Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ НЕКОТОРЫХ УДМУРТСКИХ ЛЕГЕНД И ПРЕДАНИЙ'

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ НЕКОТОРЫХ УДМУРТСКИХ ЛЕГЕНД И ПРЕДАНИЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
удмурты / удмуртский фольклор / легенды и предания / Кузебай Герд / Кедра Митрей / Г. Е. Верещагин / Udmurts / Udmurt folklore / legends and stories / Kuzebay Gerd / Kedra Mitrey / G. E. Vereshchagin

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чураков Владимир Сергеевич

Вследствие недостаточного количества письменных свидетельств, освещающих тот или иной хронологический период, исследователи вынуждены прибегать в числе прочих к помощи фольклорных источников. В предлагаемой статье автор попытался выявить реальную историческую основу сюжетов ряда удмуртских фольклорных произведений, которые часто привлекаются для иллюстрации истории взаимодействия удмуртов с народами и государствами Среднего Поволжья в период X–XVI вв. Как показало проведенное исследование, рассмотренные исторические предания и легенды в действительности отражают исторические события, относящиеся к периоду XVII–XIX вв. Но в ряде случаев было выявлено значительное авторское вмешательство в сюжет фольклорных произведений. Таким образом, проанализированные исторические предания и легенды не могут быть использованы для освещения событий, относящихся ко времени существования Волжско-Камской Булгарии, монгольских завоеваний Восточной Европы, а также к золотоордынскому и казанскому периодам истории Среднего Поволжья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE HISTORICAL BASIS OF SOME UDMURT LEGENDS AND STORIES

Due to the insufficient amount of written evidence covering a particular chronological period, researchers are forced to resort, among others, to the help of folklore sources. In this article the author tried to identify the real historical basis of the plots of a number of Udmurt folklore works, which are often used to illustrate the history of interaction between the Udmurts and the peoples and states of the Middle Volga region in the period of the X–XVI centuries. As the research has shown, the considered historical stories and legends actually reflect historical events dating back to the period of the XVII–XIX centuries. In a number of cases, significant authorial interference in the plot of folklore works was revealed. Thus, the analyzed historical stories and legends cannot be used to highlight events dating back to the existence of the Volga-Kama Bulgaria, the Mongol conquests of Eastern Europe, as well as to the Golden Horde and Kazan periods of the history of the Middle Volga region.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ НЕКОТОРЫХ УДМУРТСКИХ ЛЕГЕНД И ПРЕДАНИЙ»

УДК 39(=511.131)

DOI: 10.62669/30342139.2024.1.2

В. С. Чураков

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ НЕКОТОРЫХ УДМУРТСКИХ ЛЕГЕНД И ПРЕДАНИЙ

Вследствие недостаточного количества письменных свидетельств, освещающих тот или иной хронологический период, исследователи вынуждены прибегать в числе прочих к помощи фольклорных источников. В предлагаемой статье автор попытался выявить реальную историческую основу сюжетов ряда удмуртских фольклорных произведений, которые часто привлекаются для иллюстрации истории взаимодействия удмуртов с народами и государствами Среднего Поволжья в период Х-ХУ1 вв. Как показало проведенное исследование, рассмотренные исторические предания и легенды в действительности отражают исторические события, относящиеся к периоду ХУ11-Х1Х вв. Но в ряде случаев было выявлено значительное авторское вмешательство в сюжет фольклорных произведений. Таким образом, проанализированные исторические предания и легенды не могут быть использованы для освещения событий, относящихся ко времени существования Волжско-Камской Булгарии, монгольских завоеваний Восточной Европы, а также к золотоордынскому и казанскому периодам истории Среднего Поволжья.

Ключевые слова: удмурты, удмуртский фольклор, легенды и предания, Кузебай Герд, Кедра Митрей, Г. Е. Верещагин.

Разрабатывая проблему отражения исторической действительности в произведениях устного народного творчества, удмуртские фольклористы и историки на основе ряда формальных признаков очертили круг легенд и исторических преданий, которые, как они полагали, содержат исторически значимую информацию о взаимоотношениях удмуртов с населением и правителями различных средневековых государственных образований, Волжско-Камской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства, контролировавших территорию Среднего Поволжья и Прикамья до ее включения в состав Русского государства. Основным маркирующим признаком этих легенд и преданий является употребление в их текстах этнонима бигер (удм. 'татарин'), который, якобы, последовательно использовался сначала для обозначения булгар, затем населения Золотой Орды и, наконец, Казанского ханства1.

1 Слово бигер, которым в настоящее время удмурты обозначают казанских татар, появилось в удмуртском языке, видимо, не ранее XIII в. и первоначально

В качестве дополнительных признаков, с большей степенью уверенности позволявших соотносить сюжет фольклорного произведения с периодом существования Казанского ханства, исследователями указывались: упоминание в нем городов Казани (удм. Кузон) и Арска (удм. Арча), Казанской и Ар-ской дорог (удм. Кузон сюрес, Арча сюрес), социальных терминов хан (удм. кун), мурза (удм. мурза) и т.п. [Верещагин 1895: 302-303; Горбушин 1941: 90; Удмуртские сказки 1948: 11; Очерки истории 195: 34-35; Бутолин 1969 №10: 44, № 12: 39-40; Владыкин 1983: 107; Яшин 1987: 94-95, 98; Иванов 1992: 47, 49-50]. На основе интерпретации информации очерченного таким образом круга фольклорных источников различные авторы писали о вооруженной борьбе удмуртов «против нашествия татарских ханов Золотой Орды», «экспансии казанских татар» в удмуртские земли, превращении удмуртских

использовалось в качестве соционима, обозначая привилегированную социальную группу населения Золотой Орды [Напольских 2018: 524].

