УДК: 316.65:94(47):351.858 DOI: 10.22394/2071-2367-2017-12-3-260-271
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ КАК РЕСУРС ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Проказина Н. В., Дорохова Ю.В., Хатнюк H.H.1
Сегодня, в эпоху сознательного конструирования представлений, знаний и эмоциональных оценок о событиях прошлого, имеющих решающее значение для развития страны, требуется пристальное внимание за источниками, методами и технологиями формирования исторической памяти. В современной России историческая память о Великой Отечественной войне является мощным ресурсом патриотического и гражданского развития.
Основные выводы и положения, сформулированные в статье, получены на основе использования комплекса социологических методов: анктеирования, традиционного и контент-анализа документов, анализа рисунков. Систематизация и обобщение авторских эмпирических исследований, выполненных в рамках гранта, и анализ вторичных исследований российских социологических организаций позволили выявить особенности формирования и трансформации исторической памяти, рассмотреть феномены воспроизводства и забывания. На воспроизводство исторической памяти о Великой Отечественной войне в первую очередь влияют современные СМИ, технологии и гаджеты. Поэтому для воспроизводства исторической памяти о Великой Отечественной войне целесообразно вести целенаправленную информационно-просветительскую деятельность посредством всех современных информационных технологий.
Ключевые слова: историческая память, Великая Отечественная война, воспроизводство исторической памяти, трагические воспоминания, мемориальные соображения, патриотическое воспитание.
HISTORICAL MEMORY OF THE GREAT PATRIOTIC WAR AS A RESOURCE OF PATRIOTIC AND CIVIL EDUCATION
PROKAZINA N. V. - Doctor of Sociological Sciences, Docent, Head of the Department of Sociology and Psychology of Management, Central Russian Institute of Management - branch, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]
DOROKHOVA Y.V. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Sociology and Information Technologies, Central Russian Institute of Management - branch, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), email: [email protected]
KHATNYUK N.N. - Postgraduate student of the Department of Sociology and Information Technologies, Central Russian Institute of Management - branch, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), е-mail: [email protected]
Проказина Наталья Васильевна - доктор социологических наук, доцент, Среднерусский институт управления - филиал, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, адрес: 302028, Россия, г. Орёл, б. Победы, д. 5а, e-mail: [email protected]
Дорохова Юлия Викторовна - кандидат социологических наук, доцент, Среднерусский институт управления -филиал, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, адрес: 302028, Россия, г. Орёл, б. Победы, д. 5а, е-mail: [email protected]
Хатнюк Наталья Николаевна - аспирант кафедры социологии и информационных технологий, Среднерусский институт управления - филиал, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, адрес: 302028, Россия, г. Орёл, б. Победы, д. 5а, е-mail: [email protected]
Today, in the era of conscious construction of ideas, knowledge and emotional assessments of past events that are crucial for the development of the country, it is necessary to pay close attention to the sources, methods and technologies of the formation of historical memory.
In modern Russia, the historical memory of the Great Patriotic War is a powerful resource of patriotic and civil development.
The main conclusions and provisions formulated in the article are obtained on the basis of the use of a complex of sociological methods: antechiation, traditional and content analysis of documents, analysis of drawings. Systematization and generalization of author's empirical studies carried out within the framework of the grant and analysis of secondary studies of Russian sociological organizations made it possible to identify the features of the formation and transformation of historical memory, to consider the phenomena of reproduction and forgetting.
The reproduction of historical memory of the Great Patriotic War is primarily influenced by modern media, technology and gadgets. Therefore, for the reproduction of the historical memory of the Great Patriotic War, it is expedient to conduct targeted information and educational activities through all modern information technologies.
Keywords: Great Patriotic War, reproduction of historical memory, tragic memories, memorial considerations, patriotic upbringing.
