Научная статья на тему '2007. 03. 059. Власкин Г. А. , Ленчук Е. Б. Промышленная политика в условиях перехода к инновационной экономике: опыт стран центральной и Восточной Европы и СНГ / РАН. Ин-т междунар. Экон. И полит. Исслед. - М. : наука, 2006. - 246 с'

2007. 03. 059. Власкин Г. А. , Ленчук Е. Б. Промышленная политика в условиях перехода к инновационной экономике: опыт стран центральной и Восточной Европы и СНГ / РАН. Ин-т междунар. Экон. И полит. Исслед. - М. : наука, 2006. - 246 с Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
179
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2007. 03. 059. Власкин Г. А. , Ленчук Е. Б. Промышленная политика в условиях перехода к инновационной экономике: опыт стран центральной и Восточной Европы и СНГ / РАН. Ин-т междунар. Экон. И полит. Исслед. - М. : наука, 2006. - 246 с»

ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ

2007.03.059. ВЛАСКИН Г А., ЛЕНЧУК Е.Б. ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ: ОПЫТ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ И СНГ / РАН. Ин-т междунар. экон. и полит. исслед. -М.: Наука, 2006. - 246 с.

Важнейшей тенденцией развития современной мировой экономики является, по мнению авторов, ее растущая интеллектуализация на основе опережающего развития наукоемких и высокотехнологичных производств и рынков. В настоящее время в развитых странах Запада на долю новых и усовершенствованных технологий, оборудования и других продуктов, содержащих новые знания или решения, приходится 70-85% прироста ВВП (с. 7-8).

Интеллектуализация экономики тесно переплетается с процессом глобализации, который, с одной стороны, ускоряет обмен знаниями и технологиями, а с другой - обостряет конкурентную борьбу на мировом рынке. Основной движущей силой распространения научно-технического прогресса в условиях глобализации выступают транснациональные корпорации.

Происходящая в обществе трансформация требует созидательной и регулирующей деятельности со стороны государства, которое вырабатывает национальную стратегию развития и способствует становлению других институтов, так как сам рынок в его традиционном понимании противоречит инновациям. Экономические достижения Южной Кореи, Китая, Финляндии являются отражением глубоко продуманной и высокоэффективной государственной политики.

В условиях глобализации, по существу, происходит интеллектуальный передел мира. У стран, игнорирующих современные мировые тенденции, нет перспектив социально-экономического развития. Экономический рост в странах, собирающихся в новых

условиях догонять лидеров, требует несравнимо больших инвестиционных вложений и интеллектуальных ресурсов, чем ранее. Ряд исследователей (Гж. Колодко, специалисты Венского института международных экономических исследований) проанализировали перспективы постсоциалистических стран в зависимости от разных темпов развития (с. 45-47). Полученные ими выводы свидетельствуют о том, что при любом варианте догоняющего развития возможно сокращение разрыва с развитыми странами, но преодоление его нереально. Задачи ускоренного роста могут решаться на основе комбинаций моделей догоняющего и прорывного развития.

По уровню конкурентоспособности и склонности к инновационному развитию страны с переходной экономикой не вписываются в круг технологически продвинутых стран и, находясь в основном на периферии глобальной экономики, еще только нащупывают свою «нишу» в международном разделении труда. Лучше это получается у стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), избравших путь догоняющего развития через использование каналов евроинтеграционного процесса.

Переходный период, связанный со стремительной ликвидацией централизованной системы, разрушением единого экономического пространства и свертыванием прежнего торгового обмена, обернулся для стран ЦВЕ серьезными потерями в экономике. За 1989-1993 гг. ВВП уменьшился в этих странах на 20%, сокращение промышленного производства было вдвое большим. Наибольшей глубина спада оказалась в Румынии (25%) и Болгарии (23,9%), наименьшей - в Чехии (15,4%) и Польше (17,8%) (с. 56).

Провозгласив курс на вступление в ЕС, страны ЦВЕ в течение второй половины 1990-х годов сумели добиться неплохих результатов в формировании новой технологической среды. В результате активных мер по реструктуризации и приватизации, ускоряемых притоком прямых иностранных инвестиций, большинство стран ЦВЕ (за исключением Румынии и Болгарии) смогло к началу 2000 г. в основном восстановить дореформенные позиции (с. 59-60).

