УДК 930.1
DOI 10.30914/2227-6874-2021-14-112-119
Историческая память и процесс европейской интеграции: опыт реализации проекта Jean Monnet Module
Е. В. Лежнина
Аннотация. Историческая память, вопросы ее формирования и развития в последние годы находятся в фокусе внимания современных гуманитарных исследований. Конструирование коллективных воспоминаний о прошлом государств-членов Европейского Союза является важнейшим аспектом формирования европейской идентичности. В статье представлен опыт изучения и освещения роли исторической памяти в складывании Единой Европы в рамках проекта Jean Monnet Module «Фактор исторической памяти в формировании и развитии Европейского союза», реализованного в 2018-2021 годах на базе Марийского государственного университета.
Ключевые слова: историческая память, интеграция, Европейский союз, историческая политика, Erasmus+, Jean Monnet Module
Благодарность. Работа выполнена при поддержке программы Европейского Союза Erasmus+ Jean Monnet (проект 600407 EPP-1-2018-1-RU-EPPJMO-MODULE «Фактор исторической памяти в формировании и развитии Европейского Союза»). Содержание данного материала отражает мнение автора, Европейская комиссия не несет ответственности за использование содержащейся в нем информации.
Для цитирования: Лежнина Е. В. Историческая память и процесс европейской интеграции: опыт реализации проекта Jean Monnet Module // Запад - Восток. 2021. № 14. С. 112-119. DOI: https://doi.org/10.30914/2227-6874-2021-14-112-119
Historical memory and the process of European integration: the experience of implementing the Jean Monnet Module project
E. V. Lezhnina
Abstract. Historical memory, the issues of its formation and development in recent years have been in the focus of modern humanitarian research. The construction of collective memories of the past of the Member States of the European Union is the most important aspect of the formation of European identity. The article presents the experience of studying and highlighting the
© Лежнина Е. В., 2021
role of historical memory in the formation of a United Europe within the framework of the Jean Monnet Module project "Historical Memory Factor in EU Formation and Development", implemented in 2018-2021 on the basis of the Mari State University.
Keywords: historical memory, integration, European Union, historical policy, Erasmus+, Jean Monnet Module
Acknowledgments. This work was supported by the Erasmus+ Jean Monnet program of the European Union (Project 600407 EPP-1-2018-1-RU-EPPJMO-MODULE "Historical Memory Factor in EU Formation and Development"). The European Commission support for the production of this publication does not constitute an endorsement of the contents which reflects the views only of the author, and the Commission is not responsible for the use of the information contained therein.
For citation: Lezhnina E. V. Historical memory and the process of European integration: the experience of implementing the Jean Monnet Module project. West - East. 2021, no. 14, pp. 112-119. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2227-6874-2021-14-112-119
Изучение исторической памяти - одна из важнейших тенденций современной науки, вызванная как возросшим исследовательским интересом, так и практической необходимостью регулирования коллективного сознания. Согласно М. Хальбваксу, одному из ведущих специалистов в исследовании памяти, «история не просто воспроизводит рассказы современников о событиях прошлого, но время от времени подправляет их - не только потому, что располагает другими свидетельствами, но и с тем, чтобы приспособить их к приемам мышления и репрезентации, свойственным нынешним людям» [7, с. 234]. Влияние исторической памяти на процессы европейской интеграции, несомненно, представляет большую значимость для Европейского союза, пережившего миграционный кризис 2015 года, брексит 20162020 годов, пандемию COVID-19 2020-2021 годов, затормозивших процесс складывания европейской идентичности. Обозначенная тематика не менее актуальна для современных российских политиков, решающих проблему создания национальной идеи, находящихся в поиске новых подходов к осмыслению прошлого государства в масштабе мирового цивилизационного пространства.
