ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОКТРИНЫ: ИДЕИ И СИМВОЛЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
УДК 321(560) ББК 66.1(5Туц)-231.1
A.A. Деев
Истоки и современное состояние доктрины пантуранизма
В статье прослеживается процесс становления и развития доктрины пантуранизма со времени формулирования основных идей и их постепенного включения в осуществляемую Турцией на практике официальную внешнеполитическую линию до нашей современности, отмеченной появлением таких эффективных институтов продвижения пантуранизма, как Всемирная ассамблея тюркских народов, Тюркский совет, ультраправая Партия националистического движения и др. Рассматривается роль СМИ и образовательных организаций в культурно-просветительной экспансии доктрины сегодня.
Ключевые слова: пантуранизм, пантюркизм, Туран, тюрки, тюр-ко-татары, Арминий Вамбери.
После падения в 1990-х гг. системы биполярного мира начались активные процессы по формированию полицентрич-ной системы международных отношений с наличием большого разнообразия акторов. Среди стран, претендующих на статус великой державы или на главенствующую роль в том или ином регионе, появилась и Турецкая Республика. Реализация амбициозных задач на внешнеполитической арене предполагала выработку новой стратегии, в которой важную роль заняли доктрины пантуранизма и пантюркизма1. Анализ проблемы формирования пантуранизма и пантюркизма как значимых положений нового политического курса Турецкой Республики, благодаря которому турецкий фактор стал играть важную роль практически во всех вопросах на международной арене, относится к актуальным сегодня задачам.
В современной научной литературе рассматриваемая проблема представлена во многих работах, одни из которых подчеркивают нереалистичность планов Анкары2, в то время как другие видят возможным построение нового внешнеполитического курса
© Деев А.А., 2018
Davutoglu A. Stratejik Derinlik. Türkiye'nin Uluslararasi Konumu. Istanbul, 2012. 584 s. Шкира Н.В. Пантюркизм, пантуранизм, «неоосма-низм» и экономические интересы России и Турции [Электронный ресурс] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. СПб., 2014. № 165. С. 147-153. URL: https://cyberleninka. ru/article/v/pantyurkizm-p anturanizm-neoo sm anizm-i-ekonomicheskie-interesy-rossii-i-turtsii (дата обращения: 26.10.2018).
2
Турции с опорой на идеи пантуранизма и пантюркизма3. Важно отметить, что изучаемая в статье проблема является новейшей для академической среды, ее источниковая база находится в процессе формирования. При изучении влияния теорий пантуранизма и пантюркизма на сегодняшнюю внешнюю политику Турции необходимо учитывать современные ресурсы, публично отражающие позиции политических организаций, участвующих в продвижении доктрин, а также использующих их в своих целях, - официальные сайты политических партий, СМИ и т. д.4
Что такое пантуранизм и пантюркизм?
В научных исследованиях под термином «пантуранизм» понимается движение, направленное на объединение территорий всех тюркских государств на основе их этнической, культурной и языковой общности в одно государственное образование (Туран) с активной ассимиляцией нетюркских народностей.
Пантюркизм - идея воссоединения всех тюркских этносов на основе общей культуры в единое государство под руководством Турции5.
Первые упоминания о Туране мы можем найти в священных источниках зороастрийцев-огнепоклонников. В данных текстах Туран представлен в виде центра, сосредотачивающего враждебные силы против Арии (современного Ирана).
Туран - географическое название страны, территории которой расположены между Каспийским морем, Иранской и Акмолинской возвышенностями и истоками рек Сырдарья и Иртыш.
К туранским или урало-алтайским народам можно отнести следующие пять групп:
1. угро-финские народы (карелы, эсты, финны, лопари, черемисы);
2. самоеды - племена, сохранившиеся в небольшом количестве в Северо-Западной России;
3. тюрки - турки-османы, татары, балкарцы, башкиры, туркмены, узбеки и т. д.;
4. монголы - калмыки и буряты на территории России, за ее пределами - монголы в Монголии;
5. маньчжуры - маньчжуры, гольды и тунгусы6.
