Научная статья на тему 'Историческая перспектива феноменологии: Питер Бергер'

Историческая перспектива феноменологии: Питер Бергер Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
207
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
феноменология / Гуссерль / Питер Бергер / жизненный мир / интерсубъ-ективность / реификация / phenomenology / Husserl / Peter Berger / life-world / intersubjectivity / reification

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Елена Андреевна Тимощук

Термин φαινόμενον, «являющееся», был известен ещё по работам Платона, который ис-пользовал его для противопоставления явления и сущности вещи. Декарт создал основание для феноменологии в виде беспредпосылочности res cogitans или мыслящего бытия. И. Ламберт впервые стал использовать термин «феноменология» для обозначения дисциплины, изучающей модусы сознания, включая воображение, грёзы, кажимости. Фихте принадлежит изобретение интерсубъективности, исключительно важного концепта для социокультурной феноменологии. Кант построил свою теорию познания на оппозиции ноуменально и трансцендентально суще-ствующей «вещи-в-себе» и феноменальной «вещи-для-нас». Он также затрагивал проблемы эпистемических оснований убеждения, гносеологический статус веры. Если у Канта разум син-тезирует трансцендентальные формы, составляющие подлинное и независимое бытие, то «Фе-номенология духа» Гегеля раскрывает эволюцию форм сознания в своём движении к абсолют-ной идее. Гегель против агностицизма Канта, где вещь отделяется от её внутренней сути. Ге-гель полагает, что вещь может быть познана в многообразии своих манифестаций. Гуссерль вкладывает в феноменологию новый смысл. Для него она означает дескриптивный философ-ский метод работы с сознанием. Замысел Гуссерля заключался в том, чтобы преодолеть пози-тивистскую психологию и отмежеваться от неокантианства, не проводившем радикального различия между субъективным и объективным. Идеи Гуссерля затем проникли в область пси-хологии, педагогики, языкознания, искусствоведения и давно включились в ценностно-смысловое поле гуманитарного знания. М. Шелер – в этике, Ж. Гурвич, А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман – в социологии, Н. Гартман – в философской онтологии, Р. Отто, Э. Штейн – в фи-лософии религии и теологии, А. Койре – в философии науки применяли метод феноменологии и превратили феноменологию в одно из наиболее влиятельных течений гуманитарной мысли. П. Бергер расширил научные горизонты, заданные Гуссерлем, Ингарденом, Шюцем; обогатил культурными смыслами науки об обществе; предложил релевантные процедуры ин-терпретации социальных порядков; осуществил дальнейшую интеграцию социального и куль-турного в феноменологическом дискурсе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A HISTORICAL OUTLOOK ON PHENOMENOLOGY: PETER BERGER

The term φαινόμενον was already known from the works of Plato, who used it to contrast the phenomenon and the essence of a thing. Descartes created the backbone for phenomenology in the form of the res cogitans as fundamental principle. Johann Lambert first began to use the name "phe-nomenology" to denote the discipline to study the modes of consciousness, including imagination, dreams, and appearances. Fichte has invented intersubjectivity, an extremely important concept for sociocultural phenomenology. Kant has built his theory of knowledge on the opposition of the noumenon ("thing-in-itself") and the phenomenal thing as it appears to an observer. He also touched upon the problems of the epistemic foundations of conviction, the epistemological status of faith. Whereas Kant's mind synthesizes transcendental forms that constitute a genuine and independent be-ing, Hegel’s phenomenology of the Spirit reveals the evolution of the forms of consciousness in its movement to the absolute idea. Hegel is against Kant's agnosticism, where the thing is separated from its inner essence. Hegel believes that a thing can be known in the variety of its manifestations. Husserl puts a new meaning into phenomenology. For him, it means a descriptive philosophical method of investigatine consciousness. Husserl's intention was to overcome positivistic psychology and dissoci-ate himself from neo-Kantianism, which did not make a radical distinction between the subjective and the objective. The ideas of Husserl then penetrated into the field of psychology, pedagogy, linguistics, art criticism, and other fields of social knowledge. Many intellectuals have applied it’s methodology: M. Scheler in ethics, G. Gurvitch, A. Schütz, P. Berger, T. Luckmann in sociology, N. Hartmann in philosophical ontology, R. Otto, E. Stein in philosophy of religion and theology, A. Koyre in the philosophy of science. These scholars explored the method of phenomenology and turned it into one of the most influential currents in humanities. P. Berger has expanded the scientific horizons set by Husserl, Ingarden, Schütz; enriched the cultural meanings of social science; proposed relevant proce-dures for the interpretation of social orders; carried out the further integration of the social and cultural in the phenomenological discourse.

