УДК 39(=511.131)
DOI: 10.62669/30342139.2024.2.13
Н. В. Пислегин
ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА УДМУРТСКОГО ПРЕДАНИЯ О БОГАТЫРЕ КОНДРАТЕ
В антологию удмуртского фольклора, в жанр героического эпоса входит предание о богатыре Кондрате, записанное в д. Баграш-Бигра. У главного героя настоящего произведения имеется несомненный исторический прототип. Это житель соседней родственной д. Орлово (Кваскашур-Пурга) Данило Алексеев по прозвищу Кондрашка. Он являлся главным предводителем разгрома, учиненного 28 августа 1860 г. крестьянами трех волостей в татарском волостном центре Агрыз. В данной статье на основе архивных источников - материалов судебного следствия - приведены реальные факты биографии данного человека, высказано предположении о его принадлежности роду Бигра, отмечены основные аспекты руководства волнениями, описано наказание, которому он подвергся. Предпринята попытка выстроить параллели между отдельными сюжетами предания и действительно имевшими место историческими фактами и событиями (имя-прозвище, физическая сила, конфликты, выдвижение в предводители, условно любовная линия и т.д.).
Ключевые слова: удмурты, татары, фольклор, предание, исторический источник, Кондрат-богатырь, коды удмуртской культуры.
В 1929 г. в д. Баграш-Бигра (совр. Малопур-гинский район Удмуртии) было записано, скорее всего, на русском языке1 предание о Кондрат-батыре [НА УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН. РФ. Оп. 2-Н. Д. 87. Л. 86-87]. Согласно ему, когда-то в дремучем лесу на берегу Ижа в землянке жил богатырь Кондрат. Вход в его жилище прикрывала тяжелая чугунная плита, которую мог сдвигать только он сам. Периодически батыр наведывался в соседние удмуртские деревни. За свою силу этот человек был избран удмуртами царем для борьбы с «татарами Золотой Орды». Под его руководством были разбиваемы вражеские рати, лично им убиты несколько татарских предводителей - ханов. Наказан был и один «сильный удмурт», тоже хотевший стать царем и уговаривавший жить с татарами
1 Удмуртский перевод, по всей видимости, появился позднее, впервые он был опубликован в 1954 г. [Чураков 2024: 29].
в мире, - ему Кондрат раздробил все кости ударом кулака. Одной из сюжетных линий фольклорного произведения является захват царем-богатырем супруги татарского хана с целью сделать ее своей женой. Завершается предание героической гибелью главного героя в последнем сражении [Богатырь Кондрат 1948: 34-36].
В научной традиции указанное предание было принято увязывать с событиями глубокой древности. Например, А. В. Западов и Д. А. Яшин описываемые действа отнесли к периоду монголо-татарского ига, владычества Золотой Орды. В действительности их следует датировать серединой XIX в. и уже - нападением сотен удмуртов трех волостей Сарапульского и Елабужского уездов 28 августа 1860 г. на татар крупной д. Агрызь (совр. г. Агрыз Республики Татарстан) с целью самосуда: поимки и наказания конокрадов из Агрызской волости. Возглавлял беспорядки житель ближайшей к Баграш-Бигре д. Кваскашур-Пурга
(совр. Орлово Малопургинского района Удмуртии) Данило Алексеев по прозвищу Кондрашка [Чура-ков 2024: 27-31; Пислегин 2024: 37-38]. По фактам конкретного места записи фольклорного произведения, имени его главного героя очевидна связь с реальными историческими событиями, произошедшими в нашем крае непосредственно накануне Великих реформ. Можно смело предположить, что запись предания, не говоря о последующей его литературной обработке, была вольно или невольно произведена в рамках выстраивания «кодов удмуртской культуры», желания искусственно удревнить реальную историческую подоплеку. Мы не стремимся к проведению анализа мнений фольклористов, выстроивших свои рассуждения именно таким образом. Более древние фольклорные тексты, возможно, также оказали какое-то влияние на структуру произведения. В настоящей публикации на основе архивных следственных материалов рассматриваются отдельные аспекты биографии реального прототипа богатыря Кондрата и его роли в событиях конца лета 1860 г.
