Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ГАЗЕТЫ "УРВАТ-УЛ-ВУСКО" В СТРАНАХ ВОСТОК-ЗАПАДА'

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ГАЗЕТЫ "УРВАТ-УЛ-ВУСКО" В СТРАНАХ ВОСТОК-ЗАПАДА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
29
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ПРЕССА / МАТЕРИАЛЫ / РЕФОРМА / ПРОСВЕТИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гаибова Ф. М.

В данной статье рассматривается статус газеты «Урват-ул-вуско» и её историческая значимость в странах Восток-Запада. Раскрываются основные компоненты и факторы появления этой первой газеты на арабском языке в центре Европы, т.е. в Париже. Прослеживается её активное участие в политической жизни ряда восточных стран, особенно в борьбе против иностранного закабаления, которое кстати является актуальным и по сей день, а также за ограничения деспотизма восточных правителей. Автор данной статьи подвергает изучению одну из важнейших истин, а именно что газета «Урват-ул-вуско» является основным источником для изучения интеллектуальной мощности и публицистического творчества выдающегося мыслителя Востока С.Д. Афгани.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ГАЗЕТЫ "УРВАТ-УЛ-ВУСКО" В СТРАНАХ ВОСТОК-ЗАПАДА»

biographical and historical chronicles and also poetry anthologies, the author believes that they treated him unfairly limited scarce and rare reports about him. According to the author, their assessment of the creative works of Mihyar is contradictory, and sometimes reaching to the mutual exclusion.

Key words: Buids, Arabic poetry, Shiites, chronicles, anthologies, kitaba, Iran, Sharif Radi, Zoroastrianism, Ibn Burhan, shuubits, literary criticism.

Сведения об авторе: Махсудов Хасанбой Абдуллоевич - кандидат филологических наук, доцент кафедры восточных языков Таджикского государственного института языков им. С. Улугзаде, тел.: (+992) 91 9648911

Information about the author: Makhsudov Hasanboi Abdulloevich, PhD in philology sciences, associate professor of Oriental languages chair in Tajik State Institute of languages named after S. Ulugzoda, tel. (+992) 91 9648911

УДК: 070. 1 (575. 3) ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ГАЗЕТЫ «УРВАТ-УЛ-ВУСКО» В СТРАНАХ ВОСТОК-ЗАПАДА

Гаибова Ф.М.

Таджикский национальный университет

Газета «Урват-ул-вуско» самая популярная и влиятельная восточная газета XIX века, которая была создана С.Д.Афгани и Мухаммедом Абдо и дала огромный толчок к развитию политической мысли и самосознания мусульманских народов Востока. В ней отражались наилучшие образцы свободолюбия, интеллигентности и превосходные мысли. Эта газета до сегодняшнего дня не потеряла своей духовной ценности, и вокруг реформаторских и свободолюбивых целей и мыслей ее учредителей продолжаются дискуссии, размышления и исследования.Появление в центре Европы газеты с политической платформой, которая была направлена против колониализма и его захватнической политики на Востоке,уже само по себе имело большое значение. Если учесть, что к тому же газета нелегально распространялась в Египте, Индии, Судане, Турции, Иране, Сирии и странах Северной Африки, то значение и влияние ее трудно переоценить. Безусловно, газета «Урват-ул-вуско» была первой политической и публистической газетой на арабском языке, которая сыграла роль воспитателя народов Ближнего и Среднего Востока в деле их пробуждения. Каждая статья-это отражение судьбы индийского, египетского, суданского, иранского и других народов Востока.С. Д. Афгани еще во время проживания в Египте познакомился с учёными, такими как Мухаммед Абдо и Рашид Рида, и они с учетом достоверных фактов обсуждали угрозу присутствия англичан в Египте. Они хорошо осознавали, что для ослабления опоры английской колонизации в этом регионе необходимоиспользовать силу народа, и просвещениинарода, а также в его подготовке к этой цели пресса играет важную роль. Поэтому перед восстанием «Ароби» в Египте Абдо тоже был намерен создать газету, которая содействовала бы достижению данной цели. Кроме того, он сам как журналист работал в популярных газетах Каира.Англичане, после того как узнали об антианглийских идеях Афгани и Абдо и их сообщниках, преследовали их, чтобы найти повод для изгнания из Египта. В этот же момент под воздействием пропаганды Афгани один из представителей христианской веры принял ислам, это стало поводом для англичан заставить египетских правителей изгнать Афгани из Египта. Англичане под этим предлогом, что присутствие такой личности станет причиной раздоров и восстаний, сговорились с хидевом Египта об изгнании Афгани. Они для сохранения своих позиций в Египте, которые укрепили после изгнания французов, постарались, чтобы не было никаких препятствий на их путях.Несмотря на все усилия англичан и тогдашних египетских правителей, через некоторое время в стране произошло

