Н. А. Сомкина
ИСТОРИЧЕСКАЯ МОРФОЛОГИЯ КИТАЙСКОГО ФЕНИКСА
Китайский феникс (фэнхуан) издавна почитался китайцами птицей божественной и в высшей степени благовещей, символизирующей красоту и гармонию. Наиболее ранние упоминания о нем встречаются уже на иньских гадательных надписях (начиная с XV в. до н. э.), однако, китайские исследователи утверждают, что образ возник семь-восемь тысяч лет назад. Предполагают, что слово «фэн» («чудесная птица») первоначально было обозначением божества ветра — посланца небесного владыки. Иероглиф «фэн» в надписях на костях представлял собой изображение павлина — в древности эти птицы встречались в Китае в большом количестве, но вследствие изменения климата и наступления культурного ландшафта они практически исчезли.
Этимология слова «хуан» достаточно сложна. Некоторые ученые предполагают, что «хуан» — изначально название особого гребня на голове птицы фэн, графически представляющего собой изображение восходящего Солнца, лучи которого напоминают трезубец. В более поздних текстах «фэн» толкуется как самец, а «хуан» — как самка. Солярный характер образа феникса подтверждается и указаниями в древних источниках на то, что он живет или рождается в Киноварной Пещере, соотносимой с Югом. Таким образом, его часто ассоциировали с Чжу-цюэ — Красной Птицей, символом Юга1. О связи феникса со стихией огня говорит также то, что его часто изображали глядящим на красный шарик (символ солнца или огня, а в широком смысле — мужского начала ян, — потому как китайцы верили, что феникс способствует деторождению)2. В средние века образ феникса часто встречается в даосском контексте; в ряде преданий рассказывается о том, что он являлся женщинам во сне, после чего те рождали выдающихся сыновей. (За этим можно видеть представление о связи феникса с началом ян.) Кроме того, дабы подчеркнуть сверхъестественность и выдающиеся способности правителя, его рождение нередко связывали с появлением или непосредственным участием феникса или родственной ему божественной птицы. Так, предание о рождении совершенномудрого императора Шуня повествует, что однажды слепой старец Гу-соу увидел странный сон. Ему приснился феникс с зерном риса в клюве, которое он вручил Гу-соу и велел съесть, после чего поведал, что его имя Цзи и он явился, чтобы у Гу-соу появилось потомство. Проснувшись, Гу-соу крайне удивился и озадачился. Сыну, родившемуся у него впоследствии, он дал имя Шунь. По преданию, глаза Шуня отличались от глаз простых смертных — в каждом глазу у него было по два зрачка. Эта история перекликается с легендой о птице Чунмин, которую привезли императору Яо из страны Чжичжи. У птицы в каждом глазу тоже было по два зрачка, по виду она напоминала петуха, а голос напоминал пение феникса; она могла биться с волками и тиграми, и при ней нечисть и всякое зло не могли вредить людям3.
С другой стороны, в самом имени птицы скрыта ее двойственная природа, поскольку фэн, будучи самцом, представляет янское начало, а хуан, самка, — иньское; при этом, будучи солярным и в целом янским символом, птица фэнхуан, по нормам китайского
© Н. А. Сомкина, 2008
языка, — существо женского пола. Таким образом, феникс олицетворяет собой Великий Предел, то есть состояние совершенной гармонии инь и ян.
