ХОРЕОГРАФИЯЛЫК ©НЕР CHOREOGRAPHY ARTS ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
МРНТИ 18.49.07
УДК 793.3 DOI:10.56032/2523-4684.2023.1.5.5
М.Р. Асанова1 Казахский национальный женский педагогический университет (Алматы, Казахстан)
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕПОДАВАНИЯ И
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье рассматривается методологическая основа преподавания в рамках концепции современного образования. Для изучения данный темы проанализированы традиционные и современные методы педагогики в хореографическом образовании. Кроме того, представлена структура обучения будущих педагогов-хореографов системно-деятельностным методом.
Ключевые слова: хореография, преподаватель, педагогика, концепция, образование.
М.Р. Асанова1 1 Казак улттык кыздар педагогикалык университет (Алматы, К,азакстан)
ОКЫТУДЫН ЭД1СНАМАЛЫК НЕГ1З1 ЖЭНЕ ХОРЕОГРАФИЯЛЫК Б1Л1М БЕРУД1 ЖYЙЕЛЕУ
Аннотация
Макалада каз1рп бт1м беру тYжырымдамасындаFы келешек окытушыларынын мэселес1 карастырылFан. Такырыпты жан жакты карастыру Yшiн педагогикалык -хореографиялык б'л'мге катысты дэстYрлi жэне заманауи эдiстер карастырылFан. Сонымен катар, жYЙелiк-эрекеттiк эдiспен келешек педагог-хореографтарды окытудын курылымы YсынылFан.
ТYЙ¡нд¡ сездер: хореография, окытушы, педагогика, тужырымдама, бiлiм.
Специфика хореографии такова, что она способствует реализации важных и социально значимых функций (развивающей, коммуникативной, воспитательной, валеологической) личности педагога-хореографа [1, с.29].
Обзор литературы. При написании данной статьи авторы использовали за основу труды А.И. Борисова [1], Б.М. Бим-Бада [2], Н.В. Мирза [3] (на основе диссертации представлена структура занятий по обучению будущих педагогов-хореографов в системно-деятельностном подходе), Е.А. Климова [4], Г.П. Гусева [5], Б.С. Тлеубаевой [6].
Методы исследования: В статье использованы методы теоретического анализа психолого-педагогической, методической и специальной литературы; методы педагогического наблюдения, описательный и системно-деятельностный методы.
Основная часть. При традиционной системе преподавания хореографии основной акцент делается, как правило, на передачу знаний о приемах и методах обучения через энциклопедический подход (накопление знаний), что считалось пробуждает интерес к занятиям и повышает запоминание.
В современной ситуации дифференциации и дробления педагогического знания важно такое единое методологическое основание, которое позволяет сформировать целостно-логическое видение структуры и содержания профессиональной компетентности педагога, диалектическую взаимосвязь всех ее составляющих. Таким основанием может стать системно-деятельностный подход.
К важным особенностям системно-деятельностного подхода относятся его универсальность и гибкость, креативность и непрерывность, открывающие
предрасположенность к интеграции с другими подходами [2, с.498]. Применение этого подхода на практике способствует реализации воспитательного потенциала образовательной области
«Хореография». В контексте современного систем но-
деятельностного подхода профессиональное становление будущих педагогов-хореографов связано с формированием способности к самостоятельному проектированию учебной деятельности. Построение практических занятий в рамках учебных модулей по схеме, учитывающей основные требования системно-деятельностного подхода к циклической организации образовательной деятельности, обеспечивает сочетание теории и практики преподавания, стимулирует развитие способностей педагогов к рефлексии и моделированию учебного процесса с учетом приобретенного опыта и инновационных достижений других педагогов.
На основе диссертационной работы доктора педагогических наук Н.В. Мирзы «Научно-теоретические основы формирования
профессиональной компетентности будущего педагога» можно разработать структуру занятий по обучению будущих педагогов-хореографов в системно-деятельностном подходе:
1. Направляющая лекция, проводимая в диалоговом режиме, знакомящая будущих педагогов с современными представлениями, концептуальными и инструментальными схемами, позволяющими самостоятельно проектировать образовательный процесс. Студенты знакомятся с отдельными модельными образцами действий педагога-хореографа и учащихся в соответствии с требованиями изучаемых технологических схем. В ходе лекции проводится первичная диагностика способностей в области преподавания и на этой основе осуществляется рефлексивная проблематизация сложившихся ранее стереотипов и представлений в рамках изучаемой темы. Осуществляется работа по снятию предубеждений, негативных реакций и опасений слушателей, связанных с оценкой своих педагогических способностей.
2. Проведение тренингов групповой работы будущих педагогов по самостоятельному проектированию образовательного процесса. При
этом проблема обсуждения в мини-группах предлагается самими студентами. В процессе обсуждения проблемы применяются концептуально-технологические схемы и модульные образцы, рекомендованные в ходе предыдущей направляющей лекции. Под руководством преподавателей студенты в виде сценария занятия с учениками строят собственный вариант учебного хореографического процесса, разыгрываемом для других групп.
