Научная статья на тему 'Исторические аналогии в музейно-стратегической перспективе XXI столетия'

Исторические аналогии в музейно-стратегической перспективе XXI столетия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / ПАРТНЁРСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / РЕСУРСНЫЕ ЦЕНТРЫ / МУЗЕЙНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / МУ-ЗЕЙНАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полякова Е.А.

В статье рассматриваются перспективы формирования в современном музейном мире партнёрских ор-ганизаций и создаваемых на их базе ресурсных центров для развития музейного мира современности. Ос-новываясь на опыте педагогических музеев рубежа XIX-XX веков, ставших пионерами в реализации новых форм взаимодействия с различными учреждениями культуры и образования и выстроивших процесс му-зейной коммуникации на качественно новом уровне, автор оценивает возможность применения накоплен-ного ими положительного и отрицательного опыта для использования в разработке и реализации стратегии развития музеев евразийского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторические аналогии в музейно-стратегической перспективе XXI столетия»

[The Experience of Familiarizing Young Students with the yavleniya i processy [Social and Economic Phenomenon and Basics of Folk Art Culture] // Social'no-ehkonomicheskie Processes]. 2014. No. 12. Vol. 9. P. 5. [In Russ.].

УДК 069:06

Е. А. Полякова, доктор исторических наук, доцент, Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

elena2873@mail.ru

ИСТОРИЧЕСКИЕ АНАЛОГИИ В МУЗЕЙНО-СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

XXI СТОЛЕТИЯ

В статье рассматриваются перспективы формирования в современном музейном мире партнёрских организаций и создаваемых на их базе ресурсных центров для развития музейного мира современности. Основываясь на опыте педагогических музеев рубежа XIX-XX веков, ставших пионерами в реализации новых форм взаимодействия с различными учреждениями культуры и образования и выстроивших процесс музейной коммуникации на качественно новом уровне, автор оценивает возможность применения накопленного ими положительного и отрицательного опыта для использования в разработке и реализации стратегии развития музеев евразийского региона.

Ключевые слова: музей, партнёрские организации, ресурсные центры, музейная коммуникация, музейная стратегия.

Евразийская культура, сформированная многими народами этого региона, проявляется в разных культурных формах. Музей как образовательная форма культуры, «исторически выработанная человечеством для сохранения, актуализации и трансляции последующим поколениям наиболее ценной части культурного и природного наследия» является «первоисточником знаний о развитии общества и природы» [1]. Это обуславливает востребованность и увеличение количества музеев различных типов, видов, профилей. Вместе с тем социальные реалии современности ставят перед музеями новые задачи, связанные с организацией новых форм межмузейной и внутримузейной коммуникации.

Стратегия развития музеев евразийского региона связана с созданием ряда музейных объединений и формированием на их основе ресурсных центров. В условиях современного общества перспективы любого музея зависят от возможности генерировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию. Партнерские, взаимозависимые отношения в музейной сфере способны решить задачи, связанные с созданием, направлением и использованием материальных и нематериальных ресурсов.

Партнёрские организации могут быть однотипны (представлены только музеями), но для большей эффективности деятельности музея следует привлекать представителей иных сфер деятельности, таких как управленческие структуры, образовательные учреждения, общественные объединения, коммерческие фирмы, охватывая как можно более широкую территорию. Целью создания парт-

нёрских организаций является решение общих проблем, таких как расширение сферы коммуникации и состава аудитории, продвижение музейного продукта, повышение конкурентоспособности и пр. Принадлежность к партнёрской организации способствует формированию отношений взаимодополнения, обеспечивающих не только общность ресурсов, но и полученных от их использования результатов. Э. Зотова отмечает, что партнёрская организация - это «система горизонтальных связей с одним или несколькими центрами ресурсорас-пределения», состоящая из «одно- или разнотипных элементов, объединившихся для приобретения новых возможностей и решения общих проблем» [2, с. 11].

