Научная статья на тему 'Истоки возникновения и основное содержание американского неоконсерватизма'

Истоки возникновения и основное содержание американского неоконсерватизма Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1942
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Казакова А. Д.

Рассматриваются проблемы генезиса американского неоконсерватизма. Выделены основные моменты его формирования. С современных позиций проанализированы главные идеи неоконсерваторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BACKGROUND AND THE ESSENCE OF AMERICAN NEOCONSERVATISM

The problems of the American neoconservatism genesis are considered. The turning points of its formation are emphasized. The main ideas of neoconseervatism are analyzed in the context of the present-day situation.

Текст научной работы на тему «Истоки возникновения и основное содержание американского неоконсерватизма»

УДК 32.001 А.Д. Казакова МГПУ, Москва

ИСТОКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ АМЕРИКАНСКОГО НЕОКОНСЕРВАТИЗМА

Рассматриваются проблемы генезиса американского неоконсерватизма. Выделены основные моменты его формирования. С современных позиций проанализированы главные идеи неоконсерваторов.

A.D. Kazakova

Moscow state pedagogical university, Moscow

BACKGROUND AND THE ESSENCE OF AMERICAN NEOCONSERVATISM

The problems of the American neoconservatism genesis are considered. The turning points of its formation are emphasized. The main ideas of neoconseervatism are analyzed in the context of the present-day situation.

За время многовековой политической истории появилось множество политических доктрин, выражавших отношение к обществу, государству и его институтам. Созданные концепции и формы их изложения

(теоретический трактат, философское сочинение, политический памфлет, проект конституции) столь разнообразны, сколь и разнообразны результаты индивидуального творчества. Вместе с тем подобным трудам присуще нечто общее: они выражают отношение определённых социальных групп к государству и строятся на свойственной данной эпохе идейно-теоретической основе, содержат решения основных проблем государства, права и общества.

Основной частью любой политической доктрины является её теоретическое содержание. Оно всегда связано со способом обоснования политической программы, логически построенной в соответствии с

доминирующим мировоззрением эпохи. Политические доктрины, как показывает их анализ, во многом являются результатом индивидуального творчества, а те из них, которые приобретают общественное значение, имеют определённые политические и социальные функции1.

Как идеология консерватизм эволюционировал от защиты крупных феодально-аристократических слоев до защиты класса предпринимателей и ряда основополагающих принципов либерализма (частной собственности, невмешательства государства в дела общества и т д.).

Представители консерватизма (термин впервые употребил Ф.

Шатобриан в конце XVIII в.) исходят из приоритета общества над человеком. Основоположник консерватизма Э. Берк считал, что "люди проходят, как тени, но вечно общее благо". По мнению идеологов консерватизма, свобода человека определяется его обязанностями перед обществом, возможностью приспособиться к общественным требованиям. Политические проблемы консерваторы рассматривают во многом с точки зрения религиозных и моральных норм, а главный вопрос преобразований видят в духовном

преображении человека, органически связанном с его способностью поддерживать ценности семьи, церкви и нравственности. Сохранение прошлого в настоящем, по мысли Э. Бёрка, должно рассматриваться в качестве морального долга перед будущими поколениями.

На основе этих фундаментальных подходов сформировались характерные для консервативной идеологии политические ориентиры, в частности: отношение к конституции как к проявлению высших принципов, которые воплощают неписаное божественное право и не могут произвольно изменяться человеком; убежденность в необходимости правления закона и обязательности моральных оснований в деятельности независимого суда; понимание гражданского законопослушания как формы индивидуальной свободы и т.д.

В основе политического порядка, по мнению консервативных идеологов, лежит постепенный реформизм, опора на собственные силы и локальную солидарность семьи, ближнего окружения. В то же время государство должно стремиться к сохранению целостности общества, к обеспечению необходимых индивидуму жизненных условий на основе законности и правопорядка, к развитию институтов гражданского общества, сохранению сбалансированных отношений природы и человека. Теоретики неоконсерватизма настаивают на усилении управления обществом, совершенствовании механизмов урегулирования конфликтов, снижении уровня эгалитаризма.

Консерватизм вобрал в себя различные, порой противоречивые идеи, концепции, доктрины, традиции. Характерно, что в четырехтомной антологии «Мудрость консерватизма» среди приверженцев консервативной традиции перечислены такие разные по своим социально-философским и идейнополитическим взглядам мыслители, как Платон, Аристотель, Цицерон, Н. Макиавелли, Болингброк, Э. Берк, Ж. де Местр, Л. де Бо-нальд, А. де Токвиль, Ф. Ницше, А. Г амильтон, Дж. Адаме, Ф. фон Хайек и др. Этот факт свидетельствует о неоднозначном толковании консерватизма, разнообразии его идейных корней, а также его сложности и многовариантности3.