Беглый взгляд на географическую карту показывает, что не все перечисленные выше туранские народы живут сплошной массой и на одной территории. Многие из них также отличаются друг от друга по языку, вероисповеданию, культуре. Эти обстоятельства и заставляют выделить среди этих народов особую группу, родственную по языку, вероисповеданию и культуре, занимающую сплошной цепью пространство от Средиземного моря до китайских стен. Это турко-татарская группа туранских народностей. К их объединению и стремится политическое течение, носящее название пантюркизм.
Опираясь на доводы социологии, этнологии, политики и истории, пантюркисты и пантуранисты выступают за освобождение туранских народов от иностранного ига, культурное и политическое объединение в рамках одного государства.
Бурашникова А.Б. Неопантюркизм и неоосма-низм во внешней политике Турции [Электронный ресурс] // Известия Саратовского университета. 2013. Т. 13. № 2. С. 65-69. URL: https://cyberleninka.ru/ article/v/neopantyurkizm-i-neoosmanizm-vo-vneshney-politike-turtsii; Hale W. Turkey and Regional Politics after the Cold War: Central Asia and the Middle East // Turkish Foreign Policy, 1774-2000. L., 2000. P. 291. См. например: Milliyet^i Hareket Partisi [Электронный ресурс]. URL: https://www.mhp.org.tr/mhp_ index.php (дата обращения: 26.10.2018).
Зареванд. Турция и пантуранизм / введ. А.Н. Мандельштама. Москва: Ключ-С, 2015. 176 с. Трубецкой Н.С. О туранском элементе в русской культуре [Электронный ресурс] // Хронос. URL: http://www. hrono.ru/statii/turan_ ru.html (дата обращения: 26.10.2018).
3
4
5
5
Корни пантуранизма
Пантуранизм, который долгое время являлся господствующей в Турции политической доктриной, зародился не в Малой Азии. Местом появления данной идеологии является соседняя Турции страна - Россия. Основоположниками пантуранизма и распространителями его идей среди анатолийских турок были российские мусульмане.
Национальное чувство, а тем более его разновидность - национализм раньше всего появляется и развивается в народе, который лишен политической самостоятельности. Пантуранизм как вариант крайней национальной доктрины естественным путем нашел более благодатную среду у подвластных царю - «гяуру» российских мусульман, а не среди живущих самостоятельной политической жизнью анатолийских турок.
В связи с тем что на начальном этапе своего возникновения национальное движение тюрко-татар носило панисламистский характер, надежды и взоры руководителей движения были направлены на Османскую империю, в которой располагался Халиф - глава всех мусульман. Во главе национального тюрко-татарского движения встал Исмаил Гаспринский. Еще в 1879 г. под его руководством в Бахчисарае начала выпускаться газета «Терджиман». Данную газету можно воспринимать в качестве первого печатного органа, который преследовал цель защиты религиозных и национальных интересов мусульман Российской империи. В это же время активную пропаганду на Кавказе начал Мирза Фет-Али Ахундов. Однако для того, чтобы татарские националисты могли выступить с откровенными пантуранистскими программами, им нужно было подготовить собственный народ, так как национальное чувство только начинало зарождаться среди тюрко-татарских масс. Во многом же группы тюрко-татар России были связаны между собой только лишь общностью магометанской веры.
Для того чтобы вывести в массы идею о племенной общности между татарином России, среднеазиатским киргизом и анатолийским турком, лидеры движения прибегают к услугам художественной литературы. Начинается активная пропаганда целого ряда поэтических и исторических произведений, в которых воспевались и приводились в пример героизм и подвиги предков всех народов бывшего Турана, которые некогда были господствующей силой в Европе и Азии.
Огромную роль в культурно-просветительской пропаганде пантуранизма сыграли работы востоковедов (Арминия Вамбери, В.В. Радлова), в которых научно обосновывается и доказывается общность языка, истории и культуры всех тюрко-татарских народов.
Российские идеологи пантуранизма изначально осознавали, что для реализации своей цели им была необходима поддержка Османской империи - страны, которая единственная способна выполнить высокую миссию освобождения и воссоединения всех туранских народов. Для продвижения своих идей российские пан-туранисты начинают активную пропаганду в Османской империи.
