Научная статья на тему 'Историческая память и субъективная картина жизненного пути личности'

Историческая память и субъективная картина жизненного пути личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
историческая память / жизненный путь / автобиографическая память / исторические события / historical memory / life course / autobiographical memory / historical events

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Трегубенко Илья Александрович

В статье рассматривается роль индивидуальной исторической памяти в субъективной картине жизненного пути личности. Анализируется репертуар исторических воспоминаний и личностно значимых исторических событий. Приводится эмпирическая типология воспоминаний. Описываются механизмы включения исторической памяти в картину жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical Memory and Subjective Picture of the Individual Life Course

This article presents role of individual historical memory in a subjective picture of personality course of life. Repertory of historical memories and personal high-profile historical events analyzes. Supply empirical typology of memories. Describe mechanisms of including historical memory into picture of life.

Текст научной работы на тему «Историческая память и субъективная картина жизненного пути личности»

И. А. Трегубенко

Историческая память и субъективная картина жизненного пути личности

В статье рассматривается роль индивидуальной исторической памяти в субъективной картине жизненного пути личности. Анализируется репертуар исторических воспоминаний и личностно значимых исторических событий. Приводится эмпирическая типология воспоминаний. Описываются механизмы включения исторической памяти в картину жизни. Ключевые слова: историческая память; жизненный путь; автобиографическая память; исторические события

I. A. Tregubenko Historical Memory and Subjective Picture of the Individual Life Course

This article presents role of individual historical memory in a subjective picture of personality course of life. Repertory of historical memories and personal high-profile historical events analyzes. Supply empirical typology of memories. Describe mechanisms of including historical memory into picture of life. Key words: historical memory; life course; autobiographical memory; historical events

Целью нашего исследования стало определение роли индивидуальной исторической памяти в субъективной картине жизненного пути личности. Для реализации цели нами был использован методический комплекс, в который вошли: опросник жизненных ори-ентаций Е. Ю. Коржовой, опросник смысложизненных ориентаций

Д. А. Леонтьева, методика «Психологическая автобиография» Е. Ю. Кор-жовой, модификация незаконченных предложений «Метафора судьбы и истории», авторская методика «Историческое воспоминание», методика «Значимые исторические события», авторская модификация репертуарных решеток с фиксированным конструктом.

В исследовании приняли участи 400 человек (180 мужчин и 220 женщин) в возрасте от 18 до 80 лет с различным уровнем и профилем образования и социальным статусом. Обратимся к полученным результатам исследования исторической памяти и субъективной картины жизненного пути.

Для начала проанализируем репертуар индивидуальных исторических воспоминаний. Большинство испытуемых (72%) рассказывают о негативных событиях. Возможно, это связано с тем, что такие ситуации глубже затрагивают внутренний мир человека, что подтверждается данными психологии жизненных ситуаций [3]. Преобладание негативных событий в исторической памяти также можно объяснить тем, что они постоянно транслируются в СМИ. По сферам жизнедеятельности события можно разделить на общественно-политические, культурные и природные. Наиболее часто встречаются описания общественно-политических событий (66%), далее следуют сфера культуры (29%) и, наконец, рассказы о природных и техногенных катастрофах (5%). Воспоминания о зарубежных событиях составляют 24%, большинство же (то есть 76%) относятся к российской истории. Историческая память, выполняя функцию культурной и социальной отнесенности, скорее, будет содержать события, соответствующие этнической и культурной общности, к которой человек себя причисляет.

Содержательно наиболее часто упоминаемыми событиями стали: путч 1991 г. (13%), дефолт 1998 г. (10%), крушение WTC в Нью-Йорке (9,8%). Эти три события можно отнести к так называемым «сильным» ситуациям [2]. Их указывает достаточно большой процент испытуемых, а эмоциональные оценки этих событий не различаются. Кроме того, указываются: распад СССР, Великая Отечественная война, полет Гагарина в космос, смерть Брежнева, олимпиада 1980 года.

На следующем этапе респонденты описывали и эмоционально оценивали личностно значимые исторические события. Выяснилось, что общее количество событий очень небольшое (6,25 ± 4,28), то есть из всех исторических событий выбирается и признается личностно значимыми лишь несколько. Это можно объяснить неразвитостью исторической памяти, ее поверхностью. Грустные события преобладают над радостными, то есть история в большей степени рассматривается как опыт трагедий, ошибок, потерь; хотя все же положительные тоже присутствуют. Среди личностно значимых исторических событий чаще упоминаются события из отечественной истории, нежели из зарубежной.

Среди личностно значимых исторических событий чаще всего упоминаются: Великая Отечественная война (46%), распад СССР (30%), октябрьская революция 1917 года (29%), Первая мировая война (20%), Вторая мировая война (19%), путч 1991 г. (17%), перестройка (16%), теракт 11 сентября в США (14%), крещение Руси (13%), полет Гагарина в космос (11%). Самым значимым событием является Великая Отечественная война. Оно составляет основу российской идентичности, особенно за счет осознания победы в Великой Отечественной войне. Значимость данного события поддерживается торжественным празднованием 9 мая. Следующее по частоте упоминания событие - распад СССР, который произошел при жизни многих испытуемых, следовательно, не мог не оставить след в их жизни. Большинство респондентов описывают распад СССР как грустное событие, однако здесь уже достаточно большая вариативность ответов; то есть его интерпретации уже не так однозначны, как в случае с Великой Отечественной войной. Другим знаковым событием является революция 1917 года. Оно рассматривается как негативное, что демонстрирует новый взгляд на историю страны. Путч является «сильным» событием, что описывалось нами при анализе индивидуальных воспоминаний. Всеми респондентами оценивается отрицательно. Перестройка в СССР рассматривается как значимый и грустный этап в истории страны. В воспоминаниях он связывается с социально-экономическим кризисом, правлением М. С. Горбачева, антиалкогольной кампанией.

