Научная статья на тему 'Исторические аспекты применения силовых снарядов атлетами разных времен'

Исторические аспекты применения силовых снарядов атлетами разных времен Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
193
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАЖНЕНИЯ С ТЯЖЕСТЯМИ / WEIGHTS EXERCISES / ТЯЖЕЛОАТЛЕТИЧЕСКИЙ СНАРЯД / АТЛЕТ / ATHLETE / ИСТОРИЯ / HISTORY / HEAVY ATHLETES APPARATUS / ATHLETIC / THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE / PHYSICAL EDUCATION / THE DEVELOPMENT OF HEAVY ATHLETICS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Паишев С.А.

В данной статье рассматривается исторические аспекты применения силовых снарядов атлетами разных времен. В историческом аспекте, применение различных силовых приспособлений на занятиях атлетической гимнастикой (или силовой гимнастикой) выглядит весьма интересным. Тренировки атлетов прошлого могут стать хорошим примером для подражания, как студентов, так и учеников. Особенно, если учесть сегодняшнее падение интереса к физической культуре и состояние здоровья молодежи в целом. Накопленный атлетами прошлого опыт может с успехом применяться на занятиях по физической культуре не только в вузах, но и специальных учебных заведениях. Все это требует проведения тщательного педагогического анализа, систематизации существующих программ и исторического опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL ASPECTS OF THE USAGE WEIGHT APPARATUS BY ATHLETES IN DIFFERENT PERIODS OF TIME

This article tells the historical aspects of the usage weight apparatus by athletes in different periods of time. Historically the usage of different weight apparatus during the athletes classes looks very interesting. Past time trainings can be the good example to adore by students and pupils. Nowadays there is a physical culture interest and youth health drop. The athletes experience for many years can be used at physical culture lessons not only at the Institutes but special schools. Everything needs detailed analysis, systematization of programs and historical experience.

Текст научной работы на тему «Исторические аспекты применения силовых снарядов атлетами разных времен»

УДК 796.8

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИЛОВЫХ СНАРЯДОВ

АТЛЕТАМИ РАЗНЫХ ВРЕМЕН

Ассистент кафедры физического воспитания С.А. Паишев Набережно-челнинского филиала Института Экономики Управления и права (Казань)

HISTORICAL ASPECTS OF THE USAGE WEIGHT APPARATUS BY ATHLETES IN DIFFERENT PERIODS OF TIME

S.A. Paishev, Assistant of the physical culture department Naberezhnochelninsky Branch of Institute Economy Management and Laws (Kazan)

Ключевые слова. упражнения с тяжестями, тяжелоатлетический снаряд, атлет, история.

Аннотация. В данной статье рассматривается исторические аспекты применения силовых снарядов атлетами разных времен. В историческом аспекте, применение различных силовых приспособлений на занятиях атлетической гимнастикой (или силовой гимнастикой) выглядит весьма интересным. Тренировки атлетов прошлого могут стать хорошим примером для подражания, как студентов, так и учеников. Особенно, если учесть сегодняшнее падение интереса к физической культуре и состояние здоровья молодежи в целом . Накопленный атлетами прошлого опыт может с успехом применяться на занятиях по физической культуре не только в вузах, но и специальных учебных заведениях. Все это требует проведения тщательного педагогического анализа, систематизации существующих программ и исторического опыта.

Key words: Weights exercises, heavy athletes apparatus, athlete, history, athletic, the development of physical culture, physical education, the development of heavy athletics.

Summary. This article tells the historical aspects of the usage weight apparatus by athletes in different periods of time. Historically the usage of different weight apparatus during the athletes classes looks very interesting. Past time trainings can be the good example to adore by students and pupils. Nowadays there is a physical culture interest and youth health drop. The athletes experience for many years can be used at physical culture lessons not only at the Institutes but special schools. Everything needs detailed analysis, systematization of programs and historical experience.

Введение. Физическая культура испокон веков служит основным методом физического воспитания молодого поколения. Будучи многофункциональной, физическая культура играет уникальную роль в формировании человеческой личности. Одним из важнейших элементов, формирующих личность, является история. «История, - утверждал Карамзин, - в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая;

зеркало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего» [4]. И это в полной мере распространено на историю физической культуры, вопросы которой все реже становятся объектом научных исследований.

