Научная статья на тему 'Модель повышения эффективности занятий атлетической гимнастикой'

Модель повышения эффективности занятий атлетической гимнастикой Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
490
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА / МОДЕЛЬ / МЕТОДИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / BODY-BUILDING / MODEL / METHODOLOGY / PEDAGOGICAL EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ключникова С. Н., Вавилов В. В., Ушников А. И.

Проблема поддержания здоровья, умственной и физической трудоспособности посредством активизации двигательной деятельности требует поиска новых направлений в использовании средств физической культуры, повышающих их эффективность. Мужчины 40-49 лет (второй зрелый возраст) составляют значительную часть трудоспособного населения страны; от уровня их интеллектуальной и двигательной активности, показателей здоровья, физической подготовленности зависит темп экономического роста и социального развития. Сохранение и поддержание функционального, психоэмоционального состояния достигается увеличением объема целенаправленной двигательной активности, что обусловливает необходимость выбора оптимального для данного возраста вида мышечной деятельности. Анализ научно-методической литературы исследования свидетельствует, что эффективному решению данных задач способствуют средства атлетической гимнастики. Материалы. Теоретическое и методическое обоснование значимости разработки модели повышения эффективности занятий атлетической гимнастикой мужчин второго зрелого возраста на основе выявления ее структурных компонентов. Методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, обобщение передового педагогического опыта специалистов тренеров по атлетической гимнастике, педагогический эксперимент, тестирование, методы математической статистики. Результаты. В данной статье представлена модель повышения эффективности занятий атлетической гимнастикой, включающая структурные компоненты, определяющие направленность занятий, их содержание, требования к организации и проведению занятий; цель, задачи, принципы обучения и тренировки; физиологический механизм воздействия средств атлетической гимнастики; индивидуальную программу физической подготовки; методику повышения эффективности занятий атлетической гимнастикой, условия достижения высокой результативности тренировочного процесса. Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали целесообразность и эффективность применения данной модели, использование которой обеспечивает целостный подход к организации и проведению занятий атлетической гимнастикой; постановку реально достижимых целей и задач, использование средств на основе физиологического механизма их воздействия на организм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ключникова С. Н., Вавилов В. В., Ушников А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS INCREASE MODEL OF BODY-BUILDING LESSONS

The problem of health, mental and physical working capacity support by means of physical activity intensification demands the search for new directions in physical culture means use, which increase their effectiveness. 40-49 year-old men (second adulthood) form a considerable part of employable population of the country; on the level of their intellectual and physical activity, health indices, physical readiness depends the tempo of economic growth and social development. Functional, psycho-emotional state preservation and support is achieved by means of a purposeful physical activity volume increase and it conditions the necessity to choose an optimal for this age group kind of muscular activity. Scientific-methodical literature analysis proves the fact, that body-building means provide effective solution of these objectives. Materials. Theoretical and methodical importance substantiation of body-building lessons effectiveness increase model creation among men of the second adulthood on the basis of its structural components revelation. Research methods: Scientific and scientific-methodical literature analysis, progressive pedagogical experience of body-building specialists-trainers summarizing, pedagogical experiment, mathematical statistics methods. Results. The article presents the model of effectiveness increase of body-building lessons, which includes structural components, which determine the orientation of lessons, their content, demands to organization and realization; the aim, objectives, principles of education and training; physiological mechanism of body-building means influence; individual program of physical training; methodology of body-building lessons effectiveness increase, the conditions of high effectiveness achievement of the training process. Conclusion. The results of the pedagogical experiment showed the expediency and effectiveness of this model application, the use of which provides an integral approach to body-building lessons organization and realization; real goals and objectives setting, means use on the basis of physiological mechanism of their influence on an organism.

Текст научной работы на тему «Модель повышения эффективности занятий атлетической гимнастикой»

biological problems of physical culture and sports], 2015, Vol. 10, No. 4, pp. 157-163. Available at: http://joumal-science.org/ru/article/282.html. DOI: 10.14526/01_1111_65.

