Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТАТИСТСКОЙ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА'

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТАТИСТСКОЙ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
971
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТАТИЗМ / ГОСУДАРСТВО / АВТОРИТАРИЗМ / ДЕМОКРАТИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛИЗМ / ЛИБЕРАЛИЗМ / АНАРХИЗМ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / STATISM / STATE / AUTHORITARIANISM / DEMOCRACY / STATE SOCIALISM / LIBERALISM / ANARCHISM / CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кикоть В.И.

Организационно-правовые и контролирующие функции государства часто пересекают границу оптимальных отношений государства и общества и становятся избыточными. Здесь возникает проблема глубины вовлеченности государства в процессы жизнедеятельности общества. При этом, потребность в обеспечении целостности общества, согласовании интересов индивидов и социальных групп выражает само понятие «государство» и определяет его основные задачи, особенно при наличии трансформационных проявлений в обществе. В статье исследуются теоретические основы, этапы формирования, причины появления и специфика этатизма, проанализированы научные подходы к проблемам этатизма, являющегося исторической основой в деятельности государственных органов современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL ASPECTS OF FORMATION OF A STATIST THEORY OF THE STATE

The organizational and controlling functions of the state often cross the border of optimal relations between the state and society and become redundant. This raises the problem of the depth of state involvement in the processes of society. Moreover, the need to ensure the integrity of society, harmonizing the interests of individuals and social groups expresses the very concept of “state” and defines its main tasks, especially in the presence of transformational manifestations in society. The article explores the theoretical foundations, the stages of formation, the reasons for the appearance and specificity of statism, analyzes the scientific approaches to the problems of statism, which is the historical basis in the activities of state bodies of modern Russia.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТАТИСТСКОЙ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА»

УДК 38:321.01

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТАТИСТСКОЙ ТЕОРИИ

ГОСУДАРСТВА

Кикоть В.И.

Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя Государственное казенное учреждение города Севастополя «Центр занятости населения Севастополя,

е-mail: viivkik@gmail.com

Аннотация. Организационно-правовые и контролирующие функции государства часто пересекают границу оптимальных отношений государства и общества и становятся избыточными. Здесь возникает проблема глубины вовлеченности государства в процессы жизнедеятельности общества. При этом, потребность в обеспечении целостности общества, согласовании интересов индивидов и социальных групп выражает само понятие «государство» и определяет его основные задачи, особенно при наличии трансформационных проявлений в обществе. В статье исследуются теоретические основы, этапы формирования, причины появления и специфика этатизма, проанализированы научные подходы к проблемам этатизма, являющегося исторической основой в деятельности государственных органов современной России.

Ключевые слова: этатизм, государство, авторитаризм, демократизм, государственный социализм, либерализм, анархизм, гражданское общество.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из составляющих любого общества является государство, которое находится в диалектическом противоречивом единстве с обществом: они взаимополагают, взаимодополняют и взаимоотрицают друг друга. К числу важнейших условий функционирования и развития, а также воздействующих факторов, как на общество в целом, так и его составляющие, в частности, можно отнести характер взаимоотношений с государством. Государство и гражданское общество представляют собой две своеобразные формы существования, которые имеют непосредственное влияние друг на друга. При этом государство, всячески пытается жестко управлять народом, который, в свою очередь, пытается всячески избежать этого воздействия и существовать самостоятельно. Стремление индивида к автономному существованию от государства и коллективной жизни в истории привело к спонтанности и стихийности социально-экономического развития. Именно этот процесс автономности от государственного воздействия отразил понятие «гражданское общество». Однако, потребность в упорядочении процессов жизнедеятельности, обеспечение безопасности и целостности общества, направленности интересов каждого из индивидуумов и социальных институтов, выразило необходимость существования и само понятие «государство». Государство, обладая функциями управления, посредством них осуществляет взаимосвязь институтов и вносит равновесие между индивидуальными, групповыми и общественными процессами. Социально-экономические отношения государства и общества являются одним из самых актуальных вопросов современной экономической науки.

