Научная статья на тему 'Исторические аспекты развития менеджмент-консалтинга в мире и России'

Исторические аспекты развития менеджмент-консалтинга в мире и России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
701
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСАЛТИНГ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОНСАЛТИНГ / ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНСАЛТИНГА / КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / CONSULTING / MANAGEMENT CONSULTING / HISTORY OF CONSULTING DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малая Л.С., Елисеева Н.В.

Консультирование существовало еще до нашей эры. Советники, которые были практически у каждого древнего правителя, являлись консультантами по вопросам управления, военным вопросам, вопросам воспитания детей и многим другим. Но консалтинг, как профессия зародился только в конце 19 века вследствие мирового экономического развития. Сначала это были отдельные консультанты, потом появились консалтинговые фирмы, далее фирмы объединялись в ассоциации. На современном этапе консалтинговая деятельность является одним из важных элементов рыночной экономики, который включает в себя консультирование в сферах экономического, юридического, инновационного управления и других. В статье подробно рассматриваются исторические аспекты развития управленческого консалтинга, их влияние на современные проблемы управленческого консультирования и возможности его дальнейшего развития в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical aspects of the development of management consulting in the World and Russia

Counseling existed even before our era. Advisors, who were virtually every ancient ruler, were consultants in management, military issues, parenting and many others. But consulting, as a profession, was born only at the end of the 19th century as a result of world economic development. At first they were individual consultants, then consulting firms appeared, then firms merged into associations. At the present stage, consulting activity is one of the important elements of a market economy, which includes consulting in the areas of economic, legal, innovation management and others. The article discusses in detail the historical aspects of the development of management consulting, their influence on the current problems of management consulting and the possibilities for its further development in Russia.

Текст научной работы на тему «Исторические аспекты развития менеджмент-консалтинга в мире и России»

ное воздействие со стороны Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на региональное министерство.

Источники:

1.Балашова И.В., Балашова Е.С. Принципы реализации интеграционных схем в АПК/Сборник научных трудов Ставропольского научно-исследовательского института животноводства и кормопроизводства. 2014. Т. 3. № 7. С. 521-524.

2.Балашова И.В., Липкина А.В., Балашова Е.С. Инновационная реструктуризация как инструмент адаптации экономической системы. В сборнике: Проблемы развития современной науки Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 21-23.

3.Балашова И.В., Терещенко Т.А. Внедрение энергосберегающих технологий в целях повышения эффективности работы пищевых предприятий. Новые технологии. 2018. № 1. С. 171-176.

4.Балашова И.В., Рысьмятов А.З., Терещенко Т.А. Основные формы, механизмы и инструменты развития специализации и инновационной реструктуризации сельскохозяйственных предприятий. Финансовая экономика. 2018. № 6. С. 267269.

5.Рысьмятов А.З., Балашова И.В., Дьяков А.А. Экономические циклы и кризисы как часть механизма поиска баланса между инновациями и стабильностью. Сборник научных трудов Всероссийского научно-исследовательского института овцеводства и козоводства. 2015. Т. 1. № 8. С. 970-973.

6.Рысьмятов А.З., Балашова И.В., Терещенко Т.А. К вопросу о методологии государственной поддержки и государственного регулирования сельского хозяйства/Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 4-2. С. 274-277.

7.Чуев И.Н., Балашова И.В. К вопросу об институциональных особенностях сельскохозяйственной кооперации. Terra Economicus. 2009. Т. 7. № 2-2. С. 150-153.

Sources:

1. Balashov I.V., Balashov E.S. Principles of implementation of integration schemes in the agricultural sector / Collection of scientific works of the Stavropol Scientific and Research Institute of Livestock and Feed Production. 2014. Vol. 3. No. 7. P. 521-524.

2. Balashov I.V., Lipkina A.V., Balashov E.S. Innovative restructuring as a tool to adapt the economic system. In the collection: Problems of development of modern science. Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. Responsible editor: Sukiasyan Asatur Albertovich. 2015. p. 21-23.

3. Balashov I.V., Tereshchenko T.A. The introduction of energy-saving technologies in order to improve the efficiency of food enterprises. New technologies. 2018. No. 1. P. 171-176.

