УДК 325.14
DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-6-97-106
ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИИ НЕМЕЦКОГО ЭТНОСА НА ТЕРРИТОРИИ ЗАБАЙКАЛЬЯ
HISTORICAL AND POLITICAL FEATURES OF THE GERMAN ETHNOS
MIGRATION IN TRANSBAIKALIA
1 H
А. В. Жуков, А. А. Жукова, И. В. Романова,
Забайкальский Забайкальский Забайкальский
государственный государственный государственный
университет, Чита, Россия университет, Чита, Россия университет, Чита, Россия
artem [email protected] [email protected] [email protected]
A. Zhukov, A. Zhukova, I. Romanova,
Transbaikal State University, Transbaikal State Transbaikal State
Chita University, Chita University, Chita
Статья посвящена осмыслению особенностей немецкого заселения Забайкалья. Авторы фиксируют внимание на том, что в Забайкалье отсутствовала такая группа населения, как немецкие колонисты, а регион был способен привлечь представителей немецкого народа лишь на ограниченное время, связанное со службой российскому государству. Рассмотрены особенности таких групп немецкого населения, как служилые люди в составе воинских подразделений; учёные-исследователи в составе научных экспедиций; ссыльнокаторжные, включая группу немцев-декабристов; немцы-чиновники, принимавшие участие в управлении регионом; германские военнопленные; репрессированные в период 30—40 х гг. Сделан вывод о том, что современные немцы в Забайкалье являются потомками последних, вышедшими из спецпоселений для репрессированных. Проанализирован ряд факторов, способствующих выезду немцев из региона в период современности. Вместе с этим рассмотрена и иная тенденция, фиксирующая, что для многих немцев Забайкалье перестает быть краем каторги, ссылки и места реализации краткосрочных карьерных проектов. Для них важными становятся ценности традиционного быта, семьи, природы и культуры. Отличительная черта современных немцев — наличие внутренней свободы, которая обеспечивает человека ощущением своей космоцентричности, при которой забайкальские немцы, обладающие самобытной культурой, диалектами, историей, воспринимают себя как забайкальцев, россиян и как часть немецкого народа
Ключевые слова: немцы; Забайкалье; российские немцы; миграционные процессы; немецкие исследователи; немцы-декабристы; военнопленные немцы; репрессированные немцы; немецкая колонизация; миграция
The article is devoted to the understanding of the German settling features in Transbaikalia. The authors fix attention that there was no such national group as the German colonists in Transbaikalia, and the region was capable to attract representatives of the German people only for the limited time, connected with service to the Russian state. In the article the features of such groups of the German population as serviceable people as a part of military divisions are considered; scientists-researchers as a part of scientific expeditions; exiled ones, includ-
© А. В. Жуков, А. А. Жукова, И. В. Романова, 2017
ing the group of German Decembrists; German officials, who were taking part in management of the region; German prisoners of war; victims of political repression during 1930—1940 years. It is concluded that modern the Germans in Transbaikalia are the descendants of the last, who left special settlements for victims of political repression. The authors have analyzed a number of factors, promoting departure of the Germans from the region at present. At the same time, another tendency, fixing that Transbaikalia stops being a place of penal services, exile and place of short-term career projects realization for many Germans, is considered in the article. The values of traditional life, family, nature and culture are becoming important for them. The distinctive feature of modern Germans is the existence of internal freedom which provides a person with a feeling of his space-concentration. Possessing the last one, the Transbaikal Germans, having original culture, dialects, history, perceive themselves as residents of Transbaikalia, the Russians and as a part of the German people
Key words: Germans; Transbaikalia; Russian Germans; migration processes; German researchers; German Decembrists; German prisoners of war; repressed Germans; German colonization; migration
Забайкалье — это отделенный от центра, приграничный, но стратегически важный и насыщенный полезными ископаемыми регион нашей страны, где немцы присутствуют на протяжении более чем трехсот лет, находясь на службе у российского государства в качестве военных, исследователей, инженеров и управленцев. Немцы составляют одну из представительных диаспор Забайкальского края, которая имеет существенные отличия в своей истории, структуре и тенденциях современных миграционных процессов, которые влияют на проведение миграционной политики в отношении этой группы населения. Проблемами немцев Забайкалья интересовались В. Ф. Вагнер, Н. Д. Димова, М. И. Дычко, А. С. Зуев, А. А. Люцидарская, Л. В. Краус, Г. А. Леонтьева, Т. Ромадина, Л. Салахо-ва, А. Ю. Соколов, А. И. Чащин. В задачи данной статьи входит анализ особенностей исторических и политических особенностей миграции немцев Забайкалья.
