УДК 159.9.01:159.953.5(47+57)"1960—1980"(045)
ББК 74.03
Гашичев Алексей Владимирович
адъюнкт
кафедра гуманитарных, социальных и экономических дисциплин Хабаровский пограничный институт ФСБ России г. Хабаровск Gashichev Aleksey Vladimirovich Applicant for a Degree Faculty of Humanities, Social and Economic Subjects Khabarovsk Border Institute of the Russian Federal Security Service
Khabarovsk
Исторические и социокультурные условия становления идеи развития познавательных интересов личности в советской педагогике в 60—80-е гг. ХХв.
Historical and Socio-Cultural Conditions of Personality’s Cognitive Interest Development In Soviet Pedagogy of 60-80es of XX century
В статье всесторонне анализируются исторические и социокультурные условия развития педагогической теории и практики в СССР в 1960 - 80-е гг.. В частности, на основе анализа внутриполитической ситуации и обусловленных ею реформ и контрреформ в сфере образования, автор приходит к выводу о том, что проблема формирования познавательных интересов учащихся актуализировалась в эти годы как противоречие между стратегической установкой КПСС и Советского государства на всестороннее развитие личности и реальным образовательным процессом, в котором познавательная активность, инициатива, самостоятельность учеников не получали должной педагогической поддержки.
The article gives a detailed analysis of historical and socio-cultural conditions of pedagogical theory and practice development in the USSR in 1960 - 80s.
In particular, on the basis of the analysis of internal political situation, reforms and counter-reforms in the sphere of education caused by this situation the author comes to the conclusion that in 1970s the problem of students' cognitive interests forming was actualized as a contradiction between strategic directive of the CPSU and the Soviet state on all-around development of the person and real educational process where students' cognitive activity, initiative, creation did not receive due pedagogical support.
Ключевые слова: познавательный интерес, активность личности, система образования, содержание образования, образовательные реформы и контрреформы, учебно-воспитательный процесс.
Key words: cognitive interest, cognitive activity, system of education, educational reforms and counter-reforms, educational process.
60-е—80-е гг. ХХ в. оказались многомерным и неоднозначным периодом для
новейшей истории человечества в целом, а сферы педагогической теории и практики, в частности.
На основе анализа психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что в начале 60-х гг. ХХ в. интерес советских ученых и практиков к проблеме формирования познавательной активности личности существенно вырос в связи с вступлением СССР в новый этап развития, характеризовавшийся, особенно «на начальной его стадии, определенными успехами в развитии производительных сил, экономических и общественных отношений, культуры, в формировании нового человека» [5, с. 122]. В этом процессе особое значение придавалось формированию познавательных интересов молодого поколения советских граждан.
С точки зрения современных историков (Н.В. Загладин, А.О. Сороко-Цюпа и др.) 60—80-е гг. ХХ в. оказались десятилетиями, вместившими в себя конец и начало двух исторических эпох новейшего времени:
— 1960-е гг. завершили этап развития индустриального общества и массового производства стандартно-промышленных товаров. В политике — это был период ожесточенной борьбы между силами тоталитаризма и демократии, попыток активного вмешательства государства в экономику и дела общества. Главным вектором идеологической борьбы было противостояние по линии «капитализм— социализм». В культуре Запада это время стало периодом модернизма, в рамках которого на первом месте в искусстве оказалось авторское видение мира и попытки его художественного конструирования. Советская культура, продолжала прочно стоять на принципах социалистического реализма, главной задачей которого было «показывать жизнь в ее революционном развитии» и утверждать идеалы социализма. Те же глобальные отличия были характерны и для науки, искусственно разделенной «железным занавесом»: неклассическая картина мира направляла гуманитарные исследования на Западе, диалектический и исторический материализм - на просторах «победившего социализма»;
— 1970-е гг. знаменовали начало становления постиндустриального информационного общества, где главными уже были сфера услуг, производство и обработка информации. В политике стартовала демократизация, уменьшалось влияние государства на дела общества. В сфере идеологии в результате демократизации и глобализации началось нарастание культурно-цивилизационных противоречий. В
западной культуре заявила о себе эпоха постмодернизма, когда читатель и зритель становятся соучастниками творческого процесса, а в науке начался процесс формирования постнеклассический картины мира, когда человек вновь стремился обрести утраченное гармоничное единство с миром и космосом. Постнеклассический подход к объяснению мира кардинально менял такие устои классической картины мира, как отношение к познанию и истине, (познание как нелинейный процесс приближения к истине и многообразие научных подходов), отношение к возможностям познания мира («горизонты познания»), понимание человека и его взаимоотношений с миром (человек - органическая и неотъемлемая часть мира и природы) и др.