Примечательно частое упоминание трагедии в США, которую все испытуемые оценивали отрицательно. Террористическая атака на торговый центр многократно транслировалась в СМИ, чем можно объяснить яркость воспоминаний и чувство сопричастности происходящему. Крещение Руси - единственное событие из столь давней истории, которое упоминает достаточный процент опрошенных. По всей видимости, оно знаменует понимание роли религии в жизни страны и народа.

Суммируя результаты, можно сказать, что историческая память современных россиян относительно неглубока, включает в основном воспоминания о войнах, политических переворотах, а также актуальные события в стране и мире, часто транслируемые средствами массовой информации. Наиболее дифференцирующим критерием в данном случае становится не столько список событий, сколько эмоциональные оценки.

Общая характеристика субъективной картины жизненного пути (по методике «Психологическая автобиография») совпадает с данными, которые были получены Е. Ю. Коржовой [2]. В целом, можно отметить преобладание прошедших событий над ожидаемыми в будущем. Ведь прошлое уже определенным образом осмыслено, содержит стандартные ступени социализации (школа, выпуск, вуз или средние учебные заведения, начало работы), а вот планирование будущего - процесс более сложный, кроме того, может сказываться страх что-то загадывать. Радостные события упоминаются чаще, чем грустные. Ведущими сферами в картине жизни оказываются: семья (брак и дети), Я (все, что связано со становлением человека, его взглядами, ценностями), деловые (учеба, работа) и межличностные отношения (дружба, любовь). Как правило, включено хотя бы одно событие, связанное с родительской семьей, но это уже не ведущая сфера. Далее следует «смена места жительства» (встречается уже не у всех) и, как правило, это событие характерно для тех, кто переезжал в другой город; смена квартиры указывается несколько реже. Субъективная насыщенность сферы «досуг» (отдых, развлечения) зачастую делит испытуемых на тех, кто указывает несколько событий этого вида, и тех, кто не указывает их совсем. Таким образом,

сфера досуга диагностична в плане определения гедонистического стиля жизнедеятельности. События, связанные со здоровьем, обществом и природой, встречаются реже.

Далее мы провели сравнительный анализ исторических воспоминаний и личностно значимых исторических событий. Сравнение по полу показало, что женщины чаще, чем мужчины, упоминают о ярком событии (ц = 1,71; р < 0,05). То есть женщины обычно рассказывают о «событии-вспышке», которое включает «яркую картинку» происходившего, имеет сюжет, обладает высокой эмоциональной насыщенностью и, как правило, проживается «изнутри». Мужчины же чаще рассказывают о событиях с меньшей эмоциональной насыщенностью, дают развернутые интерпретации, которые в ярких воспоминаниях отсутствуют, либо очень свернуты, описание строится по принципу «ничего лишнего», здесь важнее смысл, а не визуальный образ события. Кроме того, мужчины чаще вспоминают общественно-политические события (ц = 1,67; р < 0,05). Рассказы же о природных и техногенных катастрофах более характерны для женщин (ц = 2,24; р < 0,05). Это можно объяснить тендерными стереотипами, которые предписывают мужчинам интересоваться политикой. Наконец, обнаружено, что в женских воспоминаниях чаще встречаются «Мы - ситуации» (ц = 1,79; р < 0,05), то есть рассказы, в которых автор объединяется с кем-то (например, членами семьи, друзьями, народом в целом). Возможно, для женщин важнее в подобных событиях чувствовать свою общность с другими людьми, близкими.

Нельзя отрицать тот факт, что одним из важных факторов формирования исторической памяти личности является образование. Поэтому далее мы проанализировали особенности исторической памяти у людей с различным уровнем и профилем образования. При сравнении индивидуальных воспоминаний у людей со средним и высшим образованием выяснилось, что в выборке с высшим образованием чаще встречаются культурные события (ц = 2,12; р < 0,05), а также положительные эмоции в воспоминаниях (ц = 1,99; р < 0,05). Высшее образование больше обращает человека к культуре, стимулирует интерес к подобным событиям. Различия в эмоциональной

окраске также связаны с уровнем образования и насыщенностью воспоминаний культурными событиями, поскольку именно культурные события сопровождаются радостными переживаниями.

Также обнаружено, что у испытуемых с высшим образованием более богатая картина исторического прошлого. Так, у них выше общее количество называемых личностно значимых исторических событий (р < 0,01). У имеющих высшее образование гораздо больше положительно оцениваемых исторических событий (р < 0,01). Это дает возможность рассматривать историческое прошлое более широко, находя в нем не только негативное, но и позитивное. Кроме того, обнаружены различия в указаниях на культурные и события в сфере науки (р < 0,05). В целом, можно отметить, что высшее образование расширяет картину исторического мира, позволяет видеть больше положительного, ориентирует на достижения в сфере науки и культуры.

