Кененбаев Е. Т. преподаватель кафедра русского языка и литературы Чирчикский государственный педагогический институт
ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА ОТРАЖЕНИЯ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ В ПИСЬМЕННОЙ
РЕЧИ
Аннотация: В приводимой статье исследуются проблемы появления новых невербальных средств коммуникации в социальных сетях Интернета. В проекции исторического развития показаны причины их появления, становление и динамика развития.
Ключевые слова: коммуникация, письменность, смайлы, эмодзи, устное общение.
Kenenbaev E. T. lecturer
department of russian language and literature Chirchik State Pedagogical Institute
HISTORICAL RETROSPECTIVE OF THE REFLECTION OF NONVERBAL MEANS OF COMMUNICATION IN WRITTEN SPEECH
Abstract. This article explores the problems of the emergence of new nonverbal means of communication in the social networks of the Internet. In the projection of historical development, the reasons for their appearance, formation and dynamics of development are shown.
Keywords: communication, writing, emoticons, emoji, oral communication.
Введение. Фактически, вся история создания письменности - это история попыток решения проблем, связанных с нехваткой средств, призванных уравнять письменную речь с устной. Интересно, что каждый раз это было связано с появлением новых возможностей написания письменной речи.
Материал и методы статьи. Примером этому служит история создания пунктуационных знаков в письменности. Первым, кто использовал пунктуационный знак, считают Аристофана, жившего в III веке до нашей эры (1), однако, из-за отсутствия потребности в таком знаке, он вскоре был забыт. Потребность в знаках, помогающих приблизить письменную речь к устной, появилась в IV -V веках нашей эры (2). Она была связана с увеличением количества написанных книг, которое было
вызвано появлением христианства, предпочитавшего, в отличие от язычества, хранить свои знания в письменном виде. Появившиеся знаки пунктуации, довольно сильно отличавшиеся и количеством, и функциональностью от нынешних, тем не менее, были достаточны для имевшегося на них запроса.
Толчком к появлению новой системы пунктуационных знаков стало развитие книгопечатания. Возникла потребность правильного доведения до читателя содержания письменного текста. Проблема получила свое решение в знаках пунктуации, созданных итальянцами братьями Мануци, имевшим свою типографию. Фактически, знаки пунктуации, созданные ими, стали основой для всех знаков пунктуации, принятых в большинстве стран Европы того времени.
Сложность в определении статуса пунктуационных знаков прослеживается и в том, что до сих пор не установлено точное их количество. Официально принятая точка зрения насчитывает 10 знаков. Однако в их число не включаются красная строка и пробел между словами, которые тоже могут считаться знаками пунктуации, по своей значимости и функциональности. Такая неоднозначность в трактовке знаков тоже является признаком невербальности этого средства коммуникации.
Проблемы, поднятые в статье. Первые сигналы о том, что в письменную речь необходимо вести какие-то дополнительные знаки передачи информации начали появляться в начале XX века. В частности, в 1913 году Бодуэн де Куртенэ пишет о безуспешных попытках введения в письменную речь особого знака иронии (3). Там же он указывает на причины безуспешности этих попыток, связав их с особым, психическом оттенении произносимого, что, по его мнению, должно в корне отличать подобные знаки от традиционно применявшихся.
Исторически сложившаяся потребность письменной передачи информации, полностью отражающей как семантическую, так и коннотативную ее составляющие, получила новый импульс на современном этапе развития человеческого общества. Проблема введения изменений в письменную речь, обусловленных появлением новых технических возможностей, настоятельно требовала поиска путей ее решения. Единственным отличием письменной коммуникации от устной, в связи с устранением пространственных и временных границ посредством новых технических средств, стало только отсутствие достаточных средств передачи эмоциональной составляющей.