Так, первые представители «служилых» немцев попадали в Забайкалье в составе казачьих подразделений возможно уже в первой половине XVII в. В Нерчинском гарнизоне находились «годовальщи-ки», или «переведенцы» из других острогов с немецкими фамилиями, такими как Немчинов, Вайсов, Дюков [12. С. 37]. Но с уверенностью можно считать, что немцы были в Забайкалье в 1686 г., когда в Нерчинск было прислано 2 тыс. человек, из которых скомплектовано два полка, один из них подчинялся А. фон Шмаленбергу [10. С. 56].
Вторая группа немцев, прибывающих в Забайкалье с конца XVII в., представляла сферу науки. Они входили в состав посольств и экспедиций, возглавлявшихся Н. Г. Спафарием и И. Идесом, которые занимались поиском контактов и путей в Китай. В XVIII в. количество этих людей возросло, так как это было связано с изданием Манифеста Екатерины II, который открыл для немцев новые горизонты для приложения сил и реализации своих планов. На территории региона работало несколько экспедиций, присланных Санкт-Петербургской Академией наук. Наиболее известные из них возглавлялись немецкими академиками Д. Г. Мессершмидтом, Г. Ф. Миллером, И. Г. Гмелиным, И. И. Георги, И. Э. Фишером, П. С. Палласом. Результатом их усилий являлось составление научных представлений о Забайкалье, основой которых стали земле- и народоописание этих территорий [15].
На рубеже XVШ—XIX вв. Забайкальские территории привлекали немцев возможностью быстро сделать карьеру и получить высокий уровень заработной платы. Наиболее интенсивно развивалась горно-металлургическая промышленность, где реализовали себя горные специалисты, медики, руководители процесса добычи полезных ископаемых, которые были выходцами из германских земель, главным образом из Саксонии. Среди них необходимо отметить А. К. Абольда, И. К. Бальдауфа, И. Ф. Германа, Г. И. Гесса, А. К. Зонд-гагена, Р. К. Маака, А. Ф. Миддендорфа, К. Ф. Шмидта, Л. Э. Шварца, Г. А. Эрмана
и др. Многие материалы, собранные немцами, впоследствии оказались опубликованы и обобщены К. Риттером в монографии, посвященной землеведению Азии [19]. Более всего из немцев в Забайкалье известен Ф. И. Бальдауф, который прославился как русский поэт, горный инженер, исследователь [18].
В 1850-е гг. в экспедициях в Забайкалье были задействованы географы и геологи, представлявшие Географическое общество. Ими руководил сотрудник Сибирского отделения Русского Географического общества Р. К. Маак, который является автором географической карты р. Вилюй. Начиная с середины XIX в. к региональным исследованиям подключился Генеральный штаб, который действовал совместно с Географическим обществом. В конце XIX в. на резкую активизацию инженерно-геологических и агроклиматических исследований, которые привели к увеличению количества специалистов немецкой национальности, повлияло строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, одним из руководителей которого был Ф. И. Кнор-ринг. В этот период в процессе изучения Забайкалья значительную роль сыграли экспедиции А. Э. Гедройца, А. К. Мейсте-ра, В. А. Обручева (по матери — Гертнер), Г. И. Радде [4].
Третья группа немцев представлена людьми, отбывающими в Забайкалье наказание и каторгу, среди которых выделяются немцы-декабристы А. Ф. Бри-ген, Ф. Б. Вольф, К. Г. Игельстром, В. К. Кюхельбеккер, М. К. Кюхельбеккер, Н. И. Лорер, А. Е. Розен, А. Н. Сутгоф, В. К. Тизенгаузен, К. П. Торсон, М. А. Фонвизин, В. И. Штейнгель, П. И. Фаленберг [22]. В Забайкалье их занятием являлось изучение истории, природных ресурсов, просвещение, распространение новых сельскохозяйственных культур. Некоторые из них завели семьи и воспитывали детей. При этом декабристы были не единственным примером нахождения в Забайкальской ссылке представителей немецкого народа. Например, в 80-е гг. XIX в. на каторге в Каре несколько лет провёл революционный
народник и врач О. В. Веймар, который лечил заключённых и оказывал помощь узникам после голодовок [20].
