УДК 7. 036.
Ло Си
Истоки формирования направления «циничный реализм» в живописи Китая 1980-1990-х годов
Циничный реализм, сформировавшийся в 1980-1990-е гг., вобрал в себя конъюнктуру и нонконформизм, национальную традицию и зарубежные тенденции. Статья посвящена проблеме триалога таких течений мирового искусства, как циничный реализм (КНР), поп-арт (США) и соц-арт (СССР) во второй половине ХХ в. Исследование заключается в анализе этих трех течений и установлении связей - как концептуально-идеологических, так и формальных - и выявлении или опровержении их взаимовлияний.
Ключевые слова: современное китайское искусство; поп-арт; соц-арт; циничный реализм
Lo Si
The Origins of the Development of the Cynical Realism in the Chinese Art in the 1980-1990s
Cynical realism, which emerged in the 1980s and 90s, incorporates conjuncture and nonconformism, tradition and foreign trends. The article is devoted to the problem of the trialogue of such trends in the world art as Cynical Realism (PRC), Pop Art (USA) and Social Art (USSR) in the second half of the 20th century. The relevance of the study lies in the analysis of three currents and the establishment of connections - both conceptual and ideological, and formal -and the establishment or refutation of their mutual influences. Keywords: contemporary Chinese art; Pop Art; Soc Art; Cynical realism
Современное китайское искусство формировалось в условиях сложной политической и экономической обстановки. Деятельность современных китайских художников была тесно связана с политикой государственных изменений. После 1980-х гг. появляется поколение художников, чьи творческие высказывания объединились в направление так называемого циничного реализма. С одной стороны, это веяние проистекает из китайского официального идеологического искусства, возросшего на плодах советской школы соцреализма и вопреки ему, с другой стороны, вобрало в себя западное наследие концептуального искусства.
Что касается диалога с последним, то он изначально продвигался в противовес официальному вектору государственной политики Китая. И корни концепции циничного реализма стоит искать прежде всего за океаном. Циничный реализм стал зрелым и самостоятельным оппонентом традиционным установкам китайского изобразительного искусства.
Во второй половине XX в. китайская изобразительность сформировала своеобразный треугольник различных изобразительных систем. В первую очередь это были традиции китайской живописи гохуа с ее многовековым наследием (ил. 1), которые современные художники по-разному интерпретировали [1, с. 35]. Второй фактор - советская школа живописи, которая вплоть до конца 1980-х претендовала на монополистическое влияние на китайское искусство как технически, так и идеологически (в качестве примера хочу привести работу И. И. Бродского «Расстрел 26 бакинских комиссаров») (ил. 2). Третий фактор, более поздний, а потому обладающий наибольше новизной, - западное современное искусство.
Автор статьи хотел бы проследить общие тенденции взаимоотношений и параллелей близких друг к другу течений: циничного реализма, американского поп-арта и советского соц-арта. Несмотря на схожие мотивы, эти три направления имеют разные судьбы. Поп-арт, не будучи скованным государственными идеологическими рамками, изначально был противовесом абстрактному экспрессионизму и быстро и уверенно занял свою нишу в истории
мирового искусства (ил. 3). Соц-арт же, вобрав в себя постмодернистскую иронию западного коллеги и патетический язык социалистического реализма, будучи априори аутсайдером на своей родине, стал явлением более локальным, несмотря на миграцию многих представителей этого течения на Запад (ил. 4). С этой точки зрения сложно проследить и уловить зоны взаимоотношений соц-арта с циничным реализмом, несмотря на их большее родство с исторической точки зрения. С точки зрения реализации коммерческого успеха циничный реализм ближе к поп-арту. Поэтому одним из ближайших проводников, подпитывающих современное китайское искусство, можно считать американский поп-арт.
Циничный реализм многообразен как минимум с формальной точки зрения. Это может быть как использование классических материалов (холст, масло), так и обращение к относительно новым формам (плакат, инсталляция, перформанс, видеоарт).
Циничный реализм, возникший в противовес официальному искусству Китая, в итоге стал его визитной карточкой. В этом плане китайская идеология, хотя далеко не всегда, но все же проявляет большую гибкость (чем это делала, точнее, не делала советская система), ориентируясь прежде всего не на утопические постулаты коммунизма, а на экономические факторы гонки в период глобализации. В этом кроется коренное различие с советской идеологией, которая оказалась неспособна привить нормы андерграундной культуры без последствий. Знаменитый швейцарский меценат и коллекционер китайского искусства Ули Зигг так говорил о различиях китайского и советского подхода к делу: «Я спросил, какова природа собственности? Меня интересовала юридическая сторона вопроса. Мне ответили, что это не имеет значения - мы начинаем работать. А в России через три дня споров и дискуссий мы так никуда и не продвинулись. Все время обсуждали понятие собственности. Вопросы были те же, что и у китайцев. Но русские сначала хотели разработать концепцию. В конце концов они завязли в идеологии, так в ней и остались. А китайцы предоставили идеологическую надстройку лет через пять - объяснили, почему это возможно, связали как-то
с марксизмом. И этот контраст - он был вопиющим. Плановая экономика, и вообще идеи коммунизма, и все с этим связанное были у Китая и СССР одинаковыми. Но воспользовались они этим по-разному» [3, с. 124].
