отчасти потому, что гораздо большее число руководителей ежедневно сталкиваются с проблемами человеческих отношений, человеческого поведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследования операций. Кроме того, до 60-х годов лишь у немногих руководителей было образования достаточно для понимания и применения сложных количественных методов. В настоящее время положение быстро меняется, т. к. всё больше школ бизнеса предлагают курсы количественных методов с применение ЭВМ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мексон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М. : Дело ЛТД, 1994.
2. Травин, В.В. Основы кадрового менеджмента / В.В. Уткин, В.А. Дятлов. - М. : Дело, 1995.
3. Уткин, Э.А. История менеджмента / Э.А. Уткин. - М. : Тандеш : ЭКМОС, 1997.
УДК 336
Е.П. Турбина, М.А. Симонян, г.Шадринск
Исторические аспекты становления и развития финансового
контроля в России
В данной статье рассмотрены этапы становления и развития финансового контроля в России, а также на примере Курганской области проанализированы приоритетные направления осуществления финансового контроля за исполнением бюджета области.
Этап, финансовый контроль, бюджет
E.P. Turbina, M. A. Simonian, Shadrinsk
Historical aspects of formation and development of financial control in
Russia
The stages offormation and development of financial control in Russia are viewed in the article. The priority tendency of carrying out of financial control for the realization of area's budget is analyzed on the example of Kurgan area.
Key words: stage, financial control, budget
Данная работа направлена на изучение понятия и содержания исторически аспектов становления и развития финансового контроля в Российской Федерации.
Актуальность темы исследования. Изучение вопросов контроля государства над экономикой занимает очень важное место в любой идеологии. Вся жизнь общества напрямую связана с принятием в определенный момент конкретного решения.
Государство всегда стремится ограничить свободу, а общество всегда к этой свободе стремится.
В настоящее время процесс формирования адекватной цели и задачи развития в Российской Федерации системы государственного финансового контроля является еще далеко не завершенным. Не разработана адекватная условиям перехода к развитому рынку теория государственного финансового контроля, не определены основные направления организации контроля за обеспечением финансовой безопасности России, нет четкой и полной нормативной базы контрольной деятельности, отсутствует системная методическая база контроля, имеет место нерациональное разделение функций между субъектами государственного финансового контроля.
Рассмотрим историческое становление финансового контроля.
Финансовый контроль в царской России. С достаточной степенью условности можно считать, что возникновение финансового контроля на территории будущей России относится к X веку. История российских органов государственного финансового контроля берет свое начало с 1654 года - с момента учреждения Счетного приказа Алексеем Михайловичем Романовым, созданного для контроля сумм, которые поступали в приход и расход по разным государевым учреждениям.
В начале XVIII века при Петре I была создана Ближняя канцелярия, ведавшая вопросами государственного хозяйства, финансов и контроля. В 1719 г. Ближняя канцелярия была преобразована в ревизион - контору, которая позже была переименована в ревизион - контору и составляла часть канцелярии Сената. При Екатерине I ревизион - контора была восстановлена в качестве самостоятельного учреждения. В 1780 г. при Сенате были учреждены экспедиции, которые находились под непосредственным управлением государственного казначея.
Указом Александра I от 20 февраля 1809 г. была создана Государственная экспедиция для ревизии счетов - первое в России самостоятельное учреждение. Государственная экспедиция была наделена статусом единого органа финансового контроля финансового контроля гражданского ведомства.
28 января 1811 г. на базе этой экспедиции специальным манифестом Александра I было учреждено главное управление ревизий государственных счетов во главе с государственным контролем, состоявшие из двух департаментов: ревизии счетов по гражданской части и ревизии счетов по части военной.
В 1836 г. это главное управление было переименовано в государственный контроль, в состав которого вошло три департамента: гражданских, военных и морских отчетов, на эти департаменты было возложено проведение ревизии, а утверждение их - на тогда же учрежденный Совет государственного контроля.
Государственный контроль проверял переданные ему к определенному сроку финансовые сметы всех подотчетных министерств.
В 1863 - 1866 гг. государственному контролю было предоставлено лишь право на внезапную ревизию казначейства и касс специальных сборщиков.
Государственный контролер ежегодно, не позднее 1 октября, представлял государственному совету общий отчет об исполнений финансовых смет за минувший период, а к 1 ноября - объяснительную записку и приложение к отчету.
На государственный контроль было так же возложено наблюдение за исправленностью и целесообразностью сметой классификации всех отчетных перед ней капиталов.
