Научная статья на тему 'Истоки университетского образования в Беларуси'

Истоки университетского образования в Беларуси Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянович Ирина

В статье представлена информация о Полоцком университете: история, современное состояние, перспективы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Open doors of Polotsk University: Sources of University education in Belarus

The article presents the information on Polotsk University: its history, current state, perspectives of development.

Текст научной работы на тему «Истоки университетского образования в Беларуси»

СИНЕРГИЯ ЗНАНИЙ

Истоки

университетского образования в Беларуси

Университетское образование в нашей стране насчитывает более чем четырехвековую историю и восходит к XVI веку, когда в 1581 г. в Полоцке великим полководцем Стефаном Баторием был основан иезуитский коллегиум. В то время в Западной и Центральной Европе, в том числе и на территории современной Беларуси, система образования и воспитания, выработанная иезуитами, была чрезвычайно популярной. Полоцкую интеллектуальную элиту представляли люди, хорошо известные во всей Европе. Среди них «христианский Гораций» Мацей Сарбевский, автор первых отечественных учебников на греческом языке Сигизмунд Лауксмин, знаменитый оратор Казимир Коялович, профессор архитектуры Андрей Жабровских, ученый-энциклопедист, будущий ректор Виленского университета, член Королевского астрономического общества в Лондоне, член-корреспондент Парижской академии наук Мартин Почобут-Адленицкий. Не менее блестящую плеяду составляли и выпускники учреждения - живописец Валентий Ванькович, поэт, драматург и историк Никодим Мусницкий, писатель, один из основоположников новой белорусской литературы Ян Борщевский

В течение почти двух с половиной столетий расширялись горизонты просвещения, создавалась культурная среда, во многом определившая становление образования не только в Полоцке, но и далеко за его пределами. Традиции высокой культуры, зародившиеся здесь, получили дальнейшее развитие в деятельности братской школы (XVII в.), высшего писарского училища, учительской семинарии (XIX в.), кадетского корпуса (XIX - XX вв.). Как и в классической образовательной системе европейских стран, в коллегиуме обязательным было изучение латинского и греческого языков, античной литературы и мифологии, поэтики и ритороки. Колоссальную поддержку такому ярко выраженному гуманитарному направлению образования оказывали театр, картинная галерея, библиотека и типография, открытые при коллегиуме. К числу важных достижений относилось создание музея в XVIII - начале XIX века, который занимался коллекционированием редких и ценных предметов, их изучением и экспонированием. Неотъемлемой его частью была художественная галерея, где находились картины, писанные маслом, тушью, карандашом. Центром интеллектуальной жизни Полотчины являлись библиотеки. Помимо Главной, в которой хранилось более 30 тыс. книг на европейских и восточных языках, было немало подручных или специализированных библиотек. Огромное значение для обучения студентов имело предоставление Екатериной II права на открытие при коллегиуме собственной типографии в 1787 г. За время своего существования (до 1820 г.) она выпустила в свет более 500 изданий - преимущественно

Часы Полоцкого университета,

установленные во внутреннем дворике бывшего иезуитского коллегиума

«Месячник Полоцкий» - первый на территории современной Беларуси журнал, издаваемый Полоцкой академией на польском языке

на польском и латинском, а также на русском, итальянском, немецком и французском языках. Значительную их часть составляли учебники, словари, научные и литературные произведения.

Знаменательное событие в жизни коллегиума произошло в 1812 г., когда он, согласно грамоте Александра I, был преобразован в академию со всеми университетскими правами и свободами. Она имела три факультета - филологический, теологический, философии и свободных наук - и могла присуждать степени магистров и докторов наук.

Затем учреждение переживает долгие годы забвения. Современный этап в развитии высшего образования на Полотчине начинается в советское время. В 1953 г. здесь открывается педагогический институт, в 1968 г. - филиал Белорусского политехнического института, в 1969-м - филиал Белорусского технологического института имени Кирова, в 1974-м - Новополоцкий политехнический институт, на базе которого в сентябре 1993 г. создан Полоцкий государственный университет. Своеобразная эстафета продолжателя древних традиций высшего образования была передана ему 21 февраля 2003 г. в виде символического ключа от зданий бывших коллегиума и академии. 1 сентября 2005 г. здесь снова начались занятия для нового поколения молодых людей - студентов Полоцкого государственного университета.