Из этого следует, что решением сложившейся ситуации могло стать только появление новых средств путем применения как самостоятельных единиц, так и их комбинированием, дающим возможность устранения этих недостатков. При этом следует учитывать разницу между понятиями функциональных единиц языка и семантических их сочетаний. Для подтверждения данного суждения Э.Сепир пишет: «Хотя
функциональными единицами языкового механизма являются фонемы, но истинными единицами языка как символического образования являются условные сочетания таких фонем» (4).
Тем не менее, сложившееся положение с письменной речью не устраивало человечество, вошедшее в XX век и, соответственно, получившее в нем небывалое ускорение информационной составляющей в социальной жизни общества. Затруднения в использовании смайликов, связанные с возросшим темпом передачи информации в Интернете, не соответствовали условиям сетевой письменной коммуникации и требовали каких-то новых решений. И оно появилось в довольно короткий срок.
Решение проблемы. Функцию отражения эмоционально-экспрессивного состояния взяли на себя смайлики интонационные. Как графические знаки, они, отличались большой гаммой смыслов и оттенков.
Упрощение применения средств коммуникативности привело в кратчайший срок к вытеснению с полей интернета, ранее использовавшихся символов. Анализ самых популярных эмодзи показывает, что наиболее востребованными из них оказались эмоционально окрашенные. Подобная избирательность обусловлена тем обстоятельством, что в письменной коммуникативности, как уже было отмечено, коммутирующим лицам не хватало именно невербальных средств, могущих передать эмоции, заложенные в передаваемых сообщениях.
Через два-три года произошло видоизменение смайликов; они превратились из символьных в графические и в готовом, иллюстративном виде обозначали необходимые эмоции, не требуя никакой предварительной подготовки. Эти графические символы получили название эмодзи. Следует отметить, что при бытовом использовании, обычно, люди не видят разницы между названиями смайлики и эмодзи. Однако в нашей работе, мы примем за смайлики, графическое представление лица «создающихся из текста, в основном, с помощью знаков препинания, букв и цифр, к примеру:-)» (5). Японское выражение «эмодзи» (emoji) буквально означающее «слово в картинке». представляют собой следующую ступень СНКК, (символы невербальных компонентов коммуникации) более подробно отражающих суть передаваемого сообщения и его коннотативную часть, чем смайлики, а также способных обозначить движение или состояние отправителя.
Динамика развития СНКК в социальных сетях Интернета имеет свои конкретные этапы становления. Исследование, проведенное американским научным центром Pew Research Center, выявило, что за период с 2009 по 2011 годы количество коротких сообщений, отправляемых ежедневно подростками, живущими в США, увеличилось в среднем на 20% и составило 60 сообщений в день. У категорий подростков 14-17 лет их число доходило до 100 сообщений в день (6). Учитывая короткий срок с
момента появления социальных сетей Интернета, такую динамику следует признать впечатляющей. Помимо внешних форм СНКК надо принимать во внимание и внутренние, качественные изменения в их применении.
Резюмируя вышесказанное, можно отметить следующие этапы в появлении СНКК:
виртуальные символы СНКК - это не современный вариант иконических написаний древности, так как, в основе своей, они выполняют коннотативную функцию, коренным образом меняющую их место и значение в процессе общения;
коннотативная функция СНКК определила многообразие форм их исследования, выразившееся в проявлении интереса к их изучению со стороны различных областей науки;
эволюцию СНКК с момента появления электронных форм коммуникации можно обозначить такой цепочкой: сокращение написания слов смайлики в виде пунктуационных знаков * эмодзи - мемы -анимоджи, мемоджи (7).
Использованные источники:
1. Бодуэн де Куртенэ Избранные труды по общему языкознанию: в 2 т. -М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963. - Т. 2. - С. 238-239. / 384 с.
2. Akhmedov, B. A. (2022). Use of Information and Communication Technologies in Higher Education: Trends in the Digital Economy. Ижтимоий фанларда инновация онлайн илмий журнали, 3(3), 71-79.
3. Akhmedov, B. (2022). Methodology of Teaching Informatics in Cluster Systems. International Journal of Innovative Research in Science Engineering and Technology, 77(4), 3485-3491.