УДК 72.03
ИСТОКИ ПОЯВЛЕНИЯ ФОРМ И ПРИЕМОВ КЛАССИЦИЗМА В ГРАЖДАНСКОЙ ДЕРЕВЯННОЙ АРХИТЕКТУРЕ ИРКУТСКА XIX ВЕКА
А
© В.А. Асманкина1
Иркутский государственный технический университет, Россия, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Приведены исследования появления и развития форм и приемов классицизма в гражданской архитектуре Иркутска XIX века. Выявлено, что этому способствовало сочетание ориентированности на каменные формы, в частности на культовое зодчество, деятельность местных и губернских архитекторов, и градостроительная политика второй половины XVIII - середины XIX вв., проявившаяся в создании, с одной стороны, регулярных планов, а с другой - серий образцовых фасадов, стилистически направленных на классицизм. После отмены строительства по типовым фасадам в 1858 г. влияние классицизма заметно ослабло, однако классицистические элементы не только сохранились, но и наслоились на элементы барокко, модерна, неорусского стиля и эклектики. Ил. 9. Библиогр. 4 назв.
Ключевые слова: классицизм; деревянная архитектура Иркутска XIX в.; культовое зодчество; типовые фасады; градостроительная политика XYIII-XIX вв.
ORIGINS OF CLASSICISM FORMS AND METHODS IN IRKUTSK CIVIL WOODEN ARCHITECTURE OF 19th
CENTURY
VA Asmankina
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The article studies the origination and development of Classicism forms and methods in civil wooden architecture of the 19th century in Irkutsk.They were favored by the dedication to stone forms and religious architectonics in particularly, by the activity of local and provincial architects, first of all by the town-planning policy of the second part of the 18th - mid 19th centuries, which manifested itself, on the one hand, by creating regular plans, and, on the other hand, by developing series of standard façades stylistically belonging to the Classicism. In 1858 the construction by standard façades was cancelled and the influence of the Classicism diminished but classicism elements survived and, being transformed and accumulated, successfully developed along with Baroque, Modern, New Russian style and Eclecticism. 9 figures.4 sources.
Key words: Classicism; Irkutsk wooden architecture of 19th century; religious architectonics; standard façades; town -planning policy of 18-19th centuries.
Значение города Иркутска как одного из ярчайших представителей деревянной архитектуры неоспоримо. Часть домов является рядовой застройкой своего времени и составляет естественную среду, в которой существовала другая часть - истинные шедевры иркутского деревянного зодчества.
Цель работы - выявить истоки появления и развития форм и приемов классицизма в гражданской архитектуре Иркутска XIX в.
До настоящего времени декоративное убранство деревянной гражданской архитектуры города Иркутска подробно не изучалось, не подвергалось систематизации, но многообразие приемов и форм деревянной архитектуры выгодно отличает Иркутск от других городов. В деревянных домах, особенно в их декоративном убранстве, нашли отражение многие стили, тем не менее традиции классицизма в деревянной архитектуре Иркутска до сих пор не получили освещения и достойной оценки исследователей. На фасадах иркутских деревянных гражданских домостроений вариации форм классицизма выражаются в сочетаниях академической манеры местных архитекторов и народного зодчества.
Трехчастное деление фасада, четкая фиксация цоколя, поля стены, антаблемента путем их декорирования самыми различными способами и формами, наличие профилей и тяг, осевая композиция - все это можно выявить практически на каждом деревянном объекте (рис. 1).
Но как традиции классицизма, выработанные десятки веков назад, обрели вторую жизнь в небольшом сибирском городе, в таком не свойственном ему материале - дереве?
В первую очередь появлению форм и приемов классицизма способствовала градостроительная политика второй половины XVIII - середины XIX вв., которая была направлена на упорядочение планировочной структуры и внешнего облика российских городов. Это проявилось, с одной стороны, в создании регулярных планов, а с другой - в разработке образцовых («рекомендуемых», а фактически предписываемых) фасадов жилых, хозяйственных и иных зданий, а также элементов благоустройства (ворота, изгороди и т.п.). Внедрение государством образцовых фасадов осуществлялось за счет распространения концепции города эпохи классицизма, основанной на принципах
1Асманкина Валентина Александровна, аспирант, тел.: 89500611347, e-mail: [email protected] Asmankina Valentina, Postgraduate, tel.: 89500611347, e-mail: [email protected]
симметрии, регулярности, упорядоченности и т.п. С образцовых фасадов, разработанные в стилистике 1809 по 1820 гг. в Иркутск были присланы альбомы классицизма (рис. 2).