Мы также разделили выборку на людей с высшим гуманитарным (филологи, психологи, искусствоведы, переводчики, социологи) и техническим (инженеры, математики, программисты) образованием. В результате сравнительного анализа этих групп мы выяснили, что в индивидуальных воспоминаниях «гуманитарии» чаще рассказывают о культурных событиях (ц = 2,25; р < 0,05), а технические специалисты об общественно-политических (ц = 1,80; р < 0,05). Специалисты гуманитарного профиля в соответствии со сферой своей деятельности больше внимания уделяют тому, что происходит в мире культуры, искусства, иногда принимают в этом участие. Те же, кто работает по техническому профилю, больше интересуются миром политики.

Следующим основанием для сравнения стал возраст. Очевидно, что восприятие и отношение к истории во многом определяется принадлежностью человека к той или иной возрастной группе, к тому или иному поколению. Точечно-бисериальная корреляция продемонстрировала взаимосвязь возраста с воспоминаниями об отечественных событиях (г = 0,11; р < 0,05). То есть, чем старше человек, тем чаще он обращается в воспоминаниях к событиям в собственной стране. Возможно, это связано с большим жизнен-

ным опытом, проживанием в различных политических условиях и режимах старшего поколения.

Воспоминания о «переломных» исторических событиях также положительно связаны с возрастом (г = 0,19; р < 0,01). Напомним, что под «переломным» подразумевается событие, которое изменило личность и/или жизненный путь человека. Такие описания встречаются редко и характерны для людей более старшего возраста.

Возраст положительно коррелирует с позицией свидетеля исторических событий (г = 0,23; р < 0,01) и отрицательно с позицией наследника (г=0,17; р < 0,01). Эти взаимосвязи отражают особенности возрастного вхождения в историю. Поскольку молодежь воспринимает опыт предыдущих поколений, слушает рассказы, узнает историю из учебников; старшее же поколение лично проживает события, поэтому в воспоминаниях они больше описывают свой собственный жизненный опыт. Эту мысль подтверждает следующая прямая корреляция возраста и биографичности воспоминания (г = 0,21; р < 0,01). То есть, чем старше человек, тем чаще встречаются в его рассказах переплетения исторических и личных событий.

Таким образом, возрастные особенности индивидуальных воспоминаний демонстрируют важную роль возраста в формировании исторической памяти личности. Чем старше человек, тем больше он «входит» в историю, включает ее в свою личную биографию.

Для анализа личностно значимых исторических событий нами были выделены четыре возрастные группы: 18-30 лет, 31-45, 46-60 и 61-80 лет. После определения групп нами был проведен однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA).

Обнаружены различия в частоте упоминания отечественных исторических событий (Б = 3,74; р < 0,01), максимальное количество которых приходится на группы 61-80 лет и 31-45. Именно у этих поколений исторически насыщенные времена совпали с периодом «пика воспоминаний» (сензитивный период автобиографической памяти). Так, поколение ветеранов, жившее в эпоху сталинизма и «оттепели», застало такие события, как Великая Отечественная война, блокада Ленинграда, XX съезд КПСС, целина. Именно эти события сделали свой вклад в формирование исторической и автобиографической памяти,

а следовательно, стали личностно значимыми. У поколения 31-45 лет «пик воспоминаний» приходится на такие события, как августовский путч, распад СССР, расстрел Белого дома. Поэтому обе возрастные группы оказались более чувствительными к сложным периодам в отечественной истории.

У поколения 46-60 лет юность, а соответственно и сензитив-ный период формирования автобиографической памяти, не отмечена столь яркими событиями, поскольку она приходится на период застоя. Об этом же пишет Е. Ю. Боброва, не выделяющая «знаковых» исторических событий для данного поколения [1, с. 96-97]. Молодежь же еще не имеет столь большого исторического опыта.

Следующий значимый момент - это количество упоминаемых исторических событий до рождения респондентов (Б = 2,72; р < 0,045), которое снижается от первых двух возрастных групп к третьей и четвертой. Максимальное количество наследников значимых исторических событий приходится на молодой и чуть меньше - на средний возраст. Эти данные согласуются с отрицательной корреляцией возраста и позицией наследника в индивидуальных воспоминаниях. У нового поколения больше исторического опыта, который им передан предшествующим поколением, с возрастом же увеличивается доля собственного исторического опыта.

С целью выявления целостного образа судьбы и истории у респондентов мы использовали технику метафор. Метафорические образы исследовались нами с помощью методики незаконченных предложений. Были получены метафоры судьбы, истории семьи и истории России. Ответы респондентов были подвергнуты процедуре контент-анализа и классифицированы на категории группой экспертов-психологов по ведущим смысловым доминантам метафорических образов.