ЦЕЛЬ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

В настоящее время, понятие этатизма из сферы теоретических дискуссий приобрело ряд практических аспектов для России. Необходимо отметить, что определяющие ранее условия социализма в России, которые общество постепенно изживет, продолжают волновать общественную мысль. При отсутствии свойственных демократическому обществу форм взаимосвязи государства и населения через разнообразные политические и гражданские институты, опираясь на общество и общественное мнение, власть эффективно подчиняла себе широкие социальные слои и группы. Однако, социальные институты не отличались длительным функционированием в сравнении с той идеей, которая их предопределяла. А рассчитывать на успех политических реформ, не исследовав природы этой идеи невозможно. Кроме того, ориентация России на утверждение демократии поставила перед отечественными общественными науками задачу поиска оптимальных путей развития и закрепления в массовом сознании приоритетной ценности человеческой личности, а для решения такой задачи необходимо изучение

специфики российского менталитета, для которого характерны: сильная этатизация общества, ориентация на мономышление, культ единовластного управления, присущее мнение о безусловной правоте.

Глубокие преобразования в политико-правовой, социально-экономической сферах жизнедеятельности общества влекут за собой необходимость пересмотра научных представлений о природе, характере, реальной роли, направлениях функционирования государства, уполномоченных государством властных структур. Выбор темы статьи обусловлен осознанием необходимости осмысления феномена этатизма, исследованием социокультурной среды, обеспечившей его рост и жизнестойкость форм его проявления. Рассмотрение государства с позиций этатизма позволит выделить особенности государства, формы проявления и закономерности в общественном развитии. В связи с чем, необходимо пересматривать, совершенствовать и использовать все имеющиеся достижения в области правовой, политической, социальной, экономической наук, анализировать категорию «этатизм», в комплексе со всей системой связанных и корреспондирующих с ней категорий и понятий, что и является целью настоящей статьи.

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ

Существует несколько позиций с которых теоретики пытались решить проблематику взаимоотношений государства и общества. Так, социально-философская теория индивидуализма послужила основой идеологии либерализма и сформировала каноны ее представлений об изолированности свободной личности, стремящейся к только к подавлению собственных интересов, целью которых является наилучшее для нее самой. Поэтому либеральная трактовка гражданского общества предопределяет минимальное вмешательство государства в регулирование общественных процессов [3, 5, 7].

Противоречащие идеи не только либерализму, но и анархизму, принадлежат в основе своей Т. Гоббсу и Г. Гегелю. В их толковании идея государства, как наивысшего результата общественного развития в Германии и во Франции, обозначается как «государственное сознание». По Г. Гегелю, государство наиболее воплощает политическое, материальное и духовное начала, обеспечивает справедливость и реализацию всеобщих интересов, объединяет людей в группы, задавая смысл их жизнедеятельности [5, 7].

Согласно марксисткой теории государство, с одной стороны, подвержено влиянию изменений в разных составляющих социально-экономической и социально-классовых структурах, с другой стороны, само влияет на всю систему отношений общества, в том числе политических. Властные политические структуры, наделенные широким спектром функций, формируют стабильное гражданское общество. По мнению Й. Шумпетера государство обязано участвовать в жизнедеятельности гражданских институтов и выступать гарантом безопасности общества и не допускать всеобщего поглощение рынком [2, 4]. В связи с чем, можно сделать вывод о приверженностях социал-демократов к идеи обязательного государственного регулирования социально-экономических процессов: введение прожиточного минимума, пенсионного страхования, выплат пособий по безработице и пр.

Этатизм, как термин, начал первоначально использоваться во Франции в 80-е годы XIX века. С позиции общего теоретического понимания под этатизмом следует подразумевать направление общественно-политической мысли, согласно которой государство рассматривается как цель общественного развития. Наиболее полно необходимость государственного вмешательства в различные сферы жизнедеятельности общества нашли идеологи такого направления как консерватизм и социализм. Идея консерватизма сводится к отстаиванию положений, согласно которым государству вменяется роль активного регулятора, с одной стороны, с другой стороны, доминирующая функция государства выражается в идее государственного социализма, где на социализм возложены функция контроля на социально-экономические процессы в обществе. Однако, современные представители этих направлений склонны к слиянию различных течений и рационализации, объективности точки зрения, что послужило началом такого идеологического течения как неолиберализм. Неолибералы, при сохранении фундаментальных положений либерализма, предусматривают активное вмешательство государства в жизнь общества.

