Научная статья на тему 'ИСТОКИ СЕВЕРНОЙ ЭТНОХОРЕОГРАФИИ:РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВКЛАДА Т. Ф. ПЕТРОВОЙ-БЫТОВОЙ'

ИСТОКИ СЕВЕРНОЙ ЭТНОХОРЕОГРАФИИ:РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВКЛАДА Т. Ф. ПЕТРОВОЙ-БЫТОВОЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
225
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник угроведения
WOS
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОХОРЕОГРАФИЯ / ЭТНОГРАФИЯ / ТРАДИЦИОННЫЕ ТАНЦЫ / НАРОДЫ СЕВЕРА / СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Петров Александр Александрович

Этнохореография коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока является малоисследованной частью духовной культуры автохтонных этносов. В статье рассматривается вклад в северную этнохореографию известного российского хореографа, постановщика, этномузыковеда и театрального сценического художника Т. Ф. Петровой - Бытовой. Даются воспоминания учеников и последователей Татьяны Федоровны, в которых раскрываются её личностные и деловые качества, методы сценической обработки, преподавания и организации этнической хореографии.Показан её опыт в создании национальных ансамблей танцев и организации художественной самодеятельности в Ханты-Мансийском автономном округе.Цель: выявить значение вклада Т. Ф. Петровой-Бытовой в становление и развитие современной северной этнохореографии.Материалы исследования: опубликованные труды Т. Ф. Петровой-Бытовой, публикации методических пособий для учителей школ и кружков художественной самодеятельности, полевые наблюдения автора.Результаты и научная новизна. В статье исследован творческий путь Т. Ф. Петровой-Бытовой от записей танцев к сложным композициям - песенно - хореографическим сюитам - свидетельству богатого творческого потенциала этнохореографии, песен, пантомимы, театрально - зрелищного действия. Т. Ф. Петрова-Бытова, применив методику музыкального движения, развила новое направление в этнохореографии - сценический танец народов Севера, проявив себя как незаурядный исследователь - хореограф и художница.Научная новизна работы определяется тем, что в ней впервые в диахроническом аспекте проводится анализ творчества Т. Ф. Петровой-Бытовой в контексте истории северной этнохореографии России. Исследованы истоки таланта, роль и значение вклада видного российского этнохореографа в развитие культуры и искусства народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в том числе и финно - угорских народов РФ. В статье впервые изучается целостная система хореографической подготовки и постановки танцев, сюит Т. Ф. Петровой - Бытовой, а также представлены редкие фотографии из личного архива автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Петров Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORIGINS OF NORTHERN ETHNOCHOREOGRAPHY: THE ROLEAND SIGNIFICANCE OF THE CONTRIBUTION OF T. F. PETROVA-BYTOVA

Ethnochoreography of the indigenous small - numbered peoples of the North, Siberia and the Far East is a little - studied part of the spiritual culture of autochthonous ethnic groups. The article examines the contribution to the northern ethnochronography of the famous Russian choreographer, Director, ethnomusicologist and theatrical stage artistT. F. Petrova-Bytova. The memoirs of Tatyana Fyodorovna’s students and followers are given, in which her personal and business qualities, methods of stage processing, teaching and organization of ethnic choreography are revealed.Her experience in creating national dance ensembles and organizing amateur performances in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug is shown.Objective: to reveal the significance of T. F. Petrova-Bytova’s contribution to the formation and development of northern ethnochoreography.Research materials: published works of T. F. Petrova-Bytova, publications of teaching aids for school teachers and amateur art circles, and field observations of the author.Results and novelty of the research: the article examines the creative way of T. F. Petrova-Bytova from dance recordings to complex compositions - song and choreographic suites - evidence of the rich creative potential of ethnohoreography, songs, pantomime, theatrical and spectacular action in the syncretism of music, dance, song, playing national instruments, throat - hoarseness, onomatopoeia of natural phenomena, animals and birds, etc. T. F. Petrova-Bytova, applying the methodology of musical movement, developed a new direction in ethnohoreography - scenic dance of the peoples of the North, having proved herself as an outstanding researcher, choreographer and artist.The scientific novelty of the work is determined by the fact that for the first time in diachronic aspect, the analysis of the creativity of T. F. Petrova-Bytova in the context of the history of the northern ethnochoreography of Russia is carried out. The sources of talent, the role and significance of the contribution of a prominent Russian ethnohoreographer to the development of culture and art of the peoples of the North, Siberia and the Far East, including the Finno-Ugric peoples of the Russian Federation, are investigated. The article for the first time studies the integral system of choreographic preparation and staging of dances, suites by T. F. Petrova-Bytova, and also presents rare photographs from the author’s personal archive.

Текст научной работы на тему «ИСТОКИ СЕВЕРНОЙ ЭТНОХОРЕОГРАФИИ:РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВКЛАДА Т. Ф. ПЕТРОВОЙ-БЫТОВОЙ»

УДК 39; 7.091

DOI: 10.30624/2220-4156-2021-11-4-771-779

Истоки северной этнохореографии: роль и значение вклада Т. Ф. Петровой-Бытовой

А. А. Петров

Российский государственный педагогический университет им.А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, Северо-Восточный федеральный университет им.М. К. Аммосова г. Якутск, Российская Федерация, [email protected]

АННОТАЦИЯ

Введение. Этнохореография коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока является малоисследованной частью духовной культуры автохтонных этносов. В статье рассматривается вклад в северную этнохореографию известного российского хореографа, постановщика, этномузыковеда и театрального сценического художника Т. Ф. Петровой-Бытовой. Даются воспоминания учеников и последователей Татьяны Федоровны, в которых раскрываются её личностные и деловые качества, методы сценической обработки, преподавания и организации этнической хореографии.

Показан её опыт в создании национальных ансамблей танцев и организации художественной самодеятельности в Ханты-Мансийском автономном округе.

Цель: выявить значение вклада Т. Ф. Петровой-Бытовой в становление и развитие современной северной этно-хореографии.

Материалы исследования: опубликованные труды Т. Ф. Петровой-Бытовой, публикации методических пособий для учителей школ и кружков художественной самодеятельности, полевые наблюдения автора.

Результаты и научная новизна. В статье исследован творческий путь Т. Ф. Петровой-Бытовой от записей танцев к сложным композициям - песенно-хореографическим сюитам - свидетельству богатого творческого потенциала этнохореографии, песен, пантомимы, театрально-зрелищного действия. Т. Ф. Петрова-Бытова, применив методику музыкального движения, развила новое направление в этнохореографии - сценический танец народов Севера, проявив себя как незаурядный исследователь-хореограф и художница.