Вхождение стран ЦВЕ в Евросоюз ознаменовало собой превращение западноевропейской группировки в европейскую и формирование «Большой Европы». И старые, и новые члены объединения в результате расширения оказываются во взаимно выигрышной ситуации, однако это объединение дорого «стоит» (с. 63-64).

Пока вступление стран ЦВЕ в ЕС имеет преимущественно политическую окраску, поскольку до полного достижения соответствующих экономических параметров Евросоюза этим странам далеко. Потребуются немалый срок и собственные значительные финансовые ресурсы для укрепления институтов, обеспечивающих функционирование в европейском интеграционном поле. Уже сейчас говорят о возможном возникновении «двускоростной» Европы, т.е. разделении государств ЕС на ведущих и ведомых. Венгрия, Чехия и Словакия уже практически интегрированы в ЕС, тогда как Болгария и Румыния только приближиются к уровню стран Евросоюза. Принципиальное значение для обеспечения устойчивого роста стран ЕС имеют выбранные методы сглаживания неравномерности их развития. Сама интеграция автоматически не ведет к ускорению экономического роста - добиться этого можно только при создании эффективного рынка и эффективного государства.

Произошедшие изменения были бы невозможны без соответствующей политики правительств стран ЦВЕ, направленной на создание благоприятного инвестиционного климата, а также усилий иностранных инвесторов, прежде всего деятельности транснациональных компаний, вклад которых в развитие экономики региона трудно переоценить (с. 75). Целый ряд отраслей в Венгрии, Польше и Чехии были модернизированы и интегрированы в европейское или мировое хозяйство с использованием технологического трансферта и прямых иностранных инвестиций. Однако для иностранных инвесторов целый ряд отраслей является непривлекательным. Кроме того, объем прямых иностранных инвестиций явно недостаточен для масштабных структурных преобразований, а с исчерпанием «привлекательных» объектов приватизации приток капитала в страны ЦВЕ сокращается.

Экономика стран ЦВЕ оказалась как бы расколотой на две части: с одной стороны, - предприятия, принадлежащие иностранным инвесторам и дающие основную часть экспорта, с другой -остальные местные компании, которые способны конкурировать только за счет низких цен. Преодолеть складывающуюся почти полную экономическую и технологическую зависимость можно только за счет укрепления национальных промышленных структур, а также формирования целостного инновационного национального комплекса.

В 2000-2003 гг. в Польше, Словении, Словакии и Чехии были приняты основополагающие документы в области промышленной и инновационной политики. В первую очередь страны ЦВЕ намерены увеличить финансирование науки, а также развивать прикладные промышленные исследования. Почти во всех восточноевропейских странах разработаны программы стимулирования инновационной деятельности, включающие реформирование сети национальных академий наук, исследовательских подразделений промышленности и университетов.

В странах ЦВЕ стремятся создавать благоприятные условия для формирования крупных национальных компаний, способных на равных конкурировать в европейской экономической среде. Одновременно набирает силу процесс укрупнения и возникновения новых хозяйственных межнациональных структур и альянсов за счет слияний и поглощений национальных компаний.

Развивается в странах ЦВЕ и венчурный бизнес, перспективы которого в Польше и Чехии высоко оцениваются. В настоящее время доминирующая роль на рынке венчурного капитала в регионе принадлежит Венгрии. В Венгрии и Чехии происходит качественное изменение структуры прямых иностранных инвестиций: ТНК стали переносить в эти страны более высокие звенья производственно-хозяйственного цикла (реализация, маркетинг, НИОКР). Увеличивается число наукоемких проектов, разрабатываемых ТНК на территории этих стран.

В ходе активизации инновационной деятельности большое значение в странах ЦВЕ придается использованию возможностей многостороннего европейского сотрудничества. Однако, несмотря на предоставленный странам ЦВЕ широкий доступ к участию в программах ЕС, они еще мало вовлечены в процесс западноевропейской научно-технической интеграции.

Все большее внимание уделяется созданию инновационной инфраструктуры, деятельности по развитию малого инновационного бизнеса. Этому во многом способствует формирование технологических парков и бизнес-инкубаторов, для поддержки которых разрабатываются общенациональные программы. Создаются также центры для повышения эффективности кооперации между университетами, исследовательскими институтами и промышленностью в области реализации результатов технологических разработок.

