Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:
Ся Ч. Исторические образцы и современное применение «китайского стиля» в искусстве оформления британского интерьера // Культура и искусство. 2024. № 5. DOI: 10.7256/2454-0625.2024.5.70575 EDN: PTMHKF URL: https://nbpublish.com'llbrary_read_article.php?id=70575
Исторические образцы и современное применение «китайского стиля» в искусстве оформления британского интерьера
Ся Чжунюань
аспирант, кафедра истории и теории искусств, Санкт-Петербургский государственный университет
промышленных технологий и дизайна
191186, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 18 И [email protected]
Статья из рубрики "Архитектура и дизайн"
DOI:
10.7256/2454-0625.2024.5.70575
EDN:
PTMHKF
Дата направления статьи в редакцию:
26-04-2024
Дата публикации:
03-05-2024
Аннотация: «Китайский стиль» — это новая форма соединения китайского и западного стилей, сформировавшаяся на основе западного декоративного искусства после того, как большое количество китайских экспортируемых произведений искусства было импортировано в Европу в XVП-XVПI веках. В статье в качестве отправной точки взята знаменитая британская загородная усадьба XVIII века, а также объединены соответствующие элементы внутреннего убранства, для осуществления анализа влияния китайского дизайна на британские декоративные узоры и декоративные техники. «Китайский стиль» представляет собой инновационное сочетание китайского и западного искусства, основанное на западных декоративных методах. В статье, также проводится анализ влияния стиля «Шинуазри» как нового вида искусства, сочетающего
традиционные китайские элементы с западными формами на британские декоративные методы, с акцентом на конкретное исследование данного феномена. Цель автора данного исследования заключается в изучении и ознакомлении читателей и научного сообщества с развитием и применением «Китайского стиля» в британских декоративных методах оформления интерьеров. Для достижения этой цели автор использует сравнительно-исторический, историко-культурологический методы, иконографический метод описания, а также стилистический анализ, проводит анализ исторических источников: исторических документов, изображений, артефактов и литературы. Методология исследования включает в себя комплексный подход к изучению исторического контекста и его влияния на становление британского интерьера. Эмпирическое обобщение материала позволяет сделать вывод о значимости приведенного исследования и влиянии «Китайского стиля» на современные декоративные методы разработки и дизайна интерьера в Британии. Новизна исследования заключается в применении сочетания методов, анализа исторических форм для изучения данной темы, мало изученной в сегменте российской исторической науки, что позволило получить результаты способные вызвать повышенный интерес к становлению британского интерьера у специалистов. Автор подчеркивает важность умения мастеров дизайна и архитекторов объединять элементы итальянского и британского дизайна для создания уникального интерьера. Особый вклад автора заключается в анализе исторических материалов, практических примеров успешного применения "Китайского стиля" в британских интерьерах, что делает данную статью ценным исследованием для дизайнеров и любителей интерьерного искусства.
Ключевые слова:
китайская комната, китайский стиль, Британия, декоративное искусство, мебельная фурнитура, мебель, современные применения, шинуазри, дизайн интерьера, экзотика
Применение китайского стиля в искусстве оформления британского интерьера является предметом научного исследования, которое заслуживает внимания как специалистов в области дизайна интерьеров, так и исследователей культурных взаимодействий разных областей искусства.
Актуальность данной темы обусловлена не только возрастающим интересом к культурному наследию и искусству китайских, и британских зодчих, дизайнеров, художников, но и потребностью в изучении влияния культурных традиций на современные тенденции в оформлении интерьеров. Не смотря на то, что исследования в области влияния китайского стиля на британский интерьер проводились и ранее, многие аспекты данной темы остаются недостаточно изученными.
Объектом настоящего исследования являются исторические образцы и элементы китайского стиля в британских интерьерах различных эпох, а предметом — современное применение их в дизайне интерьера.
Целью работы является выявление основных черт китайского стиля, его эволюции в контексте развития британского интерьерного искусства, а также определение возможностей его использования в современном дизайне интерьера.
Задачи исследования включают анализ исторических и современных примеров оформления, выявление основных характеристик китайского стиля, а также оценку его потенциала для создания уникальных и по их мотивам современных интерьерных
решении.
