Научная статья на тему 'Исторические и современные аспекты отечественной педиатрической витаминологии'

Исторические и современные аспекты отечественной педиатрической витаминологии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1191
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИТАМИНЫ / МИКРОЭЛЕМЕНТЫ / СВОЙСТВА / ПОТРЕБНОСТЬ / ДЕФИЦИТ / ЛЕЧЕНИЕ / ДЕТИ / VITAMINS / MICROELEMENTS / PROPERTIES / NEED / DEFICIENCY / TREATMENT / CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Громова Ольга Алексеевна

В СТАТЬЕ ИЗЛАГАЕТСЯ ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ВИТАМИНОЛОГИИ КАК НАУКИ В НАШЕЙ СТРАНЕ. В ДОСТУПНОЙ ФОРМЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ СВОЙСТВА ВИТАМИНОВ И МИКРОЭЛЕМЕНТОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ ДОСТАТОЧНОГО СОДЕРЖАНИЯ В ОРГАНИЗМЕ, И СОСТОЯНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕСЯ В СЛУЧАЕ ИХ ДЕФИЦИТА. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СТАТЬИ ПОСВЯЩЕНА ВОСПОЛНЕНИЮ ВИТАМИНОВ И МИКРОЭЛЕМЕНТОВ ПРИ ИХ НЕДОСТАТОЧНОМ СОДЕРЖАНИИ В ОРГАНИЗМЕ. ЭТО ИМЕННО ТА ОБЛАСТЬ МЕДИЦИНЫ, ГДЕ ТАК АКТУАЛЬНЫ СЛОВА АЛЬБЕРТА ИМРЕ СЕНТ ДЪЕРДИ «СПОСОБНОСТИ ПОРОЖДАЮТ ПОТРЕБНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭТИ СПОСОБНОСТИ...»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND MODERN ASPECTS OF RUSSIAN PEDIATRIC VITAMINOLOGY

THE ARTICLE DESCRIBES THE HISTORY OF ESTABLISHMENT OF VITAMINOLOGY AS A SCIENCE IN RUSSIA. PROPERTIES OF VITAMINS AND MICROELEMENTS DETERMINING THE NECESSITY OF THEIR PRESENCE IN THE ORGANISM AND STATES WHICH DEVELOP IN CASE OF THEIR DEFICIENCY, ARE DESCRIBED IN A TRANSPARENT AND CLEAR FORM. THE MAIN PART OF THE ARTICLE IS DEVOTED TO REPLACEMENT OF VITAMINS AND MICROELEMENTS IN CASE OF THEIR INSUFFICIENT CONTENT LEVEL IN THE ORGANISM. IT IS THE FIELD OF MEDICINE WHERE ALBERT IMRE SZENT-GYORGYI'S WORDS: CAPABILITIES INDUCE THE NEED TO USE THESE CAPABILITIES...» ARE ESPECIALLY RELEVANT.

Текст научной работы на тему «Исторические и современные аспекты отечественной педиатрической витаминологии»

Є

Лекция

О.А. Громова

Ивановская государственная медицинская академия

Исторические и современные аспекты отечественной педиатрической витаминологии

В СТАТЬЕ ИЗЛАГАЕТСЯ ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ВИТАМИНОЛОГИИ КАК НАУКИ В НАШЕЙ СТРАНЕ. В ДОСТУПНОЙ ФОРМЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ СВОЙСТВА ВИТАМИНОВ И МИКРОЭЛЕМЕНТОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ ДОСТАТОЧНОГО СОДЕРЖАНИЯ В ОРГАНИЗМЕ, И СОСТОЯНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕСЯ В СЛУЧАЕ ИХ ДЕФИЦИТА. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СТАТЬИ ПОСВЯЩЕНА ВОСПОЛНЕНИЮ ВИТАМИНОВ И МИКРОЭЛЕМЕНТОВ ПРИ ИХ НЕДОСТАТОЧНОМ СОДЕРЖАНИИ В ОРГАНИЗМЕ. ЭТО ИМЕННО ТА ОБЛАСТЬ МЕДИЦИНЫ, ГДЕ ТАК АКТУАЛЬНЫ СЛОВА АЛЬБЕРТА ИМРЕ СЕНТ ДЪЕРДИ — «СПОСОБНОСТИ ПОРОЖДАЮТ ПОТРЕБНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭТИ СПОСОБНОСТИ...»