Исследования по истории физической культуры и спорта представляются особо актуальными, поскольку они дополняют и уточняют определения социальной роли содержания физической культуры вообще, исторических аспектов в частности; они служат импульсом к использованию прошлого наследия в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений.

На наших занятиях мы используем различные снаряды и приспособления, применявшиеся в качестве основных не одним поколением атлетов, тренировавших свою силу. До появления современной штанги это были различные отягощения: камни, мешки с песком, железные балки, палицы, наковальни, ядра, утяжеленная одежда, колеса вагонеток и даже животные.

Слово «штанга» происходит от немецкого stange, что означает металлический стержень (по современной терминологии - гриф). Прежде чем приобрести современный вид, тяжелоатлетическая штанга претерпела значительную реконструкцию. Еще в Древнем Египте воины для определения победителя в силе использовали каменные или железные балки. Это были одни из первых тяжелоатлетических снарядов, прародители современной штанги.

Древние греки изготовляли гантели, которые применялись для развития силы у молодых людей. Гантели весом 1,5-2 кг были сделаны из камня, железа, свинца. Кроме гантелей, эллины использовали в качестве спортивных снарядов каменные гири и блоки. Так, самая крупная гиря, которая хранится ныне в музее Олимпии, весит 143,5 кг (ее размеры -68X39X33 см). На гире сохранилась надпись: «Бибон поднял меня над головой одной рукой». На другом громадном блоке из черного вулканического камня весом 480 кг, найденном на острове Сан-Торин, начертано: «Евмаст, сын Критобула, поднял меня с земли».

В Древней Греции юноши для развития силы не только тренировались с гантелями, поднимали и переносили с места на место камни различного веса, соблюдая при этом постепенность в увеличении нагрузки, но иногда, даже носили на плечах живого теленка.

Упражнения с отягощениями были отображены в художественных росписях и в эллинских скульптурах. К примеру, на одной древнегреческой вазе художник запечатлел юношу, поднимающего поочередно каждой рукой по большому камню. На другой вазе

изображен молодой эллин, прыгающий с гантелями в руках. В VI в. до н. э. неизвестным скульптором был изваян Москофор (несущий теленка).

Таким образом, можно предположить, что в Древней Греции (благодаря целенаправленному применению различных отягощений) атлеты могли развивать огромную силу, чтобы поднять упомянутые выше тяжести. К сожалению, мы не знаем до сих пор, каким способом им удавалось поднять их. А изобретенные греками железные и свинцовые гантели, имевшие на концах утолщения, претерпели небольшие изменения и в настоящее время широко применяются людьми разного возраста.

Последователями древних греков в упражнениях с тяжестями были римляне. Атлеты и силачи Древнего Рима в своих занятиях по развитию силы использовали тяжелую панцирную одежду, свинцовые котурны (башмаки), поднимались с тяжестью по лестнице и т.п. Силовые упражнения демонстрировались на арене Колизея. Например, силач-артист Атанат ходил по сцене в панцире весом 200 кг и в увесистых башмаках, по 100 кг каждый. Другой силач, Фувий Сильвий, развил такую силу ног, что мог подниматься по лестнице с 320-килограммовой тяжестью.

Следовательно, римляне, как и древние греки, умело развивали силу с помощью различных упражнений с тяжестями. После падения Рима целенаправленное развитие силы и совершенствование спортивных снарядов получило распространение лишь в эпоху Возрождения.

В XIV-XV вв. английские солдаты упражнялись в толкании железной балки, как и древние египтяне. В этот же период в Шотландии было распространено метание молота. Снаряд состоял из железного ядра, которое было прикреплено к метровой палке. Интересно, что все шаровые штанги, применявшиеся атлетами позже, имели гриф длиной 1 м.

В конце XVI в., во времена царствования английской королевы Елизаветы, упражнения с тяжестями рекомендовались юношам вместо танцев и других «пустых забав». Историк Джон Нордбрук писал о том, что занятия с палкой, на концах которой подвешены свинцовые грузила, укрепляют грудь и руки. Кроме этого, атлеты испытывают такое же удовольствие, как и в боксе, но при этом не получают ударов. Следовательно, можно считать, что это была первая простейшая штанга, вес которой изменялся.