Перечисленные идеи этатизма и государственного социализма в работах таких представителей, как А. Мюллер, Ф. Лист, Б Гильдебранд, К. Книс, В. Рошер, Р. Штаммлер, Г. Шмоллер, А. Шеффле, К. Родбертус, Ф. Лассаль, Л. Штейн, К. Н. Леонтьев, Л.А. Тихомиров, М. О. Меньшиков [6, 10]. Так, согласно воззрений А. Мюллера соединение всех человеческих отношений в единое живое целое и являет собой государство. Ученый считал основной ошибкой экономистов - либералов обособление от государства частных экономических интересов и частной собственности, их стремление разделить жизни на государственную и внегосударственную [10]. Таким образом, государство выполняя руководящую роль в обществе, и является источником формирования национального богатства, без чего невозможно ни существование общества, ни экономическое развитие.

В своей основе этатизм возник как ответ на доминирующую в тот период времени программу либерально-буржуазного экономического детерминизма, противопоставляя следующие основные принципы. Этатизм предопределял главенствующую роль государства в духовных, социально-экономических, политических процессах жизнедеятельности общества, поскольку отрицал способность общества к самоуправлению. Кроме того, в социально-экономической сфере этатизм предполагал государственное регулирование с целью смягчения социальных противоречий. Согласно принципов этатизма государство выступало источником развития общества. Этатизм выражал благоприятное отношение к экономическим законам и мерам, признанным контролировать действия людей, отдающих предпочтение своему собственному благу.

Необходимо отметить, что консервативные политики конца XIX века (Б. Дизраэли, О. Бисмарк) рассматривали возможности этатизма в предотвращении стихийных общественных процессов, революционных тенденций. Принципы этатизма служили основной для официальных доктрин, предусматривающих политику расширенного вмешательства государства во все сферы жизнедеятельности государства посредством методов контроля за ценообразованием на социально-значимые товары, заработной платой, управления финансами, перераспределения [10].

В экономической теории противостояние между различными направления экономических учений наблюдается с периода возникновения первых экономических школ. Так, против меркантилизма выступила классическая политическая экономия, против классической политэкономии выступила немецкая историческая школа, и главным оппозиционером в истории экономических учений стал марксизм. С конца XIX в. в мировой экономической мысли появилось неоклассическое направление маржинализм, базирующееся на рациональном поведении человека, которое в последствии отрицал американский институционализм.

Особое место в истории занимает «великая депрессия», которая поставила перед фактом несостоятельности правомерность рассмотрения рыночной системы как саморегулируемой. При условии рационального поведения экономических агентов, совокупный результат, под воздействием характерных для макроэкономической системы законов, не всегда получается оптимальным. Начало современной макроэкономики, предполагающей активное вмешательство государства, положило учение Д.М. Кейнса, основанное на агрегированных показателях потребления, сбережения, инвестиций и пр. [9]. Ученый предложил общую теорию, так как включил в предметную область анализа депрессивную экономику, продемонстрировал реальность переизбытка ресурсов: неиспользованных сырьевых товаров, производственных мощностей, трудового ресурса. Основными постулатами кейнсианства являлось: активная фискальная политика, способствовавшая перераспределению доходов в пользу классов с наименьшей склонностью к сбережению; денежная политика, направленная на категорический отказ от золотого стандарта; политика увеличения государственных инвестиций; политика протекционизма.

Теории усиленного государственного вмешательства в экономику в 30-40-х годах XX века привели к формированию этатистской модели экономики, к которой относились и капиталистическая и социалистическая экономики. Этим моделям свойственна закрытость от остального мира и реализация задач, поставленных государством в ущерб основным экономическим показателям: удельный вес экспорта, неэффективность производства, отсутствие инноваций. Так, в СССР это проявлялось в монополизации: доля промышленных предприятий с количеством занятых, превышающих 1 тыс. человек составила в конце 80-х годов XX века 73 %. Для сравнения в США эта цифра составляла 26 %. Однако, довольно на значительном по

продолжительности отрезке времени, каждая из стран с этатистской моделью хозяйствования занимала первые места в мировой экономике. Они успешно конкурировали с классическими моделями хозяйствования до становления в роли определяющего интеллектуального капитала. Так, параллельно с достижениями в области высоких технологий в западных странах и достижением ими опережающих темпов экономического роста произошли азиатский кризис, стагнация экономики Японии, крах командно-административной модели экономики в СССР [10].

