14/2013
Проект 1ппосепйуе позволяет зарегистрироваться любому эксперту-любителю, выбрать свою область и решать различные задачи, поставленные корпорациями, будь то создание нового химического соединения или инженерное решение. Результатами труда экспертов пользуются мировые лидеры промышленности, использующие таким образом потенциал «толпы», не упускающие возможности постоянно включать новые ресурсы и возможности в структуру своих разработок и благодаря ему сохраняющие свои позиции на мировом рынке товаров и услуг.
В перспективе подобные проекты, на наш взгляд, могут работать не только на решение задач каких-то частных корпораций, но и на решение таких глобальных проблем, как лечение рака или СПИДа, поиск оптимальных способов сохранения окружающей среды, борьба с бедностью и т.д.
В статье приведены лишь отдельные успешные международные и местные практики, которые показывают, каким образом люди могут объединяться для решения поставленных задач или возникших проблем. Такие не связанные между собой проекты, но появившиеся на определенном отрезке времени, еще раз показывают нам безграничные возможности, которые дал нам Интернет, и возникший механизм социальных сетей.
Никто сегодня не отслеживает, как и зачем ежедневно тысячи людей объединяются в социальных сетях для совместных действий. Но и этих единичных примеров достаточно, чтобы понять реальный позитивный потенциал социальных сетей. Сегодня мы видим, как социаль-
ные сети все еще используются лишь для организации досуга, некоторые видят лишь негативные стороны развития таких сетевых взаимодействий, но в будущем их потенциал позволит человечеству объединиться для решения глобальных проблем.
Литература
1. Innocentive company [Электронный ресурс]: официальный сайт проекта. - URL: http://www.innocentive.com/.
2. Kiva [Электронный ресурс]: официальный сайт проекта. - URL: http: //www.kiva.org.
3. Merriam-websterdictionary [Электронный ресурс]: официальный сайт проекта. - URL: http://www.merriam-webster.com/dictionary/crowdsourcing/.
4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общества и культура. - М.: Высшая школа экономики, 2000. - 606 с.
5. Левашов В.К. Глобализация и устойчивое развитие // Устойчивое развитие. - М.: Наука и практика, 2002. -№1. - С. 22-24.
6. Тойнби А.Дж. Постижение истории. - М.: Прогресс, 1991. - 736 с.
7. Транскультура или культура в трансе? // Вопросы литературы. -2004. - №4. - С. 5.
8. Философия / под ред. В.В. Миронова. - М.: Норма, 2008. - 785 с.
9. Фролов С.А. Социология. - М.: Логос, 1998. - 256 с.
10. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. - 1994. - №1. - C. 33-48.
11. Хау Дж. Краудсорсинг. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 288 с.
Бурдуковская Мария Михайловна, аспирант кафедры философии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: Patriot20-10@ yandex.ru.
Burdukovskaya Maria Mikhailovna, postgraduate student, department of philosophy, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: [email protected].
УДК 165.74 © Э.А. Тайсина, Т.Н. Халитов
ИСТОКИ ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ПОВОРОТА В ГНОСЕОЛОГИИ:
ТЕОРИЯ БРЕНТАНО
В статье рассматриваются основные положения гносеологии Ф. Брентано. Анализируется формирование теории познания, ориентированной на человека, а не на абстрактный «субъект».
Ключевые слова: гносеология, антропология, философия сознания Ф. Брентано, истина, экзистенциальный материализм.
E.A. Taisina, T.N. Khalitov
THE ROUTS OF THE PHILOSOPHICAL-ANTHROPOLOGICAL TURN IN GNOSEOLOGY:
BRENTANO THEORY
The article considers general statements of F. Brentano 's theory of knowledge. The author analyzes the formation of theory of knowledge, which is oriented at a human being, and not at an «abstract subject».
Keywords: theory of knowledge, anthropology, Brentano's philosophy of mind, truth, existential materialism.
Э.А. Тайсина, Т.Н. Халитов. Истоки философско-антропологического поворота в гносеологии: теория Брентано
Термин «гносеология» ныне используется крайне редко, вместо этого современные авторы остановились на термине «эпистемология». Однако это нельзя признать верным, ведь эпистемология - это теория только научного познания, а форм познания гораздо больше: художественно-экспрессивное, обыденное, религиозное, интуитивное и др. Сегодня говорят даже о мистическом познании, хотя такового не признает ни один реалистически мыслящий ученый.