Обратимся к наиболее часто встречающимся категориям метафор судьбы. Самой частой категорией оказалась «Метафора мироздания» (13,5%). Сюда вошли ответы: древо, дерево, растущее дерево, мир, земной шар. Эти образы выражают архетип «мирового древа», «мирового яйца», представляют собой микрокосм («дерево - это как бы я, у меня есть основание, рост и развитие»). Дерево как ось мира

соединяет прошлое, настоящее и будущее; нижний и верхний миры. Оно же помещено в сферу-мир (можно вспомнить древо Иггдрасиль в скандинавской мифологии). Е. М. Мелетинский пишет: «Мировое древо - центральная фигура прежде всего вертикальной космической модели» [4, с. 190]. В категорию «Метафора линейного движения» (11,7%) вошли ответы: путь, дорога, линия, движение вверх, лестница, а также различные варианты описания дороги (извилистая, бесконечная, широкая, узкая, длинная, долгая). Образ судьбы как дороги, пути является традиционным для культуры, часто встречается в искусстве; само выражение «жизненный путь» подсказывает эту метафору. Образы реки, ручья, потока были нами объедены в категорию «Метафора первостихии» (8,7%). Следующая категория «Судьба как загадка» (8,3%) включает понятия: ребус, загадка, нечто неизведанное, непонятная штука. Здесь с одной стороны, заложена идея непредсказуемости, а с другой, желание понять, раскрыть секрет, найти решение. Категория «Метафора случайности» (6,9%) отражает понимание судьбы как случая (счастливого или рокового). «Судьба как дар» (6,7%) обращает нас к идее судьбы-доли, которая дана свыше (дарована Богом), или жизни, данной родителями. Такие понятия, как «книга», «книжный роман», «интересная книга», «начатая книга», «роман» были объедены нами в категорию «Метафора мудрости и знания» (5,8%).

Теперь обратимся к категориям метафор истории семьи (рода). Ведущей здесь оказывается категория «Метафора знания, мудрости» (16,9%), которая уже встречалась нам в метафорах судьбы. Категория «Метафора мироздания» (13,2%) является в данном случае и архетипической, и клишированной, поскольку дерево ассоциируется здесь с выражением «генеалогическое древо». Следующая категория «История семьи (рода) как социальная история» (10,9%) включает ответы: часть истории страны, история моего народа (иногда указывается этническая группа), история России. В данном случае родовая история помещается в социальный контекст и как бы повторяет его. Метафоры категории «История семьи как загадка» (10,5%) отражают, с одной стороны, слабое знание своих корней и прародителей, а с другой -возможный интерес, желание разгадать, узнать тайны.

Перейдем к анализу метафор истории России. Обращаем внимание, что мы рассматриваем образ не самой России, а ее истории. Самой частой категорией оказалась «История России как загадка» (13%). Сюда вошли ответы: «ребус», «неизведанность», «большая тайна», «неисследованный космос», «загадка», «тайна». Эту категорию можно интерпретировать как идею непостижимости русской души, а, следовательно, и ее истории. По 11% набирают категории «Негативные эмоциональные оценки» и «Социальная история». Отрицательные эмоции встречаются достаточно часто, и этот факт выглядит весьма удручающим: включается переживание неорганизованности («бардак»), непонимание и осуждение («бред», «грустный пример»), неизбежность и отсутствие выхода («замкнутый круг», «вечная тюрьма») и ряд других негативных переживаний. При таком восприятии своего исторического прошлого не удивляет рост эмигрантских настроений. Категория «Социальная история» содержит метафоры, которые помещают историю России в контекст мировой истории, рассматривают ее как аналогичную другим историям («как и история других стран»). В данном случае не звучит темы «особого пути России», она не хуже и не лучше других.

Категория «Метафора мудрости и знания» (7,4%) является сквозной, поскольку она встречается достаточно во всех трех концептах (судьбы, истории семьи и истории страны). Книга представляет собой непериодическое издание, то есть выражает уникальность; является литературным произведением, то есть символически связана с творчеством в судьбе и истории; книга хранит информацию, то есть передает знание. «История России как преодоление препятствий» встречается у 7% опрошенных. Данная категория символизирует сложные исторические условия и необходимость бороться с ними («полоса препятствий для сильных ног», «испытание для сильных духом»). Интересно, что категории «Циклического развития» и «Метафора пути» (линейного движения) имеют практически одинаковое процентное соотношение (4,9% и 4,1% соответственно), в отличие от метафор судьбы, которые описывались ранее. Развитие истории рассматривается как повторение определенных событий,

этапов. Рассмотрение же истории России как пути вполне традиционно для русской культуры и литературы.

Следующая категория «Природные катаклизмы» (3,9%) так же, как и в случае с метафорой судьбы, содержит идею стихийности, неожиданности и неуправляемости историческими процессами, которые настигают и захватывают человека. Кроме того, здесь предполагается мощь происходящих событий. Категория «История России как гордость» (3,8%) отражает переживание величия, значимости страны и ее прошлого. Такую позицию мы со всем основанием можем назвать высокопатриотической. Восприятие истории страны как своей собственной (категория «Личная история» 2,2%) тоже можно причислить к патриотизму, ведь человек не видит себя отдельно от русской культуры, русской истории; признает ее значимую роль в формировании себя как личности.

Для определения динамики оценки жизненных и исторических событий мы использовали модификацию репертуарных решеток Дж. Келли. В качестве конструктов были использованы шкалы семантического дифференциала, разработанные в диссертационном исследовании В. В. Нурковой [5]. Категориями же выступили жизненные ситуации и политические события в России, а также ряд общих понятий, отражающих индивидуальный жизненный мир личности. Опрос был проведен дважды на одних и тех же испытуемых (весной 2009 и весной 2012).

