Научная статья на тему 'Методологическая организация исследования декоративно-прикладного творчества и искусства'

Методологическая организация исследования декоративно-прикладного творчества и искусства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
117
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ИСКУССТВО / МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сергеева О.Л.

Декоративно-прикладное творчество и искусство автор предлагает рассматривать как единую пред-метную среду и обозначить единым термином ДПТИ. Найдено место ДПТИ в структуре материальной культуры. Предложена структура предметного поля ДПТИ и схема его развития в историческом времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологическая организация исследования декоративно-прикладного творчества и искусства»

References

1. Muzej [Museum] // Rossijskaja muzejnaja jenci-klopedija [Russian Museology Encyclopedia]. 2009. URL: http://www. museum.ru/RME/dictionary .asp?40 (12.02.2017). [In Russ.].

2. Zotova E. Tehnologii informacionnogo mened-zhmenta partnerskih organizacij v sfere kul'tury [Partner Organizations in Culture Sphere: Informational Management Technologies] // Tehnologii informacionnogo menedzhmenta partnerskih organizacij v sfere kul'tury [Museum Communication: Models, Technologies, Practice]. Moscow, 2010. Pp. 7-25. [In Russ.].

3. Polyakova E. A. Transformacija form kul'turno-obrazovatel'noj dejatel'nosti pedagogicheskih muzeev v 2030 gg. XX v. (na primere Omskogo nauchno-pedagogicheskogo muzeja) [Transformation of Forms of Cultural and Educational Activities of Pedagogical Museums in 1920s-1930s (on Example of Omsk Scientific and Pedagogical Museum)] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta: bjulleten' operativnoj nauchnoj informacii. Sov-remennye problemy otechestvennoj i vseobshhej istorii [Bulletin of Tomsk State University: Operative Scientific Information Messenger. Modern Problems of Native and World History]. 2006. No. 90. Pp. 38-42. [In Russ.].

4. Trofimova A. Brend-kul'tura kak tehnologija pov-yshenija konkurentosposobnosti muzeja [Culture of a Brand as a Technology of Increasing a Museum's Competitiveness] ренд-культура как технология повышения конкурентоспособности музея // Tehnologii informacionnogo menedzhmenta partnerskih organizacij v sfere kul'tury [Museum Communication: Models, Technologies, Practice]. Moscow, 2010. Pp. 25-50. [In Russ.].

5. Fedyanina N. Resursnye centry v sisteme region-al'noj kul'turnoj kommunikacii [Resource Centers in System of Regional Cultural Communication] // Tehnologii infor-macionnogo menedzhmenta partnerskih organizacij v sfere kul'tury [Museum Communication: Models, Technologies, Practice]. Moscow, 2010. Pp. 50-67. [In Russ.].

6. Tomsk Region Sate Archive. F. 126. Inv. 2. Case 1354. Sh. 11-11 r. [In Russ.].

7. Otchjot po kratkosrochnym pedagogicheskim kursam dlja uchitelej i uchitel'nic sel'skih shkol nachal'nyh uchilishh

Tobol'skoj gubernii, byvshim v gorode Tobol'ske s 14 ijulja po 10 avgusta 1910 goda [Report on Short-Term Pedagogical Courses for Rural Schools of Primary Schools Teachers in Tobol'sk Province, which took place in Tobol'sk from July 14th to August 10th, 1910]. Tobol'sk, 1910. P. 1. [In Russ.].

8. Yur'evsky A. I. Ob izdanii knizhek cerkovno-istoricheskogo i cerkovno-arheologicheskogo soderzhanija pod obshhim zaglaviem «Tobol'skoe cerkovnoe drevleh-ranilishhe [About Publication Church and Historical, Church and Archeological Books under Common Head "Tobol'sk Church Repository of Antiquities"] // Tobol'skie eparhial'nye vedomosti [Tobol'sk Diocesan News]. 1902. No. 23. Pp. 426-433. [In Russ.].