В результате расширительного употребления термина «эпистемология», тесно связанного с позитивистской традицией (аналитическая философия, философия науки и др.), общая теория познания, гносеология, стала получать упреки. Наиболее распространенный из них - в «архаической» корреспондентной теории истины. А со стороны философской антропологии теория познания (эпистемология) получила справедливый упрек в «бессубъектности».
Однако существуют пути и способы придания теории познания так называемого «человеческого измерения». В настоящее время это «экзистенциальный реализм» (А.Н. Фатенков) [1, 2, 3] и «экзистенциальный материализм» [4]. Последний представляет собой общую теорию познания, включающую не только физическое бытие и мир мысли, но и мир переживаний, и мир интуиции и воображения в качестве своего объекта. Тем не менее у современных теорий были классические предшественники [5].
Остановимся на более смелой и внушительной, нежели хорошо известной, гипотезе о взаимовоздействии физического пространства-времени и «пространства-времени» сознания, принадлежавшей Ф. Брентано, учителю Гуссерля и Фрейда (учение о протенции-ретенции, а также об интенциональности известно нам из феноменологии Гуссерля). Можно вспомнить, что докторская диссертация Брентано носила название «О различных значениях сущего у Аристотеля». В целом же его наследие изучено далеко не полностью, однако существуют весьма важные статьи современных отечественных авторов, содержащие интересный для нас анализ [6].
Вспомним для начала известный пример самого классика философии сознания и одного из фактических родоначальников семантики.
«Сон мельника» многое объясняет из того, что хотел сказать Брентано: это целостная реакция одновременно и на шум, и на паузы в грохоте мельницы. Мельник спит, пока грохочут жернова, однако немедленно просыпается, стоит его мельнице встать. Аналогия с музыкой содержит
еще более убедительное объяснение: мы «слышим» звуки мелодии, хотя она отзвучала. Это целостная реакция на целостную пространственно-временную систему, каковой является исполняемое произведение. Хайдеггер позже задастся вопросом: существует ли симфония, до того, как ее стали играть? Да и Сократ еще в «Федоне» спрашивал, «вижу» ли я по-прежнему предмет, только что воспринятый, если закрою глаза? «Принадлежит» ли предмет моей психике как пространственно-временная развертка действительно сущего?
Свое учение Брентано, согласно современному специалисту в области эпистемологии и философии науки С.Г. Секунданту, рассматривает как альтернативу, с одной стороны, спекулятивной философии Г.В.Ф. Гегеля, с другой - априоризму И. Канта, с третьей - позитивизму, и с четвертой - психологизму (может быть, излишне добавлять, что это учение противостоит также и так называемой «корреспондентной» теории истины).
Начнем с Канта. Его синтетические суждения a priori Брентано считает невыводимыми из понятий с очевидностью; следовательно, в них можно лишь слепо верить.
В традиционном психологизме Брентано не устраивает его склонность к релятивизму. Так, в письме к Гуссерлю он пишет: «То, что Вы называете «психологизмом»,... в сущности, «человек - мера всех вещей» Протагора; это я вместе с Вами предаю анафеме» [6, с. 153]. Эмпиризм позитивистов Брентано считает непоследовательным: они принимают за достоверный опыт то, что содержит гипотезы. «Метод, применяемый психологами-позитивистами, ориентирован на объяснение, и, как следствие, предполагает гипотезы», а ведь следует, утверждает философ-психолог, держаться дескриптивизма.
В традиционном психологизме Брентано не устраивает также интерес к генезису состояний сознания: «Дескриптивная же психология только анализирует, описывает и классифицирует психические феномены» [6, с. 153]. Психические феномены следует четко отличать от феноменов физических (хотя и те, и другие присущи нашему сознанию), дабы «расчистить почву для достоверных фактов». Психические феномены -это, например, зрение, слух и т.д., называются «психическими актами» - актами представления, актами суждения и «движениями души», и они интенциональны. Суждения о них Брентано называет очевидными («я вижу», «я мыслю»). Физические феномены - это воспринимаемые первичные и вторичные качества (вместе), на-
14/2013
пример, фигура, цвет, температура. Суждения о них Брентано называет слепыми («имеющее цвет существует»).