Научная новизна работы определяется тем, что в ней впервые в диахроническом аспекте проводится анализ творчества Т. Ф. Петровой-Бытовой в контексте истории северной этнохореографии России. Исследованы истоки таланта, роль и значение вклада видного российского этнохореографа в развитие культуры и искусства народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в том числе и финно-угорских народов РФ. В статье впервые изучается целостная система хореографической подготовки и постановки танцев, сюит Т. Ф. Петровой-Бытовой, а также представлены редкие фотографии из личного архива автора.

Ключевые слова: этнохореография, этнография, традиционные танцы, народы Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Для цитирования: Петров А. А. Истоки северной этнохореографии: роль и значение вклада Т. Ф. Петровой-Бы-товой // Вестник угроведения. 2021. Т. 11. № 4. С. 771-779.

The origins of northern ethnochoreography: the role and significance of the contribution of T. F. Petrova-Bytova

A. A. Petrov

Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen, Saint-Petersburg, Russian Federation, Northeast Federal University named after M. K. Ammosov, Yakutsk, Russian Federation, [email protected]

ABSTRACT

Introduction: ethnochoreography of the indigenous small-numbered peoples of the North, Siberia and the Far East is a little-studied part of the spiritual culture of autochthonous ethnic groups. The article examines the contribution to the northern ethnochronography of the famous Russian choreographer, Director, ethnomusicologist and theatrical stage artist T. F. Petrova-Bytova. The memoirs of Tatyana Fyodorovna's students and followers are given, in which her personal and business qualities, methods of stage processing, teaching and organization of ethnic choreography are revealed.

Her experience in creating national dance ensembles and organizing amateur performances in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug is shown.

Objective: to reveal the significance of T. F. Petrova-Bytova's contribution to the formation and development of northern ethnochoreography.

Research materials: published works of T. F. Petrova-Bytova, publications of teaching aids for school teachers and amateur art circles, and field observations of the author.

Results and novelty of the research: the article examines the creative way of T. F. Petrova-Bytova from dance recordings to complex compositions - song and choreographic suites - evidence of the rich creative potential of ethnohoreography, songs, pantomime, theatrical and spectacular action in the syncretism of music, dance, song, playing national instruments, throat-hoarseness, onomatopoeia of natural phenomena, animals and birds, etc. T. F. Petrova-Bytova, applying the methodology of musical movement, developed a new direction in ethnohoreography - scenic dance of the peoples of the North, having proved herself as an outstanding researcher, choreographer and artist.

The scientific novelty of the work is determined by the fact that for the first time in diachronic aspect, the analysis of the creativity of T. F. Petrova-Bytova in the context of the history of the northern ethnochoreography of Russia is carried out. The sources of talent, the role and significance of the contribution of a prominent Russian ethnohoreographer to the development of culture and art of the peoples of the North, Siberia and the Far East, including the Finno-Ugric peoples of the Russian Federation, are investigated. The article for the first time studies the integral system of choreographic preparation and staging of dances, suites by T. F. Petrova-Bytova, and also presents rare photographs from the author's personal archive.

Key words: ethnochoreography, ethnography, traditional dances, peoples of the North, Siberia and the Far East.

For citation: Petrov A. A. The origins of northern ethnochoreography: the role and significance of the contribution of T. F. Petrova-Bytova // Vestnik ugrovedenia = Bulletin of Ugric Studies. 2021; 11 (4): 771-779.

Введение

Первые записи танцев аборигенов Севера и Сибири сделали учёные и путешественники ХУШ-ХТХ вв. Я. И. Линденау, А. Ф. Миддендорф, А. Э. Кибер и др. Эти исследователи рассматривали танцы как объект этнографического изучения, ограничиваясь только первыми впечатлениями и описанием. Для отнесения их к какому-то жанру танцевального фольклора у них не было достаточного фактического (в том числе сравнительного) материала.

Кросс-культурные исследования начались в XIX в. У их истоков стояли антропологи Э. Б. Тай-лор [30] и Л. Г. Морган [11]. Учёные находятся в поисках механизмов перемещающихся из культуры в культуру реалий, новых концепций положения вещей в природе. Обмен происходит в точке, где границы одной культуры пересекаются с другой [35; 36]. Похожие процессы мы видим в традициях народов Севера. Даже Берингов пролив не смог отделить культуры эскимосов и чукчей от культуры инуитов Аляски, Канады и Америки [38]. Века совместного проживания в криолитозоне, способствовали выработке ими уникальных этнических ценностей, основанных на традиционных видах хозяйства: оленеводстве, охоте, морском промысле, рыболовстве и собирательстве. Они создали неповторимые образцы духовных ценностей: язык, мифологию, религию, народные знания, искусство, фольклор, литературу, науку [37; 39].

В науке о танце отдельным направлением исследования стала этнохореография [5; 24; 26; 28]. Систематические научные этнографические исследования этой области культуры народов Севера и Арктики в нашей стране начались в советское время. Первыми были Т. Ф. Петрова-Бытова (1910-1994) - санкт-петербургская (ленинградская) этнографи-

ческая школа и М. Я. Жорницкая (1921-1995) - московская этнографическая школа.

Стоявшая у истоков этнохореографии народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Т. Ф. Пе-трова-Бытова, заслуженный работник культуры РСФСР (1965), первой из учёных и практиков обратила внимание на самобытное синкретичное искусство народов данного ареала. Ленинградская этнографическая (этнологическая) школа выдвинула серьёзного, вдумчивого исследователя, изучившего оригинальные танцы, песни, прикладное искусство, игры, народную педагогику, знания северных автохтонов.

Материалы и методы

В качестве материалов использована отечественная и зарубежная научная и учебно-методическая литература, в том числе принадлежащая перу Т. Ф. Петровой-Бытовой, полевые наблюдения автора (19 лет практической работы в ансамбле «Северное сияние» под руководством Т. Ф. Петро-вой-Бытовой) [17; 18; 19; 13; 15; 16; 1; 8; 12].

Использованы методы полевых исследований (наблюдение, интервью), а также описательный, сравнительно-сопоставительный, исторический методы.

Результаты

Т. Ф. Петрова-Бытова (рис. 1.) родилась 23 мая 1910 г. (по другим сведениям - в 1908 г.) в Тегеране (Персия) в семье русского дипломата. Образование получила в художественной школе-интернате п. Мстера - известного центра русского прикладного творчества. Позже поехала в Москву во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Здесь она обучалась у известных русских художников В. А. Фаворского, П. П. Кончаловско-го, И. М. Рабиновича и др. Переехав в Ленинград,

БШШп о/ ^пс Studies. \Ы 11, № 4. 2021.

