династией и мусульманским духовенством, благодаря которому стране удавалось сохранять единство даже в самые сложные времена. Преобразования внутри Саудовского Королевства имеют и международное значение, так как модернизация страны означает ограничение влияния мусульманского духовенства на умы людей, уменьшение возможности распространения религиозного экстремизма, радикальных взглядов и ксенофобии. Одними из результатов этого курса должны стать секуляризация внешней политики, а следовательно и снижение террористической активности на Ближнем Востоке и за его пределами.
Говоря о первых результатах преобразований, автор приходит к выводу, что уже сам факт того, что реформы продолжаются более года, можно считать успехом. Внушают пока оптимизм и результаты опроса общественного мнения в Королевстве. Важный фактор успеха заключается в том, что преобразования проводятся именно принцем Мухаммедом бин Салманом, который является частью и олицетворением нового поколения 30-летних, составляющего основу саудовского общества.
Автор реферата Е.Л. Дмитриева
Хадж М.К.,
магистрант 2-го курса кафедры политологии (Московский государственный лингвистический университет) ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ США НА БЛИЖНЕВОСТОЧНОМ НАПРАВЛЕНИИ
Аннотация. В статье раскрываются некоторые исторические и современные аспекты внешнеполитической стратегии США на Ближнем Востоке. Представлено краткое описание эволюции внешней политики Вашингтона и его внешнеполитических приоритетов в данном регионе. Обращается внимание на то, что они претерпели существенные изменения, при этом отмечается, что ухода Белого дома из Ближнего Востока ожидать не следует, несмотря на сужение пространства для маневра.
Ключевые слова: внешняя политика США; внешнеполитическая стратегия США; Ближний Восток; международная помощь США.
Имеющая место нестабильность на Ближнем Востоке оказывает влияние не только на региональные, но и на глобальные политические процессы, что актуализирует анализ динамики роли данного региона в мировой политике и определение возможных сценариев развития ситуации. Это ставит вопрос о рассмотрении исторических аспектов, что позволило бы выявить те факторы, благодаря которым значение Ближнего Востока в мировом масштабе является важным.
Если говорить о XX в., то в первой его половине он был, скорее, объектом мировой политики: ведущие колониальные державы того времени боролись за разграничение сфер влияния. Окончание Первой мировой войны и поражение Германии привели к распространению в регионе влияния Британской империи, при этом он продолжал оставаться на периферии мировой политики. Не изменило ситуацию открытие месторождений нефти в Саудовской Аравии во второй половине 1930-х годов. Это можно объяснить тем, что разрабатываемые на тот момент ведущие нефтеносные бассейны были расположены ближе и что доставлять нефть с Ближнего Востока в промышленные центры Запада было далеко и долго.
В целом можно говорить о том, что даже Вторая мировая война и ее окончание не изменили положение дел. И только начало «холодной войны» можно назвать одним из факторов, который способствовал началу процесса трансформации Ближнего Востока и его роли в мировом политическом процессе. Это связано с тем, что 12 марта 1947 г. президент США Г. Трумэн выступил в Конгрессе и заявил о необходимости срочного выделения Греции и Турции (стране Ближнего Востока) финансовой помощи в размере 400 млн долл. для борьбы против распространения коммунизма (это было названо «доктриной Трумэна»). Соответствующий закон был принят Конгрессом спустя примерно два месяца.
В общем виде данная доктрина предусматривала, что Вашингтон планирует оказывать различные виды помощи демократическим странам для защиты против коммунизма. Это означало переориентацию внешнеполитической стратегии и курса Соединенных Штатов Америки на вмешательство в те конфликты, которые имели место в отдаленных и не обладавших стратегическим значением регионах мира. Помощь оказывалась как развитым странам («план Маршалла»), так и развивающимся, которые считались важными (Греция, Иран, Турция и др.). Речь шла не только о выделении финансовой помощи в чистом виде, но и о размещении
военных баз и объектов, подготовке местных вооруженных сил (ВС) и т.д.
Таким образом, можно говорить, что с того момента Ближний Восток начал играть роль во внешней политике США и что он был вписан в систему противостояния с СССР, хотя, как видно из «плана Маршалла» и ряда других предпринятых шагов, приоритет уделялся Западной Европе.