4. Balashov I.V., Rysmyatov A.Z., Tereshchenko T.A. The main forms, mechanisms and tools for the development of specialization and innovative restructuring of agricultural enterprises. Financial Economics. 2018. No. 6. P. 267-269.

5. Rysmyatov A.Z., Balashov I.V., Dyakov A.A. Economic cycles and crises as part of the mechanism for finding a balance between innovation and stability. Collection of scientific papers of the All-Russian Research Institute for Sheep and Goat Breeding. 2015. Vol. 1. No. 8. P. 970-973.

6. Rysmyatov A.Z., Balashov I.V., Tereshchenko T.A. To the question of the methodology of state support and state regulation of agriculture / Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2019. № 4-2. Pp. 274-277.

7. Chuev I.N., Balashov I.V. On the issue of institutional features of agricultural cooperation. Terra Economicus. 2009. Vol. 7. No. 2-2. Pp. 150-153.

Л.С. Малая - Студентка 4 курса, направление подготовки Государственное и муниципальное управление Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ (г. Краснодар), farytele@mail.ru,

L.S. Malaya - Academy of marketing and social information technologies-IMSIT (Krasnodar);

Н.В. Елисеева - д.г.н., профессор, Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ (г. Краснодар), envves@mail.ru,

N.V. Eliseeva - professor, dr. of science Academy of marketing and social information technologies-IMSIT (Krasnodar).

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТ-КОНСАЛТИНГА В МИРЕ И РОССИИ HISTORICAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF MANAGEMENT CONSULTING IN THE WORLD AND RUSSIA

Аннотация. Консультирование существовало еще до нашей эры. Советники, которые были практически у каждого древнего правителя, являлись консультантами по вопросам управления, военным вопросам, вопросам воспитания детей и многим другим. Но консалтинг, как профессия зародился только в конце 19 века вследствие мирового экономического развития. Сначала это были отдельные консультанты, потом появились консалтинговые фирмы, далее фирмы объединялись в ассоциации. На современном этапе консалтинговая деятельность является одним из важных элементов рыночной экономики, который включает в себя консультирование в сферах экономического, юридического, инновационного управления и других. В статье подробно рассматриваются исторические аспекты развития управленческого консалтинга, их влияние на современные проблемы управленческого консультирования и возможности его дальнейшего развития в России.

Annotation. Counseling existed even before our era. Advisors, who were virtually every ancient ruler, were consultants in management, military issues, parenting and many others. But consulting, as a profession, was born only at the end of the 19th century as a result of world economic development. At first they were individual consultants, then consulting firms appeared, then firms merged into associations. At the present stage, consulting activity is one of the

50

Международный журнал

important elements of a market economy, which includes consulting in the areas of economic, legal, innovation management and others. The article discusses in detail the historical aspects of the development of management consulting, their influence on the current problems of management consulting and the possibilities for its further development in Russia.

Ключевые слова: консалтинг, управленческий консалтинг, история развития консалтинга, консультирование.

Keywords: consulting, management consulting, history of consulting development, consulting.

В конце 19 века в связи с быстрым развитием экономики начинает формироваться такая область предоставления профессиональных услуг, как менеджмент-консалтинг, часто называемый управленческим консалтингом.

Управленческий консалтинг заключается в оказании помощи профессионально подготовленными специалистами руководителям и собственникам предприятия на коммерческой основе с целью эффективного решения общеорганизационных управленческих и производственных проблем, и создание таких условий, при которых клиент это может сделать самостоятельно. Развитие консалтинга осуществлялось в несколько этапов. Рассмотрим подробно каждый из них.

Консультирование имеет древние корни, но первая консалтинговая фирма появилась в 1914 году в Чикаго, когда наблюдался мощный технический процесс. Далее такие же фирмы стали открываться в Англии и Германии. К сожалению, «Великая депрессия» притормозила процесс развития консалтинга, но по окончании этого периода, консалтинговые услуги стали распространяться в странах Западной Европы и в других регионах мира[1].

После Второй мировой войны (1939-1945гг) в связи с послевоенным развитием технологий, ростом деловой активности и торговли, произошел консалтинговый бум, называемый «золотой век консалтинга». В этот период отмечается бурное развитие консалтинга, высокий спрос на консалтинговые услуги и расширение сферы их применения. Консультантами могли стать люди разных специальностей, так как консультации были нужны везде. Так же в это период компании стали нанимать консультантов в качестве штатных сотрудников для постоянного доступа к ним. К чему это приводило? Штатный консультант хорошо знал организационную структуру изнутри, вживался в коллектив и терял свежий взгляд на проблемы. В связи с этим, компании все равно были вынуждены нанимать консультанта со стороны [2].