Эта стратегия не является абсолютно новой. Форма ресурсного центра была апробирована ещё педагогическими музеями второй половины XIX -первых десятилетий XX века, хотя и соответствовала уровню музейного знания того периода. Фонды многих педагогических музеев европейской части России, например, Внешкольного подвижного музея наглядных пособий, и Западной Сибири формировались за счёт объединения коллекций различных учебных заведений - приходских и городских училищ, частных гимназий, дирекций народных училищ, а также личных учительских собраний и пожертвований меценатов. Музеи выступали ресурсным центром для местного педагогического сообщества, предоставлявшего безвозмездно или за минимальную плату (на её средства осуществлялась аренда помещений) коллекции, приборы, модели, литературу и пр. местному педагогическому сообществу. Ограниченность членов

такого партнёрского объединения, ориентированность на узкую целевую аудиторию, отсутствие партнёрских отношений с аналогичными музеями региона вносили затруднения в их деятельность.

Теоретические изыскания современных авторов и накопленный музеями практический опыт работы свидетельствуют, что для создания условий формирования партнёрского объединения первоначально необходимо организовать площадку первичной коммуникации, построенной по типу музейного клуба, который должен предусматривать два уровня объединения: агентов региональной внешней среды, которыми могут стать иные музеи, общественные организации, фонды, и агентов местной внешней среды, представленных школами, вузами, учреждениями культуры и пр. Создание музейного клуба является стратегически необходимым, так как способствует решению ряда важных задач подготовительного этапа, таких как определение круга партнёров, выявление совместных проблем, требующих решения. В рамках клуба происходит структурирование мировоззренческих идеалов, определение общих ценностей и путей и способов их популяризации. Как отмечает Э. Зотова, музейное клубное общение в музее -«это коммуникация с целью мифотворчества. ... Участники отвечают на вопросы: «Кто мы?», «Чем отличаемся от других?», «Что мы делаем?», «Зачем мы это делаем?», «Какие у нас проблемы?» и таким образом формируют представление о себе» [2, с. 21].

Опыт Омского научно-педагогического музея в 20-30-е гг. ХХ в. свидетельствует об удачности данного приёма. Так, в период трансформации формы классического педагогического музея и его адаптации к условиям советского социума именно использование форм, методов и элементов клубной деятельности сделало этот музей не только жизнеспособным и востребованным среди местного сообщества, но и известным на региональном уровне. Тесное сотрудничество музея с такими агентами внешней местной среды, как органы образования, союз работников просвещения, школы и техникумы, сформировало площадку первичной коммуникации. Омский научно-педагогический музей фактически стал учреждением клубного типа, ориентированным на методическую и краеведческую деятельность. На его базе действовали различные научные и методические кружковые объединения, проводились семинары для педагогов всех ступеней обучения, конференции и курсы для педагогов. Все они были объединены общей тематикой: теория, методика и практика преподавания в современной школе. Эти формы способствовали формированию профессионального музейного сообщества, обмену накопленным опытом и развитию практики преподавания. Но достаточно узкий со-

став членов музейного клуба, их разобщённость по возрастному уровню (педагоги, студенты, учащиеся), ориентированность коммуникации преимущественно на потребности образовательных учреждений, отсутствие творческих и рекреационных форм работы, - всё это лишило музей возможности совершить очередную трансформацию и соответствовать новым потребности общества, ориентированного, в том числе, и на культурный досуг [3, с. 38-42].

На этапе организации музейного клуба, с целью привлечения как агентов, так и посетителей, необходимо приступить к разработке стратегии брендинговой политики [4, с. 25-50], направленной на формирование положительного устойчивого образа будущего музейного объединения и музейного продукта, который будет реализовываться в форме проектов, выставок, совместных мероприятий, изданий и пр. Внешний коммуникационный процесс должен быть направлен на реальную и потенциальную музейную аудиторию средствами рекламы. Для достижения этих целей необходимо, чтобы музей был органично вписан в потребности местного социума и соответствовал его экспекта-циям.

Помимо создания площадки коммуникации в форме музейного клуба, необходимо формирование единого информационного ресурсного центра, что возможно в результате структурирования существующих отношений [5, с. 50-67]. На первоначальном этапе ресурсный центр будет способствовать обмену между участниками опытом реализации новаторских форм и методик работы с аудиторией, а впоследствии и активной межрегиональной выставочной политике.