При близком рассмотрении между отдельными национальными вариантами консерватизма, да и внутри этих последних обнаруживается весьма причудливое разнообразие оттенков, переходных ступеней, расхождений и т. д. Здесь уже выделяются неоконсерваторы - новые правые, традиционалистские или патерналистские консерваторы. Отдельные группировки новых правых и часть неоконсерваторов в ряде стран по комплексу вопросов, связанных с социально-экономической сферой и ролью государства в ней, заходят настолько далеко, что их, как правило, объединяют в так называемое «радикалистское» течение консерватизма, под которым подразумевались прежде всего рейганизм в США и тэтчеризм в Англии, установки которых в том или ином сочетании были заимствованы неоправыми и неоконсервативными группировками Западной Европы.

При рассмотрении американского неоконсерватизма, следует заметить, что первоначально он проявил себя исключительно как идейное направление, возникшее в интеллектуальной среде, разочаровавшейся в либеральных воззрениях или в тех их модификациях, которые утвердились в годы «Нового

курса». У его истоков стоял социолог И. Кристол, выражавший свои взгляды на страницах журнала «Паблик интрест», который был основан в 1965 г. Неоконсервативные взгляды получили поддержку не только идеологов, имеющих репутацию приверженцев консерватизма (У Бакли, Д. Бэрнхэм, Р. Конквист,Г. Кэмпбелл, Д. Киркпатрик, Н. Подгорец, Р. Пайпс, С. Поссони и других). К «новым правым», как иногда называли неоконсерваторов, примкнули мыслители, в прошлом приверженные умеренно-консервативным, либеральным и даже радикальным воззрениям, такие, как Д. Белл, 3. Бжезинский, Г. Киссинджер, С. Хантингтон, М. Новак, Р. Осгуд, Р. Такер, У. Ростоу, Д. Мойнихем, С. Липсет, У Лакер, П. Сибари, Д. Бурстин. Как отмечал по поводу их эволюции отечественный политолог К.С. Гаджиев, они «заметно отошли от важнейших положений неолиберализма 50 - начала 60-х гг. и по многим вопросам внешней и внутренней политики сомкнулись с наиболее последовательными сторонника-ми консерватизма послевоенного периода, а в ряде вопросов даже с правоконсервативными силами»2.

Большое влияние в коалиции «новых правых» приобрели религиозные организации, в частности созданная в 1979 г. организация «Моральное большинство», возглавленная евангелическим проповедником Д. Фолуэлом, к которой к лету 1980 г. примкнуло уже около 70 тыс. священнослужителей. С учетом религиозности американцев это оказало большое влияние на настроения общественности.

Важнейшей чертой неоконсерватизма была его обращенность к традиционным ценностям американского общества, особенно религиозным, а также национальным, культурным и политическим традициям, которые ассоциировались ими с идеалами демократического капитализма, свободного рынка. Как писал один из ведущих теоретиков неоконсерватизма М. Новак, «демократический капитализм» - это триединая система, элементами которой, существующими в гармоничном единстве, являются «политическая демократия; экономика, основанная на рыночных стимулах; система этических, культурных ценностей, основанных на плюрализме и, в основном, на либерализме». Эта система, как наиболее эффективная и гуманная, противопоставлялась М. Новаком различным модификациям социализма и модели капитализма без демократии, свойственной «третьему миру» и Латинской Америке.

Неоконсерватизм не был монолитным идейным течением, между его приверженцами существовали значительные различия во взглядах, что затрудняло однозначную оценку этого явления. Кроме того, позиции отдельных ведущих представителей «новых правых» существенно отличались от политической платформы Республиканской партии к предвыборной кампании 1980 г., включившей многие из идей, выражавшихся в ходе дискуссий в среде академической элиты.

У ученых марксистской ориентации в 1980-е гг. сложилось убеждение, что неоконсерваторы выступают с откровенно реакционно-утопической позиции, «отвергают вмешательство государства в экономику и призывают возродить капитализм периода свободной конкуренции», разрушить систему социальной защиты трудящихся.

Действительно, ряд теоретиков, примыкающих к идеологической коалиции сторонников неоконсерватизма, в частности Фридман, Ф. Хайек, выступали за отказ от регулирующих функций государства, рассматривая взгляды сторонников перераспределения доходов в пользу бедных, проведения активной социальной политики как глубоко порочные. Ф. Хайек писал: «Провозглашая любовь к свободе, они осуждают

индивидуализированную собственность, договор, конкуренцию, рекламу, прибыль и даже сами деньги. Воображая, что разум подскажет им, как организовать человеческие усилия, чтобы они лучше служили их врожденным желаниям, эти люди составляют серьезную угрозу для

4

цивилизации» .