Постепенно интенсивность развития консалтинга угасла и произошел переход к индустрии консал-тинга(1970-1980 гг). Этот период можно охарактеризовать потребностью в комплексном консультировании и дифференциацией услуг. Потребность в комплексном консультировании привела к искоренению консультантов-одиночек, они стали устраиваться в фирмы и работать в команде. Консалтинговые фирмы, в свою очередь, объединялись в национальные ассоциации, а далее в мировые консалтинговые ассоциации.

В настоящее время консультирование по управлению в большинстве развитых стран мира является отдельным сектором экономики. В США его оборот составляет 14 млрд долл., в Европе - 8 млрд долл., в Японии -2,5 млрд долл., в остальных странах мира в целом он оценивается в 2 млрд долл. Эти данные показывают "чистый" оборот менеджмент-консалтинга. А если учесть и другие виды консалтинговых услуг, то суммарный оборот средств в этой сфере может возрасти в несколько раз. Например, в США годовой оборот всей сферы профессиональных услуг по экономике и управлению составляет около 50 млрд долл., в Европе - 8 млрд долл., в Японии - 2,5 млрд долл., в остальных странах мира в целом он оценивается в 2 млрд долл. Эти данные показывают "чистый" оборот менеджмент-консалтинга. Мотивационная политика высококвалифицированных сотрудников консалтинговых фирм способствует быстро оказывать помощь в разработке проектов выхода из кризиса [3].

Необходимость в консалтинговых услугах все больше становится нормой ведения бизнеса. Ежегодно разносторонние задачи, которые ставят перед нами клиенты, все более усложняются [4]. Для успешной реализации таких консалтинговых проектов часто требуется комплексное взаимодействие с направлениями рекрутинга и бизнес - обучения. В России есть определенные трудности развития консалтинга. Прежде всего, это связано с отсутствием учебных заведений, где есть это направление подготовки. В наших фирмах это чаще всего специалисты научно-исследовательских институтов и преподаватели ВУЗов, которые имеют богатый опыт в узкой направленности для консультаций.

Очень интересно увидеть реальную помощь консалтинговых служб на примере. Исследователи деятельности ПАО «Ростелеком» установили, что она предоставляет услуги широкополосной и телекоммуникационной связи населению. Руководство активно проводит реорганизацию - к ним присоединились Межрегиональные компании связи. Но заметно замедление темпа роста, которое происходит от сокращения доходов от услуг мобильной связи (-0,3%) из-за активно усиливающейся конкуренции [5]. Очевидно, что необходимо принимать новые решения, для того, чтобы не упустить ситуацию. Одним из вариантов стал переход на широкополосный доступ в интернет, также увеличивают продажи оборудования и услуг. Но этого оказывается не достаточно.

Поэтому необходимо прибегнуть к услугам серьезной консалтинговой фирмы, которая проанализирует деятельность предприятия. На основе анализа они разработают проект улучшения экономической составляющей в условиях растущей конференции. По итогам консалтингового проекта клиенты получат готовый набор инструментов «под ключ», и команду, которая сможет претворить в действительность эти решения. Возможно, одним из основных предложений для сохранения конкурентоспособности ПАО «Ростелеком» необходимо своевременно реагировать на потенциальный спрос потребителей, с поддержанием баланса быстрого технологического

обновления, существующих на вооружении услуг и новых, еще не охвативших широкую базу клиентов, но имеющих высокий потенциал [5, 6].

Из выше изложенного следует, что консультанты консалтинговых фирм, проанализировав всю информацию о действии внутренних и внешних факторов на конкурентоспособность и экономическую устойчивость предприятия, выберут научный подход разработки проекта выхода из кризиса, основанный на объективных данных к управлению по-новому. С нынешним экономическим состоянием многих предприятий в России очень важно иметь консалтинговые фирмы с высококвалифицированными специалистами, которые смогут быстро оказать помощь.

Источники:

1. Соснина Т.В. История возникновения и развития консалтинга. Управление образованием: теория и практика. 2013. № 2. С. 129-144.

