Научная статья на тему 'Библиотеки Томской губернии в становлении и развитии внешкольного образования в Сибири'

Библиотеки Томской губернии в становлении и развитии внешкольного образования в Сибири Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
269
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАРОДНЫЕ БИБЛИОТЕКИ / БИБЛИОТЕКИ-ЧИТАЛЬНИ / ЕПАРХИАЛЬНАЯ ПУБЛИЧНАЯ БЕСПЛАТНАЯ БИБЛИОТЕКА / NON-FORMAL EDUCATION / POPULAR LIBRARIES / TOMSK PROVINCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зайцева Наталья Евгеньевна

Описывается роль библиотек в процессе внешкольного воспитания в Томской губернии конца XIX начала XX в. Обозначена важность народных библиотек в исследуемый период развития регионального внешкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Libraries of Tomsk province in origin and formation of non-formal education in Sibiria

The article is devoted to the role of libraries in process of non-formal education in Tomsk province at the end XIX begining XX cent. The improtance of popular libraries in the mentioned period of regional non-formal education is given.

Текст научной работы на тему «Библиотеки Томской губернии в становлении и развитии внешкольного образования в Сибири»

УДК 021(09) (571.1/5)

Н. Е. Зайцева

БИБЛИОТЕКИ ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИБИРИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: внешкольное образование; дополнительное образование; народные библиотеки; библиотеки-читальни; епархиальная публичная бесплатная библиотека.

АННОТАЦИЯ. Описывается роль библиотек в процессе внешкольного воспитания в Томской губернии конца XIX — начала XX в. Обозначена важность народных библиотек в исследуемый период развития регионального внешкольного образования.

N. E. Zaytseva

LIBRARIES OF TOMSK PROVINCE IN ORIGIN AND FORMATION OF NON-FORMAL EDUCATION IN SIBIRIA

KEY WORDS: non-formal education; popular libraries; Tomsk province.

ABSTRACT. The article is devoted to the role of libraries in process of nonformal education in Tomsk province at the end XIX — begining XX cent. The improtance of popular libraries in the mentioned period of regional non-formal education is given.

Проблема становления внешкольного образования рассматривается с конца XIX в. и является актуальной также для современной педагогической практики. Она освещалась в работах Е. Н. Медынского, В. П. Вахтеро-ва, В. И. Чарнолусского, Н. К. Крупской, Н. Н. Ярошенко и др. Данная проблема является актуальной, поскольку на современном этапе началось преобразование внешкольного образования и воспитания в систему дополнительного образования. Следует признать факт преемственности внутреннего единства внешкольного и дополнительного образования.

Одной из основных и неотъемлемых частей внешкольного образования в

процессе его становления и развития в России в конце XIX в. являются бесплатные народные библиотеки, публичные библиотеки и избы читальни.

Первые библиотеки в России стали появляться еще в 80—90-х гг. XVIII в. Эти библиотеки не поддерживались официальными властями и существовали исключительно за счет пожертвований. Следует признать, что владельцы библиотек в XVIII в. преследовали не просветительные, а коммерческие цели, поэтому они не играли существенной роли в распространении культуры. Правительство было против «вредных учений, возмутительных идей, превратных понятий о праве собственности и безве-

рия» [6]. Как указывалось ранее, правительство, а именно Екатерина II, не поддерживало появление библиотек для простого населения, зато было за появление учебных заведений для дворян и библиотек при них, пользоваться такими библиотеками разрешалось только людям дворянского сословия. В начале XIX в. продолжают открываться коммерческие библиотеки при магазинах и книжных лавках и в 40-х гг. они уже имеются во всех губернских городах.

Количество библиотек неустанно растет, по словам Н. А. Добролюбова, в эти годы публичные библиотеки открывались «беспрестанно во всех городах, даже уездных» [6]. Но правительство, напуганное общественно-политическим подъемом, старалось направить движение за открытие библиотек в законное русло и устанавливало за ними постоянный контроль. В библиотеках были запрещены многие издания, и в 1862 г. они были закрыты по «секретному циркуляру» правительства и впредь «до особого распоряжения» [1. С. 62]. Восстановление деятельности библиотек наблюдается с 1867 г., с этого года надзор за библиотеками вело Министерство внутренних дел, а с 1871 г. еще и Духовное ведомство.