Личные конструкты были подвергнуты факторному анализу и образовали два фактора (инварианты для обоих срезов). В первый фактор вошли конструкты, отражающие эмоциональную оценку событий (веселый - печальный, яркий - тусклый, счастливый - несчастный, прекрасный - ужасный, светлый - унылый, приятный -неприятный); субъективную значимость событий (насыщенный -пустой, интригующий - простой, притягательный - отталкивающий, полезный - бесполезный); нравственную оценку ситуаций (справедливый - подлый, достойный - недостойный, доброжелательный - враждебный, мудрый - глупый, душевный - безжалостный). Положительная оценка (эмоциональная, нравственная), субъективная значимость совпадают с положительным полюсом

(в геометрическом смысле) фактора. На этом полюсе расположены приятные, добрые, счастливые, веселые, значимые и хорошие события. Противоположный полюс отражает несчастные, печальные, неприятные, отталкивающие, плохие события, жизненные ситуации, то чего человек старается избежать. Этот фактор мы определили как «Позитивная - негативная оценка жизненных событий».

Во второй фактор вошли такие личные конструкты, как: безопасный - опасный, легкий - трудный, спокойный - шумный. На его положительном полюсе расположены безопасность, легкость и спокойствие, то есть умиротворенность, безмятежность жизни. На другом же (отрицательном) полюсе - опасность, трудности, шумность, риск. Фактор был назван «Трудное событие -необременительное событие».

Психосемантическое пространство исторических событий и жизненного пути было получено путем определения координат событий - категорий в пространстве двух факторов (процедура FACOP).

По результатам логитюдного психосемантического исследования можно выделить исторические события, которые оцениваются достаточно устойчиво: «финансовый кризис 1998», «путч 1991». Они располагаются в поле «страхов и тревог», семантически объединяются в сознании и являются «сильными» ситуациями (называются многими испытуемыми и имеют устойчивые эмоциональные оценки). Президентские выборы (В. В. Путина и Д. А. Медведева) несколько сместились в область негативных, но не требующих преодоления событий. Выборы В. В. Путина связываются с будущим России. Событие «Принятие конституции 1993» на втором срезе переместилось в поле личностных ресурсов и сблизилось с понятиями «Я» и «Свобода». Это может говорить о развитии гражданского сознания, а также о некоторой переоценке исторического прошлого в связи с политическим настоящим. Прошлое России при опросе в 2012 г. оценивалось более позитивно, чем в 2009. А вот настоящее России, наоборот, получило более негативные оценки.

С целью целостного осмысления роли исторической памяти в субъективной картине жизненного пути личности необходимо опре-

делить типы исторических воспоминаний. Для решения данной задачи выделенные нами параметры личных исторических воспоминаний (см. [6]) были подвергнуты процедуре факторного анализа ^-техника; метод главных осей с использованием Уаптах-вращения). В результате мы получили четырехфакторную структуру.

Первый фактор мы назвали «Биографическая субъектность». На одном конце фактора располагаются воспоминания, в которых человек занимает активную позицию, помещает историческое событие в контекст своей биографии, а на другом - рассказ с семантической и синтаксической пассивностью, в котором отсутствует Я, а событие истории не соединяется с собственной биографией.

Второй фактор «Позитивное культурное событие - негативное общественно-политическое». Рассказы разделяются на радостные воспоминания о событиях культуры и грустные общественно-политические. Воспоминания о культурных событиях сопровождаются положительными эмоциональными переживаниями, в то время как политические, общественные и экономические события эмоционально отрицательно окрашены.

Третий фактор «Важные события исторического наследия -яркие события современности». В данном случае воспоминания подразделяются на рассказы о событиях, которые произошли до рождения человека, они обладают характеристиками воспоминания о важном событии и на рассказы о ярких событиях в современной для человека жизни.

Теперь перейдем к последнему, четвертому фактору. Он был назван «Современник зарубежной истории - свидетель отечественной истории». На одном полюсе располагаются воспоминания о зарубежных событиях, где человек выступал как их современник, а на другом - отечественные, которые респондент видел лично.

Первые два фактора, обладающие наибольшей дисперсионной нагрузкой, были нами положены в основание типологии исторических воспоминаний. Таким образом, нами были выявлены четыре типа воспоминаний:

1) воспоминание субъектов культуры (положительный полюс по обоим факторам);

2) воспоминание субъектов истории (биографическая субъект-ность и негативное общественно-политическое событие);

3) воспоминание объектов культуры (биографическая объект-ность и культурное событие);

4) воспоминание объектов истории (биографическая объект-ность и негативное общественно-политическое событие).

Воспоминания субъектов культуры встречаются у 12% (самая малочисленная группа). Это рассказ о культурном событии, которое включается в биографию человека. В воспоминании присутствует сам рассказчик («Я»), описана жизненная ситуация, само событие воспринимается как факт собственной биографии, эмоциональный фон повествования положительный. Воспоминания субъектов истории встречается у 33%. Здесь событие также вплетено в биографию человека, но оно уже общественно-политическое. Так же, как и в первом случае, есть рассказчик, его жизнь, а отличие в том, что событие общественно-политическое и сопровождается негативными переживаниями.

