Научная статья на тему 'Историческая ретроспектива специальной педагогики: Базовые аспекты'

Историческая ретроспектива специальной педагогики: Базовые аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗ / IMAGE / СИМВОЛ / SYMBOL / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / SPECIAL PEDAGOGIC / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масаев Михаил Владимирович

Автор, пользуясь методом применения образов и символов, кратко освещает этапы исторического развития специальной педагогики от Ликурга и Владимира Святого до Европейской социальной хартии (1961 г.) и Деклараций ООН (1969 г. и 1971 г.) о правах умственно отсталых лиц. Статья рассматривает главную ключевую компетенцию современного педагога в качестве интегрального образа профессионально-квалификационной модели педагога, в том числе и в специальной педагогике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical Retrospection of Special Pedagogics: Basic Aspects

The author, using the method of images and symbols, briefly exposes the periods of the historical development of special pedagogic from Lycurgus and Vladimir the Saint up to European Social Chart (1961) and Declarations of the UN (1969 and 1971) about the rights of mentally retarded persons. The article examines the main key competence of the up-to-date pedagogue as an integral image of professional and qualification model of pedagogue including special pedagogic.

Текст научной работы на тему «Историческая ретроспектива специальной педагогики: Базовые аспекты»

М. В. Масаев

УДК 37. 04 + 930. 1

ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ: БАЗОВЫЕ АСПЕКТЫ (о)

О) последнее время в связи с участившимся применением из-за усиленной рекламы лекарственных препаратов, многие из которых противопоказаны к использованию в период беременности (некоторые антибиотики, нейролептические и противосудорож-ные препараты, гормональные и плодоизгоняющие средства), а также по причине курения, роста алкоголизма и распространения наркомании, ухудшения питания матерей, повышения радиационного фона и ухудшения экологической обстановки всё чаще рождаются дети с внутриутробным поражением мозга, дети-олигофрены.

В результате приватизации дошкольных детских учреждений и передачи их коммерческим структурам для иных целей создаются условия для распада у маленьких детей уже сформировавшихся психических функций, возникают состояния деменции, различных групп степени умственной отсталости: де-бильности, имбецильности и идиотии.

Ухудшение социальных условий воспитания и обучения вызывает развитие у детей аутизма.

Педагог-дефектолог не может устранить дефекты общественного развития. Но он может и должен работать с детьми с дефектами развития, удельный вес которых среди общего количества детей растёт. Всё это обусловливает растущую актуальность затрагиваемой в статье тематики.

Объект исследования - специальная педагогика (тифлопедагогика, сурдопедагогика, тифлосурдопедагогика, логопедия, олигофренопедагогика и т. д.).

Предмет исследования - история и проблематика специальной педагогики.

Новизна постановки вопроса об истории и ключевых проблемах специальной педагогики заключается в том, что вопрос этот ставится и решается в минимальном объёме научного текста.

Цель работы - в условиях минимального объёма научного текста рассмотреть вопрос об истории и ключевых проблемах специальной педагогики.

Для достижения этой цели автор поставил перед собой задачи:

- найти способ кратко и доступно рассмотреть вопросы истории и современных проблем специальной педагогики;

- рассмотреть с помощью этого способа историю специальной педагогики от Владимира Святого до компетентностного подхода к организации работы педагога-дефектолога;

- обратить на проблемы специальной педагогики внимание широкой общественности с целью обеспечения необходимых социальных условий для решения стоящих перед специальной педагогикой педагогических проблем.

Для решения этих задач применяется показ истории и проблем специальной педагогики в лицах и событиях (образах и символах).

Выбор метода связан с работами автора, в частности, с его «Философией истории» [1] и «Curriculum vitae парадигмальных образов и символов эпох и цивилизаций» [2].

Подходы к рассмотрению вопросов проблемы содержатся в статьях: «Формирование парадигмального образа инновационной модели образования: трудности и пути решения» [3, с. 85-88]; «Гносеологический аспект формирования парадигмального образа инновационной модели образования (философско-историческое измерение)» [4, с. 141-143]; «Сучасш аспекти фшософп освгга в Украш у контексп осягнення становища вггчизняного досвщу» [5, с. 86-89]; «Базовые императивы формирования парадигмального образа нового экономического мышления в контексте

реализации национальных экономических интересов Украины в рамках евроинтегра-ционных процессов в условиях хозяйственных трансформаций» [6, с. 84-87]; «Новиш педагопчш технологи у контексп ново! пара-дигми економiчноl освгги» [7, с. 183-184]; «Новггш педагопчш технологи у контексп впровадження шновацшних методiв навчання студенпв економiчних спешальностей» [8, с. 69-71]; «Фiлософiя освии: феномен та щеолопя у контексп сучасного освггаього процесу (у свгш концепцп парадигмальних образiв i символiв епох i цившзацш)» [9, с. 12-15]; «Роль духовного фактора в подготовке и деятельности маркетолога» [10, с. 14; 11, с. 53-62]; «Факторы усвоения ребёнком общественно-исторического опыта как символического контекста перманентно развивающейся цивилизации в свете концепции парадигмальных образов и символов эпох, цивилизаций и народов (в рамках постижения психолого-педагогических аспектов развития личности в детские годы)» [12, с. 50-54].