крестьян в «подданных казанского хана», гибели многих удмуртских богатырей в ходе сопротивления «татарскому насилию», конец которому положили «русские», которые по зову удмуртов «пришли и выгнали татар» [Удмуртские сказки 1948: 11; Очерки истории 1958: 34-35]. В предлагаемой статье мы бы хотели более тщательно изучить исторические основания соответствующих преданий и легенд и оценить возможность использования их сюжетов для иллюстрации событий Х-ХУ1 вв.

«Легенда о владычестве татар»

Под таким названием в 1889 г. опубликовал предание, записанное в Гыинской волости Глазовского уезда Вятской губернии (современный Кезский район Удмуртии), Н. Г. Первухин - известный исследователь истории, этнографии и фольклора удмуртов. В русском пересказе «легенды», который он получил, очевидно, от одного из своих респондентов из числа сельских учителей, сообщалось, что «прежде чем пришли сюда русские, вотяки жили не сами по себе, а были в подчиненности у татар, которыми правил тогда особый царь, которого вотяки называли «кун» ...вотякам надоело переносить подобные притеснения: они призвали к себе русских, которые по этому зову пришли и, прогнавши татар, стали править вотяками по-своему» [Первухин 1889: 17]. В последующем текст предания (с незначительными изменениями) был использован Г. Е. Верещагиным в статье, увидевшей свет в 1895 г., для иллюстрации эпохи владычества «монголов, между прочим и над вотяками» [Верещагин 1895: 302-303]. В 1971 г. «легенда» была опубликована в фольклорном сборнике «Ватка но Калмез» в переводе на удмуртский язык, получив при этом название «Кызьы удмуртъёс бигер кун-лэсь мозмытскизы» (букв. «Как удмурты от татарского хана освободились»). Ошибочно издателями сборника автором записи был назван Г. Е. Верещагин, а местом ее фиксации указана д. Ляльшур (удм. Ляльшур) современного Шарканского района Удмуртии [Ватка но Калмез 1971: 136-137, 162]. Со всей очевидностью исторической основой данного предания явилось не мнимое воспоминание части северных удмуртов о монгольском «владычестве», а реальная зависимость удмуртов Каринской волости Вятской земли от каринских татарских князей, ликвидированная царской администрацией реформой 1583-1588 гг. [Чураков 2017: 215-219]. В ходе многочисленных судебных тяжб, инициированных северными удмуртами на протяжении

XVII - начала XVIII в., притязаниям потомков каринских князей на сохранение власти над своими бывшими зависимыми людьми из числа удмуртов и бесермян был положен конец [Документы 1958: 103, 104, 120, 142, 149; Гришкина 1994: 67-90].

«Эштэрек»

В 1912 г. на страницах петербуржской газеты «Столичные отзвуки» (№ 4 от 8 июля) была помещена заметка Д. И. Корепанова (Кедра Митрея) «Эш-Тэрек (легенда вотяков)» [Дмитриева 2019: 147-149]. Удмуртский текст легенды автор данной публикации обнародовал значительно позже, лишь в 1934 г., указав, что фольклорное произведение было записано им в 1911г. у крестьянина д. Казес или Пичи Казес Г. Я. Баранова [Корепанов 1934: 68-69]. Неоднозначное указание места записи заставляло исследователей считать в качестве такового д. Малый Казес (удм. Вортчапочинка) современного Шарканского района Удмуртии [Яшин 1988: 51; Ванюшев 2007: 100; Чураков 2010: 237]. Однако, видимо, следует согласиться с исследователем жизни и творчества Д. И. Корепа-нова Л. А. Дмитриевой, полагающей, что действительным местом записи легенды была д. Верхний Малый Казес (удм. Шегъянпочинка) Шарканского района Удмуртии, основанная в конце XIX в. выходцами из соседней д. Нижний Казес (удм. Шегъян) [Дмитриева 2019: 112; Материалы по статистике 1892, Приложение: 154]. Подтверждением этому может служить тот факт, что в обоих названных селениях проживают люди, носящие фамилию Баранов. До недавнего времени считалось, что рассматриваемое фольклорное произведение сохранилось в единственном варианте, опубликованном Д. И. Ко-репановым [Яшин 1988: 51, 52]. Однако в записях, хранящихся в Национальном музее Удмуртской Республики, присутствует текст легенды, зафиксированный якобы со слов того же крестьянина, но имеющий иное содержание, в котором Эштэрек предстает не как благодарный преемник власти от старших батыров, а как коварный узурпатор, убивший своих предшественников [Дмитриева 2019: 111-112].

В зависимости от личного восприятия текста опубликованной версии легенды «Эштэрек», в которой говорится, что удмуртские богатыри сражались «с татарами и русскими и еще со многими тушмонами» (удм. тушмон 'враг')2, исследователи

2 Так перечисляются враги удмуртов в публикациях 1912 и 1934 гг., а также в сборнике «Песни и сказки удмуртского народа» [Песни и сказки 1936: 54, 64]. Хотя в подготовке сборника участвовал