8. Pravila po hudozhestvennoj gimnastike [Rules for Rhythmic Gymnastics]. 2017-2020, 45 p. (in Russian).

9. Rumba O. G. Osnovy horeograficheskoj grammotnosti v hudozhestvennoj gimnastike [Fundamentals of choreographic literacy in rhythmic gymnastics]. Belgorod, Publishing house "LitKaraVan", 2013, 144 p. (in Russian).

10. Chetvergova A. A. Tehnologiya formirovaniya gotovnosti k tvorcheskoj samorealizacii v vozraste 15-16 let, specializiruyuchihsya v bal'nyh tancah [The technology of forming readiness for creative self-realization among athletes aged 15-16

Подано: 16.08.2017 Принято: 19.08.2017

years specializing in ballroom dancing]. Chelyabinsk, The Ural Academy, 2013, 39 p. (in Russian).

11. Games of the XXIX Olympiad in Beijing (CHN). Rhythmic Gymnastics / Federation International de Gymnastique. Mir gimnastiki [World of Gymnastics]. 2008, No. 55, pp. 28-36

12. Michael S. Jeffress, William J. Brown. Opportunities and Benefits for Powerchair Users Through Power Soccer. Adaptivnaya fizicheskaya aktivnost' ezhekvartal'no [Adapted Physical Activity Quarterly]. 2017, Vol. 34, No. 3, pp. 235-255, https://doi.org/10.1123/apaq.2016-0022 (Scopus)

13. Topher Hansen. Classic principles drive

person-centered_service. Povedencheskoe

zdravohranenie [Behavioral Healthcare]. 2017 (Scopus)

Квашнина Елена Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики гимнастики и водных видов спорта ФГБУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры», улица Орджоникидзе, дом 1, Челябинск, Россия, 454091, E-mail: [email protected]

Для цитирования: Квашнина Е.В. Повышение эффективности тренировочного процесса девочек, занимающихся художественной гимнастикой // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017. - Т. 12. - №3. - С. 53-60. DOI 10.14526/03 2017 234

DOI 10.14526/03_2017_235

УДК796

ББК 75.6

МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ АТЛЕТИЧЕСКОЙ

ГИМНАСТИКОЙ

С.Н. Ключникова - доцент, кандидат педагогических наук В.В. Вавилов - кандидат педагогических наук А.И. Ушников - доцент, кандидат педагогических наук ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.

Ульянова»,

площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700

E-mail: ld [email protected]

Аннотация. Проблема поддержания здоровья, умственной и физической трудоспособности посредством активизации двигательной деятельности требует поиска новых направлений в использовании средств физической культуры, повышающих их эффективность. Мужчины 40-49 лет (второй зрелый возраст) составляют значительную часть трудоспособного населения страны; от уровня их интеллектуальной и двигательной активности, показателей здоровья, физической подготовленности зависит темп экономического роста и

социального развития. Сохранение и поддержание функционального, психоэмоционального состояния достигается увеличением объема целенаправленной двигательной активности, что обусловливает необходимость выбора оптимального для данного возраста вида мышечной деятельности. Анализ научно-методической литературы исследования свидетельствует, что эффективному решению данных задач способствуют средства атлетической гимнастики. Материалы. Теоретическое и методическое обоснование значимости разработки модели повышения эффективности занятий атлетической гимнастикой мужчин второго зрелого возраста на основе выявления ее структурных компонентов. Методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, обобщение передового педагогического опыта специалистов - тренеров по атлетической гимнастике, педагогический эксперимент, тестирование, методы математической статистики. Результаты. В данной статье представлена модель повышения эффективности занятий атлетической гимнастикой, включающая структурные компоненты, определяющие направленность занятий, их содержание, требования к организации и проведению занятий; цель, задачи, принципы обучения и тренировки; физиологический механизм воздействия средств атлетической гимнастики; индивидуальную программу физической подготовки; методику повышения эффективности занятий атлетической гимнастикой, условия достижения высокой результативности тренировочного процесса. Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали целесообразность и эффективность применения данной модели, использование которой обеспечивает целостный подход к организации и проведению занятий атлетической гимнастикой; постановку реально достижимых целей и задач, использование средств на основе физиологического механизма их воздействия на организм. Ключевые слова: атлетическая гимнастика, модель, методика, педагогический эксперимент.