В воспоминаниях объектов культуры (17%) упоминается то или иное культурное событие, но рассказывается оно отрешенно от самого человека и его биографии. Событие не входит в биографический контекст вспоминающего, сам человек в описании отсутствует. Наконец, воспоминание объектов истории (36%) повествует о политическом (общественном, экономическом) событии, но вне контекста жизни человека. В тексте нет «Я», конструкции безангенсные, жизненных обстоятельств и биографии рассказчика нет.

После определения типов воспоминаний мы исследовали их личностно-смысловую опосредованность с помощью однофактор-ного дисперсионного анализа.

Обнаружено существенное различие по общей осмысленности жизни (Б = 7,23, р < 0,0001). Она является высокой у субъектов культуры и истории и низкой у объектов культуры и истории. То есть биографическая субъектность рассказа, включение в свою картину мира истории и культуры помогает человеку лучше осмыслять свою собственную жизнь. Также обнаружены значимые различия по показателям «Цель» (Б = 3,27, р < 0,02), «Процесс»

(Б = 4,24, р < 0,006) и «Результат» (Б = 3,08, р < 0,02). Культурные и исторические события для субъектных личностей придают больший интерес и насыщенность их жизни. Объекты истории более склонны рассматривать свою жизнь как скучную. Показатель «Локус контроля» максимально высокий у субъектов истории, чуть ниже у субъектов истории и более низкий у оставшихся двух групп (Б = 3,45, р < 0,017). Субъектность в воспоминаниях свойственна людям, которые чувствуют, что они обладают свободой выбора, способны достигать поставленных целей. Таким образом, субъекты культуры и истории обладают высокой осмысленностью жизнью, имеют ясные цели, эмоционально насыщенное настоящее и уверены в своей способности управлять жизнью.

Значимые различия обнаружены по субъект-объектным ори-ентациям личности. Во-первых, для субъектов культуры и истории характерен высокий балл по общему показателю субъектности (Б = 11,06, р < 0,000). Объекты культуры и истории более объекты при взаимодействии с жизненными ситуациями, скорее подчиняются обстоятельствам, предпочитают нередко «плыть по течению». Данное различие кажется нам вполне логичным, ведь субъектность таким образом проявляет себя на разных уровнях. Во-вторых, обнаружены различия по показателю «Трансситуационное творчество» (Б = 5,18, р < 0,001). Самые высокие баллы по данному показателю у субъектов культуры, чуть ниже у субъектов истории и значительно более низкие у объектов культуры и истории. То есть те, кто более объектен в воспоминаниях, имеют приспособленческую позицию относительно жизни.

Обнаружены различия в событийной насыщенности субъективной картины жизненного пути (Б = 4,16, р < 0,006) и насыщенности прошлого (Б = 4,27, р < 0,005). Наибольшей событийной насыщенностью картины жизни обладают субъекты истории. Это согласуется с их высокой осмысленностью жизни. Они ощущают свою жизнь как насыщенную и продуктивную. Это же можно сказать о субъектах культуры, хотя у них общее количество событий чуть меньше. У объектов культуры, и особенно у объектов истории, субъективная событийная наполненность жизни значительно меньше.

У субъектов культуры и истории большой «вес» имеют положительные события, связанные со сферой «Я» (Б = 16,71, р < 0,000), то есть в своей картине жизни они отмечают различные периоды, изменения системы ценностей, появление нового опыта. Также для субъектов культуры и истории большую роль играют положительные события сферы «работа» (Б = 14,8, р < 0,000). То есть можно говорить об их активной жизненной позиции, включению в социум, а также, возможно, о реализации в этой сфере. События «Общество» характерны для субъективной картины жизненного пути субъектов истории, реже, но встречаются у субъектов культуры, для оставшихся двух групп эти события не характерны (Б = 2,97, р < 0,03). То есть для этих людей история имеет особое значение, мы можем говорить о том, что это люди с развитой исторической памятью.

Теперь рассмотрим собственно значимые исторические события у названных групп. Общее количество исторических событий выше у субъектов культуры и истории, что говорит о развитости у них исторической памяти, интересе к истории (Б = 6,34, р < 0,0004). Количество (Б = 6,18, р < 0,0005) и положительный «вес» (Б = 4,26, р < 0,006) зарубежных событий снижается от группы субъектов культуры к группе объектов истории. То есть мировые события и их восприятие играют особую роль в картине жизни субъектов культуры.

«Вес» войн максимален у субъектов истории (Б = 3,17, р < 0,02), то есть для них характерно, помимо Великой Отечественной войны, указывать и другие войны (война 1812 года, чеченские кампании, афганская война). А вот «вес» положительных культурных событий выше у субъектов и объектов культуры (Б = 21,87, р < 0,0001). Таким образом, можно сделать вывод, что субъекты истории более ориентированы на общественно-политическую сферу в исторической памяти, а субъекты и объекты культуры на культурную; объекты истории обладают менее развитой исторической памятью, их картина жизни более узкая. Также нами проанализированы особенности метафорических образов судьбы, семейной и отечественной истории у четырех названных групп.