продолжила учебу в Академии художеств. Занималась в Ленинградской госстудии «Гептахор»1, организованной семью поклонницами Айседоры Дункан. В 1934 г. она впервые увидела искусство северян на физкультурном празднике Института народов Севера (ИНС) в Ленинграде и, покоренная пластикой и экспрессией северных танцев, организовала кружок музыкального движения. За 5 лет студенты дали более 50 концертов в Ленинграде и Москве. В годы блокады Ленинграда Т.Ф. Петро-ва-Бытова выхаживала раненых военнослужащих в одном из военных госпиталей.

Рис. 1. Т. Ф. Петрова-Бытова, 1976. Фото В. Кравченко.

В 1948-1949 гг. она работала на северном факультете ЛГУ им. А. А. Жданова, затем - до конца жизни - ФНКС РГПУ им. А. И. Герцена художественным руководителем ансамбля «Северное сияние». Татьяна Фёдоровна всю жизнь посвятила ансамблю и развитию национальных культур северных народов. Под её руководством из кружка самодеятельности вырос творческий коллектив, удостоенный бронзовой, серебряной и золотой медалей ВДНХ СССР (рис. 2). Коллективу северян аплодировали в Риге и Вильнюсе, Москве и Смоленске, Париже и Осло и др. городах и странах. Он участник культурной программы «0лимпиады-80» и XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве, много гастролировал по стране и за рубежом. «Северное сияние» продолжает свою активную деятельнось и в XXI в. Вот что пишет руководитель ансамбля И. С. Давыдова: «Наш театр востребованный и в тоже время малоизвестный. Уникальность нашего коллектива ещё и в том, что

1 Гептахор - от греч. «гепта» - семь и «хорос» - пляска.

это настоящая творческая и учебная лаборатория. Артисты наши - студенты и аспиранты университета, северяне, которые знают и любят свою родную культуру. Отсюда и особое отношение к тому, что делаем - стараемся, чтобы не было стыдно ни перед зрителем, ни перед студентами, ни перед их родителями...» [2].

Ь. с ; 4

Рис. 2. С нивхским писателем В. И. Санги на ВДНХ, 1982. Фото В. Кравченко.

Т. Ф. Петрова-Бытова объездила весь Север, изучала, записывала народные танцы, игры, песни, обрядовый фольклор. При этом одним из методов её полевой экспедиционной работы был метод сбора и записи танцев в виде собственных рисунков и схем. Здесь ей помогла профессиональная подготовка, полученная ею во время учёбы в ВХУТЕМАСе и Академии художеств Ленинграда. Татьяна Фёдоровна сама делала зарисовки и эскизы костюмов, фотографировала, брала у консультантов - носителей фольклора интервью. Она бывала на Чукотке и Камчатке, Сахалине и Дальнем Востоке, Эвенкии и Таймыре, Ханты-Мансийском, Ненецком и других округах. Создавала там национальные ансамбли песни и танца. При содействии и непосредственном участии Т. Ф. Петровой-Бытовой были организованы ансамбли эвенкийский «Осик-такан», Государственные ансамбли танца Чукотки «Эргырон» и корякский «Мэнго», ительменский «Эльвель», работала она и с Государственным ансамблем танца Якутии. Она автор книг и методических пособий по танцам народов Севера: «Четыре камчатских танца», «Танцы Хабаровского края», «Чайка над Амуром» и др. В этих книгах,

представляющих собой прежде всего пособия для практической работы руководителей кружков художественной самодеятельности и ансамблей, имеются подробные описания танцев, схемы и ноты их музыкального сопровождения; рекомендуемая литература и источники. В вышеназванных книгах имеются описания танцев коряков, ительменов, нанайцев, ульчей, нивхов. И так она работала с каждым северным регином. Значительно позже были опубликованы танцы народов северо-востока Азии, Амура, Приморья и Сахалина исследователями М. Я. Жорницкой, С. Ф. Карабановой, А. Г. Луки-ной, В. Н. Ниловым, Е. Рультынеут и др. Татьяна Фёдоровна была исключительно работоспособный, принципальный и, вместе с тем, очень доброжелательный человек, любила северян, окружала их поистине материнской лаской и вниманием. Т. Ф. Пе-трова-Бытова много сделала в области педагогики и методики хореографии [20; 21; 22; 23; 25].

Отличительной особенностью её методики было органичное сочетание методов и приёмов работы с оригинальной пластикой и характерными движениями традиционных северных танцев с современными приёмами хореографии (экзерсис у станка под классическую фортепианную музыку под руководством профессиональных хореографов и артистов балета); оригинальная обработка мелодий и ритмов древних самобытных музыкальных инструментов народов Сибири и Арктики (эвенкийский оревун, корякские бубны, якутский хомус и долганский варган, хантыйский журавль, мансийский сангквылтап, нивхские ритуальные палочки для игры на музыкальном бревне во время медвежьего праздника, нанайские колокольчики и пр.) в сочетании с композиторской оранжировкой для сценических постановок. Эта методика выгодно отличалась от приёмов работы других профессионалов, и, вместе с тем, нравилась молодым исполнителям и широкой публике. В постановках Т.Ф. Петровой-Бытовой сохранялось полностью не только традиционное их содержание, но и вносилась новая трактовка, современная обработка фольклорного материала (как танцевального, песенного, так и музыкального), отвечающая законам сценографии. Широко использовались фонограмма записей (шум морского прибоя, крики чаек, зву-коизвлечения и подражания морским животным и диким зверям и пр.), стилизованные ритуальные маски, различные элементы быта (например, эвенкийские коврики-кумаланы, эскимосские мячи из нерпичьей кожи, якутские чороны и пр.), современные осветительные приборы и софиты сочетались с зажжёнными жирниками в чукотских танцах, в руках исполнителей танцев были стружки

(танец «Ульчанка»), погремушки (нанайские игры) и т. д. Как профессиональный художник, Т. Ф. Пе-трова-Бытова сама готовила эскизы к костюмам сценических танцев, оформляла убранство песен-но-танцевальных сюит.