Широкое распространение китайского стиля в британских усадьбах XVIII века тесно связано с королевскими традициями, аристократическим строем и торговой экспансией Ост-Индской компании. Загородные усадьбы были не только местом, где дворяне могли продемонстрировать свое богатство и статус, и насладиться живописными пейзажами, но и способом усилить свое политическое и социальное влияние путем приема королевской семьи, охоты, пиршеств и т. д. Несмотря на влияние Италии и Франции на развитие европейского декоративного искусства, ведущую роль в архитектуре и декоративном убранстве усадьбы сыграли британские архитекторы и местные дизайнеры, вернувшиеся из путешествий по Азии и Востоку. Архитектурный интерьерный дизайн этого времени полностью соответствует стремлению членов аристократического общества к моде и цивилизованной жизни, и отражает сосуществование аутентичности и фантазии в британско-китайском стиле.
Британская загородная усадьба — уникальное архитектурное культурное наследие, играющее очень важную роль в жизни королевской знати, джентльменов и простых людей. Накопление богатства и рост могущества зарождающейся буржуазии привели к
появлению загородных особняков и провинциального дворянства с—^^ Помимо пользования резиденциями в городе, они также имели возможность строить великолепные и роскошные усадьбы в естественной среде нетронутой природы, исходя из собственных эстетических вкусов. Поместья не только отражали богатство, статус, индивидуальность и вкус владельца, но также показывали историю и процветание семьи. Так привилегия знати — «китайские» сады постепенно превращалась в явление массового искусства, характеризующее английскую городскую систему развлечений [2, с--185!. Архитектурные украшения, обстановка и коллекции произведений искусства усадьбы различных стилей в разные периоды также представляли яркую историю культурного обмена между Китаем и Западом, отличную от традиционной истории ис кус с тв а .
Эти сохранившиеся загородные усадьбы несут в себе изысканный художественный стиль, имеют уникальный исторический статус, важное художественное значение и являются ценным активом для изучающих реконструкцию и способы воссоздания загородных поместий.
В Великобритании XVIII века китайский вкус постепенно стал популярен в различных регионах и нашел отражение во всех аспектах культуры, искусства и жизни, охватывая архитектуру, живопись, внутреннюю отделку помещений, музыку, драму, дизайн одежды и книг и другие формы [3, с- 99].
С начала XVII века, на европейский континент начали поступать предметы обихода с драгоценными камнями, кораллами и экзотические произведения искусства, такие как обои, шелк, керамика и лаковые изделия из Китая. Высокая стоимость китайских предметов искусства вдохновила европейских мастеров к подражанию изысканным оригиналам, и их копированию используя свои методы производства декора. Это направление называется «китайским стилем», дизайном в китайском стиле или восточным вкусом, или по-французски — «Chinoiserie» [4, с- 2471.
Исследователи данного направления в искусстве не пришли к общему мнению о том, можно ли считать шинуазри самостоятельным стилем и иногда его называют одним из ответвлений стиля рококо, с тем отличием, что там использованы пасторальные
10.7256/2454-0625.2024.5.70575 «китайские» сюжеты [5, с 1521.
У жителей Европы преобладали романтические представления о культуре Дальнего Востока и китайском стиле, состоящем из воображаемых экзотических узоров и дорогостоящих материалов. Далекий Китай представлялся страной спокойствия, красоты, роскоши и удовольствия, но именно о таком мире мечтал высший класс Европы XVIII века.
Европейские архитекторы и художники, полюбившие азиатский шик начали проектировать и украшать здания, создавать элементы интерьера в китайском стиле, но не сразу смогли полностью воспринять канонические основы архитектуры и искусства Китая, и, в конечном счете, скорее олицетворяли собственные интерпретации ориентальной темы [6, с 565].
Тенденция к оформлению интерьеров в китайском стиле достигла своего пика между 1750 и 1765 годами, тем самым поглотив декоративное искусство рококо, которое также являло собой легкость и асимметрию.