Дадим целостное описание типов воспоминаний. Субъекты культуры характеризуются высокой осмысленностью своего жизнен-

ного пути. Воспринимают настоящее как интересное и насыщенное, а свое прошлое считают продуктивным. Субъектны, активны и стремятся преобразовывать жизненные ситуации, а не приспосабливаться к ним. Им свойственна продуктивная и тематически разнообразная субъективная картина жизненного пути. Ведущими жизненными сферами являются «Я», «работа», «дети». Судьба понимается как дар. Историческая память событийно богата, прежде всего, за счет зарубежных и культурных событий. История семьи воспринимается как часть социальной истории. Целостный образ отечественной истории включает представление о цикличности, нередко встречается чувство гордости за историческое прошлое.

Субъекты истории обладают выраженной субъектной ориентацией, осмысленностью жизненных целей, представлением о себе как о сильной личности, способной влиять на происходящее. Субъективная картина жизненного пути событийно насыщенна и разнообразна. Ведущие сферы: «Я», «общество», «работа». Особую роль играют грустные прошлые события и развитая ретроспекция. Судьба понимается как загадка. Историческая память событийно богата, включает большое количество общественно-политических событий, ориентирована на войны. История семьи рассматривается как линейное развитие, оценивается положительно. Отечественная история воспринимается как личная и требующая преодоления.

Объекты культуры характеризуются объектной жизненной позицией, среди смысложизненных ориентаций преобладает процесс, то есть они склонны к некоторому гедонистическому существованию. Субъективная картина жизненного пути средней насыщенности, в основном за счет радостных и недавних событий (неразвитая ретроспекция), присутствует сфера «Я». Судьба представляется как цикл, случайность, а также знание. Историческая память включает среднее количество событий, присутствуют зарубежные и культурные события, а также войны. История семьи воспринимается как загадка. Образ отечественной истории достаточно противоречивый, поскольку описывается метафорами гордости, фарса и конфликта.

Наконец, объекты истории склонны проявлять объектность в жизненных ситуациях. Осмысленность жизни невысокая по всем

компонентам смысложизненных ориентаций. Субъективная картина жизненного пути включает небольшое количество событий (как правило, ступени социализации), присутствует сфера «дети». Судьба воспринимается как предопределенность. Историческая память не развита, событийно бедна. История семьи рассматривается как линейное развитие. Образ отечественной истории репрезентируется через идею преодоления.

С целью определения структуры взаимосвязей исторической памяти и субъективной картины жизненного пути мы провели корреляционный анализ. Рассмотрим наиболее значимые взаимосвязи. Общее количество упоминаемых личностно значимых исторических событий коррелирует с общей осмысленностью жизни, субъ-ектностью, трансситуационным творчеством и целым рядом показателей картины жизни (событийная насыщенность, сфера «Я», средняя ретроспекция и антиципация жизни). То есть продуктивная историческая память помогает лучше понимать собственную судьбу, расширяет картину жизненного пути.

Упоминание исторических событий, которые происходили до рождения, коррелирует с трансситуационной изменчивостью и подвижностью, антиципацией и ретроспекцией событий в картине жизненного пути, сферой «Я». Глубокая историческая ретроспектива связана с широтой картины жизни и стремлением преобразовывать себя, взаимодействовать с новыми ситуациями. Наполненность исторической памяти событиями, которые происходили при жизни человека, взаимосвязаны с осмысленностью личного прошлого, ретроспекций и сферой «общество» в субъективной картине жизненного пути. Таким образом, осмысление исторических реалий помогают лучше понимать собственную жизнь.

Эмоциональная значимость («вес») положительных религиозных событий коррелирует наличием жизненных целей, субъектно-стью и трансситуационной направленностью освоения внутреннего мира, а также сферой «Я» в картине жизни. То есть признание религиозной стороны истории помогает ставить цели, направляет человека на самопознание. Упоминание экономических кризисов отрицательно связано с освоением внутреннего мира, транситуа-

ционной подвижностью и изменчивостью. Здесь проявляется желание стабильности и страх резких перемен. «Вес» негативных исторических событий коррелирует с «весом» радостных событий личного прошлого, то есть история становится фоном для позитивной переоценки собственной жизни. «Вес» положительных культурных событий взаимосвязан с антиципацией грустных событий, сферами «Я», «межличностные отношения» и «весом» радостного прошлого в субъективной картине жизненного пути. Таким образом культурные события становятся личностным ресурсом и снимают страх перед будущим.

Для описания механизмов включения и роли исторической памяти в субъективной картине жизненного пути мы провели факторный анализ личностно значимых и биографических событий. Была получена пятифакторная структура, опишем ее.

В первый фактор вошли: позитивные исторические, культурные и религиозные события, некоторые негативные (войны), а также события вида «Я» из субъективной картины жизненного пути. На одном конце фактора располагается положительная история, которая выступает как ресурс для самопознания, осознания жизненных периодов, переоценки ценностей и приобретения нового опыта, а на другом - неспособность увидеть позитивное в истории и отсутствие самоактуализации личности, поскольку сфера «Я» показательна в плане самоактуализации [2]. Данный фактор мы назвали «Позитивная история как основа самопознания».