9. Otchjot o sostojanii Tobol'skogo cerkovnogo drevlehranilishha s 26 okt. 1903 g. po 26 okt. 1904 g. [Tobol'sk Church Repository of Antiquities State Report (from 26th October, 1903 to 26th October, 1904)] // Tobol'skie eparhial'nye vedomosti [Tobol'sk Diocesan News]. 1905. No 4. P. 77. [In Russ.].

10. Otchjot o dejatel'nosti Tobol'skogo eparhial'nogo bratstva za 1912-1913 gg. [The Report on the Tobol'sk Diocesan Brotherhood Activities for 1912-1913] // Tobol'skie eparhial'nye vedomosti [Tobol'sk Diocesan News]. 1914. No 9. Pp. 181-182. [In Russ.].

11. Russian State Historical Archive. F. 23. Inv. 17 (1895-1917). 1 стол. Case 55. Sh. 4-5. [In Russ.].

12. Otchjot po cerkovno-shkol'nomu otdelu vystavki Priamurskogo kraja 1913 goda v gorode Habarovske, v oz-namenovanie 300-letija carstvovanija Doma Romanovyh (15 ijulja - 15 sentjabrja 1913 g.) [Report on the Church and School Department of the of the Amur Region Exhibition (Khabarovsk, 1913) in Commemoration of the Romanovs Dynasty 300th Anniversary (July 15th - September 15th, 1913)]. Khabarovsk, 1913. Pp. 1-6. [In Russ.].

13. Bijskoe blagochinie i muzej Istorii Altajskoj duhov-noj missii prinimajut uchastnikov IX mezhdunarodnoj muzeo-logicheskoj shkoly [Biysk Deanery and the Museum of the History of the Altai Spiritual Mission is Accepting the Participants of the 9th International Museum School] // Bijsk pra-voslavnyj [Biysk Orthodoxal]. 2011. URL: http://www. bigpi.biysk. ru/hram/show_news.php? start=70 (24.01.2017). [In Russ.].

УДК 001.891.3:745/749

О. Л. Сергеева, преподаватель Государственный университет г. Дэчжоу (Дэчжоу, Китай)

olga.basha12@yandex.ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА И ИСКУССТВА

Декоративно-прикладное творчество и искусство автор предлагает рассматривать как единую предметную среду и обозначить единым термином ДПТИ. Найдено место ДПТИ в структуре материальной культуры. Предложена структура предметного поля ДПТИ и схема его развития в историческом времени.

Ключевые слова: декоративно-прикладное творчество и искусство, материальная культура, предметная среда.

Декоративно-прикладное творчество и искус- нии всей его жизни, а человечество - на протяже-ство (ДПТиИ) сопровождает человека на протяже- нии всей его истории. Стремление человека

Социокультурная и информационная деятельность в евразийском регионе

к красоте неистребимо. С помощью предметов ДПТиИ человек создает комфортную для себя материальную среду.

В русскоязычной литературе традиционно различимы два уровня мастерства и креативности изготовления бытовых утилитарных предметов и, соответственно, две группы изделий: декоративно-прикладного творчества (ДПТ) и декоративно-прикладного искусства (ДНИ). Термин «творчество» связан с такими областями как образование и натуральное хозяйство, а термин «искусство» применим в профессиональной деятельности. Продукцию современного массового производства, изготовленную промышленным, конвейерным способом, зачастую не относят ни к творчеству, ни к искусству, и применяют к ней термин «дизайн». Мы предлагаем рассматривать продукты творчества, искусства и дизайна в диалектическом единстве как единую предметную среду, создаваемую человеком и окружающую его. Невозможно отрицать творческую направленность деятельности человека при изготовлении или использовании тех и других изделий, но слово «творчество» созвучно со словом «творец», а «искусство» - однокоренное со словом «искус», «искушение», то есть стремление превзойти Творца в мастерстве и красоте исполнения. С термином «искусство» в русском языке связаны такие слова как «произведение», «шедевр»; термину «творчество» более соответствуют «продукт», «результат», «поделки». Нами использован термин «изделие» как наиболее универсальный и одновременно нейтральный для обозначения вещного многообразия «второй природы», непосредственно окружающей человека. В изделиях ДПТ утилитарная функция доминирует. В изделиях ДНИ эстетическая функция становится ведущей, хотя утилитарная также присутствует, но минимизируется, обретает характер мнимой утилитарности, компенсируясь статусной, мемориальной, демонстрационной и другими. Поэтому изделия ДПТиИ обозначены единым термином - декоративно-прикладное творчество-искусство (ДПТИ). Практически все изделия ДПТИ несут образно-смысловую нагрузку, присущую как изделиям творчества, так и искусства.