Четвертой группой немцев в регионе являются представители класса чиновников и властей. Примечательно, что немцы в XIX—начале XX вв. выполняли целый ряд функций по администрированию и управлению Забайкальской областью, где среди губернаторов можно увидеть фамилию Н. П. Дитмара, среди вице-губернаторов — Г. К. Вилькена и А. К. Миллера [14].
Однако, несмотря на значительный вклад и большую заметность немцев, их общее количество было очень немногочисленным. Они находились на виду и часто занимали руководящие должности, но в связи с вступлением России в Первую мировую войну структура немецкого населения в Забайкалье изменилась, так как сюда направился поток военнопленных, среди которых многие были гражданами Германии. Их количество для Забайкалья было очень значительным, например, только в Чите оказалось более 32 500 иностранных солдат. Они чувствовали и вели себя свободно, в силу того, что им были предоставлены жилье, оплачиваемая работа, хорошее питание [8]. Много читинок вышли замуж за немцев, что дало начало нескольким известным в Забайкалье немецким фамилиям. Наиболее известна история И. М. Майзленгер, дочери военнопленного и его читинской жены, долгое время работавшей в Читинском педагогическом институте и приложившей немало стараний для сохранения памятника умершим в плену солдатам на месте уничтоженного после Второй мировой войны старочитинского кладбища [23].
Л о о
С началом гражданской войны немецкие военнопленные вовлекались в противостояние как приверженцами большевизма, организующим «Интернациональную гвардию», так и «белого движения». Но большинство военнопленных немцев в период гражданской войны предпочитало оставаться в стороне от политических конфликтов и ожидало времени, когда им будет разрешено вернуться на Родину. В июне
1920 г. Президиумом Народного собрания ДВР принято постановление о признании их свободными гражданами, после чего немцы покинули Забайкалье [24. С. 80].
Значительно больший след, чем военнопленные, в этнической среде Забайкалья оставили «временно переселенные» сюда в течение 30—40 гг. XX в. из западных районов страны российские немцы. Этот период связан с репрессиями и переселением немцев из района Поволжья. Там в течение 1930-х гг. шел процесс формирования рабочих «бригад», распределяемых в районы золотодобычи. Эти бригады, прибывая в Забайкалье, расселялись в районы от Ба-лея до Чикоя. Но в это время репрессии советского государства против советских немцев были связаны не только с практикой их переселений в Забайкалье, но и с интенсивными преследованиями людей этой национальности, которых арестовывали, судили и расстреливали только за принадлежность к немецкому народу. Кроме этого немцами стали называть тех, кого старались обвинить в пособничестве гитлеровской Германии [11. С. 96].
В период Великой Отечественной войны количество немцев резко увеличилось, так как в связи содержанием Указа Президиума ВС СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья», они сначала в массовом порядке отправлялись в Узбекистан, а затем — в Забайкалье [7]. Трудности выживания немцев обусловлены не только суровыми региональными природными и климатическими условиями, но и тем, что советский народ в этот период подвергался усиленному воздействию антифашистской пропаганды, которая формировала в сознании граждан СССР образ немца как врага [25]. В региональных условиях в массовом сознании под врагами стали пониматься всех, кто был, так или иначе связан с Германией и немцами. Даже после окончания войны всех депортированных и репрессированных советских немцев оставили в Забайкалье. Их переводили в режим спецпоселения, где ущемлялись их личные права и ограничивалась возможность передвижения.
В 1955 г. репрессированным немцам, находящимся в Забайкалье, возвращены утраченные права, однако возвратиться к тому месту жительства, где они находились до 1941 г., им запрещалось [3]. Только в 1991 г., когда были приняты Законы РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» и «О реабилитации жертв политических репрессий» российские немцы смогли реализовать своё право на реабилитацию и свободу, после чего в большинстве отправились в другие регионы, но главным образом — в Германию, открывшую двери для соплеменников, что привело к резкому сокращению их численности на территории региона [11].
Однако более стремительно эти процессы стали развиваться в XXI в., когда численность представителей этого этноса уменьшилась с 1294 до 750 человек в период с 2002 по 2010 гг. [26]. При этом немцы продолжали уезжать, и если в конце 2010 г. в Чите насчитывалось до 400 немцев, то к 2015 г. их оставалось около 240 [9]. Убыль немцев из Забайкалья продолжается, поэтому важным является анализ факторов, приводящих к этому процессу. Важнейшим среди них является влияние глобализации, социального кризиса и сопутствующего им явления ассимиляции, приводящей к размыванию границ между этносами. Немцы, пережившие период преследований и репрессий при советской власти, в настоящее время очень трепетно относятся к сохранению своей этничности. Однако данные свидетельствуют, что уже в 1989 г. 70 % немецкого населения состояло в смешанных браках [6. С. 30]. Последствия этого отражаются на современном поколении потомков немцев, которые часто не знают немецкого языка, утрачивают немецкую культуру и даже идентичность [16].
