. 43-48.

[8] Томилов Н. А. Сибирская культурная провинция и ее место в российской и мировой цивилизациях // Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. Улан-Удэ, 2000. Т. II. С. 339-347.

[9] Томилов Н. А. Сибирская культурная провинция и ее место в российской и мировой цивилизациях // Сибирский субэтнос: культура, традиции, ментальность. Красноярск, 2006. Вып. 2. Кн. 2. С. 110-120.

[10] Томилов Н. А. Сибирская провинция: ее социокультурный потенциал и роль в евразийском культурном поле // Культура и интеллигенция России. Омск, 2006. Ч. 1. С. 7-12.

[11] Тюгашев Е. А. Диалог культур и цивилизаций:

методологический анализ // Этносоциальные процессы в Сибири. Новосибирск, 2007.

Вып. 8. С. 7-13.

[12] Горелова Ю. Р. Культурология. Омск: Изд-во Омск. ин-та предпринимательства и права, 2005. 288 с.

[13] См. об этом: Жигунова М. А., Томилов Н. А. Феномен казачества и его роль в российском обществе // Сибирское казачество: история и современность. Омск, 2011. С. 4-11.

[14] Захарова И. В., Томилов Н. А. Этнографические научные центры Западной Сибири середины XIX - начала XXI века. Омский этнографический центр / отв. ред. В. П. Корзун,

B. И. Матющенко. Омск : Ид «Наука», 2007. 400 с.

[15] Томилов Н. А. Народная культура городского населения Сибири: Очерки историографии и теории историко-этнографических исследований / отв. ред. В. П. Корзун. Омск : ИД «Наука», 2010. 164 с.

[16] Алисов Д. А., Томилов Н. А. Научная и научноорганизационная деятельность Сибирского филиала Российского института культурологии за 15 лет // Культурологические исследования в Сибири. 2008. № 2. С. 11-27.

[17] Бережнова М. Л., Томилов Н. А. Слово о кафедре // Народы и культуры Сибири: изучение, музеефикация, преподавание. Омск, 2005.

C. 5-24.

[18] Корусенко С. Н., Смирнова Е. Ю., Томилов Н. А. Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН в 2006-2010 годах // Культурологические исследования в Сибири. 2011. № 2. С. 7-13.

[19] Корусенко С. Н., Смирнова Т. Б., Томилов Н. А. Омскому этнографическому научному центру 35 лет // Вестник Омского университета. 2011. № 1. С. 266-269.

[20] Смирнова Е. Ю. Список научных трудов омских этнографов (1999-2004 годы) // Народы и культуры Сибири: изучение, музеефикация, преподавание. Омск, 2005. С. 348-473.

[21] Смирнова Е. Ю., Томилов Н. А. Научные издания Омского филиала Института археологии и этнографии СО РАН 2006-2010 годов // Культурологические исследования в Сибири. 2011. № 2. С. 22-26.

[22] Томилов Н. А. Омский научный этнографический центр и его теоретические исследования // Феномен идентичности в современном гуманитарном знании. К 70-летию академика

B. А. Тишкова. М., 2011. С. 319-336.

[23] Томилов Н. А., Жигунова М. Омский научный этнографический центр: штрихи к портрету // Антропология академической жизни: междисциплинарные исследования. М., 2010. Т. II.

C. 285-295.

[24] Томилов Н. А., Смирнова Е. Ю. Научные издания, подготовленные омскими этнографами (1999-2005 годы) // Народы и культуры Сибири: изучение, музеефикация, преподавание. Омск, 2005. С. 334-347.

[25] Ахметова Ш. К., Томилов Н. А. Казахи Западной Сибири в исследованиях российских и казахстанских ученых XIX - начала XXI веков // Казахи России: история и современность. Омск, 2010. Т. 1. С. 35-49.

[26] Ахметова Ш. К., Томилов Н. А. Чокан Валиха-нов и этнографическая наука в Омске // Жизнь и наследие Ч. Ч. Валиханова. Омск, 2010.

С. 21-27.

[27] Ахметова Ш. К. Казахи Западной Сибири и их этнокультурные связи в городской среде / отв. ред. Н. А. Томилов. Новосибирск : Изд-во Инта археологии и этнографии, 2002. 104 с.

[28] Культура казахов в коллекциях Омского государственного историко-краеведческого музея /

В. Б. Богомолов, И. В. Захарова, Н. А. Томилов и др.; гл. ред. серии Н. А. Томилов, отв. ред. тома И. В. Захарова, Н. А. Томилов. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1995. 268 с. (Культура народов мира в этнографических собраниях российских музеев).

[29] Подопригора Ю. И. Немцы Павлоградского Прииртышья / ред. Т. Б. Смирнова, Н. А. Томилов. Алматы, 2010. 160 с.

[30] Ахметова Ш. К. Современные этнические процессы у городских казахов Западной Сибири. Новосибирск, 2001. 21 с.

[31] Дайрабаева А. А. Традиционное орнаментальное искусство казахов степной зоны Западной Сибири конца XIX-XX веков. Омск, 2010. 22 с.

[32] Матвеев А. В. Сухопутные коммуникации и традиционная культура путешествия населения Среднего Прииртышья в XVIII - первой трети XX вв. (по данным этнографии и археологии). Омск, 2003. 19 с.

[33] Подопригора Ю. И. Этнический и конфессиональный состав немцев Павлодарского Прииртышья в XX - начале XXI века. Томск, 2009. 19 с.

[34] Проваторова О. М. Современные этнические процессы у казахов Западной Сибири. Л., 1986. 18 с.

[35] Сарсамбекова А. С. Казахи Западной Сибири и сопредельных территорий Казахстана: этнокультурные связи и процессы (конец XX - начало XXI в.). Томск, 2009. 20 с.

[36] Смагулов Б. К. Погребальный обряд казахов Омской области конца XIX-XX вв. Омск, 2002. 22 с.

[37] Смелякова А. В. Казахские этнографические коллекции в музейных собраниях Западной Сибири. Кемерово, 2009. 23 с.

[38] Сейдуманов С. Т. Казахстанская модель межэтнического согласия на примере г. Алматы // Казахстанская модель межэтнического согласия: состояние и перспективы. Научно-практическая конференция: 26 февраля 2007 г., Алматы. Алматы, 2007. С. 45-50.

[39] Выступление президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева на торжественном собрании, посвященном Дню независимости Республики Казахстан. 15.12.2010 г. URL: http:// www.akorda.kz/ru/speeches/summit_conference_ sittings_meetings/vystuplenie_prezidenta_ respubliki_k.

[40] Кадыржанов Р. К. Национальная идея и национальная политика в современном Казахстане // Казахстанская модель межэтнического согласия: состояние и перспективы. Алматы, 2007. С. 96-106.

[41] Мукажанова А. Ж. Особенности воспитания межнационального согласия казахстанцев // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2009. № 1.

С. 83-88.

[42] Путин В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета. 2012. 23 января. № 7 (5493).

С. 1, 4.

[43] Резолюция Международной научно-практической конференции «Индустриальные тенденции современной эпохи и гуманитарное образование»: «Об этнографическом образовании в высшей и средней школе России». 28 мая 1992 г. Омск // Этнографическое обозрение. 1992. № 6. С. 138-140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.