Одним из ярчайших представителей циничного реализма можно назвать Фан Лицзюня. Он изображает обыденный мир, в котором все его персонажи похожи друг на друга и каждая работа является логическим продолжением предыдущей (ил. 5). На первый взгляд, сложно найти связи с поп-артом. Однако повторяющийся мотив однотипных фигур может навеять мысли о конвейерной сути изображаемых художником явлений. Люди на картинах Фан Лицзюня условны, ничем не примечательны. Они пребывают в каком-то эйфорическом состоянии. Они движутся в неопределённом направлении, полностью обезличенные и покорные «течению».
Технически художник остается верным более привычным материалам, однако само изображение, сохраняя в себе крупицы реализма, прибегает к другим приемам повествования, не боясь китчевой палитры и гротеска безобразных фигур. Глобальные идеи о всеобщем равенстве общества, присущие коммунизму, как и крайне индивидуалистская американская мечта о личном счастье, на деле оказываются в равной степени эфемерными.
Юэ Миньцзинь, хотя и считается, как и Фан Лицзюнь, представителем «циничного» поколения, сам себя не любит к нему относить. Его можно было бы назвать мастером «смеющегося» или «вечно улыбающегося» автопортрета (ил. 6). Истоки этого жанра стоит искать в «ультраантииндивидуалистическом» жанре коммунистического плаката. Этот же плакат-пропаганда стал отправной точкой для рождения в 1970-х понятия соц-арта, объединившего под своей иронической эгидой Виталия Комара и Александра Меламида, Эрика Булатова, Александра Косолапо-ва и других. Однако вряд ли можно с уверенностью утверждать, что соц-арт, сформировавшийся на десятилетие ранее циничного реализма, напрямую повлиял на его возникновение, как это можно сказать о поп-арте. Скорее, и соц-арт, и циничный
реализм, имея одну почву в виде схожих политических несвобод, дали подобные плоды.
Не менее яркие представители циничного реализма - братья Гао - экспериментаторы и провокаторы [4, с. 55]. Одна из наиболее известных их работ - «Мисс Мао» (ил. 7) - явное тому подтверждение. Эта работа - яркий пример провокационного синтеза разных культурных систем. Взяв за основу идола китайского народа, художники превратили его в своеобразную статую божеств современной культуры: женская грудь (Минни Маус) как символ материнской жертвенности и женской сексуальности, гиперболизированный нос (Пиноккио) как образ лживости любого вотивного продукта: от вождя народов до героя массовой культуры.
Мао Цзэдун стал центральной фигурой в ряде работ братьев Гао и, таким образом, их визитной карточкой. Помимо «Мисс Мао», вождь появляется в виде маленькой балансирующей фигурки на макушке Ленина, либо становится палачом в скульптурной группе «Казнь Христа» (ил. 8). Художники смешивают в равных пропорциях циничное, популярное и социалистическое, балансируя на их острых гранях. Зачастую такой метод оказывается болезненным. Злободневность протестного высказывания о китайской действительности получает признание на Западе, но оборачивается проблемами в отношениях с родной страной.
Что роднит представленный круг китайских художников с поп-артом, мы выяснили. Что касается соц-арта, то их объединяет не пересечение влияний, а параллельное острое и саркастическое обращение к государственному аппарату. Чтобы наиболее понятно визуализировать сложную картину отношений и параллелей китайского, советского и американского течений, автор данной статьи осмелится прибегнуть к аллегории. Соц-арт и циничный реализм -сыновья поп-арта, но родины-матери у них разные.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. За стеной: две стороны китайского современного искусства // Look At Me : Интернет-сайт о креативных индустриях. URL: http://www.
lookatme.ru/mag/archive/experience-interview/184882-chinese-art-in-protest (дата обращения: 26.08.2019).
2. Неглинская М. А. Об актуальных тенденциях современного китайского искусства и перспективах его изучения // Общество и государство в Китае : Журнал ИВ РАН. С. 406.
3. Тукалло А. Остров сокровищ Ули Зигга : интервью // STORY. URL: https://story.ru/istorii-znamenitostej/lyudi-veshchi/ostrov-sokrovishch-uli-zigga/ (дата обращения: 26.08.2019).
4. Gao Brothers // Ай^ : art market website. URL: http://www.artnet. com/artists/gao-brothers/ (дата обращения: 26.08.2019).
1. Ци Байши. Осенняя цикада в цветках лапины. Между 1854 и 1957. Бумага, тушь
2. И. И. Бродский. Расстрел 26 бакинских комиссаров. 1926. Холст, масло
3. Харинг К. Американский флаг (Без названия). Литография. 1988
4. В. Комар и А. Меламид. Встреча Александра Солженицына и Генриха Белля на даче у Ростроповича. 1972. Холст, масло
6. Юэ Миньцзинь. Free and Leisure-10. 2003. Холст, масло
7. Братья Гао. Мисс Мао. 2006. Смешанная техника
8. Братья Гао. Казнь Христа. 2009. Бронза