С появлением китайского стиля по всей Европе при планировании жилого интерьера появилось большое количество так называемых «китайских комнат». По-настоящему пригодных для жизни, зданий в китайском стиле в XVIII веке было не так много, но королевский двор и высший класс британского общества часто создавали одну или несколько китайских комнат во дворцах, усадьбах или в своих особняках. Знати нравилось устраивать спальни, и в основном женские гардеробные в китайском стиле. Кроме того, украшения в китайском стиле часто появлялись во внутренних помещениях поместий, таких как музыкальные залы и салоны. Наибольшее распространение получили так называемые «лаковые комнаты» отделанные множественным лаковым декором и «фарфоровые комнаты», украшенные китайским фарфором и узорчатой керамической плиткой. Распространение получили обои или фрески, изготовленные в китайском стиле, а также инкрустированная, золоченая китайская мебель, импортированная с Востока или произведенная в Европе.
Китайский стиль привнес в европейское внутреннее пространство рококо XVIII века более элегантную и изысканную романтическую атмосферу и неторопливый уникальный пасторальный дух.
Влияние китайского стиля на британский интерьер, внутреннюю мебель и украшения происходило главным образом за счет имитации формы и оформления китайских произведений искусства, а также использования соответствующих популярных в то время материалов.
Декоративное искусство периода британского рококо имело ярко выраженный китайский колорит. В нем отображаются китайские иероглифы, пейзажи, животные и растения и другие декоративные узоры. Архитекторы и декораторы того времени также частично опираются на восточные художественные особенности с точки зрения подбора цвета и
композиции [7, с—Большое количество декоративных узоров в китайском стиле используется в интерьере, что отражается в резьбе, обоях или различной мебели в гостиной, спальне или гардеробной, таких как природные пейзажи, неровные горные дороги, золотые ивы, буддистские пагоды, воображаемые китайские иероглифы или экзотические птицы и звери, драконы, птицы киви. Этот декоративный стиль, сочетающий в себе китайский и западный стили, обладает сильным неповторимым эффектом и уникальной привлекательностью.
Резьба по гипсу, являющаяся одной из основных декоративных техник периода британского рококо, полностью формирует кривые плоскости с мягким изгибом, облегчая даже громоздкие элементы архитектурного декора. Этот декоративный прием чаще всего применялся на дверях, зеркалах и украшениях рам, колонн внутри помещений.
Британские декораторы XVIII века использовали гипсовые резные элементы, которые лучше всего отражали творческую мысль при проектировании интерьера. Так в доме Клейдон в Бакингемшире строительство, которого продолжалось на протяжении двух десятилетий, и было окончено в 1771 году, сохранился самый аристократический и творческий интерьер в китайском стиле XVIII века в Великобритании.Особняк был известен своей преувеличенной и эксцентричной резьбой, созданной Люком Лайтфутом, который был архитектором, каменщиком, инспектором работ и резчиком по дереву в Клейдоне. Оформитель, опираясь на архитектурный вид китайских пагод, различные узоры оконных стекол и человеческие фигуры, добавлял свою романтическую фантазию.
В воображении европейских дизайнеров представлялись китайские здания с перевернутыми карнизами и изменчивыми извилистыми изгибами декоративных узоров. Большое количество меандрических гипсовых украшений сочетаются с мебелью и живописными узорами в китайском стиле.
Европейские аристократы имели давнюю традицию украшать свои стены тканями, такими как гобелены, вышивкой и парчовыми тканями. Китай же предложил такое новшество как обои, которые начали экспортироваться в Европу в конце XVII века. Обои и фрески поставлялись в комплектах и часто объединялись в коллажи, чтобы сформировать непрерывное изображение на стене. Большинство из них использовали светлый молочно-белый, бежевый, светло-зеленый, светло-розовый в качестве цвета фона, а пастельные цвета применялись для изображения цветов, птиц, деревьев, нестандартных сцен часто выражая неторопливые пасторальные чувства. Эти обои в китайском стиле, наполненные богатыми восточными настроениями, придают искусству рококо элементы экзотики [8, с- 84].