соединить прошлое с будущим

Полоцкому государственному университету выпала большая честь продолжать традиции высокой культуры и образования, заложенные на белорусской земле еще в средние века. Сегодня это классическое учебное заведение европейского типа, где преподаются и успешно развиваются технические, гуманитарные, педагогические, экономические, юридические науки, а также удачно сочетаются фундаментальные исследования и прикладные разработки. Мы решили узнать у ректора вуза доктора технических наук, профессора Дмитрия ЛАЗОВСКОГО некоторые секреты подготовки современных специалистов, а также спросить, в какой степени выпускники учреждения готовы осваивать новое, решать нестандартные задачи передовой инженерии, работать в команде, организовывать технологические сдвиги и грамотно ими управлять.

- Дмитрий Николаевич, сегодня неизбежно совершенствование программы обучения и выстраивание ее с учетом мировых тенденций. Каким путем в ПГУ повышают уровень знаний студентов?

- В этих целях ведется большая работа по модернизации образовательного процесса. Ведь очевидно, что заниматься инновационной деятельностью и преподавать по-старому нельзя. Прежние подходы, когда одни и те же лекции читались десятилетиями, неприемлемы. Да и сами лекции-диктанты уходят в прошлое. Будущее - за

переходом на новые технологии преподавания. В основу нашей деятельности положена модель личностно ориентированного, инновационного обучения. Она направлена на создание образовательных программ с широким использованием различных форм организации самостоятельной работы студентов на основе учебно-методических комплексов. При общем количестве дисциплин в вузе - более тысячи - подготовлено около 750 наименований таких комплексов. Они включают в себя конспекты лекций, методические материалы практических и лабораторных занятий, пакеты диагностических материалов для контроля знаний студентов, тематику семинаров, курсовых и итоговых работ и др.

Мы считаем одной из наиболее эффективных технологий обучения самостоятельную работу студентов. Как показывает мировой опыт, знания усваиваются более продуктивно, если они получены самостоятельно и на практике. Поэтому в целях ее развития многие дисциплины полностью обеспечены учебно-методическими комплексами, лекционные аудиторные занятия сокращены наполовину. Образованный за счет этого резерв позволяет проводить дискуссии, коллоквиумы, презентации, деловые игры, консультации, решать практические задачи и т.д. На всех кафедрах и факультетах развиваются медиатеки - хранилища различных данных по дисциплинам и собственных учебных и методических разработок в электронном виде. Это эффективный и доступный инструмент, обеспечивающий студентов всем необходимым материалом. Контроль за обучением проводится с помощью рейтинговых систем оценивания.

Создан Технопарк ПГУ, ресурсы которого также используются для вовлечения студентов в работу по решению актуальных проблем промышленности, например при выполнении курсовых и дипломных проектов.

Постоянно развивается и совершенствуется материально-техническая база университета, на ее обновление за пять лет направлено около 35 млрд руб., в том числе

более половины из внебюджетных средств. В основном они потрачены на образовательные технологии: 57 аудиторий оснащено стационарным мультимедийным оборудованием, имеется 30 современных компьютерных классов, где студенты могут выполнять различные виды самостоятельных индивидуальных заданий. Всего в университете более двух тысяч компьютеров, включая суперкомпьютерный кластер «СКИФ-Триада».

- Насколько выпускники ПГУ подготовлены к деятельности в условиях новой инновационной экономики? Расширился ли в связи с этим перечень дисциплин в ПГУ, дополнился ли новыми специальностями и специализациями?

- Образовательная система университета содержит 45 специальностей, 16 направлений, 28 специализаций. Причем мы проводим планомерную работу по приведению структуры и объемов подготовки наших студентов в соответствие с потребностями экономики и социальной сферы региона и республики. От всех заинтересованных лиц получены заявки на подготовку кадров на ближайшие 10-15 лет. Анализ итогов этой работы положен в основу решения по открытию новых востребованных специальностей. За последние пять лет их стало на 12 больше. Среди них такие остродефицитные, как «Компьютерная безопасность», «География (геоинформационные системы)» «Электроснабжение», «Автомобильные дороги», «Туризм и гостеприимство», «Логистика», «Автосервис». Многие выпускники за время учебы получают фактически два высших образования в сочетании с техническим - экономическое или юридическое, проходя переподготовку с присвоением соответствующей квалификации, а также углубленно изучают иностранные языки. В ПГУ действует Совет по защите диссертаций по специальностям «Химия и технология топлив и специальных продуктов» и «Охрана труда в топливной и химической промышленности».

- Готовы ли полоцкие ученые к сотрудничеству с реальным сектором экономики? Какие шаги предприняты для этого?

