Научная статья на тему 'Истоки просветительской поэзии Сафуана Якшигулова (1871-1931)'

Истоки просветительской поэзии Сафуана Якшигулова (1871-1931) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
579
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
просветительство / поэзия / литература / исторический Башкортостан / мусульманский съезд / революционное движение / башкирский народ / enlightenment / poetry / literature / historical Bashkortostan / Muslim Congress / revolutionary movement / Bashkir people

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абдуллина Лариса Хашимовна

В статье раскрываются истоки просветительской поэзии башкирского поэта, участника Всероссийского съезда мусульман Сафуана Якшигулова. В данной статье описывается его обучение в медресе, картина событий в Башкортостане в начале XX века. Кроме того, уделяется внимание общению поэта с другими башкирскими просветителями, самостоятельному изучению светских наук, иностранных языков и др. Говорится о гражданской, политической позиции, мироощущении посредством анализа произведений выдающегося поэта. В работе дается анализ стихотворений Сафуана Якшигулова и описывается то, как встретил он революцию, перемены начала ХХ века. В статье также анализируются мысли, выступления поэта. Приводятся примеры новых поэтических образов, с помощью которых он раскрывал не только дух времени, но свой духовный мир это была новая просветительская поэзия. В материале также упоминаются авторы того времени, такие как М. Акмулла, М. Гафури, Ш. Бабич, Я. Юмаев. Творчество этих авторов достаточно хорошо изучено, а поэзия, творческая деятельность С. Якшигулова требует к себе достойного внимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORIGINS OF THE EDUCATIONAL POETRY OF SAFUAN JAKSHIGULOV (1871-1931)

The article reveals the origins of educational poetry of the Bashkir poet, participant of the Muslim Congress Safuan Yakshigulov. His training in madrassas, the picture of historical Bashkortostan in the early twentieth century is described in this material. The article focuses on correspondence with other Bashkir enlighteners, independent study of secular sciences, foreign languages, and others. His civil and political position is described, and his attitude to the world is revealed through the analysis of his poetry. In the article the analysis of his poems is presented and it describes the fact of how Safuan Yakshigulov met the revolution, the changes of the early twentieth century. The article also analyzes the thoughts and speeches of the poet. Examples of new poetic images are given, with the help of which he revealed not only the spirit of the time, but his spiritual world this was a new educational poetry of the early twentieth century. The materials describe the period when the poet lived, also mention authors of that time, such as M. Akmullah, M. Gafuri, Sh. Babich, Ya. Yumaev. The work of these authors is well studied, and the poetry and creative activity of S. Yakshigulov requires worthy attention.

Текст научной работы на тему «Истоки просветительской поэзии Сафуана Якшигулова (1871-1931)»

Л.Х. Абдуллина DOI 10.24411/2223-0564-2020-103013

УДК 82.282-15

ИСТОКИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ПОЭЗИИ САФУАНА ЯКШИГУЛОВА (1871-1931)

Аннотация

В статье раскрываются истоки просветительской поэзии башкирского поэта, участника Всероссийского съезда мусульман Сафуана Якшигулова. В данной статье описывается его обучение в медресе, картина событий в Башкортостане в начале XX века. Кроме того, уделяется внимание общению поэта с другими башкирскими просветителями, самостоятельному изучению светских наук, иностранных языков и др. Говорится о гражданской, политической позиции, мироощущении посредством анализа произведений выдающегося поэта. В работе дается анализ стихотворений Сафуана Якшигулова и описывается то, как встретил он революцию, перемены начала ХХ века. В статье также анализируются мысли, выступления поэта. Приводятся примеры новых поэтических образов, с помощью которых он раскрывал не только дух времени, но свой духовный мир -это была новая просветительская поэзия. В материале также упоминаются авторы того времени, такие как М. Акмулла, М. Гафури, Ш. Бабич, Я. Юмаев. Творчество этих авторов достаточно хорошо изучено, а поэзия, творческая деятельность С. Якшигулова требует к себе достойного внимания.