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ВИТАМИНЫ, МИКРОЭЛЕМЕНТЫ, СВОЙСТВА, ПОТРЕБНОСТЬ, ДЕФИЦИТ, ЛЕЧЕНИЕ, ДЕТИ.

Контактная информация:

Громова Ольга Алексеевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры клинической фармакологии Ивановской государственной медицинской академии, научный консультант Российского сателлитного центра Института микроэлементов ЮНЕСКО Адрес: 109652, Москва,

Большой Тишинский пер., д. 26, стр. 15/16, тел. (495) 346-32-75 Статья поступила 07.10.2007 г., принята к печати 25.12.2007 г.

История отечественной витаминологии и микроэлементологии по праву может претендовать на мировые приоритеты в открытиях. Наш соотечественник — выдающийся биохимик и практикующий врач-педиатр Н.И. Лунин в 1880 г. впервые в мире обозначил обнаруженные им и присутствующие в пище в ничтожно малых количествах неизвестные вещества, как абсолютно необходимые для жизни. Печально, но при жизни Н.И. Лунина его открытие не было должным образом оценено. Ему не пришлось продолжить исследовательскую работу. Он стал врачом-педиатром и в этом качестве приобрел известность и авторитет. Журнал «Педиатрия» в 1929 г. посвятил 50-летнему юбилею врачебной, общественной, научной и преподавательской деятельности Н.И. Лунина отдельный номер, целиком составленный из статей его учеников. Примечательно, что только в среде педиатров было хорошо известно, какое выдающееся открытие сделал их коллега в начале своего творческого пути. Советские биохимики-витаминологи личностью Н.И. Лунина не интересовались. Организаторы 1-й Всесоюзной конференции по витаминам, проходившей в Ленинграде в 1934 г., не знали, что Н.И. Лунин в то время жил и работал в том же городе, и даже не пригласили его принять участие в работе конференции [1].

После исследований Н.И. Лунина официально пальма первенства исследований по витаминам перешла в Европу. В 1911 г. Каземир Функ сделал первое сообщение о выделении активного кристаллического вещества из рисовых отрубей, выделил особую химическую группу азотистых соединений, дал им обобщающее название «витамины», проделал гигантскую аналитическую работу, обобщив данные по витаминзависимым заболеваниям (бери-бери, цинга, пеллагра, рахит). Статья К. Функа под названием «Этиология болезней недостаточности» (The etiology of the deficiency diseases) вышла в июне 1912 г.

57

O.A. Gromova

Ivanov State Medical Academy

Historical and modern aspects of Russian pediatric vitaminology

THE ARTICLE DESCRIBES THE HISTORY OF ESTABLISHMENT OF VITAMINOLOGY AS A SCIENCE IN RUSSIA. PROPERTIES OF VITAMINS AND MICROELEMENTS DETERMINING THE NECESSITY OF THEIR PRESENCE IN THE ORGANISM AND STATES WHICH DEVELOP IN CASE OF THEIR DEFICIENCY, ARE DESCRIBED IN A TRANSPARENT AND CLEAR FORM. THE MAIN PART OF THE ARTICLE IS DEVOTED TO REPLACEMENT OF VITAMINS AND MICROELEMENTS IN CASE OF THEIR INSUFFICIENT CONTENT LEVEL IN THE ORGANISM. IT IS THE FIELD OF MEDICINE WHERE ALBERT IMRE SZENT-GYORGYI'S WORDS: «CAPABILITIES INDUCE THE NEED TO USE THESE CAPABILITIES...» ARE ESPECIALLY RELEVANT.

KEY WORDS: VITAMINS, MICROELEMENTS, PROPERTIES, NEED, DEFICIENCY, TREATMENT, CHILDREN.