ДПТИ - полноправная часть пространства культуры [1, с. 35]. В литературе предметное поле материальной культуры представлено как три вза-имопересекающиеся множества: продуктов (потребления), орудий (труда), произведений (искусства) [2, с. 39], однако не указано место, занимаемое изделиями ДПТИ. По нашему мнению, оно расположено на пересечении трёх указанных множеств.

Структуру предметного поля ДПТИ в физическом пространстве можно представить в виде четырёх кругов досягаемости, располагаемых по мере

удалённости от человека: поверхность тела, одежда и аксессуары, вещи в интерьере и салоне транспортных средств, декор сооружений и соразмерные индивиду вещи в наружной пространственной среде. В предлагаемой структуризации был использован философский принцип антропосоразмерности, который заключается в досягаемости предметов вытянутой рукой и их соразмерности кисти руки, в отличие от соразмерности длине человеческго тела, как в архитектуре.

Рассматривая отдельно взятую локальную культуру, мы обнаруживаем, что её стилеобразую-щие элементы могут располагаться в любом из кругов досягаемости, но не во всех одинаково интенсивно. Так, для «больших стилей» Европы -готики, барокко, модерна - ведущей была архитектура, её декор, расположенные в четвертом круге досягаемости, тогда как предметы интерьера и одежда лишь следовали стилистике архитектурных элементов. Украшение тела (татуировка, раскраска кожи) более характерны для первобытной и современной культур - первый круг досягаемости. В средние века и Новое время насыщение первого круга досягаемости было более представлено прическами и макияжем. Одежда и аксессуары, предметы интерьера (второй и третий круги досягаемости) являются оригинальными и репрезентативными для большинства традиционных народных культур [3, с. 162].

Изделия ДПТИ можно также систематизировать по основанию их рыночной стоимости на группы исключительного, среднего и «бросового» уровня, потребителями которых оказались привилегированные, среднеобеспеченные и малоимущие представители социума. Изделиями исключительного уровня изобилует быт знати, к нему применим термин «декоративная роскошь». Такие изделия несут повышенную нагрузку демонстрации и пониженную - утилитарности. Их задача - подчёркивать социальный и имущественный статус владельца.

Вещи среднего уровня были наиболее широко распространены во все исторические эпохи, поскольку были призваны обслуживать потребности основной массы населения.

Вещи бросового уровня всегда присутствовали в материальном окружении человека, но подлежали утилизации или выбрасыванию в первую очередь. С 60-х годов XX века - наступлением эпохи постмодерна - в круг внимания дизайнеров вошли эпатирующие потребителя сломанные, сожжённые и выброшенные вещи, а также дешёвые новые материалы - синтетика, пластмассы.

Поднятый вопрос важен как для музеефикации изделий ДПТИ, так и для воссоздания исторически-достоверной обстановки в сценографии, кинематографе и других видах искусства. На практике

оказывается, что реставрация, воспроизведение «текста» из изделий ДПТИ среднего и бросового уровня - гораздо более сложная задача, нежели из изделий ДПТИ исключительного уровня, поскольку аутентичных предметов определённой эпохи остаётся крайне мало ввиду их скорейшей утилизации из-за внешней непривлекательности, обыденности, дешевизны и непрочности. Зачастую в фильмах, спектаклях и музейных экспозициях приходится наблюдать неубедительно воссозданную обстановку быта малоимущих представителей общества, насыщенную дорогостоящими предметами только потому, что подобранный сценаристами предмет мебели или утвари «относится к тому времени». Так, приходится наблюдать, как интерьер студенческого общежития или съемной комнаты меблирован резными стульями и шкафами, место которым не иначе как в залах особняка графа Потоцкого, поскольку сценаристам слишком сложно разыскать «грошовую мебель», описанную в литературе.

