Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ МОЛОДЕЖИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГОДОВ: НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ЧУВАШИИ'

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ МОЛОДЕЖИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГОДОВ: НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ЧУВАШИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
79
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / СТУДЕНТЫ ЧУВАШИИ / ФАКТОРЫ И ЗНАЧЕНИЕ ПОБЕДЫ / THE GREAT PATRIOTIC WAR / HISTORICAL MEMORY / STUDENTS OF CHUVASHIA / FACTORS AND SIGNIFICANCE OF VICTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Григорьев Александр Дмитриевич, Карпов Алексей Валентинович, Харитонов Михаил Юрьевич

В статье рассмотрены некоторые элементы, отражающие состояние исторической памяти студентов Чувашии о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Для их выявления были использованы материалы эмпирического исследования, проведенного среди студентов вузов Чувашской Республики в марте 2020 г. Чувашским государственным институтом гуманитарных наук при участии отдельных авторов статьи. В ходе этого исследования в общей сложности было опрошено 324 студента пяти чебоксарских вузов. Полученные данные еще не были использованы в научных публикациях. С этой точки зрения они представляют оригинальный источник информации для анализа проблем по сохранению исторической памяти о Великой Отечественной войне среди учащейся и студенческой молодежи. В работе последовательно рассматривается уровень интереса студентов к военным событиям 1941-1945 гг., источникам информации об основных фактах, героях, выявляются мнения о значении комплекса факторов, сыгравших заметную роль в достижении победы над фашизмом. В результате обобщения данных, полученных в ходе эмпирического исследования, представлены различные мнения респондентов о значении победы СССР в Великой Отечественной войне. Полученные материалы показывают, что большинство студентов проявляют значительный интерес к событиям и фактам войны, правильно характеризуют источники, итоги и исторические последствия победы над гитлеровской Германией. Результаты проведенного исследования предоставляют возможность преподавателям вузов учитывать полученные данные в процессе организации эффективного использования различных источников по истории войны, применять полученные материалы не только в учебной, но и воспитательной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Григорьев Александр Дмитриевич, Карпов Алексей Валентинович, Харитонов Михаил Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL MEMORY OF THE YOUTH ABOUT THE GREAT PATRIOTIC WAR OF 1941-1945: ON THE EXAMPLE OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN CHUVASHIA

The article considers some elements that reflect the state of historical memory about the Great Patriotic war of 1941-1945 among the students of Chuvashia. To identify them, the authors used the materials of an empirical research conducted among students of higher educational institutions of the Chuvash Republic in March 2020 by the Chuvash State Institute of Humanities with the participation of individual authors of the article. In the course of this study, a total of 324 students from five Cheboksary higher educational institutions were interviewed. The data obtained have not yet been used in scientific publications. From this point of view, they represent an original source of information for analyzing the problems of preserving the historical memory about the Great Patriotic War among out-of-school youth and students. The paper consistently examines the level of students’ interest in the military events of 1941-1945, in the sources of information about the main facts and heroes and identifies opinions about the significance of a set of factors that played a significant role in achieving the victory over fascism. As a result of summarizing the data obtained in the course of an empirical research, different opinions of respondents about the significance of the USSR victory in the Great Patriotic war are presented. The obtained materials show that the majority of students show a considerable interest in the events and facts of the war, correctly characterize the sources, results and historical consequences of the victory over the Hitlerite Germany. The results of the study provide an opportunity for lecturers of higher educational institutions to take into account the data obtained in the process of organizing the effective use of various sources on the history of the war, to apply the materials obtained not only in educational work but in awareness-raising work as well.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ МОЛОДЕЖИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГОДОВ: НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ЧУВАШИИ»

DOI: 10.47026/1810-1909-2020-4-28-35

УДК [394.46:94(47+57)"1941/1945"]::378.4(470.344)-057.875 ББК Т3(2)622л6:Ч484.711.9(2Рос.Чув)

А.Д. ГРИГОРЬЕВ, А.В. КАРПОВ, М.Ю. ХАРИТОНОВ

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ МОЛОДЕЖИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГОДОВ: НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ЧУВАШИИ

Ключевые слова: Великая Отечественная война, историческая память, студенты Чувашии, факторы и значение победы.