EFFECTIVENESS INCREASE MODEL OF BODY-BUILDING LESSONS

Svetlana N. Klyuchnikova - associate professor, candidate of pedagogics Vladimir V. Vavilov - candidate of pedagogics Anatoli I. Ushnikov - associate professor, candidate of pedagogics Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, 4, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, Ulyanovsk, 432700, Russia

E-mail:ld [email protected]

Annotation. The problem of health, mental and physical working capacity support by means of physical activity intensification demands the search for new directions in physical culture means use, which increase their effectiveness. 40-49 year-old men (second adulthood) form a considerable part of employable population of the country; on the level of their intellectual and physical activity, health indices, physical readiness depends the tempo of economic growth and social development. Functional, psycho-emotional state preservation and support is achieved by means of a purposeful physical activity volume increase and it conditions the necessity to choose an optimal for this age group kind of muscular activity. Scientific-methodical literature analysis proves the fact, that bodybuilding means provide effective solution of these objectives. Materials. Theoretical and methodical importance substantiation of body-building lessons effectiveness increase model creation among men of the second adulthood on the basis of its structural components revelation. Research methods: Scientific and scientific-methodical literature analysis, progressive pedagogical experience of body-building specialists-trainers summarizing, pedagogical experiment, mathematical statistics methods. Results. The article presents the model of effectiveness increase of body-building lessons, which includes structural components, which determine the orientation of

lessons, their content, demands to organization and realization; the aim, objectives, principles of education and training; physiological mechanism of body-building means influence; individual program of physical training; methodology of body-building lessons effectiveness increase, the conditions of high effectiveness achievement of the training process. Conclusion. The results of the pedagogical experiment showed the expediency and effectiveness of this model application, the use of which provides an integral approach to body-building lessons organization and realization; real goals and objectives setting, means use on the basis of physiological mechanism of their influence on an organism.

Keywords: body-building, model, methodology, pedagogical experiment.

Актуальность. Современное

развитие общества характеризуется сложной экономической, политической и экологической ситуацией, ее открытостью и высоким динамизмом. Возрастает потребность в специалистах, хорошо понимающих тенденцию развития и совершенствования производственных процессов путем внедрения новейших технологий, высокоэффективных

очистных сооружений, минимизирующих производственные отходы и

препятствующих загрязнению атмосферы, исключающих попадание вредных веществ в воздух, воду, продукты питания и т.д. Это актуализирует возрастание требований к уровню профессиональной подготовки работников второго зрелого возраста различных отраслей хозяйства, их социокультурной компетенции,

предусматривающей восприятие и воспроизведение новой информации в сфере производства. В этих условиях существенно возрастает необходимость сохранения высоких показателей здоровья, обеспечения оптимального уровня работоспособности, управления

психоэмоциональным состоянием [3, 6 ].

Одним из важных составляющих успешности специалиста является формирование собственного имиджа, значимыми элементами которого выступают разностороннее физическое развитие, гармоничное телосложение и физическая подготовленность. Создание имиджа является необходимым условием социального взаимодействия в любом поликультурном пространстве с партнерами и коллегами, возможности вступать в профессиональные контакты с коллективом, выстраивать

профессиональную карьеру.

Эффективность занятий физическими упражнениями с целью формирования оптимального для мужчин 40-49 лет морфофункционального статуса

определятся обеспечением их

комплексного воздействия: на развитие мышечной силы, быстроты, выносливости, гибкости, равновесия; укрепление осанки и т.д. [2, 4, 7, 8]. Одним из видов двигательной деятельности, оказывающим разностороннее влияние на организм, является атлетическая гимнастика

Цель данной работы заключается в теоретическом и методическом

обосновании значимости разработки модели повышения эффективности занятий атлетической гимнастикой мужчин второго зрелого возраста на основе выявления ее структурных компонентов.

Задачи:

1. Спроектировать модель занятий атлетической гимнастикой мужчин 49-50 лет, включающую структурные компоненты, определяющие направленность занятий, их содержание.

2. Разработать методику повышения эффективности занятий атлетической гимнастикой на основе модели и проверить ее эффективность в ходе педагогического эксперимента.