- ПГУ расположен в мощном промышленном центре нефтепереработки -Новополоцке. И понятно, что основной задачей вуза было и остается кадровое и научно-техническое сопровождение нефтехимического комплекса региона. Отсюда и уникальный спектр специальностей, в том числе и единственная в республике кафедра трубопроводного транспорта и гидравлики, и определенный диапазон работ, связанный с этим направлением. Мы являемся головной организацией МЧС в области технического нормирования по промышленной безопасности на магистральном трубопроводе, и естественно, что наиболее значимые достижения получены по координации научных исследований в этой сфере. Университетом был подготовлен проект принятого в Беларуси Закона о магистральном трубопроводном транспорте. В ПГУ действует Национальный технический комитет по стандартизации и техническому нормированию в области трубопроводного транспорта. Безусловно, ведутся работы и по другим важным научным направлениям: по обследованию, проектированию усиления и реконструкции промышленных объектов, эстакад, модернизации резервуарного парка, осуществляется научное сопровождение запуска новых установок, готовятся ТУ на новые виды топлива. Это приносит университету дополнительно 3-4 млрд руб. ежегодно. Лаборатории вуза осуществляют исследования и дают заключения о годности к эксплуатации целого ряда промышленных объектов - от сосудов, работающих под давлением, до крановых устройств и лифтов, проводят анализ материалов, геологические изыскания, выполняют расчеты по устойчивости откосов,

моделированию грунтов при их совместной работе с промышленными сооружениями.

Отдельно хочется подчеркнуть роль университета в инновационном развитии региона. ПГУ является головной организацией по региональной программе инновационного развития, осуществляет отбор, экспертную оценку инновационных проектов, подготовку инновационных предложений по установленной ГКНТ форме. В рамках данной программы ведется создание опытных участков по выпуску инновационной продукции и осуществляется запуск новых производств. Мы располагаем внушительным перечнем успешно выполненных проектов с серьезными объемами освоения готовой продукции, ориентированной в том числе и на экспорт.

Как известно, наиболее восприимчива к инновационным механизмам сфера ИТ. Университет уже зарекомендовал себя в Беларуси и России как разработчик наукоемкого программного обеспечения. Успешные коммерческие программные комплексы нелинейных расчетов строительных конструкций, устойчивости откосов приобретены и используются всеми крупнейшими проектными институтами Беларуси - БелНИИС, НИПТИС, Минскпроект, Минскинжпроект и др. Комплекс программ процессинга платежей, разработанный университетом в рамках бизнес-проекта ПВТ в 2007-2008 гг., перешел в стадию коммерциализации. Россиянами создана белорусская компания, осуществляющая коммерциализацию данной разработки (банк «АТБ», компания «Мобиплас», компания «А3» и др.). Ведутся работы по созданию отечественной системы расчета запаса газа ОАО «Белтрансгаз».

- В университетах формируются те передовые исследования, которые должны стать основой инновационной экономики. Какие прикладные изыскания внедрены в различные отрасли народного хозяйства? Какова их экономическая эффективность?

- По ряду научных разработок она оценивается достаточно четко. Например, внедрение электронно-лучевого энергокомплекса на базе пушек с плазменным эмиттером, разработанного в рамках научной школы доктора технических наук, профессора Владимира Груздева, позволяет существенно снизить

на МТЗ энергопотребление таких операций, как сварка, нанесение покрытий, закалка из жидкого и твердого состояний, спекание композитных материалов, повысить ресурс обрабатываемых деталей в 5-10 раз.

Очевиден также экономический эффект от реализации инновационных проектов, который выражается в объемах выпуска инновационной продукции, в том числе и на экспорт. За три года после освоения на производстве он обычно превосходит вложенные средства более чем в 5 раз.

Университетом ведутся научные исследования в части разработки методов усиления и реконструкции зданий. Понятно, что затраты на реконструкцию весьма значительные, однако они на порядок меньше расходов на возведение новых промышленных сооружений. Создание новых строительных материалов ставит нас перед фактом необходимости новых производств. В рамках нашего Технопарка готовятся бизнес-планы с четкой оценкой экономической целесообразности их разработки, которая убедила бы инвестора вложить в реализацию этого проекта необходимые ресурсы. В наше прагматичное время экономически не обоснованные идеи никому не нужны, идет интенсивный отбор состоятельных научных предложений, и все усилия направляются на их поддержку и реализацию. В то же время есть исследования, эффект от которых невозможно оценить по простым формулам. Как, например, просчитать значимость внедрения комплексной переработки органосодержащих отходов, создаваемой в рамках научной школы доктора технических наук, профессора Генриха Абаева, или от работ в области обеспечения безопасности трубопроводного транспорта, проводимых под руководством доктора технических наук, профессора Владимира Липского? Этот эффект заключается в недо-

Кто ищет,

тот всегда найдет

По инициативе университета в январе 2003 г. при ПГУ создано Региональное отделение Республиканского центра трансфера технологий (РО РЦТТ). Его цель - поддержка инновационной деятельности в регионе, передача научных разработок в практику, содействие развитию научно-инновационного предпринимательства и международных партнерских отношений, поиск потенциальных инвесторов, организаций и фирм, которые могут быть заинтересованы в сотрудничестве. Как сотрудники структуры справляются с поставленными задачами, рассказывает директор центра доктор технических наук, профессор Николай ПОПОК.