После второй мировой войны произошло объединение различных воззрений экономической теории вокруг «неоклассического синтеза». Главным теоретиком этой экономической теории является П. Самульсон. Ученый настаивал на необходимости проведения соответствующей кредитно-денежной и фискальной политики, при которой система смешанного предпринимательства сможет избежать кризисных проявлений и смягчить их последствия, добиться стабильности и стремиться к росту. Дж. Р. Хикс, для включения кейнсианской теории в неоклассическую систему общего равновесия, предложил понятие «неоклассического синтеза», как предметного соотношения неоклассической теории с кейнсианством, говоря об особом состоянии экономики, когда рынок труда далек от совершенства и нарушается автоматизм восстановления экономического равновесия посредством денежно-ценового механизма, а вернуться к нему можно только посредством кейнсианской фискальной политики [9].

С 70-х годов ХХ века в англосаксонских странах этатизм выступает синонимом государственного социализма и приводит к уменьшению индивидуальной деятельности, вступая в конфликт постулатами правового государства. Современное представление о взаимоотношениях между государством и обществом базируются на взаимопомощи, взаимодополнении и взаимоконтроле.

Этатистскому государству присущи административные методы хозяйствования, которые требуют обязательное исполнение директив всеми субъектами отношений. Это влечет за собой ограничение свободы выбора, поэтому уровень социальной напряженности, вызванный столкновением мнений, в таких государствах подавляется посредством репрессий и аналогичных управленческих методов. Еще одним свойством этатистского государства является категорическое вмешательство во все сферы жизнедеятельности общества, институтов, граждан: экономическую, социальную, политическую, духовную. Необходимо отметить, что нет такой государственной формации, которой абсолютно не свойственны проявления этатизма, но одним эти проявления свойственны в большей степени, другим в меньшей. В диапазон этатизма укладываются различные режимы, и по мнению Л.М. Вайсберга в понятиях тоталитаризма и авторитаризма выражены различные степени этатистских проявлений [1]. Одновременно, этатизм является компонентом менталитета населения, то есть выражает предрасположенность отдельных слоев населения к разным способам управления. Существующая связь между идеями правового государства и ментальностью населения говорит о том, что население должно быть готово в определенной степени правовой и политической зрелости его воспринимать. На первых этапах становления государства уровень ментальности населения соответствует критериям этатизма, поскольку оно обладало начальными признаками социальности, для которых свойственны силовые методы управления. Со временем, расширение социальных воззрений населения, что способствовало укреплению гражданской ответственности, привело к пересмотру позиций этатизма, в связи с чем ментальность населения становилась более зрелой к восприятию правового государства. Каждый этап становления и развития политико-правовой мысли и государственно-управленческой практики охарактеризовал определенный период в общественной истории и оставил свой отпечаток в разрешение проблемы государственности на пути его преобразования в правовое. В настоящее время это процесс приобрел в мировой практике распространенный характер.

Отличительные особенности правового государства в сравнении с этатистским, впрочем, как и с другими промежуточными разновидностями государства, состоят в том, что весь потенциал государства, а именно, регулирующий, управленческий, охранный, воспитательный, направлен на достижение благополучия общества в целом, и его институтов в частности, что повышает престиж права. Согласно воззрений В.Н. Кудрявцева и Е.А. Лукашева идея и смысл существования правового государства состоят в том, что обеспечивается такая система государственно-правовых отношений, которой свойственно равенство личности и государства, постоянный общественный

контроль за деятельность государства, механизмы ответственности государства перед обществом [8].

Этатистское государство характеризуется политикой, пренебрегающей рациональное взаимодействие со всеми сферами жизнедеятельности страны: социально-экономической, политической, общественной. Однако, это оправдывает себя в кризисные и трансформационные периоды жизнедеятельности общества. Формируется этатизм в государствах с консервативным типом политических воззрений, где государственная и политическая власть по объемам полномочий равны. В таких государствах экономика развивается, в основном, отвечающей на государственные запросы, а правоохранительные органы формируют свою деятельность согласно интересам государства, как доминирующего в правовом поле субъекта права. Построение государственности России напрямую связано с реализацией этатистских традиций.

