УДК 351.74 Тутуков Альберт Юрьевич
кандидат юридических наук, начальник кафедры общеправовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России
Геляхова Лейла Абдуллаховна
Tutukov Albert Yuryevich PhD in Law,
Head of the General Legal Disciplines Subdepartment, North Caucasus Institute for Advanced Training, branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Gelyakhova Leila Abdulakhovna
кандидат юридических наук, преподаватель кафедры общеправовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России
PhD in Law,
Lecturer, General Legal Disciplines Subdepartment, North Caucasus Institute for Advanced Training, branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПОЛИЦИИ И ИНСТИТУТА ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
HISTORICAL ASPECTS OF PROFESSIONAL ACTIVITIES OF THE POLICE AGENCIES AND THE PUBLIC CONTROL INSTITUTION
Аннотация:
В работе выполнен исторический анализ (начиная с дореволюционного периода и заканчивая настоящим временем) актуальной поныне проблемы системной организации мониторинга правоохранительной деятельности. Первыми попытками общественной критики деятельности правоохранительных органов можно назвать публикации российской прессы (к примеру, в издании «Колокол»), рассматривавшие случаи злоупотребления сотрудников полиции, указывавшие на превышение полномочий, коррупцию, вымогательства и другие нарушения. Автор обосновывает мысль о положительном влиянии общественного мнения и критики на характер работы правоохранительных органов.
Ключевые слова:
мониторинг, сотрудник полиции, общественный контроль, профессиональная деятельность, социальные установки, институционально-правовые роли, осуществление правопорядка, противоправные действия.
Summary:
The article carries out a historical analysis of the still topical issue of comprehensive monitoring of law enforcement activities (from the pre-revolutionary period until the present times). The first attempt of public criticism of the law enforcement agencies was publications in the Russian press (for example, in the periodical "Kolokol"), considering the cases of corrupt practices in the police, indicating misuse of powers, corruption, extortion and other offences. The author substantiates the idea of the positive impact of public opinion and criticism on the work of the law enforcement bodies.
Keywords:
monitoring, police officer, public control, professional activity, social attitudes, legal and institutional roles, implementation of law and order, illegal actions.
Исследование состояния общественного мнения как института социального контроля деятельности органов полиции в дореволюционный период в России отличается крайне скупыми, фрагментарными свидетельствами относительно возможности его проявления в условиях жесткой бюрократической организации царской полиции, с одной стороны, и отсутствием каких-либо серьезных обобщающих работ по данной проблематике в историко-правовой науке того периода - с другой.
Для дореволюционного периода эволюции российских полицейских органов характерны: отсутствие целостной картины освещения их деятельности, выборочность проблем рассмотрения функционирования данного социально-правового института в системе государственного управления и обеспечения правоохранительной деятельности с акцентом на подходы ее реорганизации в реформе 1862 г. и необходимости ее последующей, так и не состоявшейся трансформации в профессиональный суверенный правоохранительный орган обеспечения правопорядка.
В большей части здесь речь идет о противоправных действиях полиции в различных случаях. Изучение научных материалов показывает, что действия полиции, от превышения полномочий до получения взяток, истязаний, убийств и других преступлений, в глазах и юристов, и простого народа понимались уже не только как производная от «укрывательства их действий начальством», но по причине «безучастности народа», то есть из-за отсутствия самого механизма правового мониторинга деятельности полиции в осуществлении правопорядка.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2014, № 17)
В советское время продолжались исследования историко-правового анализа деятельности полиции, в том числе в контексте ее общественного восприятия и формирования социальных установок как фактора содействия или стагнации осуществления ее профессиональной функции. Вместе с тем в оценке ее институционально-правовой роли в значительной степени отражалось влияние односторонних подходов партийно-идеологической критики полиции как проводника классовых интересов царизма. В большей степени это было характерно для раннего периода историко-правовой историографии, но осуждающая, хотя и несколько смягченная, тенденция сохранилась и для подходов литературы периода развитого социализма [1].