Зарождение пантуранизма в Турции
В середине XIX в. в Османской империи были в очередной раз распространены идеи «вестернизации». Турки не готовы были принять мысль о том, что между ними и тюрко-татарами есть какая-то связь. Интересные сведения можно найти в работах знаменитого ориенталиста А. Вамбери. Так, в одной из своих работ он описывает свое путешествие на Восток7. Когда в 1856 г. он представлял свою теорию об общих корнях происхождения туранских народов перед беями Стамбула, то с большим удивлением для себя заметил недовольство и даже отвращение на лицах турецких эффенди. Беи Босфора даже обижались на теорию о том, что они могут стоять в одном ряду с бездомными кочевниками.
Переворот в сознании анатолийских турок возник после начала активной пропаганды идей пантуранизма переехавшими из России лидерами тюрко-татарского национального движения.
В 1889 г. в турецких газетах публикуется стихотворение, носящее кричащее название «Туран». Позже, восемь лет спустя, публикуется работа Мемеда Эмина, названная им «Я турок». Данные стихотворения вызывают большие изменения в сознании турок. Заметным становится переход умонастроений молодого поколения от оттоманизма к тюркизму.
Важнейшую роль в продвижении идей пантуранизма на территории Турции сыграл младотурецкий переворот. Установившиеся после переворота конституционные порядки заметно оживили политическую и социальную жизнь страны (начали возникать различные политические союзы и объединения, у которых была возможность в свободной форме продвигать свои идеи и установки).
Этим новым положением активно воспользовались пантурани-сты, которые со всех концов съехались в Стамбул, превратив последний в центр пантуранистской пропаганды.
Несомненно, огромную роль в продвижении идей объединения всех туранских народов сыграли российские тюрко-татары (Акчу-ра, Гусейн-заде, Агаев и др.). Однако только из-за того, что в самой Турции были благоприятные условия для развития данных идей, движение, получив первые толчки, очень быстро пошло вперед.
Причины возникновения пантуранизма в Турции очень схожи с российскими. Как и в Российской империи, пантуранизм стал формой национального движения и самовыражения турок. Задачи пантуранизма в Турции были также во многом схожими с российскими: реформы турецкого языка, защита мусульманской религии.
После младотурецкого переворота образуются некоторые литературные органы, которые ставили своими задачами очищение турецкого языка и вообще турецкой культуры от инородных влияний. Самыми важными из этих органов являлись «Генч галемляр» («Молодые перья») и «Ени лиса» («Новая речь»).
Несмотря на то что эти движения на своем начальном этапе преследовали литературно-культурные цели, в своем дальнейшем развитии они приобрели чисто политический характер. В этом деле
Вамбери А. Путешествие по Средней Азии [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/HISTORY/ WAMBERI/azia1867.txt_ with-big-pictures.html (дата обращения: 26.10.2018).
7
огромная роль принадлежит Зии Гекальпу, который являлся основоположником и главным идеологом турецкого пантуранизма.
Тем не менее официальной доктриной правящей партии (партия «Единение и прогресс») являлся оттоманизм, то есть объединение различных народностей Турции в единую оттоманскую нацию, следствием чего (как это произошло в Соединенных Штатах Америки) должны были стать единый язык, единая культура.
Поводом, послужившим для перехода правительства Турции от политики оттоманизма к пантуранизму, послужила Балканская война. Отсоединение почти всех европейских территорий от Османской империи открыло глаза широким массам. Этот удар был особенно ощутим, так как он был нанесен не великими европейскими державами, а вчерашними «райями», равноправие которым и было преподнесено младотурками для возрождения Османской империи.
В самые трудные для империи моменты турки остались совсем одни, полностью покинутые своими бывшими согражданами. Слова поддержки, сочувствия и ободрения поступали только лишь от далеких тюрко-татарских народов Кавказа и Крыма, Туркестана и Казани. Помимо психологической поддержки была оказана помощь и материальная: от братьев-тюрок в Турцию шли депутации, привозящие с собой денежные средства, нужды для военных госпиталей и, что более ценно, тысячи добровольцев, желающих помочь Красному Полумесяцу.