полагали, что она является либо «отзвуком времени татаро-монгольского нашествия» [Сто сказок 1961: 289], либо описывает борьбу удмуртов «против нашествия татарских ханов Золотой Орды» [Удмуртские сказки 1948: 11], либо рассказывает о сопротивлении удмуртов «экспансии казанских татар» [Очерки истории 1958: 34]. Высказывалось и весьма неожиданное мнение, что данное фольклорное произведение было заимствовано удмуртами у ногайцев, а в качестве исторического прототипа главного героя указывался мурза Иштерек, являвшийся правителем (бием) Большой Ногайской орды в период с 1600 по 1619 г. [Буто-лин 1969: 40]. Сам же Д. И. Корепанов, используя неопубликованный вариант легенды, создал на ее основе в 1912 г. трагедию «Эштэрек», произвольно отнеся время ее действия к XIV в., к условной «эпохе борьбы вотяков с черемисами» [Дмитриева 2019: 111-112; Корепанов 1924: 3, 5]. Как указано в предисловии ко второму изданию (первое увидело свет в г. Благовещенске в 1915 г.), «трагедия "Эш-Тэрек" является одной из частей трилогии, задуманной автором в 1911 году, куда последовательно должны были войти трагедии "Идна-ба-тыр", "Эш-Тэрек" и "Эш-Туган"» [Корепанов 1924: 3, 6]. Это обстоятельство, а также наблюдения исследователей о возможном авторском влиянии на содержание легенды «Эштэрек» [Напольских 2010: 211] позволяют нам высказать предположение, что включение в текст легенды имен предшественников Эштэрека - Идны и Ожмега -было сделано непосредственно самим Д. И. Коре-пановым. Причем источником заимствования со всей очевидностью послужили рассказы об Идне и Ожмеге, записанные Г. Е. Верещагиным в 1880-е гг. у крестьян д. Арланово (удм. Арлангурт) современного Шарканского района Удмуртии [Верещагин 1886: 103-107]. В различных вариантах преданий, в которых фигурируют Идна и Ожмег, однозначно указывается, что время их жизни приходится на тот период, когда удмуртский край уже был частью

Д. И. Корепанов, однако помещенный здесь текст легенды «Эштэрек», представляющий, по сути, компиляцию несколько различающихся текстуально публикаций 1912 и 1934 гг., сопровождается неверной информацией о том, что фольклорное произведение было записано в Можгинском районе, а его перевод подготовила А. Андреева. Начиная со сборника «Удмуртские народные сказки» перечень врагов удмуртских богатырей был ограничен «татарами и многими тушмонами» [Удмуртские сказки 1948: 18].

Русского государства [Чураков 2010: 237-239]. Следовательно, указание на борьбу удмуртских богатырей, упомянутых в легенде «Эштэрек», с татарами и русскими - не более чем авторская вставка публикатора этого фольклорного произведения, стремившегося таким образом ввести содержание легенды в исторический контекст.

«Богатырь Кондрат»

В легенде рассказывается о сражении удмуртского богатыря Кондрата поочередно с несколькими татарскими ханами, захвате ханского дворца и пленении жены одного из ханов. Согласно архивным материалам, хранящимся в фондах Научного архива Удмуртского института истории, языка и литературы, данное фольклорное произведение было записано в 1929 г. в д. Баграш-Бигра (удм. Ба-граш-Бигра или Бигра) современного Малопургин-ского района Удмуртии от С. Малых [НА УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН. РФ. Оп. 2-Н. Д. 87. Л. 86-87]. К сожалению, в архивном деле нам удалось выявить только русский пересказ легенды, который впервые под названием «Богатырь Кондрат» был опубликован в 1948 г. в сборнике «Удмуртские народные сказки» [Удмуртские сказки 1948: 34-36]. При этом в комментарии, подготовленном А. В. За-падовым, были неверно указаны имя информанта и место записи произведения. В целом же, как полагал комментатор, «текст отражает период борьбы удмуртов с татарами», под которыми, как прямо указывалось (!) в опубликованном тексте легенды, понимались татары «Золотой Орды». В последующем удмуртский фольклорист Д. А. Яшин писал, что события, описываемые в фольклорном произведении, относятся к периоду «татаро-монгольского ига» [Яшин 1987: 97]. Удмуртский текст легенды под названием «Кондрат батыр» впервые увидел свет в 1954 г. в сборнике «Удмурт калык выжыкылъёс» [Удмурт выжыкылъёс 1954: 8-10]. Несмотря на содержание фольклорного произведения, реальной подоплекой его появления стал конфликт, вспыхнувший в 1860 г. между жителями ряда удмуртских деревень и татарами д. Агрыз из-за регулярной кражи последними лошадей и скота. Во главе толпы удмуртов, числом в семьсот человек, пришедшей в д. Агрыз и учинившей там беспорядки, стоял житель д. Кваскашур-Пурга (ныне Орлово, удм. Орлой Малопургинского района Удмуртии3)

3 д. Орлово непосредственно примыкает к д. Ба-граш-Бигра, у жителя которой и была записана легенда.

Данило Алексеев по прозвищу Кондрашка, который утверждал, «что имеется бумага от начальства на избиение татар» [ЦГАКО. Ф. 576. Оп. 1. Д. 90. Л. 3-4; Пислегин 2013: 197-199]. Эти же или схожие события вызвали появление и другой легенды, в которой описываются времена, когда «удмурты жили во вражде с татарами» - «Лудзи батыр». Ее текст был записан, очевидно, в д. Непременная Лудзя (удм. Лудзи) современного Завьяловского района Удмуртии4 и впервые опубликован в 1976 г. с заменой упоминаемых в фольклорном произведении в качестве действующих лиц «татар» на «разбойников» [Удмуртские сказки 1976: 40].