Великая Отечественная война занимает особое место в истории России ХХ века и является мощным стимулом для изучения исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны, выявления особенностей ее формирования и функционирования. Особенно актуально сегодня стоят вопросы о том, что мы знаем о войне, что помним, какие чувства испытываем, вспоминая трагический, но и героический период развития страны. Эти знания, оценки и эмоциональный фон составляют неотъемлемый ресурс патриотического и гражданского развития. Основные положения и выводы, изложенные в данной статье, основаны на результатах, полученных в процессе работы над грантом «Воспроизводство исторической памяти о Великой Отечественной войне в общественном сознании жителей Беларуси и России: сравнительный анализ»1.
В российском историческом сознании вторая мировая война занимала и занимает особое место. Несмотря на то, что историческая память о войне подверглась и подвергается регулярным, настойчивым атакам как изнутри страны, так и извне, историческое сознание демонстрирует значительную устойчивость (таблица 1).
Таблица 1 - Распределение ответов на вопрос «Собираетесь ли Вы праздновать День Победы?» (в %)2
Table 1 - Distribution of answers to the question «Are you going to celebrate Victory Day» (in%)
Вариант ответа 1995 2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Собираются праздновать 82 67 71 75 72 65 70 70 65 63 76
1 Научный проект РГНФ № 14-23-23500 «Воспроизводство исторической памяти о Великой Отечественной войне в общественном сознании жителей Беларуси и России: сравнительный анализ».
2 Левада-центр [Электронный ресурс] - и^: http://www.levada.ru/2017/05/05/deklaratsii-o-dohodah-chinovnikov/ (дата обращения: 13.06.2017).
Представления о Великой Отечественной войне в общественном сознании занимают особое место. Образы о войне, возникающие в сознании граждан, затрагивают различные аспекты. Согласно данным исследований как среди белорусских, так и российских респондентов, ВОВ ассоциируется с победоносным событием, а более точно - с «Великой победой наших отцов и дедов» - 36,9% и 38,2% соответственно.
Весь послевоенный период память о второй мировой войне являлась областью идеологических столкновений и попыток переписать историю в угоду геополитическим и иным интересам стран Запада. Причина идейных столкновений заключается в ее особой значимости для целого ряда военных и послевоенных поколений. Великая Отечественная война рассматривается как позитивная символическая ценность во всех поколениях россиян, является одной из немногих опор национального самосознания, стимулируя единение и мобилизацию народа для конструктивного развития.
Далее фиксируют некоторые отличия среди выборочных совокупностей относительно других вариантов интерпретации ВОВ. Фактически треть российских респондентов рассматривают войну как героический подвиг советского народа, и только четверть опрошенных с белорусской стороны придерживается аналогичной позиции.
Достаточно высок процент среди белорусов, в отличие от россиян, которые интерпретируют войну как событие, имеющее негативную окраску, в частности «трагическое событие, унесшее жизни многих людей» (22,4%) и «тяжелое испытание для белорусского народа» (7,5%). Как оказалось, рассмотрение ВОВ в глобальном контексте как наиболее значимое событие в истории ХХ века и в контексте конкретного государства - одна из множества войн в истории Беларуси/России, особым образом не актуализировано в сознании респондентов обозначенных выборок (табл.2).
Таблица 2 - Представления о ВОВ в общественном сознании жителей Беларуси и Орловской области (в %)
Table 2 - Representations about the Second World War in the public consciousness of the inhabitants of Belarus and the Orel region, (in%)
Варианты интерпретации Великой Отечественной войны Выборочная совокупность (Республика Беларусь) Выборочная совокупность (Орловская область)
Великая победа наших отцов и дедов 36,9 38,2
Героический подвиг советского народа 25,0 29,6
Трагическое событие, унесшее жизни многих 22,4 16,7
людей
Тяжелое испытание для белорусского/русского 7,5 2,8
народа
Наиболее значимое событие в истории ХХ века 4,3 6,6
Одна из множества войн в истории 2,2 5,3
Беларуси/России
Другое 1,0 -
Затрудняюсь ответить 0,7 0,6
Итого 100,0 100,0
Социологическое исследование «Воспроизводство исторической памяти о Великой Отечественной войне в общественном сознании жителей Орловской области». Исследование проводилось в сентябре-октябре 2014 г.1
Представления о ВОВ в общественном сознании сопрягаются в той или иной мере с эмоциональной составляющей, другими словами, с теми чувствами, которые вызывает данный исторический факт у населения. В разработанном инструментарии перечень вариантов затрагивал различные аспекты эмоциональных переживаний - позитивной и негативной направленности (табл. 3).