Материалы. Особенностью

атлетической гимнастики является направленность ее содержания на укрепление опорно-двигательного

аппарата общего и локального характера, что находит свое выражение во взаимообусловленности внешней и внутренней связи физической нагрузки; развитии абсолютной и относительной

силы работающих мышц. Эффективность тренировочной нагрузки для мужчин второго зрелого возраста определяется соотношением скоростно-силовых

упражнений в анаэробном и аэробном режиме [ 5, 8].

Основным средством

оздоровительной тренировки являются упражнения с различными видами отягощений (гантели разного веса, гири, штанга); упражнения с преодолением собственного веса (подтягивание в висе, сгибание и разгибание рук в упоре лежа; поднимание туловища, ног из положения лежа на спине; поднимание ног из положения лежа на спине до касания пола носками ног за головой; приседание на двух и на одной ноге (поочередно, на правой и левой) со снарядами и без снарядов и др. Приросту показателей мышечной силы способствуют также разнообразные тренажеры.

Эффективность изометрических упражнений обусловлена:

- относительно простым структурным содержанием;

- локальностью воздействия;

- возможностью регулирования мышечного напряжения на различные физиологические системы.

Разработанная нами модель повышения эффективности занятий атлетической гимнастикой (рисунок 1) позволяет реализовать цель и задачи использования средств данного вида двигательной деятельности на основе ряда основополагающих принципов обучения и тренировки: доступности,

систематичности, постепенного

повышения тренировочных нагрузок и др.

Оптимальная результативность занятий атлетической гимнастикой достигается при рациональном сочетании упражнений анаэробного и аэробного характера. Положительное действие анаэробного режима тренировочной нагрузки силовой направленности улучшает деятельность сердечной мышцы, так как отличается локальностью и обеспечивает нормальное

функционирование сердечно-сосудистой и

мышечной систем, стабильность показателей физического развития, основных параметров фенотипического статуса. Упражнения силового характера при их систематическом использовании улучшают осанку, повышают мышечный тонус, благодаря фиксированию позвонков позволяют решать задачи профилактики и лечения артрозов, остеохондроза и др. [8].

Бег на разные дистанции с различной мощностью предъявляет неоднозначные требования и

обусловливает морфофункциональные изменения в физиологических системах. Так, бег в зоне умеренной мощности способствует развитию общей

выносливости, повышению аэробной производительности. Беговые упражнения на ускорения, способствуя приросту показателей быстроты и мышечной силы, повышают анаэробные возможности организма. Одним из важных структурных компонентов модели повышения эффективности занятий атлетической гимнастикой является индивидуальная программа физической подготовки, содержание которой должно

соответствовать показателям здоровья и содержать упражнения, направленные на укрепление и развитие основных мышечных групп, ослабленных в результате недостаточного объема двигательной активности. В зависимости от физического и функционального состояния одни занимающиеся в рамках рассматриваемого возрастного диапазона могут выполнять серию упражнений с гантелями, вес которых также варьирует и подбирается индивидуально. Кроме того, при выполнении двигательных заданий с гантелями важно установить оптимальный темп и ритм движений.

Для мужчин 40-49 лет с более высокими показателями мышечной силы целесообразно использовать гири, вес которых также регулируется при заданных оптимальных темпо-ритмовых параметрах. Упражнения в изометрическом режиме отличаются большим диапазоном силовой нагрузки: от использования грифа без дополнительных весов до применения

разнообразных дисков определенного веса. Значимость упражнений со штангой определяется разнообразными условиями ее применения. Например, в положении лежа на гимнастической скамейке величина мышечного напряжения, а также мышц грудной клетки варьируется использованием различных хватов (узкого, широкого, смешенного, обратного и т.д.).

Эффективным средством развития мышечной силы являются тренажеры, направленность которых определяет эффективность решения задач

тренировочных занятий. Содержание индивидуальной программы физической подготовленности предусматривает

разнообразное сочетание силовых упражнений, выбор которых определяется путем личностно ориентированного подхода. Методика повышения

эффективности занятий атлетической гимнастикой включает в свое содержание упражнения, обеспечивающие увеличение аэробных и анаэробных возможностей организма; повышая аэробные

возможности, можно создать условия для повышения максимального уровня потребления кислорода, формирования способности к поддержанию данного уровня в течение необходимого времени; эффективности респираторных процессов.