Рано утром 28 августа организованные волостным правлением удмурты примерно 16 селений Ильинской волости Елабужского уезда, собрав с «каждого дома по человеку», пришли в д. Куре-гово (Агрыз-Пурга) Большенорьинской волости Сарапульского уезда (совр. Малопургинский район). Отсюда они разослали старост и выборных в ближайшие 11 деревень Большенорьинской и Бу-рановской волостей Сарапульского уезда для сбора подмоги. Соединившись здесь в числе «более 700 человек», крестьяне в полдень зашли в Агрыз. Часть оставалась у полевых ворот населенного пункта «на караулах», остальные двинулись к Агрызскому волостному правлению. Среди их лидеров чаще других как раз назывался новокрещеный удмурт Данило Алексеев. Согласно показаниям, он, будучи пьяным и утверждая, что имеет специальный разрешительный документ, руководил избиениями татар, которые продлились до захода солнца. 14 сентября его, как и ряд обвиненных в кражах агрызских татар, заключили под стражу. Помимо указанных действий, к делу Кондрата было присовокуплено расследовавшееся ранее обвинение в изнасиловании удмуртской девушки Ольги Васильевой [ЦГАКО. Ф. 576. Оп. 1. Д. 90. Л. 3-8об.; ЦГА УР. Ф. 241. Оп. 1. Д. 633. Л. 16об.-17].
Из следственных материалов мы также можем узнать биографию самого Данилы Алексеева. Во время расследуемых событий ему, по разным
данным, было от 31 года до 33 лет (согласно докладной волостного правления, по X ревизии (1858 г.) обвиняемому было 29 лет, вместе с тем в записях его собственных показаний указан 33-летний возраст). Как и большинство жителей нашего края, был государственным крестьянином, который ранее не подвергался судебным преследованиям и принадлежал к православной конфессии. Очень вероятно, традиционно для того времени не владел русским языком в мере, достаточной для того, чтобы обойтись без переводчика. Подобно другим неграмотным удмуртам и татарам, свои показания он подписал тамгой. Поскольку его подпись слишком простая (выглядит как буква Н), то, возможно, она представляет общеродовой знак члена рода Бигра2, традиционно используемый для обозначения себя в отношениях вне собственной общины. Являясь женатым человеком, в какой-то момент («ныне») наш герой перестал заниматься хозяйством («работою») и стал ходить по деревне с «железным копьем» и ножом, делая «частовременно разные похвальные слова». По всей видимости, односельчане в значительной степени были им запуганы. По крайней мере, когда под вечер 8 августа он, возможно, изнасиловал 22-летнюю «девку» Ольгу Васильеву в доме ее отца, письменное заявление Большенорьинскому волостному правлению об этом сделал удмурт д. Верхняя Лудзя, находящейся на территории современного Завьяловского района. Деяние было совершено достаточно открыто: соседа, попытавшегося предотвратить проступок, Дани-ло Алексеев, пугая оружием («посадит на копье»), вытолкал из избы, потом произнес ему и заявителю угрозы («если они донесут о сем начальству, то он поодиночке их прибьет»). После произошедшего он ушел к себе домой. Участником агрызского погрома 28 августа Кондрат стал как представитель своего двора, будучи призванным сотским Ильинской волости через орловских выборного и десятника [ЦГА УР. Ф. 241. Оп. 1. Д. 633. Л. 16об.-18, 148-149].
2 Д. Орлово (Кваскашур-Пурга), как и д. Курегово (Агрыз-Пурга), официально основана между 17621782 гг. [Пислегин, Чураков 2020: 257], с большой долей вероятности, из д. Баграш-Бигра [Материалы... 1892: 103, 104]. Последняя впервые упоминается в документе 1640 г. [Худяков 2008: 300]. Во всех трех населенных пунктах возможно ожидать представителей родов Бигра и Пурга. Общеродовая подпись представителей рода Пурга примерно выглядит как буква V, поэтому Данило Алексеев, вероятно, принадлежал роду Бигра.
