Научная статья на тему 'Исторические аспекты и современные тенденции развития лизинговых отношений в России'

Исторические аспекты и современные тенденции развития лизинговых отношений в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
216
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГОВОР "ЛЕНД-ЛИЗА" / ЛИЗИНГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЛИЗИНГОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЛИЗИНГОВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ЛИЗИНГОВЫЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ткачевa А.Р.

Активное распространение лизинговых отношений в России началось в середине ХХ в., предметом договора являлась стратегически важная на тот момент военная техника. Принимая во внимание основные преимущества лизинга перед товарным кредитом, Правительством РФ был разработан ФЗ «О лизинге», а также еще ряд постановлений, которые направлены на поддержание и развитие лизинговой отрасли. Специфика российского финансового рынка привела к многообразию особенностей развития лизинговых отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторические аспекты и современные тенденции развития лизинговых отношений в России»

Экономика и управление территориями

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИЯМИ

УДК 339.187.62 А.Р. Ткачева СГГ А, Новосибирск

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ

Активное распространение лизинговых отношений в России началось в середине ХХ в., предметом договора являлась стратегически важная на тот момент военная техника. Принимая во внимание основные преимущества лизинга перед товарным кредитом, Правительством РФ был разработан ФЗ «О лизинге», а также еще ряд постановлений, которые направлены на поддержание и развитие лизинговой отрасли. Специфика российского финансового рынка привела к многообразию особенностей развития лизинговых отношений.

договор «ленд-лиза», лизинговые отношения, лизинговые организации, лизинговое финансирование, лизинговые услуги.

A.R. Tkacheva SSGA, Novosibirsk

HISTORICAL ASPECTS AND MODERN TRENDS OF LEASING DEVELOPMENT IN RUSSIA

The activity of distribution leasing in Russia has begun in the middle of ХХ century, where the subject of contract called «lend lease» was the military technology. The Government of the Russian Federation considers the basic advantages of leasing before the commodity credit, decisions about development of financial lease. The specificity of the Russian financial market has led to variety leasing operations.

the contract of «lend lease», the leasing relations, the leasing organisations, the leasing financing, the leasing services.

Развитие лизинга в России началось во время Второй мировой войны. Первыми объектами, закупленными СССР по договору лизинга военной техники, так называемому «ленд-лизу», были самолеты. В советские времена лизинг использовали для приобретения морских и воздушных судов посредством внешнеэкономических организаций, однако количество лизинговых сделок было ничтожно мало. В начале 1990-х гг. при коммерческих банках стали образовываться лизинговые организации. К середине 1990-х гг., оценив по-

113

Экономика и управление территориями

тенциальные возможности и преимущества лизинга для экономического развития страны, Правительство РФ приняло ряд постановлений, направленных на поддержку развития лизинговых отношений. В результате на рынке стали появляться новые компании, в том числе крупные, учрежденные финансовопромышленными группами (ФПГ) для технического переоснащения входящих в их состав предприятий [1, с. 12]. Активная поддержка государства в виде налогового послабления привела к бурному развитию лизинговой отрасли. Динамика роста числа лизинговых компаний на российском финансовом рынке представлена на рис. 1 [2].

Рис. 1. Динамика роста числа лизинговых компаний на российском финансовом рынке за 1993-1999 гг.

Несмотря на налоговые послабления для лизингового бизнеса, которые позволяли по сравнению с обычным банковским кредитованием экономить до 40 % совокупных расходов, этот кредитно-инвестиционный механизм имел определенные недостатки в сфере нормативного законодательства. Вследствие противоречий существующего законодательства лизинг использовали в целях минимизации налогового бремени, путем сокращения срока амортизации основных средств, при этом денежные средства выплачивались единовременно, однако фактически долгосрочные лизинговые отношения не были закреплены. В период с 1998 по 2000 г. был принят противоречивый закон «О финансовой аренде (лизинге)», а также многочисленные нормативные акты, регулирующие бухгалтерский учет и налогообложение лизинговых операций. Банк России предпринимал попытки ужесточить контроль потоков как российского, так и иностранного капитала.

Существенный прогресс в развитии лизингового бизнеса наметился в 1998-2002 гг. Он привел к росту лизинговых операций по трем основным причинам. Первая причина - банковский кризис 1998 г., вынудивший организации обратить внимание на лизинг как альтернативный банковскому кредитованию

114

Экономика и управление территориями

источник финансирования капитальных вложений. Вторая причина - разрушение нормативных правовых преград и устранение противоречий в виде принятия Закона о лизинге в 2002 г. и отмены лицензирования лизинговой деятельности. Третья причина - оптимизация институциональной организации лизингового бизнеса. [1, с. 13-14].