Таблица 3 - Распределение вариантов ответов на вопрос: «Какие чувства Вы испытываете в связи с 70-летием освобождения Беларуси/России от немецко-фашистских захватчиков?» (в %)
Table 3 - Distribution of answers to the question: «What do you feel in connection with the 70th anniversary of the liberation of Belarus / Russia from the Nazi invaders» (in%)
Варианты ответов Выборочная совокупность (Республика Беларусь) Выборочная совокупность (Орловская область)
Чувство благодарности участникам войны, спасшим страну от порабощения 38,9 40,8
Чувство гордости за страну, победившую фашизм 18,6 27,3
Чувство горечи за огромные жертвы, понесенные нашим народом 12,1 12,9
Чувство радости от того, что живу в мирное время 15,5 12,2
Чувство унижения за сегодняшнее нищенское положение страны-победительницы 6,4 2,2
Другое 2,1 -
Затрудняюсь ответить 6,4 4,7
Итого 100,0 100,0
1 Метод исследования - формализованное интервью по месту жительства. Объем выборочной совокупности -1100 чел.; Социологическое исследование «Историческая память о Великой Отечественной войне в общественном сознании жителей г. Орла», n = 404 респондента, проживающих в г. Орле. Выборка репрезентативна по полу, возрасту, сфере занятости. Опрос проведен в феврале 2014 г.; Социологическое исследование «Историческая память о Великой Отечественной войне в общественном сознании жителей г. Орла» n = 404 респондента, проживающих в г. Орле. Выборка репрезентативна по полу, возрасту, сфере занятости. Опрос проведен в июле 2014 г.; Социологическое исследование «Память о Великой Отечественной войне в общественном сознании жителей Республики Беларусь», n = 2099 респондентов, проживающих в Республике Беларусь. Опрос проведен ИС НАН Беларусь по национальной репрезентативной выборке в 2013 г..
Таким образом, память о войне ассоциируется с Победой и героическим подвигом народа. Положительно окрашенные чувства - чувства благодарности участникам войны - вызывают у респондентов события празднования 70-летия осовбождения Беларуси/России от немецко-фашистских захватчиков.
Воспроизводство исторической памяти о ВОВ связано с феноменом забывания. Исследование показало, что наиболее распространенными являются три типа забывания.
1. Яркими примерами репрессивного стирания как типа забывания выступают факты целенаправленного отказа от памяти о Великой Отечественной войне в Грузии и Латвии. Переписывание истории Великой Отечественной войны, создание новых политически конъюнктурных образов героев в Украине с целью формирования новой идентичности привели к гражданскому конфликту, а не к нахождению новой национальной идентичности.
2. Показательным примером забывания как оскорбленной тишины является замалчивание факта бомбардировок Дрездена и его восстановления советскими войсками.
3. Роль забывания в интерпретации событий Великой Отечественной войны наиболее отчетливо демонстрирует динамика результатов опросов общественного мнения французов о том, кто внес наибольший вклад в победу над Германией во второй мировой войне. Если в 1945 году большинство французов считали, что СССР победил Гитлера, а США в этом ему лишь помогали, то через 60 лет их потомки убеждены в обратном. Четко проявляется феномен «забывания как основания новой идентичности». Этот фактор является одним из определяющих в повышении роли США, оказывающих сегодня влияние на страны Европейского союза1.