Этому способствует то, что даже сегодня многие пытаются скрыть свое происхождение, так как в забайкальском окружении есть люди, которые считают немцев потомками пленных фашистов и призывают к физической расправе над ними. Тенденции в отношении распространения негативного образа немцев на территории
Забайкалья интенсифицировались в течение 2014—2017 гг., что связано с политической и экономической блокадой России со стороны западных стран. В результате у самих немцев начинает преобладать отрицательное отношение к месту своего проживания и многие из них покидают регион [5].
В то же время важным является и то, что некоторая часть забайкальских немцев продолжает считать Забайкалье своей Родиной, а Россию — страной своего проживания и реализации своих планов. В отличие от немцев, нацеленных на эмиграцию, они заинтересованы в возрождении и сохранении культуры российских немцев. В Забайкалье подобная программа реализуется в деятельности Читинской городской организации российских немцев «Хофнунг», что переводится на русский как «Надежда». Организация основана в 2002 г. забайкальскими немцами Н. Д. Димовой (Майерс), К. И. Нагелем, В. В. Зайделем, Г. А. Юр-генсоном, Л. В. Пляскиной (Краус), И. А. Решта (Шиферштейн) [6. С. 32]. Задачами этой организации являются изучение, возрождение и сохранение немецкого этноса, его традиций, культуры, языка на территории Забайкалья [27].
В качестве приоритетных направлений деятельности руководство «Хофнунг» называет научно-исследовательскую, образовательную, культурно-досуговую и издательскую работу. Ведущим является изучение и сохранение культурных и исторических традиций, объединяющих немцев, реализующееся посредством организации симпозиумов и проведения конференций, исследовательских и гран-товых проектов. Образовательная и информационная деятельность «Хофнунг» посвящена главным образом сохранению и развитию немецкого языка на территории Забайкалья [2]. Представители организации стараются участвовать практически во всех мероприятиях городского и краевого уровней, где выступают в немецких костюмах, и представляют народные танцы и пение.
Важно учитывать, что деятельность «Хофнунг» не направлена только на регио-
нальные аспекты немецкой культуры и не стремится закрыть её участникам дорогу из Забайкалья. Каждый из участников выбирает свой собственный путь, и для «Хо-фнунг» важно только то, что благодаря её деятельности, забайкальские немцы, несмотря на существенные отличия их от других этносов, все же чувствуют, что на равных правах входят в большую и дружную семью забайкальцев [9]. Находясь здесь, они имеют право гордиться своим происхождением, так как в течение трехсот лет российской истории в Забайкалье немцы прославили свой народ тем, что участвовали во множестве значимых и важных дел и событий [21]. Современность, характеризующаяся бурным развитием процессов глобализации и широкого международного взаимодействия, дает основания для открытия новых перспектив для немцев на территории Забайкалья. Эти же процессы показывают, что в будущем немцы не исчезнут из Забайкалья навсегда, а будут проявлять интерес к этим территориям. Дело в том, что для нового поколения германских и российских немцев идея возвращения в Германию постепенно теряет свою актуальность, на что есть свои причины и напротив, актуализируются романтические представления о России, которые всегда присущи германской культуре.
Немцев привлекает сибирская природа, Байкал, возможности соприкоснуться с жизнью в условиях, не испорченных цивилизацией [17]. Многие бывшие эмигранты, а также рожденные в Германии, не найдя себя в условиях высоконкурентного европейского рынка, стремятся обрести душевное равновесие, находя в Забайкалье то, чего нет в условиях урбанизированной Европы. Например, о возможности обретения простого человеческого счастья в забайкальской глубинке узнали режиссер О. Делан [13] и уроженка г. Гамбург К. Хасс [1]. Таким образом, в течение последних нескольких лет формируется тенденция, в которой личная, субъективная заинтересованность немцев оставаться на территории Забайкалья проявляется не только в деятельности региональных общественных ор-
ганизаций, но и в изменении отношения к региону у жителей Германии, для которых Забайкалье перестает быть краем каторги, ссылки и места реализации краткосрочных карьерных проектов.