-e-

Два года спустя К. Функ (1914) издал первую в мире монографию под названием «Витамины» [2, 3]. Что же дальше? Почти одновременно с вышеупомянутой статьей К. Функа, в июле 1912 г., была опубликована большая работа известного английского биохимика Ф.Г. Хопкинса. За открытие витаминов (в т.ч. за работы по выделению водо- и жирорастворимых витаминов) Хопкинс и его коллега Эйкман в 1929 г. были удостоены Нобелевской премии по физиологии и медицине. В своей Нобелевской речи Ф.Г. Хопкинс признал, что самые первые экспериментальные доказательства существования витаминов были получены российским ученым Н.И. Луниным.

В последующем отечественная школа витаминологии по делам своим проявила себя на очень высоком уровне. Но в связи с политической обстановкой в 1920-1990 гг. практически никакие исследования из России не признавались, как приоритетные (аналогично, как и пенициллиновый спор Ермольевой и Флеминга). Советский биохимик Н.А. Бессонов на 5 лет раньше выделил в чистом виде витамин С (1922), нежели гениальный венгерский ученый Альберт Имре Сент-Дъерди (1927). Сент-Дъерди выделил антицинготный витамин из цитрусовых, красного перца и из надпочечников; Н.А. Бессонов — из капустного сока. Нобелевскую премию за открытие витамина С в 1937 году дали Сент-Дъерди — личности поистине планетарного масштаба. В Нобелевской речи ученый с благодарностью перечислил своих российских предшественников — Н.И. Лунина и Н.А. Бессонова [4, 5].

Находясь за «железным занавесом» и после его падения отечественная витаминология всегда была на уровне и активно развивалась. Фундаментальные работы по витаминам выполнены школами академика АМН СССР Б.А. Лаврова, член-корреспондента АМН СССР А.А. Шмидта, профессора Т.Т. Березова, профессора Б.Ф. Коровкина, академика АН СССР А.Н. Баха (в честь которого утверждена международная премия за выдающиеся открытия в области биохимии), академика АН и АНМ СССР А.Н. Опарина (автора теории происхождения жизни на Земле) и др. Последний за отличное выполнение заданий правительства по снабжению Красной Армии витаминными концентратами и предотвращение авитаминозов и гиповитамино-зов в действующей армии в 1944 г. награжден орденом Трудового Красного Знамени по личному приказу И.В. Сталина. Одним из направлений работы лаборатории витаминов и минералов НИИ питания РАМН, возглавляемой д.б.н., профессором В.Б. Спиричевым, является изучение эпидемиологии витаминной обеспеченности россиян, витаминизация жителей различных регионов России, включая беременных женщин и детей. Большую работу в этом направлении проводят Научный центр здоровья детей РАМН, НИИ питания Сибирского отделения РАМН (Красноярск), многие другие научные структуры. По-прежнему активно разрабатываются специальные комплексы витаминов и минералов для профилактики в целом и для решения узконаправленных задач (профилактика заболеваний органа зрения, профилактика рахита, астении, компенсация дефицита цинка, магния, кальция, йода, селена и т.д.).

ПОТРЕБНОСТИ В ВИТАМИНАХ И МИКРОЭЛЕМЕНТАХ

Потребности в витаминах и микроэлементах у Россиян огромны [2, 3, 6-8]. Несмотря на удивительное развитие науки и техники и в ХХ1 веке дефицит витаминов у детей и подростков встречается очень часто. Количество публикаций на эту тему просто ошеломляет. Точную причину дефицита удается обнаружить далеко не всегда. Однако удивительно то, что возрастающий социальный уровень определенной прослойки населения не снижает частоту выявляемых у российских детей витаминных дефицитов.