В статье рассмотрены некоторые элементы, отражающие состояние исторической памяти студентов Чувашии о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Для их выявления были использованы материалы эмпирического исследования, проведенного среди студентов вузов Чувашской Республики в марте 2020 г. Чувашским государственным институтом гуманитарных наук при участии отдельных авторов статьи. В ходе этого исследования в общей сложности было опрошено 324 студента пяти чебоксарских вузов. Полученные данные еще не были использованы в научных публикациях. С этой точки зрения они представляют оригинальный источник информации для анализа проблем по сохранению исторической памяти о Великой Отечественной войне среди учащейся и студенческой молодежи. В работе последовательно рассматривается уровень интереса студентов к военным событиям 1941-1945 гг., источникам информации об основных фактах, героях, выявляются мнения о значении комплекса факторов, сыгравших заметную роль в достижении победы над фашизмом. В результате обобщения данных, полученных в ходе эмпирического исследования, представлены различные мнения респондентов о значении победы СССР в Великой Отечественной войне. Полученные материалы показывают, что большинство студентов проявляют значительный интерес к событиям и фактам войны, правильно характеризуют источники, итоги и исторические последствия победы над гитлеровской Германией. Результаты проведенного исследования предоставляют возможность преподавателям вузов учитывать полученные данные в процессе организации эффективного использования различных источников по истории войны, применять полученные материалы не только в учебной, но и воспитательной работе.

Историческая память формируется различными событиями. Некоторые из них важны для отдельных категорий людей, а другие - для всех граждан страны и даже населения всей планеты. Таким глобальным и трагическим явлением в истории человечества стала Вторая мировая война, важнейшей составляющей которой была Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Ее историография огромна, войне посвящены тысячи исследований, раскрывающие как масштабные, так и отдельные эпизоды военных событий. Как показывает реальная жизнь, отношение к войне является важнейшим скрепляющим звеном российского общества, а День Победы стал наиболее почитаемым государственным праздником. Вполне закономерно, что Президент России В.В. Путин неоднократно подчеркивает место и роль подвига советского народа в нашем обществе. Например, выступая в августе 2011 г. перед молодежью в Новороссийске, он сказал, что историческая память является «...великолепным цементом, который из людей разных этносов и разных религий делает одну, единую и неделимую российскую нацию, создает и укрепляет единую и неделимую великую Россию»1. Обращаясь с посланием к Федеральному Собранию Российской Федерации 15 января 2020 г. он также подчеркнул значение для россиян 9 мая как самого

1 Путин: Историческая память создает единую и неделимую российскую нацию [Электронный ресурс]. иР1_: https://er.ru/news/58959.

великого и святого праздника. При этом он особо отметил, что «наша память не только дань уважения историческому прошлому, она служит нашему будущему, она закрепляет наше единство»1.

В то же время отметим, что с отдалением во времени происходит некоторое смещение в восприятии событий военных лет, героизма воинов на передовой и самоотверженности тружеников тыла и т. д. Безусловно, война является многомерным событием, в ходе которой проявлялись различные стороны человеческой личности, поэтому для их отображения мало подходят одномерные описания. Поэтому в формировании исторической памяти, прежде всего современной молодежи, большое значение имеют глубокие научные труды, искренние воспоминания очевидцев, талантливые художественные и публицистические произведения, кинофильмы и т.д. И подобных примеров огромное множество. Они пользуются большой популярностью, играют значительную роль в воспитании молодежи.