Текст научной работы на тему «Историческая перспектива феноменологии: Питер Бергер»

человеческой жизни новых цифровых технологий, основанных на применении ИКТ, имеют два различных аспекта. С одной стороны, это вполне реальная, уже сейчас активно происходящая трансформация сферы услуг и системы управления, организации бизнеса за счет расширенного применения новых цифровых технологий. Вместе с тем, положительные экономические эффекты от таких изменений пока весьма ограничены и плохо масштабируются на макроуровень. Частный сектор коммерческих услуг, основанных на ИКТ, бурно развивается лишь при условии реального роста платежеспособного спроса и выпуска потребительских товаров. Таким образом, новые цифровые бизнесы обладают способностью поддерживать и ускорять имеющийся экономический рост, но никак не создают самостоятельный новый механизм генерации такого роста.

Понятия «четвертой промышленной революции» и «цифровой экономики» как основной её составляющей - это не столько концептуализация объективных процессов трансформации технологической сферы на основе широкого распространения ИКТ-инфраструктуры, сколько совокупность ряда мощных лоббистских проектов международного уровня, ставших ответом на крайне низкие темпы роста мировой экономики после мирового финансово-экономического кризиса 2007-2009 гг. Их цель за счёт запуска очередного хайп-цикла (характерного для высокотехнологичных рынков и рынков новых технологий) обеспечить приток частных и государственных инвестиций в сферу развития ИКТ-инфраструктуры, что, в конечном счете, должно привести к кардинальному изменению сферы мировых финансов, а также к масштабному расширению рынков микроэлектроники и дальнейшему перераспределению добавленной стоимости от производителей промышленных и потребительских товаров в пользу разработчиков программного обеспечения [Кошовец, Ганичев, 2018].

Литература

1. Кошовец, Ганичев, 2018 - Кошовец О.Б., Ганичев Н.А. Глобальная цифровая трансформация и её цели: декларации, реальность и новый механизм роста // Экономическая наука современной России. 2018. №4. С. 126-143.

2. Jovane et al., 2009 - Jovane F., Westkamper E., Williams D. The ManuFuture: Road towards Competitive and Sustainable. Berlin Heidelberg: Springer-Verlag, 2009. 260 p.

3. Kressel, Lento, 2007 - Kressel H., Lento T.V. Competing for the Future: How Digital Innovations Are Changing the World. N.Y.: Cambridge University Press, 2007. 442 p.

4. Manufacturing..., 2012 - Manufacturing: The Third Industrial Revolution // The Economist. April 21, 2012. URL: https://www.economist.com/leaders/2012/04/21/the-third-industrial-revolution (дата обращения: 10.02.2019)

5. Negroponte, 1995 - Negroponte N. Being Digital. Vintage Books, 1995. 256 p.

6. Schwab, 2015 - Schwab K. The Fourth Industrial Revolution. What It Means and How to Respond // Foreign Affairs. December 12, 2015. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/2015-12-12/fourth-industrial-revolution (дата обращения: 11.02.2019)

7. Schwab, 2017 - Schwab K. The Fourth Industrial Revolution. L,: Portfolio Penguin, 2017. 192 p.

8. Tapscott, 1997 - Tapscott D. The Digital Economy: Promise and Peril in the Age of Networked Intelligence. McGraw-Hill, 1997. 342 p.

9. World Economic Forum, 2015 - World Economic Forum. Deep Shift: Technology Tipping Points and Societal Impact with WEF. World Economic Forum, Center for Digital Strategies, 2015. URL: https://www.weforum.org/reports/deep-shift-technology-tipping-points-and-societal-impact (дата обращения: 13.02.2019).

УДК 303.01

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА ФЕНОМЕНОЛОГИИ: ПИТЕР БЕРГЕР

Елена Андреевна Тимощук

Кандидат философских наук, доцент Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Владимирский филиал

Термин 9oavo^£vov, «являющееся», был известен ещё по работам Платона, который использовал его для противопоставления явления и сущности вещи. Декарт создал основание для феноменологии в виде беспредпосылочности res cogitans или мыслящего бытия. И. Ламберт впервые стал использовать термин «феноменология» для обозначения дисциплины, изучающей модусы сознания, включая воображение, грёзы, кажимости. Фихте принадлежит изобретение интерсубъективности, исключительно важного концепта для социокультурной феноменологии. Кант построил свою теорию познания на оппозиции ноуменально и трансцендентально существующей «вещи-в-себе» и феноменальной «вещи-для-нас». Он также затрагивал проблемы