Великобритания являлась самым крупным производителем обоев в Европе, где сохранилось множество комнат, украшенных китайскими обоями. Nostell Priory — Палладианский дом в Ностелле, Западный Йоркшир датируется 1733 годом и был построен для семьи Винн на месте средневекового монастыря, где имеется большое количество обоев в китайском стиле. Эти обои сочетают в себе необычные цветы, деревья, птиц и бабочек с пейзажными темами, отображенными на светлом фоне, который в основном передает сцены из жизни китайцев, посещающих экзотические сады. Изображения на обоях свежие, естественные, яркие и элегантные, в полной мере выражающие «китайское настроение» отдыха, природы, покоя и радости. Однако по сравнению с редкими китайскими обоями, обои в китайском стиле с декоративными мотивами, созданные британцами, имеют более насыщенный рисунок с большим количеством художественных элементов. Например, деревья кажутся более искривленными, их ветви и листья толще, а пропорции цветов, птиц и бабочек преувеличены, что придает этому стилю экстравагантный и эффектный экзотический вид. В самых эксклюзивных резиденциях Соединенного Королевства китайские обои сочетают в себе экзотическую мистику Востока с изысканной британской чувственностью.
Британская мебель и интерьеры в китайском стиле XVIII в. широко использовали в китайском архитектурном убранстве [9, с 2111. Декоративные узоры оконных решеток, называемые на английском языке «резьбой» или «решеткой», часто встречаются в традиционных китайских окнах, перегородках, перилах, а также в украшениях интерьера
и мебели. Такие гибкие геометрические узоры являются одним из символов традиционного китайского декоративного искусства, а также важным элементом дизайна в британском китайском стиле.
В 1740 году Томасом Чиппендейлом (1718-1779) — крупнейшим мастером английского мебельного искусства эпохи рококо и раннего неоклассицизма было спроектировано большое количество мебели в китайском стиле. В основе мебели Чиппендейла лежит простота: мебель высокого качества, прочна и практична, но в то же время богато украшена, с уникальными декоративными эффектами. Например, на спинках стульев, кроватях, книжных полках, зеркалах часто вырезались такие изображения, как китайские пагоды, летающие драконы и фениксы, чтобы выразить экзотические обычаи и культуру. В монастырском доме Nostell Priory в Йоркшире сохранилась спальня в китайском стиле, спроектированная Томасом Чиппендейлом в 1765 году, где он в полной мере использовал китайские декоративные элементы и объединил их с формой британской мебели. Томас Чиппендейл создал в спальне полный комплект мебели, покрытой зеленым лаком, в сочетании с обоями, расписанными вручную, что является наиболее типичным британским интерьером в стиле шинуазри. Техника напыления золотого порошка использована для передачи пейзажа и фигур в китайском стиле на лаковой поверхности.
Джон Линнелл (1792-1882) английский художник-пейзажист знаменитый скрупулёзной проработкой деталей своих произведений получил известность и как краснодеревщик. Кровать в стиле шинуазри, спроектированная Линнеллом и его отцом Уильямом, который был резчиком по дереву и позолотчиком в 1754 году в настоящее время, являя уникальный образец мастерства изготовителей, выставлена в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Эта кровать странной формы представляет собой умелое сочетание традиционной китайской кровати с балдахином и конструкции в виде беседки. Причудливая форма кровати была вдохновлена китайскими пагодами и беседками для отдыха на природе. Материал каркаса — бук, окрашенный красным и темно-синим лаком, и покрытый позолотой, еще больше подчеркивает темперамент, и неповторимый шарм кровати. Задняя панель с узором напоминает садовые чайные павильоны, построенные в китайском стиле и встречающиеся в больших садах по всей Великобритании и Европе примерно с 1730 года. Высокий навес в форме беседки украшен позолоченными резными фигурками летающих драконов в четырех углах кровати.
Это один из самых эффектных и великолепных дизайнерских решений в британском китайском стиле [10, с- 17].
Помимо изучения и подражания традиционным китайским декоративным узорам и формам, британские дизайнеры и мастера также провели углубленные исследования декоративных техник и росписи из Китая.