Значительный спад активности лизингового рынка произошел в 2008 г. С одной стороны, в первом квартале наблюдался рост количества и объемов заключенных лизинговых сделок, лизинг активно развивался в регионах. С другой - катастрофическое падение объемов и количества сделок во втором полугодии, вследствие падения мировых фондовых рынков. Объем нового бизнеса по итогам 9 месяцев 2008 г. составил 319,7 млрд. рублей без НДС, что составило всего 62 % от показателя 2007 г.

Четвертый квартал оказался наиболее сложным периодом: резкое сужение рынка корпоративного кредитования, падение ликвидности российской валюты, замораживание выплат клиентами (рис. 2) [3, с. 5-6, 4, с. 5].

Рис. 2. Динамика лизингового рынка, в млрд. долл. с НДС

Развитие рынка лизинговых услуг имело свои особенности в отличие от развития финансовой аренды за рубежом. Первая особенность - в России лизинг является специфическим финансовым инструментом, в то время как за рубежом финансовая аренда сочетает в себе свойства операционной аренды и кредита.

Вторая особенность - многообразие направлений в лизинге. Лизинговые компании создавались различными структурами, имели разные предпосылки образования, поэтому и практика работы, психология у них разная. Можно выделить пять типов компаний, которые в лизинговом бизнесе активно действуют в России в соответствии с их ориентацией [1 с. 16]:

1) на банки;

2) на иностранных учредителей;

115

Экономика и управление территориями

3) на поставщиков оборудования;

4) на государство;

5) на отечественные промышленные группы.

Однако границы отличий между этими типами структур размываются. Многие лизинговые организации стали выходить из «родительских» структур и предлагают весь комплекс лизинговых услуг, т. е. являются универсальными. В начале 1990-х гг. многие лизинговые компании образовывались при коммерческих банках, однако со временем лизинговые организации стали приобретать финансовые институты.

Банки одними из первых оценили потенциал лизинга. Изначально он представлялся лишь как дополнительный, более гибкий инструмент кредитования, в определенных случаях более удобный как для банка, так и для заемщика. Лизинговые сделки применялись при финансировании нестандартных проектов, привлекательных для банка, но не соответствовавших требованиям его кредитной политики. Главную роль для принятия решения банком в пользу финансирования таких проектов играет обусловленное лизинговой схемой наличие дополнительного обеспечения в виде самого объекта лизинга. Лизинговое финансирование удобнее и для многих заемщиков, прежде всего благодаря большей доступности такого финансирования, налоговым льготам и возможности как учитывать объект лизинга на своем балансе, так и оставлять на балансе лизингодателя.

Лизинг теперь не просто услуга банка, это и дополнительный способ привлечения клиентов в банк. Есть примеры, когда лизинговый бизнес становится основным направлением деятельности. Так, у банка «Авангард» инвестиции в лизинговые сделки составляют около 40 % кредитного портфеля. Весьма заметными участниками рынка являются такие созданные при российских банках компании, как «Промсвязьлизинг», «Балтийский лизинг», «Альфа-Лизинг», «КМБ-Лизинг» и др.

Конкурентное преимущество на российском рынке заключается в гибкости подхода к клиентам. Многие крупные банки рассматривают лизинг как проектное финансирование, при котором практически нет стандартных условий. Крупные лизинговые сделки, требующие серьезного структурирования, больше похожи на проектное финансирование, чем на лизинг в его классическом понимании.

Одним из способов снижения рисков можно считать отраслевую направленность бизнеса компании. При этом реализуется комплексный подход к разработке отдельных отраслей, в которых окупаемость сделки можно ожидать в течение 3-5 лет и определить полный пакет финансовых операций. В некоторых случаях реализуется возможность создать полную технологическую цепочку. Например, «Авангард-Лизинг» реализует проекты по лову рыбы, транспортировке, хранению, переработке и реализации.

Лизинговые компании, которые были образованы при банках, осуществляют финансирование лизинговых проектов, как наиболее рискованного вида

116

Экономика и управление территориями

финансирования, однако обеспечивают более низкие риски, чем при операциях кредитования. При этом отсутствует необходимость быть собственником лизингового объекта. Банковские лизинговые компании не вмешиваются в управление предприятиями, так как, прежде всего, ориентированы на эффективность инвестиций.

Лизинговые компании, созданные при иностранных банках, в отличие от российских компаний, совершенно иначе понимают философию лизинга. Для них это, прежде всего, «классический лизинг», когда оборудование весьма ликвидно и является достаточным обеспечением всей сделки.