а) б)
Рис. 1. Деревянные дома на улице: а - Декабрьских Событий, 52; б - Седова, 64
Рис. 2. Типовые фасады 1809-1812 гг.
«Для Иркутска были отобраны образцовые проекты жилых домов из кирпича в один - два этажа и деревянные в один - полтора этажа на каменном фундаменте. К проектам прилагались чертежи оград и ворот» [4, с. 33]. Дома, выстроенные по образцовым фасадам, представляли собой синтез местных приемов и профессиональной архитектуры. Типовые фасады регламентировали лишь главный фасад, а основной объем дома и строительный материал оставались на усмотрение жильцов. Таким образом, желания застройщика подчинялись градостроительному плану и общей стилевой направленности на классицизм, но в то же время ему предоставлялась относительная свобода. Современные исследователи авторами этих проектов считают архитекторов А. Захарова, А. Руску, В. Гесте, В. Стасова, хотя прямой ссылки на их авторство нет.
Прообразом жилых и общественных зданий второй половины XVIII - первой трети XIX в. был античный храм. Осевая композиция фасада, ризалит, оштукатуренный фасад (в дереве фасады обшивали тесом), нарастание декора к центру, четкое трехчастное
членение: рустованный цоколь, на уровне поля стены - прямой и треугольный профилированные сандрики на кронштейнах, балюстрады, пилястры, на уровне антаблемента - триглифы и метопы, зубчики, - все это приемы и формы классицизма, пришедшие в Иркутск через образцовые фасады 1809-1812 гг. Примерами строительства по образцовым фасадам являются объекты по адресам: ул. Борцов Революции, 6; ул. Тимирязева, 45 (дом декабриста Муханова), ул. Октябрьской Революции, 11; ул. Кожова, 11; ул. Лапина, 14; ул. Седова, 22; ул. Карла Либкнехта, 31; ул. Б. Хмельницкого, 26 (рис. 3).
Следующие тетради образцовых фасадов выходили с 1838 по 1852 г. К сожалению, неизвестно, какие именно тетради были присланы в Иркутск, так как данные об этом не сохранились.
Образцовые фасады 1838 г. были составлены в количестве 24 проектов и разосланы в 1839 г., эти фасады по большей части были нейтральны по отношению к серии 1809-1812 гг. и воспроизводили наиболее простые ее проекты.
а)
б)
в)
г)
Рис. 3. Дома Иркутска, расположенные по адресам: а - Декабрьских Событий, 74; б - Октябрьской Революции, 11; в - Тимирязева, 45; г - Борцов Революции, 6
Серии образцовых фасадов 1840, 1841, 1845, 1847 гг. рассылались по стране до 1952 г., их создание было вызвано отсутствием дешевых проектов. Здесь отчетливо виден отход от классицизма, например, из проектов полностью исчезли портики, типичные для данного стиля. Авторами этих проектов были архитекторы А.А.Тон, О.В. Бремер, В.В. Морган, Е.Ф. Паскаль, К.А. Ухтомский, Я.И. Реймерс, Н.Е. Ефимов, И.И. и Л. И. Шерлеман, Л.И. Руска (рис. 4).
В 1854 г. была опубликована последняя тетрадь образцовых фасадов «Образцовые фасады деревянных домов в 3, 4 и 5 окон с воротами и заборами, удостоенные ВЫСОЧАЙШЕГО одобрения для постройки таковых в уездных городах...» [2, с. 186]. В 1858 г. был издан указ об отмене строительства по образцовым фасадам.