восстание «Ароби», в котором С.Д. Афгани и МухаммедАбдо принимали участие как лидеры. Сколько ни длилось восстание оно не оставило никаких глубоких впечатлений, что былов духе свободолюбивого народа Египта. После подавления восстания Афгани отправился в Париж, и его самый близкий друг и ученик Абдо, который был изгнан в Бейрут, пригласил его к себе.

С. Д. Афгани, находясь в Париже, познакомился со многими выдающимися французскими учеными, много выступал на различных международных конференциях, старался убеждать западных ученых и политиков в том, что ислам никогда не препятствует развитию науки и культуры, которые служат во благо человечества.Например, профессор Гарвардского университета Э.Ренан во время знакомства с С.Д. Афгани, подчеркивая его интеллектуальную мощность сказал о нем: «Два месяца назад я познакомился с шейхом С. Д. Афгани. Среди многих личностей, которые глубоко впечатлили меня, этот шейх С. Д. Афгани. Меня восхищали его правильные рассуждения, широкое мировоззрение, свободомыслие, как будто яобщаюсь с Ибн Сина и Ибн Рушд или с кем-то из великих людей, которые боролись за свободу человечества».1 Будучи во Франции в тесной комнате, находясь подкрышей одного из зданий на улицеМортель, С.Д. Афгани и М. Абдообсуждали первое издание газеты, которое оказалосвоё влияние на всё тогдашнее восточное поколение,иподготовили газету к печати. Газету издали под именем тайного общества, которое основал Афгани.

В это общество были приглашены все друзья, ученые, соратники и последователи из всех мусульманских стран. «Название общества было выбрано из аята 256 суры «Бакара» (Корова)».2 Члены этой тайной группы по предложению Сайида Джамолуддина Афгани и Мухаммада Абдо стали подумывать об издательстве газеты, посредством которой они могли бы делиться своими мыслями с народом. Языком издания газеты был выбран арабский, поскольку он являлся популярным языком в исламском мире и считался доступным во всех исламских странах. Местом издательства был выбран Париж, поскольку он был наиболее спокойным городом и более того, между правительствами Англии и Франции существовал раздор. На первой странице газеты были написаны следующие строки: «Бисми-л-Лохи-р-рахмони-р-рахим, ал-урват-ул-вуск;о, лан фисомалахо». Политический руководитель: Джамолуддин ал-Хусайни ал-Афгони.Главный Редактор: Шайх Мухаммад Абдо.

Газета доставляется во все страны Ближнего Востока. Все, кто желает разместить любую тему, важную новость или статью в данной газете, просим присылать информацию в редакцию газеты по адресу «6 RueMarteПo,Paris».3 Как выше было отмечено, газета была направлена против английских захватчиков на Ближнем и Среднем Востоке. В первом номере газеты были подробно изложены цели и задачи газеты. Во первых, газета и общество урватулвуска ставят перед собой задачу - служить интересам восточных народов, отображая причину отсталости и распада стран мусульманского Востока, т.е. будут анализировать общие ошибки, чтобы впредь их не допускать и не дать народам Востока впасть в разрушительный хаос. Во вторых, общество которое управляет газетой, будет основательно изучать причину отсталости народов Востока, наряду с этим также основательно будет их учить основам мусульманской религии. В третьих, общество и газета будут разоблачать социальные корни тех категорий людей, которые сомневаются и заблуждаются, тех, у которых сознание наполнено фанатизмом и недоверием к возможности проведения глобальных реформ в регионах Востока. В четвёртых, данное коллективное общество будет стремиться к оживлению надежд в сердцах людей, убеждать их в том, что путь возрождения не так уж и сложен. В пятых, общество урватулвуска будет давать отпор

1 Лутфулло М. Шархихолваосори С.Д. Афгони. - Кум, 1949. - с. 91. (Комментарии к биографии и наследию С.Д. Афгани).

