Научная статья на тему 'Историческая инерционность самосознания и самоустроения общества'

Историческая инерционность самосознания и самоустроения общества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
37
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самосознание общества / консорции / типы бытия общества / процессы отторжения и развала.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историческая инерционность самосознания и самоустроения общества»

Захаров В. К?

ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНЕРЦИОННОСТЬ САМОСОЗНАНИЯ И САМОУСТРОЕНИЯ ОБЩЕСТВА

Ключевые слова: самосознание общества, консорции, типы бытия общества, процессы отторжения и развала.

Процессы вменения и отторжения в обществе

Под обществом далее будем понимать как мировое общество, так и местные общества.

В обществе извечно и вечно происходят два противоположных процесса (проявления).

1) Процесс вменения новых смыслов и ценностей и сборки на их основе новых смысло-ценностных обществ (консорций по Л.Н. Гумилёву) с новыми цивилизационными признаками.

2) Процесс отторжения исконно неверных (противоречащих исторически накопленной памяти) вменённых смыслов и ценностей и развала соответствующих исконно искусственных (противоречащих исторически накопленной практике) собранных консорций.

Недавними хорошо известными примерами процессов мирового вменения и сборки являются экуменизм, интернационализм, глобализм, толерантизм и пр.

Первый процесс в данной статье подробно описываться не будет. Покажем его кратко только на некоторых важнейших исторических примерах последних столетий.

Исторические примеры консорций

Накопив ресурсы в результате промышленной революции, знать Великобритании поддалась устремлению (пас-сионарности по Л.Н. Гумилёву) побороться за мировое господство. Для этого свой недавно созданный в результате огораживания и обозленный этим пролетариат был отправлен в колонии. В результате ограбления испанских, португальских и своих колоний британская конвиксия накопила огромные ресурсы и решила бросить их на подрыв устоев Испанской, Российской, Османской, Австро-Венгерской и Германской империй. Орудием для этого был выбран такой же обозленный пролетариат этих империй.

Для руководства этим пролетариатом Лондоном в указанных империях были созданы и проплачены различного рода левые конвиксии. В частности был задействован классовый подход Карла Маркса. В результате на Британских ресурсах в империях были подготовлены и проведены разного рода левые «прогрессивные» революции. Также была развязана первая мировая война, в результате которой указанные империи были разрушены или подорваны. И Великобритания достигла предельного могущества.

Однако в результате в осколках разрушенных империй возникли освободительные движения против Британского владычества. Некоторые имели диктаторский или фашистский оттенок.

Чтобы уничтожить эти движения, Великобритания развязала Вторую мировую войну. Несмотря на формальную победу в этой войне Великобритания надорвалась и потеряла значительную часть накопленных ресурсов. Поэтому уступила мировое господство своей бывшей колонии - США. Тем не менее, англосаксы в целом обрели полное мировое господство.

Остановимся более подробно на описании сущности процесса отторжения и развала, поскольку в наше время он становится всё более действенным и значимым.

Этот процесс основан на наличии исторически накопленной памяти общества, хранящейся в его сознании и подсознании.

Типы бытия общества

Прошедшее или настоящее объединённое (т.е. вещественное и мысленное) бытие любого общества может быть сведено к отдельным совокупностям, называемым далее типами бытия. Чтобы выделить отдельный тип бытия, нужно сначала задать общий вопрос: «Что члены общества делали или делают в своей жизни?» - а затем дать на него какой-нибудь частный ответ.

1 Захаров Валерий Константинович - д.ф.-м.н., профессор кафедры математического анализа Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор многочисленных научных публикаций по вопросам общественного развития, в том числе по социальной философии и социальной психологии, философии истории, экономике, теории государства и государственного управления, геополитике, политологии, россиеведению, а также по концептуальным и математическим моделям государства и его учреждений. Лауреат Ломоносовской премии. E-mail: zakharov_valeriy@list.ru

615

Описанные в человеческой истории типы бытия всегда имеют особые названия. Например, «мыслить», «гневаться», «подчиняться», «строить сооружение», «жить в семье», «жить в государстве», «присваивать часть дохода» и проч.

Все типы бытия данного общества можно подразделить на следующие классы.

Один класс типов составляют неотипы бытия, т.е. те типы, которые зародились в прошлом и воспроизводились вплоть до недавнего времени. Подкласс класса неотипов составляют стереотипы бытия, которые зародились весьма давно. Про них, благодаря их воспроизводству на достаточно длинном промежутке времени, можно судить, что они в некотором будущем ещё будут воспроизводиться. Подкласс класса стереотипов составляют архетипы бытия, которые зародились в глубокой древности. Про них, благодаря их воспроизводству на очень длинном промежутке времени, можно уверенно судить, что они ещё очень долго будут воспроизводиться в данном обществе в будущем вплоть до неотменяемости.

Отметим, что понятие архетипа бытия является гораздо более широким, чем понятие архетипа поведения, восходящее к введённому Карлом Густавом Юнгом в психологии понятию архетипа личности.

Памятный образ типа бытия в сознании и подсознании общества

В мысленном мире каждого общества, осуществлявшем или осуществляющем данный тип бытия, создаётся некоторое частичное, обобщённое и усреднённое узнаваемо-передаваемое представление или иначе памятный образ (мем1) этого типа бытия. Этот памятный образ обязательно включает в себя памятный образ (мем) исходного состояния бытийной среды общества, при котором возникал данный тип бытия. Последний памятный образ будем называть короче исходным образом среды.