2. Капустин П.А.. Управленческое консультирование для руководителей. - СПб., 2011. С. 160

3. Зеленский Д.В., Елисеева Н.В. Мотивационная политика на предприятии ОАО «Краснодаргазстрой». Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2017. № 73-74 (1-2). С. 140-143

4. Слюсаренко Э.Е. Правовые аспекты социально-экономического развития МО Белореченский район. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Сборник статей. Ответственный редактор Е.А. Бочкарева. 2017. - С. 365368

5. Луганский М.И., Елисеева Н.В. Анализ особенностей рынка телекоммуникаций на примере ПАО «Ростелеком». //Вестник Академии Знаний. 2017. №4(23). - С. 124-129.

6. Адаменко А.А., Петров Д.В., Азиева З.И. Формирование концептуального представления о генерации перспективных ресурсов субъектов малого и среднего бизнеса, востребованных на мезо-уровне при новой модели роста. //Вестник Академии Знаний. 2017. №3(22). - С. 13-19.

Sources:

1. Sosnina T.V. The history of the emergence and development of consulting. Education Management: Theory and Practice. 2013. No. 2. P. 129-144.

2. Kapustin PA. Management consulting for managers. - SPb., 2011. P. 160

3. Zelensky D.V., Eliseeva N.V. Motivational policy at the enterprise JSC «Krasnodargazstroy». Economy. Right. The seal. Herald KSEI. 2017. No. 73-74 (1-2). Pp. 140-143

4. Slyusarenko E.E. Legal aspects of the socio-economic development of the municipality of Belorechensk district. Materials of the All-Russian scientific-practical conference. Digest of articles. Editor-in-Chief E.A. Bochkareva. 2017. - p. 365-368

5. Lugansky M.I., Eliseeva N.V. Analysis of the characteristics of the telecommunications market on the example of PJSC Rostelecom. // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2017. №4 (23). - p. 124-129.

6. Adamenko A.A., Petrov D.V., Azieva Z.I. Formation of a conceptual idea of the generation of promising resources of small and medium-sized businesses that are in demand at the meso-level with a new growth model. // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2017. № 3 (22). - pp. 13-19.

М.А. Малышевская - студентка магистратуры Краснодарский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, mgtu2@mail.ru,

M.A. Malyshevskaya - graduate student Krasnodar branch of the RUE them. G. V. Plekhanov.

КОНКУРЕНЦИЯ КАК СРЕДСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ COMPETITION AS A MEANS OF REGULATING THE ACTIVITIES OF ENTERPRISES

Аннотация. В статье показано, что конкуренция в современном мире - средство регулирования деятельности предприятий, социально-экономических отношений в процессе столкновения экономических интересов субъектов рыночного хозяйства, а также направленное на урегулирование цен и стимулирование инновационной деятельности предприятий при рациональном использовании ресурсов. Отмечено, что принято различать конкурентоспособность и по уровням ее проявления, это конкурентоспособность продукции (товаров, услуг), предприятий, отраслей и отдельных стран мира, которые взаимодействуют между собой. В современной экономике имеет место тенденция снижения влияния конкуренции, то есть происходит сокращение числа субъектов конкуренции, происходящее в условиях ужесточенной борьбы между мировыми экономическими центрами и государствами, а также между транснациональными корпорациями и проявляемая в том, что данные предприятия обладают экономической мощью и менее подвержены к изменениям в окружающей среде, а, следовательно, к банкротству.

Annotation. The article shows that competition in the modern world is a means of regulating the activities of enterprises, socio-economic relations in the process of collision of economic interests of market economy entities, as well as aimed at regulating prices and stimulating innovative activities of enterprises with rational use of resources. It was noted that it is customary to distinguish between competitiveness and the levels of its manifestation; this is the competitiveness of products (goods, services), enterprises, industries and individual countries of the world that interact with each other. In the modern economy there is a tendency to reduce the influence of competition, that is, there is a reduction in the number of subjects of competition that occurs in the context of tougher struggle between world economic centers and states, as well as between transnational corporations and manifested in the fact that these enterprises have economic power and are less susceptible to changes in the environment, and, consequently, to bankruptcy.

Ключевые слова: конкуренция и конкурентоспособность организаций, конкурентоспособность продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.