Но самой перспективной формой считаются инновационные парки. В приграничных районах Чехии, Словении, Венгрии, Австрии и Германии также формируются сети свободных промышленно-технологических зон. Опыт деятельности таких зон показывает, что они способствуют структурной перестройке национальной промышленности, ее адаптации к стандартам ЕС, росту конкурентоспособности и экспорта стран базирования.

Перемещение стран ЦВЕ на траекторию инновационного развития предполагает серьезные изменения в отраслевой структуре промышленности. В перспективе можно ожидать, что страны ЦВЕ постепенно будут восстанавливать свои экспортные позиции на восточном направлении с целью сокращения торгового дефицита в отношениях с Россией. Могут возникнуть новые проекты научно-технологического сотрудничества, ведущие к улучшению структуры взаимной торговли. Встречным направлением может стать участие России в реконструкции и модернизации объектов, построенных в этих странах при содействии СССР, прежде всего в сферах энергетики, машиностроения и транспорта.

Рыночная трансформация стран постсоветского пространства происходила более болезненно, чем в странах ЦВЕ, что выразилось в резком падении всех макроэкономических показателей. К 2002 г. только Беларусь, Казахстан и Узбекистан смогли превысить уровень 1990 г. по уровню ВВП на душу населения (с. 111). Проводимые хозяйственные реформы отбросили постсоветские страны далеко назад с точки зрения возможностей для модернизационного рывка и обеспечения экономического роста. Наблюдаемое в последние годы экономическое оживление обеспечивается главным образом за счет экспорта продукции низкотехнологичных энергоемких и экологически небезупречных производств, что консервирует межотраслевые перекосы в экономике и ведет к ее дальнейшей примитивизации.

Казахстан, Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан, выбравшие экспортно-сырьевую модель развития, уже к середине 1990-х годов ощутили ее высокую зависимость от конъюнктуры мирового рынка и низкую эффективность с точки зрения возможностей модернизации экономики.

Структурные сдвиги в экономике Украины привели к преобладанию продукции базовых отраслей с невысокой долей добав-

ленной стоимости (прежде всего, черной металлургии) и концентрации обрабатывающей промышленности на выпуске низкотехнологичных изделий (с. 114-115). Украинская промышленность приобрела ярко выраженные черты анклавности, когда отдельные предприятия и целые сектора экономики действуют автономно, ориентируясь преимущественно на внешний рынок.

Структурно-технологические сдвиги в промышленности Республики Беларусь также определялись расширением доли отраслей с низким уровнем добавленной стоимости (топливно-энергетического комплекса и химической промышленности). Однако основу белорусского экспортного потенциала по-прежнему составляет обрабатывающая промышленность (транспортные средства, станки, оборудование), хотя ее продукция и поставляется преимущественно на рынки стран СНГ, так как на западных рынках она неконкурентоспособна (с. 117-119).

Общими причинами, тормозящими переход стран СНГ на путь инновационного развития, являются незавершенность рыночных преобразований, отсутствие определенного стратегического курса экономического развития, копирование опыта развитых стран без учета национальных особенностей.

Ряд экспертов полагают, что проблемы стран СНГ будут решены в результате активного включения в международные технологические цепочки транснациональных компаний. Однако сфера интересов ТНК в регионе ограничивается сырьевыми отраслями, пищевой промышленностью и торговлей. Кроме того, соблюдать национальные интересы при расширении деятельности ТНК можно лишь при активной политике государства, в том числе в области инноваций и стимулирования конкуренции. Другая модель развития предполагает тесную производственную кооперацию с российскими предприятиями для формирования собственных транснациональных корпораций. Такие проекты уже успешно реализуются в ВПК и ряде других производств. Но стимулировать инновационный потенциал научно-промышленного комплекса без определения направлений инновационного развития хозяйственного комплекса в целом совершенно непродуктивно.

Страны СНГ обладают далеко не одинаковыми возможностями перехода к инновационной модели развития экономики. Предпочтительные условия, связанные с высоким уровнем научно-

технического потенциала и промышленности, имеют Украина, Беларусь и Казахстан.