2 СайидДжамолуддин ал - Хусайни ал - Афгани ва Мухаммад Абдо. «Урват - ул - вуско», Каир, 2002, с. 67-68.

3 СайидДжамолуддин ал - Хусайни ал - Афгани ва Мухаммад Абдо. «Урват - ул - вуско», Каир, 2002, с. 67-68.

всем тем клеветникам Запада, которые безосновательно утверждают, что якобы мусульмане никогда не придут к возрождению, пока не откажутся от своей исламской религии, которую они унаследовали от своих предков. В шестом пункте говорится о том, что общество и его газета будут постоянно знакомить народы Востока с международным положением, чтобы они могли знать, какие козни против них замышляют европейские политики, чтобы они знали, в каком мире живут, и не попали в паутину фальшивой пропаганды. В седьмом пункте было указано, что данная газета и общество будут всячески стремиться к сплочению и единству мусульманских народов, будут впредь представлять для них общие интересы и стремиться поддерживать такой путь внешней политики, который избавит Восток от варварских интриг западных

агрессоров.4 Задача газеты фактически была направлена не только на защиту мусульманского мира, но также и на защиту прав всех колониальных народов Востока, где проживают мусульмане, христиане, индусы, африканцы и народы других вероисповеданий. Это очень хорошо прослеживается из содержания статей, опубликованных на страницах газеты «Урватулвуско», в частности в статьях «Мусульманское единство», «Христианство и ислам», «Политика Англии на Востоке» иряде других. Относительно мыслей соратников, спонсоров и помощников данной газеты существуют противоречивые мнения. По мнению иранского исследователя Мухаммада МухитаТабоТабои, «Данная газета издавалась при финансовой поддержке Исмаила-пашы, (отстраненного от исполнения обязанностей-А.Б.) Египта и некоторых мусульман Индии».5

Но исследования показывают, что финансирование затрат на публикацию газеты не имеет единого источника. К примеру, Сайид Ходи Хусравшохи, ссылаясь на источники в «ал-Осор-ул-комила», которая посвящена жизни и деятельности Афгани, вспоминает, что «сумма, которая использовалась для издания и доставки газеты на Ближний Восток, была из бюджета тайногообщества «Урват-ул- вуско».6 Некоторые исследователи полагают, что оказание финансовой поддержки издания данной газеты взял на себя султан Усмани. Мувайлихи написал в своей автобиографии «Афгани издал свою газету «Урват-ул-вуско» в Париже. В газете они защищали права религии и призывали мусульман объединиться вокруг амира (халифы Усмана), и именно поэтому хидев Египта был недоволен им».7 Но исследования показывают, что одной единственной целью данной газеты было объединение мусульман для воплощения планов султана Останы, и они не получали никакой финансовой помощи от правительства Турции.

В то же время некоторые источники подтверждают, что существовала тайная организация под именем «Урват-ул-вуско». Члены этой организации были из различных регионов и уголков исламских стран, и у каждого из них были свои подразделения и подопечные в различных городах и странах. Члены организации порой собирались для обсуждения, и после проведения встреч каждый делал посильный вклад в благотворительный фонд организации, который был предусмотрен для этих целей. Возможно, что финансовые расходы газеты «Урват-ул-вуско» и ее сотрудников покрывались именно за этот счет.

В любом случае данная газета распространялась бесплатно. Абдо написал в честь издания первого номера газеты «Урват-ул-вуско»: «Газета доставляется бесплатно по тем регионам, о которых мы осведомлены. Всех желающих, которые хотят получать новости и известия газеты, просим обращаться с заявками с указанием обратного адреса в редакцию газеты».8 Первый номер газеты «Урват-ул-вуско» был издан 13-го

4 «Аль-Урва аль-вуско», Париж, 13.03.1884. См. так: Ахмад Амин. Зуъамоу-л-ислох фи-л асри-л-хадис. Кохира, 2009, с. 75-76.