эпистемических оснований убеждения, гносеологический статус веры. Если у Канта разум синтезирует трансцендентальные формы, составляющие подлинное и независимое бытие, то «Феноменология духа» Гегеля раскрывает эволюцию форм сознания в своём движении к абсолютной идее. Гегель против агностицизма Канта, где вещь отделяется от её внутренней сути. Гегель полагает, что вещь может быть познана в многообразии своих манифестаций. Гуссерль вкладывает в феноменологию новый смысл. Для него она означает дескриптивный философский метод работы с сознанием. Замысел Гуссерля заключался в том, чтобы преодолеть позитивистскую психологию и отмежеваться от неокантианства, не проводившем радикального различия между субъективным и объективным. Идеи Гуссерля затем проникли в область психологии, педагогики, языкознания, искусствоведения и давно включились в ценностно-смысловое поле гуманитарного знания. М. Шелер - в этике, Ж. Гурвич, А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман - в социологии, Н. Гартман - в философской онтологии, Р. Отто, Э. Штейн - в философии религии и теологии, А. Койре - в философии науки применяли метод феноменологии и превратили феноменологию в одно из наиболее влиятельных течений гуманитарной мысли.

П. Бергер расширил научные горизонты, заданные Гуссерлем, Ингарденом, Шюцем; обогатил культурными смыслами науки об обществе; предложил релевантные процедуры интерпретации социальных порядков; осуществил дальнейшую интеграцию социального и культурного в феноменологическом дискурсе.

Ключевые слова: феноменология, Гуссерль, Питер Бергер, жизненный мир, интерсубъективность, реификация.

A HISTORICAL OUTLOOK ON PHENOMENOLOGY: PETER BERGER

Elena Andreevna Timoschuk

PhD in Philosophy, Associate Professor Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Vladimir branch

The term 9aivo^evov was already known from the works of Plato, who used it to contrast the phenomenon and the essence of a thing. Descartes created the backbone for phenomenology in the form of the res cogitans as fundamental principle. Johann Lambert first began to use the name "phenomenology" to denote the discipline to study the modes of consciousness, including imagination, dreams, and appearances. Fichte has invented intersubjectivity, an extremely important concept for sociocultural phenomenology. Kant has built his theory of knowledge on the opposition of the noumenon ("thing-in-itself') and the phenomenal thing as it appears to an observer. He also touched upon the problems of the epistemic foundations of conviction, the epistemological status of faith. Whereas Kant's mind synthesizes transcendental forms that constitute a genuine and independent being, Hegel's phenomenology of the Spirit reveals the evolution of the forms of consciousness in its movement to the absolute idea. Hegel is against Kant's agnosticism, where the thing is separated from its inner essence. Hegel believes that a thing can be known in the variety of its manifestations. Husserl puts a new meaning into phenomenology. For him, it means a descriptive philosophical method of investigatine consciousness. Husserl's intention was to overcome positivistic psychology and dissociate himself from neo-Kantianism, which did not make a radical distinction between the subjective and the objective. The ideas of Husserl then penetrated into the field of psychology, pedagogy, linguistics, art criticism, and other fields of social knowledge. Many intellectuals have applied it's methodology: M. Scheler - in ethics, G. Gurvitch, A. Schütz, P. Berger, T. Luckmann - in sociology, N. Hartmann -in philosophical ontology, R. Otto, E. Stein - in philosophy of religion and theology, A. Koyre - in the philosophy of science. These scholars explored the method of phenomenology and turned it into one of the most influential currents in humanities. P. Berger has expanded the scientific horizons set by Husserl, Ingarden, Schütz; enriched the cultural meanings of social science; proposed relevant procedures for the interpretation of social orders; carried out the further integration of the social and cultural in the phenomenological discourse.

Keywords: phenomenology, Husserl, Peter Berger, life-world, intersubjectivity, reification.

Феноменологическая легитимация развития общества в его символическом универсуме обнаруживает отсутствие виноватых, но большое количество пострадавших от реализации социально опасных идей, основанных на дискриминации, говорит об обратном. Социум генерирует и транслирует большой фонд идей, некоторые из которых могут оказаться востребованными в кризисные моменты развития общества. Самые маргинальные концепции канализируются в доминантные дискурсы, когда идёт деконструкция традиционных институтов. Легитимация насилия - это механизм выживания и защиты, реализуемый коллективным бессознательным. Прояснением социальной повседневности, её археологией и генетикой и занимались Питер Бергер и его напарник Теодор Лукман.