Таким образом, Балканская война оказала важнейшее влияние на понятия турок о государстве и нации. Она отчетливо продемонстрировала, что турки - не оттоманы, а турки. Их страна не Османская империя, а Турция. Единственными союзниками турок могут выступать лишь братья-тюрки, которые и помогут построить новую Турцию, очищенную и освобожденную от чужеродных элементов.
Современное состояние доктрин пантуранизма и пантюркизма
На сегодняшний день тема пантуранизма значительно реже упоминается как в научной сфере, так и в публицистической литературе. На самом деле по сравнению с активными пантуранист-скими действиями правительства Турции в середине и конце XX в. (активная пантуранистская атака во время Первой мировой войны и распада СССР) на данный момент можно отметить снижение интереса к этому вопросу. Различные исследователи высказывают противоположные точки зрения. Так, одни из них считают, что смена вектора политики Турецкой Республики связана напрямую с поведением некоторых тюркских государств, которые, желая получить материальную помощь от Анкары, не стремятся к какой-либо политической интеграции с ней. Другие же исследователи выступают за то, что приход к власти умеренно-исламистской Партии справедливости и развития таким образом изменил внешнеполитическую ориентацию государства8.
Однако если внимательнее посмотреть на политические события, которые происходят в тюркском мире, то станет очевидно, что
8 Амелина Я. «Пятая колонна» Турции // Русский дом. 2004. № 7.
сторонники идей пантуранизма продолжают вести активную деятельность.
Так, с 1991 г. свои функции активно осуществляет Всемирная ассамблея тюркских народов (АТН). В 2007 г. на последнем форуме были приняты проекты, целью которых является создание единого тюркского языка, а также экономическая и политическая интеграция стран тюркского мира. Более того, казахский академик Сул-танмурат выступил с предложением переименовать республику в «Туран», тем самым возвышая своего первопредка.
В 2009 г. тюркские государства создали специальный орган -Тюркский совет, целью которого является развитие всестороннего сотрудничества между государствами-участниками.
В 1969 г. Алпарсланом Тюркешем была создана ультраправая Партия националистического движения, которая стоит на позициях пантюркизма. Партия располагает молодежной военизированной организацией «Серые волки» («Боз курт»).
Так, в 1992 г. члены «Серых волков» принимали активное участие в Карабахском конфликте на стороне Азербайджана по приглашению Абульфаза Эльчибея - будущего президента республики. Сразу после того как в июне 1992 г. поддержанный Тюркешем Народный фронт Азербайджана пришел к власти, пост министра внутренних дел занял глава азербайджанских «Серых волков» Искандер Гамидов. Выступление Гамидова на съезде «Мусавата» (пантюркистской партии Азербайджана) продемонстрировало, что сегодняшний пантюркизм в целом и организация «Серых волков» не отказываются от своих планов на строительство общетюркского государства.
В 2009 г. «Серые волки» поддержали крымских татар в их борьбе против присоединения полуострова к России. Юсуф Ар-паджик, авторитетный член турецких «Серых волков», заявил о том, что крымские татары могут быть уверены в полной поддержке всего тюркского мира в борьбе против «имперских притязаний» России.
Явные пантуранистские действия, происходящие в наши дни, ярко демонстрируют, что идеология пантуранизма отнюдь не мертва. Турецкие амбиции сегодня распространяются на важнейшие регионы Евразии: Восточное Средиземноморье, Кавказ, Крым, Ближний и Средний Восток, часть Урала, юг Сибири и Центральную Азию.
Инструментом реализации турецкой внешней политики являются СМИ. В регионах активно применяется «мягкая сила»: пропагандируется турецкая литература и музыка, транслируются турецкие телепередачи, распространяются различные печатные издания.
Важным элементом «мягкой силы» является активное распространение турецкого языка. Для этой цели в Турции были созданы различные институты (Юнус Эмре и т. д.), целью которых является «турецкий язык в каждой точке планеты».