Для Брентано (и его учеников) «экзистенциальное суждение «S существует» - это не просто исходная «клеточка», «единица», «элемент», из которого составляется сложное целое, а «изначальный феномен» сознания. Он лежит в основании и делает возможным предмет как целое...» [6, с. 157].
Парадоксальным образом Брентано отвергает традиционную субъект-предикатную структуру простого суждения за то, «что она предполагает существование объектов до всякого акта суждения» [6, с. 155]. К этому мы должны обратиться в связи с вопросом об истине.
Для Брентано критерием истины является очевидность, к которой он относит две категории суждений: аксиомы и суждения внутреннего восприятия. Внутренним восприятием он называет рефлективное сознание, когда каждый психический акт «осознает сам себя», не являясь рефлексивным. Как это возможно - объяснить трудно.
«Внешнее» же восприятие (как и воспоминание) критериальностью не обладает. «Очевидными являются только восприятия себя», - утверждает Брентано. «Возможность непосредственного очевидного познания чего-то исключительно фактического имеет место только там, где эта вещь или тождественна с познающим или является condition sine qua non. познания, и там, где это отношение непосредственно осознается. Ни одному из этих условий не отвечают так называемые внешние восприятия и воспоминания» [6, с. 162]. Круг субъективного идеализма замкнулся.
В конце концов Брентано отбрасывает материалистическую теорию истины как соответствие наших мыслей действительности (что и следовало ожидать). С его точки зрения, она базируется на ложной предпосылке: слова и понятия обязательно репрезентируют некий объект. «Эта предпосылка. заставляет нас всегда искать некие корреляты нашим понятиям. Именно поиск такого рода коррелятов и убеждение в двучленной структуре суждения. приводят к допущению сущностей, лишенных своего основания в реальности...» [5]. В суждении не существует никаких драконов; со стороны объекта нет никакого предмета, благодаря соответствию с которым суждение об их существовании было бы истинным. Вспоминается «козлоолень» Аристотеля: о самом понятии нельзя сказать, что оно соответствует или не соответствует действительности. Истина и ложь появляются, когда мы
строим экзистенциальное суждение. Брентано обвиняли в том, что он редуцирует все суждения к экзистенциальным. И хотя он сам так не считал, предмет для обсуждения все же имеется.
Брентано требует считать формулу экзистенциального суждения существует» - «выражением признания, а не предикации». Истинность утверждения о бытии всегда под вопросом, если единственный критерий принципиально оставляет суждения в границах индивидуального сознания. Для нас здесь важно, как происходит объединение чувственных форм познания, например, представлений, и форм абстрактного мышления, в данном случае суждений. «В каждом суждении Брентано требует различать акт, содержание (материю) и предмет суждения. Так, в материи суждения «это дерево - зеленое» является представление «зеленое дерево». Суждение. предполагает уже представление, относительно которого и выносится некоторое суждение» [6, с. 154]. Вспоминается фиалка из знаменитого примера Фреге: «Я чувствую запах фиалок; истинно, что я чувствую запах фиалок».
«То, что не может быть предметом представления», - комментирует С.Г. Секундант, - «не может быть и предметом суждения. Мы можем представить себе некоторую вещь,. но мы не можем. представить бытие этой вещи,. которое существовало бы помимо этой вещи» [6, с. 162]. Это номинализм, разумеется. Представить себе абстракцию на чувственном уровне человек не может; эта «вещь» не «дана нам в ощущениях»; но он в состоянии ее понять. Это что-то вроде «открытия на кончике пера».
Мы не можем принять философию Брентано «как свою», хотя вполне согласны с положением о невозможности быть предметом суждения без предварительного отражения в представлении. Мы соглашаемся с этим сенсуализмом, однако на других основаниях, а именно - сознание в целом есть представление мира. Теория познания экзистенциального материализма [4; 7] подтверждает, что начало знания, первый источник знания - чувства, первый источник чувств -внешний мир, на основе чувств создаются абстракции, а цель познания - адекватное знание сущности.