Тем не менее можно вспомнить публикации, которые свидетельствуют, что в памяти молодых людей нередко не сохраняются важнейшие факты Великой Отечественной войны. Например, по данным опроса жителей Санкт-Петербурга и Пензы от 16 лет и старше, около 90% респондентов смогли назвать выдающихся отечественных полководцев этого времени. В то же время в их число включались и такие военачальники, как А. Суворов, М. Кутузов, В. Блюхер, и даже американский генерал Эйзенхауэр и немецкий - Манштейн. Около половины опрошенных до 40 лет не смогли назвать ни одного Героя Советского Союза, конструктора советской военной техники и т.д. [10. С. 41-42]. Пермский социолог В.Н. Стегний приводит материалы опроса школьников г. Лысьва Пермского края и также фиксирует серьезные пробелы в их знании фактической истории войны, начиная с дат ее начала и завершения [8]. Среди школьников около 10% на смогли дать точные ответы на этот вопрос. Как и в предыдущем примере, в число советских полководцев были включены герои Гражданской войны В. Блюхер, С. Лазо, Г. Котовский, неоднозначная фигура Н. Махно, военачальники Отечественной войны 1812 г. М. Кутузов, Барклай де Толли, герой морских сражений П. Нахимов и др. [10. С. 7-9].

К сожалению, такого рода факты нередко приводятся не только в исследованиях, посвященных изучению состояния исторической памяти о событиях прошедшей войны, но и в ряде псевдонаучных публикаций, стирающих грань между реальностью и мифом. Например, наиболее яркие примеры подобного рода «мифологизации» событий Великой Отечественной войны в современной исторической науке за последние годы подробно охарактеризованы в работах А.В. Сперанского [6, 7].

Авторы представленной статьи, как преподаватели вуза, также встречаются с фактами, свидетельствующими об «изъянах» состояния исторической памяти студенческой молодежи. При этом речь можно вести не только о событиях Великой Отечественной войны, но и о других периодах в истории России. Нам уже приходилось писать о наличии подобного рода проблемах в исторической памяти современных студентов Чувашской Республики [4].

Особенностям проблем формирования и исследования исторической памяти российского студенчества большое место уделено в коллективной монографии, вышедшей в 2014 г. на базе института этнологии и антропологии РАН

1 Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс]. и^: http://www.krem-lin.ru/events/president/news/62582.

[5]. В ней имеется отдельный раздел, в котором помещены результаты исследований в Поволжье, в том числе в Чувашии [9]. В этом же году была издана книга, в которой анализировались материалы, полученные в ряде исследований учащейся и студенческой молодежи Чувашии [3]. Можно отметить и другие публикации этих авторов, посвященные различным аспектам исследований состояния исторической памяти современной молодежи в этом регионе [1, 2].

В предлагаемой статье использованы материалы опроса студентов Чувашского государственного университета, Чувашского государственного педагогического университета, Чувашского государственного аграрного университета, а также Чебоксарского кооперативного института и Чебоксарского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы. Всего было опрошено 324 студента I—IV курсов, из которых 33% составили юноши и 67% - девушки. Отметим, что в ходе опроса не выяснялся уровень знаний респондентов о конкретных лицах, военных событиях и т.д. На наш взгляд, это конечно тоже важно, но в условиях нарастающей глобализации и построения информационного общества более необходимым представляется изучить отношение современной студенческой молодежи к войне, узнать у них источники сведений о событиях того времени, выяснить точки зрения о причинах победы и т.д. То есть речь в эмпирической части исследования идет в большей степени о качественной, а не фактологической точке зрения на события Великой Отечественной войны.

Во-первых, отметим, что абсолютное большинство опрошенной молодежи проявляют интерес к событиям Великой Отечественной войны. Свыше 83% из их числа ответили, что они их или «очень интересуют», или «скорее интересуют». Около 12% отметили, что их данные вопросы «мало интересуют», по 2% - «совсем не интересуют» или же затруднились ответить. При этом отметим, что если среди студентов II—IV курсов интерес проявили 83-87%, то среди первокурсников — только 73%. Обратим внимание еще на одну дистанцию, не критическую, но достаточно значимую. В составе студентов общественно-гуманитарного направления (историки, юристы, экономисты, доку-ментоведы и др.) заинтересованность на том или ином уровне зафиксирована у 86% респондентов, а у студентов естественно-научных (химики, географы, ветеринарные врачи и др.) и технических направлений — 78—79%.

