Научная статья на тему 'Исторические аспекты возникновения физической подготовки как целенаправленного педагогического процесса'

Исторические аспекты возникновения физической подготовки как целенаправленного педагогического процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PHYSICAL TRAINING / PHYSICAL EXERCISE / PHYSICAL HEALTH / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рощин Игорь Геннадиевич

В статье представлены ретроспективные аспекты развития научно-методических основ физической подготовки как целенаправленного педагогического процесса. Описано вклад основоположников теории физической подготовки в истоках ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical aspects of occurrence of physical preparation as the focused pedagogical process

The article presents the retrospective aspects of the development of scientific and methodological foundations of physical preparation as a focused pedagogical process. It described the contribution of the founders of the theory of physical training in the origins of its development.

Текст научной работы на тему «Исторические аспекты возникновения физической подготовки как целенаправленного педагогического процесса»

2. Вербицкий А. А. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении//Ьй:р://'^^иг.НЬгагу.Ьу/рог1а1и$/то^ и1е$/р$усЬо^у

3. Фрицко Ж. С. Квазипрофессиональная деятельность при подготовке будущих учителей в условиях педагогического колледжа//Интернет-журнал «Эйдос». - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journa1/2007/0930-24.

4. Зязина, Т. В. Квазипрофессиональные технологии обучения в подготовке будущих педагогов/Т. В. Зязина//Проблемы научной организации образовательного процесса в медицинском вузе: материалы 1 межрегион. науч-практ. конф. -Воронеж: ВГМА, 2006.

5. Сунцова Е. Н. Техническая коммуникация как необходимый компонент образовательных программ российских инженерных вузов. Вестник Томского государственного педагогического университета/Научный журнал. - Томск.-Выпуск 6 (84), 2009.

6. Фадеева К. В. Формирование профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза: автореф. дисс... канд. пед. наук. - Чебоксары, 2010. - 20 с.

Roshchin Igor Genadievich, Associate Professor Department of social and humanitarian disciplines, Nikolayev branch of the Kiev National University of Culture and Arts, Candidate of Sciences on Physical Education and Sport E-mail: [email protected]

Historical aspects of occurrence of physical preparation as the focused pedagogical process

Abstract: The article presents the retrospective aspects of the development of scientific and methodological foundations of physical preparation as a focused pedagogical process. It described the contribution of the founders of the theory of physical training in the origins of its development.

Keywords: physical training, physical exercise, physical health.

Рощин Игорь Геннадиевич, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Николаевского филиала Киевского национального университета культуры и искусств, кандидат наук по физическому воспитанию и спорту.

E-mail: [email protected]

Исторические аспекты возникновения физической подготовки как целенаправленного педагогического процесса

Аннотация: В статье представлены ретроспективные аспекты развития научно-методических основ физической подготовки как целенаправленного педагогического процесса. Описано вклад основоположников теории физической подготовки в истоках ее развития.

Ключевые слова: физическая подготовка, физическое упражнение, физическое здоровье.

Человечество за свое существование накопило нема- С возникновением различных национальных систем вос-

лый рациональный опыт использования двигательных воз- питания, физическая подготовка стала их составной ча-

можностей человека, который из-за физического воспита- стью в плоскости приобретения умений и навыков, необ-

ния молодежи передался каждому следующему поколению. ходимых для физической активности и приумножения

С издавна физическое воспитание выступало процессом возможностей человека.

физической подготовки детей к активной жизнедеятель- Содержательный анализ работ, касающихся вопросов

ности, сущность которой составлял развитие физических общей физической подготовки подрастающих поколения,

потенций и качеств человека, расширение и усовершен- начнем с середины XVI века, когда появились печатные

ствование ее функциональных возможностей. Содержание работы (не описательного, а научного стиля) по основам

физической подготовки исторически определялся практи- отдельных видов спорта и физических занятий: фехтова-

ческими потребностями индивида и общества, сначала — ние — итальянского мастера Ахиллес Мароцци (1536 г.)

в охоте и ведении хозяйства, а впоследствии — в другой и строителя Камилло Агриппы (1568 г.), игры в мяч —

практической деятельности (военной, трудовой и т. д.). итальянцев Паоло Кортезе (1511 г.) и Джованни ди Барды

Historical aspects of occurrence of physical preparation as the focused pedagogical process

(1580 г.), основ танца — Фабрицио Кароза да Сермонета (1575 г) и Чезата Негры (1590 г) [1]. Названные работы включали описания, и даже определенные математические расчеты движений, то есть содержали элементы научной теории. Однако, первой попыткой сформулировать основы физического воспитания, именно как учебного предмета, была работа «Диалог в гимназиях», немецкого медика и гуманиста Иохима Камерариуса, издана в Лейпциге в 1541 году. Автор описал две составляющие физического воспитания детей: обучение определенным движениям и развитие физических способностей.