Так, в некоторых областях только что вошедшей в Евросоюз Литвы в течение зимне-весеннего периода по показателям сыворотки крови было изучено обеспечение школьников аскорбиновой кислотой, р-каротином, витаминами В1, В2 и В6. В результате отмечен гиповитаминоз по всем указанным позициям [9]. При проведении другого исследования установлено, что частота полигиповитаминозов была обусловлена алиментарными факторами, а не нарушенным метаболизмом витаминов, причем и у взрослых и у детей с гастродуоденальной патологией не было выявлено принципиальных различий в обеспечении с пищей витаминами С, В2, В6, А, Е [10]. При исследовании достаточности витаминов у молодых баскетболистов (31 чел. в возрасте 14-16 лет) было установлено, что у 59% девочек и у 77% мальчиков имелся дефицит витаминов группы В! Дефицит витамина Е отмечен у соответственно 24 и 54%. Почти у всех был недостаток каротиноидов, но нормальное содержание витамина С. В целом, девочки-подростки были лучше обеспечены витаминами, чем мальчики [10]. Интересен тот факт, что обеспеченность витаминами снижается, а глубина дефицитов растет к подростковому возрасту. По данным социального опроса, проведенного Госкомстатом РФ, в возрасте до 3 лет 80-90% родителей следят за витаминной обеспеченностью рациона своих детей, к 4-7 годам — эта цифра падает до 40-45%. К подростковому периоду высочайшего накала эмоций и «половодья чувств», рывка в росте и развитии, частота применения витаминно-минеральных комплексов падает до 7-15%. Ряд родителей, отвечая на вопрос о причинах неназначе-ния витаминно-минеральных комплексов, отвечают так: «Ребенок вырос, витамины ему уже не столь нужны, как в младшем возрасте». Педиатрам и родителям взрослеющих детей очень хорошо известен феномен «вечно голодных подростков» — в этом возрасте аппетит, как правило, хороший. Отсутствие рационального питания как такового, по разным причинам (отрицание гиперопеки, отрицание приема эссенциальных микронутриентов) подменяется употреблением жевательной резинки, курением, дебютом употребления пива и алкоголя, злоупотреблением соленой пищей (чипсы и т.д.). В результате дети старшего школьного возраста пополняют «пятую колонну» популяции молодых людей с низкой обеспеченностью и витаминами, и минералами [6, 7, 11].

Следует иметь в виду, что витамин В1, например, является потенциально дефицитным у большинства детей в Российской Федерации, так как этот витамин, содержащийся в основном в зерновых оболочках, почти полностью теряется в процессе очистки зерна и муки. Не многие знают, что наибольшее количество витамина В1 содержится в постной свинине. К антивитаминам биологического происхождения относятся ферменты тиаминазы I и II, вызывающие распад молекулы витамина В1. Они содержатся в листьях черного чая и в самом чае, в сырой рыбе (струганина, кар-пачио из рыбы, соленая рыба и т.д.). Исследования, проведенные в Ивановской государственной медицинской академии Росздрава (ректор — заслуженный деятель науки РФ, д.м.н., профессор Р.Р. Шиляев) совместно с Российским центром Института микроэлементов ЮНЕСКО (директор — академик РАМН, заслуженный деятель науки РФ, д.м.н., профессор, — Е.И. Гусев) в 2001-2007 гг. показали, что наиболее часто встречается у детей в возрасте 4-7 лет, относящихся к группе часто и длительно болеющих, дефицит витамина В1 [7, 11-13].

Доказано, что ежедневное применение поливитаминных комплексов с содержанием в них до 10 витаминов, липое-вой кислоты и метионина приводит к нормализации биохимических показателей витаминной недостаточности у подростков [3]. Исследованиями О.А. Лимановой с соавт.

58

о ^ эоэоэоээо зэоээоэ э

КОМПЛИВИТ • АКТИВ

ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

• Содержит 12 витаминов и 10 минералов

• Сбалансирован с учетом особенностей российского питания

• Содержит железо и йод, необходимые для умственного и физического развития современного школьника

активногота

ребенка

КОМПЛИВИТ-АКТИВ ПОМОГАЕТ РЕБЁНКУ СПРАВИТЬСЯ С НАГРУЗКАМИ И НЕ БОЛЕТЬ

І

КОМПЛИВИТ

актив

12 витаминов (

10 минералов

1 таблетка в день

раннее обуЯН

КОМПЛИВИТ

ВИТАМИНЫ И МИНЕРАЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

актив

12 витаминов

10 минералов

1 таблетка 8 день

Имеются противопоказания. Внимательно ознакомьтесь с инструкцией.