Структурирование подразумевает выделение инициативной группы, актива, который будет инициатором проведения совместных методических мероприятий и проектов. На этапе становления партнёрской организации наибольшую важность приобретают методические семинары, специализированные секции на научно-практических конференциях, чтениях. Их проведение повлечёт обмен накопленным опытом в организации и осуществления экспозиционной, научной, культурно-образовательной деятельности в рамках докладов и дискуссий. Темами первых научно-практических и методических семинаров должны стать вопросы трансформации музейной коммуникации. В качестве коммуникационных ресурсов, обсуждаемых и выдвигаемых на первых конференциях, чтениях и семинарах, могут выступить сложившиеся формы работы музеев.

Обмен ресурсами, как главная цель создания ресурсного центра, стимулирует процесс воспроизводства посредством как персональных, так и совместных проектов. Обратимся к историческим

прецедентам. Так, в рамках деятельности Тюкалин-ского подвижного школьного музея учебных пособий, выполнявшего функции ресурсного центра, осуществлялись совместные проекты с Императорским техническим обществом [6]; тобольского и томского педагогических музеев - с губернскими дирекциями начальных губернских училищ по организации и проведению краткосрочных педагогических курсов и передвижных выставок для педагогов отдельных уездов [7]. Функции дирекции заключались в организации и предоставлении высококвалифицированных педагогов для проведения курсов, музеи выступали методической базой. Церковные педагогические музеи также имели аналогичный опыт работы. Тобольское церковное древлехранилище и архивная комиссия реализовы-вали совместно с духовной консисторией проекты научно-исследовательского характера. Результатом стали научные работы, опубликованные в специализированном продолжающемся издании «Тобольское церковное древлехранилище» [8], «Тобольских епархиальных ведомостях» и отдельных монографических изданиях - «Очерки из истории Тобольской Духовной семинарии» Н.А. Бирюкова [9]. Для комиссии по устройству юбилейной художественно-исторической выставки в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых (1913 г.) древлехранилище выступило в качестве агента внешней среды [10]. Объединение ресурсов московского Кабинета церковно-школьных пособий и Синодального училищного совета создало методическую базу для проведения Всероссийской школьно-церковной выставки в 1909 г. [11]. Саратовский епархиальный церковно-школьный музей стал агентом внешней среды для выставки Приамурского края 1913 года [12].

На современном этапе воспроизводство может осуществляться через политику членства, образовательные программы и консалтинг. Так, Новосибирский областной краеведческий музей оказывал консультационные услуги и методическую помощь в создании Музея Новосибирского епархиального управления, а для проектирования долгосрочной выставки на базе Музея истории православия на земле Кузнецкой объединились представители Кемеровской и Новокузнецкой епархии, Фонда святого и всехвального апостола Андрея Первозванного (г. Москва), специалисты по проектированию из Кемерово и Омска.

Существующие формы интеграции музеев представляют собой профессиональные союзы, направленные на выполнение социокультурных функций через обмен опытом и ресурсами в рамках конференций и семинаров. Так, в 2011 и 2014 гг. Музей истории Алтайской духовной миссии принимал международную конференцию-форм «Му-зеологическая школа» с участием российских и

германских учёных (агенты внешней региональной среды) [13]. Музей истории православия на земле Кузнецкой инициировал проведение «Православных рождественских чтений» и ежегодного семинара, приуроченного к празднованию Дня славянской письменности и культуры, Музей истории православия на Алтае - «Рождественских чтений» и семинаров по православной тематике, направленных на агентов внешней местной среды. Вместе с тем указанные проекты на данном этапе не предусматривают регулярного межмузейного сотрудничества, вероятно, по причине того, что их проведение приурочено к большим церковным праздникам, торжественно празднуемым каждой епархией и требующим присутствия сотрудников церковных музеев на местах.