Важно, однако, учитывать, что далеко не все приверженцы неоконсервативных идей разделяли уверенность в преимуществах

свободного, нерегулируемого рынка. Как отмечал И. Кристол, «хотя неоконсерваторы с уважением относятся к рынку как экономическому механизму, они не являются либертаристами типа Милтона Фридмана и Фридриха фон Хайека. Неоконсервативным концепциям полностью соответствует консервативное государство всеобщего благоденствия, удачно названное «государством социального страхования». Такое государство берет на себя известную долю ответственности, перестраивая отношения, которые складываются между людьми на свободном рынке, с тем чтобы придать им более гуманную окраску. Более того, неоконсерваторы полагают, что такая деятельность государства соответствует естественным желаниям людей».

Не отвергая идеи «общества благоденствия», неоконсерваторы не

скрывали своего критического отношения к реализующим ее

государственным институтам. Расценивая сложившуюся в США систему социальной защиты как бюрократического монстра, опекающего граждан и тем самым ограничивающего их свободу, вытесняющего дух предпринимательства, неоконсерваторы призывали к его глубокому реформированию, изменению методов осуществления социальной политики. По их мнению, пособия по безработице, льготы для малоимущих содействовали формированию у части американцев психологии социального иждивенчества. Возникла маргинальная прослойка населения, в основном людей низкой квалификации, считающих для себя более выгодным жить на пособие по безработице, чем работать или пытаться овладеть новыми профессиями.

Ответственность за положение, при котором работающие граждане, платящие налоги, вынуждены кормить социальных иждивенцев, не желающих трудиться, «новые правые» возлагали на демократов, которые, по их мнению, прислушивались к мнению профсоюзов и малоимущих, вместо того чтобы пойти на пересмотр социальной политики.

В ряде работ под влиянием разоблачений 1970-х гг. стал делаться акцент на проблеме, принявшей значительные масштабы, - коррупции в системе государственного управления. Некоторые авторы обращались к истории США конца XIX века, когда скандальную известность приобрела продажность многих политиков.

Неоконсерваторы выступали с критикой бюрократии, обещали сокращение налогов, подчеркивали необходимость возрождения авторитета таких социальных институтов, как семья, школа, церковь, апеллировали к этике «демократического капитализма», предполагающей уважение закона и порядка, дисциплинированность, сдержанность, патриотизм. Благодаря этому они получили поддержку самых широких слоев общества. К их аргументам прислушивались предприниматели и представители «среднего класса», заинтересованные в снижении налогового бремени, маргиналы, считающие социальные программы недостаточными, интеллектуалы, озабоченные вытеснением духовности рационализмом и прагматизмом.

Важным направлением реформ неоконсерваторов стало государственное управление. При уменьшении экономических функций государства они сделали ставку на сильную власть и повышение его роли во внешнеполитических вопросах, на менеджеризацию государственного управления в условиях постиндустриализм.

Правительства неоконсерваторов (Р. Рейгана, М. Тэтчер) освобождались от неэффективных государственных предприятий, передавая их частному капиталу. Возврат к рыночному механизму должен был стимулировать и дисциплинировать массы с целью создания условий для развития частной инициативы и предпринимательства.

Неоконсерваторы отказались от многих программ, которые осуществляли правительства либералов и социал-демократов, в рамках "кейнсианской" модели. Их правительства сократили социальные расходы, оставив их только за старыми, больными и инвалидами, часть программ в здравоохранении, просвещении были переданы в частный сектор. Предлагавшиеся неоконсерваторами программы не смогли найти адекватных механизмов решения ряда социальных проблем.

Не случайным является появившийся в российском политическом дискурсе интерес к неоконсервативной идеологии и "консервативный сдвиг" с конца 90-х гг. Актуализация неоконсерватизма в российских условиях в известной мере является откликом на глобальные изменения в мире. Известно, что неоконсерватизм - это своего рода иммунитет от разного рода "ускорений" и анархистской вседозволенности, обоснование принципов устойчивого развития, суверенитета и т. д. Интерес к неоконсервативной идеологии возрос, в частности, и вследствие кризиса неолиберализма.

Отдельные принципы консерватизма в духе российского традиционализма (идея порядка, развития национальной государственности, державности, российской цивилизации и др.) в той или иной мере, сегодня, используются в официальных идеологических программах развития России. К примеру в партии "Единая Россия" функционируют два центра по разработке неоконсервативных идей применительно к российским реалиям: "либерального консерватизма" (Клуб "4 ноября") и "социального консерватизма".

Обращение к актуальным элементам политической доктрины неоконсерватизма с учётом особенностей российской цивилизации и культуры в целом расширяет аналитические возможности для современных исследователей.

1. Жирнов Н.Ф. Концептуальные подходы и принципы управления государством //

Государственная служба. - 2007. - № 2.

2. Гаджиев К.С., Перегудов С.П. Современный консерватизм. - М., 1992.

3. Загладин Н.В. США: общество, власть, политика. - М., 2001.

4. Загладин Н.В. США: общество,власть,политика. - М., 2001.

5. Мишанова Е.В. Консервативный сдвиг в контексте трансформации российской медиаполитической системы // Публичное пространство, гражданское общество и власть. -М., 2008.

© А.Д. Казакова, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.