Европейский союз и Россия имеют давние контакты в культурной и образовательной сфере. Важное место в этих контактах занимают академические связи и образовательные программы. Более 30 лет ЕС финансирует программу Erasmus, направленную на поддержку и развитие сотрудничества в сфере образования и обучения. В рамках интернационализации российской высшей школы эта программа достаточно популярна в России, особенно одно из ее направлений -программа Jean Monnet (Жан Монне). Всего по миру по программе Jean Monnet реализовано более 5000 грантов, в ней участвовало около 1000 университетов из 87 стран, более 9000 преподавателей, и полмиллиона студентов со всего мира ежегодно участвуют в академических обменах. С такими внушительными результатами программа Jean Monnet отметила свой 30-летний юбилей в 2019 году. А началось все с инициативы руководителя отдела службы прессы и информации Европейской комиссии Ж. Ластенуз, в сферу ответственности которой входила информация о европейских университетах и процессах, связанных с академическим сообществом. В конце 1980-х годов она предложила идею создания «европейских кафедр» и формирования центров знаний о европейских процессах в университетах. Эта инициатива удовлетворяла растущую потребность в поддержке исследований европейской интеграции и поощрении деятельности университетов в области преподавания дисциплин, связанных с различными аспектами европейской проблематики. В развитие инициативы появилась программа, которая была названа в честь одного из вдохновителей создания Европейского союза, французского предпринимателя и политического деятеля, Жана Моне (1988-1977) [5].
Марийский государственный университет активно участвует в конкурсах программы Erasmus+ и Jean Monnet Module и входит в лидеры среди российских вузов по числу заявок, поданных на конкурсы программы, и по грантополучателям. В 2018-2021 годах на базе Марийского государственного университета был реализован грантовый проект Jean Monnet Module «Фактор исторической памяти в формировании и развитии Европейского союза», включивший: проведение дополнительной образовательной программы объемом 72 часа, организацию круглых столов в рамках работы исторического научного кружка «Запад - Восток» - молодежного подразделения Йошкар-Олинского отделения Российского общества интеллектуальной истории (РОИИ); чтение публичных лекций для аудитории, интересующейся историей Европы и европейской интеграции; вебинаров
для учителей и преподавателей, занимающихся европейскими исследованиями; проведение викторин, квестов, фотоконкурсов по истории и культуре стран Европейского союза, участие в научных конференциях, написание статей и монографий1.
Бенефициарами грантового проекта, Е. В. Лежниной, канд. ист. наук доцентом кафедры всеобщей истории (руководитель проекта), и Г. В. Рокиной, д-ра ист. наук, зав. учебно-исследовательской лабораторией этногендерных исследований, был разработан трехмодульный учебный курс для студентов университета гуманитарных направлений подготовки. В первой части образовательной программы «Историческая память и формирование политических наций в Европе» рассматривалось содержание концептов «историческая память», «историческое сознание», «коммеморация / рекоммеморация», «место памяти», «забвение», «исторический миф», роль исторической памяти в складывании индивидуальной и коллективной идентичности, ее влияние на культуру, политику и идеологию [7]. В модуле проводился анализ проектов европейской интеграции от Античности до середины XX столетия, представленных мыслителями-философами, правителями, политиками, общественными деятелями, учеными; рассматривалось влияние историко-культурного наследия членов Европейского союза на современные интеграционные / дезинтеграционные процессы в Европе. Второй модуль - «Создание Европейского союза: политическая и культурная европеизация» - был посвящен истории формирования Единой Европы от Европейского объединения угля и стали до современного Евросоюза. В модуле была освещена роль отдельных политиков в создании образа ЕС, изучены основные проблемы Европы в эпоху глобализации, рассмотрены мнения исследователей и политиков относительно перспектив развития интеграции, аргументы ев-роскептиков и еврооптимистов. Особый акцент в лекционном блоке был сделан на современной исторической политике правительства и стран ЕС: создание внешнего «образа врага», «жертв» и «преступников» в самой Европе, оформление панъевропейской символики, написание, распространение и эволюции национальных и общеевропейских мифов как методов культурной и политической интеграции. На основе междисциплинарных подходов были изучены механизмы трансформации сознания европейцев, формирования их новой идентичности,
1 Ход реализации проекта отражен на сайте университета. URL: https://marsu.ru/university /structural_units/uniid/erasmus/Jean_Monnet/projects_2/ (дата обращения: 05.12.2021).
сочетающей национальную принадлежность с чувством европеизма. В третьем модуле - «Европейское образовательное пространство и создание общей идентичности» - рассмотрены сложившиеся традиции и новации в системах образования европейских государств, направленные на создание гармоничного поликультурного сообщества, распространение демократических ценностей и формирование европейского патриотизма. Анализ энциклопедий, учебников и учебных пособий общеобразовательных и высших учебных заведений стран Европейского союза позволяет выявить основные методы конструирования прошлого. За три года реализации образовательной программы слушателями курсов стали 208 человек, был разработан электронный курс на платформе LMS Moodle, опубликованы дидактические материалы «История Европейского союза: интеграция в документах» [1].