Постепенно влияние Белого дома в регионе возрастало. Конец 1940-х - начало 1950-х годов можно назвать периодом становления Вашингтона как ближневосточного игрока. Так, на начальном этапе произошли следующие события: дипломатическое признание Израиля (1947), выделение помощи Турции и Греции, включение Турции в состав НАТО (1952) и т.д. Следует отметить, что в период 1950-х годов отношения с Саудовской Аравией характеризовались смешанной динамикой, однако с начала 1960-х годов стало происходить укрепление двусторонних связей на различных направлениях.
В 1953 г., после прихода к власти Д. Эйзенхауэра, ЦРУ приняло активное участие в разработке и проведении государственного переворота в Иране. С середины 1950-х годов Вашингтон наращивал активность в регионе, постепенно вытесняя Британию. В 1955 г. с целью сдерживания СССР был заключен так называемый «Багдадский пакт», что еще раз подтверждает тезис о том, что Ближний Восток был вписан во внешнеполитическую стратегию США и что его роль (как и роль остальных регионов) официально заключалась в сдерживании СССР, который в то время также наращивал влияние на данном направлении (о чем говорит, например, поддержка Египта и его президента Г. А. Насера).
Следует отметить, что укрепление позиций Белого дома в регионе не носило линейного характера: наряду с победами имелись и провалы. Так, потерпела неудачу попытка госпереворота в Сирии (1957) и интервенции в Ливан (1958). После переворота в 1958 г. новые власти Ирака вышли из состава участников «Багдадского пакта». Египетский президент Г. А. Насер проводил политику сближения с Советским Союзом, и Вашингтону не удавалось повлиять на него.
Накопившиеся дисбалансы к началу 1960-х годов потребовали переформатирования внешнеполитического курса. В рамках своего первого послания нации (State of the Union) президент Дж. Кеннеди признал кризисные тенденции и сделал акцент на том, что именно невоенная помощь государствам мира (прежде
всего, развивающимся) позволит США восстановить утраченные геополитические позиции и обойти Советский Союз. Для оказания такой помощи была создана соответствующая нормативно-правовая база, а именно: закон об оказании иностранной помощи1 и другие нормативно-правовые акты. Указанная база стала основой для формирования Агентства международного развития (Ц^ЛГО), Корпуса мира и иных организаций, элементов «мягкой силы» США.
Первая половина 1960-х годов определялась преимущественно Карибским кризисом и связанными с ним событиями, однако во второй половине 1960-х годов произошло обострение ситуации на Ближнем Востоке. Одним из ключевых событий данного периода стала так называемая «шестидневная война» (1967), итоги которой заложили предпосылки для дальнейшей дестабилизации в регионе. Конфликт принял постоянный характер, время от времени переходя в «горячую фазу»: так называемая «война на истощение» 1967-1970 гг. между Египтом и Израилем; «война Судного дня» (1973). Последняя привела к нефтяному кризису и дальнейшему сближению между Саудовской Аравией и США.
В конце 1970-х годов произошло два масштабных изменения регионального политического ландшафта. Первое связано с переориентацией Египта на США. С середины 1970-х годов объемы американской помощи стране постоянно росли. До 1978 г. Белый дом предоставлял Каиру только экономическую помощь, а с 1979 г. (после подписания Кэмп-Дэвидских соглашений) начал предоставлять и военную помощь, объемы которой в период первой половины 1980-х годов ежегодно увеличивались, стабилизировавшись к 1985 г. на уровне 1,2 млрд долл., а объемы экономической помощи остались неизменными, составляя примерно 1 млрд долл.
Второе изменение было вызвано революцией в Иране 1979 г. Данное событие имело более серьезные последствия для реализации внешнеполитической стратегии США в регионе и за его пределами. Так, ирано-американское противостояние, несмотря на заключение администрацией Б. Обамы соглашения по ядерной программе Ирана, продолжает формировать внешнеполитическую стратегию США в регионе, хотя на текущий момент Иран вряд ли можно включить в число приоритетов. Кроме того, был распущен блок СЕНТО, что подорвало глобальную систему американских
1 The Foreign Assistance Act (FAA), 1961 (Pub. L. 87-195).
союзов и альянсов (по сути, ее единственным элементом, подразумевавшим многосторонний характер, оставалась только НАТО).