Рисунок 1 - Представления французов о победителе во Второй мировой войне (в %) Figure 1 - Ideas of the French about the winner in the Second World War (in%)
Следует признать, что этот процесс начался еще в 1945 году. Приходится констатировать, что и сегодня эта работа носит достаточно системный характер. Рассмотрим основные источники формирования социальных представлений о Великой Отечественной войне. Наши исследования показали, что есть «вечные книги», которые любимы и знакомы как молодежи, так и более старшему поколению (табл. 4), такие как «А зори здесь тихие», «Судьба человека» и др.
1 Воспроизводство исторической памяти о Великой Отечественной войне в общественном сознании жителей Беларуси и России: сравнительный анализ. Коллективная монография. Под общ. ред. Н. В. Проказиной. -Орел: «Издательство ОФ РАНХиГС». - 2014.
Таблица 4 - Распределение вариантов ответов на вопрос: «Какая книга о событиях Великой Отечественной войне помогла Вам сформировать представление о войне?»
Table 4 - Distribution of answers to the question: «Which book about the events of the Great Patriotic War helped you to form an idea of the war?»
Варианты ответов Проценты
Судьба человека 8,2
Учебник истории 6,1
Василий Теркин 5,9
А зори здесь тихие 5,7
Завтра была война 3,4
Молодая Гвардия 2
Жизнь и судьба 1,5
Война и мир 1,2
Другие 22,2
Затрудняюсь ответить 43,6
Но на формирование социальных представлений молодого поколения в большей степени влияние оказывает учебник истории, что еще раз указывает на высокую степень ответственности за качественное историческое образование и значимость высоких требований к содержанию школьных учебников. Аналогичная ситуация просматривается и при анализе кинематоргафа как источника формирования представлений о Великой Отечественной войне (табл. 5).
Так, фильмы «Семнадцать мгновений весны», «Без права на ошибку», «В бой идут одни старики» более значимы для зрелого поколения, но молодежь в большей степени смотрит фильмы, созданные в последнее время: «Сталинград», «Мы из будущего», «Туман».
Приходится констатировать, что в СМИ складывается ситуация, когда трансформируются и радикально пересматриваются события и итоги Великой Отечественной войны. Однако и сегодня существует ряд устойчивых стереотипов и установок относительно целостной картины восприятия военной истории и героев войны. На вопрос о том, следует ли сохранять память и знания о Великой Отечественной войне, 80,2% опрошенных считают обязательным сохранение памяти; 18,1% респондентов считают, что знания нужно сохранить по возможности. 1,7 % опрошенных не считают нужным сохранять знания о ВОВ. Радует, что чувство осознания необходимости сохранения памяти о войне присуще всем возрастным группам населения г. Орла. Однако обращает на себя внимание, более попустительская позиция по этому вопросу возрастной группы от 31 до 45 лет. Наверное, это связано с тем, что это как раз поколение 90-х, выросшее в годы слома идеологических основ.
Детальный углубленный анализ основных источников формирования исторической памяти показал, что сегодня идет принципиально новый этап сохранения и воспроизводства памяти о Великой Отечественной войне1.
Активно используются новые каналы и технологии для воспроизводства исторической памяти и формирования представлений о Великой Отечественной войне.
1 Проказина Н. В., Старых Н. П. Коммуникативная память о Великой Отечественной войне: теоретические подходы и социальная практика // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - № 5 (35). - С. 35-43.
Наиболее показательным явялется рисунок смартфона на экране которого воспроизводится песня Л.Лещенко «День Победы», так как в нем в концентрированном виде собраны:
- символ Победы (песня «День Победы», исполняемая Львом Лещенко),
- символика Великой Отечественной войны и Советской Армии (красная звезда),
- военная техника (танки),
- мобильный телефон как современный способ передачи знаний и представлений, формирующий социальные установки.
Таблица 5 - Распределение ответов на вопрос: «Какой фильм о событиях ВОВ Вы считаете достойным просмотра в зависимости от возраста?»