Достаточно разнообразным оказался перечень источников, из которых респонденты получали сведения о Великой Отечественной войне (см. табл. 1).

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос «Из каких источников Вы больше всего узнали/узнаёте о событиях, героях, оружии и др. в годы Великой Отечественной войны?»,

%, с возможностью выбора до четырех вариантов ответа

Варианты ответов Всего

Изучал(а) в школе, в других учебных заведениях 84

Из компьютерных игр 9

Из рассказов старших в семье, в том числе участников войны 28

Из художественных и документальных кинофильмов 72

Из художественной литературы о войне 43

Из мемуаров участников войны 5

Из социальных сетей, специализированных сайтов и др. 22

Из СМИ (газеты, телевидение, радио) 16

Из рассказов на встречах с участниками войны 16

Из посещения музеев, воинских мемориалов 31

Из семейных архивов (старые фото, письма с фронта, копии наградных листов др.) 9

Другое и затрудняюсь ответить 2

Они также вполне традиционны и ожидаемы. Абсолютное большинство ответивших назвали учебные заведения, среди которых, конечно, первенствует школа. Значительная доля приходится на фильмы, в первую очередь художественные. На третьем месте по частоте выбора присутствует художественная литература о войне. Большой перечень книг, написанных фронтовиками, уже стал классическим, и эти произведения до сих пор пользуются значительной популярностью среди студенческой молодежи. Другое дело, что новый взгляд на прошедшие события удается современным литераторам непросто, и это вполне закономерно при отсутствии собственного опыта. В этом случае требуется недюжинный талант. Важны для молодых людей визуальные ознакомления с письменными и фотодокументами, образцами оружия, обмундирования, снаряжения и т.п., что можно сделать в архивах, воинских мемориалах и др. Свыше четверти респондентов говорили о рассказах родственников, в том числе участников войны. Конечно, с течением времени таких свидетельств будет оставаться все меньше, тем более важно записывать подобные рассказы, создавая базу для устной истории. При этом особенно актуальными и востребованными среди современной молодежи становятся воспоминания участников войны, зафиксированные не только в виде традиционных печатных форматов, но и материалов, запечатленных в виде различных аудиовизуальных и интерактивных документов.

Если говорить о фильмах, посвященных событиям Великой Отечественной войны, то почти четверть участников обследования (24%) ответили, что они любят смотреть старые фильмы о войне, 10% предпочитают современные произведения этого вида искусства, но заметное большинство (44%) высказались и за те, и за другие фильмы. Достаточно заметная часть опрошенных заявила о том, что вообще не любят смотреть фильмы о войне (17%), а 5% студентов затруднились с ответом.

Разные точки зрения были высказаны при ответах на вопрос о факторах победы в войне. Абсолютное большинство респондентов, семь-восемь человек из десяти полагали, что в первую очередь речь идет «о героизме офицеров и бойцов на фронтах Великой Отечественной войны» и «патриотизме и сплоченности большинства советских людей» (см. табл. 2).