Государственный контроль был обязан изыскать меры к совершенствованию правил и форм счетоводства и отчетности.
До 1864 г. ревизия государственных доходов и расходов в губерниях России была возложена на особые отделения, состоящие при казенных палатах. К XIX века в России насчитывалось 59 контрольных палат 8 апреля 1892 г. утверждено новое положение о Государственном контроле, которое уточнило его функции и организационную структуру.
В 1902 г. государственному контролю придаются функции ревизии расходов государственного банка его операций за счет казны, расходов крестьянского земельного банка и других, крестьянских учреждений, кредитных операций управления мелкого кредита расходов по поведению страховых операция государственных сберегательных касс (с 1902 г.). После реформ 1863 - 1866 гг. и до начала XX века в России проводилась эффективная финансовая политика и сложилась развитая система государственного контроля. В частности, был установлен строгий порядок финансовой отчетности и ревизии документов, оправдывающих каждую отчетностью расхода.
С образованием в октябре 1905 г. Советов министерств в государственный контроль оказался включенным в его состав.
20 февраля 1906 года были опубликованы манифест и новые положения о Государственном Совете и Государственной Думе.
К 1917 г. функция государственного финансового контроля в России была организационно оформлена. Государственный контроль входил в структуру правительства, но обладал широкими полномочиями и определенными гарантиями самостоятельности.
В марте 1918 г. Государственный контроль был упразднен.
Одновременно с развитием финансовой системы СССР проводилась работа по созданию и совершенствованию государственного финансового контроля.
Ведущая роль в государственном, в том числе и финансовом контроле, в СССР принадлежала Советам народных депутатов. Им были подконтрольны все другие государственные орган и их должностные лица. Конституция СССР 1977 года обязывала Советы народных депутатов осуществлять контроль за проведением в жизнь принимаемых ими решения по руководству всеми отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, а так же регулярно заслушивать отчеты исполнительных, распорядительных и других создаваемых ими органов, в том числе по вопросам финансово - хозяйственной деятельности.
Рассмотрим становление государственного финансового контроля в современной России. Переход от административно - командных механизмов управления к рыночных и связанных с этим крупномасштабная централизация экономики и общественного устройства сузили сферу непосредственного государственного управления экономики и обусловили переход к опосредованному регулированию экономических процессов.
Переход к рыночным отношениям ослабил существовавшую раннее систему централизованного государственного контроля. Опыт стран с развитой рыночной
экономикой показывает, что интересы государства и общества в целом при децентрализованной экономике могут быть эффективно защищены.
Для обеспечения надлежащего контроля со стороны Правительства РФ за формирования государственных доходов и рациональным их использованием были сохранены и даже расширены функции контрольно- ревизионных органов Министерства России.
Федеральном законом № 4-ФЗ от 18 января 1995 года « О Счетной палате Российской Федерации» был образован орган внешнего государственного финансового контроля в России - Счетная палата Российской Федерации.
Таких образом, построение системы органов внешнего дарственного финансового контроля в современной России проводились приблизительно по каждой схеме как на федеральном уровне субъектов Федерации. При этом в основном соблюдались следующие основные принципы осуществления государственного финансового контроля:
1. Законность;
2. Объективность;
3. Разграничение деятельности органов государственного финансового контроля в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочием органов законодательной и исполнительной власти;
4. Подотчетность органам государственной власти Российской Федерации;
5. Функциональная, организационная и финансовая независимость;
6. Гласность.
Понятие финансового контроля и его значение.
Международной организации высших контрольных органов - ИНТОСАИ удается вырабатывать общие, единые для всех подходы, повышать роль органов финансового контроля в системе государственного управления, широко использовать наилучший опыт.
История новейшего времени убедительно показывает, что либерализация экономики, развитие рыночных отношений отнюдь не отменяют для государства необходимости строго контролировать движение денежных ресурсов. Прозрачность финансов - один из существенных признаков реальной демократии. Это особенно важно для стран с ослабленной экономикой и связанной с этим острой нехваткой средств. Здесь проблемы, как правило, усугубляются снижением доверия населения к государству, что вызывает болезненную "утечку капиталов" в другие страны, нередко -с нарушением финансового и валютного законодательства. Наконец, контролировать бюджетный процесс в этих странах (а к ним приходится отнести и Россию) важно и для того, чтобы добиваться исполнения финансовых обязательств государства в социальной сфере.