В XXI в. в Забайкалье появляется новое поколение немцев, сознательно связывающих себя с регионом, входящим в глобализирующееся пространство культуры вместе с такими ценностями, как традиционный быт, семья, природа и культура [22]. От немцев предшествующих поколений их отличает ощущение своей свободы и космоцентричности, чего не было у немцев советского периода. Сегодня в Забайкалье проживают немцы, свободно перемещающиеся во всем мире, но по разным причинам возвращающиеся в Забайкалье. Можно заключить, что, несмотря на современную тенденцию к сокращению, немцы не покинут Забайкалье окончательно и немецкое население здесь останется, хотя структура и состав немцев претерпят изменения. Основанием для этого заключения служат современные различия в самовосприятии немцев Забайкалья, часть которых стремится к эмиграции в Германию и таким образом, отказывается от русских корней, а часть продолжает сознательно воспринимать и презентовать себя как российских и забайкальских немцев, уделяя внимание сохранению своего языка, традиций и культуры. На их примере можно говорить о формировании своеобразного синтеза гражданской и этнической идентичности забайкальских немцев, являющихся российскими гражданами, чувствующих свою связь с мировой и немецкой культурами, обладающих космо-центрическим мировоззрением и одновременно, самобытной забайкальской памятью и историей.
Подведем итоги
1. В период XVII—XIX вв. в Забайкалье не создавались традиции немецкой колонизации по той причине, что регион был способен привлечь представителей Германии лишь на ограниченное время их жизни, связанное со службой российскому государству. Поэтому в отличие от других регионов России в Забайкалье отсутствова-
ла такая группа населения, как немецкие колонисты. Среди групп немецкого населения, прибывающего в Забайкалье с XVII в. до начала ХХ в., были служилые люди в составе казачьих, а затем армейских подразделений; учёные-исследователи в составе научных экспедиций; ссыльнокаторжные, включая группу немцев-декабристов; немцы-чиновники, принимавшие участие в управлении регионом.
2. В течение ХХ в. в Забайкалье прибыло две крупных группы немцев, первой среди которых были германские военнопленные, не ставшие российскими гражданами, но оставившие после себя немногочисленное потомство. Ко второй группе относились те немцы, которых отправили из Поволжья в период 30-40-х гг. ХХ в. в связи со сталинскими репрессиями в предвоенный и военный периоды. Современные немцы в Забайкалье являются их потомками, вышедшими из спецпоселений для репрессированных. Поэтому на территории региона нет характерных для некоторых других российских регионов, колоний или стационарных немецких поселений. В то же время у забайкальских немцев сформирована специфическая историческая память, которая напоминает им о временах трудармии и незаконных репрессий. Она является объективным фактором, способствующим их объединению в организации, организующие выезд немцев из региона. Немецкая история постсоветского Забайкалья — это история реабилитации и выезда немцев.
3. В качестве объективного фактора, влияющего на формирование миграционного потока немцев, выступает процесс ухудшения региональной экономической и демографической ситуации. Другим фактором, который также напрямую зависим от влияния внешних социально-экономических обстоятельств, является процесс культурной и этнической ассимиляции, приведший к тому, что большинство забайкальских немцев, представляющих собой жителей городов, не отличающихся от русского населения. Все это нацеливает немцев на мобилизацию усилий для отъезда на
историческую Родину. Однако в последнее время формируется новая тенденция, в которой заинтересованность немцев оставаться на территории Забайкалья проявляется не только в деятельности региональных общественных организаций, но и в изменении отношения к региону у жителей Германии, для которых Забайкалье перестает быть краем каторги, ссылки и места реализации краткосрочных карьерных проектов. Для
Список литературы_
них важными становятся ценности традиционного быта, семьи, природы и культуры. Отличительная черта современных немцев — наличие внутренней свободы, которая обеспечивает человека ощущением своей космоцентричности, при которой забайкальские немцы, обладающие самобытной культурой, диалектами, историей, воспринимают себя как забайкальцев, россиян и как часть немецкого народа.
1. Болль-Палиевская Д. Программист из Германии поселилась в глухой тайге [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ru.mdz-moskau.eu/таëжныIЙ-роман/ (дата обращения: 10.01.2017).
2. В Забайкалье звучит мелодия немецкого стиха [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.rusdeutsch.ru/?news=3266 (дата обращения: 05.04.2017).
3. Вагнер В. Ф. Немцы [Электронный ресурс] // Энциклопедия Забайкалья. Режим доступа: http:// www.encycl.chita.ru/encycl/ person/?id=6760. (дата обращения: 09.05.2017).