Доступ к долгосрочному, относительно дешевому иностранному финансированию - основа деятельности этих компаний. Лизинговый бизнес больше похож на кредитование с наличием дополнительного обеспечения, нежели на проектное финансирование. Российскому заемщику сложнее сотрудничать с такой компанией, зато, если это удается, клиент получает оборудование или транспорт на более длительный срок и под меньшие проценты.

Лизинговые компании, которые образованы при иностранных банках, имеют аналогичные преимущества при сотрудничестве с банком, что и российские. Единственное отличие - в доступности привлечения зарубежного финансирования от международных финансовых агентств, таких как ЕБРР (Европейский Банк Реконструкции и Развития), зарубежных поставщиков оборудования и иных инвесторов. Готовность иностранных инвесторов и международных финансовых агентств к сотрудничеству определяется требованиями по соблюдению определенного уровня риска и доходности вложений. Зарубежные поставщики транспортных средств и оборудования готовы частично разделять риск российских лизингополучателей, при условии наличия буфера между ними и лизингополучателями. Функцию такого буфера и выполняет лизинговая компания.

На ранних стадиях развития лизинговой отрасли в России поставщики оборудования и транспортных средств предоставляли товарные кредиты по среднесрочным договорам сроком не более 3 лет, однако со временем предприятия стали искать пути снижения своих рисков. На данный момент, имея буферную лизинговую организацию, которая остается собственником оборудования, поставщики значительно снижают свои риски. Другими словами, данный финансовый механизм позволяет лизинговым организациям разделить риски с поставщиками, которые частично изыскивают финансирование. Например, по поставкам техники «Caterpillar» Райффайзенбанк обеспечивает 1/3 финансирования, остальное разделяют ЕБРР и «Caterpillar».

Единственным ограничением является установленная Банком России норма риска на одного заемщика. С точки зрения Банка России, заемщиком является сама лизинговая компания, а не конечные лизингополучатели. Такой подход ограничивает доступ лизинговой компании к ресурсам учредителя. В то же время, это ограничение заставляет лизингодателя искать новые источники финансирования, т. е. становиться более независимым от материнской компании. Поэтому лизинговые компании, созданные при иностранных банках, имеют все

117

Экономика и управление территориями

предпосылки для того, чтобы в ближайшем будущем стать значительным каналом притока иностранных инвестиций в экономику России [1, с. 19].

Лизинговые организации при производителях или поставщиках оборудования являются основателями международной лизинговой отрасли. Любая лизинговая организация, которая имеет стабильные отношения с поставщиками оборудования, получает значительные конкурентные преимущества, что касается и предоставления коммерческого кредита, и обязательства обратного выкупа лизингового объекта, а также продажи его на вторичном рынке, скидок и сервисного обслуживания.

На данном сегменте лизингового рынка работает несколько лизинговых организаций при зарубежных производителях, имеющих значительные собственные средства, а также доступ к иностранному финансированию. Наиболее известные из них - это «Даймлер-Крайслер Лизинг Автомобили», «Вольво трак файненс», «Zeppelin Russland» (при «Caterpillar»). Лизинговыми объектами приведенных производителей является наиболее ликвидный транспорт и оборудование.

В России существуют аналогичные российские лизинговые организации, но по причине ограниченного доступа к финансированию они недостаточно развиты. На российском лизинговом рынке заметны такие компании, которые созданы при производителях самолетов, а именно «Ильюшин Финанс Ко» и «Авиационная лизинговая компания "Туполев"». Отличительной особенностью является то, что если лизинговая организация при производителе может оказать влияние только на спрос, то данные лизинговые организации могут оказать влиять и на спрос, и на предложение. Недостаток долгосрочных финансовых ресурсов является наиболее актуальной проблемой в отрасли самолетостроения, но при создании лизинговой организации акционеры могут финансировать данное производство.

Самолеты являются классическим объектом международного лизинга, что обусловлено, прежде всего, их высокой ценой, длительным сроком амортизации и относительной ликвидностью на вторичном рынке. До 50 % всех продаж самолетов в мире осуществляется через различные формы финансирования, в том числе лизинг, поэтому перспективы роста авиационных лизинговых компаний вполне оправданны [1, с. 20].

Лизинговые организации, созданные при поддержке государства, образовывались в основном для реализации разнообразных программ поддержки малого и среднего бизнеса. Однако значительные объемы вложенных средств в лизинговые проекты в сельскохозяйственной промышленности стали формой безвозвратных дотаций. С 2002 г. в России действует компания «Росагроли-зинг», которая намерена применять в сельскохозяйственной отрасли международные лизинговые схемы. Главным препятствием для развития лизинга в данной отрасли является получение предприятиями, работающими в сельском хозяйстве, государственных субсидий.