В 1883 г. в Комитетом грамотности была начата подписка на открытие 100 бесплатных народных библиотек в России, начались сборы пожертвований. Данная инициатива была широко поддержана, так как библиотеки играли огромную роль в деле внешкольного и народного образования. К концу 1897 г. было открыто 110 народных библиотек.

С одной стороны, был огромный интерес народа к библиотекам как к месту получения знаний, а с другой — правительство делало все возможное, чтобы препятствовать или вовсе ограничить пользование библиотеками. С 1884 г. сразу после подписки на открытие библиотек в России, правительство, «боясь просвещенного народа вследствие край-

него неблагоустройства всей государственной жизни, всех порядков» [8. С. 7], издало «временные правила», согласно которым назначались ответственные лица, наблюдавшие за деятельностью библиотек, а также библиотеки и читальни могли быть в любое время закрыты Министерством внутренних дел. Еще одним фактором усилившим давление на открытые библиотеки стал выпуск «Алфавитных списков» изданий, которые содержали сведения об изданиях, не допускавшихся для чтения в публичных библиотеках и читальнях. Получилось так, что «из народных библиотек изгнаны почти все провинциальные периодические издания. Таким образом, то, «что представляет особый интерес для местного читателя, — известия из местной жизни, — он без всякого препятствия может узнать из местной газеты, получив ее в пивной или трактире, но те же местные известия оказываются запрещенными и недоступными для него в библиотеке-читальне» [3. С. 356].

Проблемы развития регионов и образовательной сферы в них волнуют многих исследователей, в связи с этим актуален вопрос о развитии внешкольного образования в Томском регионе.

По мнению многих авторов, развитие внешкольного образования в Сибири проходило независимо от становления внешкольного образования в Европейской части России, и появлением своим большей частью обязано частным лицам и инициативе городских и сельских обществ.

Появление первой платной библиотеки в Томске зафиксировано в 1834 г., и находилась она в ведомстве губернатора. Библиотека пользовалась популярностью у горожан, особенно у чиновников. Но в 1859 г. она сгорела, больше не была восстановлена и прекратила свое существование как институт.

«Путь, которым Россия дойдет до полного развития своих духовных и материальных сил, несомненно, путь про-

свещения» [9] — это слова видного сибирского просветителя Петра Ивановича Макушина. Он был избран гласным Томской городской думы и активно пытался привлечь внимание властей к нуждам образования и просвещения и использовал любую возможность, чтобы содействовать развитию просвещения. Благодаря этому человеку в Томске и губернии была открыта не только первая народная бесплатная библиотека, но и множество других внешкольных образовательных учреждений, таких, как первый в Сибири книжный магазин, две женских рукодельных школы, кулинарная школа, Общество содействия устройству сельских бесплатных библиотек-читален в Томской губернии, Общество попечения о народном образовании, Дом науки. Этот список можно еще долго продолжать, но мы остановимся на библиотечной деятельности Петра Ивановича.

На смену сгоревшей библиотеке Петром Макушиным была открыта платная библиотека в 1870 г. (и просуществовала до 1920 г.). Пользование библиотекой оказалось труднодоступным именно для тех слоев населения, для которых она в первую очередь открывалась: учащихся и малоимущих граждан. Хотя плата в дальнейшем снизилась до 5 коп. в месяц, даже при таких льготных условиях пользование библиотекой было осложнено тем, что учебно-духовные семинарии запрещали своим учащимся пользово-ваться публичными библиотеками.

Первая мысль открыть бесплатную народную библиотеку в Томске возникла у Петра Ивановича в 1873 г., 11 января он сделал пометку в своей тетради: «Мое глубокое убеждение, что хорошая книга должна быть доступна всем» [11. С. 89].

Поскольку платные библиотеки были доступны не всем слоям населения, они не решали проблему образования. Согласно переписи населения 1880 г., грамотное население в Сибири составляло 38%, с учетом того, что грамотными счи-

тались те граждане, которые умели читать хотя бы по слогам, об умении писать в бланке переписи населения вопроса не стояло [5. С. 12]. Уже давно возникла острая необходимость увеличивать процент грамотного населения Сибири, так как это был единственный регион с таким низким показателем грамотности. Более 10 лет не было подходящего момента для открытия бесплатной народной библиотеки. И когда кресло губернатора Томской губернии занял «честолюбец» И. И. Красовский, в августе 1884 г. председатель общества попечения о начальном образовании в Томске Петр Иванович Макушин подал прошение об открытии бесплатной народной библиотеки. Прошение Макушина было удовлетворено, но с некоторыми условиями, которые касались любой народной библиотеки того времени: 1) книги, приобретаемые для библиотеки, должны быть изданы с разрешения Священного Синода;

2) издания должны быть одобрены Министерством народного просвещения для школьных и народных библиотек;

3) каталог книг должен быть доставлен губернатору. Известие о разрешении открыть библиотеку было воспринято горожанами с неподдельной радостью, и сразу же начали поступать пожертвования.