Table 5 - Distribution of answers to the question: «What movie about the events of the Second World War do you consider worthy of watching depending on the age?»
Ваш возраст:
18-30 31-45 46-60 61 и старше
Семнадцать мгновений весны 3,1 6,8 9,2 10,6
А зори здесь тихие 5,2 6,8 8,3 8,5
Батальоны просят огня - 1,9 - -
Без права на ошибку 1,0 1,9 0,9 1,1
Берлин - 4,9 2,8 3,2
Блокада - 1,0 0,9 1,1
Брестская крепость - 1,9 - -
В бой идут одни старики 14,4 7,8 10,1 5,3
В июне 1941 2,1 1,9 - -
Великая война 2,1 - - -
Горячий снег 1,0 1,0 0,9 5,3
Ленинград 1,0 - - -
Мы из будущего 4,1 3,9 - -
Обратной дороги нет 1,0 1,0 1,8 1,1
Они сражались за Родину - 1,9 2,8 2,1
Освобождение 5,2 2,9 2,8 3,2
Офицеры 2,0 1,0 - -
Сталинград 11,3 3,9 4,6 -
Туман 2,1 1,0 2,8 -
Щит и меч 1,0 2,9 - 2,1
Рассмотрим особенности исторической памяти о Великой Отечественной войне как ресурса патриотического и гражданского воспитания, выделив основные особенности и ограничения. Анализ программ патриотического воспитания субъектов Российской Федерации, находящихся в свободном доступе. Большинство регионов имеют собственные программы - 64,5% или 55 субъектов (табл. 6).
Таблица 6 - Результаты контент-анализа программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации в субъектах РФ.
Table 6 - Results of the content analysis of programs of patriotic education of citizens of the Russian Federation in the entities of the Russian Federation
№ Мероприятия % упоминаний
1 Проведение фестивалей, посвященных ВОВ 6,7
2 Проведение конкурсов, посвященных ВОВ 6,5
3 Проведение конференций на темы ВОВ 5,7
4 Военно-спортивные игры 5,7
5 Подготовка региональных теле- и радиопрограмм 4,7
6 Выпуск книг, брошюр, буклетов и т.д. 4,7
7 Организация Всероссийской акции «Вахта памяти» 4,5
9 Проведение выставок, посвященных ВОВ 4,3
10 Проведение региональных совещаний организаторов патриотического воспитания образовательных учреждений 3,5
11 Проведение мероприятий по дальнейшему совершенствованию взаимодействия молодежных и ветеранских организаций 3,5
12 Всероссийские молодежно-патриотические акции «Георгиевская ленточка» под девизом «Мы помним, мы гордимся» 3,5
13 Региональные патриотические акции 3,5
14 Региональные встречи ветеранов и молодежи, посвященные Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов 3,2
15 Проведение мероприятий по совершенствованию работы с молодежными организациями: 3
16 Обновление и создание музейных экспозиций, приобретение музейного оборудования для музеев и музейных образований 3
17 Организация работы по благоустройству воинских захоронений и проведению поисковых работ в местах боев Великой Отечественной войны 3
18 Туризм по местам ВОВ 3
19 Подготовка и внесение нормативно-правовых актов субъектов РФ по патриотизму 2,8
20 Развитие банка информационных материалов по обеспечению патриотического воспитания граждан: 2,6
21 Фотовыставки по темам ВОВ 2,6
22 Проведение региональных журналистских конкурсов о ВОВ 2,4
23 Организация поощрения за достигнутые успехи в патриотическом воспитании граждан: 2,2
24 Автопробеги, велопробеги 2
25 Оказание помощи ветеранам ВОВ 2
26 Создание документальных фильмов о ВОВ 1,8
27 Создание сайта информационного сопровождения реализации региональных программ патриотического воспитания граждан в сети Интернет 1,8
28 Региональные слеты юных патриотов России «Равнение на Победу» 1,8
29 Создание координационного совета по патриотизму 1,2
30 Организация массовых театрализованных действий на полях ратных сражений и воинской славы России, реконструкций 1,2
31 Мониторинг состояния патриотического воспитания 1,2
32 Создание художественных фильмов о ВОВ 1
33 Проведение митингов, посвященных ВОВ 1
34 Создание видеофильмов и видеоархива воспоминаний участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов: 0,4
При этом в открытом доступе у 18,9% (шестнадцать субъектов) представлены программы с истекшим периодом реализации. Программа заявлена, но на нее нет ссылки у 3,5% (три субъекта Федерации). Не найдено исследователями программы у 12,9% (одиннадцать субъектов Федерации). Для контент-анализа мероприятий были отобраны только программы действующих субъектов, направленные на формирование исторической памяти, в ходе гражданско-патриотического воспитания.