И. Камерариус утверждал, что с помощью двигательной активности и специальных физических упражнений, можно изменять определенные параметры тела [2]. И хотя его работа не содержала таких научных элементов, как классификация или методика выполнения упражнений, их влияние на организм человека, расчетов нагрузок для достижения результата. Это была первая попытка упорядочения двигательной деятельности детей через ее организацию в пределах обучения, как подготовки к взрослой жизни.

Первым, на самом деле научным, творчеством можно считать аналитический 6-томный труд итальянского врача «Об искусстве гимнастики» Иеронима Меркуриалиса (1530-1606 гг.), опубликованную в 1573 году. В первых трех томах этого фундаментального произведения описана история античной гимнастики, в остальных трех — раскрыто полезность физических упражнений с точки зрения медицины. Автор попытался подробно объяснить влияние всех видов тогдашних упражнений на тело человека, функциональное состояние его организма и физическое здоровье. Он, в частности, писал: «Более всего ошибается то, кто утверждает, будто физические упражнения не способствуют развитию здоровья ...В отличие от них правильно и разумно вели себя Гиппократ, Платон, Гален и Авиценна, оставившие потомкам учение, согласно которому самый эффективный способ сохранить здоровье — правильное питание и соответствующие физические упражнения » [3].

И. Меркуриалис считал, что благодаря направленным упражнениям можно регулировать развитие организма и таким образом способствовать прогрессу: совершенствованию регуляторных функций нервной системы, развития мышечного аппарата, увеличению функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т. д. Более того, врач справедливо отмечал, что комплекс физических упражнений позволяет получать не только количественные, но и качественные изменения в функциональных возможностях организма в целом.

Как врач, И. Меркуриалис впервые систематизировал все известные в то время упражнения (по влиянию на организм) и распределений их по назначению на: военные, лечебные, атлетические. При этом, единственным полноценным видом гимнастики он считал лечебную («законную» или «истинную»), поскольку только она «заботится о приобретении людьми здоровья». Атлетическую

гимнастику он называл порочной и подвергал жесткой критике, потому что она не была направлена на развитие организма человека, а способствовала только приобретению определенных форм тела. Задачей военной гимнастики он называл овладение специфическими движениями и умениями. И. Меркуриалис подчеркивал необходимость гармонии духовного и физического воспитания, осуждал излишества в еде, вине и сне, доказывал, что физические упражнения благотворно влияют на душу и тело человека, предотвращают психическую неуравновешенность. Основываясь на собственной врачебной практике, он утверждал, что каждое упражнение является полезной для организма человека, если она приносит радость, а не усталость. Он одобрял пассивное использование природных факторов, таких как передвижение в саду на кресле, на люльке, путешествия на кораблях и тому подобное. Он первым рекомендовал такое упражнение, как имитация боя с тенью для развития органов чувств [4]. Итак, итальянский врач впервые в истории общей физической подготовки говорил о ее способах: регламентированные и нерегламентиро-ванные, развивающие и прикладные упражнения, а также использование оздоровительных сил природы с целью сохранения физического здоровья человека.

Изучение наследия И. Меркуриалиса дает право признавать его одним из основателей общей физической подготовки (первое описание и классификация физических упражнений, связь физических нагрузок с воздействием на организм человека), основателем оздоровительно-гигиенического направления в гимнастике. Хотя его работа не имела научных оснований, поскольку в то время еще слишком мало было сведений по анатомии человека, а физиология и психология вообще еще не существовали, бесспорной заслугой И. Меркуриалиса можно считать возрождение древне-греческой гимнастики как способа достижения физического совершенства человеческого тела, ее сочетание с медициной.

Следующей работой с элементами научного анализа, можно считать рекомендации известного французского акробата, «придворного» воспитателя Венских и Парижских королей, Аршанжа Тюккаро «Три диалога о упражнениях в прыжках и вольтижировка в воздухе», которая была опубликована в Париже в 1599 году и имела значительное влияние на дальнейшее развитие гимнастики. Автор этого наследия обращал внимание на необходимость развития таких физических качеств человека, как скорость — мгновенная реакция на ситуацию, координация — целенаправленная построение целостных двигательных актов с согласованием и благоустройством действий. Привлекательной чертой книги А. Тюккаро были описания стандартных и нестандартных (тех, что зависят от условий) движений [5].

