Научная статья на тему 'Истоки и современное состояние доктрины пантуранизма'

Истоки и современное состояние доктрины пантуранизма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
463
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PANTURANISM / PAN-TURKISM / TURAN / TURKS / TURKO-TATARS / ARMINIUS VAMBERI / ПАНТУРАНИЗМ / ПАНТЮРКИЗМ / ТУРАН / ТЮРКИ / ТЮРКО-ТАТАРЫ / АРМИНИЙ ВАМБЕРИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Деев Арсений Андреевич

В статье прослеживается процесс становления и развития доктрины пантуранизма со времени формулирования основных идей и их постепенного включения в осуществляемую Турцией на практике официальную внешнеполитическую линию до нашей современности, отмеченной появлением таких эффективных институтов продвижения пантуранизма, как Всемирная ассамблея тюркских народов, Тюркский совет, ультраправая Партия националистического движения и др. Рассматривается роль СМИ и образовательных организаций в культурно-просветительной экспансии доктрины сегодня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The origins and current state of the doctrine of Panturanism

The article traces the process of formation and development of the panturanism doctrine since the time of the formation of the main ideas and their gradual incorporation into the official foreign policy carried out by Turkey till our present, marked by the emergence of effective institutions promoting panturanism such as the World Assembly of Turkic peoples, the Turkic Council, the ultra-right Nationalist Party movements, etc. The current role of the media and educational organizations in the cultural and educational expansion of the doctrines is discussed.

Текст научной работы на тему «Истоки и современное состояние доктрины пантуранизма»

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОКТРИНЫ: ИДЕИ И СИМВОЛЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

УДК 321(560) ББК 66.1(5Туц)-231.1

A.A. Деев

Истоки и современное состояние доктрины пантуранизма

В статье прослеживается процесс становления и развития доктрины пантуранизма со времени формулирования основных идей и их постепенного включения в осуществляемую Турцией на практике официальную внешнеполитическую линию до нашей современности, отмеченной появлением таких эффективных институтов продвижения пантуранизма, как Всемирная ассамблея тюркских народов, Тюркский совет, ультраправая Партия националистического движения и др. Рассматривается роль СМИ и образовательных организаций в культурно-просветительной экспансии доктрины сегодня.

Ключевые слова: пантуранизм, пантюркизм, Туран, тюрки, тюр-ко-татары, Арминий Вамбери.

После падения в 1990-х гг. системы биполярного мира начались активные процессы по формированию полицентрич-ной системы международных отношений с наличием большого разнообразия акторов. Среди стран, претендующих на статус великой державы или на главенствующую роль в том или ином регионе, появилась и Турецкая Республика. Реализация амбициозных задач на внешнеполитической арене предполагала выработку новой стратегии, в которой важную роль заняли доктрины пантуранизма и пантюркизма1. Анализ проблемы формирования пантуранизма и пантюркизма как значимых положений нового политического курса Турецкой Республики, благодаря которому турецкий фактор стал играть важную роль практически во всех вопросах на международной арене, относится к актуальным сегодня задачам.

В современной научной литературе рассматриваемая проблема представлена во многих работах, одни из которых подчеркивают нереалистичность планов Анкары2, в то время как другие видят возможным построение нового внешнеполитического курса

© Деев А.А., 2018

Davutoglu A. Stratejik Derinlik. Türkiye'nin Uluslararasi Konumu. Istanbul, 2012. 584 s. Шкира Н.В. Пантюркизм, пантуранизм, «неоосма-низм» и экономические интересы России и Турции [Электронный ресурс] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. СПб., 2014. № 165. С. 147-153. URL: https://cyberleninka. ru/article/v/pantyurkizm-p anturanizm-neoo sm anizm-i-ekonomicheskie-interesy-rossii-i-turtsii (дата обращения: 26.10.2018).

2

Турции с опорой на идеи пантуранизма и пантюркизма3. Важно отметить, что изучаемая в статье проблема является новейшей для академической среды, ее источниковая база находится в процессе формирования. При изучении влияния теорий пантуранизма и пантюркизма на сегодняшнюю внешнюю политику Турции необходимо учитывать современные ресурсы, публично отражающие позиции политических организаций, участвующих в продвижении доктрин, а также использующих их в своих целях, - официальные сайты политических партий, СМИ и т. д.4

Что такое пантуранизм и пантюркизм?