Объективным фактором ухудшения результативности работы правоохранительных органов в России в 1990-е гг. стали процессы социально-политической дестабилизации государственной управляемости в условиях стимулирования «парада суверенитетов» региональных элит, стремившихся к обособлению и выходу из-под контроля общегосударственных, федеральных интересов. При таком положении вещей получали благоприятную почву для развития процессы криминализации общественных отношений, требовавшие объединения общих, согласованных усилий в организации системной борьбы с преступностью. Принимаемые меры обеспечения государственной целостности, единого правого режима Российской Федерации не могли, естественно, обойтись без налаживания гармонизации общественного диалога власти и гражданского общества. Это вытекает из самой природы сбалансированной коммуникации публичной власти, рассматриваемой в современном юридическом анализе как «общественное управление, осуществляемое различными субъектами, обладающими определенными властными полномочиями в различных социальных группах (политические партии, общественные объединения, религиозные концессии и т. д.)» [2].
Определенный импульс формирования институтов государственно-общественного регулирования сферы обеспечения охраны общественного правопорядка дали инициативы Президента РФ по созданию органов общественной представительности при государственных властно-административных структурах, в том числе осуществляющих функции управления охраны общественного правопорядка.
На общественные советы в структурах органов МВД возложены чрезвычайно ответственные и едва ли не всеохватные прерогативы представительства прежде всего общественных интересов во всем спектре их социально-значимого содержания и воздействия на правоохранительную политику, защиту гражданских прав и свобод, правопорядка и гражданского общества, конституционного строя, выступающих, по сути, в роли института народного парламентаризма [3]. Однако здесь проступает очевидная несоразмерность масштаба декларированных задач деятельности и полномочий их реализации рекомендательному характеру выносимых решений и вспомогательному механизму взаимодействия с органами государственной власти [4].
Отдельные попытки введения института мониторинга по оценке состояния противоправных явлений и реализации мер по их предупреждению и противодействию имеют локальный характер исследования некоторых вопросов по административно-отраслевой проблематике [5].
Трудно согласиться с призывом к «децентрализации мониторингов общественного мнения на уровне регионов с учетом того, что каждый регион сам должен разработать свою систему изучения общественного мнения именно под свои специфические условия», что, конечно, затрудняет и искажает сопоставимость получаемых данных для федерального уровня их унифицированной оценки. В целом же не вызывает сомнения поддерживаемая экспертами ВНИИ МВД РФ и другими специалистами актуальность системной организации мониторинга правоохранительной деятельности, поскольку «общественное мнение и общественная критика существенно влияют на эффективность как управленческой, так и административно-служебной деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения общественной безопасности» [6].
Представляется очевидным, что без формирования комплексной объективной системной картины состояния обеспечения прав, свобод, законных интересов граждан, общества, государства, преломленной в общественном сознании и его составляющей части общественного правосознания, невозможно определить почву основания для осуществления структурно-организационной деятельности уполномоченных органов государственной власти, правоохранительных органов, которые должны опираться на гражданское доверие, поддержку и сотрудничество в целях полного и эффективного предупреждения и пресечения противоправных посягательств.
Ссылки:
1. К истории 9 января 1905. Показания офицеров, руководящих расстрелом // Красный архив. 1925. № 4-5 (11-12) ; Похороны Н.В. Гоголя. О действиях полиции во время похорон // Там же. 1925. № 2 (9) ; Царизм в борьбе с рабочим движением // Там же. 1936. № 1 (74).
2. Клочкова В. Причины и условия роста преступности и проблемы повышения эффективности их расследования // Уголовное право. 1999. № 4. С. 83.
3. Машекуашева М.Х. Терроризм как угроза национальной безопасности // Современные проблемы уголовной политики : материалы III Междунар. науч. конф. / под ред. А.Н. Ильяшенко. Краснодар, 2012. С. 107-112.
4. Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х. Некоторые особенности мониторинга инновационного потенциала сотрудников полиции // Бизнес в законе. 2014. № 2.
5. Климовская Е.В. Общественное мнение как средство совершенствования деятельности органов внутренних дел // Актуальные проблемы совершенствования деятельности штабных подразделений органов внутренних дел : тр. Акад. упр. МВД России. М., 1998. С. 94.
6. Геляхова Л.А. Устойчивость сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям служебной деятельности // Теория и практика общественного развития. 2014. № 2.