Ключевые слова: просветительство, поэзия, литература, исторический Башкортостан, мусульманский съезд, революционное движение, башкирский народ

L.Kh. Abdullina

THE ORIGINS OF THE EDUCATIONAL POETRY OF SAFUAN JAKSHIGULOV (1871-1931)

Abstract

The article reveals the origins of educational poetry of the Bashkir poet, participant of the Muslim Congress Safuan Yakshigulov. His training in madrassas, the picture of historical Bashkortostan in the early twentieth century is described in this material. The article focuses on correspondence with other Bashkir enlighteners, independent study of secular sciences, foreign languages, and others. His civil and political position is described, and his attitude to the world is revealed through the analysis of his poetry. In the article the analysis of his poems is presented and it describes the fact of how Safuan Yakshigulov met the revolution, the changes of the early twentieth century. The article also analyzes the thoughts and speeches of the poet. Examples of new poetic images are given, with the help of which he revealed not only the spirit of the time, but his spiritual world - this was a new educational poetry of the early twentieth century. The materials describe the period when the poet lived, also mention authors of that time, such as M. Akmullah, M. Gafuri, Sh. Babich, Ya. Yumaev. The work of these authors is well studied, and the poetry and creative activity of S. Yakshigulov requires worthy attention.

Key words: enlightenment, poetry, literature, historical Bashkortostan, Muslim Congress, revolutionary movement, Bashkir people

Абдуллина Лариса Хашимовна, аспирант Ордена Знак Почета Института истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра РАН, главный редактор журнала "Акбузат"(Уфа), е-тай: aksarlak@yandex.ru

Larisa Kh. Abdullina, Postgraduate Student, the Order of Honour Institute of History, Language and Literature, Ufa Federal Research Center, Russian Academy of Sciences, chief editor of journal "Akbuzat" (Ufa), e-mail: aksarlak@yandex.ru

Башкортостан находится на стыке двух континентов: Европы и Азии. Поэтому влияние и Востока, и Запада на башкирское просветительство в своих трудах подчеркивают многие ученые, в том числе, Г. Хусаинов, Р. Шакур, А. Вильданов, Г. Кунафин, М. Надергулов, Р. Баимов, З. Ша-рипова и другие. Башкирские писатели начала ХХ века С. Рахматуллин, М. Гафури, С. Як-шигулов, Ш. Тамъяни, Г. Худояров, Я. Юмаев, Ф. Туйкин, Г. Исянбердин, Х. Габитов, Ш. Бабич, Б. Мирзанов, К. Карипов, Д. Юлтый в своих произведениях писали о жизни народа, о том историческом периоде.

Революционные события 1905-1907 гг. обострили интерес Сафуана Якшигулова к национально-освободительным идеям. Он через просветительскую поэзию стремился рассматривать задачи улучшения положения башкирского народа. Как пишет М.Х. Надергулов: «Конец XIX - начало XX столетия - это и время формирования первых башкирских собственно-художественных произведений исторического содержания. Именно в этот период создаются стихотворения "Курай", "Долины Демы" и "Древние башкирские просторы" Сафуана Якши-гулова, "Урал" и "История наших дедов-башкир" Шафика Аминева-Тамъяни, "Агидель" и "Урал-горе" Фазыла Туйкина, в которых в определенной степени освещается далекое прошлое народа, описывается его быт и духовная культура» [11, с. 190].

О каждом из этих авторов можно написать отдельную статью. Следует отметить, что среди всех вышеназванных деятелей своей целеустремленностью, огромным желанием донести до каждого читателя идеи просветительства отличается С. Якшигулов, оставивший богатое литературное наследие. Литературовед В.И. Ах-мадиев в своей работе «Башкирская поэзия в начале ХХ века» анализирует стихи С. Якшигулова [1, с. 163]. Исследователь С.Г. Сафуанов, будучи автором предисловия и составителем словаря, выпустил книгу просветителя «Дела башкирские». А.М. Кутляхметов делает анализ некоторых стихов автора и подчеркивает их просветительский мотив [10, с. 115]. С. Якшигулов успел при жизни издать четыре поэтических сборника: «Памяти господина учителя Султангильде» (Казань, 1908), «Дела башкирские» (Стерлитамак, 1911), «Берега Демы» (Казань, 1912), «Пламени моей души» (Уфа, 1916).