пущении экологических катастроф, затраты на ликвидацию которых, как мы понимаем, были бы значительными. Непросто, например, оценить экономическую отдачу и гуманитарных направлений. А ведь их влияние на общество, на человека, на создание комфортных условий жизни современных людей велико!

- Влечение к новому, инновационному, к сотрудничеству с бизнесом важно обнаружить еще со студенческой скамьи. Куда отправляются студенты ПГУ со своими идеями?

- На помощь им приходит патентный отдел университета, который обеспечивает правовую охрану объектов интеллектуальной собственности. Хочется отметить, что наши аспиранты, магистранты и студенты ведут достаточно активную работу на этом поле. Так, в 2010 г. на их долю приходится 40% заявок на изобретения, полезные модели

от общего числа поданных университетом. Такой хороший показатель достигнут благодаря целенаправленным действиям администрации вуза. Ежегодно в университете определяются лучшие изобретатели, в том числе молодые, для участия в областных и республиканских конкурсах. ПГУ - ежегодный лауреат Республиканского конкурса студенческих работ в сфере интеллектуальной собственности. В 2009 г. студентка Татьяна Пальшина победила в номинации «Лучшая публикация» (научный руководитель - Владимир Богоненко), студент Викентий Шелег -в номинации «Лучшая курсовая работа» (научный руководитель - Раиса Андреева). В 2010 г. Александр Литвинцев стал лауреатом в номинации «На лучший курсовой проект» (научный руководитель - Ирина Вегера).

- Выработан ли университетом алгоритм действий, благодаря которому ПГУ сможет попасть в инновационное поле?

- Он чрезвычайно прост и зафиксирован в соответствующих документах. Это практическая ориентация научных исследований для нужд, в первую очередь, промышленных предприятий региона. Мы ориентированы на создание новых инновационных организаций, в том числе и с привлечением иностранных инвестиций, под перспективные разработки. Конечно, такая стратегия требует решения комплекса задач - от патентной защиты объектов интеллектуальной собственности до совершенного изучения иностранных языков. Но я уверен, что Полоцкому государственному университету они по плечу.

- Основными нашими функциями является создание благоприятных условий для трансфера технологий в нефтехимии и нефтепереработке, машиностроении и станкостроении, приборостроении, строительстве, коммунальном хозяйстве, а также продвижение перспективных разработок. В сферу деятельности центра входит формирование и поддержание баз данных, содержащих сведения об инновационных предложениях и технологических запросах, обеспечение доступа клиентов РО РЦТТ к сетям ЮНИДО и другим международным базам научно-технической информации. Немаловажное место в нашей работе занимает содействие открытию наукоемких производств, освоению выпуска конкурентоспособной продукции, расширению малого бизнеса. Сотрудники центра оказывают помощь малым предприятиям в подготовке инновационных

и инвестиционных проектов, поиске партнеров, проводят консультации по инновационной проблематике, организуют семинары по приоритетным направлениям научно-технологического развития региона. Кроме того, центр обеспечивает координацию и интеграцию инновационной и информационно-аналитической деятельности предприятий и организаций различных форм собственности в Полоцко-Новополоцком промышленном регионе, функционирование региональной научно-технической программы «Инновационное развитие Витебской области».

- Николай Николаевич, может ли любой ученый ПГУ прийти в центр и получить помощь по коммерциализации своих научных исследований?

- Мы считаем своей главной задачей помочь инноватору оценить коммерческий потенциал его разработок, придать им

«товарный вид», заинтересовать предпринимателя и инвестора в их приобретении. Первому необходимо подобрать новую технологию для улучшения качества и снижения себестоимости выпускаемой продукции или освоения ее перспективных видов, второму - поспособствовать эффективному вложению средств. То есть возможностей, предлагаемых РО РЦТТ своим клиентам, достаточно много, и есть уверенность в том, что мы способны поделиться с ними новыми контактами и выгодными предложениями, которые, соответственно, увенчаются экономическим эффектом.

- Есть ли у вас стратегические партнеры, с которыми вы давно сотрудничаете?