В научных исследованиях под термином «пантуранизм» понимается движение, направленное на объединение территорий всех тюркских государств на основе их этнической, культурной и языковой общности в одно государственное образование (Туран) с активной ассимиляцией нетюркских народностей.

Пантюркизм - идея воссоединения всех тюркских этносов на основе общей культуры в единое государство под руководством Турции5.

Первые упоминания о Туране мы можем найти в священных источниках зороастрийцев-огнепоклонников. В данных текстах Туран представлен в виде центра, сосредотачивающего враждебные силы против Арии (современного Ирана).

Туран - географическое название страны, территории которой расположены между Каспийским морем, Иранской и Акмолинской возвышенностями и истоками рек Сырдарья и Иртыш.

К туранским или урало-алтайским народам можно отнести следующие пять групп:

1. угро-финские народы (карелы, эсты, финны, лопари, черемисы);

2. самоеды - племена, сохранившиеся в небольшом количестве в Северо-Западной России;

3. тюрки - турки-османы, татары, балкарцы, башкиры, туркмены, узбеки и т. д.;

4. монголы - калмыки и буряты на территории России, за ее пределами - монголы в Монголии;

5. маньчжуры - маньчжуры, гольды и тунгусы6.

Беглый взгляд на географическую карту показывает, что не все перечисленные выше туранские народы живут сплошной массой и на одной территории. Многие из них также отличаются друг от друга по языку, вероисповеданию, культуре. Эти обстоятельства и заставляют выделить среди этих народов особую группу, родственную по языку, вероисповеданию и культуре, занимающую сплошной цепью пространство от Средиземного моря до китайских стен. Это турко-татарская группа туранских народностей. К их объединению и стремится политическое течение, носящее название пантюркизм.

Опираясь на доводы социологии, этнологии, политики и истории, пантюркисты и пантуранисты выступают за освобождение туранских народов от иностранного ига, культурное и политическое объединение в рамках одного государства.

Бурашникова А.Б. Неопантюркизм и неоосма-низм во внешней политике Турции [Электронный ресурс] // Известия Саратовского университета. 2013. Т. 13. № 2. С. 65-69. URL: https://cyberleninka.ru/ article/v/neopantyurkizm-i-neoosmanizm-vo-vneshney-politike-turtsii; Hale W. Turkey and Regional Politics after the Cold War: Central Asia and the Middle East // Turkish Foreign Policy, 1774-2000. L., 2000. P. 291. См. например: Milliyet^i Hareket Partisi [Электронный ресурс]. URL: https://www.mhp.org.tr/mhp_ index.php (дата обращения: 26.10.2018).

Зареванд. Турция и пантуранизм / введ. А.Н. Мандельштама. Москва: Ключ-С, 2015. 176 с. Трубецкой Н.С. О туранском элементе в русской культуре [Электронный ресурс] // Хронос. URL: http://www. hrono.ru/statii/turan_ ru.html (дата обращения: 26.10.2018).

3

4

5

5

Корни пантуранизма

Пантуранизм, который долгое время являлся господствующей в Турции политической доктриной, зародился не в Малой Азии. Местом появления данной идеологии является соседняя Турции страна - Россия. Основоположниками пантуранизма и распространителями его идей среди анатолийских турок были российские мусульмане.

Национальное чувство, а тем более его разновидность - национализм раньше всего появляется и развивается в народе, который лишен политической самостоятельности. Пантуранизм как вариант крайней национальной доктрины естественным путем нашел более благодатную среду у подвластных царю - «гяуру» российских мусульман, а не среди живущих самостоятельной политической жизнью анатолийских турок.

В связи с тем что на начальном этапе своего возникновения национальное движение тюрко-татар носило панисламистский характер, надежды и взоры руководителей движения были направлены на Османскую империю, в которой располагался Халиф - глава всех мусульман. Во главе национального тюрко-татарского движения встал Исмаил Гаспринский. Еще в 1879 г. под его руководством в Бахчисарае начала выпускаться газета «Терджиман». Данную газету можно воспринимать в качестве первого печатного органа, который преследовал цель защиты религиозных и национальных интересов мусульман Российской империи. В это же время активную пропаганду на Кавказе начал Мирза Фет-Али Ахундов. Однако для того, чтобы татарские националисты могли выступить с откровенными пантуранистскими программами, им нужно было подготовить собственный народ, так как национальное чувство только начинало зарождаться среди тюрко-татарских масс. Во многом же группы тюрко-татар России были связаны между собой только лишь общностью магометанской веры.