Главный обвиняемый свое непосредственное руководство учиненным в Агрызе побоищем отрицал, однако его подтверждали и удмурты, и пострадавшие татары. Ко всему прочему нанесенные повреждения последним были официально зафиксированы следствием. Агрызский волостной голова отмечал, что на его попытки убеждений «об оставлении буйства» Данило Алексеев сказал, «что если бы я [голова] не был в форменном кафтане, то и меня избили бы, и что если кого-нибудь и убьют, за это сам он, Алексеев, ответит»; при этом он оставался в Агрызе и после того, как удмурты уже разошлись. Кондрат руководил и участвовал в избиении полицейского сотского («прежде нанесения побоев сняли с меня полушубок, полукафтан и рубашку и потом, положив на землю, били по спине палками»), человека, отправленного собирать понятых для последующего захвата обвиняемых в конокрадстве и других преступлениях («причинили мне побои... за то, чтобы я скорее шел за сбором народа»), понятых (1. «был пойман в ограде оного [волостного правления] вотяком Данилом Алексеевым и взят за руки, а сзади в это время били меня по спине палками вотяки Елабужскаго уезда по настройству его, Алексеева»; 2. «был пойман при оном в ограде Данилом Алексеевым, который, нанеся мне сам побои, отдал прочим вотякам Сара-пульскаго уезда и, приказав им бить меня, сказал, чтоб били как можно жесточае, и за это он сам отвечает и что сам он - становой и сам - окружный начальник»; 3. «проходя в волостное правление по наряду в понятые, встретился с вотяками в числе около 50 человек, шедшими по улице, из которых начально причинял мне побои Данило Алексеев и его однодеревенцы, равно и других селений. за что же они меня били, я не знаю, и они сами причины виновности моей не объявляли»; 4. «причинили мне... побои, отчего сделавшись без чувств...»; 5. «причиняли мне побои Данило Алексеев, Шахтой Игнатьев и Кызлыбай, по отце неизвестный» и т.д.), случайного прохожего («при возвращении из лавки я встретился с вотяками Данилом Алексеевым и Капитоном, по отце неизвестным, а только одной с ним деревни, и многими другими. и ими без всякой с моей стороны причины нанесены мне описанные при свидетельстве боевые знаки; а с базара утащили еще в ограду правления, где также жестоко били и бросили»; ко всему прочему этого человека еще и ограбили). Данило Алексеев ударил палкой 15-летнего подростка, а смотрителя запасных магазинов и еще одного человека, пытав-
шихся защитить волостное руководство, толкал в грудь со словами о не их деле «отнимать голову и сотского». При всем этом один из местных татар ходил вместе с удмуртами, не принимая непосредственного участия в избиениях3 [ЦГА УР. Ф. 241. Оп. 1. Д. 633. Л. 8об.-16об.].
29 ноября 1860 г. было вынесено совместное решение сарапульских уездного суда и городового магистрата. Более высокой судебной инстанцией оно утверждено, по всей видимости, 21 июля 1861 г. Данило Алексеев получил самое большое наказание среди трех удмуртов, приговоренных за события 28 августа, - лишение прав состояния, 100 ударов розгами (из них 20 - за попытку побега), год арестантских рот с последующей ссылкой в Восточную Сибирь на 3 года. По делу об изнасиловании его оставили «в сильном подозрении», Ольга Васильева была предана церковному покаянию за прелюбодейство [ЦГА УР. Ф. 241. Оп. 1. Д. 633. Л. 233об.-236].
Дальнейшая, после наказания, судьба Данила Алексеева - богатыря Кондрата - нам неизвестна. Можно предполагать, что на родину он не вернулся. В противном случае сложнее было бы объяснить довольно быстрое появление в его краю предания, в котором главный герой, согласно закону жанра, погибает. В самой легенде, по этому же закону, реальные исторические события, произошедшие в середине XIX в., размыты. Их возможно увидеть только при сильном желании. Несомненны общий сюжет -борьба с татарами, имя-прозвище Кондрат; можно предполагать большую физическую силу исторического прототипа, его молодецкую удаль, конфликты с однодеревенцами, отразившиеся в виде наказания «сильного удмурта». История с Ольгой Васильевой, может быть, превратилась в захват ханской жены...
Организацией сбора удмуртов для дальнейшего самостоятельного пресечения конокрадства руководили органы волостного самоуправления. Однако в ходе самих событий, которые из планировавшихся, скорее всего, как попытка мирного взаимодействия с органами самоуправления агры-зских татар превратились в их избиение, на первые роли вышли люди с девиантным поведением. И в этот момент в руководители выдвинулся Да-нило Алексеев по прозвищу Кондрат (Кондрашка). Именно он стал реальным прототипом героя удмуртского предания о богатыре Кондрате.
3 В предании упомянут татарин, который просит Кондрата не трогать его, пытается пригодиться.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
НА УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН - Научный архив Удмуртского института истории, языка и литературы Удмуртского федерального исследовательского центра Уральского отделения Российской академии наук.
ЦГАКО - Центральный государственный архив Кировской области.
ЦГА УР - Центральный государственный архив Удмуртской Республики.
Богатырь Кондрат 1948 - Богатырь Кондрат // Удмуртские народные сказки / сост. А. Н. Клабуков. Ижевск: Удмуртгосиздат, 1948. С. 34-36.
Материалы... 1892 - Материалы по статистике Вятской губернии. Т. VII. Сарапульский уезд. Часть II. Подворная опись. Вятка: Тип. Маишеева, 1892. 837 с.
Пислегин 2024 - Пислегин Н. В. Межэтнические и межсословные конфликты в Удмуртском Прикамье конца XVIII-XIX веков // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. 2024. Т. 34. Вып. 1. С. 35-44.
Пислегин, Чураков 2020 - Пислегин Н. В., Чураков В. С. Населенные пункты Удмуртского Прикамья XVII - середины XIX в.. Ижевск: УдмФИЦ УрО РАН, 2020. 784 с.