5 Мух,аммад Мух,ит Табой. «Сайид Джамолуддин Асадободй ва бедории машрик;замин». - Дафтари нашри фарханги исломй, 1372, с. 123.

6 Сайид Джамолуддин ал-Хусайни ал-Афгани ва Мухаммад Абдо. «Урват-ул-вуско», Каир, 2002, с.69.

7 Сайид Джамолуддин ал-Хусайни ал-Афгани ва Мухаммад Абдо. «Урват-ул-вуско», Каир, 2002, с.70.

8 Там же. с. 70.

марта 1884 года (15-го числа месяца ул-джамади начала 1301 года хиджры), она издавалась 8 месяцев. Последний номер вышел 18 октября 1884 года.9Египетский исследователь Ахмад Амин подтвердил этот факт с небольшим изменением: «Газета издавалась в течении 8 месяцев в общем количестве 18 изданий, первый выпуск которой был напечатан 15-джимоди-ул-аввал 1301 года хиджры, который соответствует 13 марта 1884 года и последний выпуск был издан 26-го зи-л-хичча 1301 года хиджры, что соответствует 17 октября 1884 года».10Основной целью газеты «Урват-ул-вуско» было разбудить и вразумить народ Востока, в частности мусульман, призывая их защищать свои права ивсем вместе сообща бороться против колониалистов. Учредители придерживались мнения, что, чтобы достичь этих целей, нет необходимости искать новую идеологию, поскольку нет лучше идеи чем та, которая была в идеологии ислама изначально. Для подкрепления данной идеи обратимся к статье, напечатанной в первом номере газеты «Урват-ул-вуско». В этой статье Мухаммад Абдо внятно сообщает о предпринятой политике газеты «Урват-ул-вуско»: «Источник силы, которая спасает восточный народ, в частности мусульман, от несчастий, - это те методы, которыми пользовались наши прадеды и этими же методами сегодня пользуются успешные европейские государства. Таким образом, утверждение относительно того, что мусульмане не смогут быть культурными, до тех пор пока не откажутся от идей своих предков, ложно».11Важнейшие цели, которые преследовала газета «Урват-ул-вуско» на протяжении своей деятельности, - это противостояние против колонизации европейцами, в частности англичанами, единство мусульман и устранение противников мусульман.Конечно, если бы эта цель была достигнута, колонизаторы не смогли бы осуществить задуманное на востоке, именно поэтому уже в тот момент, когда газета еще не была выпущена, англичане думали над тем, как помешать издательству этой газеты. На этот счет Афгани написал большую статью в пятом номере газеты. В конце статьи он горячо заявляет колонизаторам: «Хотим, чтобы английское правительство знало, что мы никогда не откажемся от распространения своих свободолюбивых идей. И эти идеи обязательно будут распространяться либо посредством газеты «Урват-ул-вуско», либо иными путями среди людей, поскольку много людей говорящих и ищущих правду».12 Относительно данного вопроса ответственный редактор газеты «Урват-ул-вуско» Мухаммад Абдо писал: «Мы только думали об издательстве нашей газеты, когда некоторые французы - журналисты, узнав о нашем намерении написали несколько статей, не имея представления о целях и задачах нашей газеты. Они убеждали свое правительство, что наша газета возымеет глубокое действие в английской политике и займет особое место в восточных странах. Они также предлагали свои варианты доставки нашей газеты как можно большему количеству читателей в Индии и Египте, тем самым предупреждая, что доставка этого груза станет большой проблемой и угрозой правительству Усман. Все эти слухи были задолго до издания нашей газеты».13 Несмотря на некоторые неодобрения политических кругов Франции и Англии первый номер газета вышел. Появление данной газеты в центре Европы само по себе было уже крупным событием, так как являлось политической платформой, которая фактически была направлена против захватнической политики англичан. Без преувеличения можно заявить о том, что данная газета была одним из первых политических газет на восточном языке, которая сыграла роль воспитателя молодого поколения мусульманского Востока. Хотя газета издавалась от имени тайной организации и выступала от ее имени, она была связана с именами Афгани и Абдо. Их самые выдающиеся политические и социально-общественные мысли были напечатаны на страницах этой газеты. Абдо помимо того, что был силён в манере изложения фактов,

9 Там же. с. 70.

