УДК 1:329.11(73X045)
ЗАШИХИНА Инга Михайловна, аспирант кафедры философии Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор
3 научных публикаций
НЕОКОНСЕРВА ТИЗМ
КАК СОВРЕМЕННЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ США
Автор в качестве темы статьи предлагает современное идеологическое течение США - неоконсерватизм. В статье дается критический анализ современного идеологического проекта США. Рассматриваются такие аспекты этого направления, как происхождение, базовые принципы, особенности, проблемное поле, противоречия, приводятся оценки ведущих аналитиков в данной области.
Неоконсерватизм, идеология, либеральные ценности, «национальные интересы», «добродетельная гегемония»
На сегодняшний день наиболее влиятельным политическим проектом в США является неоконсервативная идеология. Политическая и социальная философия неоконсерваторов возникла после Второй мировой войны, окончательно сложившись к началу 80-х годов. Начиная уже с этого времени, неоконсерватизм является де-факто политической идеологией американской властной элиты, хотя его статус по-прежнему остается неофициальным.
Американский философ Ф. Фукуяма описывает неоконсервативную теорию в рамках следующих четырех принципов:
• озабоченность вопросами демократии, прав человека и внутренней политики государств вообще;
• убеждение в том, что для защиты нравственных основ может использоваться мощь США;
• скептический взгляд на возможности международного права и международных институтов в решении серьезных проблем безопасности;
© Зашихина И.М., 2011
• представление о том, что активное социальное строительство часто приводит к неожиданным последствиям и препятствует достижению поставленных целей1.
Американский неоконсерватизм в качестве государственной идеологии пришел на смену неолиберализму. В наследство у последнего неоконсерватизм берет такие ценности, как власть элиты и поддержание рыночных свобод. Неоконсерватизм поддерживает власть корпораций, частное предпринимательство, восстановление классового влияния. Дэвид Харви указывает на следующие черты, которые отличают неоконсерватизм от неолиберализма: во-первых, стремление к порядку как альтернатива хаосу индивидуальных интересов; во-вторых, провозглашение господствующей морали средством, необходимым для скрепления общества с целью поддержания политической системы перед лицом внешних и внутренних опасностей2. Джон Кин отмечает, что основное внимание
неоконсерваторы уделяют необходимости иначе провести границу между государством и гражданским обществом. Они стремятся обособить друг от друга очень взаимозависимые сферы социальной и политической жизни и популяризировать представление о добродетелях, присущих гражданскому обществу: личном интересе, трудолюбии, уступчивости, уверенности в собственных силах, свободе выбора, частной собственности, патриархальной семье3.
Неоконсерватизм как главное идеологическое течение в политическом пространстве США, несмотря на свое «консервативное» название, представляет собой трансформированный либерализм, новую синтетическую идеологию. Неоконсерватизм носит эклектичный характер, т.к. вобрал в себя идеи «строссиан-ства», троцкизма и, отчасти, грамшиизма, образовав парадоксальные сочетания совершенно различных идеологических установок. Именно в результате такого «синтеза» и произошло рождение неоконсерватизма, ставшего символом борьбы с внешней угрозой коммунизма, ислама и других течений, которые оказали решающее влияние на эволюцию самого неоконсерватизма.
Многие из лидеров неоконсерватизма в США - бывшие студенты Л. Стросса: Пол Вулфовиц (Paul Wolfowitz), Абрам Шульски (Abram Shulsky), Эллиот Абрамс (Elliot Abrams), Джон Болтон (John Bolton), Вильям Кристол (William Kristol). Лео Стросса часто называют «крестным отцом» современных американских неоконсерваторов. Строссианство для них является той идейной базой, методологической системой и ценностной шкалой, которая определяет основные параметры их политической программы - отношения к внешнеполитическим и внутриполитическим проблемам, их повестку дня, которая в течение 90-х годов прошлого века стала практически официальной программой Вашингтона, а сами строссиансс-кие кадры - основой правящей республиканской элиты.
Политическая философия Лео Стросса, сформировавшая позже идеологию неоконсерваторов, имеет две составляющие - радикаль-
ный аристократизм и критический элитизм европейского толка. В основе идей Стросса лежит влияние трех авторов - Фридриха Ницше, Мартина Хайдеггера и Карла Шмитта. Карл Шмитт, самый близкий к Строссу в личном отношении мыслитель, придерживался крайне консервативных взглядов, был убежден в преимуществах иерархических обществ, а политику определял через пару «друг - враг». Стросс, особое внимание уделявший Платону и его модели «идеального государства», в котором высшая власть принадлежит философам (они правят над воинами, а внизу находятся бессмысленные и невежественные массы), настаивал на том, что истина и знание - это удел совсем узкой элиты, способной вынести бремя нигилизма. Он считал, что демократия, либерализм и индивидуализм - вещи позитивные, но они доступны только для посвященных, для избранных; будучи же переданными массам, которые их не поймут и извратят, они утратят свой смысл4.