3. Демонстрация представителями групп первичных образцов технологично организованных образовательных событий на пленарном обсуждении. Группы выступают поочередно и предлагают свои варианты разработанных занятий. Вместе анализируются результаты, выявляются затруднения в планировании обучения/преподавания, возникающие в ходе проектирования.
4. С учетом результатов предыдущего цикла учебной деятельности осуществляется переход к следующей лекции. Для того, чтобы осознанно проектировать и организовывать творческие образовательные процессы, дается объяснение новизны и основных отличий, более сложных по строению концептуально-технологических схем преподавания.
5. Новый цикл учебной деятельности будущих педагогов, организованный в рамках описанной выше технологической схемы, осуществляется с учетом результатов постоянно проводимой диагностики изменений знаний и умений, отношения к изучаемому содержанию, формам проведения занятий, их профессионального и учебного самоопределения.
6. По завершению запланированных циклов обучения организуется и проводится индивидуальная, групповая, а затем общая пленарная рефлексивная оценка результатов и хода учебной деятельности. Во время рефлексивной деятельности внимание фокусируется на возможности самостоятельного использования
новых знаний и умений в проектировочной и квазипедагогической деятельности, а также необходимых шагах по дальнейшему самообразованию [3, с.56-58].
Согласно системно-деятельностному подходу, использование модульной системы обучения будущих педагогов направлено на развитие креативной мыслительной деятельности,
методической культуры, подразумевающей учет психологических и социокультурных особенностей учеников, наличие умений внедрения в образовательный процесс интерактивных форм и методов преподавания, обладание способностями к критической оценке собственной деятельности и умелому применению педагогического опыта своих коллег.
Современный системно-деятельностный подход предполагает использование изобразительных схем, позволяющих фиксировать и однозначным образом интерпретировать абстрактное содержание предлагаемых концептуально-технологических схем, выявлять их глубинные категориальные основания, освоение которых является основной предпосылкой и необходимым условием формирования современной культуры педагогического мышления и механизма рефлексивной самоорганизации [4, с.74].
Таким образом, если будущие педагоги хотят освоить новые методы преподавания, то им недостаточно прослушать курс лекций и поговорить о преимуществе нового подхода к обучению, они должны включиться в квазипедагогический процесс, организованный в соответствии с изучаемой технологией. Такой метод, как следует из описания, отличается от традиционного. Поэтому в первый момент студенты, привыкшие к традиционным занятиям, могут испытывать дискомфорт в том, что им приходится быть не зрителями, а непосредственными участниками учебного процесса. Однако затем начинают проявлять интерес к формам и методам организованных таким образом занятий.
Как описывает Г.П. Гусев, современный подход к
педагого-хореографическому образованию
выстраивает процесс обучения по следующей схеме. Вначале с учащимися согласовывается план работы в течение всего курса обучения. Все слушатели делятся на мини-группы, знакомятся друг с другом. Создание доверительной атмосферы для развития контактов и взаимопонимания рассматривается при этом как основа самоопределения к образовательной деятельности. Преподавателю важно включить учеников - будущих педагогов - в активную познавательную деятельность, выстраивая в дальнейшем занятия как процесс сотворчества и взаимопомощи. Второй этап организационно-педагогической деятельности связан с актуализацией знаний, что предполагает творческую интерпретацию педагогических достижений в области теории и практики преподавания хореографии в режиме групповой работы. Следующий этап организационно-педагогической деятельности ориентирован на постановку проблемы и определение цели ее решения. Затем наступает этап проектирования собственных вариантов и их представление другим группам и в завершении проводится рефлексивный анализ как работы всей группы, так и индивидуальной деятельности каждого члена группы. Защита индивидуальных проектов проводится в парах, что позволяет будущим педагогам высказать свою точку зрения, представить свой взгляд на перспективу планирования занятий, дискутируя со вторым оппонентом [5, с.401].
Отказ от энциклопедической модели обучения и переход к деятельностной модели значительно обогащает содержание самого танца, стиль и манеру его исполнения в соответствии с духом времени, ритмом жизни и развитием интересов личности в ее художественно-эстетическом развитии.
Такие методические приемы, как рассказ педагога о танце, о бытие, нравах, обычаях того народа, чей танец разучивается, анализ того, какое они нашли отражение в танце, знакомство с отличительными особенностями костюма,
правилами этикета того времени, знание того, как эти бытовые характеристики проявились в бальном танце, могли бы положительно влиять на расширение и обогащение кругозора учеников, дополнение образа, созданного музыкой. Кроме того, весь процесс обучения танцу мог бы быть действительно высоко мотивированным, если бы на занятиях ученикам отводилось время для творчества и самостоятельного поиска. Внимание к личностным дарованиям, креативности мышления, инициативам учащихся становятся исходными позициями преподавания всех предметов, независимо от того, преподаются они в рамках учебного плана или в условиях элективного учебного курса, кружка, студии, факультатива.