10 Ахмад Амин. «Зуъамоу-л-ислох фи-л-асри-л-хадис». Каир, 2009. С. 76.

11 СайидДжамолуддин ал-Хусайни ал-Афгани ва Мухаммад Абдо. «Урват-ул-вуско», Каир, 2002, с.74.

12 Махмуд Абурайя. «Джамолуддин ал-Афгани». Каир, 1961. С. 46.

13 СайидДжамолуддин ал-Хусайни ал-Афгани ва Мухаммад Абдо. «Урват-ул-вуско», Каир, 2002, с.74.

был также хорошо осведомлен о политическом состоянии своего времени. Некоторые исследователи, когда описывают Афгани, впадают в крайность и приписывают все политические мысли, изложенные в газете, только ему одному. Таким же образом Ахмад Амин отметил, что: «Идея газеты «Урват-ул-вуско» принадлежит СайидуДжамолу, сочинением и редактированием занимался Абдух, Мухаммад Бокир был верстальщиком».14Мирза Мухаммад Бакир из Ирана - человек, который долгие годы работал в Китае, Индии, Дании и в других западных странах, имевший большой авторитет среди ученых и политиков стран западного Востока и хорошо владевший многими западными языками. Эти три фигуры стали центром триады новой газеты.

Так, к примеру, в статье «Мусульманское единство» и «Исламский блок» отмечается, что когда в средние века Восток славился такими великими учеными, как Ибн Сина, аль-Фараби, Ибн Рушд, и другими видными умами в области математики, логики, медицины, а так же славился мусульманский флот, с Востоком считались европейские короли и китайские императоры. И причиной такого мощного подъема, по мнению авторов газеты, в том числе С.Д. Афгани, было единство народов Востока, их помощь друг другу, которыеотсутствуют на сегодняшний день. Нет сплоченности в мусульманском мире, и результатом этого является нищета мусульманского Востока, и, естественно, Запад поодиночке тащит на бойню любое государство Востока. И сегодня, в двадцать первом веке, так же существуют разногласия между мусульманами Востока, отчего страдают сотни тысяч невинных людей. Живым примером этого являются четыре государства Средней Азии, которые не могут договориться между собой, не находят общего языка по многим вопросам, не думая о том, что это во многом на руку некоторым западным государствам. Такое же неблагополучное отношение сегодня существует во многих государствах мусульманского Востока, например в Афганистане, Ираке, Сирии, Ливии и во многих арабских регионах. По мнению С.Д. Афгани, вся беда заключается в том, что нет единства и взаимопонимания между мусульманами, а ведь были времена на Востоке, когда мусульмане в различных уголках мира жили как братья -одной семьей, помогая друг другу. Показательно, что, по мнению западных колонизаторов, они якобы осуществляют прогрессивную историческую миссию. Эти слова подтверждаются на примере нынешнего состояния Ближнего и Среднего Востока.

Современный исследователь может обратиться к истории мусульманства одного последнего века и выявить наряду с поколением тех времен таких активистов, как Мухаммад Абдо, АбдулазизДжовид, Абдуллах ан-Надим, Мустафа Камил и других, которые путем пропаганды и распространения науки и образования внесли огромный вклад в развитие социально-экономической и культурной жизни этого региона и являютсяучениками и последователями Афгани. Прежде всего, его творения оказывали большое влияние на моральное состояние народа, так как он призывал людей оптимистично смотреть в грядущее будущее. Но среди всех вышеперечисленных Абдо работал с необычной искренностью, и большая часть его политических мыслей излагалась в газете «Урват-ул-вуско».Газета «Урват-ул-вуско» представляла большую опасность и угрозу для завоевателей. Не зря Ахмад Амин предупреждал, что: «Мы не ошибемся, если скажем, что эта газета является первой искоркой, которая превратится в большое пламя, пылающее на Востоке, пламя самосознания и недовольства от правленияи правительства иностранцев».17 Писатель и ученый Ливана Шайх ХусайниДжиср (1845-1909) сказал о влиянии газеты «Урват-ул-вуско»: «Никто не должен сомневаться в том, что очень скоро газета «Урват-ул-вуско» произведет огромную революцию в исламском мире».18Этот вопрос имел свои стимуляторы, в частности сама газета была признана орудием пропаганды и распространения своей пророческой миссии. И далее мы приводим основные идеи и мысли газеты «Урват-ул-вуско»:

14 Ахмад Амин. «Зуъамоу-л-ислох фи-л-асри-л-хадис». Каир, 2009. С. 75.