4. Владимир Афанасьевич Обручев. Биография [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. to-name.ru/biography/vladimir-obruchev.htm (дата обращения: 10.05.2017).
5. Глава российских немцев в Чите: В школах обострился национализм из-за ситуации на Украине [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.news.chita.ru/80423/ (дата обращения: 08.05.2017).
6. Димова Н. Д., Дыгчко М. И. История российских немцев Забайкалья // Немцы в Сибири: история, языж, культура. Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В. П. Астафьева, 2004. С. 27-31.
7. Дульзон А. А. Российские немцы: прошлое, настоящее и будущее. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012. 87 с.
8. Забайкальские лагеря военнопленных Первой мировой [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.old-ulan-ude.livejournal.com/83813.html (дата обращения: 07.04.2017).
9. Затирко А. Замечательный сосед. Немцы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. articles.chita.ru/60758/ (дата обращения: 06.05.2017).
10. Зуев А. С., Люцидарская А. А. Этнический состав сибирских служилых людей в конце XVI—нач. XVIII в. // Вестник НГУ, 2010. Т. 9. Выш. 1. С. 53-69.
11. Краус Л. В. Память стучится в сердце // Немцы в Забайкалье: история, культура, современность: материалы межрегиональной научной конференции. Чита: Поиск, 2008. С. 94-103.
12. Леонтьева Г. А. К вопросу об образовании постоянного служилого населения в Восточной Сибири во второй половине XVII-нач. XVIII вв. (Нерчинский уезд) // Вопросы истории социально-экономической и культурной жизни Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1968. Вып. 2. С. 37-60.
13. Минецкая Е. Ольга Делан. Путь к себе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg-rb. de/index.php?id=8153&option=com_rg&task=item (дата обращения: 08.05.2017).
14. Мясников А. Заметки о Нерчинских заводах / / Сибирские огни, 2006. № 11. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zabnet.my1.ru/publ/zametki_o_nerchinskikh_zavodakh/1-1-0-10 (дата обращения: 08.05.2017).
15. Научные экспедиции в страны Азии второй половины XVIII века [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.xronograf.at.ua/load/3-1-0-57 (дата обращения: 20.04.2017).
16. Немецкая диаспора: После Евромайдана на Украине нашим детям в Чите приходится туго [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zabmedia.ru/news/81411/nemeckaya_diaspora_posle_ evromajdana_na_ukraine_nashim_detyam_v_chite_prihoditsya_tugo/ (дата обращения: 18.04.2017).
17. Немецкие волонтеры благоустроят Забайкальский нацпарк [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://www.greenpressa.ru/ ecology/3134(дата обращения: 18.04.2017).
18. Полетаева Л. Г. Поэт старого Забайкалья Федор Бальдауф [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lib.2-all.com/?book=106064 (дата обращения: 17.05.2017).
19. Риттер К. Землеведение Азии Карла Риттера. География стран, входящих в состав Азиатской России или пограничныгх с нею. Восточная Сибирь: озеро Байкал и прибайкальские страны, Забайкалье и степь Гоби. Санкт-Петербург. 1879. Т. V. Вып. 1. 477 с.
20. Ромадина Т., Салахова Л. Немцы в Иркутске и Сибири [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.irkipedia.ru/content/nemcy (дата обращения: 18.04.2017).
21. «Свет Юности» приглашает в «Молодежный Круг» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.jdr.ru/?news=333&menu=3 (дата обращения: 07.04.2017).
22. Соколов А. Ю. Влияние социального мифотворчества на идентичность немцев в Забайкалье: авто-реф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. Чита, 2016. 24 с.
23. Станиславская Е., Тюльнев А. Первая мировая. Надпись на памятнике на латыни. Здесь обозначены страны, солдаты и офицеры которых оказались в Чите [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.tv-altes.ru/ (дата обращения: 08.04.2017).
24. Чащин А. И. Сретенский лагерь военнопленных Первой мировой войны (1914—1918 гг.) // Хронограф: заб. исторический журнал, 2012. С. 54—83.
25. Халецкая И. Пропаганда. Бить фашиста газетным словом [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.chita.ru/articles/73136/ (дата обращения: 06.04.2017).
26. Численность лиц немецкой национальности, проживающих в субъектах Российской Федерации (по итогам переписи населения 2010 года) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusdeutsch. ru/?menu=29&menu00=5 (дата обращения: 07.04.2017).
27. Читинских немцев объединяет «Надежда» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. kzab.ru/index.php?news=26035 (дата обращения: 08.04.2017).