Исходя из имеющихся исследований в области политических, экономических наук в истории формирования гражданского общества в России можно сказать, что одни ученые видят основания гражданского общества в крестьянской общине, православной идеологии, другие считают, что гражданского общества в пространствах Российской империи и СССР не существовало [11].

Несмотря на демонстративную ориентацию Российского сообщества на Европейских либералов, условия формирования гражданского общества были разные исходя из множества признаков. Один из них территориальный. Так, США, обладая большой территорией, отличается ментальностью людей, которой свойственна свобода, индивидуализм, а это, в свою очередь, повлияло на формирование федеративного штатного устройства, с присущими каждому штату элементами самодеятельности.

Кроме того, характерной особенностью России является наличие государственной централизации, усиливавшейся от центра к периферии. К примеру, во времена Петра I модернизация России отличалась не только в политической, но и в экономической жизни. Так на ряду с политической централизацией власти, усилением унитарности государства, губернским делением, «закрепощением» привилегированных сословий обязательной службой, экономике были присущи государственные мануфактуры и казенные добывающие и обрабатывающие предприятия, крепостная зависимость крестьян [11].

Необходимо также отметить, что в России появились в XVI веке крестьянские общины, преобразованные для государственных крестьян в ходе реформы 1837-1841 годов, для помещичьих крепостных - после реформы 1861 года. Они создавались по инициативе государства, которое преследовало внутриполитические цели. Уже в 1906 году правительство России осознанно создало как политические, так и социально-экономические предпосылки, ведущие к распаду обществ. Обстановка в стране, где назревали революционные события не позволяла держать бесправное сельское население в больших объединениях, это было опасно. После отмены крепостного права крестьяне не получили свобод, так как, по сути, находились в крепостной зависимости, только не от помещика, а от государства. Неразвитость в России рынка при господстве крестьянской общины не позволяло развиваться частной собственности, предпринимательству. Даже с отменой крепостного права в России при несомненном оживлении хозяйственной жизни община продолжала сковывать инициативу большинства населения страны.

Революция 1917 года послужила импульсом развития гражданского общества в России: начало развития демократических институтов свободы слова, собраний, вероисповедания, политических и неполитических организаций, а рост социальной активности способствовал развитию институтов местного самоуправления. При этом, новой, еще слабой правящей власти было трудно организовать, упорядочить, контролировать этот процесс, что создавало угрозу наступления анархии. Уже с января по март 1918 года проявился результат октябрьского переворота, монополизация большевистской партией политической жизни в советской России. Глобальная идея классового противостояния формализовала общественную жизнь, а отсутствие гарантий личных прав и свобод привели к уничтожению большинства характерных для гражданского общества элементов. В XX в. гражданственность наполнялась социальным содержанием, превращаясь в юридически закрепленное право гражданина на получение определенной услуги от государства. В конце 1980-х годов возможность противостояния тоталитаризму у политиков и теоретиков из числа разочаровавшихся в состоятельности

марксистских идей, вызвала интерес к вероятности построения гражданского общества, признание превосходства рыночной экономики над централизованной плановой.

Этатизация связана с централизацией и концентрацией власти в руках государства, при этом его функции, организационные, контрольные, цензурные, вне границ оптимальных решений. Для этатистского режима характерны репрессивность и избыточность. В сфере права доминируют административное давление, ограничение прав и свобод, коррупция. В экономике, овладение государством налоговыми, финансовыми, инвестиционными рычагами, ведет к администрированию и утрате гражданским обществом своих функций.

В современной России особенно ярко отражены манеры правового этатизма в работе правоохранительных органов. Правовой этатизм подразумевает два направления деятельности государства по степени его воздействия на общество: авторитарный и демократический. При авторитарном способе воздействия государственных органов на общество государственная власть сама формирует общественные отношения. Демократический этатизм воплощен в идеях правового государства, когда степень вмешательства государства в деятельность общества предопределена потребностями последнего. Изучение этатистских корней в современной России является актуальным для юридических, экономических и политических наук, так как данная проблема не имеет всестороннего, комплексного изучения. Историческое противостояние между этатизмом и правовыми канонами государственности не нашло своего завершения. Оно продолжается, наполняя собой содержание современной общественно-политической и государственно-правовой жизни, в отдельные периоды времени резко обостряясь, а иногда значительное снижение. Прослеживается тенденция в постепенной сдаче позиций правления этатизмом, возрастание роли правовых компонентов государственности. Это будет содействовать дальнейшему оздоровлению общества, развитию его демократического потенциала, успешному решению стоящих перед ним задач.