В этой теории принят особый термин, обозначающий и подчеркивающий неразрывное единство бытия и сознания: «здесь-и-теперь-бытие-сознание», или «DabewuPtsem». Термин составлен благодаря высокой объяснительной философской способности самого немецкого языка. «Сознание» по-немецки буквально означает не «совместное знание», как по-русски, а «осознанное бытие», Bewupt(е)-Sein; «Ба» - вот,
А.Н. Задворнов. Взаимодействие форм общественного сознания как фактор духовной целостности человека
«здесь-и-теперь». Этот термин открывает сущность познавательной ситуации и необратимо вводит в гносеологию человека, а не абстрактный познающий субъект, который, по выражению Фейербаха, лишен сущности, красок. Так теория познания отвечает на вызов философской антропологии в наше время, а истоки данного философско-антропологического поворота в гносеологии мы усматриваем, в частности, в философии сознания Франца Брентано.
Литература
1. Фатенков А.Н. Субъект, объект и вещь-сама-по-себе // Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. - 2011. - №3(23). -С. 105-111.
2. Фатенков А.Н. Субъект: парадигма возвращения // Человек. - 2011. - №5.
3. Фатенков А.Н. Невозвращенец: фигура субъекта в негативной диалектике // Вопросы философии. - 2013. -№6.
4. Тайсина Э.А. Теория познания. Интродукция и рондо каприччиозо. - СПб.: Алетейя, 2013. - 608 с.
5. Брентано Ф: избранные работы. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. - 176 с.
6. Секундант С.Г. Критические основания учения Ф. Брентано об истине // Эпистемология и философия науки. - Т. XXXIV, №4. - М.: Альфа-М, 2012. - С. 151-164.
7. XXII World Congress of Philosophy, Seoul, July 2008. [Электронный ресурс]. - URL: http://tajsina.dialog21.ru.
Тайсина Эмилия Анваровна, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Казанского государственного энергетического университета, г. Казань, e-mail: [email protected]. Халитов Тимур Ниазович, кандидат философских наук, доцент кафедры философской антропологии, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, e-mail: [email protected]. Taisina Emiliya Anvarovna, doctor of philosophical sciences, professor, head of the department of philosophy, Kazan State Energy University, Kazan, e-mail: Emily_Taj sin@inbox. ru.
Knalitov Timur Niazovich, candidate of philosophical sciences, associate professor, department of philosophical anthropology, Kazan (Privolzhsky) Federal University, Kazan, e-mail: [email protected].
УДК 130.122 © А.Н. Задворнов
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ КАК ФАКТОР ДУХОВНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
В статье раскрывается процесс дифференциации и поляризации форм общественного сознания. Показано негативное влияние этого процесса на сохранение духовной целостности человека. Постулируется равноценность всех форм духа и необходимость их сбалансированного взаимодействия и взаимной интеграции.
Ключевые слова: общественное сознание, взаимодействие форм духа, духовная целостность, дифференциация, регуляция.
A.N. Zadvornov
INTERACTION OF FORMS OF SOCIAL CONSCIOUSNESS AS A FACTOR OF THE SPIRITUAL INTEGRITY OF A PERSON
The article reveals the process of differentiation and polarization offorms of social consciousness. Its negative impact on preservation of the spiritual integrity of a person has been shown. The equivalence of all forms of spirit and the necessity for their balanced interaction and mutual integration are postulated.
Keywords: social consciousness, interaction offorms of spirit, spiritual integrity, differentiation, regulation.
Общественное сознание реализуется через традиционно выделяемые марксистской философией формы: политику, право, мораль, религию, науку, искусство, философию. Противоречия возникают главным образом по вопросу обоснования научного сознания как регулятора общественных отношений. «У одних авторов наука рассматривается как совершенно особая форма общественного сознания, у других - как интегральное образование общественного сознания, у третьих же и вовсе исключается из этой системы» [7, с. 29]. Последние раскрывают нау-
ку как сферу общественной жизни, имеющую тесную связь с развитием производственных сил [11, с. 144-145, 197, 206]. Рассматривая науку как регулятор, необходимо говорить «о человеческом познании в целом как о духовном выражении жизненного отношения человека к действительности» [8, с. 17]. В этом смысле вполне допустимо определение науки как формы общественного сознания, играющей важную социально-регулятивную роль.
В последнее время наблюдается явный интерес к поискам и обоснованию экономического,