ОАО «Фармстандарт», ОАО «Фармстандарт-УфаВИТА». Тел: +7 (495) 970 00 30. Р. № 002961/01 от 28.07.2006

Фармстандарт)

-Є-

(2005) показано, что простое назначение витаминных комплексов в дозах микронутриентов, соответствующих суточным потребностям у девочек-подростков с нарушением и запаздыванием становления менструальной функции, привело к старту менструаций у 70% девочек; у большинства пациенток была отмечена нормализация гормонального фона. Наиболее часто у больных девушек отмечалась низкая концентрация витаминов В1 и Е. Встречаемость дефицита витаминов В1 и Е в группе исследуемых была почти в 2 раза выше по сравнению с контрольной. Витамины А и В6 определялись на нижней границе возрастной нормы. У каждой обследованной отмечался поливитаминный дефицит, затрагивающий 2-4 витамина (в среднем 2,6 ± 0,8). Исходные значения концентрации витаминов В1, Е, А, С, В6 соответствовали дефициту и регистрировались ниже средней границы нормы. В других исследованиях, проведенных в различных лечебных учреждениях, в т.ч. в больницах у госпитализированных детей (по поводу различных хронических заболеваний), обнаружены поли-гиповитаминозы, развившиеся независимо от сезона, возраста и места жительства. Причиной этого, как установлено, являлась пищевая недостаточность витаминов. Чаще всего выявлялись гиповитаминозы В и А [11]. Витамины не являются лекарствами — это жизненно необходимые для метаболизма вещества. Основатель нового направления в педиатрии — диетологии развития — проф. И.М. Воронцов отмечал: «В детстве и у подростков восприимчивость организма к недостатку того или иного витамина повышена. Хроническая нутритивная недостаточность приводит к изменению программы развития». Комплексное применение витаминов демонстрирует максимальную способность повышать неспецифическую резистентность к вирусам и инфекционным агентам, а также повышать адаптационные возможности [7].

Основным показанием для применения витаминов у детей является их дефицит в организме. Витамины применяются в дозах, близких к естественной суточной потребности. Важно понимать, что потребность в витаминах — эта та доза, которую мы определяем эмпирически. Она соответствует не истинным потребностям ребенка в тех или иных витаминах, а уровню наших знаний и представлений об идеальной дозе на данный период времени в среднем для популяции с учетом возрастных особенностей. Поскольку предварительное определение содержания витаминов в сыворотке крови или в моче трудоемко, дорого и не всегда доступно, витамины назначаются в комплексе, исходя из того, что суточная физиологическая доза имеет определенный диапазон, а для водорастворимых витаминов даже некоторый запас избыточной дозы абсолютно безопасный при курсовом приеме — они метаболизируются и экскре-тируются естественным путем.

ПРИМЕР ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИТАМИНОВ И МИКРОЭЛЕМЕНТОВ

Потребность отечественного рынка в витаминах и микроэлементах огромна [2, 10, 12, 14]. Российское предложение по витаминным и витаминно-минеральным препаратам неуклонно растет для удовлетворения спроса. На период 2008 года различными российскими производителями предложены Аевит, Алфавит, Аэровит, Гексавит, Гендевит, Гептавит, Глутамевит, Декамевит, Квадевит, Олиговит, Пангексавит, Пентовит, Радевит, Ревит, Тетравит, Тетрафолевит, Ундевит, Селмевит, Компливит, Цитравит и новая форма, зарегистрированная в последние годы — Компливит-Актив [15].