При этом утрата Ирана не означала снижение активности США в регионе. С начала 1980-х годов Белый дом существенно нарастил объемы как военной, так и невоенной помощи государствам Ближнего Востока. С приходом Р. Рейгана на пост президента этот показатель вырос с 10,5 млрд долл. в 1981 г. до 14 млрд долл. в 1988 г., а пик пришелся на 1985 г., когда объемы общей помощи превысили 18 млрд долл. (в текущих ценах). Более детальный анализ показывает, что основным реципиентом американской помощи были страны Ближнего Востока: соответствующий показатель начиная с 1983 г. стабильно превышал 5 млрд долл. Таким образом, доля Ближнего Востока в общем объеме американской помощи составляла 30% и более, при этом ее основным получателем был Израиль.
На основе представленных данных можно сделать вывод о внешнеполитических приоритетах США на тот период, в их число явно входил Ближний Восток. Это было связано не только с поддержкой Израиля, но и других стран (например, Египта). Кроме того, в ирано-иракской войне 1980-1989 гг. Вашингтон в рамках реализации своих интересов активно поддерживал как Ирак, так и Иран, что привело к громкому скандалу в 1986 г. (так называемое «дело контрас»).
Важным событием не только регионального, но и мирового масштаба стало проведение операции «Буря в пустыне» в 1991 г. Она продемонстрировала возросшую мощь США и фактически заявила о создании однополярного мира, поскольку Советский Союз на тот момент уже находился на завершающей стадии распада. Коллапс СССР открыл перед Вашингтоном новые возможности и сместил внешнеполитический фокус в этом направлении, а Ближний Восток отошел несколько на второй план, при этом в 1990-х годах в США были обеспокоены тем, что он стал источником новых угроз (речь идет, прежде всего, о ядерной программе Ирана)1.
Из важных региональных инициатив США следует назвать попытку урегулирования палестино-израильского конфликта
1 Phebe M. U.S. - GCC security relations, I: differing threat perceptions. (Gulf Cooperation Council) // Strategic Forum. 1995. Issue 39-42; DeSutter P. Deterring Iranian NBC use (nuclear, biological, and chemical) // Strategic Forum. 1997. Issue 108-111.
в конце 1980-х годов. В 1991 г. была проведена Мадридская мирная конференция, по результатам которой стороны согласились с принципом «территории в обмен на мир», а также договорились провести прямые двусторонние переговоры. 13 сентября 1993 г. Израиль и Организация освобождения Палестины (ООП) подписали в Вашингтоне совместную Декларацию о принципах.
В рамках реализации мирного процесса в Вашингтоне 28 сентября 1995 г. было подписано Временное палестино-израильское соглашение, касавшееся Западного берега реки Иордан и Сектора Газы. Его реализацию не смогло остановить даже убийство израильского премьера И. Рабина 4 ноября 1995 г. Однако указанному соглашению так и не суждено было быть воплощенным на практике из-за ряда факторов, включая рост напряженности, который был вызван последовавшими терактами, коррупцией в Палестине, сменой израильского правительства в мае 1996 г. и т.д. Принимая во внимание продолжение указанного конфликта, по факту вряд ли можно говорить о внешнеполитическом успехе Белого дома на данном направлении, хотя Белый дом по-прежнему декларирует приверженность его урегулированию.
В период 1990-х годов США продолжали сохранять военно-политическое присутствие на Ближнем Востоке, объемы оказываемой помощи были стабильными, а основным ее получателем оставался Израиль. При этом следует отметить, что объемы помощи ряду стран (как военной, так и экономической) начали снижаться. Прежде всего, это касается Египта. Если в 1990 фин. г. она составляла 2,4 млрд долл., то в 2000 г. - только 2,07 млрд долл. (значения указаны в текущих ценах). Эта тенденция сохранялась и в 2000-е годы (в 2009 фин. г. показатель составил немногим менее 2 млрд долл.), а военный переворот в июле 2013 г. привел к существенному сокращению помощи со стороны США. Так, в 2017 фин. г.1 она оказывалась только по линии АМР, а ее объем составил всего 141 млн долл.