Для того чтобы вывести в массы идею о племенной общности между татарином России, среднеазиатским киргизом и анатолийским турком, лидеры движения прибегают к услугам художественной литературы. Начинается активная пропаганда целого ряда поэтических и исторических произведений, в которых воспевались и приводились в пример героизм и подвиги предков всех народов бывшего Турана, которые некогда были господствующей силой в Европе и Азии.

Огромную роль в культурно-просветительской пропаганде пантуранизма сыграли работы востоковедов (Арминия Вамбери, В.В. Радлова), в которых научно обосновывается и доказывается общность языка, истории и культуры всех тюрко-татарских народов.

Российские идеологи пантуранизма изначально осознавали, что для реализации своей цели им была необходима поддержка Османской империи - страны, которая единственная способна выполнить высокую миссию освобождения и воссоединения всех туранских народов. Для продвижения своих идей российские пан-туранисты начинают активную пропаганду в Османской империи.

Зарождение пантуранизма в Турции

В середине XIX в. в Османской империи были в очередной раз распространены идеи «вестернизации». Турки не готовы были принять мысль о том, что между ними и тюрко-татарами есть какая-то связь. Интересные сведения можно найти в работах знаменитого ориенталиста А. Вамбери. Так, в одной из своих работ он описывает свое путешествие на Восток7. Когда в 1856 г. он представлял свою теорию об общих корнях происхождения туранских народов перед беями Стамбула, то с большим удивлением для себя заметил недовольство и даже отвращение на лицах турецких эффенди. Беи Босфора даже обижались на теорию о том, что они могут стоять в одном ряду с бездомными кочевниками.

Переворот в сознании анатолийских турок возник после начала активной пропаганды идей пантуранизма переехавшими из России лидерами тюрко-татарского национального движения.

В 1889 г. в турецких газетах публикуется стихотворение, носящее кричащее название «Туран». Позже, восемь лет спустя, публикуется работа Мемеда Эмина, названная им «Я турок». Данные стихотворения вызывают большие изменения в сознании турок. Заметным становится переход умонастроений молодого поколения от оттоманизма к тюркизму.

Важнейшую роль в продвижении идей пантуранизма на территории Турции сыграл младотурецкий переворот. Установившиеся после переворота конституционные порядки заметно оживили политическую и социальную жизнь страны (начали возникать различные политические союзы и объединения, у которых была возможность в свободной форме продвигать свои идеи и установки).

Этим новым положением активно воспользовались пантурани-сты, которые со всех концов съехались в Стамбул, превратив последний в центр пантуранистской пропаганды.

Несомненно, огромную роль в продвижении идей объединения всех туранских народов сыграли российские тюрко-татары (Акчу-ра, Гусейн-заде, Агаев и др.). Однако только из-за того, что в самой Турции были благоприятные условия для развития данных идей, движение, получив первые толчки, очень быстро пошло вперед.

Причины возникновения пантуранизма в Турции очень схожи с российскими. Как и в Российской империи, пантуранизм стал формой национального движения и самовыражения турок. Задачи пантуранизма в Турции были также во многом схожими с российскими: реформы турецкого языка, защита мусульманской религии.

После младотурецкого переворота образуются некоторые литературные органы, которые ставили своими задачами очищение турецкого языка и вообще турецкой культуры от инородных влияний. Самыми важными из этих органов являлись «Генч галемляр» («Молодые перья») и «Ени лиса» («Новая речь»).

Несмотря на то что эти движения на своем начальном этапе преследовали литературно-культурные цели, в своем дальнейшем развитии они приобрели чисто политический характер. В этом деле

Вамбери А. Путешествие по Средней Азии [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/HISTORY/ WAMBERI/azia1867.txt_ with-big-pictures.html (дата обращения: 26.10.2018).

7

огромная роль принадлежит Зии Гекальпу, который являлся основоположником и главным идеологом турецкого пантуранизма.

Тем не менее официальной доктриной правящей партии (партия «Единение и прогресс») являлся оттоманизм, то есть объединение различных народностей Турции в единую оттоманскую нацию, следствием чего (как это произошло в Соединенных Штатах Америки) должны были стать единый язык, единая культура.