Танцы обских угров привлекали внимание Т. Ф. Петровой-Бытовой ещё со времён работы в довоенном Институте народов Севера. Позже некоторые выпускники Герценовского института и её ансамбля «Северное сияние» стали деятелями культуры Ханты-Мансийского автономного округа, руководителями школьных кружков художественной самодеятельности. Об этом она пишет в своих более поздних трудах обобщающего характера [26; 27; 28]. Песни и танцы обских угров были предметом научного внимания учёных-исследователей Н. Л. Гондатти [3], В. Н. Чернецо-ва [33], М. Я. Жорницкой, З. П. Соколовой [5; 6], В. М. Кулемзина, Н. В. Лукиной [9]. Нашли отражение они и в работах современных исследователей А. А. Петрова [14], А. А. Заркольцевой [4], В. М. Сайнахова [29], Т. А. Молданова и др. Свой вклад в эту работу внесла и Т. Ф. Петро-ва-Бытова. В репертуаре ансамбля «Северное сияние» много лет успешно шла её постановка - вокально-хореографическая сюита «Медвежье игрище» по мотивам произведений Ю. Н. Шесталова. Ансамбль выступал на его творческом вечере в Ленинградском доме литераторов в 1977 г. в честь получения им высокой награды - Лауреата государственной премии РСФСР им. М. Горького. «Ту-лыглап, тулыглап - что такое тулыглап? Это след медвежьих лап, этот древних лет обычай жив на Севере моём! Эти песни мы поём, возвращаясь в дом с добычей...». На сцене украшенная медвежья голова, юноши-охотники выходят к нему с поклонами... Играет сангквылтап, девушки танцуют «Ку-риньку», исполняются танцы охотников в берестяных масках с платками, Журавля, Совы, Ворона и вдруг из лесной чащи появляются менгквы - злые великаны... Под пение и танцы они задобрены. Добро победило зло.

При создании ансамблей Т. Ф. Петрова-Бытова опиралась на местные кадры, энтузиастов, которые стремились развивать свою культуру, искусство. Так например, она много лет дружила с ительменкой Т. П. Лукашкиной (см. фото 3), студенткой ещё довоенного ИНСа Вот что пишет Б. Смирнов о руководителе ансамбля «Мэнго» А. Гиле: «С первых шагов Саше повезло: он встретил старейшего камчатского энтузиаста-просветителя, заслуженного деятеля культуры Т. П. Лукашкину. Гиль впервые увидел, как танцуют корякские дети. Сколько образности, какая свобода движений, какой ритм!

БШШп о/ ^пс Studies. \Ы 11, № 4. 2021.

Кстати, когда-то в этом посёлке собирались на смотры танцоры со всей Камчатки. А занималась с ними ленинградская преподавательница Т. Ф. Пе-трова-Бытова» [32].

Рис. 3. С ительменкой Т.П. Лукашкиной, 1988. Фото В. Кравченко.

М. Садовская вспоминает: «...учитель моей матери (Екатерины Рультенеут) Т. Ф. Петрова-Бытова, которая возглавляла известную театральную студию "Северное сияние". Эта студия дала жизнь почти всем коллективам, имеющимся на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке. Создательница "Северного сияния" нашла вдохновение в творчестве блистательной балерины того времени Айседоры Дункан. Танец Дункан - это импрессионизм в движении, именно от него к североведению и к фольклористике пришла Петрова-Бытова. Она - первый учитель мамы в области северной хореографии. В созданный ею коллектив ходили все, кто желает. А желали все - это директор института народов Севера А. Петров, это Е. Рультынеут, наш известный методист М. Такакава, это И. Куликова, доцент РГПУ им. А. И. Герцена» [31].

Её ученики успешно трудятся во всех регионах РФ. Это А. Г. Лукина, Е. А. Рультынеут, В. Н. Ни-лов, А. А. Петров, И. С. Давыдова, С. Л. Чернышо-ва, Р. Х. Бурцева, У. В. Канюкова, Н. А. Бандурина, Г. А. Чернышева, Л. Е. Банаканова, Е. М. Тевлян-кау, В. В. Ринтетегин, Л. К. Кручинина, В. Э. Сигу-ней и др. [12; 34]. Они являются продолжателями традиций Т. Ф. Петровой-Бытовой.

В. Т. Кравченко пишет: «...память выдающегося хореографа Татьяны Фёдоровны Петровой-Быто-вой. Именно она, педагог Института народов Севера, оказала значительное влияние в подготовке специалистов-северян и становлении хореогра-

Список источников и литературы

фической культуры коряков, ительменов, чукчей, якутов, включая помощь в создании многих ныне знаменитых коллективов, таких, как камчатские ансамбли «Мэнго» и «Эльвель». К сожалению, опубликованных сведений о судьбе, творчестве Т. Ф. Петровой-Бытовой до сих пор крайне мало. Я постараюсь подготовить и опубликовать о Татьяне Фёдоровне очерк, достойный её великой жизни» [8].

Тепло её человеческого отношения, деловые качества при преподавании и организации этнической хореографии, бодрый заряд энергии для сохранения родной культуры, языка, традиций и обычаев ощутили многие поколения представителей ХМАО М. П. Баландина-Вахрушева, Е. А. Нё-мысова, Н. А. Лыскова, Д. В. Герасимова (Храм-цова), В. С. Иванова (Садомина), М. А. Хатанева, С. И. Вальгамова, М. Н. Нюгломкин, В. И. Шульгин, С. П. Кононова (Молданова), Т. Г. Николаева, Т. А. Молданова, А. Д. Каксин, В. Н. Соловар (Ремезанова-Ивашкеева), С. В. Онина (Талигина), Ф. М. Лельхова (Лонгортова), Т. Я. Прокина (Лон-гортова), К. В. Афанасьева (Сайнахова), Т. С. Гоголева, З. С. Рябчикова, Р М. Потпот (Тользина) и многие другие.

Обсуждение и заключение

Таким образом, Т. Ф. Петрова-Бытова внесла вклад в становление и развитие современной этнохореографии. Значителен её вклад и в развитие культуры финно-угорских народов. Многие деятели культуры Ханты-Мансийского автономного округа, руководители школьных кружков художественной самодеятельности учились в творчествой мастерской Т.Ф.Петровой-Бы-товой и в период учёбы в Ленинграде, во время повышения квалификации, а также при её мастер-классах во время поездок в места проживания ханты, манси, ненцев, энцев, селькупов. При создании ансамблей на местах Т. Ф. Пе-трова-Бытова опиралась на местные кадры, энтузиастов, которые стремились развивать свою культуру, искусство.

Т. Ф. Петрова-Бытова оставила уникальное наследие. Зафиксированные от информантов-носителей народной культуры и детально описанные ею традиционные танцы автохтонов Сибири и Севера на сегодня являются научными, достоверными источниками, которыми пользуются современные исследователи.

1. Бурцева Р. Х. Т. Ф. Петрова-Бытова как теоретик и практик северного танца // Арктика XXI век. Гуманитарные науки. Искусствоведение. 2014. № 2 (3). С. 79-83.