Историки педагогики (В .Г. Пряникова, З.И. Равкин и др.) характеризовали 60-е—80-е гг. ХХ в. как период «преобразований, реформ-контрреформ (развитие— стабилизация)» в политической, экономической, социально-культурной и научнопедагогической и практической [6, с. 76].
В свою очередь, М.В. Богуславский тонко интегрировал эту характеристику в определенную закономерность: «Историки давно заметили парный характер происходящих в России преобразований. После каждой реформы, ставящей целью существенную трансформацию всей системы образования, в России / СССР осуществлялась стабилизирующая контрреформа, преследующая цель возвращения к прежним (традиционным) ориентирам, хотя и несколько осовремененным в соответствии со спецификой социально-политической ситуации» [1, с. 34—44].
В отношении интересующего нас периода очередная пара преобразований, по словам М.В. Богуславского, выглядела следующим образом: «Хрущевская реформа» конца 50-х — начала 60-х гг. ХХ в. ставила в основу преобразований «контрапункты реформы 20-х гг.: соединение обучения с производительным трудом, активное участие школы в окружающей общественной жизни, производственная практика школьников, существенное усиление, даже доминирование политехнического содержания образования. Средняя школа стала одиннадцатилетней» [1, с. 43].
Пришедшая ей на смену в середине 60—70-х гг. ХХ в. контрреформа вновь привела к стабилизации системы образования, возвращению школе традиционного
статуса учебного заведения. Сохранялось (хотя часто и как профанация) трудовое обучение школьников. При определенном примате «твердых знаний» как основной цели обучения выявилась тенденция к проблемному, творчески развивающему преподаванию. Все это, конечно, было непосредственно связано с разворачивающейся научно-технической революцией. Средняя школа вновь стала десятилетней.
В конце 70-х — первой половине 80-х гг. ХХ в., по мнению историков педагогики (М.В Богуславский, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин и др.), в СССР преобладали реформаторские мероприятия, уже не связанные с «просвещенской революцией» [6, с. 77]. Таким образом, речь не шла о создании новой системы образования и кардинальном изменении направленности учебно-воспитательного процесса, что было характерно для предшествующих «общешкольных реформ».
Тенденции конца 1960-х — начала 1980-х гг., носившие явно выраженный стабилизационно-модернизаторский характер, были завершены реформой образования. В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» (1984 г.) опять вводилась одиннадцатилетняя школа, устанавливалось обучение детей с шестилетнего возраста, серьезно пересматривались программы в плане повышения их научного уровня. Инновационным моментом реформы было введение обучения компьютерной грамотности и основам семейной жизни. Во всем этом, по мнению М.В. Богуславского, проявилась характерная для государственной политики в сфере образования тенденция — «постепенное ограничение радикальности реформаторского накала, ослабление потенциала преобразований, сочетаемое с усилением частичных модификаций, присущих стабилизационным мероприятиям» [1, с. 34—44].