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос «Какие факторы сыграли определяющую роль в достижении победы над фашизмом?»,

%, с возможностью выбора до четырех вариантов ответа

Варианты ответов Всего

Героизм офицеров и бойцов на фронте 80

Ненависть к фашизму, германским захватчикам 6

Партизанское движение 27

Лучшее вооружение, начиная с 1942-1943 гг. 10

Крепкий тыл 37

Сталин как Верховный Главнокомандующий 11

Огромная территория СССР, суровый климат, бездорожье 29

Патриотизм и сплоченность большинства советских людей 72

Наличие в Красной Армии талантливых полководцев и военачальников 29

Поставки союзниками военной техники, горючего, продовольствия и др., открытие ими в 1944 г. второго фронта 9

Умение делать уроки из поражений первых лет 12

Другое 3

Затрудняюсь ответить 1

Отметим, что данные факторы можно характеризовать как моральные качества советских людей, у которых была одна цель - защитить свою Роди-

ну, свой народ, свои семьи. Значительное число респондентов также понимает, что успехи на фронте не могли быть достигнуты без опоры на крепкий тыл. Практически четыре из десяти человек выбрали этот вариант ответа.

Немногим свыше четверти из числа опрошенных выбрали с одинаковой интенсивностью три других фактора, разных по содержанию, но тоже сыгравших свою роль в достижении победы над фашизмом. Речь, во-первых, идет о географических и климатических причинах, которые оказались тяжелыми для немецко-фашистских войск и сыграли в определенной мере благоприятную роль для Красной Армии. Конечно, не следует преувеличивать такой фактор, как «генерал Мороз», о влиянии которого вспоминали еще и при изучении Отечественной войны 1812 г. и достаточно много говорят современные исследователи, особенно из западных стран, анализируя причины поражения гитлеровской Германии. Конечно, были и морозы, и большие территории, и отсутствие широких автомагистралей в России. О влиянии этих факторов указывали и отечественные историки, поэтому не следуют сильно преувеличивать их значение. Отметим только, что для части студентов они также представляются особенно значимыми.

Во-вторых, безусловно, следует отметить и значение такого фактора, как наличие талантливых полководцев. При этом необходимо особо заявить о том, что война оказалась той жесткой жизненной средой, в которой шел быстрый естественный отбор военачальников. В ходе ведения боевых действий стало ясно, что некоторые военачальники Гражданской войны не сумели полностью понять и перестроиться на новые условия войны, из-за чего их роль в процессе определения и реализации тактико-стратегических задач Красной Армии заметно снизилась по сравнению с довоенным периодом развития советской военно-государственной доктрины (например, С.М. Буденный, К.Е. Ворошилов, С.К. Тимошенко и др.). В то же время в годы Великой Отечественной войны ярко проявились военные таланты Г.К. Жукова, А.М. Василевского, К.К. Рокоссовского, И.С. Конева, Н.В. Ватутина, И.Д. Черняховского и многих других советских полководцев.

В-третьих, конечно, далеко не последнюю роль в победе над немецко-фашистскими захватчиками сыграло и партизанское движение в тылу врага. О важности учета данного фактора победы заявило 27% из числа опрошенных студентов.

Каждый восьмой респондент также обратил внимание на «умение делать уроки из неудачных действий первого периода войны». Об этом достаточно много написано исследователями и отрадно, что часть студенческой молодежи Чувашии также приводит этот фактор. Практически столько же опрошенных отметили роль И. Сталина как Верховного Главнокомандующего. Отметим, что об этой проблеме также написано большое количество исследований. В большинстве своем это не фундаментальные научные изыскания, а публицистические книги и статьи. Поэтому споры и дискуссии на эту тему в научном сообществе продолжаются до сих пор. Но, безусловно, полностью отрицать значение места и роли И. Сталина в победе над гитлеровской Германий нельзя.

Практически с одинаковой частотой студентами разных вузов Чувашии в качестве причин победы отмечались такие факторы, как «более качественное вооружение Красной Армии, которое начало массово поступать в войска начиная с 1942—1943 гг.», а также «помощь союзников». Наверное, с таким уравнительным подходом трудно согласиться, но это был выбор студентов.