Эффективность применения отечественного витаминноминерального препарата Компливит-Актив, разработанного для детей и подростков, доказана в ходе проведения

клинических апробаций [16, 17]. Первоначально, при разработке этого комплекса ставилась задача создать наиболее полный по составу комплекс, при этом учесть наиболее часто встречающиеся в России дефициты витаминов (А, Е, D, В1, В2, В5, В6, Вс, В12, С, Р), макро- и микроэлементов (Са, Mg, Р, Fe, Си, Zn, Мп, ^ I, Se. Исключить из комплекса биоэлементы, дефицит которых не наблюдается на территории России или они единичны (Мо). Обогатить комплекс достаточной, но безопасной дозировкой йода (100 мкг) и ввести композицию селена с наилучшей усвояемостью у детей, проживающих в условиях низкой и очень низкой обеспеченности селеном (10 мкг селена в виде натрия селенита) [14, 18].

Важно отметить, что в указанный комплекс специально введено несколько синергидных комбинаций, в частности, сочетание селена и витамина А (2300 МЕ витамина А в виде ретинола ацетата с селеном (натрия селенит) 10 мкг). Витамин А восстанавливает активность иммунной системы при попадании в организм чужеродных белков. Он необходим для нормального деления тканей, обеспечивающих барьерные функции (эпителий кожи, глаз, пищеварительного тракта, дыхательных, мочевыводящих путей) [7, 19]. При недостатке витамина А эпителиальные клетки становятся плоскими, легко слущиваются (апоптируют), не выполняют пороговых функций. Такой эпителий менее устойчив к инфекции, чем нормально обеспеченный витамином А, поэтому витамин А иногда называют «антиинфекцион-ным витамином».

Селен — антагонист ртути, кадмия и мышьяка — способен защищать организм от этих элементов и радиации, в меньшей степени — от свинца и таллия (в последнем случае особое значение имеет и дефицит витамина Е). При дефиците селена в организме усиленно накапливаются мышьяк, кадмий и ртуть, радиоизотопы. В свою очередь, мышьяк, кадмий, ртуть и радиоактивное облучение усугубляют дефицит селена в организме [2, 12, 14, 18, 19].

Селен потенцирует атитиреоидные эффекты йода [23]. Поэтому для ведения детей и подростков в зонах, эндемичных по йоду, считается оптимальным использование си-нергидной комбинации йода (100 мкг) и селена (10 мкг). Доза селена в количестве 10 мкг безопасна; она дополняет питание до оптимума у детей. Напомним, что оптимальной дозой селена у детей в возрасте 1-6 лет считается 20 мкг в сут, 7-10 лет — 30 мкг в сут, 11-14 лет — 40 мкг в сут [18].

Витамины группы В, входящие в комплекс, действуют синергидно в отношении иммунной системы, в первую очередь, в отношении повышения интенсивности образования антител. При гиповитаминозе В1 наблюдается снижение иммуногенеза по отношению к отдельным антигенам. Влияние на фагоцитоз происходит путем вмешательства в углеводно-фосфорный обмен фагоцитов. Витамин В2 образует часть коферментов флавинмононук-леотида (ФМН) и флавинадениндинуклеотида (ФАД), участвующих в обмене глюкозы и аминокислот. Именно недостаток витамина В2 и пантотеновой кислоты замедляют выработку организмом антител [7]. Дефицит фолиевой кислоты снижает скорость реакции иммунной системы на инородные факторы. Витамин В6 (пиридоксин) необходим для выработки цитокинов, защищающих организм от внедрения чужеродных элементов [7, 24]. Рацион с недостатком пиридоксина приводит не только к анемии, задержке роста, но и к атрофии лимфатической ткани, недостатку лейкоцитов и антител и, как следствие этого, к понижению устойчивости к инфекции [24]. Витамин В12 в нормальных дозах эффективен при нарушении дифференцировки В клеток, снижении числа плазмоцитов, антител; при лейкопении, мегалобластной анемии, рецидивирующих ин-

60

е

фекциях. Одним из основных иммуномоделирующих действий витамина В12 является влияние на обмен нуклеиновых кислот и белков. Дефицит витамина В12 снижает реактивность иммунной системы. В Компливит-Актив входит группа витаминов группы В в физиологических для детей с 6 лет и подростков дозах (витамин В1 — 1 мг, витамин В2 — 1 мг, витамин В5 — 5 мг, витамин В6 — 1,5 мг, фолиевой кислоты — 200 мкг, витамина В12 — 3 мкг).