Смыслы (предметности) Гуссерля развиваются до множественности коннотаций (смыслов) у его уче-

ника Э. Левинаса, запускающих автокоммуникацию и внутренний диалог. В экзистенциализме, течении, близком к феноменологии, смыслы приобретают значение модусов существования; Другие превращаются из чужих в локализованные смысловые домены. Структурализм говорит о механике смыслов, их дискретности и способности к сборке новых смыслов, о способности структур к смыслопорождению.

Феноменолог А. Шюц дал очень точное описание социокультурной реальности, назвав её «мир, светящийся смыслом». Возможно, с подачи феноменологии, смыслополагание сегодня понимается во множественном числе, говоря о «территории смыслов», «поиске новых смыслов в экономике». Смысл становится плюральным, парциальным и текучим.

Жизненный мир по П. Бергеру, - это finite province of meaning, убежище смыслов, пристанище повседневности. Это пространство, где есть место пониманию и подвигу для своих. Повседневность получает высокий статус, благодаря включенности индивида в этот мир и способности переходить от одной повседневности к другой. Интенциональность подобна фонарю, освещающему разные аспекты реальности, подручные в настоящий момент для индивида. Своя повседневность признаётся нормальной, не нарушающей пределов здравого смысла. И те, кто разделяют этот жизненный мир, получают особый статус. В то время как иные, молчаливое большинство, погруженное в свою повседневность, маркируется как нейтральное. А те, кто покушается на стабильность жизненного мира, оцениваются как враги.

Актуализация Другого возвращает нас к концепции конкретизации Ингардена, который на примере художественного произведения показал, что это не только совокупность сказанного, но и сумма минус стратегий, остающихся за кадром, но подразумеваемых. Так и в социальной жизни, огромное количество процессов происходит за спиной субъекта и для того, чтобы столкнуться с ними, должна включиться его интен-циональность. Без интереса к иной повседневности, интенциональность остаётся в сумерках. В этом контексте учёный-гуманист - это тот, кто стремиться свести горизонты повседневности в более широкую панораму, сделать из множества разрозненных индивидуальных набросков обобщённую социальную конструкцию.

Гуссерлевская идея трансцендентального сознания оказалась очень продуктивной. Бергер продолжил нас убеждать, что реальность и знание, особенно общественные знания, не совпадают. Он поддерживает феноменологический метод онтологизации (реификации) социальных явлений. Позитивизм и редукционизм игнорируют важные смыслы и не понимают природы социальной реальности, они отбрасывают ценностно -смысловые предметности как гипостазированные. Бергер также отвергает опредмечивающее гипостазиро-вание. Ценностно-смысловые предметности, идентичности - всё это возникает на стыке жизненных миров, на границе контакта индивидуума и общества. Эти интенциональные сущности не имеют независимого существования.

Воспроизводство общества на новом этапе развития, его сборка становится для индивидов жизненным проектом. Интернализация жизненных миров родителей происходит при первичной социализации, при вторичной расширяется зона контактов с множеством чужих умвельтов.

Экстериоризация - созидание из интенциональных объектов учреждений, институтов. Это не просто оформленные юридические лица, а исторические интенциональные умвельты. Так, каждое государство - это целый мифопоэтический жизненный мир со своей мечтой. До тех пор, пока в нём есть творческая сила генерировать достижимую рациональную утопию, живо и государство. Чем больше масштаб мифа жизненного мира, тем больше государство. В XX веке противостояние шло между капиталистическим мифом США и социалистическими утопиями СССР. Сегодня идёт обновление мифологем демократии и рынка. Китай генерирует гибридный проект традиции и новации. Так идеология становится легитимацией символического порядка. Социокультурная модель идеологии интерпретирует политические процессы как означивание индивидуального жизненного мира внутри институциональных механизмов. Сам Бергер критиковал как капитализм, так и радикальный социализм [Бергер, 1976].

В силу сложности овещивания действительности и множества пересекающихся и конкурирующих социокультурных проектов, между ними неожиданно устанавливаются связи и переходы, что интерпретируется наблюдателем как парадокс, шок, игра разума, ирония бытия, мистика. «С восхитительным постоянством морализаторы воспроизводят последствия, диаметрально противоположные их собственным намерениям. Пацифист дает начало войне, бунтовщик - тирании, пуританин - распущенности» [Бергер, 1996, с. 5].