118

Экономика и управление территориями

Г осударственная поддержка направлена тем организациям малого бизнеса, которые не могут получить банковское финансирование, вследствие чего финансирование посредством лизинга является трудоемким и затратным. Лизинговое оборудование, полученное малым предприятием, является активом, которое образует большую часть основных средств данного предприятия. Однако для лизинговой организации осуществление лизинговых сделок сопряжено с высокими рисками.

В данном случае единственным выходом для лизинговой организации является приближение лизинга к основным принципам кредитной деятельности. Большие объемы лизинговых операций позволяют организации диверсифицировать риски и снизить расходы, при этом поставить обработку заявок клиентов на поток. Лизинговые организации стараются специализироваться на лизинговых объектах, которые имеют наиболее ликвидный вторичный рынок: транспорт и оборудование. Обязательные ежемесячные лизинговые платежи позволяют организации контролировать состояние платежеспособности клиента.

Вследствие высоких рисков лизинговых операций организации сталкиваются со сложностями при привлечении дополнительного финансирования, поэтому главными источниками для развития лизинговых организаций являются собственные средства. Государственное финансирование зависит от политической конъюнктуры, поэтому многие лизинговые организации стали ориентироваться на рынок.

Основными мотивами приобретения оборудования в лизинг для малых предприятий является возможность расширения и легализации бизнеса. При консультировании клиентов лизинговые организации предоставляют возможность легализовать бизнес, а далее - обеспечивают создание лизинговой кредитной истории. При этом предприятие становится заемщиком лизинговой организации, а в дальнейшем также имеет возможность получить финансирование как в банковском учреждении, так и от сторонних инвесторов.

«Московская лизинговая компания» является первой российской лизинговой организацией, которая смогла осуществлять при помощи лизинга эффективную финансовую деятельность. Аналогичным образом действуют негосударственные лизинговые организации, которые стали заметными игроками на российском лизинговом рынке для малого бизнеса, такие как «КМБ-Лизинг» и «Дельта-Лизинг».

Созданная по инициативе государства компания «Ильюшин Финанс Ко» и финансируемая в значительной степени государственными банками также имеет все основания стать рыночной лизинговой организацией. Процесс обретения самостоятельности будет происходить посредством расширения количества поставщиков и источников финансирования: кредиты сторонних банковских учреждений, выпуск ценных бумаг, привлечение средств пенсионного фонда. Таким образом, созданная для реализации государственной программы компания может стать рыночной.

119

Экономика и управление территориями

Созданные при ФПГ лизинговые компании служат для перераспределения финансовых ресурсов внутри группы с использованием налоговых льгот. В настоящее время при крупных ФПГ обязательно создается лизинговая организация, при этом очевидна их «нерыночность», однако это не всегда означает использование лизинга в качестве «серой» схемы. Как правило, это касается случаев приобретения оборудования, которое является неликвидным на вторичном рынке, в лизинг.

Основной тенденцией наиболее крупных лизинговых организаций, образованных при ФПГ, является явное тяготение к универсальной рыночной нише. Преимуществом лизинговой организации, созданной при ФПГ, является ее специализация, которая позволяет снизить риски за счет глубокого знания специфики данной отрасли и способности к точному прогнозированию ликвидационной стоимости оборудования, приобретенного посредством лизинга.

Большое число российских лизинговых организаций являются посредниками либо со стороны производителей, либо финансовых институтов. Главной задачей лизинговых организаций является совмещение нескольких заинтересованных сторон: организаций, которым требуется финансирование, производителей или поставщиков, которые желают реализовать оборудование, и финансового института, который имеет возможность профинансировать данную операцию. Лизинговые организации, образованные при ФПГ, самостоятельно могут финансировать все этапы лизинговой операции, при этом данная способность самофинансирования и обеспечивает им лучшие условия взаимодействия и с производителями, и с инвесторами, и с клиентами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Шабашев, В.А. Лизинг: основы теории и практики [Текст]: учеб. пособие / В.А. Ша-башев, Е.А. Федулова, А.В. Кошкин; под ред. проф. Г.П. Подшиваленко. - 2-е изд. - М.: КНОРУС, 2005. - 184 с.

2. Основы лизинговой деятельности [Текст]: пособие для слушателей. - М.: МФК, 1999. - 132 с.

3. Обзор рынка лизинга 2008, Российская ассоциация лизинговых компаний [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.leasing.uralsib

4. Обзор рынка лизинга 2009, Российская ассоциация лизинговых компаний [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.leasing.uralsib

Получено 20.11.2010

© А.Р. Ткачева, 2010

А.Р. Ткачева - ассистент. Тел.: 361-04-71.

120

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.