Улучшению дыхательных

возможностей способствуют физические упражнения, обеспечивающие

оптимальную для данного возраста величину сердечной и дыхательной производительности с высоким уровнем потребления кислорода в течение тренировочного занятия. Повышение аэробной производительности

способствует использование комплекса следующих методов: равномерного, непрерывного, повторного и переменного. Наиболее эффективным является

повторный метод тренировки, связанный с применением различных вариантов мышечной нагрузки: метод повторных усилий, метод использования упражнений с возрастающей интенсивностью, с понижающейся интенсивностью,

скачкообразной интенсивностью, а также волнообразной интенсивностью [4, 5]. Двигательная активность, один из показателей здоровья, физической подготовленности и работоспособности, обеспечивается комплексом формирования двигательно-координационных качеств с определенным характером

взаимообусловленности и взаимосвязи. Низкий уровень развития какой-либо качественной стороны двигательной деятельности (мышечной силы, ловкости, гибкости и т.д.) обусловливает недостаточный уровень

функционирования и рассогласование физиологических систем, что приводит к быстрой утомляемости, снижению работоспособности [8]. Содержанием методики повышения эффективности занятий атлетической гимнастикой предусмотрены упражнения для совершенствования двигательно-

координационных качеств. В деятельности человека значительное место занимают физические упражнения, связанные с перемещением в пространстве и времени. Способность к дифференцированию пространственно-временных параметров позволяет устанавливать микроинтервалы времени, что необходимо для реализации быстроты реакции. Для

совершенствования данных качеств целесообразно выполнение следующих упражнений: пробегание отрезков 20-30 м с заданной скоростью; с постепенно увеличивающейся скоростью, с предельной, околопредельной.

Цель: Достижение и поддержание общественно-значимого фенотипического статуса

Задачи: Улучшение показателей здоровья, разностороннее гармоничное развитие, повышение работоспособности

Принципы: систематичности, доступности, постепенного п овышения тренировочной нагрузки

Физиологический механизм воздействия средств атлетической

Аэробный компонент

Анаэробный компонент

Индивидуальная программа физической подготовки:

- упражнения для развития мышечной силы на тренажерах различной направленности с произвольными весами;

- кардиотренажеры с нагрузкой 50-90%;

- велотренажер;

- эллиптический тренажер

Методика занятий атлетической гимнастикой:

- беговые упражнения (ускорения, бег на 100 и 1000 м), кроссы, бег с преодолением препятствий;

- ходьба и бег на лыжах;

- статические усилия;

- критерии оценки физического состояния занимающихся

Условия обеспечения результативности занятий атлетической гимнастикой:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- управление мотивационной сферой занимающихся;

- обеспечение положительной психоэмоциональной атмосферы на занятиях;

- формирование удовлетворенности занятиями атлетической гимнастикой

Рисунок 1 - Модель повышения эффективности занятий атлетической гимнастикой

В комплексную оздоровительную аэробных упражнений является их

тренировку включаются силовые использование через определенные

упражнения аэробного характера в интервалы времени. Например, при

сочетании с циклической нагрузкой на двухразовых занятиях утром

выносливость. По мнению В.И. Белова, целесообразно выполнять упражнения

1996, оптимальным сочетанием силовых и аэробного характера, вечером - силовой

направленности. Составной частью методики занятий атлетической гимнастикой являются критерии оценки физического состояния занимающихся в их динамике (основными из них являются показатели ЖЕЛ, МПК, ЧСС, динамометрия), мышечной силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

Структурным компонентом модели повышения эффективности занятий атлетической гимнастикой являются условия обеспечения результативности занятий. Они предусматривают изучение ведущих мотивов выбора вида двигательной деятельности для решения задач укрепления здоровья,

разностороннего, гармоничного развития и повышения физической подготовленности; управления психоэмоциональным

состоянием занимающихся, что особенно важно на этапе адаптации организма к непривычной тренировочной нагрузке. Значимость данного условия состоит в оказании моральной поддержки при преодолении некомфортного состояния организма под воздействием направленной нагрузки, обеспечивающей

совершенствование двигательной

функции; воспитания чувства

удовлетворенности в процессе применения средств атлетической гимнастики. Удовлетворенность направленностью и содержанием занятий атлетической гимнастикой заложена в основе положительного эмоционального

состояния и формируется с помощью специальных методических приемов.