Вторая область, где Бергер плодотворно развил феноменологические идеи, - это религиозное сознание и такие социальные эпифеномены верований, как секуляризация, институциализация религии, нетрадиционная религиозность, светская культура как инобытие христианства. Модернизация автоматически означает уменьшение влияние религиозных институтов. Что происходит со священной завесой?

Хотя трансцендентный план бытия как значимая реальность отсутствует или далек от горизонтов повседневной жизни для доминирующего количества граждан, не испытывающих никакого дискомфорта от этого, несмотря на эту уничтожительную для религии констатацию, П. Бергер снова и снова доносил до внимания своей аудитории, что будет ошибкой утверждать, будто трансцендентные сигналы потеряли значимость для всех людей.

Бергер придал импульс многим поколениям исследователей изучать с энтузиазмом и оптимизмом общество как живую духовную реальность. Его работы стали сплавом социокультурной феноменологии и секулярной теологии здравого смысла и консерватизма. Социальный конструкционизм - это не умаление и не тривилизация общественной жизни, а манифест коллективному творческому воображению. Идеи Бергера чрезвычайно эвристичны и более адекватны современной сложной социодинамике. Его социокультурная

феноменология наиболее системно и точно описала индивидуальное и общественное бытие, во многом интегрировав достижения Гуссерля, Ингардена и Шюца, а концепция жизненного мира хорошо коррелирует с коммуникативным действием Ю. Хабермаса.

Литература

1. Бергер, 1996 - Бергер П. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива. М., 1996. 187 с.

2. Berger, 1976 - Berger P.L. Pyramids of Sacrifice: Political Ethics and Social Change. Anchor, 1976. 240 p.

3. Berger, 1990 - Berger P.L. The Sacred Canopy: Elements of a Sociological Theory of Religion. Anchor, 1990. 240 p.

УДК 165.5

ЭТИЧЕСКИЕ И ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В «ФИЛОСОФИИ ИНДУКТИВНЫХ НАУК»

ХЬЮЭЛЛА18

Антон Владимирович Долматов

Лаборант

Институт философии Российской академии наук

Статья посвящена исследованию связи между философией науки У. Хьюэлла и его этическими и теологическими работам. Хотя многие из его идей кажутся прообразами положений философии постпозитивизма (к примеру, теоретическая загруженность фактов), если их интерпретировать с учетом его же теологических и этических работ, станут заметны и важные различия. Основной движущей силой философии У. Хьюэлла является примирение современной науки и религии. В отличии от многих других мыслителей Викторианской эпохи, У. Хьюэлл не видел в науке угрозы для религии. Чтобы это доказать, среди прочего он приводит в пример полеоэтиологические науки, которые могут указать на необходимость первопричины, которой должен быть Бог. Очевидность этой аксиомы происходит из непредставимости «ряда взаимосвязанных событий, не имеющего начала». Также в статье показывается, как фундаментальная философская антитеза У. Хьюэлла, используемая в философии науки, применяется в этике (пример с оценкой рабства), построенной по образу дедуктивной теории. Далее взаимосвязь науки и теологии показывается на способах интерпретации спорных мест в Священном писании, противоречащих современной науке.

Ключевые слова: философия науки, этика, теология, Хьюэлл, наука, религия, Викторианская эпоха.

ETHICAL AND THEOLOGICAL IDEAS IN WHEWELL'S PHILOSOPHY OF INDUCTIVE SCIENCES

Anton Vladimirovich Dolmatov

Assistant Institute of Philosophy RAS

The paper considers the link between Whewell's philosophy of science and his ethical and theological works. Although many of his ideas can be seen as predecessors of post-positivist philosophy, if they are interpreted with the regard to his theological end ethical works, a striking difference will become apparent. The main driving force of his philosophy is a reconciliation of contemporary science with religion. Unlike many other Victorian thinkers, Whewell saw no threat to religion on behalf of science. In order to prove this, Whewell indicated how palstiological sciences could indicate the necessity of a First Cause, which must be God. The evidence of this axiom lies in the impossibility of human minds to be satisfied with a series of causes and effects without a First Cause. It is also shown how Whewell's concept of facts-ideas distinction is both employed in his philosophy of science and his ethical writing, and how his ethical theory is based on deductive system.

Keywords: philosophy of Science, ethics, theology, Whewell, science, religion, Victorian era.

Наследие У. Хьюэлла, профессора моральной философии и декана Тринити-колледжа Кембриджского университета, в последнее время активно обсуждается в российском философском сообществе. В его

18 Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ. Проект N0 17-03-00812, «Рождение философии науки. Уильям Хьюэлл, круг общения и следствия для XX века».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.