References_
1. Boll-Palievskaya D. Programmist iz Germanii poselilas v gluhoy tayge (Programmer from Germany settled in the remote taiga) Available at: http://www.ru.mdz-moskau.eu/testing-roman/ (Date of access: 10.01.2017).
2. V Zabaykalie zvuchit melodiya nemeckogo stiha (In Transbaikalia, the melody of the German verse sounds) Available at: http://www.rusdeutsch.ru/?news=3266 (Date of access: 05.04.2017).
3. Wagner V. F. Nemtsy (The Germans): Encyclopedia of Transbaikalia. Available at: http://www.encycl. chita.ru/encycl/ person /? Id = 6760 (Date of access: 09.05.2017).
4. VladimirAfanasievich Obruchev. Biografiya (Vladimir Afanasievich Obruchev. Biography) Available at: http://www.to-name.ru/biography/vladimir-obruchev.htm (Date of access: 10.05.2017).
5. Glava rossiyskih nemcev v Chite: V shkolah obostrilsya natsionalizm iz-za situatsii na Ukraine (The head of the Russian Germans in Chita: Nationalism has become more acute in schools because of the situation in the Ukraine) Available at: http://www.news.chita.ru/80423/ (Date of access: 08.05.2017).
6. Dimova N. D., Dychko M. I. Istoriya rossiyskih nemtsev Zabaykaliya [History of the Russian Germans in Transbaikalia]: The Germans in Siberia: history, language, culture. Krasnoyarsk: RIO GOU VPO KSPU named after V.P. Astafiev, 2004, pp. 27-31.
7. Dulzon A. A. Rossiyskie nemcy: proshloe, nastoyashhee i budushhee [The Russian Germans: Past, Present and Future]. Tomsk: Publishing house of Tomsk Polytechnic University, 2012. 87 p.
8. Zabaykalskie lagerya voennoplennyh Pervoy mirovoy (Transbaikal prisoners of war camps of the First World) Available at: http://www.old-ulan-ude.livejournal.com/83813.html (Date of access: 07.04.2017).
9. Zatirko A. A. Zamechatelny sosed. Nemtsy (Wonderful neighbor. The Germans) Available at: http:// www.articles.chita.ru/60758/ (Date of access: 06.05.2017).
10. Zuev A. S., Lyutsidarskaya A. A. VestnikNGU (Bulletin of the NSU), 2010, vol. 9, issue. 1, pp. 53-69.
11. Kraus L. V. Nemtsy v Zabaykalie: istoriya, kultura, sovremennost (The Germans in Transbaikalia: history, culture, modernity): materials of the interregional scientific conference. Chita: Poisk, 2008, pp. 94-103.
12. Leontieva G. A. Voprosy istorii sotsialno-ekonomicheskoy i kulturnoy zhizni Sibiri i Dalnego Vostoka (The questions of the history of the socio-economic and cultural life of Siberia and the Far East). Novosibirsk, 1968, vol. 2, pp. 37-60.
13. Minetsky E. Olga Delan. Putk sebe (Olga Delan. The way to myself) Available at: http://www.rg-rb. de/index.php?id=8153&option=com_rg&task=item (Date of access: 08.05.2017).
14. Myasnikov A. Sibirskie ogni (Siberian Lights), 2006, no. 11 Available at: http://www.zabnet.my1.ru/ publ/zametki_o_nerchinskikh_zavodakh/1-1-0-10 (Date of access: 08.05.2017).
15. Nauchnye ekspeditsii v strany Azii vtoroy poloviny XVIII veka (Scientific expeditions to the countries of Asia of the second half of the XVIII century) Available at: http://www.xronograf.at.ua/load/3-1-0-57 (Date of access: 20.04.2017).
16. Nemetskaya diaspora: Posle Evromaydana na Ukraine nashim detyam v Chite prihoditsya tugo (The German Diaspora: After EuroMeidan in the Ukraine, our children in Chita have difficulties) Available at: http://
www.zabmedia.ru/news/81411 /nemeckaya_diaspora_posle_evromajdana_na_ukraine_nashim_detyam_v_ chite_prihoditsya_tugo/ (Date of access: 18.04.2017).
17. Nemetskie volontery blagoustroyat Zabaykalskiy natspark (German volunteers will arrange the Transbaikal national park) Available at: http://www.greenpressa.ru/ecology/3134 (Date of access: 18.04.2017).
18. Poletaeva L. G. Poyet starogo Zabaykaliya Fedor Baldauf (The poet of the old Transbaikalia Fedor Baldauf) Available at: http://www.lib.2-all.com/?book=106064 (Date of access: 17.05.2017).
