Научная статья на тему 'Наличники деревянных фасадов г. Иркутска начала XIX - первой трети ХХ В. В стилистике классицизма'

Наличники деревянных фасадов г. Иркутска начала XIX - первой трети ХХ В. В стилистике классицизма Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
540
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИЦИЗМ / ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА ИРКУТСКА XIX ВЕКА / ПРЯМОЙ ПРОФИЛИРОВАННЫЙ САНДРИК / ТРЕУГОЛЬНЫЙ САНДРИК / ЛУЧКОВЫЙ САНДРИК / ЩИПЦОВЫЙ САНДРИК / АРХИВОЛЬТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Асманкина Валентина Александровна

Приведены исследования наличников деревянных фасадов г. Иркутска начала XIX первой трети XX века в стилистике классицизма. Выявлено, что основным критерием типизации формы наличника является его простота и дешевизна изготовления. Серии образцовых фасадов, стилистически направленных на классицизм, стали источником появления прямого профилированного сандрика и сандрика с треугольным фронтоном. Прямой сандрик, лучковый и щипцовый сандрик на плечиках, получили самое широкое распространение. Также был распространен рамочный наличник и архивольт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Wooden window casing moldings of Irkutsk of the early XIXth - the early XXth centuries in the style of classicism

The research presents wooden window casing moldings of Irkutsk of the early XIXth the early XXth centuries in the style of classicism. It was revealed that the key factor for typification of win-dow casing moldings forms is casing’s simplicity and low cost of manufacturing. Series of model facades, designed in classicism, became a reason for appearing of a straight shaped head moulding and a triangular head moulding of a window casing. A straight, a bow-shaped and a gable head moulding on shoulders became often used. A framed casing molding and an archivolt also were abundant.

Текст научной работы на тему «Наличники деревянных фасадов г. Иркутска начала XIX - первой трети ХХ В. В стилистике классицизма»

отмены государственных регламентаций деревянные постройки выполнялись в соответствии с последовательно сменявшимися архитектурными направлениями своего времени. Композиция фасадов второй половины XIX в. основывалась на эклектичных формах.

Литература

1. Ладейщиков, А.Ю., Ладейщикова, Е.Р. Каменное жилое зодчество XIX - начала XX в. [Электронный ресурс] Магнит-Байкал: [сайт]. - Режим доступа: www.magnit-baikal.ru/publ/5-1-0-46.

2. Оглы, Б.И. Иркутск: о планировке и архитектуре города / Б.И. Оглы. - Иркутск: Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1982. - 112 с.

3. Хлебникова, О. Башенка с открытки / О. Хлебникова // Областная. - 2009. - №3 (428) от 16.01.2009.

4. Щербин, В.Т. Обзор архитектурного наследия Иркутска 2 [Электронный ресурс] Магнит-Байкал. - Режим доступа: http://www.magnit-baikal.ru/publ/5-1-0-43.

В.А. Асманкина, г. Иркутск Научный руководитель: М.Г. Меерович, г. Иркутск

НАЛИЧНИКИ ДЕРЕВЯННЫХ ФАСАДОВ Г. ИРКУТСКА НАЧАЛА XIX - ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ В.

В СТИЛИСТИКЕ КЛАССИЦИЗМА

Значение Иркутска как одного из ведущих городов деревянной архитектуры неоспоримо. Часть домов является рядовой застройкой своего времени и составляет естественную среду, в которой существовала другая часть - истинные шедевры иркутского деревянного зодчества.

Цель работы - выявить наличники деревянных фасадов г. Иркутска начала XIX -первой трети XX в. в стилистике классицизма.

До настоящего времени декоративное убранство деревянной гражданской архитектуры города Иркутска подробно не изучалось, не подвергалось систематизации, несмотря на то, что основную «ткань» дореволюционных построек составляли именно деревянные дома. Преобладание деревянной застройки привело к появлению таких приемов и форм деревянной архитектуры, которые выгодно отличают Иркутск от других городов, тем не менее традиции классицизма в деревянной архитектуре Иркутска до сих пор не получили освещения и достойной оценки исследователей.

