Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ МОДЕЛИ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (БИБЛИОТЕК), КАК ОСНОВА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ'

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ МОДЕЛИ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (БИБЛИОТЕК), КАК ОСНОВА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
внешкольное образование / внешкольник / просветительная деятельность / народные чтения / местное население / библиотека / проект / проектная деятельность / extracurricular education / extracurricular / educational activities / folk readings / local population / library / project / project activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дроздова Н.В.

В статье описываются исторические аспекты внешкольного образования, в частности библиотек. Описывается и анализируется работа библиотек в конце XIX начале XX веков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL ASPECTS OF PRE-REVOLUTIONARY MODEL OF EXTRACURRICULAR EDUCATION (LIBRARIES) AS BASIS OF PROJECT ACTIVITY IN MODERN REALITIES

The article describes the historical aspects of extracurricular education, in particular libraries. The work of libraries in the late XIX-early XX centuries is described and analyzed.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ МОДЕЛИ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (БИБЛИОТЕК), КАК ОСНОВА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ»

УДК 303.436.2

Дроздова Н.В.

Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар, Россия)

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ МОДЕЛИ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (БИБЛИОТЕК), КАК ОСНОВА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ

Аннотация: в статье описываются исторические аспекты внешкольного образования, в частности библиотек. Описывается и анализируется работа библиотек в конце XIX начале XX веков.

Ключевые слова: внешкольное образование, внешкольник, просветительная деятельность, народные чтения, местное население, библиотека, проект, проектная деятельность.

Одним из величайших благ, отличающих наше время от эпох ему предшествующих, служит изобилие и общедоступность хороших книг. То, что было доступным только монахам, богатым, монастырям, академиям наук — в настоящее время может быть достоянием каждого грамотного и любознательного человека.

Воспитательное значение книги в сельской местности — громадно. Всякий, кто наблюдал за чтением на селе, кто видел с каким трепетом следят сельские читатели за героями произведений, кто слышал рассуждения сельчан о прочитанном произведении, тот знает, что при хорошем чтеце, интересная и доступная пониманию людей книга, оставляет неизгладимый след в душе простого человека.

В. П. Вахтеров говорил: «Народные библиотеки почти повсюду являются всесословными учреждениями с преобладанием читателей из крестьян-земледельцев и это необходимо иметь ввиду для того, чтобы, во-первых - состав

книг в сельских библиотеках не был слишком односторонним, а во-вторых, чтобы везде в них было отведено достаточно места книгам, соответствующим нуждам и интересам крестьян-земледельцам» [1].

Трудна и многогранна просветительная работа библиотек, и каждый работник в этой области должен иметь серьёзную подготовку. Он должен прежде всего сам обладать достаточной общеобразовательной подготовкой. Он должен расширять его всесторонне, не забывая в увлечении одной наукой — другие.

Внешкольник не должен поддаваться односторонним стремлениям, его профессиональный долг — быть достаточно знаковым со всеми отраслями науки и непрерывно совершенствоваться в этом направлении. Внешкольник должен быть знаком с психологией.

Внешкольное образование, это всестороннее развитие личности в умственном, эстетическом и физическом отношении. Каждая личность развивается по-своему, и изучение человеческой личности, душевных движений для внешкольника необходимо. Для такого изучения необходимы известные приёмы: необходимо знать, на что именно обратить внимание при изучении личности, чем обуславливаются те или другие проявления человеческого «я» и т. д. Различные формы содействия внешкольному образованию населения должны быть так построены, чтобы они удовлетворяли запросы данного населения и каждого отдельно лица.

Таким образом, внешкольник всегда должен учитывать психологические особенности каждого читателя, групповых и индивидуальных свойств каждого отдельно лица.

Деятелю внешкольного образования нужно знать, что такое внешкольное образование: каково его значение и задачи; каковы общие методы внешкольной работы; взаимоотношение школы и внешкольного образования; формы содействия внешкольному образованию и место каждой из них в общей системе внешкольного образования; принципы организации содействия внешкольному образованию.

Е. Н. Медынский говорит: «Нам нужны не узкие специалисты, а

«внешкольники», т. е. деятели на широкой дороге внешкольного образования, ясно сознающие задачи последнего во всём их объёме, умеющие объединить работу отдельных просветительных учреждений». [2]

Учёный делает вывод: сложно человеческое «я», сложна и многогранна та работа, целью которой является развитие этого «я». Без серьёзной подготовки не беритесь за такую работу! [2]

Были намечены основные методы внешкольной работы. Это основные методы и частные методы.