Наконец, еще один фактор, который можно характеризовать как морально-эмоциональный — это «ненависть к врагу». После зверств армии гитлеров-

ских захватчиков и варварского разорения оккупированной части страны, такое чувство стало для многих вполне естественным. Оно в военные годы подпитывалось и талантом поэтов, писателей. Так, 18 июля 1942 г. К. Симонов в «Красной Звезде» опубликовал знаменитое стихотворение «Убей его», начинавшееся с проникновенных строк «Если дорог тебе твой дом...». Через неделю, 24 июля 1942 г., в этой же газете было помещена небольшая статья И. Эренбурга «Убей», в которой он пишет о жестокости захватчиков, об их отношении к нашим согражданам как к рабам и призывает к мщению1.

Ответы на вопрос о значении победы над фашизмом для каждого из опрошенных показали, что студенты в полной мере понимают, что это была коллективная победа, которая пришла через огромную общечеловеческую трагедию (см. табл. 3).

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос «Что значит для Вас победа СССР в Великой Отечественной войне?»,

%, с возможностью выбора до трех вариантов ответа

Варианты ответов Всего

Для меня это личное событие, я не отделяю себя от истории своей страны 12

Это победа государства, в котором жили мои родители, дедушки, бабушки, все предки 62

Это огромная трагедия, которая сопровождалась десятками миллионов жертв 69

Это победа социалистического строя над капиталистическим 3

Это победа всех народов нашей страны, в целом советского народа 52

Это победа, после которой с СССР все в мире стали считаться 7

Это победа нашей идеологии над фашизмом 10

Как-то не задумываюсь над этим, уже давно это было 1

Другое, затрудняюсь ответить 4

Даже первый вариант ответа, который выбрали 12% респондентов, показывает, что и личное восприятие событий прошедших лет тесно связано с историей страны. Особо следует отметить выбор варианта, в котором подчеркивается, что победа была достигнута всеми народами нашей страны, что важно в условиях сегодняшнего противодействия не только с бывшими союзниками по войне, но и с недавними соотечественниками, отцы и деды которых сражались вместе против общего врага. Каждый пятый студент отметил идеологические («победа идеологии», «победа социализма над капитализмом») последствия, а также повышение международного авторитета СССР.

В целом материалы опроса вузов Чувашии показывают, что большинство из них проявляет интерес к событиям Великой Отечественной войны, источники их сведений о ней весьма разнообразны, но большая роль в этом все же принадлежит деятельности учебных заведений. Большинство респондентов уверено, что решающую роль в победе над врагом сыграли героизм и патриотизм советских людей как на фронте, так и в тылу. Иначе говоря, речь идет о единстве фронта и тыла. Следует особо подчеркнуть, что для большинства опрошенных военные испытания стали огромной трагедией в истории человечества, унесшей десятки миллионов жизней людей. Студенты не отделяют себя от победившего государства, поскольку оно является родиной как их самих, так и их предков.

1 «Убей немца» в советской пропаганде [Электронный ресурс]. иР1_: https://propagandahistory.ru/ 648/Ubey-nemtsa-v-sovetskoy-propagande.

Литература

1. Бойко И.И. Чебоксарские студенты о России (по материалам опроса 2013 г.) / Государство и общество в России: тернистый путь взаимоотношений и взаимодействия (к 20-летию Конституции Российской Федерации): сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. «II Смирновские чтения». Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. С. 159—167.

2. Бойко И.И., Долгова А.П., Харитонова В.Г. Студенческая и учащаяся молодежь Чувашии: образы родины и гражданские чувства // Этнопанорама. 2014. № 1-2(33). С. 48—56.

3. Бойко И.И., Харитонова В.Г. Студенческая и учащаяся молодежь Чувашии: гражданские ценности, социокультурные ориентиры / ЧГИГН. Чебоксары, 2014. 124 с.

4. Григорьев А.В., Василенко О.В., Карпов А.В., Григорьев А.Д. Историческая память студентов Чувашской Республики о периодах российской истории // Вестник Чувашского университета. 2019. № 4. С. 56—64.