19. Ritter K. Zemlevedenie Azii Karla Rittera. Geografiya stran, vhodyashhih v sostav Aziatskoy Rossii ili pogranichnyh s neyu. Vostochnaya Sibir: ozero Baykal i pribaykalskie strany, Zabaykalie i step Gobi [The geography of Asia by Carl Ritter. Geography of the countries that make up Asian Russia or border with it. Eastern Siberia: Lake Baikal and the Baikal region, Transbaikalia and the Gobi steppe]. St. Petersburg, 1879, vol. 1, 477 p.
20. Romadina T., Salakhova L. Nemtsy v Irkutske i Sibiri (The Germans in Irkutsk and Siberia) Available at: http://www.irkipedia.ru/content/nemcy (Date of access: 18.04.2017).
21. «Svet Yunosti» priglashaet v «Molodezhny Krug» («Light of Youth» invites to the «Youth Circle») Available at: http://www.jdr.ru/?news=333&menu=3 (Date of access: 07.04.2017).
22. Sokolov A. Yu. The Influence of Social Myth-Making on the Identity of Germans in Transbaikalia [Vliyanie sotsialnogo mifotvorchestva na identichnost nemtsev v Zabaykalie]: Dis. ... cand. philos. sciences: 09.00.11. Chita, 2016. 24 p.
23. Stanislavskaya E., Tyulnev A. Pervaya mirovaya. Nadpis na pamyatnike na latyni. Zdes oboznacheny strany, soldaty i ofitsery kotoryh okazalis v Chite (The First World War. The inscription on the monument in Latin. Here are designated countries, soldiers and officers who were in Chita) Available at: http://www.tv-altes. ru/ (Date of access: 08.04.2017).
24. Chaschin A. I. Hronograf: zab. istoricheskiy zhurnal (Chronograph: Transbaikal Historical Journal), 2012, pp. 54-83.
25. Khaletskaya I. Propaganda. Bit fashista gazetnym slovom (Propaganda. Hit the fascist with a newspaper word) Available at: https://www.chita.ru/articles/73136/ (Date of access: 06.04.2017).
26. Chislennost lits nemetskoy natsionalnosti, prozhivayushhih v subektah Rossiyskoy Federatsii (The number of persons of German nationality living in the constituent entities of the Russian Federation) Available at: http://www.rusdeutsch.ru/?menu=29&menu00=5 (date of access: 07.04.2017).
27. Chitinskih nemtsev obedinyaet «Nadezhda» (The Chita Germans are united by «Hope») Available at: http://www.kzab.ru/index.php?news=26035 (Date of access: 08.04.2017).
Коротко об авторах_
Жуков Артем Вадимович, д-р филос. наук, профессор кафедры «Философия», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: религиоведение, этнография, антропология, краеведение, музееведение, история и культура народов Забайкалья [email protected]
Жукова Алена Алексеевна, канд. филос. наук, ст. науч. сотрудник, научно-образовательный музейный центр, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: религиоведение, этнография, антропология, краеведение, музееведение, история и культура народов Забайкалья kazarbina_a@mail. ru
Романова Илона Валерьевна, д-р социол. наук, профессор кафедры «Социально-правовые дисциплины», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: гендерная социология, философия одиночества, деловые коммуникации [email protected]
Briefly about the authors_
Artem Zhukov, doctor of philosophical sciences, professor, Philosophy department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: religious studies, ethnography, anthropology, study of local lore, museum study, history and culture of people in Transbaikalia
Alena Zhukova, candidate of philosophical sciences, senior researcher, Science Museum Center, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: religion study, ethnography, anthropology, study of local lore, museum study, history and culture of people in Transbaikalia
Ilona Romanova, doctor of sociological sciences, professor, Social and Legal Disciplines department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: gender sociology, philosophy of solitude, business communications
Образец цитирования _
Жуков А. В., Жукова А. А., Романова И. В. Исторические и политические особенности миграции немецкого этноса на территории Забайкалья // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2017. Т. 23. № 6. С. 97-106. DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-6-97-106.
Zhukov A., Zhukova A., Romanova I. Historical and political features of the German ethnos migration in Transbaikalia / / Transbaikal State University Journal, 2017, vol. 23, no. 6, pp. 97-106. DOI: 10.21209/22279245-2017-23-6-97-106.
Дата поступления статьи: 20.06.2017 г. Дата опубликования статьи: 30.06.2017 г.