ВЫВОДЫ

Таким образом, рассматривая теоретические основы, этапы формирования, причины появления и специфику этатизма, его проблематику, можно сделать вывод, что этатизация характерна для консервативного типа взаимоотношений между государством и обществом, свойственна современной России. Необходимо отметить, что этатистские проявления не всегда несут за собой негативные тенденции и могут носить конструктивный характер в ситуации пресечения конфликтов интересов уполномоченных должностных лиц.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вайсберг, Л.М. Идея правового государства и проблема этатизма. / Л.М. Вайсберг // Известия, Академии наук Казахской ССР. — Серия общественных наук. — 1989. — № 5. — С. 21—31.

2. Гаджиев, К.С. Политическая философия и социология: учебник для бакалавриата и магистратуры. / К.С. Гаджиев. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 451 с.

3. Гегель, Г.В. Ф. Философия права [Текст] Пер. с нем. / Г.В. Ф. Гегель.: Ред. и сост. Д.А. Керимов, В.С. Нерсенсянц; Авт. вступ. ст. и примеч. В.С. Нерсенсянц. - М.: Мысль, 1990. — 524 с.

4. Гильдебранд, Б. Политическая экономия настоящего и будущего [Текст]. / Б. Гильдебранд. — М., 2012. — 296 с.

5. Гоббс, Г. Избранные произведения [Текст]. Т. 2. / Ред. вступ. статья и примеч. Е.М. Вейцмана; Пер. с англ. Гутермана. — 1964. — 747 с.

6. Гринар, Н. История философии / Н. Гринар, Г. Скирбекк // Перевод с англ. В.И. Кузнецова. — М.: Владос — 2003. — 800 с.

7. Локк, Дж. Два трактата о правлении [Текст]. / Соч.: в 3 т. Т. 3. — М.: Мысль, —1988. —

334 с.

8. Кудрявцев, В.Н. Социалистическое правовое государство / В.Н. Кудрявцев, Е.А. Лукашева // В сб.: Социалистическое правовое государство. Проблемы и суждения. — М. -1989. — С. 6—7.

9. Нуреев, Р. Теории развития: неоклассические модели становления рыночной экономики [Текст]. / Р. Нуреев. // Вопросы экономики. — 2000. — № 5. — С. 144—151.

10. Чернавский, М.Ю. Этатизм, принцип автаркии в экономике и идея государственного социализма в консервативных концепциях XIX - начала XX в. [Текст]. / М.Ю. Чернавский // https://ignorik.ru/docs/chernavskij-m-yu-etatizm-princip-avtarkii-v-ekonomike-i-id.html.

11. Шакиров, И.А. Соотношение феномена этатизма и развития гражданского общества в современной России: перспективы и последствия (региональный аспект) [Текст]. / И.А. Шакиров // Коллективная монография. — Уфа. — 2011. — 128 с.

HISTORICAL ASPECTS OF FORMATION OF A STATIST THEORY OF THE STATE

Kikot V.I.

Department of labor and social protection of the population of Sevastopol state institution of the city of Sevastopol "Employment

Center of Sevastopol"

Annotation. The organizational and controlling functions of the state often cross the border of optimal relations between the state and society and become redundant. This raises the problem of the depth of state involvement in the processes of society. Moreover, the need to ensure the integrity of society, harmonizing the interests of individuals and social groups expresses the very concept of "state" and defines its main tasks, especially in the presence of transformational manifestations in s ociety. The article explores the theoretical foundations, the stages of formation, the reasons for the appearance and specificity of statism, analyzes the scientific approaches to the problems of statism, which is the historical basis in the activities of state bodies of modern Russia.

Keywords: statism, state, authoritarianism, democracy, state socialism, liberalism, anarchism, civil society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.