Худяков 2008 - Худяков М. Г. История Камско-Вятского края. Избранные труды. Ижевск: Удмуртия, 2008. 416 с.
Чураков 2024 - Чураков В. С. К вопросу об исторической основе некоторых удмуртских легенд и преданий // Историко-культурное наследие. 2024. Т. 14. № 1. С. 27-35.
REFERENCES
NA UIIYaL UdmFITs UrO RAN - Nauchnyi arkhiv Udmurtskogo instituta istorii, yazyka i literatury Udmurt-skogo federal'nogo issledovatel'skogo tsentra Ural'skogo otdeleniia Rossiyskoi akademii nauk [Scientific archive of the Udmurt Institute of History, Language and Literature of the Udmurt Federal Research Centre of the Russian Academy of Sciences]. (in Russian)
TsGAKO - Tsentral'nyi gosudarstvennyi arkhiv Kirovskoi oblasti [Central State Archive of the Kirov Region]. (in Russian)
TsGA UR - Tsentral'nyi gosudarstvennyi arkhiv Udmurtskoi Respubliki [Central State Archive of the Udmurt Republic]. (in Russian)
Bogatyr' Kondrat [The hero Kondrat]. Udmurtskie narodnye skazki [Udmurt folk tales]. ^mp. is A. N. Klabukov. Izhevsk: Udmurtgosizdat Publ., 1948. Pp. 34-36. (in Russian)
Materialy po statistike Vyatskoi gubernii [Materials on statistics of the Vyatka province]. Vol. VII. Sarapul'skii uezd [Sarapul county]. P. II. Podvornaya opis' [Household inventory]. Vyatka: Maisheev's Publishing House, 1892. 837 p. (in Russian)
Pislegin N. V. Mezhetnicheskie i mezhsoslovnye konflikty v Udmurtskom Prikamye konca XVIII-XIX vekov [Interethnic and interestate conflicts in the Udmurt Prikamye region of the end of XVIII-XIX centuries]. In: Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: Istoriya i filologiya [Bulletin of the Udmurt University. Series: History and Philology], 2024. Vol. 34. Iss. 1. Pp. 35-44. (in Russian)
Pislegin N. V., Churakov V. S. Naselennye punkty Udmurtskogo Prikamya XVII - serediny XIX v. [Localities of the Udmurt Kama region in the XVII - middle ofXIX centuries]. Izhevsk: Udmurt Federal Research Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences Publ., 2020. 784 p. (in Russian)
Khudyakov M. G. Istoriya Kamsko-Vyatskogo kraya. Izbrannye trudy [The history of the Kama-Vyatka region. Selected works]. Izhevsk: Udmurtiya Publ., 2008. 416 p. (in Russian)
Churakov V. S. K voprosu ob istoricheskoi osnove nekotorykh udmurtskikh legend i predanii [On the question of the historical basis of some Udmurt legends and stories]. In: Istoriko-kul'turnoe nasledie [Historical and cultural heritage]. 2024. Vol. 14. No 1. Pp. 27-35. (in Russian)
N. V. Pislegin
THE HISTORICAL BASIS OF THE UDMURT LEGEND ABOUT THE HERO KONDRAT
The anthology of Udmurt folklore, in the genre of heroic epic, includes the legend of the hero Kondrat. Its recorded in the village of Bagrash-Bigra. The main character of this work has an undoubted historical prototype. This is an inhabitant of the neighboring related village of Orlovo (Kvaskashur-Purga) Danilo Alekseev, nicknamed Kondrashka. He was the main leader of the defeat committed on August 28, 1860 by the peasants of three rural municipalities in the Tatar village of Agryz. In this article, based on archival sources - materials of the judicial investigation, the real facts of the biography of this person are presented. It has been suggested that he belongs to the genus Bigra. The main aspects of the leadership of the unrest are noted, and the punishment to which he was subjected is described. The main aspects of the leadership of the unrest are noted, and the punishment to which he was subjected is described. An attempt has been made to build parallels between individual plots of the legend and historical facts and events that actually took place (name-nickname, physical strength, conflicts, promotion to leadership, conditional love line, etc.).
Keywords: Udmurts, Tatars, folklore, legend, historical source, hero Kodrat, codes of Udmurt culture.
Пислегин Николай Викторович,
кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник,
Удмуртский институт истории, языка и литературы УдмФИЦ УрО РАН (Ижевск, Россия) [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.05.2024
Pislegin Nikolay Viktorovich,
Candidate of Sciences (History), lecturer, Senior Researcher,
Udmurt Institute of History, Language and Literature UdmFRC UB RAS (Izhevsk, Russia) [email protected]
Received 16.05.2024