Помимо критерия рыночной стоимости возможна оценка изделий ДПТИ по другим основаниям: исторической значимости, индивидуальной ценности (например, личных воспоминаний). Раритет может иметь ценность как для всего общества (например, изделие определённой эпохи; некогда собственность выдающейся личности), так и личную, приватную (памятный подарок, сувенир). Происходит насыщение изделия дополнительными смыслами: материальный предмет становится носителем духовной составляющей культуры. Элементы духовной культуры очень часто гипостазируются, материализуются в изделиях ДПТИ.

До настоящего времени сохранилась точка зрения, когда с изделиями ДПТИ связывают, прежде всего, предметы традиционного народного (крестьянского) быта, которые продолжают существовать наряду с новаторскими предметами в современном постиндустриальном, информационном обществе.

Пространственное расположение изделий ДПТИ дополнено временной координатой, что позволило построить схему их развития в историческом времени. В результате было выявлено три исторических слоя развития изделий ДПТИ: «архаика» - от палеолита до неолита, «традиционность» - от неолита до момента капитализации производства и «современность» - от капитализации производства до сегодняшнего дня.

Выделение временной оси в построении динамики предметного поля ДПТИ дало возможность расширить период бытования изделий ДПТИ от палеолита и до современности, тогда как в литературе устоялось мнение, что исследуемая группа объектов появилась лишь в неолите, а после капитализации производства настало время дизайна.

В эпоху неолита «приручение» огня вызвало к жизни использование целого ряда новых технологий, актуальных и используемых поныне: обжиг глины, плавку металлов, обработку волокон, ткачество, что существенно расширило ассортимент изделий ДПТИ. Вторым эпохальным переломом явилось ускорение НТП в середине XIX века, которое ознаменовало переход от использования мускульной силы человека и животных к использованию энергии пара, а затем электричества, что повлекло за собой механическое изготовление большинства вещей, конвейерное производство, массовое потребление, тотальную унификацию быта, необходимость разнообразия конструкционно одинаковых промышленных изделий за счёт их внешнего оформления [4, с. 89]. Бесспорно, слой «традиционности» преимущественно насыщают вещи, используемые в крестьянском быту, в котором они «законсервировались». Но было бы несправедливо отбрасывать их аналоги из предметного поля ДПТИ более раннего и более позднего периодов -«архаики» и «современности» (в частности, орудия труда палеолита и электроприборы современного быта). Внутри себя предметное поле не может быть однородно и стабильно, его насыщенность, сегментация по различным основаниям и коннотативная насыщенность меняются во времени.

Образование новых этнически-локальных культур (следовательно, формирование их вещного стилевого разнообразия) закончилось с переходом человечества во временной слой «современность». Многие стилистически-характерные изделия ДПТИ пока продолжают существовать по инерции, особенно в крестьянском быту или при ином способе традиционного хозяйствования, который отражает тенденции консервации, сохранения аутентичности в культуре. Изделия ДПТИ, возникшие во временном слое «архаики» и «традиционности», продолжают существовать, иногда в усовершенствованном, изменённом виде в силу идентичности потребностей человека в одежде, пище, крове на протяжении всей его истории. Сохранение элементов традиционного уклада, в том числе выраженных через ДПТИ, является культурной ценностью общепланетарного масштаба.

Литература

1. Каган М. С. Философия культуры. Санкт-Петербург, 1996. 270 с.

2. Теоретическая культурология. Москва; Екатеринбург, 2005. 624 с. (Энциклопедия культурологии).