«Мурза Тептярев, воевода и Сенька»

Предание записано в 1930-е гг. в д. Старые Быги (удм. Быгы) современного Шарканского района Удмуртии от М. Г. Васильева [НА УИИЯЛ Удм-ФИЦ УрО РАН. РФ. Оп. 2-Н. Д. 180. Л. 360-365]. Оно было издано на удмуртском языке в 1940 г. в фольклорном сборнике «Удмурт калык сказкаос» [Удмурт сказкаос 1940: 99-102]. В народном произведении рассказывается о некоем мурзе Тептяреве, который захотел стать помещиком в удмуртской д. Быги. Не желая этого, удмурты послали в Казань к воеводе своего представителя Сеньку. Воевода выдал грамоту, защищавшую удмуртов от притязаний мурзы, но при этом сам захотел завладеть удмуртскими землями. Возглавляемые Сенькой крестьяне прогнали представителей воеводы, а Сенька, возгордившись, решил стать помещиком. Это не понравилось его землякам, и они изгнали своего бывшего предводителя из деревни. Очевидно, что реалии, описываемые в предании, происходят гораздо позже XVI в. Возможно, его исторической основой стали события, описание которых сохранилось в документах конца XVII в. После установления новой дороги в Сибирь казанские служилые люди стали наезжать к удмуртам Вятского уезда, в состав которого входили и земли, на которых позднее возникла д. Быги, для сбора ясака и принуждения вятских удмуртов к исполнению подводной повинности [Документы 1958: 391-397]. Показательна и фамилия мурзы - Тептярев, происходящая от слова тептярь, которым ста-

4 В архивном источнике [НА УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН. РФ. Оп. 2-Н. Д. 174. Л. 247-248], по всей видимости, неверно указано место записи предания «Лудзи бакатыр» - д. Абыш - очевидно д. Абышево

(удм. Абыш) современного Алнашского района Удмуртии, дата записи не указана.

ли обозначать сформировавшуюся в XVII в. из представителей различных народов Среднего Поволжья особую этно-сословную группу. По-видимому, по этой причине, начиная с публикации предания на русском языке в 1941 г., в ряде последующих фольклорных сборниках фамилия мурзы не упоминается [Горбушин 1941: 122; Удмуртские сказки 1948: 48; Сто сказок 1961: 276; Удмуртские сказки 1976: 254]. Это дало повод удмуртским фольклористам и историкам, опираясь на соответствующий термин (мурза), писать, что в анализируемом фольклорном произведении повествуется о борьбе удмуртов «против татарских мурз» [Горбушин 1941: 90], «предание отражает борьбу удмуртского народа с татарскими захватчиками» [Удмуртские сказки 1948: 167], а описываемые события относятся к эпохе существования Казанского ханства [Очерки истории 1958: 35] или же в целом ко времени «татаро-монгольского ига XШ-XVI вв.» [Яшин 1987: 94-95, 98].

«Былое могущество Малмыжа»

В 1924 г. в «Трудах Малмыжского музея местного края» в качестве приложения к завершающей части очерка М. Г. Худякова «Покорение Малмыжа» была помещена «черемисско-вотская» былина о малмыжском князе Болтуше, записанная удмуртским поэтом и исследователем К. П. Чай-никовым якобы у удмуртов д. Большая Докья (удм. Бадзым Докья или Покчивуко) современного Вавожского района Удмуртии [НА УИИЯЛ Удм-ФИЦ УрО РАН. РФ. Оп. 3-Н. Д. 174. Папка 3. Л. 5; Папка 4. Л. 13-20; Полтыш 2003: 35-36, 83-86]. М. Г. Худяков в своей работе отмечал, что первоначально текст «былины» под названием «Былое могущество Малмыжа» был опубликован в 1917 г. на страницах газеты «Малмыжская жизнь» (№ 180 от 30 ноября) [НА УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН. РФ. Оп. 3-Н. Д. 174. Папка 3. Л. 4; Полтыш 2003: 35, 82]. В последующем значительная часть исследователей, вслед за М. Г. Худяковым, полагала, что изданный на русском языке текст является переложением реально бытовавшего среди удмуртов предания о событиях периода покорения Казанского ханства [Иванов 1992: 42; Сапегина 1999: 139; Свечников 2022: 67]. Со своей стороны отметим, что ни сюжет «былины», ни стиль и характер изложения, ни присутствующие в тексте подробности из области марийских народных верований, ни сам главный герой, имя которого впервые встречается в записках Н. П. Рычкова [Рычков 1772: 18], не позволяют видеть в ней отражение каких-либо реально

бытовавших у удмуртов исторических преданий. С большим основанием данную «былину» следует рассматривать в качестве авторского сочинения К. П. Чайникова, написанного по мотивам опубликованных работ исследователей истории и этнографии Малмыжского края.

«Удмурты рода Докья»

В 1924 г. на страницах удмуртской газеты «Гу-дыри» была опубликована статья К. П. Чайникова (Кузебая Герда) «Докья выжы удмуртъёс» (букв. «Удмурты рода Докья»), в которой, были приведены отдельные предания, записанные автором в д. Большая Докья (удм. БадзымДокья или Покчи-вуко) у старика по имени Опоч [Чайников 1924: 2]. Позднее составители фольклорного сборника «Ватка но Калмез» (1971 г.) посчитали возможным включить в его состав под видом оригинального народного произведения слегка сокращенный текст данной публикации [Ватка но Калмез 1971: 100-102]. Судя по записям в регистрационной книге Малмыжского исторического общества, часть упомянутых в газетной статье преданий была зафиксирована не позднее 1918 г. [НА УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН. РФ. Оп. 3-Н. Д. 174. Папка 3. Л. 11; Худяков 1920: 341]. Пересказывая одно из них, К. П. Чайников сообщал, что удмурты, принадлежавшие к удмуртскому роду Докья, собирали