В формировании содержания физической подготовки подрастающих поколения того времени, как элемента их общего воспитания, значительную роль сыграли такие художественные произведения: «Гаргантюа и Пантагрюэ-

лю» (1533 г.) французского профессора анатомии Франсуа Рабле, в которой он рекомендует обучение своего главного героя чередовать с отдыхом, а физические упражнения (бег, прыжки, стрельбу, метание, лазание и т. д.), формируют вспомогательно-прикладные навыки — с умственными занятиями; «Правитель» (1531 г.) английского просветителя Томаса Элиота, где он подчеркивает необходимость расширения физического воспитания с использованием не только физических упражнений, но и атлетических игр и танцев; «В душе и жизни» (1538 г) испанского мыслителя Вивес, в которой утверждалось, что у учащихся обязательно должно быть время для игр, полезных для здоровья [2]. Предпосылками появления этих и других трактатов, а также практических действий педагогов того времени, служили достижения современной медицины и перевод трудов великих врачей Гиппократа и Галена.

В 1570 г.. Появляется книга «Учитель» английского гуманиста Роджера Эшем, в которой автор предлагает включать физические упражнения (прежде всего, бег, борьбу, танцы, верховую езду) к программе обучения [5]. Интересной для практического использования можно считать труд «Опыты» (1580 г) французского философа-гуманиста Мишеля де Монтеня, поскольку в ней раскрыто значение игры для укрепления здоровья детей. «Воспитывают, — говорил Монтень — не душу, не тело, а человека» [4].

Томазо Кампанелла в своем утопическом произведении «Город Солнца» (1600 г) описал физические упражнения, необходимые для укрепления здоровья, и рекомендовал собственные правила «моральной гигиены» и здорового режима [5].

Значительное влияние на формирование содержания физической подготовки ребенка, как составляющей ее общего развития и физического воспитания, процесса формирования личности, имел научный потенциал директора Лондонской торговой школы Ричарда Малкасте-ра (1530-1611 гг.) «Исследование всех обстоятельств, обязательных в деле обучения детей, идет ли речь о воспитании духа или тела» [1]. В этом фундаментальном исследовании проанализированы 45 проблемных ситуаций, большинство из которых связана с физическим воспитанием. Автор физические упражнения и игры рассматривает как процесс специфического потребления культурных благ общества, в течение которого облегчается решение и целого ряда других педагогических проблем. Как видим, по содержанию и структуре этот задел претендует на серьезную, по тем временам, научную работу, которая сочетает теоретические выкладки, методические рекомендации и примеры из практики. Самое удачное сочетание теории

и практики позволило Р. Малкастеру получить весомые результаты в обучении и воспитании детей, и предоставило особую значимость его труда. Следует заметить, что это была первая работа педагогического направления — с рекомендациями и пояснениями.

Соглашаясь с большим количеством исследователей, считаем, что основатель научной педагогики Ян Амос Коменский (1592-1670 гг.) Внес значительный вклад и в формирование теории физического воспитания. Подтверждение этому находим в его трудах «Великая дидактика» (1638 г), «Выход из школьных лабиринтов» (1634 г), «О развитии природных дарований» (1652 г) и «Материнская школа» (1632 г) и первом иллюстрированном учебнике «Мир чувственных вещей в картинках» (1658 г.). Опираясь на научные достижения человечества и собственную прозорливость, Ян Коменский разработал целостную теорию взаимосвязанного умственного, духовного и физического воспитания, которая учитывает возрастные, психические и физиологические особенности развития детей, подростков и юношей.

Изучая содержание названных и других произведений писателей-гуманистов (философов, педагогов, врачей) того времени, современные исследователи утверждают, что их мнения относительно физической подготовки детей отличались, однако, в них и много общего, как:

— базирование на историческом опыте прошлых поколений;

— неприемлемость отношение к телу человека как к «тюрьме души»;

— признание взаимосвязи между физическими и духовными усилиями человека;

— введение эстетического идеала гармонически развитого человека;

— попытка выяснить анатомо-физиологические параметры и психологические особенности организма человека;

— признание существования возрастных особенностей развития ребенка, которые следует учитывать в ее физической подготовке;

— рассмотрение физических упражнений как средства сохранения физического здоровья;

— использование средств и сил природы в процессе физической подготовки;

— включение в систему физического воспитания не только отдельных видов спорта (бега, фехтования, верховой ездой, борьбой, метанием копья, стрельбой, плавание и т. д.), но и различных природных движений (бег, ходьба, лазание, метание и т. п.) и подвижных игр, в том числе с мячом.

