Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССОВ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В РФ'

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССОВ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / СИСТЕМА / ИСТОРИЯ / РЕФОРМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Настюшкина Е.В.

В статье рассматривается вопросы становления и развития налоговых органов, исследуется их современная структура. Приведены перспективы комплексной модернизации налоговых органов, предполагающие переход к новому качеству взаимоотношений с налогоплательщиками.In the article the questions of formation and development of the tax authorities, study their current structure. Presents perspectives comprehensive modernization of the tax authorities, involving a transition to a new quality of relations with taxpayers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССОВ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В РФ»

Настюшкиной Е.В. аспирант 3 курса факультет «Экономический» ФГБОУ ВО МГУ им. Н.П. Огарева Россия, г. Саранск ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССОВ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В РФ

В статье рассматривается вопросы становления и развития налоговых органов, исследуется их современная структура. Приведены перспективы комплексной модернизации налоговых органов, предполагающие переход к новому качеству взаимоотношений с налогоплательщиками.

Ключевые слова: Информация, налоговые органы, система, история, реформа.

In the article the questions of formation and development of the tax authorities, study their current structure. Presents perspectives comprehensive modernization of the tax authorities, involving a transition to a new quality of relations with taxpayers.

Keywords: information, tax authorities, the system, the history of the reform.

Современную историю модернизации налоговых органов России ведут с 1918 г, когда была разрушена система налоговых органов Российской империи и начали создаваться новые структуры. Декретом Совета Народных комиссаров от 31 октября 1918г. утверждено Положение об организации финансовых отделов губернских и уездных исполкомов. Одновременно были упразднены ранее действовавшие налоговые органы [1].

В 20-х гг. параллельно налоговой реформе реформировался аппарат налоговых органов на базе Народного комиссариата финансов. Согласно утвержденного ВЦИК Положения от 26 июля 1921 г. о Народном комиссариате финансов, в его составе появилось организационно - налоговое управление, позже реорганизованное в управление налогами и государственными доходами. В уездных финансовых отделах аннулированы должности податных инспекторов и введены должности финансовых инспекторов. Последние подчинялись губернским финотделам и занимались сбором прямых налогов. С 1925 г. права и обязанности финансовых инспекторов регламентируются Положением Наркомата финансов о наружном налоговом надзоре. В функции фининспекторов входило изучение источников доходов налогоплательщиков и объектов налогообложения. Кассовые органы занимались окладным счетоводством, налоговые агенты -взиманием платежей.

Очередная налоговая реформа 1930 г. связана с окончательным искоренением частной собственности и всех форм предпринимательской деятельности. С указанного времени учреждены налоговые инспекции в составе районных и городских финотделов.

Организационно деятельность инспекций, общее руководство и контроль осуществляли налоговые подразделения краевых, областных и

городских (с районным делением) финансовых органов. Руководящими и контролирующими органами межреспубликанского и общесоюзного масштаба являлись управления налогов и сборов Наркоматов финансов союзных республик и Наркомата финансов СССР. Структура и штатная численность инспекций напрямую зависела от количества налогоплательщиков, величины обслуживаемой территории и ее экономической характеристики.

Вышестоящие финансовые органы осуществляли контроль за деятельностью нижестоящих органов. Для этого в областные и краевые финансовые отделы введены должности ревизоров, старших ревизоров, а в министерствах финансов союзных республик и в общесоюзном министерстве финансов - ревизоров, старших ревизоров, главных ревизоров.

Такое положение в организационно - штатной структуре налоговых органов сохранилось до 1959 г. С указанного времени налоговые органы, практически без функциональных изменений, организационно оформлены иначе. По вертикали (сверху вниз) располагались:

- Управление государственных доходов министерства финансов СССР;

- Управление государственных доходов министерства финансов союзных республик;

- Отделы государственных доходов автономных республик, областей, краев, автономных областей, национальных округов;

- Районные (городские) инспекции государственных доходов в составе районных (городских) финансовых отделов.

Перемены, происходившие в стране в конце 80-х - начале 90-х гг. затронули и сферу налогообложения. В результате реорганизации на основе существовавших налоговых органов в 1990 году были созданы:

- Главная государственная налоговая инспекция министерства финансов СССР;

- Государственные налоговые инспекции министерств финансов союзных республик;

- Государственные налоговые инспекции министерств финансов автономных республик;

- Государственные налоговые инспекции финансовых аппаратов областей, краев, округов, городов, районов.

Моментом создания налоговых органов Российской Федерации принято считать 21 ноября 1991 года, когда Указом Президента РФ №218 была образована самостоятельная Государственная налоговая служба РФ.

Первоначально (1991 - 1996 гг.) налоговые органы России представляли собой организационную систему с вертикальной подчинённостью и специализированным разделением по основным видам налогов. Такое построение налоговых органов было обусловлено началом разработки основополагающих направлений налогового законодательства, воплощением в жизнь его методологических аспектов и формированием механизма

исчисления и взыскания налогов и сборов.

