Научная статья на тему 'Средства массовой информации как источник формирования исторической памяти о Великой Отечественной войне'

Средства массовой информации как источник формирования исторической памяти о Великой Отечественной войне Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1588
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ВЕЛИКАЯ. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ / ВОЙНА / ИСТОЧНИКИ. ИНФОРМАЦИИ / УРОВЕНЬ ВОСПРОИЗВОДСТВА ИСТОРИЧЕСКОЙ / ПАМЯТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Старых Н. П.

В статье рассматриваются средства массовой информации, как источник формирования исторической памяти о Великой Отечественной, войне. Автор рассматривает, основные источники, информации о Великой Отечественной. войне; анализирует, современные возможности формирования исторической, памяти; приводит. результаты контент-анализа документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Средства массовой информации как источник формирования исторической памяти о Великой Отечественной войне»

УДК 316:[070:94(47).084.8]

Старых Н.П.,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и психологии управления, Член Российской социологической ассоциации, Член Российского общества социологов

X

ш с; со

с

>

о |_

о

X .0

X

О X X ш со н о

о.

<

о о

о ш со

Средства массовой информации как источник формирования исторической памяти о Великой Отечественной войне

В статье рассматриваются средства массовой информации как источник формирования исторической памяти о Великой Отечественной войне. Автор рассматривает основные источники информации о Великой Отечественной войне; анализирует современные возможности формирования исторической памяти; приводит результаты контент-анализа документов.

Ключевые слова: средства массовой информации, историческая память, Великая Отечественная война, источники информации, уровень воспроизводства исторической памяти.

Формирование исторической памяти о Великой Отечественной войне во многом обеспечивается средствами массовой информации. Средства массовой информации являются условием того, чтобы позднейшие поколения могли стать свидетелями давно уже прошедшего события, детали которого забыты. Они резко расширяют радиус принадлежности к числу современников. Благодаря материализации на носителях данных средства массовой информации обеспечивают живым воспоминаниям место в культурной памяти. Фотография, репортаж, мемуары и фильм архивируются в большом банке данных объективированного прошлого. Одна из задач СМИ — постоянно активизировать накопленные данные для устойчивого перевода информации в воспоминания.

Нельзя не отметить, что интерес населения России к событиям Великой Отечественной войны снижается. Так,

в 2004 году 90% населения России отмечали, что интересуются темой Великой Отечественной войны, а в 2014 году региональное исследование показало, что только 59,6% опрошенных интересует тема Великой Отечественной войны. 30,2% отметили, что они не интересуются, но и не игнорируют возможность получения информации о Великой Отечественной войне.

Половина опрошенного населения считает, что их уровень знаний о событиях Великой Отечественной войны находится на уровне школьного/ вузовского курса; 32,9% отмечают, что их объем знаний чуть выше среднестатистического.

Основными источниками информации о Великой Отечественной войне современные россияне называют (в порядке убывания): семью; учебные заведения; кинофильмы, театральные спектакли; художественную литературу; СМИ; встречи с ветеранами, музеи, воинские мемориалы; тематические кружки.

Непосредственные носители памяти о войне уходят, и поэтому, на наш взгляд, средства массовой информации в настоящее время становятся одним из основных источников формирования исторической памяти о Великой Отечественной войне.

С историей войны наши сограждане прежде всего соприкасаются благодаря просмотру фильмов: так, в течение последнего года 86% респондентов смотрели кино, посвященное событиям 1941 — 1945 гг. К военной литературе россияне обращаются значительно реже: о том, что читали в этот период книги о войне, сообщили только 30% опрошенных, и чаще это были пожилые люди (36% старше 60 лет), нежели 25-34-летние (21%).

В настоящее время достаточно острой проблемой становится иска-

жение исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны в общественном сознании жителей России и мирового сообщества. Для того чтобы не допустить пересмотра исторических событий 1941-1945 гг. необходимо рассказывать о событиях Великой Отечественной войны средствами массовой информации как на российском так и на международном уровне. В рамках поддерживаемого РГНФ научного проекта № 14-23-23500 «Воспроизводство исторической памяти о Великой Отечественной войне в общественном сознании жителей Беларуси и России: сравнительный анализ» проводился контент-анализ документов. Его целью было выявление уровня воспроизводства исторической памяти. Анализу были подвержены газеты федерального и регионального (орловские) уровня: Российская газета, Известия, Комсомольская правда, Независимая газета, Аргументы и факты, Орловская городская газета, Орловский вестник, Орловская среда. Выборка была сформирована из 450 номеров выбранных газет за периоды с 01.03.2013 — 30.06.2013 и 01.03.2014-30.06.2014 гг.