Лидирующие положения занимают фестивали, конкурсы и конференции, посвященные памяти о Великой Отечественной войне, причем, как правило, в программах заявлено проведение не одного, а сразу нескольких мероприятий. Среди фестивалей следует отметить фестиваль любительских видеофильмов о Победе в Белгородской области или кинофестиваль «Во имя подвига Победы...» в Республике Марий-Эл.
Среди большого количества конкурсов, в том числе патриотических клубов, в Амурской области запланирован конкурс презентаций военно-патриотических клубов, а в Республике Марий-Эл - конкурс на лучший видеоролик о формах патриотического воспитания. В некоторых субъектах (Тюменская область, Республика Коми, Курская область) запланированы мероприятия по содействию развитию военно-прикладных и технических видов спорта. Интересно, что ряд субъектов запланировал проведение мониторингов по состоянию патриотического воспитания. В этой связи следует отметить социологическое исследование в Курской области «Быть патриотом — значит...».
Очень много в программах по патриотическому воспитанию мероприятий по изданию книг или иных материалов, посвященных памяти о войне. Тут следует упомянуть опыт Республики Саха (Якутия) по изготовлению 10 аудиосборников литературных произведений якутских писателей на военную тему, изданию книги «Воины-якутяне в битве под Москвой, прорыве блокады Ленинграда, на Курской дуге и штурме Берлина», изданию плакатов «Воины-якутяне в битве под Москвой», «Воины-якутяне и блокада Ленинграда», «Воины-якутяне в штурме Берлина».
Субъекты Федерации активно участвуют во Всероссийской молодежно-патриотической акции «Георгиевская ленточка», при этом они планируют и региональные акции. Отметим опыт Белгородской области по проведению областной акции «Алая гвоздика» по выращиванию рассады для озеленения памятников.
Мощным средством формирования общественного мнения являются СМИ, поэтому следует положительно отметить опыт г. Москвы, Республики Коми, Тюменской области, Курской области по размещению в средствах массовой информации социальной рекламы патриотической направленности.
По-прежнему среди мероприятий популярен туризм по местам Великой Отечественной войны, примечателен опыт Курской области по проведению экскурсий и походов по Северному и Южному фасам Курской дуги.
На наш взгляд, совсем мало используются столь популярные (прежде всего среди молодежи) авто- и велопробеги, посвященные великой дате. Интересны такие проекты, как легкоатлетическая эстафета Мира, посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне (Удмуртская Республика), лыжный поход «Красная гвоздика», посвященный Победе в Великой Отечественной войне (Кировская область).
Естественно, что ветеранов и участников Великой Отечественной войны с каждым годом становится все меньше, поэтому вопросы оказания помощи им весьма актуальные. Тем не менее подобные мероприятия заявлены в программах не столь часто, здесь отмечаем опыт Бурятии, Оренбургской области по активизации тимуровского движения, по оказанию помощи ветеранам и вдовам погибших и умерших участников Великой Отечественной
войны, участников локальных войн, опыт Республики Саха (Якутия) по организации выездной работы врачей республиканских ЛПУ для оказания медицинской помощи ветеранам Великой Отечественной войны и прошедшую в августе в г. Орле благотворительную акцию Первого канала и Научного Центра сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева РАМН «Солдатское сердце» для ветеранов Великой Отечественной войны.