2. Газданова С. Русские, эскимосы, чукчи - все в одной лодке // Петербургский авангард. Интернет-сайт о куль-

турной жизни Санкт-Петербурга. СПб., 27 марта 2015 г. URL: https://www.rosbalt.ru/piter/2015/03/27/1382418.html (дата обращения 15.03.2020)

3. Гондатти H. Л. Следы язычества у инородцев Северо-Западной Сибири. М.: Тип. Е. Г. Потапова, 1888. 92 с.

4. Зоркольцева А. А. К вопросу систематизации и осмысления пластики танцев медвежьего праздника // Фольклор коренных народов Югры и Ямала: общее и особенное: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2008. С. 75-87.

5. Жорницкая М. Я. Народное хореографическое искусство коренного населения Северо-Востока Сибири. М.: Наука, 1983. 152 с.

6. Жорницкая М. Я., Соколова З. П. Традиционные корни и элементы синкретизма в хореографии обских угров // Финно-угорский музыкальный фольклор: Проблемы синкретизма. Таллин: [б. и.], 1982. С. 22-25.

7. Круглова Л. К. Человек и культура. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. 397 с.

8. Кравченко В. Т. Вспомним Т. Ф. Петрову-Бытову // Форум информ. портал: http://www.kamchadaly.ru/index.php/ kunena/kulture/146-vspomnim-tatyanu-fedorovnu-petrovu-bytovu (дата обращения: 19.12.2009).

9. Кулемзин В. М., Лукина Н. В. Знакомьтесь: ханты. Новосибирск: ВО Наука. Сиб. издат. фирма, 1992. 171 с.

10. Мацумото Д. Психология и культура: Современные исследования. СПб.: Прайм-Еврознак; М.: Нева, 2002. 414 с.

11. Морган Л. Г. Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Л.: Изд-во Ин-та народов Севера ЦИК СССР, 1934. 368 с.

12. Нилов В. Н. Хореография народов Севера Дальнего Востока России: региональный аспект // Художественное образование в России на современном этапе: научный поиск, обновление содержания и повышение качества: сб. на-учн. мат-лов по итогам международн. научно-практич. кластера «Теория и практика непрерывного художественного образования в современных социокультурных условиях» (ФГБНУ «Ин-т худ. образования и культурологии РАО», 19-20 июня 2018 г.). М.: ИХОиК РАО, 2018. С. 297-313.

13. Огрызко В. В. Североведы России. М.: Литературная Россия, 2007. С. 353-354.

14. Петров А. А. О народной хореографии хантов и манси // Народы Северо-Западной Сибири. Томск: Изд-во Том. ун-та,1998. Вып. 5. С. 72-76.

15. Петров А. А. Петрова-Бытова Т. Ф. // Учёные-североведы. 70 лет ФНКС. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. С. 132-135.

16. Петров А. А. Т. Ф. Петровой-Бытовой - 100 лет // Реальность этноса. Образование как фактор устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. К 80-летию ИНС. Сб. статей по материалам XII Международной научно-практической конференции (СПб., 20-21 мая 2010 г.). СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. С. 42-43.

17. Петров А. А. Т. Ф. Петрова-Бытова - известный этнохореограф России (очерк жизни и творчества) // Культура и образование коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России: изучение, сохранение и возрождение. Сб. докладов и статей Российской научно-практич. конференции (п. Сосны Одинцовского района Московской области, 1-3 ноября 2012 г.). М.: ИХО РАО, 2013. С. 117-123.

18. Петров А. А. Т. Ф. Петрова-Бытова - известный этнохореограф России // Изучение и преподавание языков, фольклора и литературы народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. С. 36-41. (Серия "Североведческие исследования", вып.5).

19. Петров А. А. Кросс-культурные исследования в области этнохореографии народов Севера России (на материале трудов Т. Ф. Петровой-Бытовой и М. Я. Жорницкой) // Эхо арктической Одиссеи: судьбы этнических культур в исследованиях учёных-североведов, посв. 100-летию со дня рождения выдающегося российского этнолога, учё-ного-североведа, д.и.н. Ильи Самуиловича Гурвича = Echo of the Arctic Odyssey: The Fa tes of Ethnic Cultures in the Studies of Northern Scientists: сб. мат-лов Всероссийской научно-практич. конференции с междунар. участием (14-16 ноября 2019 г., г. Якутск). Якутск: Электронное издательство НБ РС(Я), 2019. С. 180-186.

20. Петрова-Бытова Т. Ф. Об организации художественной самодеятельности в школах народов Крайнего Севера // В помощь учителю школ Крайнего Севера. Л.: Учпедгиз, 1955. Вып. 5. С. 139-152.

21. Петрова-Бытова Т. Ф. Художественная самодеятельность народов Крайнего Севера в Ленинграде // В помощь учителю школ Крайнего Севера. Л.: Учпедгиз, 1957. Вып. 8. С. 357-365.

22. Петрова-Бытова Т. Ф. Ненецкие танцы // В помощь учителю школ Крайнего Севера. Л.: Учпедгиз, 1959. Вып. 9. С. 144-165.

23. Петрова-Бытова Т. Ф. Хореографическая работа со школьниками. Ульчский танец "Охотники" // В помощь учителю школ Севера. М.; Л.: Учпедгиз, 1966. Вып. 14. С. 120-140.

24. Петрова-Бытова Т. Ф. Секрет движения / Зрелищно-театральное искусство народов Севера // Радуга на снегу. М.: Молодая гвардия, 1972. С. 129-160.

25. Петрова-Бытова Т. Ф., Петров А. А. Методика учебно-творческой и воспитательной работы в хореографическом коллективе школ народностей Крайнего Севера (в помощь руководителю школьных кружков). Якутск: Мин-во нар. образования ЯАССР; ЛГПИ им.А. И. Герцена, 1990. 72 с.

26. Петрова-Бытова Т. Ф. Хореографическое искусство народностей Севера // Просвещение на Крайнем Севере. Л.: Просвещение, 1981. Вып. 19. С. 143-147.

27. Петрова-Бытова Т. Ф. Традиционные праздники и театральная художественная самодеятельность народов Крайнего Севера // Народности Севера: проблемы и перспективы: тез. докл. и сообщ. всесоюз. науч. конф. (Новосибирск, 4-6 окт. 1983 г.). Новосибирск, 1983. С. 180-182.

28. Петрова-Бытова Т. Ф. Народное хореографическое творчество на Крайнем Севере // Просвещение на Крайнем Севере. Сборник в помощь учителю школ Крайнего Севера. СПб.: Просвещение, 1992. № 25. С. 203-219.