5. Российское студенчество: идентичность, жизненные стратегии и гражданский потенциал / под ред. В.А. Тишкова, Р.Э. Бараш, В.В. Степанова. М.: ИЭА РАН, 2014. 342 с.

6. Сперанский А.В. «Вторая Отечественная война»: мифы, реалии, исторические параллели // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3. Общественные науки. 2014. № 4(134). С. 20—25.

7. Сперанский А.В. Великая Отечественная война в концептуальном осмыслении современной истории: проблемы и дискуссии // Народ. Война. Победа. Пенза: Пензенский гос. ун-т, 2015. С. 4—12.

8. Стегний В.Н. Знание школьной молодежью основных событий Великой Отечественной войны 1941—1945 годов — показатель исторического сознания (на примере учеников школ г. Лысьва Пермского края) // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2015. № 1. С. 6—13.

9. Студенты Поволжья о самоидентификации, отношении к стране и ее истории // Российское студенчество: идентичность, жизненные стратегии и гражданский потенциал / под ред. В.А. Тишкова, Р.Э. Бараш, В.В. Степанова. М.: ИЭА РАН, 2014. С. 118—156.

10. Чернова О.В. Историческая память россиян о Великой Отечественной войне // Политическое просвещение. 2011. № 1(60). С. 32—47.

ГРИГОРЬЕВ АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии, этнографии и региональной истории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (pu-900pis@yandex.ru; ОКОЮ: https://orcid.org/0000-0001-7530-7937).

КАРПОВ АЛЕКСЕЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры документоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (alekkarp@yandex.ru; ОКОЮ: https://orcid.org/0000-0003-0770-5129).

ХАРИТОНОВ МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент заведующий кафедрой документоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (muha21@mail.ru).

Alexander D. GRIGORIEV, Aleksey V. KARPOV, IVIikhaM Yu. KHARITONOV

HISTORICAL MEMORY OF THE YOUTH ABOUT THE GREAT PATRIOTIC WAR OF 1941-1945:

ON THE EXAMPLE OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN CHUVASHIA

Key words: the Great Patriotic war, historical memory, students of Chuvashia, factors and significance of Victory.

The article considers some elements that reflect the state of historical memory about the Great Patriotic war of 1941-1945 among the students of Chuvashia. To identify them, the authors used the materials of an empirical research conducted among students of higher educational institutions of the Chuvash Republic in March 2020 by the Chuvash State Institute of Humanities with the participation of individual authors of the article. In the course of this study, a total of 324 students from five Cheboksary higher educational institutions were interviewed. The data obtained have not yet been used in scientific publications. From this point of view, they represent an original source of information for analyzing the problems of preserving the historical memory about the Great Patriotic War among out-of-school youth and students. The paper consistently examines the level of students' interest in the military events of 1941-1945, in the sources of information about the main facts and heroes and identifies opinions about the significance of a set of factors that played a significant role in achieving the victory over fascism. ^s a result of summarizing the data obtained in the course of an empirical research, different opinions of respondents about the significance of the USSR victory in the Great Patriotic war are presented. The obtained materials show that

the majority of students show a considerable interest in the events and facts of the war, correctly characterize the sources, results and historical consequences of the victory over the Hitlerite Germany. The results of the study provide an opportunity for lecturers of higher educational institutions to take into account the data obtained in the process of organizing the effective use of various sources on the history of the war, to apply the materials obtained not only in educational work but in awareness-raising work as well.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Boiko I.I. Cheboksarskie studenty o Rossii (po materialam oprosa 2013 g.) [Cheboksary students about Russia (based on the 2013 survey)]. In: Gosudarstvo i obshchestvo v Rossii: ternistyi put' vzaimootnoshenii i vzaimodeistviya (k 20-letiyu Konstitutsii Rossiiskoi Federatsii): sb. st. Mezhdu-nar. nauch.-prakt. konf. «II Smirnovskie chteniya» [Proc. of Int. Sci. Conf. «State and society in Russia»]: Cheboksary, Interaktiv plyus Publ., 2014, pp. 159-167.