В целом создатели образцовых фасадов 1838— 1852 гг. использовали такие элементы, как рамочные, щипцовые и полуциркульные наличники, позаимствованные из флорентийских и венецианских палаццо XV в. эпохи Ренессанса. Эти фасады лишены подчинения побочного главному; поскольку центр в них не выделен (центральная ось композиции отсутствует), преобладают равномерно-ритмические композиции, усиливаются черты однородности, нейтральности. «Образцовые фасады жилых домов середины XIX столетия опираются на традицию классицизма, используя и продолжая опыт проектирования жилых домов в максимально скромном варианте - безордерных, с равномерным распределением акцентов» [2, с.185]. Фа-
сады разрабатывались небольшими сериями и были ориентированы, преимущественно, на небогатую часть населения. Наличие в гражданской архитектуре Иркутска повторяющихся наличников окон в пределах одного этажа, двери на центральном фасаде сбоку (дверь не нарушает ритма, так как всегда совпадает очертаниями и высотной отметкой с окнами) рамочных, щипцовых и полуциркульных наличников, пилястр (также расположенных с определенным ритмом) свидетельствует о применении образцовых фасадов 1838-1852 гг.
Следующим аспектом, благодаря которому формы классицизма проникли в Иркутск, была деятельность местных архитекторов. Здесь следует упомянуть творчество иркутского архитектора Антона Ивановича Лосева - «человека по широте дарований и степени образованности исключительного для своего времени» [3, с. 105]. Лосев закончил Навигационную школу и в 1790 г. был назначен на должность губернского архитектора. «Наиболее ранним, датированным самим автором 1793 г., является чертеж его собственного дома. Удачная постройка, видимо, привлекла внимание заказчиков, и в 1794-1799 гг. А.И. Лосев строит двухэтажный каменный дом для купца Киселева, а с 1797 по 1801 гг. - здание для Главного народного училища. В 1800 г. Лосев строит каменный двухэтажный дом для купца Дударовского, а в 1801 г. - дома для купцов Баснина, Лычесова и Медведнико-ва... Лосев широко пользовался образцовыми проектами» [3, с. 105] (рис. 5).
Рис. 4. Образцы фасадов 1845,1847 гг.
а)
б)
Рис. 5. Фасады: а - дома купца Кисилева, 1799 г.; б - дома купца Баснина, 1801 г.
Например, не один раз архитектор брал за основу чертеж, «разработанный арх. Иваном Лемом в «Комиссии строений в Москве и С. Петербурга» и приложенный к плану Иркутска 1789 г. ... Пожар 1879 г. разрушил почти все, что построил А.И. Лосев в Иркутске. Обгорелые коробки домов восстанавливались во вкусе нового времени» [3, с. 102-103]. «Многие из проектов благодаря простоте архитектурного планировочного решения, разработанного в соответствии с требованиями застройщиков, превращались по существу в типовые решения и многократно использовались в строительстве» [4, с. 36]. По сохранившимся рисункам построек можно установить, что архитектор уже с 1793 г. вводил в гражданскую архитектуру такие элементы, как прямой и треугольный профилированный сандрик, пилястры, рустованные лопатки, ризалит, балюстрады, венки и ленты в тимпане фронтона.
На появление форм классицизма, несомненно, повлияло культовое зодчество, поскольку культовые здания были архитектурно-художественными доминантами в городе, каменные здания были носителем
стиля. Наиболее выдающимися церквями, построенными в лучших традициях классицизма, являются Церковь Казанской иконы Божьей Матери, 1814-1816 гг. (п. Тельма, Усольский р-н), Церковь Входа Господня в Иерусалим (Иерусалимская, 2-я кладбищенская), 1820-1835 гг. (Иркутск), Церковь Успения Пресвятой Богородицы, 1835-1847 гг. (Иркутск, пл. Декабристов, ранее Успенская).
Церковь Казанской иконы Божьей Матери заложена 9 июня 1814 г. на берегу р. Тельминки, где в 1730 г. был железнодорожный завод, затем была создана Тельминская мануфактура по производству сукна. С 1808 по 1820 гг. фабрика развивалась особо интенсивно, в это время здесь производили художественное стекло. В это время директором мануфактуры был Игнатий Иванович Соколовский, именно ему пришла идея создания храма. Церковь строил ссыльный мастер Иоаким Иванович Шорин, работавший на фабрике (рис. 6).