Таким образом, в условиях многоукладной экономики, многообразия форм собственности, образования фондового рынка и рынка капиталов возникла потребность в налаживании жесткой системы финансового контроля как неотъемлемой части управления общественными процессами.
Финансовый контроль - это совокупность мероприятий по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности экономических субъектов с применением определенных форм и методов их организации.
Основная цель контроля - объективно изучить фактическое положение дел на проверяемом объекте и выявить или предупредить отрицательные моменты, негативно влияющие на исполнение управленческих решений.
В рыночной экономике финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности, когда на практике происходит естественное органическое взаимодействие материальных и финансовых отношений в рамках единого товарно-денежного комплекса государства.
Объектом финансового контроля являются распределительные процессы формирования и использования финансовых ресурсов всех уровней управления.
Основным назначением государственного финансового контроля является целевое и эффективное использование финансовых ресурсов государства, эффективное использование государственной собственности.
Для анализа сущности государственного финансового контроля значимыми являются следующие положения:
• финансовый контроль является одной из разновидностей деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
• осуществление финансового контроля есть форма государственного регулирования определенных финансово-производственных отношений;
• финансовый контроль действен, когда он взаимосвязан со всеми функциями финансов и системой управления;
• финансовый контроль - способ соблюдения нормативно-правовых норм хозяйствующими субъектами.
Для демократического общества с рыночной организацией экономики естественна потребность контроля финансово-экономической деятельности субъектов хозяйствования и управления. У различных общественных групп эти потребности различны и по объему и по содержанию. Они возникают у государства, стремящегося проводить эффективную финансовую политику, обеспечивающую выполнение его функций и программ; у общества, желающего знать, насколько рационально и эффективно государство распоряжается вверенными ему средствами; у многочисленных групп собственников, инвесторов и акционеров, следящих за тем, насколько велики и стабильны доходы от вложенных ими средств, а также у самих управляющих, стремящихся успешнее распоряжаться вверенными им средствами.
Рассмотрим осуществление финансового контроля в Курганской области. Одной из функций законодательного органа власти является осуществление контрольных полномочий. В условиях интенсивной законотворческой деятельности особую значимость приобретает контроль за практикой применения законов Курганской области, исполнения целевых программ Курганской области и постановлений областной Думы. Приоритетным направлением является осуществление контроля за исполнением бюджета области, его наполняемости и реализации его расходной части. Правительство Курганской области ежеквартально предоставляет депутатам информацию о состоянии бюджета, которая рассматривается на заседании комитетов и областной Думы.
Контрольно-счетная палата Курганской областной Думы является постоянно действующим органом финансового контроля, подотчетным в своей деятельности Курганской областной Думе. Работа ее строится в соответствии с Законом Курганской области «О Контрольно-счетной палате Курганской областной Думы». Результаты проверок рассматриваются на заседаниях комитетов и областной Думы. По замечаниям Контрольно-счетной палаты принимаются конкретные меры. Материалы проверок направлялись на рассмотрение Председателю областной Думы, в Правительство Курганской области, прокуратуру Курганской области.
Таким образом, финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.
Финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации. Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.
В России, финансовый контроль осуществляется ввиду государственного финансового контроля, внутрихозяйственного контроля и аудиторской деятельности.
Стоит отметить, что финансовый контроль в Российской Федерации ещё не до конца сформирован и находится на стадии становления. Поэтому несовершенство системы финансового контроля вполне объяснимо, и приводит к возникновению целого ряда серьезных проблем. Бюджетные средства часто используются не по назначению, а иногда вообще теряются, наблюдается коррупция, криминализация экономических структур, финансовые результаты корпораций и организаций в большей части скрыты, огромны неплатежи, продолжается отток капитала за рубеж. Поэтому актуальным на сегодняшний день представляется введение новых перспективных систем и методов в сферу финансового контроля.
ЛИТЕРАТУРА
1. Радионова, В.М. Финансовый контроль» / В.М. Радионова, В.И. Шлейников. - М. : ИД ФБК -ПРЕСС, 2002.
2. Мельник, М.В. Ревизия и контроль / М.В. Мельник, А.С. Пантелеев, А.Л. Звездин. - М., 2009.
3. Миляков, Н.В. Финансы : курс лекций / Н.В. Миляков. - М. : ИНФРА - М, 2002. - 432 с.
4. Брайчева, Т.В. Государственные финансы / Т.В. Брайчева. - СПб. : Питер, 2001. - 288 с.