Обобщая изложенное следует отметить, что усилия современных музеев, в рамках реализации стратегии развития, должны быть направлены на формирование партнёрских организаций и ресурсных центров, показавших свою эффективность ещё на рубеже XIX-XX вв. Предпринимаемые в рамках стратегии меры обусловят расширение географической и тематической сфер коммуникации, реализации комплексной проектной деятельности, что будет способствовать развитию музейного мира евразийского региона.

Литература

1.Музей // Российская музейная энциклопедия.

2009. URL: http://www.museum.ru/RME/dictionary.asp740 (12.02.2017 г.).

2. Зотова Э. Технологии информационного менеджмента партнерских организаций в сфере культуры // Музейная коммуникация: модели, технологии, практики. Москва, 2010. С. 7-25.

3. Полякова Е. А. Трансформация форм культурно-образовательной деятельности педагогических музеев в 20-30 гг. ХХ в. (на примере Омского научно-педагогического музея) // Вестник Томского государственного университета: бюллетень оперативной научной информации. Современные проблемы отечественной и всеобщей истории. 2006. № 90. С. 38-42.

4. Трофимова А. Бренд-культура как технология повышения конкурентоспособности музея // Музейная коммуникация: модели, технологии, практики. Москва,

2010. С. 25-50.

5. Федянина Н. Ресурсные центры в системе региональной культурной коммуникации // Музейная коммуникация: модели, технологии, практики. Москва, 2010. С. 50-67.

6. ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 1354. Л. 11-11 об.

7. Отчёт по краткосрочным педагогическим курсам для учителей и учительниц сельских школ начальных училищ Тобольской губернии, бывшим в городе Тобольске с 14 июля по 10 августа 1910 года. Тобольск, 1910. С. 1.

8. Юрьевский А. И. Об издании книжек церковно-исторического и церковно-археологического содержания под общим заглавием «Тобольское церковное древлехранилище // Тобольские епархиальные ведомости. 1902. № 23. С. 426-433.

9. Отчёт о состоянии Тобольского церковного древлехранилища с 26 окт. 1903 г. по 26 окт. 1904 г. // Тобольские епархиальные ведомости. 1905. № 4. С. 77.

10. Отчёт о деятельности Тобольского епархиального братства за 1912-1913 гг. // Тобольские епархиальные ведомости. 1914. № 9. С. 181-182.

11. РГИА. Ф. 23. Оп. 17 (1895-1917). 1 стол. Д. 55. Л. 4-5.

12. Отчёт по церковно-школьному отделу выставки Приамурского края 1913 года в городе Хабаровске,

в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых (15 июля - 15 сентября 1913 г.). Хабаровск, 1913. С. 1-6.

13. Бийское благочиние и музей Истории Алтайской духовной миссии принимают участников 1Х международной музеологической школы // Бийск православный. 2011. URL:

http://www. bigpi.biy sk. ru/hram/ sho w_news. php? start=70 (24.01.2014 г.).

E. A. Polyakova, Dr. of Historical Sciences, Associate Professor Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)

elena2873@mail.ru

HISTORICAL ANALOGIES IN THE STRATEGY OF MUSEUM SECTOR DEVELOPMENT IN 20th CENTURY

The article outlines the author's assessment of the formation prospects the voluntary intrasectoral interinstitution associations in the system of the Russian museum sphere structures activities. The necessity of popularization of productive historical experience on creation of inter-museum resource centers for successful solving the key problems of museum communication is argued. The brief characteristic of the pedagogical museums activity at the turn of the 19 th and the 20th centuries, which became pioneers in new forms of interaction with various cultural and educational institutions, is given; the author assesses the possibility of using the positive and negative experience of interinstitutions cooperation, that native museums have accumulated, for conceptualizing and implementing the strategy of the Eurasian museums development.

A museum as an educational form of culture aimed at solving the problems of preserving, familiarization and spreading the most valuable part of the cultural and natural heritage. The today's realities dictate to a museum the new tasks related to the organization of new forms of inter-museum and intra-museum communication.

The strategy of the Eurasian museum sphere development is touched with the creation of a museum associations and the formation of resource centers on its basis. Partner organizations are able to solve the problems of expanding the museum communication sphere, promoting a museum product, increasing a museum's competitiveness, etc.