В то время структура организации труда налоговых органов могла подразделяться по видам налогов, по типам налогоплательщиков, по разновидностям налоговых функций и т. д. Но чаще встречались смешанные типы построения организационных структур, основанные на сочетании различных специализаций. Практически в каждой налоговой инспекции была своя организационная структура, не было единства построения, налоговому администрированию для эффективной деятельности не хватало целостности и единообразия [2, с. 25].

К концу 1993 года в системе Госналогслужбы России сформировалась потребность в модернизации налоговых органов. Необходимость её проведения была обусловлена следующими объективными факторами:

- непрерывным усложнением налоговой системы;

- возрастанием объёмов нагрузки на инспекторов территориальных налоговых органов;

- ограничениями на объёмы финансирования налоговых органов.

Главной причиной проведения комплексной модернизации налоговых

органов послужило резкое увеличение количества налогоплательщиков, встававших на учёт. Это вызвало возрастание объёмов работы по приёму отчётных документов от налогоплательщиков, проведению камеральных проверок принятых документов и организации учёта налоговых начислений и поступлений. В результате в пиковые дни массовой сдачи налоговой отчётности в инспекциях стали образовываться большие очереди налогоплательщиков, что создавало обстановку взаимной напряжённости между инспекторами и посетителями. Поэтому одним из концептуальных принципов при модернизации налоговых технологий и процедур стало внедрение элементов системы «полного самоначисления», которая позволила изменить сложившуюся практику взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами [2, с.47].

Поскольку на конец 1993 года Госналогслужба России не смогла обеспечить централизованное проведение модернизации налоговых органов, то её осуществление началось по инициативе на местах. Проект модернизации налоговой службы явился уникальной возможностью для Госналогслужбы, с одной стороны, обеспечить управляемое и плановое развитие территориальных налоговых органов, с другой стороны, активно использовать накопленный на местах опыт в этой области и творческий потенциал специалистов.

В 1995 году руководство Госналогслужбы России приняло решение разработать специальный документ - проект Концепции модернизации налоговой службы, который позволил бы определить содержание и основные идеи проекта, его рамки и перспективу развития [3, с. 205 - 206].

Процесс создания межрайонных инспекций, контролирующих территории нескольких административных районов, начался в 2000 году и был обусловлен необходимостью экономии бюджетных средств и более

рационального использования численности налоговых органов, поскольку достаточно большое количество районных инспекций были малочисленными, что не позволяло произвести рациональное разделение труда между их работниками, вело к увеличению доли управленческого и обслуживающего персонала в общей численности инспекций за счёт соответствующего сокращения числа сотрудников, непосредственно собирающих налоги.

На сегодня процесс реформирования не перестает останавливаться. Процесс модернизации направлен на проведение как структурных, так и функциональных преобразований деятельности. В настоящее время главной задачей налоговых органов является обеспечение максимальных поступлений налоговых платежей в бюджет.

Использованные источники:

1. А. В. Брызгалин. Налоговое администрирование в 2010 году /А. В. Брызгалин, А. Н. Головкин // Налоги и финансовое право. 2010. № 8. С. 111-116.

2. И. В. Вачугов. Повышение эффективности налогового администрирования как важнейший фактор ограничения теневой экономики / И. В. Вачугов//Налоги и налогообложение. 2013. № 10. С. 782-790.

3. Т. А. Ефремова, Л. И.Ефремова. Информационные технологии как основа модернизации налоговых органов России / Т. А. Ефремова, Л. И. Ефремова// Налоги и финансовое право. 2012. № 11. С. 191-201.

Науразбеков А. студент 4 курса Институт Естествознания и Экономики

Колесникова И.А., к.б.н. научный руководитель, ст. преподаватель

ФГБОУ ВО «ОГПУ» Россия, г. Оренбург ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ БАССЕЙНА РЕКИ УРАЛ В Г.

ОРЕНБУРГ

Аннотация: в статье отражены проблемы р. Урал, протекающей на территории города Оренбурга. Описано качество поверхностных вод в 3-х створах: 1,0 км выше г. Оренбурга (фоновый створ), 0,5 км ниже сброса сточных вод с городских очистных сооружений (ГОС, контрольный створ) и 5 км ниже ГОС (контрольный створ). Поверхностные воды р. Урал в черте г. Оренбурга относятся к 3 «а» классу качества - «загрязненные». Дана количественная оценка всех загрязняющих реку веществ. Перечисляются мероприятия по реконструкции и модернизации очистных сооружений с использованием новейших технологий очистки и оборудования.

Ключевые слова: река Урал, загрязнение, качество поверхностных вод, среднегодовые концентрации, нормативы качества воды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.