3. Сергеева О. Л. Дихотомия «творчество - искусство» в группе утилитарных предметов // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. Вып. 14. С. 161-163.

4. Апухтина Н. Г. От истоков к основаниям глобально-экологической культуры мышления. Челябинск, 2006. 196 с.

Изучение и сохранение историко-культурного и природного наследия в евразийском пространстве

O. L. Sergeyeva, Lecturer Dezhou State University (Dezhou, China) olga.basha12@yandex.ru

METHODOLOGICAL ORGANIZATION OF RESEARCH IN DECORATIVE AND APPLIED ARTS SPHERE

The author proposes to look at the decorative/applied works and arts and design products as one. Its place in material culture scheme is founded in the middle (traversal) of tools, works of art and consumer products.

The subject field of decorative art can be represented in the form of four concentric circles: human body surface, clothes and accessories, interior items, objects outside the house. The author applied the philosophical principle of anthropological proportionality as proportionality to the human hand, but not to the human body, as architects do.

Everyday things can be systematized in three levels: high, middle and waste ("trash"). High-level things are used by nobility. Middle-level things are used by most of the population. Waste-level things are recycling or throwing away. This systematization can be used by theater and film directors, museum workers, and others. Reconstruction of a poor room interior is more difficult than a rich one. Things that represent poverty are in short supply, while museums are full of things that represent wealth. Waste-level things have culture recycling our days only named postmodern.

The subject field of decorative art can be supplemented by a vector of time. Thereby decorative art can be considered in historical development. Its existence took place in the time of archaism, traditionalism and modernity. We are seeing the traditional decorative arts from Neolithic to the onset of industrial progress in the middle of the 19th century. Decorative arts have indestructibility and omnipresence during humanity history.

Keywords: decorative and applied works and arts, material culture, subject environment.

References

1. Kagan M. S. Filosofija kul'tury [Philosophy of Culture]. St. Petersburg, 1996. 270 p. [In Russ.].

2. Teoreticheskaja kul'turologija [Theoretical Culturol-ogy]. Moscow; Yekaterinburg, 2005. 624 p. (Jenciklopedija kul'turologii) [Encyclopaedia of Culturology] [In Russ.].

3. Sergeyeva O. L. Dihotomija «tvorchestvo - iskus-stvo» v gruppe utilitarnyh predmetov [Dichotomy creativity/art in Utilitarian Things Area] // Vestnic Buriatskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Buryatia State University].2011. Vol. 14. Pp. 161-163 [In Russ.].

4. Apuchtina N. G. Global Ecological Thinking Culture: From the Origins to the Basics. Chelyabinsk, 2006. 196 p. [In Russ.].

УДК 902.2.3: 338.482.22(571.150)

С. В. Харламов, кандидат географических наук, доцент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

harlamovageo@rambler.ru

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ ВНУТРИКОНТИНЕНТАЛЬНОГО РЕГИОНА В СФЕРУ ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)

Памятники археологии Алтайского края представляют собой исключительную ценность в качестве туристских объектов. Внутриконтинентальное положение региона в пределах умеренного географического пояса определяет особенности археологического наследия. В условиях активного развития туристской отрасли актуальна задача выделения приоритетных археологических объектов для их интеграции в сферу туризма. Предложенный автором подход может быть рекомендован для других регионов, осуществляющих освоение культурно-исторических ресурсов в целях развития туристской деятельности.

Ключевые слова: туризм, Алтайский край, археологическое наследие, памятники археологии.

На территории Алтайского края, расположенной в центральной части Северной Азии и отдаленной тысячами километров суши от морей всех четырех океанов, открыто множество разнообразных памятников археологического наследия.

Человек разумный и его предшественники издавна проживали здесь, что было обусловлено

наличием благоприятной природно-ресурсной базы. Погодно-климатические условия, хотя и менее комфортные, чем в более южных широтах, способствовали круглогодичной активной жизнедеятельности. Множество рек и озер в горах и на предгорной равнине, обширные таежные массивы и плодородные степи являлись неисчерпаемым источни-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.