The form of a resource center was firstly approved by native pedagogical museums acted in the second half of the 19th -century, the first decades of the 20th century. The museums worked as a resource center for the local pedagogical community, which provided (gratuitously or for a small fee) to the local teachers the museum document collections, devices, models, literature, etc. But a limit of the partnerships members, its orientation toward a small target audience, as well as the lack of relations with other museums in the region obstructed its activity.

At the present time, in order to create the conditions for the partnership formation, it is necessary to organize a place for primary communication, built as a museum workers club, which should provide two levels of such association: agents of the regional external environment, which may be other museums, public organizations, funds; and agents of the local environment such as schools, universities, cultural institutions, etc. The work of the Tyukalinsk (Omsk oblast', Russia) mobile school museum of teaching aids, the To-bol'sk Church Repository of Antiquities (Tyumen' oblast', Russia), Saratov eparchial Church and school museum (Saratov oblast', Russia), Omsk scientific and pedagogical museum (Omsk oblast', Russia) says that within the framework of partner associations, there is a structuring of work ideals, searching of common values and ways of its popularization. The museums cooperation with named agents of the local environment - educational institutions, schools and technical colleges, scientific societies, etc. - had formed several places for primary communication, and, later, laid the foundation for the creation of resource centers.

The dynamic exchange of resources (such as some innovative work forms and methods, museum exhibition collections, etc.) inspires the museum communication process through both single and joint museum projects.

In general, today's museums efforts in the conceptualizing and implementation of the museum sphere development strategy, on author's opinion, should be aimed at the formation of partner organizations and resource centers that already have shown their effectiveness at the turn of the 19th and 20th centuries. The strategy measures will determine the expansion of the geographical areas of museum communication, its thematic assortment, also, will help to project activity fulfillment, which will contribute to the development of the Eurasian museum world.

Keywords: museum, partners of museum, resources centers, museum communication, museum work strategy, museum workers meeting.

References

1. Muzej [Museum] // Rossijskaja muzejnaja jenci-klopedija [Russian Museology Encyclopedia]. 2009. URL: http://www. museum.ru/RME/dictionary .asp?40 (12.02.2017). [In Russ.].

2. Zotova E. Tehnologii informacionnogo mened-zhmenta partnerskih organizacij v sfere kul'tury [Partner Organizations in Culture Sphere: Informational Management Technologies] // Tehnologii informacionnogo menedzhmenta partnerskih organizacij v sfere kul'tury [Museum Communication: Models, Technologies, Practice]. Moscow, 2010. Pp. 7-25. [In Russ.].

3. Polyakova E. A. Transformacija form kul'turno-obrazovatel'noj dejatel'nosti pedagogicheskih muzeev v 2030 gg. XX v. (na primere Omskogo nauchno-pedagogicheskogo muzeja) [Transformation of Forms of Cultural and Educational Activities of Pedagogical Museums in 1920s-1930s (on Example of Omsk Scientific and Pedagogical Museum)] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta: bjulleten' operativnoj nauchnoj informacii. Sov-remennye problemy otechestvennoj i vseobshhej istorii [Bulletin of Tomsk State University: Operative Scientific Information Messenger. Modern Problems of Native and World History]. 2006. No. 90. Pp. 38-42. [In Russ.].

4. Trofimova A. Brend-kul'tura kak tehnologija pov-yshenija konkurentosposobnosti muzeja [Culture of a Brand as a Technology of Increasing a Museum's Competitiveness] ренд-культура как технология повышения конкурентоспособности музея // Tehnologii informacionnogo menedzhmenta partnerskih organizacij v sfere kul'tury [Museum Communication: Models, Technologies, Practice]. Moscow, 2010. Pp. 25-50. [In Russ.].

5. Fedyanina N. Resursnye centry v sisteme region-al'noj kul'turnoj kommunikacii [Resource Centers in System of Regional Cultural Communication] // Tehnologii infor-macionnogo menedzhmenta partnerskih organizacij v sfere kul'tury [Museum Communication: Models, Technologies, Practice]. Moscow, 2010. Pp. 50-67. [In Russ.].