Ситуация изменилась в первой половине 2000-х годов, что связано с вторжением США в Ирак. Это привело к увеличению значимости региона и увеличению оказываемой помощи. Согласно данным АМР США, в период 2000-х годов основные средства направлялись на восстановление Ирака, который стал главным ее получателем. Если в 2002 г. объемы помощи региону составляли
1 Указаны предварительные данные по состоянию на 1.12.2017 г. Источник: сайт АМР США explorer.usaid.gov
6 млрд долл., то в 2003 фин. г. данный показатель вырос в 2 раза (до 12 млрд долл.), а в период 2004-2008 фин. гг. стабильно превышал 13,5 млрд долл. Только в 2009 г. произошло небольшое снижение до 12,7 млрд долл.
Данные тенденции продолжились и в 2010 г., что можно объяснить выводом ВС США из Ирака. Так, в 2010 фин. г. общий объем помощи странам региона упал до 8,8 млрд долл. Он сохранялся на уровне в 9 млрд долл. до 2014 фин. г., когда было зафиксировано падение до 7,1 млрд долл. Как показал анализ данных, это связано с военным переворотом в Египте, который произошел в июле 2013 г.
Подводя итоги, можно отметить, что со второй половины ХХ в. - начала XXI в. роль Ближнего Востока в рамках внешнеполитической стратегии США менялась - как претерпевала трансформацию и роль стран региона. Проведя обзор внешнеполитической стратегии и внешней политики США в отношении региона, можно сделать следующие выводы.
1. Во-первых, со второй половины ХХ в. Соединенные Штаты Америки начали активно вовлекать страны Ближнего Востока в свою орбиту, при этом до конца 1980-х годов регион играл подчиненную роль, являясь частью внешнеполитической стратегии, официально направленной на сдерживание Советского Союза. Это же обусловило и оказание поддержки Израилю, которая имеет место и в настоящее время (она сохранялась и в период правления Б. Обамы даже с учетом охлаждения отношений). Несмотря на эту подчиненную роль, важность Ближнего Востока существенно возрастала в период нефтяного кризиса 1973 г. и в середине 1980-х годов.
2. Во-вторых, первая существенная трансформация региона произошла в 1970-х годах. Она была связана с тремя важными событиями. Первым событием стал нефтяной кризис 1973 г., который стал фактором сближения США и Саудовской Аравии (в середине 1980-х годов договоренности между сторонами по нефтяному рынку стали одной из причин коллапса СССР). Вторым событием стало включение в орбиту Вашингтона в 1979 г. Каира, который ранее считался союзником СССР. Египет оставался важным звеном внешнеполитической стратегии США вплоть до 2013 г. и по большей части указанного периода был одним из крупнейших получателей американской помощи (занимая в некоторые годы второе место). Третьим событием является революция в Иране 1979 г., которая привела к свержению «проамериканского» режима
шаха и установлению «антиамериканской» теократии. Она до сих пор в значительной степени определяет отношения между двумя странами, которые носят характер противостояния, несмотря на приход к власти в середине 2013 г. президента Х. Роухани, считающегося представителем национальных элит, придерживающихся курса на сотрудничество с Западом. Принимая во внимание то, что между Эр-Риядом и Вашингтоном сформированы союзнические отношения и что между Саудовской Аравией и Тегераном идет борьба за лидерство в исламском мире, можно говорить о том, что США продолжат курс на конфронтацию с Тегераном.
Поскольку в Вашингтоне понимают, что Саудовская Аравия будет продолжать стремиться использовать США для сдерживания Ирана, данная конфронтация вряд ли будет носить острый характер, при этом при необходимости (в случае смены власти в Иране в 2021 г.) стороны могут прибегнуть к жесткой риторике. В целом, принимая во внимание внутренние проблемы США и изменившуюся конфигурацию сил на Ближнем Востоке, следует говорить о том, что пространство Белого дома для маневра на данном направлении значительно сузилось и что он настроил против себя ряд крупных региональных игроков (Россия, Иран, Турция), которые объединили усилия по нейтрализации внешней политики США в регионе.