Дефицит витамина С в России очень актуален и у детей и у подростков. Его распространенность, по данным НИИ питания РАМН, охватывает 70% подростковой популяции [2, 6, 10]. Недостаток витамина С приводит к отчетливому нарушению Т системы иммунитета: задержке реакции защитных средств на сигнал о происшедшем патологическом событии; снижению скорости выработки антител [5]. Дети и подростки при дефиците витамина С чаще болеют ОРИ. Комплекс Компливит-Актив содержит 50 мг аскорбиновой кислоты. Ее действие потенцируется рутозидом — витамином Р — биофлавоноидом — дефицит потребления которого отмечен на всей территории РФ, особенно в осенне-весенний период. Комплексный прием витамина С и витамина Р укрепляет стенки сосудов, в том числе артериол, снижает риск носовых кровотечений, петехий на коже, уменьшает площадь гематомы на месте ушибов и т.д. Это важно для органов с развитой сетью микрососудов (головной мозг, печень, почки, мышцы) [5, 19, 20]. Хочется заметить, что по не совсем понятным причинам витамин Р практически не входит ни в один зарубежный витаминноминеральный комплекс [15]. При этом обеспеченность биофлавоноидами россиян (особенно проживающих в Сибири и на территориях севернее 56-й широты) весьма

отлична от таковой у жителей Средиземноморья (феномен Греческого питания, Французский парадокс) — у россиян наблюдается тенденция к снижению обеспеченности био-флавоноидами, особенно в период с ноября по май.

В ходе клинической апробации указанного отечественного витаминно-минерального комплекса у детей уменьшились симптомы интоксикации, гиповитаминоза, значимо возрос показатель йодурии, снизились потери кальция с мочой. Чрезвычайно важным итогом исследования является установление факта хорошего усвоения витамина А из препарата, который является эссенциальным для линейного роста, работы зрительного анализатора, а также осуществления других жизненно важных функций у растущего ребенка. Несмотря на субнормальный уровень витамина А в крови детей при первом обследовании, установлена значимая взаимосвязь положительной динамики при приеме комплекса для уровня ретинола в крови с нормализацией процессов интерфероногенеза, которые имеют большое значение для поддержания целостности слизистых оболочек, местного и общего иммунитета. Достоверность снижения частоты и выраженности симптомов витаминноминеральной недостаточности у детей в результате приема препарата была высокой (г = 0,6, р = 0,0001) [17].

Таким образом, необходимо отметить, что любой путь витаминизации, включая прием витаминно-минеральных комплексов, а также обогащение витаминами продовольственных продуктов нормализует показатели обеспеченности микронутриентами, обеспечивает профилактический эффект в отношении инфекционных болезней и способствует более быстрому излечению от основного заболевания [16].

61

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Любарев А.Е. Витамины. Биология. — 1998. — № 23. — С. 2-9.

2. Тутельян В.А., Спиричев В.Б., Суханов Б.П., Кудашева В.А. Микронутриенты в питании здорового и больного человека. — М., «Колос». — 2002. — С. 423.

3. Спиричев В.Б. Витамины, витаминоподобные и минеральные вещества. Справочник для провизоров и фармацевтов. — М.,

2005. — С. 239.

4. Девис М., Остин Дж., Патридж Д. Витамин С. Химия и биохимия. Пер. с англ. — М., Медицина, 1999. — С. 232.

5. Громова О.А. Витамин С. Аналитический обзор // Эстетическая медицина. — 2007. — № 1. — С. 13-24.

6. Вржесинская О.А., Переверзева О.Г., Бекетова Н.А. и др. Витаминная обеспеченность у подростков-баскетболистов // Вопросы питания. — 2004. — Т. 73, № 2. — С. 22-24.

7. Громова О.А., Намазова Л.С. Витамины и минералы в современной клинической медицине. — М., Союз педиатров России. — 2003. — С. 57.