2. Boiko I.I., Dolgova A.P., Kharitonova V.G. Studencheskaya i uchashchayasya molodezh' Chu-vashii: obrazy rodiny i grazhdanskie chuvstva [Student and student youth of Chuvashia: images of the motherland and civic feelings]. Etnopanorama, 2014, no. 1-2(33), pp. 48-56.

3. Boiko I.I., Kharitonova V.G. Studencheskaya i uchashchayasya molodezh' Chuvashii: grazhdanskie tsennosti, sotsiokul'turnye orientiry [Of the Students and school students of Chuvash Republic: civic values, social and cultural landmarks]. Cheboksary, 2014, 124 p.

4. Grigor'ev A.V., Vasilenko O.V., Karpov A.V., Grigor'ev A.D. Istoricheskaya pamyat' studentov Chuvashskoi Respubliki o periodakh rossiiskoi istorii [Historical memory of students of the Chuvash Republic about periods of Russian history]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2019, no. 4, pp. 56-64.

5. Rossiiskoe studenchestvo: identichnost', zhiznennye strategii i grazhdanskii potentsial [Russian students: identity, life strategies and civic potential]. Moscow, IEA RAN Publ., 2014, 342 p.

6. Speranskii A.V. «Vtoraya Otechestvennaya voina»: mify, realii, istoricheskie paralleli [«The second Patriotic war»: myths, realities, historical parallels]. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta, Ser. 3, Obshchestvennye nauki, 2014, no. 4 (134), pp. 20-25.

7. Speranskii A.V. Velikaya Otechestvennaya voina v kontseptual'nom osmyslenii sovremennoi istorii: problemy i diskussii [The Great Patriotic war in the conceptual understanding of modern history: problems and discussions]. In: Narod. Voina. Pobeda [People. War. Victory]. Penza, 2015, pp. 4-12.

8. Stegnii V.N. Znanie shkol'noi molodezh'yu osnovnykh sobytii Velikoi Otechestvennoi voiny 1941-1945 godov - pokazatel' istoricheskogo soznaniya (na primere uchenikov shkol g. Lys'va Permskogo kraya)) [Knowledge of the main events of the great Patriotic war of 1941-1945 by school youth is an indicator of historical consciousness (on the example of school students of the city of Lysva, Perm region)]. Vestnik Permskogo natsional'nogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo universiteta. Sotsial'no-ekonomicheskie nauki, 2015, no. 1, pp. 6-13.

9. Studenty Povolzh'ya o samoidentifikatsii, otnoshenii k strane i ee istorii [Volga region students on self-identification, attitude to the country and its history]. Rossiiskoe studenchestvo: identichnost', zhiznennye strategii i grazhdanskii potentsial [Russian students: identity, life strategies and civic potential]. Moscow, IEA RAN Publ., 2014. pp. 118-156.

10. Chernova O.V. Istoricheskaya pamyat' rossiyan o Velikoi Otechestvennoi voine [Historical memory of Russians about the Great Patriotic war]. Politicheskoe prosveshchenie, 2011, no. 1(60), pp. 32-47.

ALEXANDER D. GRIGORIEV - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of Archeology, Ethnography and Regional History, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (pu-900pis@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7530-7937).

ALEKSEY V. KARPOV - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of Document Science, Information Resources and Auxiliary Historical Disciplines, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (alekkarp@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0770-5129).

MIKHAIL Yu. KHARITONOV - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Head of Department of Document Science, Information Resources and Auxiliary Historical Disciplines, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (muha21@mail.ru).

Формат цитирования: Григорьев А.Д., Карпов А.В., Харитонов М.Ю. Историческая память молодежи о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов: на примере студентов вузов Чувашии // Вестник Чувашского университета. -2020. - № 4. - С. 28-35. DOI: 10.47026/1810-1909-2020-4-28-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.