Результаты и их обсуждение. Для проверки целесообразности применения данной модели был проведен педагогический эксперимент с участием 44 мужчин 40-49 лет, выбравших для занятий атлетическую гимнастику. Были организованы две группы: контрольная (КГ) - 20 человек, и экспериментальная (ЭГ) - 24 занимающихся. Перед началом педагогического эксперимента у всех его участников был определен исходный комплексный показатель уровня здоровья по методике Г.Л. Апанасенко [1], а также

уровня физической подготовленности, для чего применялись общепринятые тесты: бег на отрезках 30 и 60 м (с); на дистанциях 100 м (с) и 1000 м (мин); прыжок в длину с места (см); сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз); поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 30 с); наклон вперед из положения стоя (см); вис углом на перекладине (с).

Сравнительный анализ полученных данных не выявил существенных различий по комплексному показателю здоровья и физической подготовленности у занимающихся КГ и ЭГ, (р>0,05). В КГ занятия атлетической гимнастикой проводились по традиционной методике с применением различных силовых упражнений, тренажеров. Тренировочная нагрузка имела направленность на совершенствование аэробной

производительности. В ЭГ использовалась разработанная нами методика повышения эффективности занятий атлетической гимнастикой на основе сочетания аэробной и анаэробной мышечной нагрузки.

После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование с целью выявления динамики комплексного показателя здоровья и физической подготовленности. Результаты педагогического эксперимента показали, что повышение показателей здоровья и физической подготовленности произошло в обеих группах: КГ и ЭГ, при значительном преимуществе

занимающихся ЭГ. Так, в КГ при исходных данных ИМТ 481,22±33,84 усл. ед. к окончанию педагогического эксперимента показатели составили 478,31±38,15; в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 483,17±29,28 усл. ед. данные показатели к завершению педагогического эксперимента составили 467,73±35,16. В КГ при исходных данных ЖИ 47,65±20,49 усл. ед. к окончанию педагогического эксперимента показатели составили 46,87±31,15; в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 47,98±3,56 усл. ед. к завершению

педагогического эксперимента данные улучшились и составили 45,17±3,68. Подобная тенденция характера изменения показателей здоровья занимающихся КГ и ЭГ была выявлена и по другим тестам.

Показатели физической

подготовленности занимающихся КГ и ЭГ также отличались по степени их увеличения. В КГ в беге на 60 м при исходных данных 8,4±0,66 с к окончанию педагогического эксперимента результаты возросли на 2,39%, (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 8,27±0,61 с прирост составил 3,27%, (р>0,05). В беге на 100 м в КГ при исходных данных 14,8±1,11 с к концу педагогического эксперимента показатели улучшились на 2,03%, (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 14,5±1,23 с прирост составил 5,37%, (р>0,05). В беге на 1000 м в КГ при исходных показателях 4,35±0,42 м к окончанию педагогического эксперимента результаты возросли на 3,22%, (р>0,05); в ЭГ, соответственно. при исходных показателях 4,50±0,38 м увеличение произошло на 18,0%, (р<0,05).

Выявленная тенденция

незначительного улучшения результатов в беге на короткие отрезки в ЭГ обусловлена сложной техникой беговых шагов на короткие дистанции; возрастными особенностями показателей здоровья. Бег на 1000 м отличается другими пространственно-временными и

пространственно-силовыми параметрами двигательных действий, что при систематической беговой нагрузке привело к существенному улучшению результатов ЭГ по сравнению с результатами КГ. По другим показателям физической подготовленности: прыжкам в длину с места, подниманию тела из положения лежа на спине и др. - занимающиеся ЭГ также существенно опережали КГ, (р<0,05).

Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что применение модели повышения эффективности занятий атлетической гимнастикой на основе

оптимального соотношения аэробного и анаэробного компонентов позволяет на качественно другом уровне организовать занятия атлетической гимнастикой. Включение в индивидуальную программу физической подготовки беговых упражнений на отрезки: 30 и 60 м, на короткие дистанции: 100 м - способствует укреплению сердечно-сосудистой,

дыхательной и других систем; положительное воздействие на организм оказывает бег на 1000 м. Оптимальное сочетание разносторонней мышечной нагрузки значительно повышает эффективность занятий атлетической гимнастикой.

Литература

1. Апанасенко, Г. Л. Диагностика индивидуального здоровья / Г. Л. Апанасенко // Валеология. - 2002. - № 3. - С. 27-31.

2. Астранд, П. О. Оздоровительные эффекты физических упражнений / П. О. Астранд, И. В., Муравов // Валеология. - 2004. - № 2. - С. 64-70.

3. Афтимичук, О. Е. Значимость ритма в системе профессиональной педагогической и спортивной подготовки / О. Е. Афтимичук, З. М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - Том 10. - №2. - С. 2838. Режим доступа: http://www.joш^nal-

science.org/ru/article/157. Ыт1._РР!

10.14526/01 1111 04.

4. Белов, В. И. Валеология: здоровье, молодость, красота, долголетие / В. И. Белов, Ф. Ф. Михайлович. - М.,1999. - 664 с.

5. Вавилов, В. В. Оздоровительные занятия атлетической гимнастикой мужчин второго зрелого возраста / В. В. Вавилов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. -Набережные Челны. - 2011. - Том 6. - № 2. - С. 611. Режим доступа: Ы1р:/Лощщ1-science.org/ru/magazine/30.html.

6. Вавилов, В. В. Физиологический механизм воздействия средств атлетической гимнастики на мужчин второго зрелого возраста (40-49лет) / В. В. Вавилов, Л. Д. Назаренко // Российский электронный журнал «Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта». -Набережные Челны, 2014. - Том 9. - № 2. - С. 134140. Режим доступа: Ы1р:/Лощщ1-science.org/ru/article/86.html. Р01: 10.14526/00_1111_18.

7. Кузнецова, З. М. Возрождение олимпийской традиции / З. М. Кузнецова, Ю. П. Симаков // Педагогико-психологические и медико-

биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2009. - Том 4. - № 1. Режим доступа: http://iournal-science.org/ru/article/388.html.

8. Назаренко, Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л. Д. Назаренко. - М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 240 с.

9. Назаренко, Л. Д. Физиология физических упражнений / Л. Д. Назаренко, И. С. Колесник. - Ульяновск, 2011. - 255 с.

10. Шакурова, Л.Е. Эффективность применения методики организации и проведения занятий по оздоровительной аэробике для умственно отсталых школьников / Л.Е. Шакурова, З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2009. - Том 4. - №2. - С. 2432. Режим доступа: http://iournal-science.org/ru/article/409. html.

11. Michelle S. Wehbe, Michael Basil, Debra Basil. Reactance and Coping Responses to Tobacco Counter-Advertisements. Zhurnal communikacij zdorov'ya [Journal of health communication]. 2017, Vol. 22, No. 7, pp. 576-583, http://dx.doi.org/10.1080/10810730.2017.1329853 (Scopus)

12. Hodgin, Robert, Chandra, Ashish. Applying Economic Model 'Efficiency Wage' Concept for Pharmacists: Can 'Efficient' Salaries Reduce Pharmacist Turnover? Zhurnal upravleniya zdorov'jem [Journal of health management]. 2014, Vol. 16(4) (Scopus)

References

1. Apanasenko G. L. Individual health diagnostics. Valeologiya [Valeology]. 2002, No. 3, pp. 27-31. (in Russian).

2. Astrand P. O., Muranov I.V. Health-improving effects of physical exercises. Valeologiya [Valeology]. 2004, No. 2, pp. 64-70(in Russian).

3. Aftimichuk O.E., Kuznetsova Z.M. The importance of rhythm in the system of vocational educational and sports training. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogico-pshycological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2015, Vol. 10, no 2, pp. 28-38. Available at: http://www.iournal-science.org/ru/article/157.html. DOI 10.14526/01 1111 04.

4. Belov V. I., Mikhalovich F.F. Valeologiya: zdorov'e, molodost', krasota, dolgoletie [Valeology: health, youth, beauty, longevity]. Moscow, 1999, 664 p. (in Russian).