8. Коденцова В.М., Вржесинская О.А. Витаминный статус у людей с неинфекционной хронической патологией // Вопросы питания. — 2003. — Т. 72, № 4. — С. 3-8.

9. Пиктелите О.С., Алейник С.И., Якушина Л.М. и др. Пищевая обеспеченность витаминами школьников Литвы // Вопросы питания. — 1992. — № 4. — С. 32-35.

10. Коденцова В.М., Вржесинская О.А. Метаболизм и статус витаминов у пациентов с патологией желудочно-кишечного тракта // Вопросы питания. — 2005. — Т. 74, № 4. — С. 41-45.

11. Лиманова О.А., Громова О.А., Красных Л.П. и др. Возможности коррекции витаминного баланса поливитаминами у дево-чек-подростков с нарушениями менструальной функции // Репродуктивное здоровье детей и подростков. — 2005. — № 4. — С. 63-67.

12. Кудрин А.В., Громова О.А. Микроэлементы в иммунологии и онкологии. Программы института ЮНЕСКО (Библиотека непрерывного врачебного образования). — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. — С. 547.

13. Лиманова О.А., Громова О.А., Федотова Л.Э. и др. Витаминноминеральная коррекция у больных сахарным диабетом 2-го типа // РМЖ. — 2007. — № 7. — С. 53-59.

14. Гмошинский И.В. Селен в питании человека // Современные проблемы физиологии и патологии пищеварения. — 2001. — Т. 11, № 4. — С. 121-127.

15. Справочник ВИДАЛЬ. Лекарственные препараты в России: Издание 14-е, переработанное и дополненное. — М.: Астра-Фарм-Сервис, 2008. — С. 1б3б.

16. Спиричев В.Б., Шатнюк Л.Н., Поздяковский В.М. Обогащение пищевых продуктов витаминами и минеральными веществами. — Новосибирск, 2004. — С. 4б7.

17. Щеплягина Л.А., Болотова Н.В., Кондюрина Е.Г. и др. Эффективность применения витаминно-минерального комплекса Ком-пливит-Актив у детей младшего школьного возраста // Вопросы современной педиатрии. — 2007. — Т. 2, № 2. — С. 51-55.

18. Тутельян В.А., Княжев В.А., Хотимченко С.А. и др. Селен в организме человека. Метаболизм. Антиоксидантные свойства. Роль в канцерогенезе. — М. Изд-во РАМН, — 2002. — С. 219.

19. Меньщикова Е.Б., Ланкин В.З., Зенков Н.К. и др. Окислительный стресс. Прооксиданты и антиоксиданты. — М.: «Слово»,

200б. — С. бб3.

20. Громова О.А., Ребров В.Г. Витамины и канцерогенез // РМЖ. — 2007. — № 9. — С. 34-39.

21. Hurwitz B.E., Klaus J.R., Llabre M.M. et al. Suppression of human immunodeficiency virus type 1 viral load with selenium supplementation: a randomized controlled trial // Arch. Intern. Med. — 2007. — V. 1б7, № 2. — С. 148-154.

22. Thiel R., Fowkes S.W. Can cognitive deterioration associated with Down syndrome be reduced? // Med. Hypotheses. — 2005. — V. б4, № 3. — Р 524-532.

23. Kohrle J. Selenium, the thyroid, and the endocrine system // Endocr. Rev. — 2005. — V. 2б, № 7. — P 944-984.

24. Громова О.А. Магний и пиридоксин: основы знаний. — М., ПротоТип, 200б. — С. 234.

25. Смирнов А.Н. Элементы эндокринной регуляции — М.: ГЭОТАР-Медиа, 200б. — С. 351.

26. Bolander F.F. Vitamins: not just for enzymes // Curr. Opin. Investig. Drugs. — 200б. — V. 7, № 10. — P 912-915.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Cannell J.J., Vieth R., Umhau J.C. et al. Epidemic influenza and vitamin D // Epidemiol. Infect. — 200б. — V. 134, № б. — С. 1129-1940.

О

ПЕДИАТРИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ/ 2008/ ТОМ 5/ № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.