Основные положения неоконсервативной идеологии были изложены одними из ведущих ее представителей в США - У Кристолом и Р Каганом в статье журнала «Foreign Affairs», которые заложили основы популистской пропаганды и стали идейными вдохновителями внешней политики администрации США при президенте Буше-младшем. Идеологи неоконсерватизма выразили свои взгляды так: «США призваны осуществлять “гуманную глобальную гегемонию” во всем мире в силу изначального и абсолютного превосходства своих моральных, культурных, социальных и политических ценностей». Эта гегемония должна устанавливаться как международными институтами, например МВФ и ВБ, так и «с помощью наращивания военного потенциала, укрепления военного превосходства и прямых военных вмешательств»5.
Центральным принципом неконсервативного внешнеполитического курса является предельно широкая, глобальная трактовка понятия «национальных интересов» США, которые простираются по всему миру. Любая страна в любой точке планеты, проводящая политику, противоречащую интересам США, рассматри-
вается как угроза их «национальным интересам», как опасность, которая должна быть ликвидирована любыми средствами.
Особенно укрепились позиции неоконсерваторов после трагических событий 11 сентября
2001 года. «Атака на Америку» со стороны якобы «международных террористов» была абсолютным аргументом в пользу неоконсерваторов, которые давно уже настаивали на вторжении США в Афганистан, Ирак, Иран и т.д., на принятии доктрины одностороннего вмешательства в дела любого современного государства. С этого момента официальная идеология Вашингтона и позиция Джорджа Буша-младшего безраздельно стала определяться именно неоконсерваторами. Идеологи неоконсерватизма были наиболее ярыми сторонниками военного вторжения в Ирак в 2003 году как очередного этапа «экспорта демократии», задачей которого является установление проамериканских режимов на всей территории Ближнего и Среднего Востока.
Известный мыслитель Ноам Хомский в связи с этим замечает, что современная доктрина неоконсерваторов совершенно не согласуется с либеральными принципами современного общественного развития6. Американский философ Джон Роулз, так много сделавший для формирования доктрины современного либерализма, высказывал мысли о международном сообществе, состоятельном в моральном отношении. Он выдвинул идею «Общечеловеческого закона», который, по убеждению Роулза, должен быть применим к «сообществу либеральных демократических народов» и к «сообществу добропрядочных народов» - т.е. не либерально-демократических, но обладающих всем необходимым для того, чтобы быть включенными в справедливое международное сообщество. За пределами этого круга «упорядоченных государств» находятся «государства-изгои», которые отказываются соблюдать «Общечеловеческий закон». Этот закон включает в себя такие требования, как «соблюдение договоров и обязательств»; признание того, что «все страны равноправны и считаются сторонами соглашений, которыми они связаны»; отказ от применения силы «во всех случаях, кроме са-
мообороны»; «уважение к прочим принципам, которым с готовностью следуют все, кроме “государств-изгоев” и их сателлитов»7.
Авторитетный политический аналитик С. Хантингтон отмечал, что для большинства стран мира сами США становятся супердер-жавой-изгоем и расцениваются в качестве главной внешней угрозы для их интересов8. Н. Хомский также отмечает, что «в кругах американского делового и политического истеблишмента бытуют серьезные опасения по поводу того, что возрастание “имперских амбиций” чревато угрожающими последствиями для американского общества»9. Наибольшие в этой связи опасения вызывает то обстоятельство, что действия экспертов из окружения американского президента согласуются с доминирующей в США идеологической линией и выражающими ее общественными институтами.
Фрэнсис Фукуяма, профессор международной политической экономики Университета Джона Хопкинса, ведущий аналитик США, специализировавшийся на проблемах Ближнего Востока и СССР, долгое время считался одним из видных неоконсерваторов. Однако в
2002 году в ходе исследований по выработке долгосрочной стратегии Соединенных Штатов в войне с террором Фукуяма пересмотрел свои политические взгляды. «Именно в это время я, наконец, осознал, что война [с Ираком] не имела никакого смысла», - пишет он в «Америке на распутье»10. Бедствия в Ираке, по мнению философа, являются результатом непредсказуемо некомпетентного воплощения в жизнь неоконсервативных идей: «Эти абстрактные идеи были проинтерпретированы определенным, весьма специфическим образом - с опорой на то, что можно было бы назвать умонастроениями или веяниями, но никак не на принципиальную позицию. Продиктованные расчетом решения, принятые на основе этих умонастроений, были несбалансированными: они отличались устойчивым уклоном такого рода, что, когда стала ясна ошибочность этих решений, в них обнаружилось нечто большее, нежели индивидуальные просчеты или недо-смотры»11.