17 Ахмад Амин. «Зуъамоу-л-ислох фи-л-асри-л-хадис». Каир, 2009. С. 86.

18 Там же. с. 86.

1. указание на причины бессилия и немощности народов Востока и пути их преодоления;б) искоренение неуверенности в себе;

2. призыв использовать те методы, которыми пользовались наши предки-мусульмане во время правления государством, и как именно их переняли и используют сверхдержавы Европы;

3. защита от клеветы, которую высказывает Запад в отношении Востока, и опровержение мыслей, что мусульмане не смогут стать цивилизованными, пока не откажутся от целей и методов своей религии;

4. осведомление мусульман о предпринятой политике сверхдержав;

5. установление отношений дружбы, товарищества и взаимопонимания между мусульманами в целях обеспечения взаимовыгодных интересов между ними. После начала деятельности газеты появился ряд других сложностей, одной из

которых была доставка газеты ее читателям. Сколько ни старались английские колонизаторы приостановить издание газеты в Париже, у них ничего не получилось, и их следующим шагом стало преследование её распространителей и читателей. Британское правительство в Индии приняло закон, что обладатель этой газеты приговаривается к лишению свободы сроком на два года и обязан выплатить штраф в размере ста джунайхов. Так же англичане заставили Совет Министров Египта принять постановление на этот счет. В Египте приняли решение, согласно которому ввоз и ношение с собой газеты были категорически запрещены. На отделения почты возложили обязанности строго следить за этим, и для тех, кто держал копии этой газеты и читал ее, был назначен штраф в размере от 5 до 25 джунайхов.19 Все эти натиски и притеснения заложили страх в сердца египтян, и многие из них отказались от газеты, которая приходила непосредственно на их адреса. Абдописал, указывая на данный факт: «Мы очень сожалеем, что некоторые египтяне отказались принять отправленную нами газету непосредственно на их адрес, руководствуясь страхом. Это несмотря на то, что они должны проявлять большую активность и показывать тем самым своё большое желание освободиться от гнета английских колонизаторов. Так почему они отказываются принимать газету «Урват-ул-вуско», если она помогает защищать их права и очень полезна для них».20Англичане достигли своей цели в кампании против газеты «Урват-ул-вуско»после того, как газета перестала распространятся в Индии и Египте и не была доставлена их поклонникам и читателям. После издания 18 номера газеты, 16 октября 1884 года, газета прекратила свою деятельность. Афгани и Абдо после закрытия газеты заявили, что невозможно препятствовать свободолюбивым мыслям, поскольку на Востоке очень много желающих говорить правду, и они готовы бороться за свои права и свою свободу.Афгани и Абдо были первыми восточными писателями, к речам которых прислушивались английские газеты. Некоторые статьи газеты «Урват-ул-вуско» были переведены и печатались на страницах английских газет, более того, многие английские журналисты откровенно завидовали стилю написания и форме изложения мыслей Афгани и Абдо и даже писали ответы на некоторые статьи. Иранский учёный Сулейман Гелони говорил, что каждый раз, когда к нему попадал в руки номер газеты «Урват-ул-вуско», он все больше убеждался, что еще до того, как следующий номер будет издан, произойдет революция.21 Газета «Урват-ул-вуско» в свое время имела значительное влияние не только на иностранное и местное правительство, но и дошла раскатом грома до каждого уголка Востока, оказав такое огромное воздействие, что позже это стало началом освободительных движений народов Востока. После того, как прекратилось издание газеты, СайидДжамолуддини Афгани по приглашению царя Носируддина направился в Иран и после этого уехал в столицу тогдашней Руси город Санкт-Петербург и с1886 по 1889 оставался там, затем вернулся вместе с Абдо Мирза Бокиром в Бейрут. Абдо даже после этого не отказался от

19 Махмуд Абурайя. «Джамолуддин ал-Афгани». Каир, 1961. С. 46.