К рубежу нашей эры появляются подробные описания внешнего облика феникса. Согласно словарю I в. «Шо вэнь» («Толкование знаков») и ряду других источников, спереди феникс напоминает лебедя, со спины — цилиня, у него шея змеи, хвост рыбы, окраска дракона, туловище черепахи и петушиный клюв. На голове его узор в виде иероглифа «добродетель» (Ээ), на спине — «человеколюбие» (жэнь), на холке — «справедливость» (и), на груди — «честность» (синь)4. «Шань хай цзин» («Каталог гор и морей») уточняет, что справедливостью (и) отмечены его крылья, честностью (синь) — живот, «совершенством» (жэнь) — грудь, а благовоспитанностью (ли) — спина. Фэнхуан ест и пьет, как обычная птица. Сама поет и сам танцует. Когда ее увидят, в Поднебесной наступают спокойствие и мир»5. В хвосте феникса бывает двенадцать или тринадцать перьев — по числу лун в году, когда он является миру; пение его заключает в себе гармонию пяти нот китайской музыки, окраска — пять основных цветов. Стоит ему приземлиться на землю, как к нему тотчас же слетаются птицы трехсот шестидесяти видов и оказывают ему почтение. Согласно древним мифологическим преданиям, птица обитала в «восточном царстве совершенных людей». Появление феникса считалось знаком наступления великого мира в Поднебесной, а также рождение великого мудреца. По некоторым косвенным записям, его прилет, видимо, отождествлялся с началом дождей. Считалось, что он знает сезоны года и поэтому, согласно преданию, правитель Шаохао назвал чиновника, ведающего календарем, Фэнняоши (букв., «род птицы фэн»)6. Род феникса вообще был весьма многочислен, и все его представители отличались выдающимися качествами и способностями — например, хуанняо, луаньняо и фэнняо, которые в древних преданиях объединялись под общим названием фэнхуан. Эти птицы были похожи на петуха с длинными разноцветными перьями. Эти птицы «когда хотят — едят и пьют, когда хотят — поют и танцуют». Стоит им появиться на земле, как в Поднебесной наступает мир и спокойствие (у Конфуция, жившего в беспокойное время, встречается горестное восклицание: «А фэнхуан все не появляется!»; по этому восклицанию можно представить, сколь почитаема была птица в те времена). Эти пернатые жили на востоке, в Стране благородных — Цзюньцзычжиго, и парили за четырьмя морями. Как повествуют источники, даже сам Хуанди никогда не видел фениксов и очень хотел взглянуть на них (хотя ранее в том же «Шань хай цзине» говорится, что красные фениксы присматривали за дворцовой утварью и одеждой в его дворце)7.
Следует заметить, что в отечественной и западной науке термин «феникс» применялся ко всем сколько-нибудь необыкновенным птицам, в том числе и к пэнняо. Эта птица была некоторым образом подобна птице Рок (Рах) из ближневосточной мифологии, она достигала гигантских размеров, могла летать на огромные расстояния и при этом развивать фантастическую скорость. Согласно Чжуан-цзы, даосскому философу, эта птица появилась в результате метаморфоз, которые претерпела мифическая рыба кунь, аналог библейского левиафана. Стремительный полет этой птицы служил метафорой для успехов в учебе и в жизни вообще8. Фениксом также часто называли и Ди-цзян, птицу, живущую, согласно «Шань хай цзину», в западной части гор Тянь-Шань. Она могла краснеть и тогда становилась похожей на огненно-красный шар, у нее было шесть ног и четыре крыла, зато не было ни ушей, ни глаз, ни рта, ни клюва; она понимала песни и пляски9. Хотя все эти птицы, бесспорно, являлись необычайными и сверхъестественными, определение «феникс» к ним вряд ли применимо. Что же касается фэнхуана, то в его случае употребление подобного
термина может быть оправдано символической ролью, которую он играл, в частности, его связь с солнцем, югом и, соответственно, огнем.
По утверждению американского исследователя Марка Шумахера, феникс мог быть как символом мира, когда появлялся, так и дисгармонии — когда улетал10, однако уместнее, скорее всего, было бы назвать его не символом, а своеобразным барометром, определяющим наличие-отсутствие гармонии в мире. Сам по себе феникс символизирует только гармонию и совершенство, так что своим исчезновением он всего лишь знаменует утрату их в окружающем мире.