5. Vavilov V. V. Health-improving lessons of body-building among men of the second adulthood. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie

Подано: 23.08.2017 Принято: 25.08.2017

problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2011, Vol. 6, No. 2, pp. 611. Available at: http://journal-science.org/ru/magazine/30.html.

6. Vavilov V. V., Nazarenko L.D. Physiological mechanism of body-building means influence on men of the second adulthood (40-49 year-old). Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2014, Vol. 9, No.2, pp. 134-140. Available at: http://journal-science.org/ru/article/86.html. DOI: 10.14526/00_1111_18.

7. Kuznetsova Z. M., Simakov Yu.P. The Olympic tradition revival. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2009, No. 10, Available at: http ://www/kamgifk.chelny.net/j ournal.

8. Nazarenko L. D. Ozdorovitel'nye osnovy fizicheskih uprazhnenij [Health-improving basis of physical exercises]. Moscow, Publishing house VLADOS-PRESS, 2003, 240 p. (in Russian).

9. Nazarenko L. D., Kolesnik I.S. Fiziologiya fizicheskih uprazhnenij [Physiology of physical exercises]. Ulyanovsk, 2011, 255 p. (in Russian).

10. Shakurova L. E., Kuznetsova, Z. M. The efficacy of methods of organizing and conducting classes on improving aerobics for mentally retarded pupils. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports]. 2009, Vol. 4, No.2, pp. 24-32. Available at: http://journal-science.org/ru/article/409.html.

11. Michelle S. Wehbe, Michael Basil, Debra Basil. Reactance and Coping Responses to Tobacco Counter-Advertisements. Zhurnal communikacij zdorov'ya [Journal of health communication]. 2017, Vol. 22, No. 7, pp. 576-583, http://dx.doi.org/10.1080/10810730.2017.1329853 (Scopus)

12. Hodgin, Robert, Chandra, Ashish. Applying Economic Model 'Efficiency Wage' Concept for Pharmacists: Can 'Efficient' Salaries Reduce Pharmacist Turnover? Zhurnal upravleniya zdorov'jem [Journal of health management]. 2014, Vol. 16(4) (Scopus)

Ключникова Светлана Николаевна - доцент, кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск, Россия, 432700 Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4 Вавилов Владимир Валентинович - кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск, Россия, 432700 Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4 Ушников Анатолий Иванович - доцент, кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск, Россия, 432700 Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4, e-mail: ld nazarenkoamail. ru

Для цитирования: Ключникова С.Н., Вавилов В.В., Ушников А.И. Модель повышения эффективност занятий атлетической гимнастикой // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. . - 2017. - Т. 12. - №3. - С. 60-69 DOI 10.14526/03 2017 235

DOI 10.14526/03_2017_236 УДК 796 ББК 75.713

ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ МЕТОДИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БОКСЕРОВ

И.С. Колесник - доктор педагогических наук, профессор Ф.А. Гатин - аспирант Д.А. Осипов — аспирант ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.

Ульянова»,

площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700

E-mail: [email protected]

Аннотация. Основное содержание соревновательной деятельности квалифицированных боксеров составляют ударные действия. Их эффективность определяется рядом факторов: уровнем общей и специальной физической подготовленности; способностью к усвоению, анализу и использованию новой информации о средствах и методах повышения технической подготовленности квалифицированных боксеров; влиянием показателей технической подготовленности на выбор тактики ведения боя; использованием одиночных и серийных ударных действий; способностью контроля действий противника; управлением психоэмоциональным состоянием как структурных элементов и компонентов технической подготовки. Материал. В данной статье раскрывается необходимость использования системного подхода для выявления структурного содержания технической подготовленности; систематизации ее компонентов и элементов. Это позволяет определить роль и место каждого элемента и компонента технической подготовки для роста спортивного мастерства боксеров, выбора тактики ведения поединка. Методы исследования: анализ и систематизация научной и методической литературы, обобщение передового педагогического опыта специалистов - тренеров по боксу, педагогический эксперимент, тестирование, методы математической статистики. Результаты. По мере повышения уровня общей и специальной физической подготовленности возрастает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.