20 СайидДжамолуддин ал-Хусайни ал-Афгани ва Мухаммад Абдо. «Урват-ул-вуско», Каир, 2002, с.74-75.

21 Сайид Джамолуддин ал-Хусайни ал-Афгани ва Мухаммад Абдо. «Урват-ул-вуско», Каир, 2002, с.74-75.

написания статей в революционном духе. Конечно, это давление и притеснение в отношении деятельности газеты не прошли безрезультатно, но достижения учредителей достойны воспоминаний. Самое главное, что газета смогла за столь короткий срок найти своих многочисленных поклонников и оказать достаточно глубокое влияние на дух свободолюбия, пробуждение идей и намерений народа, находящегося под гнетом колонизаторов. Без преувеличения можно сказать, что вклад Абдо в формирование политических и социально-общественных идей этой газеты весьма велик, и этот факт представляет его как мусульманина, политика, общественно-социального деятеля, просветителя и выдающегося журналиста. Ключевые слова газеты «Урват-ул-вуско» Мухаммада Абдо и СайидаДжамолуддина Афгани: политика, реформа, просветительство.

С.Д. Афгани летом 1892 г по приглашению султана Абдул Хамида II переезжает из Лондона в Стамбул.

По утверждению М.К. Оханга во время пребывания в Стамбуле С.Д. Афгани заболел и диагноз врачей показал, что у него рак и его немедленно надо оперировать, но султан не разрешил ему покидать Стамбул и было решено оперировать его в Стамбуле. Операция длилась 2 часа и закончилась тем, что ему удалили 12 зубов и кусок нижней челюсти.22

Через две недели была проведена повторная операция и через три дня, то есть 9 марта 1897 г СайидДжамаллуддин Афгани скончался от рака ротовой полости, хотя некоторые его биографы утверждают, что он был отравлен по тайному приказу Абдул Хамида23 и был похоронен на стамбульском кладбище «ШейхлорМазарлыги».

Лишь 47 лет спустя, в декабре 1944 г, прах С.Д. Афгани был перевезен в Афганистан, где и был захоронен на территории Кабульского университета.

Литература:

1. «Аль - Урва аль - вуско», Париж, 13.03.1884.

2. Ахмад Амин. «Зуъамоу-л-ислох фи -л-асри-л-хадис». Каир, 2009. С. 319.

3. Keddi Nikki. An Islamic Response to imperialism. Political and Religious writing of SayyidJamalud - Din Al - Afgani. Los Angeles: UCLA, Pr, 1968. 212 p.

4. ЛутфуллоМ. ШархихолваосориС.Д. Афгони. - Кум, 1949. (Комментарии к биографии и наследию С.Д. Афгани).

5. Мухаммад Козим Оханг. «Хамосахое аз кахрамони сиёсат ва фарханг». - Кабул, 1382.

6. Мухдммад Мухит Табои. «Сайид Джамолуддин Асадободй ва бедории машрикдзамин». - Дафтари нашри фархднги исломй, 1372, с. 335.

7. Махмуд Абурайя. «Джамолуддинал - Афгани». Каир, 1961. С. 112.

8. «Сирадж ал - Ахбор», 22 мая, 1913 г.

9. Сайид Джамолуддинал - Хусайни ал-Афгани ва Мухаммад Абдо. «Урват-ул-вуско», Каир, 2002, с. 515.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ГАЗЕТЫ «УРВАТ-УЛ-ВУСКО» В СТРАНАХ

ВОСТОК-ЗАПАДА

Гаибова Ф.М.

В данной статье рассматривается статус газеты «Урват-ул-вуско» и её историческая значимость в странах Восток-Запада. Раскрываются основные компоненты и факторы появления этой первой газеты на арабском языке в центре Европы, т.е. в Париже.

22 Мухаммад Козим Оханг. «Хамосахое аз кахрамони сиёсат ва фарханг». - Кабул, 1382. С. 18 - 19.

23 Keddi Nikki. An Islamic Response to imperialism. Political and Religious writing of SayyidJamalud - Din Al - Afgani. Los Angeles: UCLA, Pr, 1968. 32 p.