Анализ статей газет показывает, что события и факты, посвященные Великой Отечественной войне, находят свое отражение в данных периодических изданиях. Они носят информационный, безоценочный характер.

В статьях о Великой Отечественной войне нет анализа роли исторических фактов 1941- 1945 гг. для развития мирового сообщества ни относительно послевоенного мира, ни современного этапа, лишь описание современных мероприятий, имеющих отношение к ней.

Частота публикаций в газетах по данной тематике становится выше в преддверии праздника Победы (9 мая

№ 4 (15) 2014 г.

105

X

ш с; со

с

>

О |_

О X .0

5

с

X

О X X ш со н о

о.

<

о о

X

н

о ш со

1945 г.). Статьи посвящены, как правило, описанию подготовки к празднику, выделению материальной помощи ветеранам Великой Отечественной войны.

В прессе федерального уровня за анализируемые периоды не представлено региональной специфики событий Великой Отечественной войны, если и встречаются упоминания о данных событиях, то связаны они прежде всего с Москвой.

В газетах регионального уровня встречаются публикации об участниках Великой Отечественной войны, их пути к Победе, а также об отдельных сражениях, но эти публикации единичны.

К особенностям анализируемых публикаций 2014 года можно отнести освещение проблем фашизма и нацизма на Украине.

В целом можно сделать вывод о том, что ни одна из анализируемых газет не ведет целенаправленной систематической работы по сохранению исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны. Нет отдельных тематических рубрик, посвященных этому событию, статей именно воспитывающего патриотического содержания, подчеркивающих ценность и важность этого исторического события для нашего государства в целом и для каждого гражданина отдельно. Нет материалов, которые были бы написаны для разных целевых аудиторий, для воспитания у каждой возрастной группы чувств гордости, патриотизма и сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне. Статьи о Великой Отечественной войне, как правило, не располагаются на первых полосах газетных изданий, чаще всего представлены одним рисунком, который занимает 1/5 статьи. Еще одной особенностью публикаций периодиче-

ских изданий является то, что всплеск публикаций в преддверии дня начала Великой Отечественной войны (22 июня 1941 г.) отсутствует.

Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о недостаточном освещении событий Великой Отечественной войны печатными средствами массовой информации.

Необходимо отметить, что вопросы, связанные с формированием исторической памяти, в последнее десятилетие все же достаточно актуальны, и все чаще проводятся проекты, призванные вовлечь граждан в осмысление истории своей страны. Примерами такого вовлечения являются проекты «Имя России» и «Имя Победы».

Проект «Имя России» был реализован в 2008 году. В рамках данного проекта была поставлена задача выяснить, кого из 500 названных историками личностей россияне считают наиболее значимыми с точки зрения исторических судеб нашей страны. В финале оказалось 12 исторических деятелей. Их рейтинг представлен в таблице 1.

Таблица 1 — Рейтинг персонажей

исторических

№ п/п Исторический деятель Место

1 Александр Не- 1

вский

2 П.А. Столыпин 2

3 И.В. Сталин 3

4 А.С. Пушкин 4

5 Петр I 5

6 В.И. Ленин 6

7 Ф.М. Достоев- 7

ский

8 А.В. Суворов 8

9 Д.И. Менделеев 9

10 Иван IV Грозный 10

11 Екатерина II 11

12 Александр II 12

Результаты данного проекта подтверждают высокую оценку вклада военных деятелей в историю нашей страны, но, несмотря на это, среди финалистов нет представителей (полководца, героя) Великой Отечественной войны, хотя события данного периода происходили относительно недавно.

Также примером участия средств массовой информации в формировании исторической памяти о Великой Отечественной войне является интернет-голосование в мультимедийном проекте-конкурсе «Имя Победы».

Данный конкурс проходил с 4 ноября 2013 по 9 мая 2014 года и был проведен Российским военно-историческим обществом и Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компанией при поддержке Министерства культуры РФ.

Целью проекта являлся выбор открытым общенародным голосованием полководца, который, по мнению жителей России, внёс наибольший вклад в историю военной славы России. Поскольку отечественная военная история богата славными именами полководцев, которых по праву можно назвать великими, российскими военными историками, простыми любителями и знатоками истории были отобраны сто великих полководцев, которые «вступили в борьбу» в открытом общенародном голосовании.