- Мы активно взаимодействуем с Республиканским центром трансфера технологий, региональными отделениями, отраслевыми и международными центрами, с отечественными и зарубежными общественными объединениями, промышленными предприятиями и научно-техническими организациями. Налажена тесная связь с инновационными центрами в Минске, Гродно, Могилеве, Гомеле, Бресте. Подготовлены предложения в международные проекты с университетами Польши, Германии и Швеции; совместно с Гродненским государственным университетом, Республиканским центром трансфера технологий и Литовским инновационным центром реализуется белорусско-литовский проект по созданию инновационной сети для экономического развития.

- Форсирование инновационной деятельности предполагает выход на промышленность, на передовые компании с целью решения технологических проблем предприятий. Как вы устанавливаете контакты с ними?

- Огромным подспорьем в этом деле является база данных по инновационным разработкам. Она постоянно актуализируется и насчитывает более 250 предложений и около 90 запросов. На их основе заключено более 20 хозяйственных договоров на реализацию наукоемкой продукции. Для широкого ознакомления с ней потенциальных заказчиков центр совместно

с патентным отделом НИС представляет научно-технические разработки университета на различных выставках, ярмарках и кооперационных биржах в городах Беларуси и за рубежом. Участие в них позволяет продемонстрировать свои достижения, обменяться опытом, установить новые

контакты и, наконец, добиться главного -заявить о себе и найти потенциальных потребителей научно-технической продукции. Только за 2007-2010 гг. мы приняли участие в 39 таких мероприятиях. Завоевано 7 медалей: 2 золотые, 4 серебряные и 1 бронзовая, а также 24 диплома. Поиску потребителей способствуют и маркетинговые исследования рынка, проводимые нашими сотрудниками.

- Какие научно-технические разработки университета с помощью центра внедрены в производство?

- Созданы и освоены две новые технологии, пять единиц оборудования, система автоматического проектирования, более десяти видов технологической и штам-повой оснастки. В частности, Оршанским инструментальным заводом выпускается блочно-модульный режущий инструмент. На производственной базе университета РО РЦТТ образовано три производственных участка по выпуску технологической оснастки, деталей погружных насосов и упрочненной штамповой оснастки. Технологическая оснастка реализуется через научно-технологический парк ПГУ, детали насосов используются компанией «ИнварЛтд» и продаются в России.

Полоцкий государственный университет является головной организацией-исполнителем одной из подпрограмм региональной научно-технической программы «Инновационное развитие Витебской области». В ее рамках с 2007 по 2010 г. выполнялось 12 заданий, 13 проектов реали-зовывалось по ГНТП «Машиностроение». За этот период разработано 16 новых инновационных проектов, направлено в различные инстанции - Министерство образования, ГКНТ, облисполком - около 20 документов и предложений по вопросам инновационной деятельности. Например, таким важным, как «Закон о государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь», «Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011- 2015 гг.» и др.

Специалистами Центра трансфера технологий подготовлены документы по сотрудничеству с НПО «Центр» НАН Беларуси и создан совместный молодежный бизнесцентр. Выполнялись отдельные поручения Министерства образования и Витебского облисполкома, например, по оценке возможности предприятий области по производству

техники для добычи торфа, переработки льна и т.д.

- Недавно Полоцким госуниверситетом создан Научно-технологический парк. Каковы его первые шаги и перспективы развития?

- Это инновационное унитарное предприятие зарегистрировано в августе 2010 г. в качестве субъекта инновационной инфраструктуры и ставит своей целью коммерциализацию новых технологий, разработок и научных знаний, обеспечение льготных условий для участников научно-технологического парка, формирование материально-технической, сервисной, финансовой и иной базы малого инновационного предпринимательства. Научно-технологический парк выбрал смешанный путь развития - это реализация идей бизнес-инкубатора и создание собственного производства. Основными направлениями деятельности являются переработка и транспортировка углеводородного сырья, машиностроение, строительство, информационные технологии, радиоэлектроника. По каждому из них уже существуют экспортно ориентированные разработки.

На сегодняшний день потенциальными участниками технопарка являются 8 организаций, которые выпускают программный продукт «Радуга-бета», погружные насосы, охладительные установки и теплообменники. Невзирая на детский возраст, парк уже оказывает услуги в области информационных технологий и машиностроения. Заключено около 30 хозяйственных договоров на такие работы. В планах - реализация инновационных проектов, заключение договоров на создание наукоемкой продукции с предприятиями региона и зарубежными компаниями, а также развитие собственного опытного производства. Здесь будет изготавливаться технологическое и штамповое оборудование, охладительные установки и теплообменники. Технопарк способен также выполнить и другие задачи по заказу субъектов хозяйствования, например оказывать услуги по ремонту техники различной сложности. Кроме того, ведутся новые работы -дорабатывается технология производства стеновых блоков из отходов древесины, готовятся к выпуску теплоизоляционные плиты на основе соломы. Парк на этом останавливаться не собирается и активно привлекает в свои ряды новых резидентов.