29. Сайнахов В. М. К вопросу о ритуальных танцах на медвежьих игрищах // Фольклор коренных народов Югры и Ямала: общее и особенное: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2008. С. 89-91.

30. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Издательство политической литературы, 1989. 573 с.

31. Сибгатуллина Г. Имя в сиянии звезд «Эргырона» // Крайний Север. (Анадырь). Общественно-политическая газета Чукотского АО. URL: https://www.ks87.ru/21/94/2864.html (дата обращения: 19.12.2019).

32. Смирнов Борис. Мы из Паланы // Смена. 1973. № 1108, июль.

33. Чернецов В. Н. Периодические обряды и церемонии у обских угров, связанные с медведем // Congressus Secundus International Fenno-Ugristarum. Helsinki: Societas Fenno-Ugrica, 1968. Рр. 102-111.

34. Чернышова С. Л. Танцевально-пластический фольклор коренных малочисленных северных этносов (проблемы сохранения и развития) // Танец в диалоге культур и традиций: мат-лы VI Межвузовской научно-практич. конференции, 26 февраля 2016 г. СПб.: СПбГУП, 2016. С. 80-81.

35. Bogoras W. Chukchee Mythology. The Jesup North Pacific Expedition. Memoir of the American Museum of Natural History. New York: [w/p], 1909. Vol. 8. Part 1. 197 p.

36. Bogoras W. Elements of the Culture of the Circumpolar Zone // American Anthropologist. 1929. Vol. 3. № 4. Pp. 579-601.

37. Materialien zur Mythologie der Wogulen. Gesammelt von Artturi Kannisto; bearbeitet und herausgegeben von E. A. Virtanen und Matti Liimola. Helsinki: SUST, 1958. 443 р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

38. Berri J., Poortinga Y., Segall M., Dasen P. Cross-cultural psychology: Research and applications. Cambridge: University Press, 1992. 588 p.

39. Bochner S. The social psychology of cross-cultural relations // Cultures in contact. Oxford: Pergamon, 1982. Pр. 5-44.

References

1. Burtseva R. Kh. T. F. Petrova-Bytova kak teoretik i praktik severnogo tantsa [Tatyana Fedorovna Petrova-Bytova as a theorist and practitioner of northern dance]. ArktikaXXI vek. Gumanitarnyye nauki. lskusstvovedeniye [Arctic XXI century. Humanitarian sciences. Art Criticism], 2014, no. 2 (3), рр. 79-83. (In Russian)

2. Gazdanova S. Russkiye, eskimosy, chukchi - vse v odnoy lodke (Intervyu s I. S. Davydovoy) [Russians, Eskimos, Chukchi - all in one boat (Interview with I. S. Davydova)]. Peterburgskiy avangard. Internet-sayt o kulturnoy zhizni Sankt-Peterburga [Petersburg avant-garde. Website about the cultural life of St. Petersburg]. Saint-Petersburg, March 27, 2015. Available at: https://www.rosbalt.ru/piter/2015/03/27/1382418.html (accessed: March 15, 2020). (In Russian)

3. Gondatti H. L. Sledy yazychestva u inorodtsev Severo-Zapadnoy Sibiri [Traces of paganism among the aliens of Northwestern Siberia]. Moscow: [w/p], 1888. 92 p. (In Russian)

4. Zorkoltseva A. A. K voprosu sistematizatsii i osmysleniya plastiki tantsev medvezhyego prazdnika [To the question of systematization and understanding of dance plastics of a Bear's Holiday]. Folklor korennykh narodov Yugry i Yamala: obshcheye i osobennoye: materialy mezhregionalnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Folklore of the indigenous peoples of Yugra and Yamal: general and special: materials of an Interregional Scientific and Practical Conference]. Khanty-Mansiysk: Poligrafist Publ., 2008. pp. 75-87 p. (In Russian)

5. Zhornitskaya M. Ya. Narodnoye khoreograficheskoye iskusstvo korennogo naseleniya Severo-Vostoka Sibiri [Folk choreographic art of the indigenous population of the North-East of Siberia]. Moscow: Nauka Publ., 1983. 152 p. (In Russian)

6. Zhornitskaya M. Ya., Sokolova Z. P. Traditsionnyye korni i elementy sinkretizma v khoreografii obskikh ugrov [Traditional roots and elements of syncretism in the choreography of the Ob Ugrians]. Finno-ugorskiy muzykalnyy folklor: Problemy sinkretizma [Finno-Ugric musical folklore: Problems of syncretism]. Tallin: [w/p], 1982. pp. 22-25. (In Russian)

7. Kruglova L. K. Chelovek i kultura [Man and culture]. Moscow; Saint-Petersburg: Tsentr gum. initsiativ Publ., 2017. 397 p. (In Russian)

8. Kravchenko V T. Vspomnim Tatianu Fedorovnu Petrovu-Bytovu [Let's remember Tatyana Fedorovna Petrova-Bytova]. Available at: http://www.kamchadaly.ru/index.php/kunena/kulture/146-vspomnim-tatyanu-fedorovnu-petrovu-bytovu (accessed: December 19, 2009). (In Russian)

9. Kulemzin V. M., Lukina N. V. Znakomtes: khanty [Meet: the Khanty]. Novosibirsk: VO Nauka. Sib. izdat. Firma Publ., 1992. 171 p. (In Russian)

10. Matsumoto D. Psikhologiya i kultura: Sovremennyye issledovaniya [Psychology and Culture: Modern Research]. Saint-Petersburg: Praym-Evroznak Publ.; Moscow: Neva Publ., 2002. 414 p. (In Russian)

11. Morgan L. G. Drevneye obshchestvo, ili Issledovaniye liniy chelovecheskogo progressa ot dikosti cherez varvarstvo k tsivilizatsii [Ancient society, or the Study of the lines of human progress from savagery through barbarism to civilization]. Leningrad: Izd-vo Instituta narodov Severa TsIK SSSR Publ., 1934. 368 p. (In Russian)

BecmHUK yzpoeedeHun. T. 11, № 4. 2021.