Основные методы — это такие методы, которые вытекают из сущности и задач внешкольного образования вообще и поэтому одинаково применимы ко всякой отдельной форме содействия внешкольному образованию будь то библиотека, народные чтения, музей, курсы для взрослых и пр. Эти методы, не касаясь подробностей, лишь определяют общее направление просветительной работы.

Частные методы относятся уже к каждой отдельной форме внешкольного образования. Частные методы уже в подробностях определяют приёмы в каждом отдельном просветительном учреждении и как бы подчинены более общим основным методам.

Вся внешкольная работа должна быть направлена таким образом, чтобы достигнуть наибольшего развития населения, чтобы сделать для последнего понятным мир, чтобы научить его процессу логических выводов из всего, что он видит вокруг. Мы до сих пор в деле развития населения, обращаем внимание на библиотеку. Книга крайне необходима. Она ответит нам на любой вопрос, она осветит нам глубину моря и высь небес, приблизит к нам дальние страны и давно прошедшие времена. Но и у книги есть недостатки. Почему одной только библиотеки, как бы укомплектована она ни была, далеко недостаточно. Во-первых, читатель всегда играет более или менее пассивную роль: книга сама даёт нам все сведения без творческой работы с нашей стороны: она сама, вместо читателя, делает все выводы; страница за страницей она ведёт нас по намеченному без всякого нашего участия пути, всё дальше и дальше, не позволяя

остановиться на долго на каком-либо заинтересовавшем нас вопросе. Во-вторых, написанная без непосредственного общения с будущим читателем, изданная в качестве нескольких тысяч экземпляров книга, совершенно не учитывает индивидуальных свойств отдельного читателя. Книга всегда, до известной степени, оторвана от жизни.

В виду этого необходимо ввести в процессе развития человека широкую наглядность, дать возможность читателю развивать свои творческие силы и мыслительные способности. Необходим, одним словом, в деле внешкольного образования локализационный метод. Этот метод заключается в том, что человек, обращающийся к помощи внешкольного образования, приобретает новые знания и углубляет существующие, учит самостоятельно мыслить на явлениях окружающей его жизни. В общей системе мероприятий по внешкольному образованию локализационный метод является неизбежно необходимым при местных экскурсиях; при народных чтениях оставьте брошюрки для читателей на понятном языке; избрав известную тему, излагайте её в форме лекции черпая доказательства из жизни местности. Если будут введены беседы (метод бесед) с читателем — старайтесь вместе с ним отыскать соответствующие примеры из той же местной жизни. Если у библиотекаря создались простые отношения с читателями, беседы эти родятся сами собой и материала для них всегда более чем достаточно. Нужно чтоб читатель видел в вас не должностное лицо, а человека, живущего в той же местности, собеседника, для которого не чужды его радости и горе, его переживания и интересы.

Для создания непринуждённости, для удовлетворения запросов каждого отдельного лица необходим третий метод внешкольной работы — метод индивидуализации. Нужно каждому предлагать то, что его интересует.

Метод индивидуализации предполагает хорошее знакомство лица, ведущего просветительную работу, с местным населением вообще и каждым отдельным представителем его по схеме, набросанной нами ранее: 1) местные психические особенности всего населения; 2) групповая психика; 3) индивидуальные особенности каждого отдельного лица. Нужно сблизиться с

населением, войти в интересы населённого пункта, перестать быть для него чужим.

Следует признать, один из методов внешкольной работы - это изучение жизни не по отдельным научным рубрикам, а по отдельным рубрикам, а по отдельным вопросам.

Разницу в обоих методах можно кратко выразить словами: при первом методе мы группируем в одно стройное целое общие свойства и признаки, присущие различным предметам и явлениям; при втором мы группируем в одно целое различные свойства и признаки одного какого-либо явления или предмета. Второй способ несколько проигрывает в стройности, целостности, но много выигрывает в жизненности. Это изучение жизни такою, какова она в действительности. Научные классификации всегда теоретичны: всестороннее изучение какого-либо явления с различных научных точек зрения — это практическое изучение окружающего нас мира.

Метод изучения отдельных вопросов стоит в тесной связи с методом — гибкостью приёмов внешкольной работы. Так, например, при народных чтениях и руководств чтением посетителей библиотеки мы, пользуясь этими методами, можем группировать самым различным образом материал, подлежащий изучению.