Университет

для развития региона

Более 20 лет крупнейшим в регионе вузом руководил Эрнст Михайлович Бабенко - доктор технических наук, профессор. В 32-летнем возрасте он возглавил сначала филиал Белорусского технологического института, потом - Новополоцкий политехнический институт, а затем Полоцкий государственный университет. Заслуженный работник народного образования вспоминает о первых годах деятельности вуза, рассказывает о проблемах высшей школы и делится своим мнением по поводу ее дальнейшего развития.

Создание в Беларуси крупнейшего нефтехимического комплекса и города Новополоцка повлекло за собой открытие здесь высшего технического учебного заведения - развивающемуся региону нужны были инженеры, химики-технологи, механики химических производств, а также строители, машиностроители и другие специалисты с высшим образованием. Материально-техническая база вуза закладывалась при мощной поддержке республиканской и местной власти, в основном за счет средств отраслевых союзных министерств. Активно строились учебно-лабораторные корпуса и общежития для студентов, квартиры для преподавателей.

- Я был первым кандидатом наук в городе и 1 сентября 1968 г. прочел первую лекцию в открывшемся вузе. Через полтора года меня назначили его директором, и мне довелось решать множество организационных вопросов по созданию нового учебного заведения. Главными из них я

считал формирование квалифицированного профессорско-преподавательского коллектива и установление сотрудничества с крупными промышленными организациями региона.

В новый вуз были приглашены целые научные школы из многих научных и промышленных центров Советского Союза: Челябинска, Волгограда, Саратова, Калининграда, Ростова и т.д. Сильные преподаватели - профессора С.И. Луговский, А.М. Левин, А.И. Семенов, Ю.П. Ощепков, Б.П. Чемисов и др. - обеспечили не только успешную учебную деятельность, но и заложили основы научных направлений кафедр. Были заключены крупные хозяйственные договоры с предприятиями по разработке новых технологий повышения износостойкости деталей химического оборудования, различных машин и аппаратов, созданию систем вентиляции и водоочистки, применению новых строительных материалов и конструкций.

- К научным и инженерным разработкам мы сразу же начали привлекать студентов. Благодаря этому они с первых лет обучения знакомились не только с теорией, но и с реальными проблемами производства, совместно с преподавателями и научными работниками находили пути решения этих проблем. Лучшие выпускники вуза оставались работать на кафедрах, защищали кандидатские и докторские диссертации. Так, докторами наук стали нынешний ректор Д.Н. Лазовский, руководитель инновационной деятельности университета Н.Н. Попок, профессора МЛ Хейфец, В.М. Константинов, В.Я. Прушак.

Конечно, в развитии филиала было немало проблем, но все трудности преодолевались благодаря сплоченности коллектива. Динамика развития вуза была впечатляющей, и это позволило 1 января 1974 г., спустя пять лет после создания филиала, открыть на его базе второй в Бе-

ларуси политехнический институт, ректором которого был назначен Эрнст Михайлович. Но в 1976 г. он переводится в Челябинск на должность директора Государственного научно-исследовательского и проектно-конструкторского института электродной промышленности, затем в Москву - заместителем начальника по науке и новой технике Всесоюзного объединения «Союзуглерод».

- С началом горбачевской перестройки возросла самостоятельность республик, наступило время инициативы на местах, и, когда мне позвонил министр высшего и среднего специального образования БССР НМ Мешков с предложением снова возглавить Новополоцкий политехнический институт, оставшийся к тому времени без ректора, я дал согласие. Новый период моей жизни - это второй этап развития новополоцкого вуза и преобразование его в Полоцкий государственный университет.

В этом деле, по мнению Эрнста Михайловича, в первую очередь помог международный опыт. Ему удалось побывать во многих университетах США, Германии, Великобритании и детально ознакомиться с системами образования этих стран. В отличие от наших учреждений высшей школы это были многопрофильные вузы, обеспечивавшие свои регионы необходимыми специалистами и научными разработками на основе сотрудничества с промышленными фирмами. Во-вторых, своевременно пришло осознание того, что принятие Беларусью государственного суверенитета, изменения в социально-экономической жизни, появление предпринимательских структур вызвали потребность в специалистах экономического, финансового и юридического профиля. В обществе появился также повышенный интерес к знанию иностранных языков, компьютерных технологий. Эти тенденции легли в основу политики диверсификации направлений подготовки специалистов в вузе. Был выдвинут тезис о создании комплексного регионального учебного заведения университетского типа, сочетающего технические, экономические и гуманитарные специальности. Эти планы были поддержаны Министерством образования Беларуси, местными структурами власти и в короткие сроки реализованы. В 1993 г. Новополоцкий политех был преобразован в Полоцкий государственный университет.