Данная тенденция проявилась и в двух последних реформах— контрреформах конца 1980-х гг. Главный акцент был сделан в основном на демонтаж системы обязательного всеобщего среднего образования, начался отход от единого типа учебных заведений, разрабатывались вариативные учебные планы. Большое значение придавалось гуманизации и гуманитаризации учебной деятельности. Педагоги обрели свободу творчества, существенно усилились демократические черты в управлении народным образованием.
На всем протяжении этого времени, как и в предыдущие годы советской власти, государственная политика в сфере образования определялась решениями партийных съездов и постановлениями ЦК КПСС.
Если на ХХ1У съезде КПСС (1971 г.) было обосновано положение о значении всестороннего развития личности в целом, то уже на ХХУ съезде (1976 г.) внимание педагогов было привлечено к разработке конкретных путей осуществления этой задачи. Подчеркивалась необходимость формирования познавательноактивной жизненной позиции каждого гражданина СССР как генеральной целевой установки воспитания «нового человека». Формирование познавательно-активной жизненной позиции, диалектико-материалистического мировоззрения, непоколебимой уверенности в победе коммунизма и готовности внести свой посильный вклад в общее дело рассматривались в основных документах съезда как важнейшие показатели действенности процесса воспитания и обучения советского молодого человека в общеобразовательной школе. Во всех официальных документах 1970-х гг. выдвигалась стратегическая цель — «всестороннее развитие личности», а в качестве ведущего средства — «комплексный подход к постановке всего дела воспитания, то есть обеспечение тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания с учетом особенностей различных групп трудящихся» [3, с. 74]. Последний принцип трактовался как «координация усилий по всем направлениям коммунистического воспитания — идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического, физического» [4, с. 45] . По мнению Л.А. Степашко, осуществление комплексного подхода предполагало создание школы, которая способна организовать достаточно разностороннюю жизнедеятельность воспитанников, такую, которая удовлетворяла бы разнообразие и богатство их интересов и потребностей, развивала природные силы и способности индивида[7, с. 233] .
Школьный возраст — пора становления личности человека, период интенсивного формирования взглядов, убеждений и жизненной позиции. Но привычка решать поставленные задачи методами, отставшими от назревших потребностей времени, приверженность определенной части учителей и руководителей школы к устаревшим формам работы, господство в системе воспитания и образования ад-
министративно-командной педагогики, захлестнувшая школу волна процентомании, увлечение массовыми кампаниями и мероприятиями отрицательно сказывались на формировании у школьников заданной социально-нравственной позиции. В учебной деятельности, по словам историков педагогики, «особенно в преподавании гуманитарных дисциплин, отсутствовала живая, творческая мысль и полемическая атмосфера, часто господствовали схоластика и начетничество, отказ от рассмотрения актуальных для общества проблем. Вследствие этого происходило значительное снижение интереса школьников к учебе, в их среде все отчетливее проявлялось нигилистическое отношение к ценностям и завоеваниям социализма» [8, с. 96—99].
Таким образом, проблема формирования познавательных интересов учащихся актуализировалась в 1970-е гг. как противоречие между стратегической установкой Коммунистической партии, Советского государства и школы на всестороннее развитие личности и реальным образовательным процессом, в котором познавательная активность, инициатива, самостоятельность учеников не получали должной педагогической поддержки.
По мере того, как в партийно-государственном заказе к образованию нарастало стремление расширить сферу влияния на человека и создать глобальную систему целенаправленного воспитания личности «социалистической цивилизации» (Л.А. Степашко), советские педагоги, вопреки всему, расширяли границы своих исследований. Наряду с дошкольной, школьной, семейной педагогикой формировались как самостоятельные научные дисциплины военная педагогика, педагогика высшей школы и др. Но наиболее интенсивно в эти годы развивалась «школьная педагогика», в структуре которой ведущее положение занимали дидактика и частные методики.