«Казанская церковь - выдающееся произведение классицизма на сибирской земле. Храм выделяется из
круга провинциальных построек Восточной Сибири столичным уровнем архитектуры. Основа композиции - крупная двухъярусная ротонда храма под полусферой купола, и стройная четырехъярусная круглая колонна. Колоннада, огибающая храм с южной и северной сторон, свой пластичностью усиливает пространственную выразительность постройки. Во втором ярусе к ротонде храма примыкают четыре круглые башенки с крестами.
Целостному восприятию сложной композиции здания способствует трактовка всех фасадов в строго классическом стиле. Каждый ярус завершается фризом, украшенными лепными гирляндами, и карнизом, который поддерживают кронштейны. Гладкие стены расчленены в первом ярусе полуколонками ионического ордера и во втором - сдвоенными пилястрами; в простенках расположены круглые медальоны с маль-
тийскими крестами» [1, с. 380-381]. Какие же формы и приемы были взяты на вооружение иркутскими зодчими? Прежде всего, это ярусное построение композиции, профилированные пояса, пилястры, кронштейны, полуколонки, архивольты, венки, зубчики.
Церковь Входа Господня в Иерусалим (рис. 7) была заложена епископом Михаилом 23 сентября 1820 г. по проекту томского губернского архитектора А.П. Де-ева, иконостас же выполнялся по проекту иркутского архитектора А.В. Васильева. Архитектура церкви соответствовала тенденциям классицизма, а формы и приемы отличались столичным уровнем. «Фасадный декор строг и лаконичен. Окна без наличников, украшены только сандриками; простой антаблемент, колонные портики с трех сторон - все это характерно для позднего классицизма, пришедшего в Иркутск лишь к 30-м годам XIX столетия» [1, с. 117].
Рис. 6. Церковь Казанской иконы Божьей Матери
Рис. 7. Церковь Входа Господня в Иерусалим
Церковь Успения Пресвятой Богородицы (рис. 8) была заложена 25 апреля 1836 г. епископом Иннокентием по проекту иркутского архитектора А.В. Васильева. Строил её мастер П.С. Ивельский. Церковь так же, как и две предыдущие, была построена в формах зрелого классицизма и выделялась профессионализмом. Четвериковое основание храма завершалось световым барабаном, который нес сферический купол. Над углами четверика располагались еще четыре небольшие главки. Колокольня была увенчана шпилем и имела ярусы различной формы: четвериковый в основании, восьмериковый в средней части и стройный
цилиндрический с аттиком в завершении. Непосредственно под куполом находился круглый низкий ярус резонатора. Целостному восприятию здания, композиция которого строго осевая, способствовали развитые горизонтальные членения в виде аттиковых поясов, завершающих все ярусы колокольни и храма. Фасады лаконичны: единственным украшением гладких стен основания были только надоконные ниши. Успенская церковь была закрыта в 1930 г., а через год её взорвали. В настоящее время на месте храма разбит сквер.
Рис. 8. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
в) г)
Рис. 9. Дома Иркутска, расположенные по адресам: а - ул. Дзержинского, 64б; б - ул. Энгельса, 21; в - ул. Рабочая, 2; г - ул. Рабочая, 6
Однако, наслаиваясь на современные функционально-планировочные структуры, классицистические элементы сохранялись в трансформированном виде (рис. 9).
Итак, появлению и развитию форм и приемов классицизма способствовали:
- градостроительная политика второй половины
XVIII - середины XIX в., проявившаяся в создании регулярных планов и серий образцовых фасадов, стилистически направленных на классицизм;
- ориентированность на каменные формы, в частности на культовое зодчество;
- деятельность местных и губернских архитекторов.
Библиографический список
1. Калинина И.В. Православные храмы Иркутской Епархии XVII - начала XX. М.: Галарт, 2000. 494 с.
2. Русское градостроительное искусство. Градостроительство России середины XIX - начала XX века. Кн. 1: Общая характеристика. теоретические проблемы / Е.И. Кириченко [и др.]; отв. ред. Е.И. Кириченко. М.: Прогресс-Традиция,
2001. 340 с.
3. Архитектурное наследство. Вып. 19: сб. науч. тр. / ЦНИИ теории и истории архитектуры; под ред. О.Х. Халпахчьян [и др.]. М.: Стройиздат, 1972. 213 с.
4. Оглы Б.И. Иркутск: О планировке и архитектуре города. Иркутск.: Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1982. 112 с.