ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ, ТЕХНОЛОГИИ
Исторические аспекты возникновения и использования термина «информационная война»
Кандалов Вадим Иванович,
к.э.н., доцент, доцент Департамента массовых коммуникаций и медиабизнеса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]
Молодцов Игорь Николаевич,
к.п.н., директор Департамента массовых коммуникаций и медиабизнеса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]
В статье рассмотрены исторические события, проанализированы труды мыслителей, ученых и практический опыт в сфере военного дела, политики, экономики, психологии, кибернетики, позволяющие автору внести определенные уточнения в дискуссионный вопрос появления и использования термина «информационная война».
Ключевые слова: пропаганда, информация, информационные операции, психологические операции, психологическая война, информационная война, информационное пространство.
F7
U
со
см
см
со
Z
76
История войн и вооруженных конфликтов показывает важную роль информационной составляющей в достижении поставленных целей. В современных военных и межгосударственных конфликтах акторы активно используют информационно-коммуникативное пространство для реализации информационных атак и диверсий.
Проведенный автором контент-анализ ряда как отечественных, так и зарубежных источников, а также научных работ и служебных документов по исследуемой проблематике констатирует достаточно широкое использование следующих терминов: «информационные операции», «психологические операции», «информационная война», «психологическая война», «информационное противостояние», «информационное пространство», «информационно-психологическое противоборство».
В данной статье предпринимается попытка преодоления противоречий различных подходов к выше перечисленным терминам, при этом основное внимание уделяется рассмотрению вопросов связанных с возникновением и использованием термина «информационная война».
Формированию термина «информационная война» в современном его понимании предшествовал целый ряд исторических событий, а также труды и практический опыт деятелей и ученых в области политики, экономики, психологии, управления и военного искусства.
В исторической ретроспективе весомая роль в обобщении опыта информационного воздействия на врага принадлежит трудам китайского полководца Сунь-цзы (VI век до нашей эры). Мыслитель в своих работах писал: «Одержать сотню побед в сражениях - это не предел искусства. Покорить противника без сражения - вот венец искусства» [1, с. 8-9]. Стратегом подчеркивается важность совокупности действий противников, основу которых составляют сведения особого назначения: «Война - это путь обмана. Поэтому, если ты и можешь что-нибудь, показывай противнику, будто не можешь; ... вызвав в нем гнев, приведи его в состояние расстройства; приняв смиренный вид, вызови в нем самомнение...» [1, с. 38-39]. Следует подчеркнуть, что основной труд Сунь-цзы «Искусство войны» являлся на протяжении тысячелетий одним из главных трактатов военно-научной мысли.
Так, с VIII столетия ярким примером применения стратегий разработанных Сунь-цзы выступает военная история Японии [2].
Известным историческим фактом является использование Мао Цзэдуном идей Сунь-цзы в работах описывающих события противостояния китайского народа японским захватчикам на протяжении тридцатых и сороковых годов двадцатого столетия [3, 4, 5].
Ослаблению морального духа врага уделялось серьезное внимание в работах как русских полководцев -А. Суворова, М. Кутузова, П. Румянцева, П. Нахимова, так и зарубежных, в частности западно-европейских - К. фон Клаузевица, Ж. Жоффра и других [6].
Даже в современных отечественных и зарубежных исследовательских работах стратегии Сунь-цзы представляют собой катализатор острых научных дискуссий [7, 8, 9]. Особый интерес вызывают методы информационного воздействия на врага, которые впоследствии послужили основой для описания явления и трактовки термина «психологическая война».
Предшествующим современным терминам «психологическая война» и «информационная война» явился термин «пропаганда», вошедший в широкое употребление с начала Первой мировой войны с подачи английских исследователей [10, 11]. Историческим примером служат широкомасштабные пропагандистские мероприятия стран Антанты (Великобритания, Франция и др.) с 1914 по 1918 г., заключающиеся в сбросах на военные позиции гитлеровской Германии и населенные пункты трех десятков миллионов печатной продукции (листовок, брошюр и газет) [12]. Именно с этого исторического периода термин «пропаганда» закрепляется в медийном обиходе. При этом стоит заметить, что простейшие способы и приемы пропаганды уже проявлялись в ходе Британской экспансии в Африке (вторая англо-бурская война), в развязанной США войне на Филиппинах (с 1899 по 1902 г.), в войне двух империй - Российской и Японской в период с 1904 по 1905 г.