На протяжении XVII-XIX вв. целенаправленное развитие силы с применением различных тяжестей (тяжелые камни и ядра, железные палки, различного веса палицы, гантели, шаровые штанги постоянного и переменного веса и т. д.) принесло положительные результаты. В ряде стран Западной Европы и Америки появились силачи-артисты, которые демонстрировали свою силу на цирковых подмостках. В книге Наполеона Ленэ «Школа гимнастики» (1872 г.) приводятся сведения о том, что «упражнения с палицами (или

«милями») употребляли персидские атлеты». Выполняя их, атлеты развивали огромную силу и ловкость. Если палицы казались атлетам легкими, то добавляли немного свинца, вкладывая его в отверстия, сделанные у их основания. Вес палиц мог изменяться от 1 до 9 кг, что способствовало более рациональной дозировке нагрузок.

В книге рассказывается также об упражнениях басков, которые бросали то одной, то двумя руками железную полосу (вперед и за голову) с исключительной ловкостью и силой. Вес полос колебался от 4 до 9 кг. Кроме того, в ней даны советы, как изготовить и собрать гантель: «Литые, чечевицеобразные шары с отверстием в центре для вкладывания небольшого железного ствола, соединяющего их вместе и служащего вместо рукоятки. Эти шары прикреплены к стволу небольшим шипом, и концы ствола заклепаны при выходе из шаров. Рукоятка обернута в кожу». Таким же образом изготовлялись и собирались шаровые штанги, которые использовались во время выступлений цирковых атлетов и атлетов-любителей. Кроме шаровых штанг, были и другие спортивные снаряды: весовые гири, «бульдоги» (тяжелые гантели), «жонглерки» (гири определенного веса для жонглирования), «пирамиды» (гири конической формы) и т.д. [3].

Шаровые штанги были постоянного веса (монолитные шары) и насыпные (полые шары, в которые можно было добавлять песок или дробь). Интересно, что немцы сначала называли штангой только сам железный стержень без шаров на концах. Так, ассистент антропологической комиссии в Карлсруэ А. Штольц, который впоследствии переехал в Россию, в своем «Самоучителе для развития силы и мышц» указывал, что для занятий со средним весом атлеты могут пользоваться железной штангой диаметром 50 мм и весом 50 фунтов (20,5 кг). Следовательно, можно предположить, что вес современного грифа (20 кг) определился еще в прошлом веке, уменьшился лишь его диаметр - до 28 мм.

В совершенствовании штанги как спортивного снаряда сыграла роль и так называемая «ось Аполлона» (165-килограммовая ось вагонетки с диаметром стержня 50 мм), которую использовали многие силовики того времени [2].

Все указанные выше тяжелоатлетические снаряды имели один и тот же недостаток: нельзя было оперативно увеличивать или уменьшать вес снаряда. Вспомним, к железному стержню подвешивались свинцовые грузила, а в шаровые штанги насыпали дробь. Нужно было совершенствовать эти спортивные снаряды. По сведениям известного советского историографа в области физической культуры и спорта Б. Чеснокова, в 60-е гг. XIX столетия в Германии впервые появилась разборная штанга. На металлический стержень (гриф) вместо шаров надевались металлические диски (блины) с отверстиями в центре, соответствующими диаметру грифа. Разборная штанга постепенно вытесняла свою предшественницу - шаровую штангу - с атлетических арен. Вначале она применялась на тренировочных занятиях, а,

начиная с I Олимпийских игр современности (1896 г.), соревнования проводятся только с разборной штангой. В начале XX в. впервые появилась разборная штанга с вращающимся грифом. Автором этого усовершенствования был немецкий инженер Берг. В качестве спортивного снаряда ее начали применять на соревнованиях с чемпионата Европы в Вене (1929 г.).

Народы нашей страны издавна славились своими богатырями. Редкие праздники обходились без атлетических забав, на которых богатыри состязались в силе, ловкости и выносливости. Спортивными снарядами иногда служили собственный вес противника, камень-валун, наковальня кузнеца, тяжеленная сабля, подкова, кочерга или железный прут, чугунная «тросточка», ядра, гири различного веса, увесистые палицы и булавы и пр. Так, знаменитый украинский силач Иван Поддубный на свои прогулки всегда выходил с чугунной «тросточкой», весившей около пуда. Другой богатырь, волжанин Иван Заикин, однажды согнул рельсу в узел. Этот уникальный экспонат хранится ныне в одном из музеев. Парижа. Популярен был среди атлетов и московский силач Петр Крылов, которого величали королем гирь за искусство выполнения упражнений с гирями. На одном из своих показательных выступлений он толкнул штангу с полыми шарами, в которых сидели два рослых солдата. Можно назвать имена многих чудо-богатырей, которые пользовались почетом и уважением у русского народа. Многие силачи создавали свою самобытную систему упражнений с тяжестями. Так, в XIX в. азербайджанский силач Алты Айлых создал оригинальную систему упражнений с гимнастическими булавами, весившими по 46 кг (!). Эти старые дубовые булавы хранятся и поныне в Азербайджанском историческом музее. Анри Стьернон из Франции в 1876 году носил на спине две пушки общим весом 456 кг. Несколькими годами позже наш Григорий Коссинский играючи таскал на плечах живую лошадь. Но в начале XX столетия этих богатырей буквально обскакал поляк Людвиг Чаплинский, перепрыгнув через обеденный стол с бараном в руках. Весил баран 40 кг [5].