12. Nilov V. N. Khoreografiya narodov Severa Dalnego VostokaRossii: regionalnyy aspekt [Choreography of the peoples of the North of the Far East of Russia: regional aspect]. Khudozhestvennoye obrazovaniye v Rossii na sovremennom etape: nauchnyypoisk, obnovleniye soderzhaniya i povysheniye kachestva: sb. nauchn. mat-lovpo itogam mezhdunarodn. nauchno-praktich. klastera «Teoriya i praktika nepreryvnogo khudozhestvennogo obrazovaniya v sovremennykh sotsiokulturnykh usloviyakh» (FGBNU «In-t khud. obrazovaniya i kulturologii RAO». 19-20 iyunya 2018 g.) [Art education in Russia at the present stage: scientific search, updating of content and improving quality: collection of. scientific materials on the basis of international scientific and practical cluster "Theory and practice of continuing art education in modern socio-cultural conditions" (Institute of Fine Arts. Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education, June 19-20, 2018)]. Moscow: IKhOiK RAO Publ., 2018. pp. 297-313. (In Russian)

13. Ogryzko V. V SeverovedyRossii [North-Russia scholars]. Moscow: Literaturnaya Rossiya Publ., 2007. pp. 353-354. (In Russian)

14. Petrov A. A. O narodnoy khoreografii khantov i mansi [About folk choreography of the Khanty and Mansi]. Narody severo-zapadnoy Sibiri [Peoples of northwestern Siberia]. Tomsk: Izd-vo Tom. Un-ta Publ., 1998. Iss. 5. pp. 72-76. (In Russian)

15. Petrov A. A. Petrova-Bytova T. F. [Petrova-Bytova T. F.]. Uchenyye-severovedy. Sb. bio-bibliograf. ocherkov. 70 let FNKS [Scientists-Northerners. Collection of bio-bibliographical essays. 70 years of Faculty of the Peoples of the Far North]. Saint-Petersburg: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena Publ., 2001. pp. 132-135. (In Russian)

16. Petrov A. A. T. F. Petrovoy-Bytovoy - 100 let [Tatyana Fedorovna Petrova-Bytova is 100 years]. Realnost etnosa. Obrazovaniye kak faktor ustoychivogo razvitiya korennykh malochislennykh narodov Severa. Sibiri i Dalnego Vostoka. K 80-letiyu INS. Sb. statey po materialam XII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (SPb. 20-21 maya 2010 g.) [The reality of the ethnos. Education as a factor in the sustainable development of indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East. To the 80th anniversary of the Institute of the Peoples of the North. Collection of articles based on the materials of the XII International Scientific and Practical Conference (St. Petersburg, May 20-21, 2010)]. Saint-Petersburg: Izd-vo RGPU im. A.I. Gertsena Publ., 2010. pp. 42-43. (In Russian)

17. Petrov A. A. T. F. Petrova-Bytova - izvestnyy etnokhoreograf Rossii (ocherkzhizni i tvorchestva) [Tatyana Fedorovna Petrova-Bytova, a well-known ethno-choreographer of Russia (essay on life and work)]. Kultura i obrazovaniye korennykh malochislennykh narodov Severa, Sibiri i Dalnego Vostoka Rossii: izucheniye, sokhraneniye i vozrozhdeniye. Sb. dokladov i statey Rossiyskoy nauchno-praktich. konferentsii (p. Sosny Odintsovskogo rayona Moskovskoy oblasti. 1-3 noyabrya 2012 g.) [Culture and education of the indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East of Russia: study, preservation and revival. Collection of reports and articles of the Russian Scientific and Practical Conference (Sosny, Odintsovo District, Moscow Oblast, November 1-3, 2012)]. Moscow: IKhO RAO Publ., 2013. pp. 117-123. (In Russian)

18. Petrov A. A. T. F. Petrova-Bytova - izvestnyy etnokhoreograf Rossii [T. F. Petrova-Bytova - the famous ethno-choreographer of Russia]. Izucheniye iprepodavaniyeyazykov, folklora i literatury narodov Severa. Sibiri i Dalnego Vostoka [Study and teaching languages, folklore and literature of the peoples of the North, Siberia and the Far East]. Saint-Petersburg: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena Publ., 2014. pp. 36-41. (Severovedcheskiye issledovaniya. Vyp. 5 [Northern Studies. Iss. 5]). (In Russian)

19. Petrov A. A. Kross-kulturnyye issledovaniya v oblasti etnokhoreografii narodov Severa Rossii (na materiale trudov T. F. Petrovoy-Bytovoy i M. Ya. Zhornitskoy) [Cross-cultural research in the field of ethno-choreography of the peoples of the North of Russia (based on the works of T. F. Petrova-Bytova and M. Ya. Zhornitskaya)]. Ekho arkticheskoy Odissei: sudby etnicheskikh kultur v issledovaniyakh uchenykh-severovedov. posv. 100-letiyu so dnya rozhd. vydayushchegosya rossiyskogo etnologa, uchenogo-severoveda. d.i.n. Ili Samuilovicha Gurvicha = Echo of the Arctic Odyssey: The Fates of Ethnic Cultures in the Studies of Northern Scientists: sb. mat-lov Vserossiyskoy nauchno-praktich. konferentsii s mezhdunar. uchastiyem (14-16 noyabrya 2019 g,. g. Yakutsk) [Echo of the Arctic Odyssey: the fate of ethnic cultures in the studies of scientists of the North, dedicated to the 100th anniversary of the prominent Russian ethnologist, north-scientist, Doctor of Historical Sciences Ilya Samuilovich Gurvich = Echo of the Arctic Odyssey: The Fates of Ethnic Cultures in the Studies of Northern Scientists: Collection of materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation (November 14-16, 2019, Yakutsk)]. Yakutsk: Elektronnoye izdatelstvo NB RS(Ya) Publ., 2019. pp. 180-186. (In Russian)

20. Petrova-Bytova T. F. Ob organizatsii khudozhestvennoy samodeyatelnosti v shkolakh narodov Kraynego Severa [About the organization of amateur performances in schools of the peoples of the Far North]. Vpomoshch uchitelyu shkol Kraynego Severa [To help the teacher of schools of the Far North]. Leningrad: Uchpedgiz Publ., 1955. Iss. 5. pp. 139-152. (In Russian)

21. Petrova-Bytova T. F. Khudozhestvennaya samodeyatelnost narodov Kraynego Severa v Leningrade [Artistic initiative of the peoples of the Far North in Leningrad]. V pomoshch uchitelyu shkol Kraynego Severa [To help the teacher of schools of the Far North]. Leningrad: Uchpedgiz Publ., 1957. Iss. 8. pp. 357-365. (In Russian)

22. Petrova-Bytova T. F. Nenetskiye tantsy [Nenets dances]. V pomoshch uchitelyu shkol Kraynego Severa [To help the teacher of schools of the Far North]. Leningrad: Uchpedgiz Publ., 1959. Iss. 9. pp. 144-165. (In Russian)