Историю специальной педагогики в России и на Украине следует начать с великого князя Киевской Руси Владимира Святого. Как свидетельствует «История олигофренопедагогики» В. И. Бондар и В. В. Золотоверх [13], «прийнявши християнство, Володимир Святославич розпочав будiвництво лшарень, притулив i богадшень, з особливою наполег-ливютю шклувався про хворих, калiчних та убогих. £ докази, що в Киево-Печерськш лав-рi вже у першш половинi XI ст. вщкрився притулок для дней, в якому окрiм сирiт, хворих та убогих перебували й так зваш калiчнi дiти (глухi, слЫ, недоумкуватi)» [13, с. 31]. В одной из летописей, написанной в XI веке монахом Иаковом, подчёркивается щедрость Владимира Святославича, который «не только в дому своём творил милостыню, но и по всему городу, и, не только в Киеве одном, но по всей земле русской; в городах и сёлах -везде творил милостыню, одевал нагих, алчущих кормил и жаждущих напоял, странных покорял милостью, церковнослужителей почитал, любил и миловал, давая им всё нуж-

ное; нищих, сирот, слепых, хромых и тяжело больных - всех миловал, одевал, накормлял и напоял» [14, с. 569].

На первом этапе истории специальной педагогики (от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения детей с дефектами развития), который проходил с VIII в. до н. э. по XII в. н. э., от законов Ликурга до появления первых светских приютов для слепых, кроме символической личности Ликурга, законы которого отразили неприятие ребёнка-инвалида античным миром, следует снова вернуться к личности великого князя Киевского Владимира Святого, вменившего призрение инвалидов церкви. При нём один из основателей Киево-Печер-ской лавры - преподобный Феодосий основал первую монастырскую больницу-богадельню, где, по летописным свидетельствам, оказывалась помощь калекам и глухонемым [15, с. 90].

На втором этапе развития специальной педагогики: от осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей - с XII по XVIII век символической фигурой стал основоположник тифлопедагогики В. Гаюи (1745-1822), основавший первые общеобразовательные учреждения для слепых во Франции и в России (14 октября 1806 года в Павловске, по указанию императрицы Марии Фёдоровны, было открыто опытное училище для 12 глухонемых, а в 1807 г. -первая школа для слепых, созданная В. Гаюи при Смольнинской богадельне в Санкт-Петербурге по инициативе императора Александра I).

Третий период истории специальной педагогики: от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование - конец XVIII - начало ХХ в. - связан с личностью Л. Брайля (1809-1852), автора системы рельефного письма, позволяющего слепому свободно читать и писать.

Четвёртый этап развития истории специальной педагогики: от осознания необ-

ходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости специального образования для всех, нуждающихся в нём, начался с ХХ в. и продолжался до 70-х годов этого века, символическими знаками которого стали Европейская социальная хартия (1961 г.), Декларация социального прогресса и развития ООН (1969 г.), утвердившие обеспечение защиты людей, страдающих физическими и умственными недостатками [15, с. 107], и Декларация ООН «О правах умственно отсталых лиц» (1971 г.) [15, с. 108].

Пятый этап развития специальной педагогики: от равных прав к равным возможностям, от «институциализации» к интеграции - только начинается. Его символом становится компетентностный подход к построению всего педагогического процесса.

О компетентностном подходе пишут А. Л. Андреев [16], И. А. Зимняя [17], О. Е. Лебедев [18], Н. Б. Лебедева и О. Н. Шилова [19], Дж. Равен [20], И. Н. Фомина [21], А. Хуторской [22], а также А. Г. Каспржак, К. Г. Митрофанов, К. Н. Поливанова [23] и многие другие.

Понятия «компетентностный подход» и «ключевые компетенции» получили распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации системы образования. Обращение к этим понятиям связано со стремлением определить изменения в образовании, как в школьном, так и в высшем, обусловленные изменениями, происходящими в обществе [18, с. 3].

Понятийный аппарат, характеризующий компетентностный подход в образовании, ещё не устоялся.

Тем не менее, попытаемся дать рабочее определение ключевой компетенции личности, которую призван формировать ком-петентностный подход в педагогическом процессе.