Настораживает тот факт, что практически не запланированы мероприятия по сохранению материалов и архивов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Следует отметить опыт Республики Марий-Эл по оцифрованию редких краеведческих изданий.
Крайне мало мероприятий по созданию документальных и художественных фильмов о войне. Конечно, создание художественных фильмов - это дорогостоящее мероприятие. Однако следует отметить опыт российских и белорусских молодежных общественных организаций в этом направлении. Так, общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи» и молодёжное движение «НАШИ» (Российская Федерация) реализуют проект «Мой фильм о войне». Суть проекта в создании молодыми людьми небольшого фильма об участнике Великой Отечественной войны.
Опыт Республики Марий-Эл вообще заслуживает внимания по целому ряда мероприятий. Интерес вызывает разработка программ повышения квалификации на основе использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности организаторов патриотического воспитания.
Следует отметить хорошую проработанность программ по патриотическому воспитанию таких субъектов, как Татарстан, Коми, Марий-Эл, Дагестан, Саха (Якутия), Бурятия, Курская, Владимирская и Новгородская области.
В целом можно сказать, что в субъектах РФ уделяется достаточно много внимания развитию патриотизма на основе формирования исторической памяти. Есть регионы, которые отмечаются высокой степенью проработанности программ, есть содержащие лишь общие моменты. На наш взгляд, следует отметить некоторую стабильность в программах без учета исторических и социальных особенностей территорий. Крайне ограниченны предложения по использованию Интернет-пространства, мало используются новые формы, такие как исторические реконструкции.
В современных условиях наиболее интересный результат, позволяющий оценить содержание и специфику исторической памяти о Великой Отечественной войне, мы получили благодаря использованию метода анализа рисунков1, позволяющего проследить результаты патриотического и гражданского воспитания.
Анализ рисунков наглядно продемонстрировал множественность проявлений и изменчивость уровней различения исторической памяти о Великой Отечественной войне. Это проявляется как на сюжетно-содержательном, так и на эмоциональном уровнях.
Основное представление о войне, сформированное у современных школьников, имеет ярко выраженный технократический характер. В первую очередь это танки. Существенная часть рисунков содержит изображения самолетов. На рисунках военная техника представлена не только в разнообразных ракурсах и сюжетах, но и выступает как преобладающий символ войны. Основным фактором, влияющим на формирование данных представлений, является активное распространение современных компьютерных игр, как
1 Контент - анализ рисунков был проведен на основе организованного конкурса детских рисунков. Всего собрано 352 рисунка, выполненных учениками школ г. Орла, Орловской области, г. Москвы и г. Минска.
было отмечено выше. Следовательно, государство может выступать заказчиком сюжетных военно-патриотических игр, обеспечивающих воспроизводство и сохранение исторической памяти.
Символами войны и Победы выступают Георгиевская ленточка, ордена и медали. Можно сделать вывод о том, что проводимая кампания «Георгиевская ленточка» позволила прочно закрепить в историческом сознании ассоциацию «Победа - Георгиевская ленточка». Цветовая гамма рисунков, их композиция и построение свидетельствуют о трепетном и уважительном отношении к памяти о войне и Победе.
Символичным, на наш взгляд, является и изображение голубей как образа мира.
Память о войне транслируется и посредством памятных сооружений: памятников, мемориалов, «Вечного огня».
В исторической памяти прочно укореняются представления о событиях Великой Отечественной войны, тесно связанные с конкретной территорией и память о которых увековечена в мемориальных изображениях. Так, жители Орловской области чаще всего изображали сюжеты Орловско-Курской дуги, а белорусские школьники - мемориал «Хатынь».