В XVII-XVIII веках Китай ввозил в Европу большое количество лаковой мебели, в том числе различных шкафов, шкатулок, ширм, которые высоко ценились в Европе и становились коллекционными сокровищами. Большая часть этой мебели окрашена черным лаком и золотом и украшена такими узорами, как пейзажи, дворовые фигуры, цветы, птицы, бамбук, камни или народные сказки. Китайский лак представляет собой краску, изготовленную из сока или других смол коры лаковых деревьев. Нанесенный на
деревянную посуду он может предотвратить гниение и усилить блеск ———61]. Оформление лаковой мебели создавало ощущение роскоши и оказывало значительное влияние на европейское декоративное мастерство. Например, лаковая посуда
провинции Фуцзянь популярна в Великобритании уже с середины XVII века. Английские мастера-мебельщики подробно изучили китайскую технологию изготовления лака и выборочно осваивали и совершенствовали ее на основе копирования и производства, разрабатывая технологию изготовления лаковых изделий, отличную от восточной технической системы.
В середине-конце XVIII века уже начал преобладать неоклассицизм, а европейские ученые-гуманисты считали все неклассические и неевропейские достижения нецивилизованными и вульгарными. Китайский стиль постепенно приходил в упадок, но
китайские элементы все еще были тесно связаны с готикой и даже классикой [12, с- 61]. Лишь в середине XIX века, после Опиумной войны, китайский стиль в Европе резко пришел в упадок. Основная причина этого заключалась в том, что Китай потерпел поражение в конкуренции с Западом, а отношение европейцев к Китаю и его культуре становилось все более негативным.
Из-за изменений в собственном художественном стиле Европы и глубоком понимании традиционного китайского декоративного искусства, дизайн в китайском стиле продолжал меняться с течением времени. Поскольку европейцы, не в полной мере понимали сакральный смысл китайского декоративного искусства, большинству китайских элементов в их вторичном воплощении придавалось не только вычурное романтическое, но и преувеличенное исполнение в материале.
Благодаря постоянному углублению политики открытости Китая внешнему миру и культурному обмену, традиционный художественный стиль Китая проявляется на современной международной арене в аутентичном виде. В мире дизайна интерьера открывается новый китайский стиль, где классические китайские декоративные элементы, отчасти поглощают классические европейские дизайнерские решения и изменяют их. Помимо определенного упрощения и редизайна, традиционные китайские декоративные элементы часто изготавливаются с помощью современных технологий или материалов, чтобы достичь баланса между современностью и классицизмом в дизайне внутренней среды. Китайский стиль в дизайне, общего пространства, элементах декора, мебели, светильников из бамбука с папирусной бумагой отражает современность в традициях неорококо и классицизм в современности.
Обобщая данные исследования, можно сделать вывод, что китайский стиль имеет значительное влияние на британское и западное искусство оформления интерьеров. С точки зрения исследования, китайский стиль представляет собой уникальную комбинацию традиционных элементов и современных тенденций, которая привлекает внимание дизайнеров и потребителей.
Традиционные восточные декоративные узоры и приемы принесли новое вдохновение британским дизайнерам и сыграли незаменимую роль в обогащении естественных чувств и разнообразии художественных стилей декоративного искусства рококо того времени.
Автор считает, что китайский стиль обладает особым очарованием и элегантностью, который привлекает людей со всего мира. Он отмечает, что китайский стиль может быть успешно применен в различных типах интерьеров, от классических до современных, добавляя уникальность и изысканность.
Материалы исследования, подтверждают факт того, что китайский стиль в достаточно сильной мере, повлиял на британское и западное искусство оформления интерьеров в различных аспектах в весьма продолжительный исторический период, а также на современное видение интерьера в британском обществе.
Во-первых, использование традиционных китайских элементов, таких как шинуазри, предполагает создание соответствующей атмосферы уюта и гармонии с природой.
Во-вторых, китайский стиль вносит свежий взгляд на современный дизайн интерьера, добавляя экзотические и оригинальные элементы.
В результате, дизайн в китайском стиле становится все более популярным в британском и западном искусстве оформления интерьеров. Он предлагает новые возможности для экспериментов и творчества, позволяя создавать уникальные и привлекательные пространства. Китайский стиль также способствует обогащению культурного наследия и расширению границ дизайна.