Поводом, послужившим для перехода правительства Турции от политики оттоманизма к пантуранизму, послужила Балканская война. Отсоединение почти всех европейских территорий от Османской империи открыло глаза широким массам. Этот удар был особенно ощутим, так как он был нанесен не великими европейскими державами, а вчерашними «райями», равноправие которым и было преподнесено младотурками для возрождения Османской империи.

В самые трудные для империи моменты турки остались совсем одни, полностью покинутые своими бывшими согражданами. Слова поддержки, сочувствия и ободрения поступали только лишь от далеких тюрко-татарских народов Кавказа и Крыма, Туркестана и Казани. Помимо психологической поддержки была оказана помощь и материальная: от братьев-тюрок в Турцию шли депутации, привозящие с собой денежные средства, нужды для военных госпиталей и, что более ценно, тысячи добровольцев, желающих помочь Красному Полумесяцу.

Таким образом, Балканская война оказала важнейшее влияние на понятия турок о государстве и нации. Она отчетливо продемонстрировала, что турки - не оттоманы, а турки. Их страна не Османская империя, а Турция. Единственными союзниками турок могут выступать лишь братья-тюрки, которые и помогут построить новую Турцию, очищенную и освобожденную от чужеродных элементов.

Современное состояние доктрин пантуранизма и пантюркизма

На сегодняшний день тема пантуранизма значительно реже упоминается как в научной сфере, так и в публицистической литературе. На самом деле по сравнению с активными пантуранист-скими действиями правительства Турции в середине и конце XX в. (активная пантуранистская атака во время Первой мировой войны и распада СССР) на данный момент можно отметить снижение интереса к этому вопросу. Различные исследователи высказывают противоположные точки зрения. Так, одни из них считают, что смена вектора политики Турецкой Республики связана напрямую с поведением некоторых тюркских государств, которые, желая получить материальную помощь от Анкары, не стремятся к какой-либо политической интеграции с ней. Другие же исследователи выступают за то, что приход к власти умеренно-исламистской Партии справедливости и развития таким образом изменил внешнеполитическую ориентацию государства8.

Однако если внимательнее посмотреть на политические события, которые происходят в тюркском мире, то станет очевидно, что

8 Амелина Я. «Пятая колонна» Турции // Русский дом. 2004. № 7.

сторонники идей пантуранизма продолжают вести активную деятельность.

Так, с 1991 г. свои функции активно осуществляет Всемирная ассамблея тюркских народов (АТН). В 2007 г. на последнем форуме были приняты проекты, целью которых является создание единого тюркского языка, а также экономическая и политическая интеграция стран тюркского мира. Более того, казахский академик Сул-танмурат выступил с предложением переименовать республику в «Туран», тем самым возвышая своего первопредка.

В 2009 г. тюркские государства создали специальный орган -Тюркский совет, целью которого является развитие всестороннего сотрудничества между государствами-участниками.

В 1969 г. Алпарсланом Тюркешем была создана ультраправая Партия националистического движения, которая стоит на позициях пантюркизма. Партия располагает молодежной военизированной организацией «Серые волки» («Боз курт»).

Так, в 1992 г. члены «Серых волков» принимали активное участие в Карабахском конфликте на стороне Азербайджана по приглашению Абульфаза Эльчибея - будущего президента республики. Сразу после того как в июне 1992 г. поддержанный Тюркешем Народный фронт Азербайджана пришел к власти, пост министра внутренних дел занял глава азербайджанских «Серых волков» Искандер Гамидов. Выступление Гамидова на съезде «Мусавата» (пантюркистской партии Азербайджана) продемонстрировало, что сегодняшний пантюркизм в целом и организация «Серых волков» не отказываются от своих планов на строительство общетюркского государства.

В 2009 г. «Серые волки» поддержали крымских татар в их борьбе против присоединения полуострова к России. Юсуф Ар-паджик, авторитетный член турецких «Серых волков», заявил о том, что крымские татары могут быть уверены в полной поддержке всего тюркского мира в борьбе против «имперских притязаний» России.

Явные пантуранистские действия, происходящие в наши дни, ярко демонстрируют, что идеология пантуранизма отнюдь не мертва. Турецкие амбиции сегодня распространяются на важнейшие регионы Евразии: Восточное Средиземноморье, Кавказ, Крым, Ближний и Средний Восток, часть Урала, юг Сибири и Центральную Азию.

