Научная статья на тему 'Историческая память школьников Санкт-Петербурга'

Историческая память школьников Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
156
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историческая память школьников Санкт-Петербурга»

и вся пищеварительная система - размельчать, переваривать до удобоваримого молекулярного субстрата для питания Мозга, печень - очищает от токсических вредных для мозга веществ, поступающих в кровь из кишечника, сердце -перекачивать кровь в лёгкие для обогащения кислородом, а затем в мозг, почки -фильтровать кровь и выводить из неё шлаки, иммунная система- защищать мозг от инфекций окружающей среды и т.д. Всем понятен даже обычный житейский тезис - если Мозга нет (разрушен при травме или вследствие болезни) все остальные органы тела придаются земле за ненадобностью. А подвергая организм различным болезням, природа устраивает как бы эксперимент, который позволяет оценивать значимость каждого органа или системы организма. Детальный анализ патологических процессов является источником информации о тайнах его функционирования.

Гвоздиков Д.С.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ ШКОЛЬНИКОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Санкт-Петербургский государственный университет, факультет социологии,

den-gvozdikov@,vandex. ги

Сегодня молодежь оказывается в центре влияния нескольких культурных трендов и одинаково вовлечена в процессы глобализации и национальногосударственного строительства. Конструкция национальной идентичности молодежи оказывается важной для государственного строительства и мобилизации людей для национальных проектов. Контроль над влиянием трендов на молодежь государственные акторы осуществляют через дискурсивные практики в системе образования: создание образа национальной истории, национальных традиций и создание исторического образа идеальных граждан. Особую важность в таком контексте приобретает историческая память.

Под исторической памятью понимается совокупность привычных восприятий, представлений, суждений, мнений относительно событий, личностей и явлений исторического прошлого, рационализацию и осмысление прошлого1. Между тем историческая идентичность - это историческая память такого характера, в которой проявляется эмоциональный отклик по отношению к событиям, личностям и явлениям исторического прошлого в виде симпатии, антипатии, сочувствия, предпочтений одного из исторических акторов, предпочтений определенного

1 Феномен прошлого/ под ред. Савельева И.М., Полетаев А.В. М.: ГУ ВШЭ, 2005. С. 124-125.

развития национальной судьбы.

В ходе нашего исследования были опрошены учащиеся 10 и 11 классов общеобразовательных школ (66 чел.), контрольную группу составили ученики школы с углубленным изучением истории и литературы (33 чел.).

На основании исследования можно сделать определенные выводы о составе и характере социальной памяти и исторической идентичности респондентов.

Прежде всего, характер национальной историографии определяет характер исторической идентичности школьников. Так, значимым компонентом в исторической идентичности школьников являются события, ассоциируемые с Петром I, что связано с тем, что большинство опрошенных в первую очередь считает себя петербуржцами. С другой стороны, именно начиная с Петра I характер национальной истории, в изложении историографии, становится действительно национальным. Сформированный национальной историографией образ «золотого века» российской культуры, военных побед, территориальных приобретений привлекает симпатии респондентов.

Историческая идентичность школьников носит мозаичный характер, ревизии подвергаются события и персоналии, не связанные со значимыми компонентами национальной гордости.

Историческая идентичность не имеет гражданского характера. В составе исторической памяти нет ни новгородского вече, ни земских соборов или государственных дум. Центральные исторические образы, это, прежде всего: цари, вожди и президенты. Равноправное сообщество граждан нигде не фигурирует как актор национальной истории.

При этом протесты и революции, митинги 2011-2012 г. оцениваются как важные.

По данным исследования, историческая идентичность школьников включает такие характеристики, как склонность оправдывать или осуждать прошлое, хотя, в силу мозаичного характера идентичности, телеологический взгляд формируется вокруг определенных периодов и событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.