Гибкость просветительной работы стоит в тесной связи и с другим рассмотренным выше методом индивидуализацией. Таким образом приёмы нашей работы мы должны сделать гибкими в двух отношениях: они должны быть различным при занятиях с различными группами населения и различными они будут в зависимости от сообщаемого этим группам образовательного материала, при чём в последнем случае при занятиях с одной и той же группой мы должны переходить от одного приёма к другому — переходить от одного приёма к другому переходить плавно и естественно. Такой переход называется причинами психологического характера: внимание и умственная энергия при слишком продолжительном однообразном приёме знаний сильно притупляются. Эти психологические основания вызывают необходимость ещё двух методов

внешкольного образования. Намечая эти методы, мы исходим всё время из основной задачи внешкольного образования — развитие человека в нравственном, умственном, физическом и эстетическом отношении. Следовательно, необходимо всестороннее влияние на человеческую личность. Внешкольные учреждения и мероприятия должны всесторонне удовлетворять население; но этого мало, они должны действовать совместно — это даст наибольший просветительный результат.

Ещё один в высшей степени важных метод внешкольной работы — самодеятельность населения. Нужно так поставить эту работу, чтобы само население принимало в ней живейшее участие, чтобы, не выжидая, пока ему дадут, оно брало само образовательную пищу. Только в этом случае просветительные учреждения станут родными и близкими населению и удовлетворят его.

Место народных чтений, бесед, лекций в системе внешкольного образования определяется некоторыми особенностями. Эти особенности Медынский разделил на две группы: внешние и психологические.

К внешним особенностям он отнёс:

1) народные чтения требуют сравнительно небольшой затраты времени у организатора, небольших приспособлений, небольшой затраты денежных средств, они легче других просветительных мероприятий могут быть организованы.

2) Народная аудитория одинаково доступна грамотному и неграмотному слушателю, при чём для последнего народное чтение является почти единственным средством приобретения знания по различным отраслям и единственным способом знакомства с художественной литературой.

3) Народные чтения могут быть эпизодическими, когда в одном — двух чтениях излагается тема, почему-либо особенно заинтересовавшая в данный момент местное население, или систематическими, когда в ряде последовательных чтений более или менее полно излагается известный круг вопросов. Но и при систематических чтениях каждая отдельная лекция, будучи

магическим продолжением предыдущей, является более или менее законченной. Таким образом, народное чтение всегда может заинтересовать слушателя, безразлично, имеет ли он возможность послушать все чтения или отдельно.

4) Народные чтения по содержанию и изложению представляют наиболее гибкую форму содействия внешкольному образованию в системе большей или меньшей серьёзности изложения, в смысле расположения образовательного материала, согласования народных чтений с другими просветительными мероприятиями и пр.

К психологическим:

1) Содержание народных чтений может быть взято из области, наиболее интересующей местное население, наиболее отвечающей его запросам.

2) При устном изложении темы лектор может приноровиться к уровню развития и языку данной аудитории, может в смысле изложения индивидуализировать взятую тему применительно к возрасту, развитию, образовательному уровню данной аудитории, а в беседе после народного чтения может индивидуализировать тему и применительно к каждому отдельному слушателю, чего иногда не достигает взятая из библиотеки книга.

3) Слово, произнесённое действует сильнее на человека, нежели слово им самим прочитанное. [2]

Таким образом брошюра, пересказанная в аудитории, лучше запоминается и глубже будет понятна, нежели та же брошюра, взятая из библиотеки и самостоятельно прочитанная.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Вахтеров В. П. Внешкольное образование народа. М.: Типография Сытина, 1896 / Сайт НПБ имени К. Д. Ушинского;

2. Медынский Е. Н. Методы внешкольной просветительной работы. СПб., 1915. / РГБ

Drozdova N.V.

Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia)

HISTORICAL ASPECTS OF PRE-REVOLUTIONARY MODEL OF EXTRACURRICULAR EDUCATION (LIBRARIES) AS BASIS OF PROJECT ACTIVITY IN MODERN REALITIES

Abstract: the article describes the historical aspects of extracurricular education, in particular libraries. The work of libraries in the late XIX-early XX centuries is described and analyzed.

Keywords: extracurricular education, extracurricular, educational activities, folk readings, local population, library, project, project activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.