Принято считать, что идею и термин «психологическая война» ввел британский военный мыслитель и историк Дж. Фуллер в 1920 году. В своем труде «Танки в великой войне 1914-1918 годов» он отмечает, что «... внушение воли одного человека другому может в свою очередь привести к чисто психологической войне, при которой даже не будет употребляться оружие», чем подчеркивается значение психологического воздействия на противника как действенного инструмента на поле боя [13, с. 262].
В США первое упоминание термина «психологическая война» принадлежит анонимному автору статьи «Психологическая война и как ее вести» опубликованной в январе 1940 года в журнале «Current History and Forum» [14].
Как компонент психологической войны термин «психологические операции» впервые использовал Эллис Захариас (начало 1945 года), офицер ВМС США, координирующий операцию по капитуляции Японии [15].
Создание главнокомандующим генералом Д. Эйзенхауэром в структуре штаба объединенных сил союзников в Европе новой структуры под наименованием «Управление по вопросам печати и психологической войны» (февраль 1944 г.) способствовало окончательной фиксации военными структурами США и Великобритании термина «психологическая война».
Классическим трудом, где раскрывается сущность и содержание пропаганды, а также инструментарий психологической войны выступает работа «Психологическая война: теория и практика обработки массового сознания», принадлежащая П. Лайнбарджеру, американскому психологу и политологу [16].
После Второй мировой войны проблематика как пропагандистских, так и психологических войн становится предметом анализа военных специалистов, ученых и практиков различных стран мира [17, 18, 19].
Результатами многочисленных исследований становятся - разносторонний понятийно-категориальный аппарат, методы и технологии психологической войны, которые впоследствии послужили теоретико-прикладным основанием возникновения термина «информационная война» в условиях формирования и развития мировой информационной инфраструктуры.
Вместе с тем, появление термина «информационная война» остается дискуссионным, требующим определенного уточнения.
Аллен Даллес в своей работе «Тайная капитуляция» описывая историю создания Управления стратегических служб в июне 1942 года (Указ президента США), раскрывает новые полномочия данной структуры - «планировать и осуществлять специальные операции...», которые на языке разведки означали информационную войну [20, с. 9].
С именами Дж. Кеннана и Д. фон Неймана соотносят появление термина «информационная война» (1951). Дж. Кеннан обратил внимание на то, что использование информации, включая пропаганду и дезинформацию, может быть мощным оружием для достижения политических целей и манипулирования общественным мнением. Д. фон Нейман был одним из основателей теории информации и кибернетики, придавал большое значение роли информации в вычислительных системах и коммуникационных сетях.
В 1976 году Томас Рона в первый раз применил термин «информационная война» в отчете «Системы вооружения и информационная война» выполненного согласно заказа Министерства обороны США [21]. Следует обратить внимание, что в данном отчете Томас Рона рассматривает термин «информационная война» через призму киберпространства, а не медиапространства в современном его понимании.
В начале 90-х годов ХХ столетия итоги проведенной США и их союзниками в Ираке операции «Буря в пустыне» способствовали активизации использования термина «информационная война» как военными, так и гражданскими структурами. И в декабре 1992 года Министерство обороны США директивой TS3600.1 закрепляет анализируемый термин в документальном обороте, начинается период его формирования.
Впервые определение информационной войны дается в документе Министерства обороны США - «Совместная доктрина информационных операций» в 1998 году: «информационные операции, проводимые в период кризиса или конфликта для достижения или поддержки конкретных целей против конкретного противника или противников» [22]. В дальнейшем шел процесс совершенствования вышеуказанного документа, в результате чего были конкретизированы определения информационной операции и информационной войны. Так информационная операция определялась как «действия, предпринимаемые с целью затруднить сбор, обработку, передачу и хранение информации информационными системами противника при защите собственной информации и информационных систем», а информационная война имело следующее определение - «комплексное воздействие (совокупность информационных операций) на систему государственного и военного управления противостоящей стороны, ее военно-политическое руководство, которое уже в мирное время приводило бы к принятию благоприятных для стороны-инициатора информационного воздействия решений, а в ходе конфликта полностью парализовало бы функционирование инфраструктуры управления противника» [22].
В нулевые годы вышеуказанная доктрина была подвергнута существенной корректировке. По исследуемой проблематике необходимо отметить, что штаб-квартира Министерства обороны США усиливает акцент на обновленном содержании информационных операций и прекращает использование термина «информационная война» в силу политических соображений, в частности, устранения причин и обстоятельств объявления Вашингтона источником развязывания вооруженных конфликтов и агрессии в глобальном информационном
сз о
сг
=Е
0
1
-1 У
-о
=Е СГ
пространстве, что вызывает в массовом сознании ассоциации с войной [23].