В синтезе восточной и европейской реалий формируется и мышление С. Якшигулова. Са-

мое интересное - в его в творчестве нет раннего периода. Будучи современником выдающегося башкирского просветителя М. Акмуллы, он начинает свою творческую и просветительскую деятельность с новыми просветительскими идеями, публицистическими мыслями. Житейские воззрения звучали как стихийный протест против социальной несправедливости и национального угнетения, оказали огромное влияние на развитие нравственно-этического сознания башкирского народа.

Творчество С. Якшигулова относится к той литературе, которая оказалась не только под влиянием революционного духа, но и просветительских идей башкирского народа. Он был потомком Илекей-минских башкир, которые сохранили свое родословное древо и передавали из поколения в поколение.

Когда С. Якшигулов учился в медресе, в Башкортостане в то время широко развернулось движение просветительства. Первое образование он получил в медресе родной деревни Ильчигулово. Потом отец отправил его для дальнейшей учебы в медресе деревни Давлеканово. Тогда этот населенный пункт также являлся центром просвещения демских башкир.

Творчество С. Якшигулова очень тесно переплетено с общественно-политическими реалиями того времени. «Общество находит в литературе свою действительную жизнь, возведенную в идеал, приведенную в сознание. Поэтому в моментах развития литературы, обыкновенно называемых литературными эпохами и периодами, отражаются моменты исторического развития народа, - и в таком случае литература точно также объясняет собою политическую историю народа, как история - литературу» - писал в свое время В.Г. Белинский [7, с. 520]. Описание картин своего времени присуща и поэзии С. Якшигулова. Будучи религиозным деятелем, он был активным участником I Всероссийского съезда мусульман, проходившего в Москве 1-11 мая 1917 года [15]. С уверенностью отозвался о тех исторических событиях в своих стихотворениях. Например, в стихотворении «Об отношении к Октябрьской революции 1917 года» он пишет, что всеобщая ликвидация безграмотности может положительно повлиять на сознание каждого башкира:

До этого рабочий народ был бессильным.

Это тот день, который им дал мощь, силу,

Все вместе собравшись, с гневом, с бодростью бедный народ,

Разгромили всех злодеев властителей, это -тот день... [16, с. 126]. (Здесь и далее перевод наш).

В его стихотворениях присутствует публицистический пафос. Автор умело подхватывает образ огня, который зажгли сами рабочие во время революции и теперь этот символ распространился по всей стране, зажигая огонь благодати, надежды, света, свободы. Г. Амантай пишет: «Формирование в этот период своеобразия башкирской литературы заключалось не только в использовании исконно башкирских слов, но и в строе речи, в системе образов» [2, с. 14].

Реалистическое описание действительности дает представление о той политической, социальной ситуации в стране. Автор, орудуя событиями своего времени, пишет о душевном состоянии народа в начале ХХ в. Как писал М. Бахтин: «Время в литературе - определенная ценностная категория, которая позволяет художнику читать время в природе и нравах, идеях» [6, с. 216]. Но в то же время С. Якшигулов резко отзывается о тех, кто пытается остановить преобразвания в стране. В стихотворении «Тем, кто мешает развитию и созиданию» автор рисует ситуации, которые он видит своими глазами:

Если кто выделится среди народа,

То его дела, его имя будут идти впереди.

Поэтому в Европе, кто служит народу,

Его слава, его величие будут возвышены...

Те мусульмане, которые день посвятят своему народу,

Будут ближе к Аллаху даже тех, кто тысячи дней держал уразу [16, с. 50].

Здесь видна четкая позиция поэта, который выступает за духовное воспитание народа. Как поэт-реалист, С. Якшигулов в ярких цветах рисует окружающую действительность. Он не питает иллюзий по поводу того, что Октябрьская революция решит все проблемы народа. Напротив, он пишет, что наряду с переменами придут новые проблемы.