Происхождение этого образа до сих пор неясно. Некоторые ученые (Л. Хопкинс, Г. Шмитт, В. Айхорн и др.) полагают, что идея о чудесной птице произошла, как и в случае с драконом, от наблюдений за природными явлениями — в частности, за ветром, что было обусловлено земледельческим характером раннего китайского общества. В таком обществе, где жизнь зависит от погоды и, соответственно, урожая, подавляющее большинство культов имеет сельскохозяйственный характер, а божества связаны с благоприятными (или неблагоприятными) проявлениями местного климата. Главный аргумент, выдвигаемый в подтверждение этой гипотезы — созвучность китайских слов «фэн» — ветер и «фэн» — фэнхуан11. Кроме того, древние источники («Шань хай цзин» и др.) повествуют о неких сверхъестественных птицах, которые поднимают ветер взмахом своих крыльев. Иероглифом «фэн» обозначалось также древнее божество ветра — посланник небесного владыки. Склонность феникса к музыке они объясняли тем, что завывания ветра имеют свою тональность в зависимости от его силы; таким образом древние китайцы в звуках ветра слышали песнь чудесной птицы12.
С. А. Полевой, однако, считал, что феникс имеет ряд общих черт с египетским фениксом бену, о котором говорится в Книге Мертвых. Как и фэнхуан, бену символизировал солнце. Кроме того, профессор усматривал также фонетическое сходство между египетским словом benu, греческим phoenix (phoen) и китайским «фэнхуан»13. Огненная птица была широко известна в мифологическом комплексе стран, расположенных к западу от Китая, например, симург, персидская птица предположительно женского пола с собачьей головой, которая отличалась благородным нравом и испытывала острую неприязнь к змеям. Последняя же характеристика повторяет свойство индийской птицы гаруды, которая, будучи огненной и воинственной, враждовала с нагами, гигантскими змеями — повелителями воды. Это не только свидетельствовало в пользу гипотезы
об индийских корнях образа фэнхуана, но и дало лишний аргумент в пользу теории о заимствовании образа дракона из Индии посредством буддизма, поскольку в данном случае на китайской территории воспроизводились уже два основных символа. Косвенным подтверждением гипотезы стал образ хоо — японского феникса, который во многом повторял черты индийских гаруд, будучи воинственной птицей, иногда враждебной дракону14.
Существует еще одна весьма любопытная версия происхождения образа феникса. Ее автор, Хэ Синь, утверждает, что прототипом чудесной птицы был страус, который обитал на территории Китая вплоть до последних веков до н. э. (Ученый также является сторонником гипотезы, что прототипом дракона был крокодил.) В доказательство он приводит целый ряд сходств между этими птицами. например, указанный в источниках размер феникса совпадает с размерами страуса; у обеих птиц длинные тонкие шеи и лапы, выпуклая спина, пушистое оперение; как и феникс, страус — весьма миролюбивое растительноядное существо. Самым же любопытным в этой гипотезе является объяснение
музыкальных наклонностей феникса. дело в том, что во время брачного периода страус исполняет продолжительный и весьма замысловатый танец под аккомпанемент песни в собственном исполнении. Отсюда, как утверждает Хэ Синь, в древних источниках и появилось определение «сам поет и сам танцует». Помимо всего прочего, автор приводит в доказательство надписи на шанских гадательных костях: некоего числа «ван приказал расставить силки, чтобы поймать фэнхуана; поймали пятерых», а также надписи на бронзовых треножниках, повествующие о том, что некоему вану преподнесли в дар живого феникса. Кроме того, в 1987 г. во Внутренней Монголии археологами были найдены петроглифы, изображающие некий ритуал с участием птиц, похожих на страусов. В самом верху композиции изображены два страуса, ниже — абрис человека без головы, еще ниже — пять других страусов, рядом с которыми — человек в головном уборе из перьев. Соседний петроглиф изображает человека, поклоняющегося солнцу. Таким образом, автор, ссылаясь на профессора археологии Г ай Шаньлиня, изучавшего данные находки, делает вывод о том, что уже в те времена прототип феникса был связан с культом солнца и, возможно, был его олицетворением (с этой гипотезой отчасти согласен и Пан Цзинь, хотя и утверждает, что в данном случае имел место культ ветра; так, некоторые изображения птицы дафэн доподлинно похожи на страуса). В подтверждение этого Хэ Синь приводит также факт существование ритуала, описанного в трактате «Чжоу ли» («Ритуалы царства Чжоу»), — акта поклонения солнцу, то есть танца человека, украшенного перьями и держащим перья в руках. Истоки этого обряда автор видит именно в доисторическом обряде чествования страуса-солнца. Впоследствии, продолжает автор, прототип феникса был забыт, и, если на изображениях, относящихся еще к периоду Цинь, феникс выглядит похожим на страуса, то уже со времен Тан его облик постепенно меняется, и на поздних изображениях он напоминает скорее фазана15.