- Открытие в ПГУ финансово-экономического, юридического, историко-

филологического факультетов, а также специальностей по информатике и радиоэлектронике сопровождалось созданием соответствующих кафедр, значительным усилением профессорско-преподавательского состава, качественными изменениями в учебной и научной деятельности. Были приглашены опытные профессора - завкафедрой физики В.А. Груздев, высшей математики -Э.М. Пальчик, информатики - В.Н. Трофимов, мировой литературы и культурологи - А.А. Гугнин. Интенсивно развивались научные школы профессоров Ф.И. Панте-леенко, В.П. Подшивалова, Г.Н. Абаева.

Были открыты новые специальности в аспирантуре, созданы три специализированных совета по защите диссертаций. Значительно увеличился объем научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, патентов и научных публикаций. Полоцкий государственный университет стал головной организацией по реализации региональной инновационной программы Витебской области.

Интенсивное развитие получила международная деятельность. ПГУ на конкурсной основе выиграл гранты и осуществил ряд крупных образовательных проектов с университетами германии, Великобритании, Швеции, Италии, Испании по европейской программе «Темпус». В результате был использован европейский опыт организации магистратуры, создания студенческих самоуправляемых центров.

Выпускники технических специальностей составляют сейчас весьма существенную часть инженерного корпуса области и вносят немалый вклад в ее развитие. Специалисты, подготовленные на финансово-экономическом, историко-филологическом и юридическом факультетах успешно работают в органах местной власти, в социальной сфере, а также на предприятиях, фирмах республики. Однако чтобы удовлетворить запросы реального сектора в высококвалифицированных современных кадрах, нужны новые формы образования, характерной особенностью которых является интерактивность и сотрудничество в процессе обучения.

- Нынешние реалии жизни таковы, что современный преподаватель должен заниматься наукой на самом переднем крае своей отрасли и давать своим ученикам не только те знания, которые прописаны в учебниках, а те, что сейчас формируются

в исследовательских лабораториях и на передовых предприятиях. В этих целях очень полезна была бы совместная инженерная деятельность и даже периодическая ротация вузовских преподавателей и инженерно-технических работников реального сектора экономики. Безусловно, это нелегкий путь решения проблемы, но если добиваться настоящих перемен и в промышленности, и в науке, и в образовании, то без таких мер не обойтись.

Еще одним эффективным механизмом подготовки креативного специалиста Эрнст Михайлович считает нарождающуюся в белорусских вузах магистратуру. Туда отбираются лучшие выпускники, которые получают дополнительные знания и навыки творческой работы, так необходимые сегодня как в науке, так и в производственной деятельности. К сожалению, в полной мере работа магистратуры в нашем высшем образовании еще не организована: нет запросов работодателей на выпускников, не определен статус магистра в сфере труда. Доля студентов, обучающихся на второй ступени, составляет в Беларуси чуть более 1% от их общего числа.

- Серьезная проблема государственного уровня - отток лучших кадров из регионов. Многие областные учебные заведения имеют хорошую репутацию в системе образования, но более престижно и материально выгоднее работать в столице. В последнее время из Полоцка уехал ряд известных профессоров. Восполнять такие потери очень тяжело. Молодежь тоже стремится в столицу. Поэтому минские вузы переполнены, а региональные университеты, наоборот, испытывают недостаток именно в талантливых ребятах.

Растить молодых специалистов, по мнению Эрнста Михайловича, - дело перспективное и благородное. Это значительная инвестиция в будущее страны, и, для того чтобы она стала эффективной, необходимо чутко и бережно относиться к студентам, неустанно модернизировать систему образования в соответствии с запросами современности, привлекать молодые таланты кинновационной и исследовательской деятельности. В этом случае следует ожидать от нового поколения полного освоения профессиональных знаний и компетенций, соответственно, пополнения кадрового потенциала в лице опытных результативных специалистов.

На пути к

коммерциализации

Научная продукция, создаваемая в Полоцком государственном университете, находит широкое применение в хозяйственной деятельности предприятий региона и готова пополнить технологическую оснастку других организаций республики. Разработчики ПГУ открыты для научно-производственной кооперации и совместного проведения научно-исследовательских изысканий. Представляем наиболее интересные предложения ученых, получившие патентную защиту в Республике Беларусь.