Наблюдением за уроками хореографии в школах, дворцах культуры, студиях, клубах показало, что во многих утрачены традиции формирования у учащихся музыкально-танцевальной культуры, практически не используются активные методы обучения, главное внимание педагогов уделяется технике исполнения танца. Поэтому, с одной стороны, танцевальная образованность, воспитанность являются характерными чертами, показателями высоких требований к уровню подготовки педагогов в специальных высших учебных заведениях. С другой стороны, единообразие содержания занятий (тренировка и многократное повторение), и, как отмечает Б.С. Тлеубаева, «недостаточно продуманные в методическом плане построения содержания обучения, образовательные программы и учебные пособия для вузов» [6, с.48] ставят своими задачами научить технически грамотно исполнять как традиционный, так и новый репертуар, систематически расширяя круг знаний и исполнительское мастерство будущих педагогов-хореографов.
Заключение. Со становлением личностно ориентированной парадигмы образования и созданием школ нового типа, предоставляющих разнообразные образовательные услуги для развития и воспитания школьников, снова получают
распространение внеурочные формы работы. Переход на профильное обучение в старшей школе открывает новые перспективы путем разработки элективных курсов, в том числе и курса для учащихся классов художественно-эстетического профиля. В этом случае владение хореографом
профессиональной компетенцией представляется особенно важным. Если традиционная методика ставила своей целью исключительно формирование навыков слушания музыки и ее анализ, многократного повторения за педагогом танцевальных движений, то методика, базирующаяся на системно-деятельностном подходе,
предусматривает взаимосвязанное
обучение/преподавание, воспитание и развитие учащихся. При этом существенное значение приобретает формирование умений
межличностного общения, культуры коммуникации, творческого овладения техникой танца, а также умений самосовершенствования и самореализации. Неслучайно принципиально значимым становится овладение педагогами методикой преподавания с использованием аудиовизуальных и визуальных средств обучения, которые стимулируют развитие способности к моделированию и рефлексии собственного педагогического опыта через призму опыта других коллег для того, чтобы внедрять лучшие идеи в практику преподавания.
Следовательно, педагог должен обладать умениями планировать процесс обучения с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, способностями к определению целей, задач и содержания, отбору необходимого учебного материала, выбору методов преподавания, а также оценивания достижений учеников. Разнообразные по форме и содержанию занятия, сопровождающиеся ритмичной музыкой, позволяют концентрировать внимание учеников на главном, развивают интерес к танцам и стимулируют активность в самовыражении. На формирование у будущих хореографов именно такой педагогической культуры и должны быть направлены базовые и
профилирующие дисциплины вуза.
Список использованных источников:
1. Борисов А.И. Функции хореографии спортивных бальных танцев в современной педагогике // Вестник спортивной науки. - 2007. - №4. - С.25-30
2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Дрофа, 2009. - 528 с.
3. Мирза Н.В. Научно-теоретические основы формирования профессиональной компетентности будущего педагога. / Дисс. ... д-ра педагог.наук: 13.00.08. - Караганда, 2010. -356 с.
4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: 2.изд. - М.: Аcаdemiа, 2005. - 205 с.
5. Гусев Г.П. Народный танец: методика преподавания. Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 608 с.
6. Тлеубаева Б.С. Формирование профессионально значимых качеств будущего педагога-хореографа. / Дисс. . канд.педагог.наук: 13.00.08. - Алматы, 2006. - 147 с.
References:
1. Borisov A.I. Funkcii horeografii sportivnyh bal'nyh tancev v sovremennoj pedagogike // Vestnik sportivnoj nauki. - 2007. - №4. -S.25-30. (In Russ.).
2. Bim-Bad B.M. Pedagogicheskijjenciklopedicheskij slovar'. - M.: Drofa, 2009. - 528 s. (In Russ.).
3. Mirza N.V. Nauchno-teoreticheskie osnovy formirovanija professional'noj kompetentnosti budushhego pedagoga. / Diss. ... dra pedagog. nauk: 13.00.08. - Karaganda, 2010. - 356 s. (In Russ.).
4. Klimov E.A. Psihologija professional'nogo samoopredelenija: 2.izd. - M.: Academia, 2005. - 205 s. (In Russ.).
5. Gusev G.P. Narodnyj tanec: metodika prepodavanija. Uchebnoe posobie. - M.: VLADOS, 2012. - 608 s. (In Russ.).
6. Tleubaeva B.S. Formirovanie professional'no znachimyh kachestv budushhego pedagoga-horeografa. / Diss. ... kand. pedagog. nauk: 13.00.08. - Almaty, 2006. - 147 s. (In Russ.).