Прослеживается её активное участие в политической жизни ряда восточных стран, особенно в борьбе против иностранного закабаления, которое кстати является актуальным и по сей день, а также за ограничения деспотизма восточных правителей. Автор данной статьи подвергает изучению одну из важнейших истин, а именно что газета «Урват-ул-вуско» является основным источником для изучения интеллектуальной мощности и публицистического творчества выдающегося мыслителя Востока С.Д. Афгани.

Ключевые слова: история, пресса, материалы, реформа, анализ, просветители.

THE HISTORICAL SIGNIFICANCE OF NEWSPAPER OF «URVAT-UL-VUSKO» IN

EASTERN-WESTERN COUNTRIES

Gaibova F.M.

In this article the author considered a status of the newspaper «Urvat-ul-Vusko» and it is historical significance in Eastern and Western countries. The author revealed the main components and factors of appearance of the first newspaper in Arabic language in the center of the Europe in Paris. Author traced active participation of this newspaper in the political life in some eastern countries, particularly in the struggle against foreign enslavement, which by the way is actual even in present days. Also a struggle to limit a power of despotic eastern rulers were revealed. The author tried to investigate one of the important reality, particularly that the newspaper «Urvat-ul-Vusko» is the major resource for studying intellectual capacity and public creation of outstanding eastern thinker S.D. Afghani.

Key words: history, press, materials, reforms, analyze, enlightenment.

Сведенье об авторе: Гаибова Фируза - аспирантка Таджикского национального Университета, тел.: (+992) 93 40444 47, e-mail: Gaibova firuza@list.ru

Information about the author: Gaibova Firuza, postgraduate student in Tajik National University, tel. (+992) 93 4044447, e-mail: Gaibova firuza@list.ru

ЗАМИНАЛО ВА МАР^ИЛА^ОИ БА ЦУДРАТ РАСИДАНИ НОДИРШО^ ДАР

ТАСВИРИ «ОЛАМОРОИ НОДИРИ»

Марями Ризоифар, Насрулло Убайдуллоев

Донишгоуи давлатии омузгории Тоцикистон ба номи Садриддин Айни

Нодиршохи Афшор яке аз шахсиятхои сиёсии карни XVIII м./XII х. аст, ки тавонист бидуни пуштвонаи сиёсй дар холе ки аз табакаи мутавассити чомеаи худ буд, бо такя бар тоифахои афшор ва чалоир кудратро дар Эрон ба даст гирад. Заминахо ва мархилахои ба кудрат расидани Нодиршох тавассути муаррихони муосираш ба монанди Мухаммад Козими Марвй ва Мирзо Махмудхони Истарабодй ба тахлил кашида шудааст. Бавижа китоби «Оламорои Нодирй»-и Мухаммад Козими Марвй аз манобеи мухимми нимаи аввали карни XVIII м./XII х. аст, ки муаллиф дидахо ва шунидахои худро аз таваллуд то марги Нодиршох ба риштаи тахрир даровардааст. Аз китоби се чилдаи «Оламорои Нодирй» танхо як нусхаи хаттй бокй монда, ки он дар шуъбаи Ленинградии Пажухишгохи шаркшиносии Фархангистони улуми Иттиходи Шуравй (алъон Федератсияи Русия) тахти №Д430 нигохдорй мешавад. Нахуст чилди дуюм ва сеюми китоб соли 1910 ба василаи академик В.В. Бартолд шинохта шуд ва чилди аввали он соли 1940 дастрас ва бо шархи муфассали Н.Д. Миклухо-Маклай ба чоп расид. Баъдан солхои 1962-1966 шаркшиносони рус онро ба сурати аксй (факсималй) дар се чилд мунташир намуданд. Ин манбаи арзишманд бо кушиши доктор Мухаммадамини Риёхй ба форсй тасхех шуд ва соли 1985 м./1364 х. дар се чилд хамрох бо мукаддимаи Н.Д. Миклухо - Маклай тавассути Иноятуллохи Ризо ба чоп расид. Дар зимн хам акнун аз руйи се чилд ба сурати аксй нусхае дар Китобхонаи миллии Точикистон дар шахри Душанбе нигохдорй мешавад.

81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.