Компетенция - это интегральная (совокупная) характеристика интеллектуальных

ресурсов личности, знаний, умений и навыков, проявляемых как способность и готовность личности к самостоятельным и проектировочным действиям при решении поведенческих и действенно-практических задач.

В этой связи сам компетентностный подход предстаёт как совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

Особенно важным этот подход представляется при аутизме и аутических чертах личности обучаемых и воспитуемых, так как отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой не компенсируются традиционной системой знаний, умений, навыков, а выходят далеко за рамки этой системы, что и отличает компетентностный подход в педагогике от её традиционных методик.

Вопрос конкретного применения компе-тентностного подхода в специальной педагогике пока ещё не нашел освещения в научной литературе и ждёт своих больших исследователей. История специальной педагогики не закончилась. Она продолжается.

В заключение можно сделать следующие выводы:

- специальная педагогика имеет свою историю, она состоит из пяти этапов, существенно отличающихся по стоящим перед специальной педагогикой задачам и способам их решения;

- специальная педагогика, особенно на последнем этапе его развития, пытается не отставать от достижений передовой педагогической мысли, но на пути её развития стоят специфические трудности, связанные с особой сложностью стоящих перед нею педагогических задач работы с детьми, имеющим те или иные отклонения в своём развитии.

АННОТАЦИЯ

Автор, пользуясь методом применения образов и символов, кратко освещает этапы

исторического развития специальной педагогики от Ликурга и Владимира Святого до Европейской социальной хартии (1961 г.) и Деклараций ООН (1969 г. и 1971 г.) о правах умственно отсталых лиц. Статья рассматривает главную ключевую компетенцию современного педагога в качестве интегрального образа профессионально-квалификационной модели педагога, в том числе и в специальной педагогике.

Ключевые слова: образ, символ, специальная педагогика, компетентностный подход.

SUMMARY

The author, using the method of images and symbols, briefly exposes the periods of the historical development of special pedagogic from Lycurgus and Vladimir the Saint up to European Social Chart (1961) and Declarations of the UN (1969 and 1971) about the rights of mentally retarded persons. The article examines the main key competence of the up-to-date pedagogue as an integral image of professional and qualification model of pedagogue including special pedagogic.

Key words: image, symbol, special pedagogic, competence approach.

ЛИТЕРАТУРА

1. Масаев М. В. Философия истории: учебно-методическое пособие. // Министерство образования и науки Украины. Министерство образования и науки Автономной республики Крым. Республиканское высшее учебное заведение «Крымский гуманитарный университет». - Симферополь: Доля, 2008. -304 с.

2. Масаев М. В. Curriculum vitae пара-дигмальных образов и символов эпох и цивилизаций. Монография. - Симферополь: ДОЛЯ, 2011. - 512 с.

3. Масаев М. В. Формирование пара-дигмального образа инновационной модели образования: трудности и пути решения: матерiали мiжнародноí науково-практично! конференцп Розвиток мiжнародного сшвро-биництва в галузi освгти у контексл

Болонського процессу. Ялта, 15-16 березня 2006 року. - Ялта: РВУЗ КГУ, 2006. - 244 с. -С. 85-88.

4. Масаев М. В. Гносеологический аспект формирования парадигмального образа инновационной модели образования (философско-историческое измерение): матерiали мiжнародноi науково-практично! конференцп Розвиток мiжнародного спiвробiтництва в галузi освiти у контекстi Болонського процессу. Ялта, 15-16 березня 2007 року, м. Ялта. - Ялта: РВНЗ КГУ, 2007. - С. 141-143.

5. Масаев М. В., Лушшна В. О. Сучасш аспекти фшософп освгга в Украiнi у контекстi осягнення становища вiтчизняного досвiду // Збiрник наукових праць науково-дослiдного iнституту украшознавства. - К.: Полiгра-фiчний центр «Фолiант», 2007. - Т. XIII. -С. 86-89.

6. Масаев М. В. Базовые императивы формирования парадигмального образа нового экономического мышления в контексте реализации национальных экономических интересов Украины в рамках евроинтегра-ционных процессов в условиях хозяйственных трансформаций: матерiали МГж-народно1 науково-практично1 конференцп вчених та спещашслв Реалiзацiя нацiональних економiчних штереав Укра1ни в рамках евроiнтеграцiйних прцеав. Сiмферополь, 14-15 травня 2009 року. - Омферополь: ПП «Пiдприемство Фенкс», 2009.- С. 84-87.