После распада СССР Украина имела второй по величине (после России) научный потенциал, который и сегодня способен обеспечить рост национальной экономики. Страна входит в пятерку стран, которые владеют передовыми аэрокосмическими технологиями, в десятку самых больших судостроительных государств мира. Некоторые крупные и наиболее прогрессивные предприятия уже формируют собственную инновационную модель развития, осуществляя весь комплекс работ по цепочке «наука - производство».

Однако бесконечная реорганизация системы государственного управления привела к тому, что Украина политически, организационно и даже морально перестала быть готовой к использованию своих конкурентных преимуществ. В принятых нормативных документах приоритеты научно-технического развития сформулированы слишком широко и неопределенно. Необходимо серьезно реформировать денежно-кредитную и банковскую системы. Серьезной проблемой остается отсутствие на Украине инновационной инфраструктуры. Единственным действующим механизмом реализации инновационной политики в настоящее время в стране являются технопарки, однако и их деятельность нуждается в совершенствовании.

Реально Украина может развивать не более 10-12 исторически сложившихся приоритетных направлений. Следует сконцентрировать существующие ресурсы в таких направлениях, как освоение космоса, развитие авиации, биотехнологий, создание информационных и телекоммуникационных систем, новых веществ и материалов, а также реализовывать проекты и программы в традиционных отраслях (металлургия, энергетика, химическая промышленность, сельское хозяйство).

Беларусь уже в середине 1990-х годов ощутила необходимость технологической модернизации производств и обеспечения структурных сдвигов. В стране было принято большое количество программных документов для обеспечения перехода к ресурсосберегающему и наукоемкому типу воспроизводства. Основной упор сделан на рычаги бюджетно-налоговой политики и на использование программно-целевых методов.

В 1998 г. в стране был создан специальный национальный инновационный фонд, с 1996 г. существуют отраслевые инновационные фонды, деятельность которых еще недостаточно эффективна. Важной проблемой является формирование инновационной инфраструктуры: крайне мала численность малых инновационных предприятий и технопарков. Неординарным событием для Беларуси стало открытие в 2003 г. Национального центра трансферта технологий (РЦТТ) в рамках совместного проекта правительства, ООН и ЮНИДО. Открыты три отделения РЦТТ - в Минске, Бресте и Новополоцке.

Несмотря на имеющиеся успехи Беларуси в реализации инновационных проектов, позитивные процессы в научно-технической сфере развиваются очень медленно.

Наиболее последовательные и комплексные действия в осуществлении перехода к инновационной модели развития предусмотрены программными документами Республики Казахстан. Однако переход этот будет сложным и долгим, учитывая ярко выраженную сырьевую направленность экономики страны, недостаток средств для серьезных структурно-технологических преобразований и незавершенность рыночных реформ.

Государство принимает активное участие в процессе создания нового сектора экономики, формируя специальные институты развития: Центр маркетингово-аналитических исследований, Центр инжиниринга и трансферта технологий, Фонд науки. В стране действуют национальный Банк развития, национальный инвестиционный фонд, Инновационный фонд, Корпорация по страхованию экспорта.

Казахстану удалось сохранить ядро отраслевой науки, однако она оторвана от действующего в стране производства. Крайне актуальным является вопрос создания научного сектора, ориентированного на реальные потребности экономики. Стране необходимо интенсивно развивать собственную фундаментальную науку и вести прикладные исследования. Важными задачами являются привлечение ТНК, обладающих высокими технологиями несырьевой направленности, а также формирование эффективной инновационной инфраструктуры.

Перспективные направления для инновационного развития Казахстана - сфера углубления переработки стратегического сырья

(нефти и газа, зерна), металлургия, производство оборудования для нефтегазовых отраслей, развитие аграрного сектора.

Для формирования динамичных хозяйственных систем в условиях рыночной экономики необходимо обеспечить высокий инновационный спрос. По некоторым оценкам, устойчивое развитие возможно на пространстве с населением не менее 300 млн. человек (с. 177). Как показывает мировой опыт, региональная интеграция сегодня - наиболее действенное и эффективное средство достижения целей национального развития в условиях глобализации.