В качестве пожертвований поступали не только денежные средства, но и книжные издания из личных библиотек. В тетради для записи о внесенных пожертвованиях Преосвященнейший Епископ Владимир написал: «От всей души призываю Божие благословение на доброе дело — бесплатную народную библиотеку в г. Томске и на всех жертвователей в пользу библиотеки и на читателей будущих. Молю Бога, чтобы библиотека не только доброе начало получила, но и развивалась, сообразно с потребностью в ней, и чтобы приносила ту пользу, какая ожидается от нея учредителями и благожелателями» [10. С. 11].

30 сентября 1884 г., благодаря дружным стараниям горожан, для тех, кто не имел средств для постоянного обучения, была открыта первая бесплатная народная библиотека. Это была первая подобная библиотека в стране. Когда известие об открытии библиотеки дошло до других городов, пожертвования стали поступать от сибиряков из Петербурга и Казани как деньгами, так и книгами. Ко дню открытия библиотеки также было подано прошение о получении разрешения на открытии подписки на постройку собственного здания библиотеки. В связи с недостатком средств закладка здания произошла только 24 апреля 1886 г. ,и через 17 месяцев строительство было завершено, это было просторное здание с отдельной аудиторий для проведения народных чтений.

В Томской народной бесплатной библиотеке были разработаны правила пользования: приобретать издания, в первую очередь доступные пониманию простого народа, а затем уже, по мере развития средств и самих читателей, книги, доступные читателям с большим образованием. Пользованием книгами для всех бесплатное, а также их можно получить на дом при предоставлении залога. За раз выдается только одна книга сроком на 3 недели, если читатель просрочил срок пользования книгой, он платит штраф в размере одной копейки за каждый просроченный день, читатель не вернувший книгу исключается из числа читателей.

Благодаря желанию населения получать знания и приемлемым правилам библиотеки, количество читателей в Томской народной бесплатной библиотеке росло из года в год. Так, если в 1885 г. их было 440, то через год количество подписчиков увеличилось почти вдвое. Контингент читающих тоже разнился — от ремесленников и торговцев до чернорабочих и прислуги в возрасте от 12 до 40 лет и старше. Хотя народные библиотеки

предназначались для рабочих и крестьян, в большинстве своем они использовались учащейся молодежью. Библиотека получала доход от проведения платных лекций и публичных выступлений, а позже начали давать спектакли в зале для народных чтений, далее к народному театру присоединился Музей прикладных знаний (1892 г.), который был открыт в пристроенном к библиотеке здании. «Народный дом» — так называли томичи располагавшиеся под одной крышей Музей прикладных знаний, Народный театр и Народную бесплатную библиотеку. Судьба народной библиотеки в Томске оказалась нелегкой, в 1906 г. она была передана в ведение городского управления, которое в свою очередь отдало ее в аренду Томскому отделению Союза русского народа. В 1909 г. она была передана вновь созданному обществу попечения о народном образовании, в ведении которого она и просуществовала до 1919 г. с постоянным ростом читателей и библиотечного фонда. Благодаря бесплатной народной библиотеке в Томске тысячи молодых читателей приобщились к книге.

Кроме П. И. Макушина, попытки открыть библиотеки в Томске предпринимались и другими частными лицами, например в 1884 г. Волынским, а в 1886 г. Березницким. Вновь открытые библиотеки не смогли просуществовать более года из-за невозможности пополнять библиотеку новыми изданиями и неприемлемых цен.