Фактически продолжением рассмотрения тематики курса стали дебаты научного кружка «Запад - Восток», посвященные как наиболее актуальным теоретическим вопросам исторической памяти, так и осмыслению отдельных дат в истории европейской интеграции, оценке связанных с ними коммеморационных практик. В формате круглого стола участниками научного кружка были обсуждены проблемы использования современных методологических подходов в изучении коллективного сознания и исторической памяти, изучена история формирования знаменательных национальных дат и мест памяти в европейских государствах, отмечена специфика празднования годовщин окончания мировых войн, падения тоталитарных режимов, событий европейской интеграции, выделено общее и особенное в проведении исторической политики в Европейском союзе и в Российской Федерации.
Авторской образовательной технологией и методической разработкой исполнителей грантового проекта стали квесты «Европа в Йошкар-Оле» (всего было организовано 17 квестов за весь период реализации проекта) - туристические пешеходные маршруты по европейским «местам памяти» столицы Республики Марий Эл, связанным с историей, политикой и культурой европейских государств. Квест был ориентирован на учащихся старших классов общеобразовательных учреждений, иностранных студентов Марийского государственного университета и проходил в виде соревнования команд. Для совсем юных участников -слушателей программы «Детский университет» Марийского государственного университета (июнь - июль 2021 года) - был подготовлен специальный маршрут «Европейские сказки в Йошкар-Оле». Квесты носят образовательный характер и, несомненно, в дальнейшем могут
быть использованы для развития регионального туризма. В планах организаторов проекта - составление электронной интерактивной карты «европейских» «мест памяти», предоставляющей возможность более глубоко изучать историю, топографию, культуру и искусство родного города, а также расширить представление о европейской символике, ставшей неотъемлемым элементом и особым брендом архитектуры Йошкар-Олы XXI века.
Просветительская часть грантового проекта включала в себя проведение ежегодного фотоконкурса «Моя Европа». Этот конкурс привлек внимание более 260 фотолюбителей из различных уголков России и зарубежья, запечатлевших достопримечательности Европы, а также российские культурные объекты, являющиеся «местами памяти» европейской истории. Конкурс проходил по четырем номинациям: «"Места памяти" европейской истории и культуры в России; «История и культура Европы глазами россиян»; «Символы европейской истории и культуры в Йошкар-Оле»; «События и повседневная жизнь стран-участниц Европейского союза в фотообъективе» [3; 6].
Исполнители проекта подготовили и прочитали несколько публичных лекций для горожан и школьников на различные темы европейской истории и культуры1. В итоге 18 выступлений в очном и дистанционном форматах на тему проекта стали действенным методом популяризации европейских исследований в России, способом развития исторического сознания у представителей неакадемического сообщества.
Одновременно с реализацией проекта его исполнители продолжали работу в области европейских исследований. Результаты этой работы, как и опыт реализации проекта, отдельные аспекты конструирования исторической памяти в процессе интеграции Европейского союза и государств Европы были апробированы на международных и всероссийских научных конференциях и опубликованы в 20 научных статьях, в том числе в журналах, входящих в список ВАК и индексируемых в Scopus [2; 4].
Несомненно, изучение влияния фактора исторической памяти на процесс европейской интеграции позволило не только поднять на новый уровень европейские исследования в Марийском государственном университете, но и расширить и углубить понимание самого концепта
1 Например, 2 апреля 2019 года в Национальной библиотеке города была прочитана лекция «Габсбургский ренессанс в странах Вишеградской четверки». URL: http://nbmariel.ru/ content/publichnaya-lekciya-gabsburgskiy-renessans-stran-uchastnic-evropeyskogo-soyuza (дата обращения: 10.12.2021).
«историческая память»: как способа сохранения и трансляции памяти о прошлом в период прекращения устной традиции, проявления коллективной (социальной) памяти, индивидуального сознания или продукта развития психики человека. В то же время применение опыта европейских Memory Studies и источникового материала стран Европы позволило по-иному взглянуть на метаморфозы европейской истории и раскрыть глубинные проблемы современного европейского интеграционного процесса.
Список литературы
1. История Европейского союза: интеграция в документах / сост. Е. В. Лежнина, Г. В. Рокина. Марийский гос. ун-т: Йошкар-Ола, 2021. 262 с.