Как и поэт-просветитель М. Акмулла, светлое будущее своей нации С. Якшигулов видел в ликвидации безграмотности. «Мировоззрение и общественные идеалы Акмуллы сформировались в борьбе против феодальной отсталости и проявлений средневековой схоластики. В просвещении всех слоев общества, в искоренении невежества он видел реальный путь к облегчению жизни простых людей» [12, с. 5], - пишет З. Шарипова. Стихотворение М. Акмуллы «Учи-

тесь, мои башкиры, учитесь!» повлияло и на творчество многих поэтов-просветителей начала ХХ в., в том числе, и на творчество С. Якшигуло-ва. Например, изучивший творчество М. Гафури проф. Г.С. Кунафин пишет: «Своими взглядами, ищущей душой М. Гафури с первых своих поэм продолжал выдвигать идеи великих башкирских поэтов и просветителей как М. Акмулла, М. Уметбаев» [9, с. 161-175].

Он был не только творцом нового слова, но и вдохновителем своих современников. Р. Бикба-ев пишет: «Скажем, творчество Сафуана Якши-гулова началось со стихотворения "Обращение к отцам-башкирам", Даут Юлтый, увидев "состояние башкир", взялся за перо» [8, с. 60]. Он отмечает, что тема просветительства созвучна в творчестве Ш. Бабича и С. Якшигулова и делает следующий вывод: «Главное качество просветителей - это неколебимая вера в могущественную силу знаний. Они всегда с надеждой смотрели в будущее, верили в человека, надеялись на торжество добродетели» [8, с. 134].

В стихотворении «Обращение к отцам-башкирам» С. Якшигулов поднимает не только тему безграмотности, но и проблемы башкирских земель:

Везде все стараются ради земли, Чтобы оставшимся нашим детям было раздолье,

А вы ходите, ищете где банк, нотариус, Готовясь продать земли, башкиры мои [16, с. 55].

Автор призывает народ проснуться во время больших перемен, со словами «Пробуждайтесь!» перечисляет все упущения современников: образование, земельные права, права женщин и воспитание молодежи. Оптимистически настроенный поэт всегда верит, что только просветительство может спасти народ от этих бедствий. Настали новые времена, законы и порядки в обществе, с чем не может не согласиться каждый башкир, считает он. В стихотворении «В древней башкирской степи» описана вольная беззаботная жизнь народа:

Башкиры мои! Это все прошло, Это время больше не вернется, Не плачьте скучая, по этим временам, Из глазниц выпуская кровь. Опомнитесь от всего плохого, Начинайте пробуждаться! Просвещение, наука нужна нам, Европе завидуйте... [16, с. 63].

«Творчество Сафуана Якшигулова, Даута Юлтыя началось как раз с горьких размышлений о судьбе родной земли, выражало боль и протест народа к этим событиям», - пишет Р. Бикбаев [3, с. 237]. Действительно, С. Якшигулов пришел в литературу со злободневной темой расхищения башкирских земель. В стихотворении «Курай» он от имени музыкального инструмента рассказывает свою боль и печаль, давая критическую оценку поведению современников:

На ваши земли нахлынули русские, хохлы, Те кусты должны были вырасти, мелкими остались,

Моя грудь, мой голос сжались, Мои мелодии печали сильнее прежнего... Слушайте мое последнее слово, эй, братцы, Закончились у вас ведра и посуды, Эй, вотчинники, кончились вы, кончились! С каждым днем ваша работа идет вниз... [16, с. 65].

Будучи реалистом, автор не идеализирует свой народ, наоборот, рисует картину действительности, дает оценку событиям. Острые нравственные и социальные конфликты, обнаженные временем, необычайная активность масс, события, происходящие в области межнациональных отношений, определяет всевозрастающий интерес народа к своему историческому прошлому. Поэт пишет о таких событиях, ситуациях, которые происходили в стране, башкирском крае. По его мнению, только светские знания, изучение языков, основ развития общества могут поднять жизненный уровень народа.

Как и Ш. Бабич, С. Якшигулов увлекался творчеством своих современников. Они оба высоко оценивали творчество Габдуллы Тукая. Ведь Г. Тукай - он также поэт-просветитель, который не только критическими стихами, но и сатирой давал оценку событиям своего времени. Как пишет Г. Халит в предисловии к книге «Габдулла Тукай»: «Продолжая просветительскую критику, он острие своего карандаша наткнул в тех, кто веками истреблял народ» [13, с. 16]. Идеи просветительства присутсутвуют и стихотворении Ш. Бабича, которое он посвятил Г. Тукаю:

Его книги средь других, как угли светятся в золе, Их сиянье и мерцанье, как береста на стволе. Всяк читающий стихи его запомнят навсегда: В памяти, в душе народа они светят как звезда [4, с. 31].