Ощутимый вклад в развитие мировой тяжелой атлетики, совершенствование тяжелоатлетических снарядов внес отец русской атлетики В.Ф. Краевский. Во второй половине прошлого века, после турне по странам Западной Европы, он оборудовал в своей квартире атлетический кабинет с уникальным набором атлетических снарядов. По свидетельству журнала «Геркулес», «коллекция гирь, находившаяся в этом кабинете, не имела себе равных в целой Европе». Доктор В.Ф. Краевский является автором разборной штанги оригинальной конструкции. На штангу Краевского надевались чугунные диски весом от 2 до 10 фунтов и закреплялись до упора гайкой. На грифе были три специальные отметки: две крайние - для захвата двумя руками и средняя - для захвата одной рукой. Разборная штанга доктора Краевского пользовалась большой популярностью. Вот что писал в одной из

своих корреспонденции середины 90-х гг. XIX в. известный русский писатель А.И. Куприн: «В Киеве ни одна мастерская не смогла изготовить для нас штангу. Только благодаря усилиям доктора Е.Ф. Гарнич-Гарницкого (основатель Киевского атлетического кружка, в котором активно занимался А.И. Куприн), который поддерживал связи с руководителями Петербургских атлетических обществ, Киевскому атлетическому кружку удалось приобрести разборную штангу, на которую можно было устанавливать вес до 6-и пудов» [3].

Сначала разборная штанга использовалась атлетами только на тренировочных занятиях, а начиная с I чемпионата России (1897 г.) - на соревнованиях различного ранга. До этого тяжелоатлеты выступали с насыпной шаровой штангой.

Выводы. В историческом аспекте, применение различных силовых приспособлений на занятиях атлетической гимнастикой (или силовой гимнастикой) выглядит весьма интересным. Тренировки атлетов прошлого могут стать хорошим примером для подражания, как студентов, так и учеников. Особенно, если учесть сегодняшнее падение интереса к физической культуре и состояние здоровья молодежи в целом [1]. Накопленный атлетами прошлого опыт может с успехом применяться на занятиях по физической культуре не только в вузах, но и специальных учебных заведениях. Все это требует проведения тщательного педагогического анализа, систематизации существующих программ и исторического опыта.

Литература.

1. Агаджанян, Н.А. Здоровье студентов / Н.А.Агаджанян.- М.: РУДН, 1997.

2. Гаккеншмидт, Г. Путь к силе и здоровью / Г.Гаккеншмидт; под ред. М.Дмитриева. - М.: Изд. Бр. Поповых,1911.

3. Драга, В.В. Тяжелоатлетические снаряды с древних времен до наших дней / В.В.Драга // Тяжелая атлетика:

Ежегодник. - Киев, 1985.

4. Кузнецова, З.М. История физической культуры в Республике Татарстан: монография / З.М.Кузнецова. -

Набережные Челны: КамПИ, 1999.

5. http://forum.steelmuscle.org

6. http://temych2000.narod.ru

Glossary:

1. Agadjanian, N.A. Students' health / N.A.Agadjanian -M.: RUDN, 1997.

2. Gakkenshmit, G. The way to the strength and health / G.Gakkenshmit; Under the addition Dmitriev M. pub. Br. Popovyh. - M., 1911.

3. Draga, V.V. Heavy athletes apparatus from the past to nowadays. Every year "Heavy athletes" / V.V.Draga. -Kiev, 1985.

4. Kuznetsova, Z.M. History of physical culture in Tatarstan: monograph / Z.M.Kuznetsova, - N. Chelny: KamPI,1999.

5. http://forum.steelmuscle.org

6. http://temych2000.narod.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.