Итак, какие же типы наличников, имеющих классический прототип, существуют? чтобы ответить на этот вопрос, нужно прежде всего выделить весь массив подобных наличников. А для этого необходимо выделить признаки классического прототипа:

а) общая композиция наличника - простая, лаконичная, без излишеств;

б) наличник состоит из ряда прямолинейных и криволинейных, широких и узких профилей, чередующихся между собой. чаще всего чередуются полочка, прямой четвертной вал и прямая выкружка; последние используются для создания перехода от нижней, менее широкой части к верхней, более широкой;

в) форма наличника напоминает форму антаблемента в ордерах. Верхняя горизонтальная часть наличника - это архитрав. Следующая форма - фриз, который в ордерах представляет собой гладкую часть между профилированным архитравом и карнизом. Фриз сходен с лобанью. Над фризом помещается карниз, завершающий обработку окна; он, так же как и в ордерах, мелко профилирован;

г) характерные элементы классицистических наличников: накладные резные элементы (розетки, пальметта, растительный мотив), воинская символика (стрелы и кольца), орнамент (ионики, зубчики, меандр).

Рассмотрим наличники главного фасада. На основании указанных выше признаков выделены следующие типы.

Первый тип - прямой профилированный сандрик, который получил широкое распространение в жилой гражданской архитектуре Иркутска в связи с тем, что эти наличники «.. .были просты и не сложны в изготовлении, что позволяло легко перейти к своеобразной типизации, которая нашла место в широкой повторяемости их на многих домах» [2, с. 48]. Композиция этого типа, как правило, простая и лаконичная, лишена изгибов и вычурности форм. Следует отметить, что иркутские наличники наиболее ранних жилых построек начала XIX в. уже слегка профилируются и декорируются сухариками, например наличник дома Котельниковой, так называемого горбатого дома, по адресу ул. 5-й Армии, 47 (разрушен в 1961 г.) (рис. 1). Благодаря крутому углу ската

Рис. 1. «Горбатый» дом

кровли снег зимой не скапливался и не продавливал дома по весне; такие дома иркутяне и называли «горбатыми».

Эти же наличники использовались в проекте общественных и казенных зданий, например на фасаде гражданского дома, проект 1801 г. (рис. 2).

Прямой профилированный сандрик делится на несколько групп по составу частей:

а) сандрик без навершия. Это один из самых распространенных сандриков античной архитектуры и архитектуры Иркутска, он был прост и дешев в изготовлении (рис. 3 а).

б) сандрик без лобани. В иркутских наличниках, так же как и в классических, иногда над горизонтальной частью наличника вместо лобани (в классицизме - вместо фриза) делается карниз, завершающий обработку окна (здесь без лобани форма карниза кажется приплюснутой сверху) (рис. 3б). Эта форма встречается сравнительно редко

Рис. 2. Фасад гражданского дома, 1801 г.

Рис. 3. а - сандрик без навершия: ул. Седова, 22а, ул. Декабрьских Событий, 74,

ул. Ф. Энгельса, 33; б - сандрик без лобани, ул. Волконского, 10; в - сандрик, состоящий из трех частей (навершие, карниз, лобань): ул. О. Революции, 11,

ул. Звездинская, 4, ул. Б. Хмельницкого, 4б г - навершие - резной гребень: ул. Б.Революции, 6, ул. Декабрьских Событий, 70,

ул. С. Разина, 51.

и сменяется формой, получившей чрезвычайно широкое развитие - лобань между наличником и карнизом.

в) сандрик, который содержит все части: навершие, карниз, лобань. Иркутские наличники по форме навершия разделены на две группы:

- навершие геометрических очертаний; в этом случае форма иркутского навершия сходна с формой парапета образцовых фасадов 1809-1812 гг. (рис. 3в);

- навершие в виде резного гребня из встречных волют (рис. 3г).

Второй тип - сандрик с треугольным фронтоном. В Иркутске сохранилось очень мало наличников с сандриком в виде треугольного фронтона. Наклон скатов фронтона

Рис. 4. а - треугольный фронтон: ул. Ангарская, 8, ул. Ст. Разина, 36, ул. Коммунаров, 19б;

б - сандрики образцовых фасадов 1809-1812 гг.; в - окна жилых домов Лосева, слева направо: собственный дом (1793 г.). дом купца Иванова (1799 г.), дом Дударовского (1800 г.), дома купцов Н.Т. Баснина (1801 г.) и

Г.А. Кисилева (1799 г.).

строился «на глазок». Чаще всего треугольные фронтоны второй половины XIX в. невыразительны и лишь слабо имитируют античный треугольный фронтон (рис. 4а). Прямой профилированный сандрик и сандрик с треугольным фронтоном были привнесены в Иркутск образцовыми проектами 1809-1812 гг. (рис. 4б). Такие наличники еще с 1793 г. активно применялись Лосевым в постройках жилых домов (рис. 4в).