Создать эффективное региональное интегрированное сообщество на постсоветском пространстве не удалось. Дезинтеграционные процессы усиливаются, страны СНГ отдают предпочтение развитию связей с новыми рынками и странами, стремятся к экономической независимости от соседей. Россия перестает быть центром притяжения для них и объединяющим началом для кооперационных производственно-технологических связей. В значительной степени это является результатом просчетов в ходе проведения рыночных реформ. Определенное влияние на обстановку в регионе оказывают США и Запад в целом, проводя избирательную политику по отношению к отдельным странам и демонстрируя незаинтересованность в развитии интеграционных процессов в СНГ и укреплении позиций России.

Основной работающей формой сотрудничества стран СНГ остаются двухсторонние связи. Наиболее активное сотрудничество установилось между Россией и Беларусью, в том числе в виде совместных финансово-промышленных групп, межгосударственных акционерных компаний, совместных предприятий, а также порядка 20 программ по интеграции. Белорусские предприятия имеют тесные кооперационные связи и с машиностроительными предприятиями Украины. Крупные украинские производственные и научные центры являются партнерами России в авиакосмической отрасли. Наиболее активным направлением двухсторонних связей в СНГ выступает военно-техническое сотрудничество.

Эффективность кооперации стран СНГ во многом зависит от стабильности политических отношений сотрудничающих стран. Пока продекларированные цели и задачи опережают реальные возможности интеграционного взаимодействия и не подкрепляются объективными экономическими условиями. Целесообразно провести инвентаризацию имеющихся научно-технических разработок,

готовых к внедрению, и имеющихся свободных производственных мощностей, готовых к выпуску новой продукции, в каждой из стран СНГ и создать структурированный по отраслям совместный банк технологий, содействующий распространению инноваций на постсоветском пространстве, а также организовать соответствующее финансовое обеспечение.

Место и роль стран СНГ в современном мире и международных связях еще окончательно не определены. По мере выхода из кризиса и осознания своих суверенных интересов страны СНГ будут искать не то, что их разъединяет, а то, что их объединяет. Но каждая страна должна самостоятельно определиться со своими перспективами. Развитие кооперационных связей и интеграционных процессов на постсоветском пространстве во многом зависит от России. Россия должна взять на себя роль локомотива регионального сотрудничества и постепенно выводить его на более высокий уровень, опираясь на принцип «разноскоростной интеграции».

Для России, как и для других стран СНГ, переход к инновационному развитию связан прежде всего с усилением регулирующей роли государства и использованием интеграционных возможностей. Центральная задача заключается в формировании национальной инновационной системы, обеспечивающей эффективное взаимодействие науки, бизнеса и государства.

Крайне острой остается в стране проблема рационального использования и воспроизводства научного потенциала и наукоемкого сектора промышленности. Необходимы селективная научно-технологическая политика и рациональный выбор приоритетов. По некоторым оценкам, число макротехнологий, по которым отечественный уровень знаний близок или превосходит мировой уровень, составляет 6-7 в области ядерно-реакторных технологий, авиации, космосе, судостроении, спецметаллургии, энергетическом машиностроении (с. 213).

По экспертным оценкам, при активной поддержке государства возможно за 10-15 лет создать 50-60 крупных корпораций, гармонизированных и интегрированных в мировое технологическое пространство (с. 214). В настоящее время в России насчитывается порядка 70 городов, которые могут быть отнесены к наукоградам. Российские инновационные территории могут стать точками роста, полигонами для осуществления позитивных структурных преобра-

зований в экономике, усиления наукоемкости и повышения конкурентоспособности отечественной продукции.

Инвестиционное обеспечение инновационных проектов возможно за счет рационального использования существующих финансовых источников, прежде всего природной ренты, а также развития венчурного бизнеса. Необходимо также реформирование банковской системы.

Следует сформировать систему мер, содействующих продвижению российских экспортных товаров на внешние рынки, включающих, в том числе информационное обеспечение, подготовку специалистов, совершенствование нормативной базы в области стандартизации и охраны прав на интеллектуальную собственность, активизацию патентной политики государства. Может быть создан специальный фонд развития экспортного потенциала за счет соответствующих отчислений от экспорта энергоносителей, как в Норвегии. Достоинство российского сектора высоких технологий заключается в высоком уровне разработок, а недостаток - в неумении их продавать.

М.А. Положихина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.