23. Petrova-Bytova T. F. Khoreograficheskaya rabota so shkolnikami. Ulchskiy tanets "Okhotniki" [Choreographic work with schoolchildren. Ulchi dance "The Hunters"]. V pomoshch uchitelyu shkol Severa [To help the teacher of the schools of the North]. Moscow; Leningrad: Uchpedgiz Publ., 1966. Iss. 14. pp. 120-140. (In Russian)

24. Petrova-Bytova T. F. Sekret dvizheniya. Zrelishchno-teatralnoye iskusstvo narodov Severa [Secret of the movement. Spectacular and theatrical art of the peoples of the North]. Raduga na snegu [Rainbow in the Snow]. Moscow: Molodaya gvardiya Publ., 1972. pp. 129-160. (In Russian)

25. Petrova-Bytova T. F., Petrov A. A. Metodika uchebno-tvorcheskoy i vospitatelnoy raboty v khoreograficheskom kollektive shkol narodnostey Kraynego Severa (v pomoshch rukovoditelyu shkolnykh kruzhkov) [Methodology of teaching, creative and educational work in the choreographic team of schools of the ethnic groups of the Far North (to help the head of school circles)]. Yakutsk: Min-vo nar. obrazovaniya YaASSR Publ.; LGPI im. A. I. Gertsena Publ., 1990. 72 p. (In Russian)

26. Petrova-Bytova T. F. Khoreograficheskoye iskusstvo narodnostey Severa [Choreographic art of the peoples of the North]. Prosveshcheniye na Kraynem Severe [Enlightenment in the Far North]. Leningrad: Prosveshcheniye Publ., 1981. Iss. 19. pp. 143-147. (In Russian)

27. Petrova-Bytova T. F. Traditsionnyye prazdniki i teatralnaya khudozhestvennaya samodeyatelnost narodov Kraynego Severa [Traditional holidays and theatrical amateur performances of the peoples of the Far North]. Narodnosti Severa: problemy i perspektivy: tez. dokl. i soobshch. vsesoyuz. nauch. konf. (Novosibirsk. 4-6 okt. 1983 g.) [Peoples of the North: problems and prospects: abstracts of reports and messages of the All-Union Scientific Conference (Novosibirsk, October 4-6, 1983)]. Novosibirsk: [w/p], 1983. pp. 180-182. (In Russian)

28. Petrova-Bytova T. F. Narodnoye khoreograficheskoye tvorchestvo na Kraynem Severe [Folk choreographic work in the Far North]. Prosveshcheniye na Kraynem Severe. Sbornik vpomoshch uchitelyu shkol Kraynego Severa [Enlightenment in the Far North. Collection to help the teacher of the schools of the Far North]. Saint-Petersburg: Prosveshcheniye Publ., 1992. Iss. 25. pp. 203-219. (In Russian)

29. Saynakhov V. M. K voprosu o ritualnykh tantsakh na medvezhikh igrishchakh [To the question of ritual dances in the Bear Games]. Folklor korennykh narodov Yugry i Yamala: obshcheye i osobennoye: materialy mezhregionalnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Folklore of the indigenous peoples of Yugra and Yamal: general and special: materials of the Inter-regional Scientific and Practical Conference]. Khanty-Mansiysk: Poligrafist Publ., 2008. pp. 89-91. (In Russian)

30. Taylor E. B. Pervobytnaya kultura [Primitive culture]. Moscow: Izd-vo polit. Liter. Publ., 1989. 573 p. (Seriya "Biblioteka ateisticheskoy literatury" [Series "Library of Atheist Literature"]). (In Russian)

31. Sibgatullina G. Imya v siyanii zvezd "Ergyrona" [Name in the radiance of the stars of Ergyron]. Krayniy Sever. (Anadyr). Obshchestvenno-politich. gazeta Chukotskogo AO [Far North. (Anadyr). Socio-political newspaper of the Chukotka Autonomous Okrug], 2012, March 22. Available at: https://www.ks87.ru/21/94/2864.html (accessed: December 19, 2019). (In Russian)

32. Smirnov Boris. My iz Palany [We are from Palana]. Smena [Smena], 1973, no. 1108, July. (In Russian)

33. Chernetsov V N. Periodicheskiye obryady i tseremonii u obskikh ugrov, svyazannyye s medvedem [Periodic rites and ceremonies at the Ob Ugrians associated with a bear]. CongressusSecundusInternationalisFenno-Ugristarum [Congressus Secundus Internationalis Fenno-Ugristarum]. Helsinki: [w/p], 1968. pp. 102-111. (In Russian)

34. Chernyshova S. L. Tantsevalno-plasticheskiy folklor korennykh malochislennykh severnykh etnosov (problemy sokhraneniya i razvitiya) [Dance-plastic folklore of small indigenous northern ethnic groups (problems of preservation and development)]. Tanets v dialoge kultur i traditsiy: mat-ly VIMezhvuzovskoy nauchno-praktich. konferentsii. 26fevralya 2016 g. [Dance in the dialogue of cultures and traditions: materials of the VI Inter-university Scientific and Practical Conference, February 26, 2016]. Saint-Petersburg: SPbGUP Publ., 2016. pp. 80-81. (In Russian)

35. Bogoras W. Chukchee Mythology. The Jesup North Pacific Expedition. Memoir of the American Museum of Natural History. New York: [w/p]. Vol. 8. Part 1. Leiden-New York. 1909. 197 p. (In English)

36. Bogoras W. Elements of the Culture of the Circumpolar Zone. American Anthropologist, 1929, no. 3 (4), pp. 579601. (In English)

37. Materialien zur Mythologie der Wogulen. Gesammelt von Artturi Kannisto; bearbeitet und herausgegeben von E. A. Virtanen und Matti Liimola. Helsinki: SUST. 1958. 443 p. (In German)

38. Berri J., Poortinga Y., Segall M., Dasen P. Cross-cultural psychology: Research and applications. Cambridge: University Press. 1992. 588 p. (In English)

39. Bochner S. The social psychology of cross-cultural relations. Cultures in contact. Oxford: Pergamon. 1982. pp. 5-44. (In English)

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Петров Александр Александрович, профессор кафедры алтайских языков, фольклора и литературы Института народов Севера, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (198097, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, проспект Стачек, д. 30, каб. 130), доктор филологических наук.

[email protected]

ORCID.ID: 0000-0003-0075-3742

ABOUT THE AUTHOR

Petrov Alexander Alexandrovich, Professor, Department of Altai Languages, Folklore and Literature, Institute of the Peoples of the North, A. I. Herzen State Pedagogical University of Russia (198097, Russian Federation, Saint-Petersburg, Stachek pr., 30), Doctor of Philological Sciences.

[email protected]

ORCID.ID: 0000-0003-0075-3742

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.