Список литературы:

1. Бабанский Ю. К., Победоносцев Г. А. - Комплексный подход к воспитанию учащихся: В вопросах и ответах. - К.: 1985. - 256 с.

2. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 287 с.

3. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 1966. - 264 с.

Some peculiarities of teaching kazakh to afghan listeners

4. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.

5. Пельменев В. К., Конеева Е. В. История физической культуры: Учебное пособие/Калинингр. ун-т. - Калининград, 2000. - 186 с.

Tastemirova Gulshara Asilbaevna, al-Farabi Kazakh National University, Candidate of Philological Science Ibragimova Meruert Nurhjigitovna, al-Farabi Kazakh National University, the Faculty of Pre -University education E-mail: [email protected]

Some peculiarities of teaching kazakh to afghan listeners

Abstract: The article discusses similarities proverbs and sayings of Kazakh and Oriental people. Nowadays teaching Kazakh to foreign audience is rapidly developing. The article considers the main problems in the process of teaching the Kazakh language to Afghan students such as peculiarities of explaining lexis of the Kazakh language and phonetics of the Kazakh linguistics.

Keywords: Kazakh language, Afghanistan, phonetics, learning, orthography.

Listeners from Islam Republic ofAfghanistan mainly con- sist of different parts like listening, reading, writing, speaking, sist of Pushtu, Tajik, Hazara, Uzbek nationalities. The official communication, revising grammar exercises and so on. The languages of the Republic ofAfghanistan are Pushtu and Dari main thing in the process of teaching Kazakh which requires

languages. In the written language it is used the Arabic-Farsi alphabet. Moreover, in Afghanistan 34 million people speak the Dari language which is considered to be a variant of Farsi.

In northern parts of Aughanistan such as Kandagar, Gyl-mand, Host, Nangarkhar, Paktya people get education in Pushtu because of dense population of Pushu nationality, while in districts Shubyrgan, Balkh, and Fariyab where there are a lot of people from Uzbek nationality the study is in the Uzbek language. However, in higher education institutions education is mainly in the Dari language.

In the Foundation Faculty of Al-Farabi Kazakh National University students from Aughanistan who are learning a language before entering the university have lessons of Kazakh first 6 weeks 36 academic hours in each. That is they have 3 Kazakh lessons 6 days a week. The Kazakh language is spoken at the lessons. There are approxiamately 15 thousand Arabic and Farsi words in the modern Kazakh language. These borrowed Arabic and Farsi words entered our language mainly in fields of science and education, astronomy, housekeeping, redarding Islam religion, in the direction of administration and politics. There are also a lot ofwords that don't regards to any of the groups mentioned above, they are used in everyday language, moreover there are a plenty of words which mean abstract notions in literary language.

The fact that there are a lot ofArabic and Farsi words helps Aughan students to understand certain words and intercommunicate at the Kazakh lessons. Because Arabic and Farsi languages are widely used in countries like Turkey, Pakistan, Iran, Aughanistan.

It is very challenging to teach Kazakh to a foreign audience. Teaching the Kazakh language to foreign students con-

paying a great attention is phonetics of Kazakh linguistics. At first lessons after explaining to Aughan students rules of letter and sound, alphabet we tell that vowels are divided into 2 groups: solid and soft vowels.

Being able to distinguish vowels as solid and soft ones plays an important role in mastering the Kazakh language and writing it accurately. After memorizing soft and solid forms of vowels and being able to dintiguish them, we suggest paying attention to orthography of vowels. For example,

A letter "a" in the middle of "zh, sh" and "y" is pronounced as "a" [s], but it is spelled as "a": zhay, shay [d3si, shsi];

The last letter in the Arabic and Farsi words is spelled as "a", but promounsed as "a" [s], i. e. Zhamila, rasua [damils, rasus];

Sounds "o, o, u, u, a" have their fixed palces in syllables, they are mainly used in the first syllable: or, korshi, kulyn, ulken, angime.

Sounds 'y, i' are not used at the end of words, and etc.

Having learnt the orthography of vowels Aughan students have skills of writing in Kazakh in a literate way.

There are its peculiarities of explaining the lexis of the Kazakh language. In explaining one of the lexical themes — sayings and proverbs a teacher can ask students to give their own equivalents to Kazakh ones and it helps to compare them, to express student's ideas correctly, and to form students' speaking skills.

It is very important to use models of proverbs and sayings to motivate students to learn a language. Proverbs help students to enrich their vocabulary, to make them deeply understand hidden meanings, moreover, they have a significant meaning in upbringing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.