2. Крючкова Н. Д., Крючков И. В., Рокина Г. В. Габсбургский миф в исторической памяти Вишеградской группы и ее соседей // Диалог со временем. 2021. № 75. С. 174-186.
3. Лежнина Е. В. Фотография как способ сохранения культурной и исторической памяти // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2019. № 3 (16). С. 300-302. DOI: http://dx.doi.org/10.30914/2411-3522-2019-5-3-300-302
4. Лежнина Е. В. Республика Ирландия в условиях пандемии COVID-19: в поисках выхода из национального кризиса // Современная Европа. 2021. № 5. С. 86-96. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope620218696
5. Олейникова О. Н. Европейские исследования в высшем образовании: к 30-летию Программы Jean Monnet // Запад - Восток. 2019. № 12. С. 9-12. DOI: https://doi.org/10.30914/2227-6874-2019-12-9-12
6. Рокина Г. В. События и повседневная жизнь стран-участниц Европейского Союза в фотообъективе преподавателей и студентов // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2019. № 2 (18). С. 194-198. URL: http://history-law.vestnik.marsu.ru/view/journal/ article.html?id=1864 (дата обращения: 06.12.2021).
7. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / пер. с франц. С. Н. Зенкина. М.: Новое издательство, 2007. 348 с.
Статья поступила в редакцию 29.11.2021; одобрена после рецензирования 10.12.2021; принята к публикации 12.12.2021.
Об авторе
Лежнина Елена Владимировна
кандидат исторических наук, доцент, Марийский государственный университет, Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, ORCID:
https://orcid.org/0000-0002-1898-3792, [email protected]
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
References
1. Istoriya Evropeiskogo soyuza: integratsiya v dokumentakh [The history of the European Union: integration in documents]. Compiled by E. V. Lezhnina, G. V. Rokina. Yosh-kar-Ola, Mary State University, 2021, 262 p. (In Russ.).
2. Kryuchkova N. D., Kryuchkov I. V., Rokina G. V. Gabsburgskii mif v is-toricheskoi pamyati Vishegradskoi gruppy i ee sosedei [The Habsburg myth in historical memory of Visegrad Europe and its neighbors]. Dialog so vremenem = Dialogue with Time, 2021, no 75, pp. 174-186. (In Russ.).
3. Lezhnina E. V. Fotografiya kak sposob sokhraneniya kul'turnoi i istoricheskoi pamyati [Photography as a way to preserve cultural and historical memory]. Vestnik Mariis-kogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya "Istoriya. Yurisprudentsiya " = Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2018, no. 3 (16), pp. 300-302. (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.30914/2411-3522-2019-5-3-300-302
4. Lezhnina E. Respublika Irlandiya v usloviyakh pandemii COVID-19: v poiskakh vykhoda iz natsional'nogo krizisa [The Republic of Ireland in the context of the pandemic: seeking a way out of the national crisis]. Sovremennaya Evropa = Contemporary Europe, 2021, no. 6, pp. 86-96. (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope620218696
5. Oleinikova O. N. Evropeiskie issledovaniya v vysshem obrazovanii: k 30-letiyu Programmy Jean Monnet [European Studies in Higher Education: on the 30th anniversary of the Jean Monnet Programme]. Zapad - Vostok = West - East, 2019, no. 9, pp. 9-2. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2227-6874-2019-12-9-12
6. Rokina G.V. Sobytiya i povsednevnaya zhizn' stran-uchastnits Evropeiskogo Soyuza v fotoob"ektive prepodavatelei i studentov [Events and everyday life of the European Union Member States in the photo objectives of teachers and students]. Vestnik Mar-iiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya "Istoriya. Yurisprudentsiya" = Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law", 2019, no. 2 (18), pp. 194-198. Available at: http://history-law.vestnik.marsu.ru/view/journal/article.html?id=1864 (accessed 06.12.2021). (In Russ.).
7. Halbwachs M. Sotsial'nye ramki pamyati [The social framework of memory]. Trans. from French by S. N. Zenkin. M., New Publishing house, 2007, 348 p. (In Russ.).
The article was submitted 29.11.2021; approved after reviewing 10.12.2021; accepted for publication 12.12.2021.
About the author
Elena V. Lezhnina
Ph. D. (History), Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola,
Russian Federation, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1898-3792,
elena-lezhnina@yandex. ru
The author has read and approved the final manuscript.