Следует отметить, что на некоторых рисунках присутствуют тексты стихотворений и размышлений о войне. Все они пронизаны болью и осознанием горечи утрат. Но особенно хочется подчеркнуть выявленную тенденцию: страх и ужас войны переносятся на современность. Это проявляется в призывах «Хотим под мирным небом жить», «Не начинайте войны!».
На этом фоне хочется особенно выделить работы «Мы все славяне!», «Нет войне!». Складывающаяся внешнеполитическая ситуация не проходит бесследно и для исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны, которые на уровне символов и представлений тесно переплетаются с днем сегодняшним.
Основной эмоциональный фон составляют чувства гордости за страну, благодарности участникам и горечи от огромных жертв. Доминирующими установками являются героическая тематика и патриотизм. На уровне установок патриотизм и героическая тематика более концентрированно выражены у жителей Белоруссии.
Таким образом, на воспроизводство исторической памяти о Великой Отечественной войне в первую очередь влияют современные СМИ, технологии и гаджеты. Поэтому для воспроизводства исторической памяти о Великой Отечественной войне целесообразно вести целенаправленную информационно-просветительскую деятельность посредством всех современных информационных технологий.
Непосредственные носители памяти о войне уходят, а так как горизонт коммуникативной памяти не превышает срока жизни трех поколений, то от воплощения памяти в тех, кто выступает ее носителями и находит для нее новые употребления, во многом зависит не только содержание исторической памяти о Великой Отечественной войне, но и патриотические и гражданские чувства граждан России.
Библиография/Яе1егепсев:
1. Воспроизводство исторической памяти о Великой Отечественной войне в общественном сознании жителей Беларуси и России: сравнительный анализ. Коллективная монография / Под общ. ред. Н. В. Проказиной. - Орел: «Издательство ОФ РАНХиГС». - 2014. - 220 с.
2. Дорохова Ю. В., Ермолаева О. А., Филатова Е. К. Формирование патриотизма в молодежной среде (на материалах социологических исследований в г. Орле) // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - № 4. - С. 7-17.
3. Проказина Н. В. Социологический подход к изучению исторической памяти о Великой Отечественной войне // Казанская наука. - 2014. - № 7. - С. 201-204.
4. Проказина Н. В. Старых Н. П. Коммуникативная память о Великой Отечественной войне: теоретические подходы и социальная практика // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - № 5 (35). - С. 35-43.
1. Vosproizvodstvo istoricheskoi pamiati o Velikoi Otechestvennoi voine v obshchestvennom soznanii zhitelei Belarusi i Rossii: sravnitel'nyi analiz [Reproduction of historical memory of the Great Patriotic War in the public consciousness of the inhabitants of Belarus and Russia: a comparative analysis]. Kollektivnaia monografiia / Pod obshch. red. N. V. Prokazinoi. - Orel: «Izdatel'stvo OF RANKhiGS». - 2014. - 220 p. (In Russ.)
2. Dorokhova, lu. V., Ermolaeva, O. A., Filatova, E. K. (2014) Formirovanie patriotizma v molodezhnoi srede (na materialakh sotsiologicheskikh issledovanii v g. Orle) [The formation of patriotism in the youth environment (on the basis of sociological research in the city of Orel)] // Crednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences].. - № 4. - P. 7-17. (In Russ.)
3. Prokazina, N. V. (2014) Sotsiologicheskii podkhod k izucheniiu istoricheskoi pamiati o Velikoi Otechestvennoi voine [Sociological approach to the study of historical memory of the Great Patriotic War] // Kazanskaia nauka [Kazan Science]. - № 7. - P. 201-204. (In Russ.)
4. Prokazina, N. V. Starykh, N. P. (2014) Kommunikativnaia pamiat' o Velikoi Otechestvennoi voine: teoreticheskie podkhody i sotsial'naia praktika [Communicative memory of the Great Patriotic War: theoretical approaches and social practice] // Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences].. - № 5 (35). - P. 35-43. (In Russ.)