Либеральный взгляд на человеческую автономность и плюрализм мнений находится в полном противоречии с практикой политического реализма, являющегося неотъемлемой частью современного американского неоконсерватизма. С легкой руки президента В. Вильсона США приняли концепцию распространения свободы и демократии в мире. Эта концепция, выдвинутая в начале 20-х годов ХХ века, обосновывала притязания США на роль лидера мирового сообщества и постулировала три основные американские ценности, которые были провозглашены универсальными и общечеловеческими и которые Америка должна «нести» «неразумному» человечеству: демократия, рынок и мир. В наши дни данная концепция вылилась в Иракскую войну, которую Америка развязала в одностороннем порядке, несмотря на неодобрение мирового сообщества и ООН. Война в Ираке привела к дестабилизации и внутриполитической обстановки в Соединенных Штатах Америки, к ослаблению национальной экономики.
Доктрина добродетельной гегемонии ставит под угрозу нормы международного права. В современной американской политической доктрине одним из основных стало убеждение, что государственная мощь может использоваться для распространения нравственных, социальных, политических и экономических идеалов во всем мире. Этика превращается в придаток политики и экономики, теряя свой самостоятельный статус, считавшийся основой либерального учения еще со времен И. Канта. Формально, в основные цели либеральной политики, как и прежде, входят демократия и права человека. Однако в действительности произошло свертывание разнообразных свобод.
Сегодня жизнеспособность американской либеральной демократии вызывает вопрос. Стало ясно, что американское либеральное течение нуждается в серьезных трансформациях.
Легитимность существующей системы подорвана ее противоречиями. Кризисы духовного, мировоззренческого и социального характера делают невозможным использование либеральной концепции в том виде, в каком она предстала в начале XXI века - в виде доктрины неоконсерваторов. Необходимо вспомнить, что либеральная доктрина в качестве ценностной основы имеет постулат о том, что права человека коренятся в естественном праве.
В современном обществе особенно важной становится работа над самим понятием прав человека, чтобы сделать его равно применимым к гражданам разных цивилизаций. Право общностей на защиту своего культурного наследия не означает право на защиту своих привилегий. Скорее, речь должна идти о возрождении либерализма, отстаивающего принцип всеобщей справедливости в самом широком понимании.
Джон Кин в работе «Демократия и гражданское общество» говорит о важности защищать демократию от влияния различных идеологий. Необходимо приветствовать состояние нерешенности, спорности, неопределенности. Защищать демократию - значит быть готовым к появлению неожиданного, к важности творения нового, сознавать необходимость продолжения демократического процесса12.
Американские лидеры, пользуясь поддержкой внутри страны, навязали миру идею о том, что американские неолиберальные ценности и понимание свободы универсальны и первостепенны, и за эти ценности стоит сражаться и умирать. Однако мир может отвергнуть этот имперский жест и утвердить в качестве основы неолиберализма и неоконсервативного капитализма совершенно другие ценности, связанные с открытой демократией и обеспечивающие достижение социального равенства, экономического, политического и культурного равноправия.
Примечания
I Фукуяма Ф. Америка на распутье: Демократия, власть и неоконсервативное наследие. М., 2007. С. 72-74. 2ХарвиД. Краткая история неолиберализма. Актуальное прочтение. М., 2007. С. 113.
3 КинДж. Демократия и гражданское общество. М., 2001. С. 37.
4 York J. G. Neoconservatism and Leo Strauss: the Place of a Liberal Education // Critical Studies in Education. 2008. № 49(1). P. 67-80. URL: http://illinois.academia.edu/JustinYork/Papers/114173/Neoconservatism_ and_Leo_Strauss _the_place_of_a_liberal_education (дата обращения: 22.03.2011).
5 Kristol W., Kagan R. Toward a Neo-Reaganite Foreign Policy. Carnegie // Foreign Affairs. 1996. July/August. URL: http://www.carnegieendowment.org/publications/index.cfm?fa=view&id=276 (дата обращения: 18.01.2009).
6Хомский Н. Несостоятельные штаты: злоупотребление властью и атака на демократию. М., 2007. С. 156.
7 Роулз Дж. Право народов // Вопр. философии. 2010. № 9. С. 79-105.
8 Huntington S.P The Lonely Superpower // Foreign Affairs. 1999. March/April. Vol. 78, № 2. P. 35-49.
9Хомский Н. Гегемония или борьба за выживание: стремление США к мировому господству. М., 2007. С. 70.
10 Фукуяма Ф. Указ. соч. С. 8.
II Там же. С. 19.
12 Кин Дж. Указ. соч. С. 379.
Zashikhina Inga
NEOCONSERVATISM AS A MODERN POLITICAL PROJECT OF THE USA
The author focuses on the modern ideological movement of the USA — neoconservatism — as a topic of the article. The article gives a critical analysis of the US modern ideological project. Such aspects of the neoconservative movement as its origins, basic principles, characteristic features, problem field, and controversies are considered, the evaluation by the leading analysts in the given field being adduced.
Контактная информация: e-mail: [email protected]
Рецензент - ЛошаковР.А., доктор философских наук, профессор кафедры философии Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова