Научная статья на тему 'Истоки и актуальность медиафилософии'

Истоки и актуальность медиафилософии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
562
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фатыхова Н. С.

В статье предлагается краткий анализ основных принципов медиафилософии (понятие, предмет), ее истоков в античности и в философии XX века, называются новейшие работы в этой области, обосновывается актуальность медиафилософии как нового направления философской мысли, связанного с явлениями информационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Истоки и актуальность медиафилософии»

Фатыхова Н. С.

ИСТОКИ И АКТУАЛЬНОСТЬ МЕДИА ФИЛОСОФИИ

В статье предлагается краткий анализ основных принципов медиафилософии (понятие, предмет), ее истоков в античности и в философии XX века, называются новейшие работы в этой области, обосновывается актуальность медиафилософии как нового направления философской мысли, связанного с явлениями информационного общества.

Медиафилософия стоит в ряду так называемых вторых философий (философии политики, философии искусства, философии математики и т. д.), после prima philosophia. Аристотель в «Метафизике» пишет, что нам «надлежит достигнуть знания о первоначальных причинах», и тогда мы можем приписать себе знание о каждой вещи. В поисках первоначальных причин мы задаемся вопросами: почему вещь такова, как она есть; благодаря чему вещь именно такова; откуда идет начало движения и ради чего существует вещь1. Этими вопросами о первоначальных причинах (то есть об истине, сущем, о способах познания истины) и занимается непосредственно философия как таковая, названная Аристотелем первой философией.

Но как же со «вторыми философиями»? Фридрих Шеллинг во введении к «Философии искусства» говорил, что философия едина и «обращается не к особенному, но всегда только к абсолютному, и к особенному - лишь поскольку оно (особенное) в себе вмещает и в себе воспроизводит все абсолютное целиком»2.

Медиафилософия как и любая другая «вторая философия» в основе своей занята теми же вопросами истины и бытия, но рассматривает она их через призму «особенного» (в нашем случае - медиального).

Что значит философствовать о медиальном?

Слово «медиум» происходит от латинского medius (средний, промежуточный) и означает что-то, что создает отношения, соединяет между собой, например, множество людей или предметов3.

Во-первых, медиафилософия занята тем пространством4, которое отделяет человеческое сознание от мира вещей как таковых, от истинного представления о бытии. Здесь уместно вспомнить о ставшем уже хрестоматийным символе пещеры у Платона5, о кантовской «вещи самой по себе» (das Ding an sich) и о Фридрихе Ницше, который говорил, что люди «погружены в иллюзии и сновидения, глаза их только скользят по поверхности вещей и видят лишь «формы»6.

Если обратиться ко второй части довольно спорного определения «медиума» в толковом словаре Duden, можно сказать, что предметом медиафилософии является и то, что соединяет, объединяет между собой людей, вещи в медиальном пространстве. Это все ничто иное как культура, ее производные и язык.

Сегодня медиальность культуры ощущается нами как никогда раньше. Не только язык объединяет нас, не только книги, в которых язык становится «письмом» (в понимании Ролана Барта), живопись, но и множество других медиальных носителей и медиумов окружают человека. Это совершенные

технические приборы (для науки), машины, радио, телевидение, телефон, фотоаппарат, кино, компьютер, электронные сети, позволяющие нам проникнуть в сетевые виртуальные реальности.

Один из ведущих теоретиков медиафилософии в Европе профессор венского университета Франк Хартманн указывает на игнорирование философами медиальных носителей даже в XIX веке, в веке технической революции. Тогда только Фридрих Ницше пошутил, что он мыслит не один, а вместе с машинкой, на которой печатает7. Потом однако философская мысль все же повернулась к первому и главному медиуму - к языку, ознаменовав этим лингвистический поворот в философии. Теперь признавалось, что язык - это нечто промежуточное между нами и истиной (о вещах). Теория познания превратилась в критику языка. Культура как пространство символов стала рассматриваться с онтологической точки зрения, а человек стал animal symbolicum, как заметил Эрнст Кассирер («Философия символических форм»).

Маршал Маклюен в 60-е годы ХХ века в своих книгах назвал наше общество информационным, а медиум - сообщением8. Будучи социологом, он философски подметил: «Сегодня, когда истекло более столетия с тех пор, как появилась электрическая технология, мы расширили до вселенских масштабов свою центральную нервную систему и упразднили пространство и время, по крайней мере в пределах нашей планеты. Мы быстро приближаемся к финальной стадии расширения человека вовне - стадии технологической симуляции (курсив наш. - Н. Ф.) сознания...»9.

Именно с идей Маклюена начинается, по словам Хартманна, концептуализация медиафилософии.

Если мы живем в обществе информации, производимой, хранимой, распространяемой медиальными носителями, создающими новые медиа, расширяющими медиальное пространство, в котором возможна симуляция реальностей, времени и нашего сознания, почему мы не должны философствовать об этом?10 Техника, медиумы меняют культуру и общество, а с этим наш взгляд на мир. Зависимость от медиа определяет наше восприятие мира, познание, да и само мышление. Культурные технологии обращают наше внимание на то, как мы можем по-новому или даже по-другому манипулировать пространством символов. Медиафилософия в меньшей степени занята духом, но техникой (однако, речь идет не о философии техники), не просто измененным бытием, сколько измененным восприятием бытия; ее не столько беспокоит поиск истины, сколько организация культурных форм11. Медиафилософия начинается там, где за само собой разумеющимся стоит субъективная обработка, а мышление находится в зависимости от медиального.

Этот акцент на медиальном и отказ медиафилософии от прямого поиска истины вполне соответствует принципам постмодернизма. Медиафилософия во многом опирается на идеи авангарда XX века в искусстве, на герменевтику, структурализм, постструктурализм и постмодернистские концепции истины в русле аналитической философии, на теории коммуникации. Она будто продолжает, синтезирует, казалось бы, непримиримые друг с другом философские идеи прошлого века. Медиафилософией можно назвать уже и семиотику (как учение о знаках, стоящее на границе наук). Деконструкция Жака Дерриды следует принципам медиафилософии, или медиафилософия следует за идеей деконструкции. Жорж Батай, Жиль Делез (см., например, «Платон и симулякр»12) и Жан Бодрийяр13, интерпретируя платоновскую метафору о «копии

некоторой копии», то есть о симулякре и симуляции, касаются тем самым природы медиального.

Представители аналитической философии (Джон Остин, Уиллард Куайн, Дональд Дэвидсон, Майкл Даммит, Питер Строссон, Ричард Рорти), признавая, что слово (язык) не фиксирует реальность, вещь как таковую, а только наше отношение к ней, искали идеальный язык, формулировали теории значения, истины, и пришли к проблеме референции (означающее - слово, знак - может вовсе не иметь означаемого - вещь). А неопрагматист Рорти даже отказался от самого понятия «истина»14. Этот же вывод сделали структуралисты-постструктуралисты, объявив весь мир (культуры) текстом. Культура как текст не должна обязательно соотноситься с какой-то истинной реальностью. Она может быть лишь симулякром, медиумом с мнимой референциальностью.

Работы Ролана Барта «Camera Lucida» о феномене фотографии, Вильема Флуссера «О философии фотографии» и Жиля Делеза «Кино» - это уже ничто иное как теория медиафилософии, размышление о конкретных медиа-носителях, производящих медиумы (фотографии, фильмы) и о восприятии этих медиумов.

Сегодня к медиафилософии относят также исследования сетевой виртуальной реальности, интернета. В России этим занимаются, например, Сергей Хоружий («Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности») и Николай Носов («Виртуальная психология»). Одной из самых активных в мире является немецкоязычная школа медиафилософии. В Австрии выпускают книги и ведут курс по медиафилософии профессор венского университета Франк Хартманн и профессор университета в Инсбруке Рейнхард Марграйтер. В Германии также в некоторых университетах и высших школах читается курс по медиафилософии. Идеологами феноменологии медиа здесь можно назвать двух философов, культурологов из высшей школы искусств в Карлсруэ: Бориса Гройса15 и Петера Слотердика. Мартин Зел, ученые с факультета медиакультурологии из Веймарского университета Баухаус, а также Мик Сандботе, ныне профессор медиафилософии в датском университете Алборг, занимаются непосредственно теорией и методологией

медиафилософии. Наиболее примечательными книгами о методологии новой дисциплины являются сборник статей разных авторов «Медиафилософия: примечания к трактовке понятия» (2003), работы Мика Сандботе

«Прагматическая медиафилософия. Обоснование новой дисциплины в эпоху интернета» (2001) и «Систематическая медиафилософия» (2005), «Under

Construction. Заключение об эмпирическом понимании медиаэпистемологии» (2002) Стефана Вебара и книга Франка Хартманна «Медиафилософия» (2000)16.

Аналитическая философия, занимаясь критикой языка, пыталась сказать в XX веке, что суть prima philosophia состоит именно в разъяснении языковых выражений с целью открыть истину. А значит, лингвистическая философия (философия языка) ближе всего стоит к первой философии Аристотеля17. Теоретики медиафилософии тоже смело доказывают подобные вещи18. Они утверждают, что медиафилософия, объединяя под собой все философские теории о медиа (начиная с теории восприятия Бергсона, философии языка, культуры и искусства, декоструктивизма и т. д.), становится prima philosophia XXI века.

Примечания

1 См.: Аристотель. Метафизика / пер. с греч. А. В. Кубицкого. - М. : Эксмо, 2006. - С. 25-30. - (Сер. «Антология мысли»).

2 Schelling, F. W. J. Texte zur Philosophie der Kunst. Philosophie der Kunst. -Stuttgart : Philipp Reclam, 1982. - P. 150.

3 Medium. Das Bedeutungswoerterbuch, B. 10. - Mannheim-Leipzig. : DUDEN, 2002. 4- P. 612.

4 Причем «пространство» здесь понимается как у М. Мерло-Понти:

«Пространство - это не место (реальное или логическое), в котором расположены вещи; оно характеризует только возможную последовательность их расположения. Это означает, что мы должны мыслить о пространстве как об универсальной силе, определяющей возможность соединения вещей (Курсив наш. - Н. Ф.), а не представлять его как их вместилище или как абстрактную характеристику, которой вещи обладают в своей совокупности» (Мерло-Понти, М. Пространство / М. Мерло-Понти ; пер. с фр. Е. А. Наймана. //

Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века : сб. ст. - Томск : Водолей, 1998. - С.28).

5 См.: Платон. Государство. Кн. 7 / пер. с древнегреч. Вступ. ст. и коммент.

B. В. Шкоды / Платон. Избранное. - М. : ООО «Издательство АСТ», 2004. -

C. 258. - (Сер. «Philosophy»).

6 Nietzsche Friedrich, Ueber Wahrheit und Luege im aussermoralischen Sinne. - Bd. 5 / Hrg. von K. Schlechta. Muenchen ; Wien : WUV, 1980. - P. 3.

7 См.: Hartmann, Frank. Medienphilosophie. - Wien : WUV, 2000. - P. 291.

8 См.: Маклюэн, Г. M. Понимание Медиа : Внешние расширения человека / Г. М. Маклюэн ; пер. с англ. В. Николаева ; закл. ст. М. Вавилова. - М. ; Жуковский : КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2003. - С. 10. (Приложение к серии «Публикации Центра Фундаментальной Социологии»).

9 См.: Там же. С. 5.

10 См.: Hartmann, Frank. Medienphilosophie. - Wien : WUV, 2000. - P. 298.

11 См.: Там же. С. 29.

12 См.: Делез, Ж. Платон и симулякр / Жиль Делез ; пер. с фр. Е. А. Наймана // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века : сб. ст. - Томск : Водолей, 1998. - С. 228.

13 См.: Бодрийяр, Ж. К критике политической экономии знака / Жан Бодрийяр ; пер. с фр. Д. Кралечкина. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Библион - Русская книга, 2004. - С. 200.

14 См.: Рорти, Р. От религии через философию к литературе: путь западных интеллектуалов / Ричард Рорти ; пер. с англ. С. Д. Серебряного // Вопр. философии. - 2003. - № 3. - С. 37.

15 Недавно на русский язык была переведена его книга «Под подозрением : Феноменология медиа» / Борис Гройс ; пер. с нем. Андрея Фоменко. - М. : Худож. журнал, 2006. - 199 с. - (Сер. Modus pensandi).

16 См.: Margreiter Reinhard, Esposito Elena, Engell Lorenz, Sandbothe Mike und and. Medienphilosophie : Beitraege zur Klaerung eines Begriffs. - Frankfurt am Main : Fischer, 2003; Sandbothe, Mike. Pragmatische Medienphilosophie. Grundlegung einer neuen Disziplin im Zeitalter des Internet. - Weilerswist : Velbrueck Wissenschaft, 2001; Sandbothe, Mike. Systematische Medienphilosophie, - Berlin : Akademie Verlag, 2005; Hartmann, Frank. Medienphilosophie. - Wien : WUV, 2000.

17 См.: Hartmann, F. Gespraech zur aktuellen Debatte ueber Medienphilosophie [Электронный ресурс] / Frank Hartmann, Mike Sandbothe. - Режим доступа : http://www.sandbothe.net/259.

18 См.: Esposito Elena в сборнике «Medienphilosophie: Beitraege zur Klaerung eines Begriffs» (Frankfurt am Main: Fischer, 2003). Она пишет, что медиафилософия - это и есть prima philosophia XXI века.

П. М. Бобков

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

В статье анализируются глобальные проблемы человечества, осуществляется их систематизация, анализ и прогнозирование. Особое внимание уделяется рассмотрению социальных проблем современности и нахождению путей выхода из сложных ситуаций, создавшихся в результате исторических ошибок прошлого. В процессе анализа текущих проблем и выявления тенденций динамики социального развития автором проводится прогнозирование социальных реалий, которые могут ожидать в будущем Российскую Федерацию и зарубежные страны.

Осознание общности человеческой истории и судьбы обрело свои очертания в различных научных теориях уже в конце XIX века. Так, А. Тойнби писал: «Сегодня человечество на всем земном шаре сталкивается с множеством острых проблем. Эти проблемы сегодня осаждают всех нас, богатых и бедных, технологически передовых или отсталых, вне зависимости от того, принадлежит ли религия предков индивида или народа к индуистской школе. Универсальность этих современных общих проблем является историческим следствием мировой сети технологических и экономических отношений, которая была создана экспансией деятельности западноевропейских народов за последние пять столетий»1.

ХХ век, в течение которого произошел исторический переход от индустриализма к постиндустриализму, принес две мировые войны, десятки революций и сотни локальных конфликтов, «холодную войну», Хиросиму и Нагасаки, Чернобыль. Геополитические разломы ушедшего века

продемонстрировали всему миру, насколько хрупким является всемирное равновесие и как быстро оно может быть разрушено. Наряду с этим выводом, политики и ученые развитых стран пришли к осознанию того, что мировые процессы нуждаются в постоянном контроле и управлении, и тот, кто первым сможет предложить свой прогноз, будет определять или по крайней мере контролировать будущий вектор мирового развития. Неслучайно первые тезисы о глобальных проблемах человечества появились в недрах Римского клуба, в состав которого вошли в основном ученые, политики и бизнесмены развитых стран.

Первый доклад Клубу «Пределы роста» (1972)2 был составлен группой ученых под руководством Д. Л. Медоуза с супругой под влиянием идей профессора прикладной информатики и кибернетики Дж. Форрестера

(Массачусетский технологический институт), который в своей книге «Мировая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.