Влияние шинуазри, на британский и вообще западный стиль дизайна интерьера неоспоримо. Шинуазри придает интерьерам особый характер и уникальность. Его использование позволяет создавать атмосферу спокойствия и гармонии, а также добавлять яркие акценты и цветовые сочетания. Изысканные загородные усадьбы, сохранившиеся до наших дней, свидетельствуют о фанатичном стремлении британцев к восточному искусству на протяжении столетия. Однако дизайн китайского стиля в то время казался слишком преувеличенным и сложным, и не было глубокого понимания выражения его художественной формы. Кроме того, эстетический вкус самого китайского стиля также претерпел соответствующие изменения с течением времени.
На протяжении XVII-XVIII веков и на современном историческом этапе китайский стиль претерпевал периоды взлета, и падения, но во все периоды немаловажным был экономический вопрос. После того, как большое количество китайских товаров было продано в Европу, европейские местные производители текстиля, керамики и мебели серьезно пострадали. В этой ситуации некоторые европейские страны последовательно ввели политику поддержки и финансирования местных предприятий, продвигая местную ремесленную промышленность и ее развитие.
Автор считает, что взлет и падение китайского стиля в Европе связан не только с тем, как европейцы воспринимают иностранные культуры за пределами Европы (особенно Азии), но также и с тем, как они смотрят на свои собственные культурные традиции.
Подтверждая актуальность настоящего исследования, помимо возрождения темы влияния китайской культуры на европейскую, также поднимается вопрос современного культурно-экономического интенсивного развития Запада и Востока как следствия продуктивного равноправного диалога культур. Открытое отношение, интерес и энтузиазм к исследованиям, проявленные в истории европейской и китайской культуры, по-прежнему необходимы для культурного обмена и сотрудничества между Китаем и Западом в нынешней не простой политико-экономической ситуации.
Исследование показало, что «китайский стиль» является важным элементом современного британского и западного дизайна интерьера и предполагает новые возможности для творчества и экспериментов, а также позволяет олицетворить уникальность и индивидуальность каждого пространства. Использование китайского стиля в дизайне интерьера позволяет обогатить культурное наследие Великобритании и дать новый толчок к исследованиям в данной области дизайнерского искусства.
Библиография
1. Ю Сяохун, Ли Цзянсяо. Декоративные узоры классической мебели // Издательство Пресса китайской архитектурной индустрии, 2011. № 8. С. 22-24.
2. Джекобсон Д. Китайский стиль // «Искусство - XXI век», 2021. - 239 с.
3. Лесли Пина. Мебель в истории: 3000 г. до н. э.- 2000 г. н. э. // Нью-Джерси: Прентис Холл, 2-е исправленное издание, 2009 г. С. 97-100.
4. Джудит Миллер. Мебель: мировые стили от классики до современности // Лондон: Издательство Дорлинга Киндерсли, 2005. С. 245-280.
5. Виноградова Н. А., Николаева Н. С. Малая история искусств. Искусство стран Дальнего Востока // Москва, 1979. 374 с.
6. Власов В. Г. Стили в искусстве Словарь: архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура в 3 томах // СПб.: Кольна, 1995, Т.1. 672 с.
7. Юань Сюаньпин. Дизайн в китайском стиле в Европе в XVII и XVIII веках. Сучжоу: Университет Сучжоу, выпуск 4. 2005. 255 с.
8. Франческо Морена, перевод Гун Чжиюня и Цянь Даня: «Китайский стиль-влияние Китая на европейское искусство с XIII по XIX века» // Шанхайское издательство живописи и каллиграфии, 2022. 233 с.
9. Чжан Лань. Влияние мебели династии Мин на современный европейский дизайн // Разработка упаковки, выпуск 28. 2007. С. 211-212.
10. Ян Тин. Мебель в стиле рококо в крупнейших странах Европы // Журнал Мебель и интерьер. 2022, № 6. С. 11-212.
11. Ван Жу. Влияние китайского декоративно-прикладного искусства на западную внутреннюю среду в XVII и XVIII веках // Художественное исследование, № 1. 2010. С. 60-64.
12. Ван Мэйянь. Китайский стиль западной мебели в XVIII веке //Мебель и декор интерьера, № 11. 2024. С. 48-74.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Предметом исследования в представленной для публикации в журнале «Культура и искусство» статье, как представил автор в заголовке («Исторические образцы и современное применение «китайского стиля» в искусстве оформления британского интерьера»), является совокупность исторических образцов «китайского стиля» в искусстве оформления британского интерьера. Соответственно, искусство оформления британского интерьера выбрана автором в качестве объекта исследования. Представленная работа имеет сильные и слабые стороны.