6. Tomsk Region Sate Archive. F. 126. Inv. 2. Case 1354. Sh. 11-11 r. [In Russ.].

7. Otchjot po kratkosrochnym pedagogicheskim kursam dlja uchitelej i uchitel'nic sel'skih shkol nachal'nyh uchilishh

Tobol'skoj gubernii, byvshim v gorode Tobol'ske s 14 ijulja po 10 avgusta 1910 goda [Report on Short-Term Pedagogical Courses for Rural Schools of Primary Schools Teachers in Tobol'sk Province, which took place in Tobol'sk from July 14th to August 10th, 1910]. Tobol'sk, 1910. P. 1. [In Russ.].

8. Yur'evsky A. I. Ob izdanii knizhek cerkovno-istoricheskogo i cerkovno-arheologicheskogo soderzhanija pod obshhim zaglaviem «Tobol'skoe cerkovnoe drevleh-ranilishhe [About Publication Church and Historical, Church and Archeological Books under Common Head "Tobol'sk Church Repository of Antiquities"] // Tobol'skie eparhial'nye vedomosti [Tobol'sk Diocesan News]. 1902. No. 23. Pp. 426-433. [In Russ.].

9. Otchjot o sostojanii Tobol'skogo cerkovnogo drevlehranilishha s 26 okt. 1903 g. po 26 okt. 1904 g. [Tobol'sk Church Repository of Antiquities State Report (from 26th October, 1903 to 26th October, 1904)] // Tobol'skie eparhial'nye vedomosti [Tobol'sk Diocesan News]. 1905. No 4. P. 77. [In Russ.].

10. Otchjot o dejatel'nosti Tobol'skogo eparhial'nogo bratstva za 1912-1913 gg. [The Report on the Tobol'sk Diocesan Brotherhood Activities for 1912-1913] // Tobol'skie eparhial'nye vedomosti [Tobol'sk Diocesan News]. 1914. No 9. Pp. 181-182. [In Russ.].

11. Russian State Historical Archive. F. 23. Inv. 17 (1895-1917). 1 стол. Case 55. Sh. 4-5. [In Russ.].

12. Otchjot po cerkovno-shkol'nomu otdelu vystavki Priamurskogo kraja 1913 goda v gorode Habarovske, v oz-namenovanie 300-letija carstvovanija Doma Romanovyh (15 ijulja - 15 sentjabrja 1913 g.) [Report on the Church and School Department of the of the Amur Region Exhibition (Khabarovsk, 1913) in Commemoration of the Romanovs Dynasty 300th Anniversary (July 15th - September 15th, 1913)]. Khabarovsk, 1913. Pp. 1-6. [In Russ.].

13. Bijskoe blagochinie i muzej Istorii Altajskoj duhov-noj missii prinimajut uchastnikov IX mezhdunarodnoj muzeo-logicheskoj shkoly [Biysk Deanery and the Museum of the History of the Altai Spiritual Mission is Accepting the Participants of the 9th International Museum School] // Bijsk pra-voslavnyj [Biysk Orthodoxal]. 2011. URL: http://www. bigpi.biysk. ru/hram/show_news.php? start=70 (24.01.2017). [In Russ.].

УДК 001.891.3:745/749

О. Л. Сергеева, преподаватель Государственный университет г. Дэчжоу (Дэчжоу, Китай)

olga.basha12@yandex.ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА И ИСКУССТВА

Декоративно-прикладное творчество и искусство автор предлагает рассматривать как единую предметную среду и обозначить единым термином ДПТИ. Найдено место ДПТИ в структуре материальной культуры. Предложена структура предметного поля ДПТИ и схема его развития в историческом времени.

Ключевые слова: декоративно-прикладное творчество и искусство, материальная культура, предметная среда.

Декоративно-прикладное творчество и искус- нии всей его жизни, а человечество - на протяже-ство (ДПТиИ) сопровождает человека на протяже- нии всей его истории. Стремление человека

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.