Проанализировав задачи, которые были поставлены перед педагогической наукой и образовательными учреждениями СССР на этапе «перехода к строительству коммунистического общества», мы пришли к выводу, что идея формирования познавательных интересов учащихся заняла в них особое место. Именно в эти годы отечественные исследователи активно работали над способами всестороннего развития личности. В хронологических рамках изучаемого периода усилился интерес
и к тем аспектам этой проблемы, которые были связаны с формированием познавательного интереса и активности школьников, а также с развитием основ коммунистического мировоззрения как условия становления личной позиции учащихся и действенности идейно-нравственного воспитания в целом. Процессы педагогических поисков и в науке, и в передовом практическом опыте неуклонно нарастали, сложно взаимодействовали, «подпитывая», обогащая друг друга.
Таким образом, условия становления идеи формирования и развития познавательных интересов личности в 1960—1980-е гг. были сопряжены с особенностями «кризисной ситуации в советской науке» (С .И. Колташ). Одни социальные и когнитивные факторы, по словам ученого, «интенсифицировали научный прогресс (расширение познавательного поля науки и массовое производство теоретического знания, определение его прикладной интенции; интеграция естественных, технических и общественных наук и др.), другие же (тотальная идеологизация, «антиинтеллектуализм общественной среды», изоляция от мирового научного сообщества и т.д.) выступали в качестве трудно преодолимых преград, обостряли кризисные явления в сфере науки» [2, с. 6] .
Анализ научных исследований и практических разработок в сфере развития познавательных интересов личности в контексте генезиса отечественной гуманистической педагогической традиции и противостояния «личностное начало — государственный заказ системе образования» представляется нам адекватным и конструктивным научным подходом, поскольку сама идея разрабатывалась в сложных социально-политических, социокультурных, научно-педагогических и практических реалиях СССР, а ее историко-педагогическая реконструкция способна обогатить современную науку и практику ценным опытом.
Библиографический список
1. Богуславский М.В. Проблемы реформирования российского образования (историко-педагогический контекст) // Проблемы современного образования 2010. № 1. С. 34—44.
2. Колташ С.И. Развитие методологии отечественной педагогики (середина 60-х—80-е годы ХХ века). Хабаровск, 2003. 116 с.
3. Материалы ХХУ съезда КПСС. М., 1976. 256 с.
4. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. М., 1984. 112 с.
5. Программа КПСС (Новая редакция) / Материалы ХХУ11 съезда КПСС. М., 1986. 178 с.
6. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник. М., 1994. 96 с.
7. Степашко Л. А. Философия и история образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 1999. 272 с.
8. Чаплыгин Д.В. Теоретические основы и пути активизации личностной позиции школьника в процессе познавательной деятельности (60-е начало 80-х годов): дис. ... канд. пед. наук. М., 1989. 228 с.
Bibliography
1. Boguslabsky, M.V. Problems of the Russian education Reforming (Historical and Pedagogical Context) // Modern Education Problems. - 2010. - № 1. - P. 34—44.
2. Chaplygin, D.V. Theoretical Bases and Ways of Activating Schoolchildren’s Personal Position in the process of Cognitive Activity (60s - Beg. of 80s): Diss. ... Cand. of Ped. - M., 1989. - 228 p.
3. Koltash, S.I. Development of Domestic Pedagogical Methodology (Mid 60s—80s
XX Century). - Khabarovsk, 2003. - 116 p.
4. Materials of XXV Communist Party of the Soviet Union Convention. - M., 1976. -256 p.
5. On Reforming High and Professional Schools: Collection of Documents and Materials. - M., 1984. - 112 p.
6. Program of the Communist Party of the Soviet Union (New Edition) / Materials of
XXVII Communist Party of the Soviet Union Convention. - M., 1986. - 178 p.
7. Pryanikova, V.G., Ravkin, Z.I. History of education and Pedagogical Thought:Reference Book. - M., 1994. - 96 p.
8. Stepashko, L.A. Philosophy and History of Education: Study Guide for Higher School Students. - M., 1999. - 272 p.