дань с окрестных удмуртов из других родов и по дорогам, известным как Кузон сюрес, Арча сюрес и Кунак сюрес5, отправляли ее «на 12 парах лошадей» к «поставленному татарами князю», а также ездили по дороге Арча сюрес «в Арск молиться»6. Сравнение опубликованного текста предания с записями в регистрационной книге Малмыжского исторического общества, изданными в свое время М. Г. Худяковым, показывает, что в исходном материале, в котором возвеличивались удмурты рода Докья, не содержалось упоминаний ни про татарского князя, ни про его людей, а на 12 парах лошадей окрестные удмурты свозили «всю дань Докье» [НА УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН. РФ. Оп. 3-Н. Д. 174. Папка 3. Л. 16-17; Худяков 1920: 1011]. Это обстоятельство заставляет предполагать значительное влияние К. П. Чайникова на содержание выявленных им фольклорных источников.

Как мы могли убедиться, ни одно из относительно крупных удмуртских фольклорных произведений с развернутым сюжетом, привлекаемых исследователями для иллюстрации эпохи XIII-XVI вв., в действительности не может этому служить, поскольку имеет совершенно иную историческую основу, а зачастую прямо заключает в себе авторское видение хода исторических процессов в крае публикатором фольклорного текста.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

НА УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН - Научный архив Удмуртского института истории, языка и литературы Удмуртского федерального исследовательского центра Уральского отделения Российской академии наук. ЦГАКО - Центральный государственный архив Кировской области.

Бутолин 1969 - Бутолин А. С. Удмурт батыръёс сярысь = Об удмуртских батырах // Молот. 1969. № 10. С. 42-47; № 12. С. 36-43.

Ванюшев 2007 - Ванюшев В. М. Возвращение батыров // Вестник Удмуртского университета. 2007. № 5. С. 93-102.

Ватка но Калмез 1971 - Ватка но Калмез. Удмурт калык легендаос но преданиос = Ватка и Калмез. Удмуртские народные легенды и предания // сост. Н. П. Кралина, П. К. Поздеев. Ижевск: Удмуртия, 1971. 163 с.

5 Кунак сюрес < тат. кунак 'гость' и удм. сюрес 'дорога'. Якобы словом кунак называли людей татарского князя, которые приезжали в д. Большая Докья за причитавшейся ему данью.

6 Сравни сообщение Н. П. Рычкова, посетившего Арск 3 июля 1770 г.: «Говорят, что тут живали древние владетели вотского народа, и что сие место было первенствующим их жилищем. Остатков древностей ныне никаких там не находится, кроме старинного вотского кладбища и их киреметя, или молитвенного места, видимого при восточном конце пригородка посреди отрощенных березовых дерев» [Рычков 1772: 5].

Верещагин 1886 — Верещагин Г. Е. Вотяки Сосновского края // Записки Русского императорского географического общества по отделению этнографии. Т. XIV. Вып. 2. СПб.: Тип. М-ва внутр. дел, 1886. 224 с.

Верещагин 1895 — Верещагин Г. Е. Остатки язычества у вотяков // Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1896 г. Вятка: Губ. тип., 1895. С. 244-305.

Владыкин 1983 — Владыкин В. Е. Удмуртские фольклорные источники в этногенетических исследованиях (к постановке проблемы) // Этнические процессы на Урале и в Сибири в первобытную эпоху. Ижевск: УдГУ, 1983. С. 103-110.

Горбушин 1941 — Горбушин С. П. Об удмуртских сказках // Записки Удмуртского научно-исследовательского института истории, языка, литературы и фольклора при СНК Удмуртской АССР. Вып. 10. Ижевск: Удмуртгосиздат, 1941. С. 38-125.

Гришкина 1994 — Гришкина М. В. Удмурты. Этюды из истории К^К вв. Ижевск: Удмуртия, 1994. 168 с.

Дмитриева 2019 — Дмитриева Л. А. Творчество Кедра Митрея: литературные модели и жизненные стратегии. Ижевск: УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН, 2019. 168 с.

Документы 1958 — Документы по истории Удмуртии ХV-ХVП веков / сост. П. Н. Луппов. Ижевск: Удм. кн. изд-во, 1958. 419 с.

Иванов 1992 — Иванов А. Г. Историческая основа героических преданий удмуртов // История, историография и источниковедение Удмуртии: сборник статей. Ижевск: УИИЯЛ УрО АН СССР, 1992. С. 41-59.

Корепанов 1934 — Корепанов Д. И. (Кедра Митрей). Легенда пумысен. Эш-тэрек = По поводу легенды. Эш-тэрек // Кылбурет удысын = В области поэзии. 1934. № 9-10. С. 65-70.

Корепанов 1924 — Корепанов Д. И. (П. Реймит). Эш-Тэрек. Ижевск: Типография газеты «Ижевская правда», 1924. 100 с.

Материалы по статистике 1892 — Материалы по статистике Вятской губернии. Т. VII. Сарапульский уезд. Ч. 2. Подворная опись. Вятка: Тип. Маишева, 1892. 846 с.

Напольских 2010 — Напольских В. В. К проблеме реконструкции удмуртской эпической традиции // Поэтика традиции. Сборник научных статей. СПб: Европейский дом, 2010. С. 208-230.

Напольских 2018 — Напольских В. В. Очерки по этнической истории. Казань: «Издательский дом «Казанская недвижимость», 2018. 648 с.