Такого же содержания стихотворение встречаем и у С. Якшигулова. В стихотворении «Учителю» он говорит:

Вере, религии научил ты меня, мой учитель, Не оставил меня безграмотным, Благодаря тебе я отличаюсь сейчас от животного.

Пусть увидять друзья мои, какой я сейчас счастливый,

Читаю Коран, читаю книги, пишу стихи вон какие [16, с. 101].

Творчество практически каждого поэта уходит корнями в устное народное творчество, фольклор. С. Якшигулов жил в тот период, когда в общественной жизни и художественной литературе начались крупные изменения, в то же время были очень сильны традиции фольклора в искусстве слова. В его произведениях, как и в народных баитах, присутствует психологический параллелизм, где в первых двух строках описывается живая природа, а в остальных двух строках строфы дается состояние души человека в сравнении с природой:

Дни мои темные, не восходит солнце, Почему Господь не дает мне в жизни счастья?

Смотрю, весь народ ученый, дела идут у них прекрасно,

Играют, веселятся, лишь один я несчастен [16, с. 97].

Эстетика произведений С. Якшигулова пронизана народностью. А поэтика насыщена фольк-лоризмами. Тем не менее, в ней ясно чувствуется черты определенного исторического периода, где описывается рост национального самосознания, особенно среди интеллигенции.

С. Якшигулов - выходец из башкирского аула, но природный ум, страстное желание быть полезным народу способстовали тому, что он в начале бурного ХХ века стал выразителем общественных интересов, двигателем прогресса нации. Он провозглашает идею самостоятельного развития национальной культуры, остро критикует тех, кто мешает общественному прогрессу:

Взгляни ты на башкирский народ! Печальные у них дела!

Народ, который когда-то шел впереди, отстал.

Не знают башкир, татар никаких дел, Поэтому земли свои распродали они дешево. Места, где они все вместе пили кумыс, Сейчас для немцев стали паровыми мельницами... [16, с. 89].

Как и М. Акмулла, С. Якшигулов поднял идеи просветительства не только как проблему

образования, но и как внедрение социальнозна-чимого проекта. Высказывания А. Харисова о творчестве М. Акмуллы можно в полной мере отнести и к поэзии С. Якшигулова: «Элементы просветительства были и у поэтов, которые творили и до М. Акмуллы, но у них эти элементы были далеки от протовостояния старому общественной новизной. В поэзии Акмуллы эти элементы, можно сказать, поднялись до уровня «просветительского абсолютизма», как общественное развитие современности» [14, с. 364]. Если Акмул-ла одним из первых обратился к своему народу «башкиры» и призывал учиться, то С. Якшигулов национальную идею еще теснее связал с идеями просвещения и пропагандировал знания во всех областях жизнедеятельности народа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахмадиев В. Сафуан Якшигулов // Ватандаш. 2011. № 12. С. 163-177.

2. Амантай Г. Башкирская литература. Учебник и хрестоматия. Ч. 2. Для 6 класса. Уфа. 1934. 236 с. (на баш. яз.).

3. Бабич Ш. Стихи, поэмы. Уфа: Китап, 1985. 398 с. (на баш. яз.).

4. Бабич Ш. Весенняя песнь. Уфа: Китап, 1995. 300 с.

5. Башкирская литература начала ХХ века [Антология в 3-х кн.]. Уфа: Баш. кн. Изд-во, 1983. 399 с.

6. Бахтин М. Время и пространство в произведениях Гете // Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445 с.

7. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. Т. 4. М.: Издательство Академии наук СССР, 1953. 674 с.

8. Бикбаев Р. Шайхзада Бабич. Жизнь и творчество. Уфа: Китап. 1995. 303 с.

9. Кунафин Г.С. Творчество, прошедшее испытание временем (125-летие со дня рождения народного поэта Башкортостана Мажита Гафури) // Ватандаш. 2005. № 8. С. 161-175.