Г ипотеза представляется весьма любопытной, хотя и не бесспорной. Одним из главных аргументов против этой теории является то, что страус — птица, не способная летать, в то время как феникс, согласно преданиям, мог преодолевать значительные расстояния по воздуху. Кроме того, древние мифы повествуют о том, что пара фэн и хуан свила гнездо на крыше дворца совершенномудрого императора Яо, что решительно невозможно представить в исполнении четы страусов. Даже принимая во внимание позднюю трансформацию образа феникса, вряд ли она произошла раньше, чем был создан этот миф. С другой стороны, в рамки этой гипотезы вполне вписывается птица семейства голенастых — журавль, аист и т. д., однако сложно представить, что китайцы могли принять столь привычную птицу за небесного посланника — феникса.
Известный исследователь благовещих животных, Пан Цзинь, предполагает, что благодатная почва для появления образа феникса и его культа сформировалась еще в доисторические времена, когда китайцы почитали птиц, ставших его прототипами (к ним относятся петух, ласточка, журавль, ворон, перепел, павлин, утка-мандаринка, лебедь и т. д.). Затем, с появлением первых государственных образований, сонму этих птиц понадобился управитель, который, вобрав отличительные черты каждого пернатого, вступил с ними в своеобразные родственно-властные отношения16.
Таким образом, достаточно трудно определить происхождение этой необыкновенной птицы, однако эволюция данного образа интересна прежде всего тем, как из древнейшего божества — воплощения ветра и солнца, которому посвящались ритуалы с просьбами
о благоприятной погоде, и тотема первобытных предков иньцев феникс превратился практически в философское понятие, олицетворение лучших качеств и добродетелей
благородного мужа. В этом и проявляется уникальность сознания китайцев — вряд ли в европейской философской традиции можно представить, чтобы животное, пусть даже сверхъестественное, превосходило человека в достоинствах.
1 Рифтин Б. Л. Фэнхуан // Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. Т. 2. С. 574.
2 Герасимов А. Е. Китайские ковры. Производство и анализ символики орнамента китайских ковров. Харбин, 1931. С. 66.
3Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. М., 1987. С. 128-129.
4 История Сун (Суншу) / Сост. Шэнь Юэ. Цз. 28. С. 2b.
5 Каталог гор и морей (Шань хай цзин) / Пер. Э. М. Яншиной. М., 1977. С. 32.
6Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. М., 1987. С. 65.
7Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. М., 1987. С. 119.
8 Williams C. A. S. Chinese symbolism and Art motifs. Singapore, 1999. P. 320.
9Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. М., 1987. С. 29.
10 SchumacherM. Ho-o (Phoenix) // GODS of Japan, A to Z Photo Dictionary of Japanese Buddhism (Buddhist & Shinto Deities). http://www.onmarkproductions.com/html/ho-oo-phoenix.shtml.
11 Eichhorn W. Die alte Chinesische religion und das Staatskultwesen. Leiden-Köln, 1976. S. 49-51.
12 Георгиевский С. М. Мифические воззрения и мифы китайцев. СПб., 1892. С. 36.
13 Цит. по: Герасимов А. Е. Китайские ковры. Производство и анализ символики орнамента китайских ковров. Харбин, 1931. С. 68.
14 Schumacher M. Ho-o (Phoenix) // GODS of Japan, A to Z Photo Dictionary of Japanese Buddhism (Buddhist & Shinto Deities). http://www.onmarkproductions.com/html/ho-oo-phoenix.shtml.
15Хэ Синь. Происхождение и эволюция поклонения фэнхуану (Фэнхуан чунбай ды циюань юй янь-бянь) // Чжунго вэньхуа бао. 1988. 3 сентября.
16 Пан Цзинь. Феникс-тотем (Фэнхуан тэн). Пекин, 2006. С. 8.