3. В-третьих, операция «Буря в пустыне» (1991) против Ирака, которая не привела к смене режима в Ираке, заложила основы переформатирования Ближнего Востока в середине 2000-х годов, что привело к его дестабилизации, усилению влияния Ирана и снижения влияния Вашингтона. С одной стороны, в 1990-х годах США сохраняли активность в регионе (сделав приоритетом урегулирование палестино-израильского конфликта), а объемы американской помощи странам региона в целом сохранялись на уровне выше 5 млрд долл. в год (при этом значительная часть приходилась на Израиль). Но, с другой стороны, первая половина 1990-х годов ушла у американской элиты на переосмысление краха СССР и новой реальности. В этот период, как и во второй половине 1990-х годов усилия были сосредоточены на Европе, что, в частности, выразилось в расширении НАТО и других антироссийских шагах.
4. В-четвертых, стратегическая важность Ближнего Востока для США существенно выросла в 2003 г., что обусловлено кампанией против Ирака. Ее особенностью стало то, что быстрая военная победа не принесла успехов и что после нее Белый дом глубоко завяз в конфликте. Фактически США потерпели поражение, что
в конце 2000-х годов поставило вопрос об уходе из региона1. Более того, указанный вопрос вновь актуализировался в 2016-2017 гг.2 Рассматривая статистические данные (например, показатели выделяемой международной помощи), можно говорить о том, что, конечно, полного ухода не произошло, однако масштаб присутствия в период администрации Б. Обамы был снижен.
Так, в 2009 фин. г. указанный показатель составил 12,7 млрд долл., а в 2010 фин. г. вследствие вывода ВС из Ирака он упал до 8,8 млрд долл. Переворот в Египте в 2013 г. привел к дальнейшему снижению помощи - в 2014 фин. г. этот показатель составил всего 7,1 млрд долл., что является минимальным значением с 2003 г. Последующее его увеличение обусловлено динамикой развития ситуации и ростом приоритета таких стран региона, как Ирак и Сирия. Кроме того, в 2015 фин. г. частично была восстановлена помощь Египту - теперь она составляет порядка 1,2-1,3 млрд долл. в год. При этом следует отметить, что в 2016 фин. г. перечисление помощи по программе БМБ со стороны МО США в размере 1,10 млрд долл. было отложено, т.е. можно утверждать, что фактические объемы американской помощи были ниже.
Основываясь на проанализированных данных, можно говорить, что к середине 2010-х годов внешнеполитические приоритеты США в регионе изменились - в настоящее время внимание уделяется таким странам, как Израиль, Сирия, Ирак, а роль Египта снизилась и вряд ли восстановится. Стало очевидно, что полный уход Вашингтона из Ближнего Востока невозможен. Он вряд ли произойдет, при этом позиции Соединенных Штатов Америки на данном направлении сохранят тенденцию к ухудшению.
Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир».
1 Подробнее см.: Haass R., Indyk M. Beyond Iraq: a new U.S. strategy for the Middle East // Foreign Affairs. 2009. Vol. 88, Issue 1. P. 41-50; Bennett R. The precedents for withdrawal: from Vietnam to Iraq // Foreign Affairs. 2009. Vol. 88, Issue 2. P. 2-8; Brzezinski Z. From hope to audacity: appraising Obama's foreign policy // Foreign Affairs. 2010. Vol. 89, Issue 1. P. 16-24; Drezner D. Does Obama Have a Grand Strategy? Why We Need Doctrines in Uncertain Times // Foreign Affairs. 2011. Vol. 90, Issue 4. P. 57-63; Parent J., MacDonald P. The Wisdom of Retrenchment: America Must Cut Back to Move Forward // Foreign Affairs. 2011. Vol. 90, Issue 6. P. 32-40; Indyk M., Lieberthal K., O'Hanlon M. Scoring Obama's Foreign Policy: A Progressive Pragmatist Tries to Bend History // Foreign Affairs. 2012. Vol. 91, Issue 3. P. 29-36.
2 Подробнее см.: Glaser Ch., Kelanic R. Getting Out of the Gulf: Oil and U.S. Military Strategy // Foreign affairs. 2017. Vol. 96, Issue 1. P. 122-131.