Также в новой доктрине уточняется понятие «информационное пространство»: «совокупность объектов (систем), осуществляющих разведку, наблюдение, сбор данных и обмен ими, принятие и реализацию решений» [23]. Структура информационного пространства представляет собой следующие взаимосвязанные сегменты: физический - включает информационные системы; информационный - основой является информация; когнитивный - выработка и принятие решений органами управления и их реализация подчиненными.
Вооруженные конфликты последних трех десятилетий показывают, что в ходе их проведения информационные операции имеют большое значение в достижении поставленных целей и демонстрируют устойчивый рост их применения в военной обстановке и в мирных условиях. При этом приоритетным вектором выступает управление информационным пространством и его контроль в целях достижения информационного превосходства.
Таким образом, мы можем констатировать, что термин «информационная война» появился во второй половине ХХ века и был введен для описания конфликтов, в которых средства массовой информации и информационные технологии используются как оружие.
Литература
1. Сунь-цзы, У-цзы. Трактаты о военном искусстве / Пер. с китайского. Предисловие и комментарии
H.И. Конрада. - Москва: АСТ: Астрель; Санкт-Петербург: Terra Fantastica, 2011. - 606 с.
2. Масахи, Хирато. Как читать Сунь-цзы. - Токио, 2009. - 204 с.
3. Мао, Цзэдун. Стратегические вопросы революционной войны в Китае. Избранные произведения. Том
I. - Москва: Издательство иностранной литературы, 1952. - 536 с.
4. Мао, Цзэдун. Вопросы стратегии партизанской войны против японских захватчиков. Избранные произведения. Том 2. - Москва: Издательство иностранной литературы, 1953. - 476 с.
5. Мао, Цзэдун. О затяжной войне. Избранные произведения. Том 2. - Москва: Издательство иностранной литературы, 1953. - 476 с.
6. Дубровин, Н. Отечественная война в письмах современников (1812-1815). - Санкт-Петербург: тип. Имп. Акад. наук, 1882. - 691 с.
7. Военный колледж ВМС США. - URL: https://usnwc. edu/Publications
8. Военное обозрение (2018). Геоэкономика от полковника Джон Ф. Трокселл. Профессиональный журнал армии США. Том 98. № 1. С. 4-19.
9. Кокошин, А.А. Актуальные вопросы трактата Сунь-цзы «Искусство войны». - Москва: ФГБУН ИСПИРАН, 2017.
10. Барабаш, В.В., Бордюгов, Г.А., Котеленец, Е.А. Государственная пропаганда и информационные войны. - Москва: Ассоциация исследователей российского общества, 2015. - 400 с.
11. Понсонби, Артур. Ложь во время войны: Пропагандистская ложь времен Первой мировой войны. -Лондон: Джордж Аллен и Анвин, 1928. - 95 с.
12. Волкогонов, Д. Психологическая война. - Москва: Воениздат, 1983. - 288 с.
13. Фуллер, Дж. Танки в великой войне 1914-1918 гг. / Пер. с анг. под редакцией проф. В.Ф. Новицкого. -Москва: Высший военный редакционный совет, 1923. - 264 с.
14. Психологическая война и способы ее ведения, Текущая история и форум, LI. Январь 1940. С. 52-53.
15. Захариас, Э.М. Капитан морской пехоты США, Секретные миссии: История офицера разведки. - Нью-Йорк: Сыновья Г.П. Путнэма, 1946. - 433 с.
16. Лайнбарджер, Пол М.А. Психологическая война: международная пропаганда и коммуникации, 1948. Переработанное второе издание. - Дуэлл, Слоун и Пирс, 1954. - 318 с.
17. Батлер, Эван. Агент-любитель: история «черной» пропаганды во время Второй мировой войны. -Джордж Г. Харрап и Ко. Лтд., 1963. - 240 с.
18. Винклер, Аллан М. Политика пропаганды, Управление военной информации, 1942-1945. - Издательство Йельского университета, 1978. - 230 с.
19. Тейлор, Джон А. Тайные сестры Блетчли Парка: психологическая война во Второй мировой войне. Книжный замок, 2005. - 160 с.
20. Даллес, А. Тайная капитуляция. - «Центрполиграф», 2004.