7. Масаев Михайло. Новiтнi педагоп-чнi технологи у контексп ново1 парадигми економiчноi освiти: матерiали МГЖШРОДНО! науково-методично1 конференцп 1нновацш-ний розвиток вищо1 освгга. Ки1в, 10-11 березня 2010 р.: тези доповщей. - К.: Ки!в-ський нацiональний торговельно-економiч-ний ушверситет, 2010. - С. 183-184.

8. Масаев М. В. Новiтнi педагопчш технологи у контекстi впровадження шно-вацiйних методiв навчання студентiв еконо-мiчних спецiальностей: матерiали Всеукра-1нсько1 науково-практично1 конференцп викладачiв та студенпв Реалiзацiя нацю-

нальних економiчних штереав Укра1ни в рамках евроiнтеграцiйних процеав: &мфе-рополь, 13 травня 2010 року. - Омферополь: ПП «Щдприемство Фенiкс», 2010. - С. 69-71.

9. Масаев М. В. Фiлософiя освии: феномен та iдеологiя у контексп сучасного освiтнього процесу (у свгш концепцii пара-дигмальних образiв i символiв епох i цивь лiзацiй) // Январские педагогические чтения: современное образование как процесс формирования человека, общества, государства. - Симферополь: КРП «Издательство «Крымучпедгиз», 2010. - С. 12-15.

10. Масаев М. В. Роль духовного фактора в подготовке и деятельности маркетолога // Формування ринково! економiки: тези Мiжнародноi науково-практично! конференцii «Маркетингова освгга в Украш». м. Ки!в, 20-21 жовтня 2011 р.. -Спец-випуск. Маркетингова освгга в Украш. - К.: КНЕУ, 2011. - С. 14.

11. Масаев М. В. Роль духовного фактора в подготовке и деятельности маркетолога // Формування ринково! економки: зб. наук. праць. - Спещальний випуск. Маркетингова освгга в Украiнi. - К.: КНЕУ, 2011. -С. 53-62.

12. Масаев М. В. Факторы усвоения ребёнком общественно-исторического опыта как символического контекства перманент-норазвивающейся цивилизации в свете концепции парадигмальных образов и символов эпох, цивилизаций и народов (в рамках постижения психолого-педагогических аспектов развития личности в детские годы) // Психолого-педагогические аспекты развития личности в детские годы: связь теории и практики как фактор модернизации дошкольного образования. Сборник статей. - Симферополь, 2011. - С. 50-54.

13. Бондар В. I., Золотоверх В. В. 1стор1я олкофренопедагопки: тдручник. - К.: Знання, 2007. - 375 с.

14. Лахтин М. Ю. Из прошлого русской психиатрии // Неврология и психиатрия им. С. С. Корсакова. - М., 1911. - Кн. 4. - С. 568588.

15. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.; под ред. Н. М Назаровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. -400 с.

16. Андреев А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. -2005. - № 4. - С. 19-27.

17. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. - 2003. -№ 5. - С. 34-42.

18. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12.

19. Лебедева Н. Б., Шилова О. Н. Что такое ИКТ - компетентность студентов педагогического университета и как её формировать? // Информатика и образование. - 2004. - № 3. - С. 95-100.

20. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация: пер. с англ. - М.: Когито-Центр,

2002. - 241 с.

21. Фомина И. Н. Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике // Информатика. - 2006. - № 7. -С. 4-6.

22. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированного образования // Народное образование. -

2003. - № 2. - С. 58-64.

23. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования РЕА-2000 / А. Г. Каспржак, К. Г. Митрофанов, К. Н. Поливанова и др. -М.: Университетская книга, 2005. - 377 с.

Ю. В. Богинская

УДК 316.346.32-053.6

ДОСТУПНОСТЬ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ:

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

риод получения высшего образования для лиц с инвалидностью - очень важный этап в жизни. Высшее образование в определённой степени предоставляет им свободу выбора, духовную и материальную независимость, развивает способность человека адаптироваться в меняющейся социальной ситуации, формирует мировоззрение, жизненные позиции и перспективы. Это особо значимо для молодёжи с ограниченными возможностями здоровья.

Как показывает современная статистика, число лиц с инвалидностью с каждым годом увеличивается и составляет от семи до десяти процентов всего населения.

Анализ научной литературы и практический опыт показали, что вопросы доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями находятся в центре внимания всё большего числа исследователей в связи необходимостью поиска педагогических путей их решения. Проблемами доступности высшего образования инвалидов в России занимаются С. Лебедева, Е. Мартынова, П. Романов, О. Тарасова, Е. Яр-ская-Смирнова. Организацию доступного процесса обучения студентов с особыми потребностями в украинских вузах раскрывают Т. Гребенюк, И. Иванова, Е. Кольченко, С. Ли-товченко, П. Таланчук, А. Шевцов, М. Чайковский.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.