10. Кутляхметов А.М. Особенности развития башкирской литературы начала XX века. Уфа: Гилем, 2007. 124 с.

11. Надергулов М.Х. Историко-функциональные жанры башкирской литературы. Уфа: Китап, 2002. 192 с.

12. Просветители. Составитель З. Шарипова. Уфа, 2015. 119 с.

13. Тукай Г. Сочинения. В 5-ти томах. Том 1. Казань: Татарское книжное издательство, 1985. 405 с. (на тат. яз.).

14. Харисов А. Литературное наследие башкирского народа. Уфа: Китап, 2014. 461 с. (на баш. яз.).

15. Юлтый Д. Движение башкирской фракции во Всероссийском съезде мусульман // Аймак. 1931. № 1. С. 29-32.

16. Якшигулов С.С. Дела башкирские. Уфа: Сам-рау, 2017. 157 с. (на баш. яз.).

REFERENCES

1. Akhmadiev, V Safuan Yakshigulov. In: Vatandash. 2011. No. 12. P. 163-177. (in Russ.).

2. Amantay, G. Bashkirskaya literatura. Uchebnik i khrestomatiya [Bashkir literature. Textbook and anthology]. Part 2. For grade 6. Ufa, 1934. 236 p. (in Bashkir).

3. Babich, Sh. Stikhi, poemy [Verses, poems]. Ufa: Kitap, 1985. 398 p. (in Bashkir).

4. Babich, Sh. Vesennyaya pesn' [Spring song]. Ufa: Kitap, 1995. 300 p. (in Russ.).

5. Bashkirskaya literatura nachala XX veka [Bashkir literature of the early twentieth century]. Ufa: Kitap, 1983. 398 p. (in Russ.).

6. Bakhtin, M. Vremya i prostranstvo v proizvedeni-yakh Gete [Time and space in Goethe's works]. In: Aesthetics of verbal creativity. Moscow: Iskusstvo 1986. 445 p. (in Russ.).

7. Belinsky, V.G. Polnoye sobraniye sochineniy [Complete works]. Vol. 4. Moscow: Publishing house of the USSR Academy of Sciences, 1953. 674 p. (in Russ.).

8. Bikbaev, R. Shaykhzada Babich. Zhizn'i tvorchest-vo [Shaikhzada Babich. Life and creativity]. Ufa: Kitap. 1995. 303 p. (in Russ.).

9. Kunafin, G.S. Tvorchestvo, proshedsheye ispytani-ye vremenem (125-letiye so dnya rozhdeniya narodnogo poeta Bashkortostana Mazhita Gafuri) [Creativity that has passed the test of time (125 th anniversary of the birth of the national poet of Bashkortostan Mazhit Gafuri)]. In: Vatandash. 2005. No. 8. P. 161-175. (in Russ.).

10. Kutlyahmetov, A.M. Osobennosti razvitiya bash-kirskoy literatury nachala XX veka [Features of the development of Bashkir literature in the early XX century]. Ufa: Gilem, 2007. 121 p. (in Russ.).

11. Nadergulov, M.Kh. Istoriko-funktsional'nyye zhan-ry bashkirskoy literatury [Historical and functional genres of Bashkir literature]. Ufa: Kitap, 2002. 190 p. (in Russ.).

12. Prosvetiteli [Enlighteners]. Compiled by Z. Shari-pova. Ufa, 2015. 119 p. (in Russ.).

13. Tukai, G. Sochineniya [Works]. In 5 volumes. Vol. 1. Kazan: Tatar book publishing house, 1985. 405 p. (in Tatar).

14. Kharisov, A. Literaturnoe nasledie bashkirskogo naroda [Literary heritage of the Bashkir people]. Ufa: Kitap, 2014. 461 p. (in Bashkir).

15. Yultyj, D. Dvizhenie bashkirskoj frakcii vo Vse-rossijskom s"ezde musul'man [Activities of the Bashkir faction in the All-Russia muslems congress]. In: Ajmak. 1931. № 1. P. 29-32. (in Bashkir).

16. Yakshigulov, S.S. Dela bashkirskie [Bashkir Affairs]. Ufa: Samrau, 2017. 157 p. (in Bashkir).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.