Третий тип - лучковый сандрик. «В эпоху Возрождения вводится в архитектурный обиход дугообразная форма фронтонов. Такой дугообразный фронтон называется «лучковым». Впервые такие фронтоны встречаются в восточных провинциях поздней римской архитектуры» [1, с. 174]. Античный лучковый фронтон состоял из профилированной дугообразной части и горизонтальной части карниза. В Иркутске не сохранился лучковый фронтон в античном его представлении, но появился лучковый сандрик на плечиках, с различным радиусом криволинейной части (рис. 5).

Рис. 5. Лучковый фронтон: ул. Черемховский пер., 8, ул. Марата, 41, ул. Дек. событий, 72

Четвертый тип - щипцовый фронтон встречается в римской архитектуре, этот фронтон состоит только из двух наклонных карнизов и совершенно лишен горизонтальной части карниза. «Это устройство фронтона позволяло поместить непосредственно под скатами большие полукруглые окна, освещающие помещения, крытые большими сводами» [1, с. 176].

В Иркутске широкое распространение получил щипцовый сандрик на плечиках: части горизонтального карниза (плечики) выносятся за наклонные скаты. Такой наличник декорировался зубцами и пропильной однослойной резьбой, а под скатами крыши поле лобани декорировалось филенками и розетками (рис. 6). Наклон скатов щипцового сандрика варьировался.

Рис. 6. Щипцовый фронтон: ул. Т. Июля, 5, ул. Грязнова, 8, ул. Грязнова, 2а.

Пятый тип - архивольт, встречается в жилой гражданской архитектуре г. Иркутска редко. Этот прием выработался в античной архитектуре для обработки арок. «Обычно полукруглая часть обводится нешироким обрамлением - архивольтом, который, в свою очередь, упирается своими нижними частями на одинаковые с ним по ширине горизонтальные пояса, протянутые между арками. Они носят название импост. Наконец, средний верхний камень арки, замок, часто выделяется, выступая из поля стены несколько рельефнее, чем архивольт» [1, с. 42-43]. К сожалению, этот тип сохранился лишь на одном объекте - доме по ул. К. Либкнехта, 35, построенном в 1880-х гг. (рис. 7).

Рис. 7. Архивольт дома по ул. К. Либкнехта, 35.

Шестой тип - рамочный наличник, встречается в архитектуре эпохи Возрождения, периода высокого Ренессанса. Рамки наличника образованы филенками; они всегда устраиваются параллельно очертанию поля и на одинаковом расстоянии от этого поля. Иркутские рамочные наличники чаще всего декорируются рельефным замковым камнем

и имеют различные геометрические размеры. На фасаде дома по ул. Дек. Событий, 52 наличник двойной: сверху рамочный наличник перекрывает прямой профилированный сандрик. Это характерный пример модификации и компоновки классических форм в интерпретации местной архитектуры (рис. 8).

Рис. 8. Рамочный наличник: ул. Декабрьских Событий, 52, ул. Желябова, 17,

ул. Желябова, 17б

На боковых фасадах можно выделить те же типы наличников, но в основном они представлены прямым профилированным сандриком без декора, что объясняется желанием хозяев главный фасад украсить более нарядными наличниками, а дворовые фасады - скромными прямыми профилированными сандриками.

Итак, из наличников, имеющих классический прототип, наибольшее распространение в гражданской деревянной архитектуре г. Иркутска получил прямой профилированный сандрик с разнообразными вариациями навершия (прямоугольное, трапециевидное, резной гребень из встречных волют). Такие наличники были просты и дешевы в изготовлении, что позволяло легко перейти к типизации и повторяемости их форм на деревянных фасадах Иркутска. Такое же широкое распространение получили лучковый сандрик и щипцовый сандрик на плечиках. Также был распространен рамочный наличник и архивольт.

Литература

1. Михаловский, И.Б. Теории классических архитектурных форм / И.Б. Михаловский.

- М.: Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1940. - 270 с.

2. Оглы, Б.И. Иркутск: О планировке и архитектуре города / Б.И. Оглы. - Иркутск.:

Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1982. - 112 с.

Г.П. Ведмидь, г. Сургут

КУЛЬТОВОЕ ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО ЮГРЫ (ПО ИТОГАМ ЛЕТНЕГО ПОЛЕВОГО СЕЗОНА 2012 Г.)

В ходе летнего полевого сезона 2012 г. было обследовано четыре памятника культового деревянного зодчества в населенных пунктах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ХМАО-Югры). Научно-исследовательские работы, цель которых заключалась в обеспечении сохранности объектов архитектурного наследия, выполнялись в июне-августе на основании государственного контракта, заключенного между Службой государственной охраны объектов культурного наследия ХМАО - Югры и Центром «Барсова Гора». В процессе выполнения работ предстояло решение ряда задач,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.