Очерки истории 1958 — Очерки истории Удмуртской АССР. Т. 1. Ижевск: Удм. кн. изд-во, 1958. 288 с.

Первухин 1889 — Первухин Н. Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Эскиз IV. Следы языческой древности в образцах устной народной поэзии вотяков. Вятка: Губ. тип., 1889. 84 с.

Песни и сказки 1936 — Песни и сказки удмуртского народа / сост. А. И. Алдан. Киров: Краевое издательство, 1936. 64 с.

Пислегин 2013 — Пислегин Н. В. Конфликты между этно-сословными группами Удмуртского Прикамья в середине XIX в. и в первые пореформенные годы // Этнокультурное наследие пермских финнов. Кудымкар, 2013. С. 197-201.

Полтыш 2003 — Полтыш - князь черемисский. Малмыжский край. Йошкар-Ола: Центр-музей им. В. Колумба, 2003. 440 с.

Рычков 1772 — Рычков Н. П. Продолжение журнала или дневных записок путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства, 1770 году. СПб.: Академия наук, 1772 г. 133 с.

Сапегина 1999 — Сапегина Ю. П. Региональные традиции и межэтнические связи в преданиях этносов Малмыжского региона // Финно-угроведение. 1999. № 2-3. С. 138-141.

Свечников 2022 — Свечников С. К. Марийско-удмуртские этнические контакты в средневековый период // Историко-культурное наследие народов Урало-Поволжья. 2022. № 1. С. 63-71.

Сто сказок 1961 — Сто сказок удмуртского народа / сост. Н. П. Кралина. Ижевск: Удмурт. кн. изд-во, 1961. 311 с.

Удмурт выжыкылъёс 1954 — Удмурт калык выжыкылъёс = Удмуртские народные сказки / сост. А. Н. Кла-буков, Н. П. Кралина. Ижевск: Удм. кн. изд-во, 1954. 168 с.

Удмурт сказкаос 1940 — Удмурт калык сказкаос = Удмуртские народные сказки / сост. А. Багай (А. Н. Кла-буков), М. А. Перевощиков. Ижевск: Удмуртгосиздат, 1940. 107 с.

Удмуртские сказки 1948 — Удмуртские народные сказки / сост. А. Н. Клабуков. Ижевск: Удмуртгосиздат, 1948. 178 с.

Удмуртские сказки 1976 — Удмуртские народные сказки / сост. Н. П. Кралина. Ижевск: Удмуртия, 1976. 324 с.

Худяков 1920 — Худяков М. Г. Вотские родовые деления // Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. 1920. Т. XXX. Вып. 3. С. 339-356; Т. XXXI. Вып. 1. С. 1-18.

Чайников 1924 — Чайников К. П. (Герд К.) Докья выжы удмуртъёс = Удмурты из рода Докья // Гудыри. 1924. № 146. С. 2.

Чураков 2010 — Чураков В. С. Из истории работы Н. Г. Первухина над циклом удмуртских легенд о богатырях «Дондинского круга» // Поэтика традиции. Сборник научных статей. СПб: Европейский дом, 2010. С. 231-257.

Чураков 2017 — Чураков В. С. Каринский стан Вятской земли: история, территория, население // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 12. Ч. 3. С. 215-219.

Яшин 1987 — Яшин Д. А. Удмурт фольклор: Дышетйсьёслы пособие = Удмуртский фольклор. Пособие для учителей. Устинов: Удмуртия, 1987. 152 с.

Яшин 1988 — Яшин Д. А. Легенда сярысь легенда = Легенда о легенде // Молот. 1988. № 12. С. 51-56.

REFERENCES

NA UIIYaL - Nauchnyi arkhiv Udmurtskogo instituta istorii, yazyka i literatury [Scientific archive of the Udmurt Institute of History, Language and Literature]. (in Russian)

TsGAKO - Tsentral'nyi gosudarstvennyi arkhiv Kirovskoi oblasti [Central State Archive of the Kirov Region]. (in Russian)

Butolin A. S. Udmurt batyr'yos syarys' = Ob udmurtskikh batyrakh [About the Udmurt heroes]. In: Molot [Hammer]. 1969. No 10. Pp. 42-47; No 12. Pp. 36-43. (in Udmurt)

Vanyushev V. M. Vozvrashchenie batyrov [The return of the heroes]. In: Vestnik Udmurtskogo universiteta [Bulletin of Udmurt University]. 2007. No 5. Pp. 93-102. (In Russian)

Vatka no Kalmez. Udmurt kalyk legendaos no predanios = Vatka i Kalmez. Udmurtskie narodnye legendy i pre-daniya [Vatka and Kalmez. Udmurt legends and tales]. ^mp. by N. P. Kralina, P. K. Pozdeev. Izhevsk: Udmurtiya Publ., 1971. 163 p. (in Udmurt)

Vereshchagin G. E. Votyaki Sosnovskogo kraya [Udmurts of Sosnovsky region]. In: Zapiski Russkogo impera-torskogo geograficheskogo obshchestva po otdeleniyu etnografii [Notes of the imperial Russian geographical society in the Department of Ethnography]. Vol. 14. Iss. 2. St. Petersburg: Tipografiya Ministerstva vnutrennih del Publ., 1886. 224 p. (in Russian)

Vereshchagin G. E. Ostatki yazychestva u votyakov [Remains of paganism among the Udmurts]. In: Kalendar' i pamyatnaya knizhka Vyatskoi gubernii na 1896 g. [Calendar and memorial book of the Vyatka province for 1896]. Vyatka: Gubernskaya tipografiya Publ., 1895. Pp. 244-305. (in Russian)