Стоит отметить, что пантюркизм на его современном этапе развития (в отличие от этапа доктрины середины - конца XX в.) придерживается исключительно мирных методов, ставя главной
целью культурную и экономическую экспансию, что, безусловно, не означает отсутствие политического подтекста.
На территории Российской Федерации идеи пантюркизма внедряются именно через культурно-просветительскую экспансию. Турецкие общественные организации (Институт Юнус Эмре, фонд «Толеранс», фонд «Уфук»), которые расположены на территории тюркских республик РФ, декларируют только самые положительные цели. Однако вместе с тем представители данных организаций активно выступают за перевод на латинский алфавит языков тюрок России, за введение турецкого языка в образовательном процессе в республиках.
Важнейшая роль в продвижении идей пантуранизма отведена турецким учебным заведениям на территории всех тюркских республик. На сегодняшний день на территории Российской Федерации действует порядка 30 школ, лицеев и колледжей, получающих спонсирование из Турции. Всего на территориях стран СНГ насчитывается порядка 200 таких учреждений9.
Несмотря на то что можно заметить отчетливые пантуранист-ские действия Турции в тюркских республиках России и бывшего СССР, можно утверждать, что основное внимание на сегодняшний день пантюркисты направили на Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая.
С одной стороны, население Синьцзян-Уйгурского района (8 млн) выглядит совершенно незначительно в сравнении с миллиардом хань-цев, однако с другой стороны, более чем за 2000-летнюю историю соседства ханьцам так и не удалось ассимилировать уйгур.
Особенное усиление сепаратистских волнений в Восточном Туркестане (так именуют этот район пантюркисты) можно было отметить после появления независимых центральноазиатских республик, которые появились после распада СССР.
В 1992 г. в Стамбуле был создан Национальный конгресс Восточного Туркестана, который стал первой уйгурской организацией. Впоследствии Национальный конгресс был переименован в Восточно-Туркестанский Национальный Центр (ВТНЦ), штаб-квартира которого под давлением КНДР была перемещена из Стамбула в Мюнхен. 16 апреля 2004 г. ВТНЦ был преобразован во Всемирный Уйгурский Конгресс10.
Несмотря на то что Всемирный Уйгурский Конгресс ставит в качестве своей идеологической базы уйгурский национализм и пантюркизм, Конгресс выступает не за полное отделение Синь-цзян-Уйгурского района от Китая, а за достижение подлинной автономии СУАР.
Китай отчетливо видит предпосылки для возникновения угроз политической стабильности страны, обвиняя в их появлении не только отдельные организации, но и страны (Турцию). Позицию КНР поддерживают союзники по ШОС (Россия в первую очередь обеспокоена усилением тюркского сепаратизма в регионе).
Подводя итог, можно сделать вывод, что идеи пантюркизма и сегодня остаются значимым явлением для политической жизни целого региона. Активная пантуранистская пропаганда продол-
9 Котошихин Г. Призрак Великого Турана (Есть ли в Приволжье пантюркизм?) // Век. 2002. № 1-2.
10 Сваранц А. Пантюркизм во внешнеполитической стратегии Турции в 90-х гг. // Армянский вестник. 2000. № 1-2.
жается даже несмотря на те преграды, которые возникли у идеологов движения в налаживании отношений с новыми независимыми тюркскими странами. Важным фактом является то, что субъектами пантуранистской пропаганды выступают не только отдельные организации11, но и ведущие политические деятели правительства Турецкой Республики, рассматривающие панту-ранизм и пантюркизм в качестве одних из составляющих новой внешней политики государства12. Приведенные выводы в данной статье могут использоваться для дальнейшего изучения положения Турецкой Республики в постбиполярной системе международных отношений, а также в рамках рассмотрения нового внешнеполитического вектора государства.
11 Milliyet^i Hareket Partisi [Электронный ресурс]. URL: https://www.mhp.org.tr/mhp_ index.php (дата обращения: 26.10.2018).
12 Davutoglu A. Stratejik Derinlik. S. 46.