Следующий фактор составили радостные события личного прошлого и грустные исторические, также сюда вошли теракты и события после рождения. По данному фактору можно разделить испытуемых на тех, кто интересуется и признает значимость истории, особенно современной, и способен находить положительное в своем прошлом, и на тех, кто живет настоящим и не имеет ни личной опоры в прошлом и значимой исторической ретроспективы. Возможно, что исторические реалии выступают как сравнение личного и социального. В связи с этим мы решили обозначить данный фактор «История как основа сравнения личной и социальной истории».

Третий фактор составили негативные события в личных отношениях (родительская семья, брак, межличностные отношения), вес грустных событий личного прошлого и вес негативных событий «Правление». Исторические события «Правление» (или «Правители») включают различных глав государства, которые оценивались испытуемыми отрицательно (Гитлер, Горбачев, Ельцин, Сталин и некоторые другие), то есть они выражают недовольство правлением (как правило, в России) на различных этапах истории. Поскольку все выше перечисленное реализуется в отношениях, мы назвали фактор «История как проекция отношений личности». Вероятно, неудовлетворенность личными отношениями сказывается на восприятии исторических, государственных отношений.

В четвертый фактор вошли показатели образа будущего, а именно вес радостных и грустных будущих событий, среднее время антиципации (как позитивной, так и негативной). Это фактор мы назвали «Широта временномй перспективы», поскольку сюда вошли лишь характеристики субъективной картины жизненного пути, без включения составляющих исторической памяти. Это связано с сильными корреляциями внутри данных показателей.

Последний, пятый фактор, составили события вида «Общество», временныме показатели личного прошлого (среднее время ретроспекции) и вес положительных исторических событий после рождения. Данный фактор был назван нами «История как расширение картины жизни».

Подведем итоги нашего исследования. Историческая память личности включает индивидуальные исторические воспоминания, личностно значимые исторические события и целостный образ истории, который репрезентируется в метафорах.

В репертуар индивидуальных исторических воспоминаний в основном входят негативные политические события, происходившие при жизни человека. Среди личностно значимых исторических событий также преобладают эмоционально отрицательные отечественные события. Историческая память современных россиян относительно поверхностна, включает в основном воспоминания

о войнах, политических переворотах, а также актуальные события в стране и мире, часто транслируемые средствами массовой информации. Наиболее дифференцирующим критерием в данном случае становится не столько список событий, сколько их эмоциональные оценки.

Сравнительный анализ позволил выявить ряд особенностей исторической памяти в связи с полом, возрастом и образованием испытуемых. Женщины чаще упоминают о ярком событии. Мужчины же чаще рассказывают о событиях с меньшей эмоциональной насыщенностью, дают развернутые интерпретации. Испытуемые с высшим образованием обладают более развитой исторической памятью. Гуманитарный профиль образования больше ориентирует на культурные события. Историческая память связана с возрастом. Люди старшего возраста чаще рассказывают о «переломных» исторических событиях, среди них преобладают свидетели исторического опыта. Исторически чувствительными оказались поколения 31-45 лет и старше 60 лет.

Целостные образы судьбы, истории семьи и отечественной истории репрезентируются с помощью метафор. Ведущими метафорами судьбы являются «мироздание», «первостихия», «загадка», «случайность», «дар», «мудрость и знание». История рода (семьи) репрезентируется чаще через категории: «мудрость и знание», «мироздание», «социальная история», «загадка». Среди метафор истории России чаще встречаются такие, как «загадка», «эмоционально негативные оценки», «мудрость и знание», «преодоление», «фарс», «природные катаклизмы».

По результатам логитюдного психосемантического исследования можно выделить исторические события, которые оцениваются достаточно устойчиво: «финансовый кризис 1998», «путч 1991». Они располагаются в поле «страхов и тревог», семантически объединяются в сознании и являются «сильными» ситуациями (называются многими испытуемыми и имеют устойчивые эмоциональные оценки). Президентские выборы (В. В. Путина и Д. А. Медведева) несколько сместились в область негативных, но не требующих преодоления событий. Событие «Принятие конституции 1993» на втором

срезе переместилось в поле личностных ресурсов и сблизилось с понятиями «Я» и «Свобода». Прошлое России при опросе в 2012 г. оценивалось более позитивно, чем в 2009. А вот настоящее России, наоборот, получило более негативные оценки.

Индивидуальные исторические воспоминания могут быть классифицированы по двум основаниям: «биографическая субъектность» и «ориентированность на культурные или общественно-политические события». Нами выявлены типы исторических воспоминаний: субъект культуры, субъект истории, объект культуры и объект истории. Названные типы имеют личностно-смысловую обусловленность в субъективной картине жизненного пути личности.

Историческая память взаимосвязана с субъективным восприятием наполненности, осмысленности жизни, а также с жизненными ориентациями личности. Включаясь с субъективную картину жизненного пути, историческая память может выступать как основа для самопознания, сравнения личной и социальной истории, проецироваться на систему отношений личности, а также расширять картину жизненного пути.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Боброва Е. Ю. Основы историческая психологии. СПб., 1997.

2. Коржова Е. Ю. Психологическое познание судьбы человека. СПб.,

2002.

3. Коржова Е. Ю. Творческий лик русских мыслителей, СПб, 2009.

4. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 2012.

5. Нуркова В. В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. М., 2000.

6. Трегубенко И. А. Психологическая диагностика исторической памяти // Научные труды: вопросы теории культуры. Вып. 19. СПб., 2011. С. 106-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.