К сильной стороне следует отнести совокупность примеров исторических образцов «китайского стиля» в искусстве оформления британского интерьера, по большей степени относящихся к XVIII в. Автор вполне аргументировано раскрывает стилистические особенности Chinoiserie (шинуазри) в оформлении британского интерьера, а также культурное влияние Китая на европейское рококо и элементы формирующегося классицизма в дизайне интерьера. Рецензент обращает внимание, что авторская позиция вполне обосновано вскрывает односторонность западной традиции теории и истории дизайна, заключающуюся в отрицании дизайна в культуре других народов вплоть до его «изобретения» в США в начале XX в. И у некоторых российских теоретиков существует ложный стереотип подмены практики дизайна, уходящей в глубину веков обозримой истории человечества, началом его теоретической рефлексии на рубеже XIX-XX вв. Подобная подмена формирует ложное представление, что дизайн вообще исключительно западное изобретение, хотя испокон веков человек окружал свое жилище и обыденные вещи художественными решениями совмещения
функциональности, эстетики и символики. Таким образом, автор вполне аргументировано вступает в острую теоретическую дискуссию по спорным вопросам сущности и истории дизайна интерьера.
Наиболее слабым местом представленной статьи является её непродуманная структура. Автор начинает свое повествование, не представив должным образом во введении программы исследования (научная проблема и её актуальность, степень изученности в науке выбранной автором темы, объект и предмет, цель и задачи исследования, методы решения поставленных научно-познавательных задач). Начав с Британии XVIII в., автор резко перескакивает на французское рококо, не пояснив читателю необходимость такого маневра. Не отличается последовательностью и основная (аналитическая) часть статьи: к примеру, упомянув работу Томаса Чиппендейла, автор анализирует далее труд Джона Линнелла, за тем вскрывает некоторые общие моменты культурного влияния Китая на Европу и вновь обращается к представлению читателю Томаса Чиппендейла. Рецензент обращает внимание, что подобная путаница возникает по причине отсутствия четкой программы исследования, поэтому рекомендует автору при доработке статьи её продумать и изложить во введении, а в основной части статьи следовать запрограммированной последовательности и логике.
Методологии исследования автор вообще не уделяет внимания. А ведь именно релевантность выбранных методов поставленным задачам позволяет верифицировать полученный результат как научный. Так что автору необходимо уделить при доработке статьи особое внимание научно-методическому сопровождению запланированной публикации.
Актуальность выбранной темы автор читателю не поясняет, что тоже упущение. Рецензент, в частности, обращает внимание, что евро-атлантический тренд преподнесения мирового развития как расширения культурного влияния с Запада на Восток весьма сомнителен, учитывая, что интенсивное развитие и Запада, и Востока всегда было следствием продуктивного равноправного диалога культур, обеспечивающего взаимное влияние.
Научная новизна в некоторой степени присутствует в работе, но слабо выражена в итоговом выводе.
Стиль текста в целом автором выдержан научный, хотя рецензент обращает внимание автора, что к оформлению упомянутых годов и веков существуют строгие редакционные требования (см. https://nbpublish.com/camag/info_106.html). Структура статьи, как отмечено выше, также нуждается в доработке.
Библиография отражает предметную область исследования несколько односторонне: 1) в большей степени представлена литература китайских авторов (7 из 10), хотя речь идет о моде на дизайн интерьера в Британии, отсутствие интереса автора к исследованиям британских ученых культуры своей страны настораживает; 2) нет литературы по тема за последние 3-5 лет, что подрывает доверие к научной новизне представленного исследования. Кроме того, стиль оформления списка литературы не соответствует требованиям редакции и ГОСТа.
Апелляция к оппонентам в целом вполне корректна, автор достаточно аргументировано вступает в острую теоретическую дискуссию по спорным вопросам сущности и истории дизайна интерьера.
Учитывая высокую степень актуальности выбранной автором темы, после доработки статья будет интерес для читательской аудитории журнала «Культура и искусство».