21. Рона, Томас П. Системы вооружения и информационная война. Boeing Aerospace Co. - Сиэтл; Вашингтон, 1976. - 50 с.
22. Совместная доктрина информационных операций. Совместные публикации 3-13 // Министерство обороны Соединенных Штатов, 1998. - URL: http://www. c4i.org/jp3-13.pdf
23. Директива Министерства обороны № 3600.1 «Информационные операции». Октябрь 2001; JP 3-13, Информационные операции. 13 февраля 2006 года.
HISTORICAL ASPECTS OF THE EMERGENCE AND USE OF THE TERM «INFORMATION WAR»
Kandalov V.I., Molodtsov I.N.
Financial University under the Government of the Russian Federation
The article examines historical events, analyzes the works of thinkers, scientists and practical experience in the field of military affairs, politics, economics, psychology, cybernetics, allowing the author to make certain clarifications to the debatable issue of the emergence and use of the term «information war».
Keywords: information, propaganda, information operations, information warfare, psychological warfare, information space.
References
1. Sun Tzu, Wu Tzu. Treatises on the art of war / Per. from Chinese. Foreword and comments by N.I. Conrad. - Moscow: AST: Astrel; St. Petersburg: Terra Fantastica, 2011. - 606 p.
2. Masahi, Hirato. How to read Sun Tzu. - Tokyo, 2009. - 204 p.
3. Mao, Zedong. Strategic questions of the revolutionary war in China. Selected works. Volume 1. - Moscow: Publishing house of foreign literature, 1952. - 536 p.
4. Mao, Zedong. Questions of the strategy of guerrilla warfare against the Japanese invaders. Selected works. Volume 2. -Moscow: Publishing House of Foreign Literature, 1953. - 476 p.
5. Mao, Zedong. About a protracted war. Selected works. Volume 2. - Moscow: Publishing House of Foreign Literature, 1953. - 476 p.
6. Dubrovin, N. Patriotic War in the Letters of Contemporaries (1812-1815). - St. Petersburg: type. Imp. Acad. Sciences, 1882. - 691 p.
7. US Navy War College. - URL: https://usnwc.edu/Publications
8. Military review (2018). Geoeconomics by Colonel John F. Trox-ell. Professional journal of the US Army. Volume 98. No. 1. P. 4-19.
9. Kokoshin, A.A. Topical issues of Sun Tzu's treatise "The Art of War". - Moscow: FGBUN ISPIRAN, 2017.
10. Barabash, V.V., Bordyugov, G.A., Kotelenets, E.A. State propaganda and information wars. - Moscow: Association of Researchers of the Russian Society, 2015. - 400 p.
11. Ponsonby, Arthur. Lies in Time of War: Propaganda Lies of the First World War. - London: George Allen and Unwin, 1928. - 95 p.
12. Volkogonov, D. Psychological warfare. - Moscow: Military Publishing House, 1983. - 288 p.
13. Fuller, J. Tanks in the Great War 1914-1918. / Per. from eng. edited by prof. V.F. Novitsky. - Moscow: Supreme Military Editorial Council, 1923. - 264 p.
14. Psychological warfare and how it is waged, Current History and Forum, LI. January 1940. - pp. 52-53.
15. Zaharias, E.M. USMC Capt., Secret Missions: The Story of an Intelligence Officer. - New York: Sons of G.P. Putnam, 1946. -433 p.
16. Linebarger, Paul M.A. Psychological Warfare: International Propaganda and Communications, 1948. Revised second edition. - Duell, Sloan and Pierce, 1954. - 318 p.
17. Butler, Evan. The Amateur Agent: A History of "Black" Propaganda in World War II. - George G. Harrap & Co. Ltd., 1963. -240 p.
18. Winkler, Allan M. The Politics of Propaganda, Office of War Information, 1942-1945. - Yale University Press, 1978. - 230 p.
19. Taylor, John A. The Secret Sisters of Bletchley Park: Psychological Warfare in World War II. Book Castle, 2005. - 160 p.
20. Dulles, A. Secret surrender. - Centerpolygraph, 2004.
21. Rona, Thomas P. Weapon systems and information warfare. Boeing Aerospace Co. - Seattle; Washington, 1976. - 50 p.
22. Joint doctrine of information operations. Joint Publications 3-13 // United States Department of Defense, 1998. - URL: http://www.c4i.org/jp3-13.pdf
23. Directive of the Ministry of Defense No. 3600.1 «Information Operations». October 2001; JP 3-13, Information Operations. February 13, 2006.