Инструментом реализации турецкой внешней политики являются СМИ. В регионах активно применяется «мягкая сила»: пропагандируется турецкая литература и музыка, транслируются турецкие телепередачи, распространяются различные печатные издания.

Важным элементом «мягкой силы» является активное распространение турецкого языка. Для этой цели в Турции были созданы различные институты (Юнус Эмре и т. д.), целью которых является «турецкий язык в каждой точке планеты».

Стоит отметить, что пантюркизм на его современном этапе развития (в отличие от этапа доктрины середины - конца XX в.) придерживается исключительно мирных методов, ставя главной

целью культурную и экономическую экспансию, что, безусловно, не означает отсутствие политического подтекста.

На территории Российской Федерации идеи пантюркизма внедряются именно через культурно-просветительскую экспансию. Турецкие общественные организации (Институт Юнус Эмре, фонд «Толеранс», фонд «Уфук»), которые расположены на территории тюркских республик РФ, декларируют только самые положительные цели. Однако вместе с тем представители данных организаций активно выступают за перевод на латинский алфавит языков тюрок России, за введение турецкого языка в образовательном процессе в республиках.

Важнейшая роль в продвижении идей пантуранизма отведена турецким учебным заведениям на территории всех тюркских республик. На сегодняшний день на территории Российской Федерации действует порядка 30 школ, лицеев и колледжей, получающих спонсирование из Турции. Всего на территориях стран СНГ насчитывается порядка 200 таких учреждений9.

Несмотря на то что можно заметить отчетливые пантуранист-ские действия Турции в тюркских республиках России и бывшего СССР, можно утверждать, что основное внимание на сегодняшний день пантюркисты направили на Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая.

С одной стороны, население Синьцзян-Уйгурского района (8 млн) выглядит совершенно незначительно в сравнении с миллиардом хань-цев, однако с другой стороны, более чем за 2000-летнюю историю соседства ханьцам так и не удалось ассимилировать уйгур.

Особенное усиление сепаратистских волнений в Восточном Туркестане (так именуют этот район пантюркисты) можно было отметить после появления независимых центральноазиатских республик, которые появились после распада СССР.

В 1992 г. в Стамбуле был создан Национальный конгресс Восточного Туркестана, который стал первой уйгурской организацией. Впоследствии Национальный конгресс был переименован в Восточно-Туркестанский Национальный Центр (ВТНЦ), штаб-квартира которого под давлением КНДР была перемещена из Стамбула в Мюнхен. 16 апреля 2004 г. ВТНЦ был преобразован во Всемирный Уйгурский Конгресс10.

Несмотря на то что Всемирный Уйгурский Конгресс ставит в качестве своей идеологической базы уйгурский национализм и пантюркизм, Конгресс выступает не за полное отделение Синь-цзян-Уйгурского района от Китая, а за достижение подлинной автономии СУАР.

Китай отчетливо видит предпосылки для возникновения угроз политической стабильности страны, обвиняя в их появлении не только отдельные организации, но и страны (Турцию). Позицию КНР поддерживают союзники по ШОС (Россия в первую очередь обеспокоена усилением тюркского сепаратизма в регионе).

Подводя итог, можно сделать вывод, что идеи пантюркизма и сегодня остаются значимым явлением для политической жизни целого региона. Активная пантуранистская пропаганда продол-

9 Котошихин Г. Призрак Великого Турана (Есть ли в Приволжье пантюркизм?) // Век. 2002. № 1-2.

10 Сваранц А. Пантюркизм во внешнеполитической стратегии Турции в 90-х гг. // Армянский вестник. 2000. № 1-2.

жается даже несмотря на те преграды, которые возникли у идеологов движения в налаживании отношений с новыми независимыми тюркскими странами. Важным фактом является то, что субъектами пантуранистской пропаганды выступают не только отдельные организации11, но и ведущие политические деятели правительства Турецкой Республики, рассматривающие панту-ранизм и пантюркизм в качестве одних из составляющих новой внешней политики государства12. Приведенные выводы в данной статье могут использоваться для дальнейшего изучения положения Турецкой Республики в постбиполярной системе международных отношений, а также в рамках рассмотрения нового внешнеполитического вектора государства.

11 Milliyet^i Hareket Partisi [Электронный ресурс]. URL: https://www.mhp.org.tr/mhp_ index.php (дата обращения: 26.10.2018).

12 Davutoglu A. Stratejik Derinlik. S. 46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.