МИКРОНАПОЛНИТЕЛЬ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАСТВОРОВ

В лаборатории строительных материалов Полоцкого государственного университета изготовлены образцы строительных растворов с карбонатосодержащим наполнителем. Микронаполнитель на основе шлама водоочистки успешно заменяет известь для строительных растворов подвижностью Пк8 - Пк12 и стоит вдвое дешевле. Его водоудерживающая способность - не менее 95%, расслаиваемость - не более 10%. Кроме того, благодаря добавке в два раза увеличивается жизнеспособность растворной смеси, на 30% повышается прочность раствора и на 40%о - сцепления в кладке.

Результаты испытаний подтвердили эффективность микронаполнителя и его пригодность к промышленному использованию. Область применения - кладочные растворы на цементном вяжущем наполнителе (вводится 80-100% от расчетной массы извести), а также штукатурные растворы (сокращение расхода извести составляет до 40%).

«мобиплас»

Ученые Полоцкого государственного университета совместно с российской компанией «Мобиплас» разработали и развивают систему мобильных платежных сервисов нового поколения для банков, сотовых операторов, торгово-сервисных и транспортных предприятий. Она позволит обеспечить пользователей удобным, эффективным и безопасным инструментом управления своими счетами и картами, проводить оплату услуг и товаров с помощью мобильного телефона и через Интернет.

Преимущества «МОБИПЛАС» - поддержка работы клиентов телефонов любых производителей всех сотовых операторов; использование всех доступных каналов связи с банком: SMS, GPRS, Web- и Wap-интерфейсы; возможность подключения к платежным сервисам карт большинства платежных систем, эмитированных банками, и электронных кошельков широко распространенных валют. Среди отличительных особенностей системы - сертификация основного функционала и системы защиты клиентских данных в соответствии с требованиями стандарта безопасности PCI DSS, а также возможность дистанционного подключения к услуге без посещения офиса банка или оператора.

Данная платежная платформа может быть внедрена в любом банке, у сотового оператора, или партнера; ее клиентские интерфейсы легко адаптируются к фирменному стилю партнера. С ее помощью можно приобрести электронные билеты, товары и услуги, контент в индустрии развлечений, на транспорте через мобильный телефон и Интернет.

ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩАЯ СВЧ-СУШКА ДРЕВЕСИНЫ

Новая установка, разработанная в ПГУ, состоит из камеры, внутреннего СВЧ-облучателя, вентилятора, внешнего СВЧ-генератора и источника питания. Интенсификация процесса сушки достигается с помощью объемного прогрева и движения влаги к поверхности древесины за счет градиента температуры и давления пара. Оборудование обладает неоспоримыми преимуществами перед имеющимися аналогами: электроэнергии тратится в 2-5 раз меньше, при этом отсутствуют вредные выбросы. За счет уничтожения бактерий и грибков улучшаются эксплуатационные характеристики высушиваемого материала, появляется возможность сушки длинномерных пиломатериалов. Модульная конструкция установки обеспечивает удобство сборки и эксплуатации.

Ученые ПГУ предлагают и подготовку комплекта технической документации на установку СВЧ-сушки применительно к условиям заказчика; ее изготовление, поставку, монтаж и наладку, а также совместную разработку новых конструкций для обработки различных материалов с использованием компьютерного моделирования.

СТЕНОВЫЕ БЛОКИ ИЗ МОДИФИЦИРОВАННОГО АРБОЛИТА

Модифицированный арболит представляет собой смесь цемента, древесных отходов, модифицирующих добавок и воды и имеет хорошие физико-механические свойства, в частности: прочность на сжатие - В 2,5, марку по морозостойкости - F 25, среднюю плотность - 650 кг/м3, теплопроводность - 0,12 Вт/(м^0С), коэффициент звукопоглощения - от 0,17 до 0,6. Стеновые изделия из нового материала не подвержены гниению, поражению грибками и микроорганизмами, не горят, легко поддаются механической обработке: пилению, сверлению, рубке, обладают пониженным влагопоглощением и повышенной прочностью и долговечностью. Разработанные технология и материал предназначены для тепло- и звукоизоляции в стенах, перегородках и покрытиях зданий различного назначения.

КОСТРОСОЛОМЕННЫЕ ПЛИТЫ

В лаборатории строительных материалов Полоцкого государственного университета разработаны экологически безопасные, ресурсосберегающие теплоизоляционные костросоломенные плиты. Они изготовлены на основе отходов сельскохозяйственного производства и предназначены для утепления наружных стен, покрытий зданий и сооружений. В результате лабораторных испытаний по нормативным показателям качества материал продемонстрировал свои лучшие свойства. Он не горюч, паропроницаем, хорошо распиливается любым видом пил, стоек к воздействию грызунов и экологически безопасен. В настоящее время проводятся натурные испытания плит в ограждающих конструкциях строений.

Рубрику подготовила Ирина ЕМЕЛЬЯНОВИЧ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.