Vladykin V. E. Udmurtskie fol'klornye istochniki v etnogeneticheskikh issledovaniyakh (k postanovke problemy) [Udmurt folklore sources in ethnogenetic research (to the formulation of the problem)]. In: Etnicheskie protsessy na Urale i v Sibiri v pervobytnuyu epokhu [Ethnic processes in the Urals and Siberia in the primitive era]. Izhevsk: UdGU Publ., 1983. Pp. 103-110. (in Russian)

Gorbushin S. P. Ob udmurtskikh skazkakh [About Udmurt fairy tales]. In: Zapiski Udmurtskogo nauchno-issle-dovatel'skogo instituta istorii, yazyka, literatury i fol'klora pri SNK Udmurtskoi ASSR [Notes of the Udmurt research institute of history, language, literature andfolklore under the Council of People's Commissars of the Udmurt ASSR]. Vol. 10. Izhevsk: Udmurtgosizdat Publ., 1941. Pp. 38-125. (in Russian)

Grishkina M. V. Udmurty. Etyudy iz istorii IX—XIX vv. [Udmurts. Sketches from the history of the IX—XIX centuries]. Izhevsk: Udmurtiya Publ., 1994. 168 p. (in Russian)

Dmitrieva L. A. Tvorchestvo Kedra Mitreya: literaturnye modeli i zhiznennye strategii [Kedra Mitrey's work: literary models and life strategies]. Izhevsk: UIIYaL UdmFITs UrO RAN Publ., 2019. 168 p. (in Russian)

Dokumenty po istorii Udmurtii XV-XVII vekov [Documents on the history of Udmurtia of the XV—XVII centuries]. ^mp. by P. N. Luppov. Izhevsk: Udmurtskoe knizhnoe izdatel'stvo Publ., 1958. 419 p. (in Russian)

Ivanov A. G. Istoricheskaya osnova geroicheskikh predanii udmurtov [The historical basis of the heroic traditions of the Udmurts]. In: Istoriya, istoriografiya i istochnikovedenie Udmurtii [History, historiography and source studies ofUdmurtia]. Izhevsk: UIIYaL UrO AN SSSR Publ., 1992. Pp. 41-59. (in Russian)

Korepanov D. I. (Kedra Mitrei). Legenda pumysen. Esh-terek = Po povodu legendy. Esh-terek [About the legend. Esh-Terek]. In: Kylburet udysyn = V oblasti poezii [In the field ofpoetry]. 1934. No 9-10. Pp. 65-70. (in Udmurt)

Korepanov D. I. (P. Reimit). Esh-Terek [Esh-Terek]. Izhevsk: Publishing house of the "Izhevsk Pravda" newspaper, 1924. 100 p. (in Russian)

Materialy po statistike Vyatskoi gubernii. T. VII. Sarapul'skii uezd. Chast' 2. Podvornaya opis' [Materials on statistics of the Vyatka province. Vol. 7. Sarapul district. Part 2. Household census]. Vyatka: Tipografiya Maisheeva Publ., 1892. 846 p. (in Russian)

Napol'skikh V. V. K probleme rekonstruktsii udmurtskoi epicheskoi traditsi [On the problem of reconstruction of the Udmurt epic tradition]. In: Poetika traditsii. Sbornik nauchnykh statei [Poetics of tradition. Collection of scientific articles]. St. Petersburg: Evropeiskii dom Publ., 2010. Pp. 208-230. (in Russian)

Napol'skikh V. V. Ocherki po etnicheskoi istorii [Essays on ethnic history]. Kazan': Publishing house "Kazan real estate", 2018. 648 p. (in Russian)

Ocherki istorii Udmurtskoi ASSR [Essays on the history of the Udmurt ASSR]. Vol. 1. Izhevsk: Udmurtskoe knizhnoe izdatel'stvo Publ., 1958. 288 p. (in Russian)

Pervukhin N. G. Eskizy predanii i byta inorodtsev Glazovskogo uezda. Eskiz IV. Sledy yazycheskoi drevnosti v obraztsakh ustnoi narodnoi poezii votyakov [Sketches of legends and life of foreigners of the Glazov district. Sketch 4. Traces ofpagan antiquity in samples of oral folk poetry of the Udmurts]. Vyatka: Gubernskaya tipografiya Publ., 1889. 84 p. (in Russian)

Pesni i skazki udmurtskogo naroda [Songs and folk tales of the Udmurt people]. Comp. by A. I. Aldan. Kirov: Kraevoe izdatel'stvo Publ., 1936. 64 p. (in Russian)

Pislegin N. V. Konflikty mezhdu etno-soslovnymi gruppami Udmurtskogo Prikam'ya v seredine XIX v. i v pervye poreformennye gody [Conflicts between ethno-class groups of the Udmurt Kama region in the middle of the XIX century and in the first post-reform years]. In: Etnokul'turnoe nasledie permskikh finnov [Ethnocultural heritage of the Perm Finns]. Kudymkar, 2013. Pp. 197-201. (in Russian)

Poltysh - knyaz' cheremisskii. Malmyzhskii krai [Poltish is the prince of the Cheremis. Malmyzh region]. Yosh-kar-Ola: Centr-muzei im. V. Kolumba Publ., 2003. 440 p. (in Russian)

Rychkov N. P. Prodolzhenie zhurnala ili dnevnykh zapisok puteshestviya kapitana Rychkova po raznym provint-siyam Rossiiskogo gosudarstva, 1770 godu [Continuation of the journal or daily notes of Captain Rychkov's travels through various provinces of the Russian state, 1770]. St. Petersburg: Akademiya nauk Publ., 1772. 133 p. (in Russian) Sapegina Yu. P. Regional'nye traditsii i mezhetnicheskie svyazi v predaniyakh etnosov Malmyzhskogo regiona [Regional traditions and interethnic connections in the legends of ethnic groups of the Malmyzh region]. In: Fin-no-ugrovedenie [Finno-Ugric Studies]. 1999. No 2-3. Pp. 138-141. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Svechnikov S. K. Mariisko-udmurtskie etnicheskie kontakty v srednevekovyi period [Mari-Udmurt ethnic contacts in the medieval period]. In: Istoriko-kul'turnoe nasledie narodov Uralo-Povolzh'ya [Historical and cultural heritage of the Ural-Volga region peoples]. 2022. No 1. Pp. 63-71. (in Russian)

Sto skazok udmurtskogo naroda [One hundredfolk tales of the Udmurt people]. Comp. by N. P. Kralina. Izhevsk: Udmurtskoe knizhnoe izdatel'stvo Publ., 1961. 311 p. (in Russian)

Udmurt kalyk vyzhykyl"yos = Udmurtskie narodnye skazki [Udmurt folk tales]. Comp. by A. N. Klabukov, N. P. Kralina. Izhevsk: Udmurtskoe knizhnoe izdatel'stvo Publ., 1954. 168 p. (in Udmurt)

Udmurt kalyk skazkaos = = Udmurtskie narodnye skazki [Udmurt folk tales]. Comp. by A. Bagai (A. N. Klabukov), M. A. Perevoshhikov. Izhevsk: Udmurtgosizdat Publ., 1940. 107 p. (in Udmurt)

Udmurtskie narodnye skazki [Udmurt folk tales]. Comp. by A. N. Klabukov. Izhevsk: Udmurtgosizdat Publ., 1948. 178 p. (in Russian)

Udmurtskie narodnye skazki [Udmurtfolk tales]. Comp. by N. P. Kralina. Izhevsk: Udmurtiya Publ., 1976. 324 p. (in Russian)

Khudyakov M. G. Votskie rodovye deleniya [Udmurt clans]. In: Izvestiya obshchestva arheologii, istorii i et-nografii pri Kazanskom universitete [Proceedings of the Society of archeology, history and ethnography at Kazan University]. 1920. Vol. 30. Iss. 3. Pp. 339-356; Vol. 31. Iss. 1. Pp. 1-18. (in Russian)

Chainikov K. P. (Gerd K.) Dok'ya vyzhy udmurt"yos = Udmurty iz roda Dok'ya [Udmurts of the Dokya clan]. In: Gudyri [Thunder]. 1924. No 146. P. 2. (in Udmurt)

Churakov V. S. Iz istorii raboty N. G. Pervukhina nad tsiklom udmurtskikh legend o bogatyryakh «Dondin-skogo kruga» [From the history of N. G. Pervukhin's work on the cycle of Udmurt legends about the heroes of the "Dondy Circle"]. In: Poetika traditsii. Sbornik nauchnykh statei [Poetics of tradition. Collection of scientific articles]. St. Petersburg: Evropeiskii dom Publ., 2010. Pp. 231-257. (in Russian)

Churakov V. S. Karinskii stan Vyatskoi zemli: istoriya, territoriya, naselenie [Karino region of Vyatka land: history, territory, population]. In: Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i isk-usstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art criticism. Questions of theory and practice]. 2017. Vol. 12. P. 3. Pp. 215-219. (in Russian)

Yashin D. A. Udmurt fol'klor: Dyshetis'yosly posobie = Udmurtskii fol'klor. Posobie dlya uchitelei [Udmurt folklore: teacher's manual]. Ustinov: Udmurtiya Publ., 1987. 152 p. (in Udmurt)

Yashin D. A. Legenda syarys' legenda = Legenda o legende [A legend of the legend]. In: Molot [Hammer]. 1988. No 12. Pp. 51-56. (in Udmurt)

V. S. Churakov

ON THE QUESTION OF THE HISTORICAL BASIS OF SOME UDMURT LEGENDS AND STORIES

Due to the insufficient amount of written evidence covering a particular chronological period, researchers are forced to resort, among others, to the help of folklore sources. In this article the author tried to identify the real historical basis of the plots of a number of Udmurt folklore works, which are often used to illustrate the history of interaction between the Udmurts and the peoples and states of the Middle Volga region in the period of the X-XVI centuries. As the research has shown, the considered historical stories and legends actually reflect historical events dating back to the period of the XVII-XIX centuries. In a number of cases, significant authorial interference in the plot of folklore works was revealed. Thus, the analyzed historical stories and legends cannot be used to highlight events dating back to the existence of the Volga-Kama Bulgaria, the Mongol conquests of Eastern Europe, as well as to the Golden Horde and Kazan periods of the history of the Middle Volga region.

Keywords: Udmurts, Udmurt folklore, legends and stories, Kuzebay Gerd, Kedra Mitrey, G. E. Vereshchagin.

Чураков Владимир Сергеевич,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник,

Удмуртский институт истории, языка и литературы УдмФИЦ УрО РАН (Ижевск, Россия) vermis3@gmail.com

Статья поступила в редакцию 15.04.2024

Churakov Vladimir Sergeevich,

Candidate of Sciences (History), Senior Researcher,

Udmurt Institute of History, Language and Literature, UdmFRC UB RAS (Izhevsk, Russia) vermis3@gmail.com

Received 15.04.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.