И все-таки библиотеки продолжали открываться: весьма благоприятно повлияло на общее развитие библиотечного дела открытие крупных научных библиотек в Императорском Томском университете в 1888 г. и Томском технологическом институте в 1900 г.; в 1891 г. была открыта епархиальная публичная бесплатная библиотека; в 1894 г. открыта библиотека Общества взаимного вспоможения приказчиков в городе Томске; в 1899 г. открыта

библиотека управления Средне-Сибирской железной дороги в Томске; в апреле 1902 г. открылась Пушкинская бесплатная библиотека (898 подписчиков к концу года); 7 января 1904 г. открылась библиотека для рабочих Казенного винного склада (384 тома, 46 подписчиков); 15 августа 1913 г. на средства Общества мусульман-прогрессистов открылась русско-мусульманская бесплатная библиотека-читальня (700 книг, 40 подписчиков); 26 ноября 1913 г. состоялось открытие Епархиального дома, в котором разместились: библиотека, археологический музей, зал для собрания духовенства; в мае 1914 г. Томское Общество распространения просвещения между евреями открыло библиотеку (1000 томов, 40 подписчиков) [5. С. 68, 74, 89, 97,

103, 113—114, 136].

Развитие библиотек как одного из источников внешкольного образования наблюдалось не только в самом Томске, но и в сельской местности. Видя тягу народа к знаниям, П. И. Макушин создал Общество содействия устройству сельских бесплатных библиотек-читален в Томской губернии, и 23 сентября 1901 г. состоялось его открытие. Как говорил П. И. Макушин, «...хорошая книга будет доступна всем и на огромном пространстве Сибири, как огоньки в степи, заблестят тысячи библиотек, указывая и освещая нашей родине пути к светлому будущему» [10. С. 8]. Следуя своему слову и делу, к 1913 г. благодаря его обществу в Томской губернии было открыто около 300 сельских бесплатных библиотек-читален, в наличии которых находилось более 83 000 книг и более 70 тысяч подписчиков [9].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Можно сделать вывод, что народные библиотеки воспринялись в Томске как «глубоко жизненное дело», «отвечающее назревшей потребности жизни», «имеющее громадное значение для дела народного просвещения» [2. С. 256— 257]. Появились люди, которые стремились развивать внешкольное образование в общем и библиотечное дело в частности. Значимое увеличение читателей показывает нам, что практически не было грамотных людей, оставшихся равнодушными к книге. Население, особенно молодежь, стали активно пользоваться библиотеками и рассматривали их как источник получения информации и саморазвития. Кроме того библиотеки стимулировали процесс распространения грамотности среди населения уезда. Однако исходя из определения внешкольного образования как «совокупности культурно-просветительных учреждений, деятельность которых направлена на удовлетворение образовательных запросов населения и на повышение общего развития народных масс» [4. С. 11], едва ли одни только библиотеки-читальни смогли бы решить проблему безграмотности населения Сибири.

Тем не менее библиотеки стали одной из составляющих внешкольного образования в XIX в., и то количество библиотек, которое было открыто, и то количество людей, которое приобщилось к книге, доказывают понимание различными слоями населения важности и необходимости народных библиотек в становлении внешкольного образования в Томской губернии.

1. АБРАМОВ, К. И. История библиотечного дела в СССР / К. И. Абрамов. — М. : Книга, 1980.

2. АБРАМОВ, Я. В. Хроника народных библиотек / Я. В. Абрамов // Русская школа. — 1898. —

№10.

3. АБРАМОВ, Я. В. Хроника народных библиотек / Я. В. Абрамов // Русская школа. — 1899. —

№5, 6.

4. ГАНИНА, Т. В. Педагогические взгляды и деятельность Е. Н. Медынского в области внешкольного образования : дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Т. В. Ганина. — Коломна, 2000.

5. ДМИТРИЕНКО, Н. М. День за днем, год за годом : хроника жизни Томска в ХУІІ—ХХ столетиях / Н. М. Дмитриенко. — Томск: Изд-во Томского ун-та, 2003.

6. ДОБРОЛЮБОВ, Н. А. Избранные педагогические сочинения / Н. А. Добролюбов. — М. : Педагогика, 1986.

7. ЖМНП. — 1862. Июнь. — Ч. СХІУ.

8. КАПТЕРЕВ, П. Ф. Современные педагогические течения / П. Ф. Каптерев, А. Ф. Музыченко. — М., 1913.

9. КРАТКИЙ очерк деятельности общества за время его существования и отчет общества за 1910—1912 годы. — Томск : Типография Дома Трудолюбия, 1912.

10. МАКУШИН, П. И. Народная бесплатная библиотека в г. Томске / П. И. Макушин. — Томск : Типо-Литография Михайлова и Макушина, 1887.

11. СТАЛЕВА, Т. В. Сибирский просветитель Петр Макушин / Т. В. Сталева. — Томск : Томское кн. Изд-во, 1990.

Получено 2 9.05.09 © Зайцева Н. Е., 200 9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.