Рейтинг финалистов выстроился следующим образом.

1. Суворов Александр Васильевич

2. Жуков Георгий Константинович

3. Невский Александр Ярославич

4. Кутузов Михаил Илларионович

5. Рокоссовский Константин Константинович

6. Ушаков Федор Федорович

7. Нахимов Павел Степанович

8. Донской Дмитрий Иванович

9. Скобелев Михаил Дмитриевич

10. Ермолов Алексей Петрович

Результаты конкурса свидетельствуют о том, что из десяти финалистов, выбранных всенародным голосованием, два полководца являются «представителями» Великой Отечественной войны.

На наш взгляд, для осмысления истории своей страны граждан необходимо не только привлекать к участию в интернет-голосовании, но и в дальнейшем продолжать их развивать, освещая в средствах массовой информации не только результаты голосования, но и создавать телевизионные передачи для широкой аудитории, при этом учитывая возрастной диапазон потенциальной аудитории.

Проведенный анализ показывает, что сегодня идет принципиально новый этап сохранения и воспроизводства исторической памяти о Великой Отечественной войне. Активно используются новые каналы и технологии для формирования представлений о Великой Отечественной войне.

В СМИ складывается ситуация, когда трансформируются и радикально пересматриваются события и итоги Великой Отечественной войны.

Однако можно сделать вывод о том, что, средства массовой информации, являясь источником формирования исторической памяти о Великой Отечественной войне, не осознают своей социальной значимости в данном процессе, поскольку происходит снижение и интереса к событиям Великой Отечественной войны, и уровня знаний о событиях Великой Отечественной войны.

References

1. Prokazina N.V. Sociologicheskij podhod k izucheniju istoricheskoj pamjati o Velikoj otechestvennoj vojne, Kazanskaja nauka, 2014., № 7, p.p. 201 — 204.

№ 4 (15) 2014 r.

107

2. «Istoricheskaja pamjat' o Velikoj Otechestvennoj vojne v obshhestvennom soznanii zhitelej g. Orla» n = 404 respondenta, prozhivajushhih v g. Orel. Vyborka reprezentativna po polu, vozrastu, sfere zanjatosti. Opros proveden v ijule 2014.

Rukovoditel' — doktor sociologicheskih nauk, docent N.V. Prokazina

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Press vypusk № 2697. «Velikaja otechestvennaja vojna v rasskazah i ffl'mah» [e-resource]: http://wciom.ru/index (23.09. 2014)

4. URL: http://www.nameofvictory. ru/ (23.09.2014)

1 Меркушин В. И. Великая Отечественная война 1941 — 1945 годов в исторической памяти народа // Социология власти. — 2004. — № 6. — С. 58, 60.

2 Проказина Н.В. Социологический подход к изучению исторической памяти о Великой отечественной войне/Казанская наука. — 2014. — № 7. — С. 201 —204

3 «Историческая память о Великой Отечественной войне в общественном сознании жителей г. Орла», n = 404 респондента, проживающих в г. Орле. Выборка репрезентативна по полу, возрасту, сфере занятости. Опрос проведен в июле 2014. Руководитель — доктор социологических наук, доцент Н.В. Проказина.

4 Пресс-выпуск № 2697. «Великая отечественная война в рассказах и фильмах» [Электронный ресурс]: http://wciom.ru/index.php?id = 459&uid=114864 (23.09. 2014)

5 URL: http://www.nameofvictory.ru/ (23.09.2014) X 6 URL: http://www.nameofrussia.ru/ (23.09.2014) Ш

СО

< Starykh N.P. — Russian Presidential Academy of National Economy and Public E Administration, candidate of sociological sciences, Associate Professor of Sociology

О

О X

and Psychology of Management, Member of the Russian Sociological Association, member of the Russian Society of Sociologists, e-mail: [email protected] THE MEDIA AS A SOURCE OF FORMATION OF THE HISTORICAL £ MEMORY OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article considers the media as a source of formation of the historical memory of the Great Patriotic War. The author examines the main sources of information about the Great Patriotic War; analyzes the current possibilities of formation of historical I memory; gives the results of content — document analysis.

Keywords: media, historical memory, the Great Patriotic War, sources of

information, the level of reproduction of historical memory.

О X X Ш CO I-

о

Q.

<

О

о

о ш со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.