В меме типа бытия (данного общества в данный момент времени) выделяются: сознательная часть, и подсознательная часть. Обе части не отделены строго друг от друга: происходит переход из одной части в другую. Не забывающаяся устойчиво передающаяся из поколения в поколение сознательная часть постепенно в течение смены многих и многих поколений пополняет подсознательную часть. А забывающаяся сознательная часть в случае необходимости сравнительно быстро пополняется подсознательной частью.

Подсознательная часть мема передаётся из поколения в поколение по рожденческому наследованию. Сознательная часть мема передаётся из поколения в поколение как поднятием из наследованной подсознательной части, так и образно-словесным вменением от человека к человеку внутри общества.

Обобщённо можно сказать, что общество ничего не забывает, просто хранит на разных уровнях.

Побуждающее воздействие мема на общество для воспроизведения типа бытия

Мем типа бытия общества обладает побуждающим воздействием на общество для воспроизведения этого типа бытия членами данного общества, осуществлявшего или осуществляющего данный тип бытия.

Происходит это, по-видимому, следующим образом. В индивидуальном и коллективном сознании членов данного общества постоянно создаётся текущий образ его бытийной среды (на данный момент времени). Этот образ постоянно соотносится (сверяется) с памятью и, в частности, со всеми мемами.

Если текущий образ среды близок к хранящемуся в каком-либо меме исходному образу среды, то этот мем побуждает общество воспроизводить данный тип бытия и степень его побуждающего воздействия на воспроизведение типа бытия данным обществом в данном месте в данное время пропорциональна величине близости образов (точнее, чем более указанные образы схожи, тем степень больше).

Более того, при наличии указанной близости степень побуждающего воздействия мема типа бытия на его воспроизведение данным обществом в данном месте в данное время вдобавок пропорциональна,

во-первых, близости момента времени последнего действительного осуществления этого типа бытия к рассматриваемому моменту времени (точнее, чем ближе указанные моменты, тем степень больше),

и, во-вторых, совокупному времени всего предыдущего действительного осуществления этого типа бытия в этом обществе (точнее, чем больше указанное время, тем степень больше).

И поэтому степень воспроизведения некоторого типа бытия пропорциональна сумме трёх указанных независимых побуждающих величин для данного типа бытия в данный момент времени. Назовём эту сумму побудительной мощностью мема типа бытия в данный момент времени. В частности, побудительная мощь мема архетипа сильнее побудительной мощи мема стереотипа, а побудительная мощь мема стереотипа сильнее побудительной мощи мема неотипа.

Если же текущий образ среды далёк от исходного образа среды какого-либо мема, то этот мем не побуждает общество воспроизводить соответствующий тип бытия.

Мем с высокой побудительной мощностью будем называть побудительным, а с низкой мощностью - спящим.

Из сказанного выше следует, что в зависимости от текущего образа бытийной среды промежутки воспроизводства и промежутки засыпания типа бытия чередуются друг с другом.

1 Термин мем образован от латинского слова «memoria», переводящегося на русский язык словом «память».

616

Управление побуждающим воздействием мема

Именно условие необходимости близости исходного и текущего образов среды позволяет одним частям общества (а через них и внешним обществам) управлять побуждающим воздействием мема на воспроизведение данного типа бытия другими частями общества в данный момент времени. Таких способов управления, по крайней мере, два.

Можно одним частям общества принудительно управлять побуждающим воздействием мема на воспроизведение данного типа бытия другими частями общества посредством принудительного действительного изменения самой текущей материальной среды общества и тем самым отдаления текущего образа среды от исходного образа среды для этого типа бытия.

А можно одним частям общества вменительно управлять побуждающим воздействием мема на воспроизведение данного типа бытия другими частями общества посредством вменительного создания у них мнимого текущего образа бытийной среды, нужного этим управляющим частям для создания мнимой близости этих образов для этого типа бытия.

Ясно, что эти способы управления возможны только при изведении определённых (вещественных и мысленных) средств (ресурсов). Если эти расходы превышают возможности общества, или угрожают самому его существованию, или даже просто становятся обременительными для самих управляющих частей, то размер изводимых ресурсов сокращается. Это приводит к тому, что текущий (принудительно или вменительно созданный) образ среды начинает изменяться. Поэтому побудительная мощь подавленных мемов начинает возрастать. В частности, в некоторых частях общества начинают в полную силу воспроизводиться различные изменятельные типы бытия.

Посредством этих изменятельных типов бытия и происходит процесс отторжения исконно неверных ранее вменённых смыслов и ценностей и развала соответствующих исконно искусственных ранее собранных консорций. В конце этого процесса происходит возврат к прежним исконно верным смыслам и ценностям и к сборке прежних исконно естественных консорций с прежними цивилизационными признаками.

Исторические примеры процессов отторжения и развала

Таким образом, из-за наличия подсознания, передающегося по рожденческому наследованию, классовым, интернационалистским, глобалистским, толерантистским, и пр. неосмыслам не удалось, не удаётся, и не удастся подавить и одолеть исторически устоявшиеся национальные архесмыслы и цивилизационные стереосмыслы.

То, что сейчас происходит в России, США, Европейском Союзе, на Украине и пр., подтверждает описанную выше историческую инерционность самосознания и самоустроения общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.