Научная статья на тему 'ИСТОЧНИКО-ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДАТИРОВАНИЯ ПЕРВОЙ ЗАКЛАДКИ МИХАЙЛО-АРХАНГЕЛЬСКОГО И СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО СОБОРОВ В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ'

ИСТОЧНИКО-ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДАТИРОВАНИЯ ПЕРВОЙ ЗАКЛАДКИ МИХАЙЛО-АРХАНГЕЛЬСКОГО И СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО СОБОРОВ В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
88
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР / МИХАЙЛО-АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР / НИЖНИЙ НОВГОРОД / НИЖЕГОРОДСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ / ЗАКЛАДКА ХРАМА / ЛАВРЕНТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ / ОБЩЕРУССКИЕ ЛЕТОПИСИ / ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ / ИСТОРИОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Павлов Кирилл Витальевич

Cтатья посвящена комплексному анализу историографии и источников, затрагивающих раннюю историю древнейших храмов Нижнего Новгорода - Михайло-Архангельского и Спасо-Преображенского соборов, - с целью датирования их первой закладки в XIII-XIV вв. В историографической части исследования привлекается как региональная нижегородская, так и всероссийская научная и научно-популярная литература - ряд публикаций различного типа, написанных с 1840-х гг. по 2010-е гг. Главными объектами источниковедческого анализа выступают нижегородские летописные памятники XVII века - Летописец о Нижнем Новгороде и Нижегородский летописец, а также общерусские летописные своды XIV-XVI вв. - Лаврентьевская, Симеоновская и другие летописи. Проведенный анализ историографии и источников по начальной истории древнейших храмов Нижнего Новгорода позволил сформулировать следующие основные положения. Во-первых, закладка Спасо-Преображенского собора в 1225 г. является бесспорным историческим фактом. Во-вторых, существование каменного Михайло-Архангельского собора в XIII в. крайне маловероятно. И в-третьих, закладка в 1221 г. деревянного храма в честь Архангела Михаила в Нижнем Новгороде, на наш взгляд, вполне допустима.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOURCE-HISTORIOGRAPHICAL ASPECTS OF DATING THE FIRST LAYING OF THE CATHEDRALS OF ARCHANGEL MICHAEL AND THE SAVIOR’S TRANSFIGURATION IN NIZHNY NOVGOROD

The article is devoted to a comprehensive analysis of historiography and sources concerning the early history of the most ancient temples of Nizhny Novgorod - the cathedrals of Archangel Michael and the Savior’s Transfiguration - in order to date their first laying in the 13th - 14th centuries. The historiographical part of the research involves both regional Nizhny Novgorod and All-Russia scientific and popular science literature - a number of publications of various types written from the 1840s to the 2010s. The main objects of the source analysis are Nizhny Novgorod chronicle monuments of the 17th century - the Chronicler about Nizhny Novgorod and Nizhny Novgorod Chronicler, as well as the all-Russia chronicle vaults of the 14th - 16th centuries - Laurentian Codex, Simeonov Codex and other chronicles. The analysis of historiography and sources on the initial history of the oldest temples of Nizhny Novgorod allowed us to formulate the following main provisions. Firstly, the laying of the Savior’s Transfiguration cathedral in 1225 is an indisputable historical fact. Secondly, the existence of the stone cathedral of Archangel Michael in the 13th century is extremely unlikely. However, thirdly, the laying of a wooden church in honour of Archangel Michael in Nizhny Novgorod in 1221 is quite acceptable, in our opinion.

Текст научной работы на тему «ИСТОЧНИКО-ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДАТИРОВАНИЯ ПЕРВОЙ ЗАКЛАДКИ МИХАЙЛО-АРХАНГЕЛЬСКОГО И СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО СОБОРОВ В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

Вестник Костромского государственного университета. 2022. Т. 28, № 1. С. 15-20. ISSN 1998-0817

Vestnik of Kostroma State University, 2022, vol. 28, № 1, pp. 15-20. ISSN 1998-0817

Научная статья

УДК 281.2

https://doi.org/10.34216/1998-0817-2022-28-1-15-20

ИСТОЧНИКО-ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДАТИРОВАНИЯ ПЕРВОЙ ЗАКЛАДКИ МИХАЙЛО-АРХАНГЕЛЬСКОГО И СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО СОБОРОВ В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ

Павлов Кирилл Витальевич, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия, pavlov_kirill_2015@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0270-8585

Аннотация. Статья посвящена комплексному анализу историографии и источников, затрагивающих раннюю историю древнейших храмов Нижнего Новгорода - Михайло-Архангельского и Спасо-Преображенского соборов, - с целью датирования их первой закладки в XIII-XIV вв. В историографической части исследования привлекается как региональная нижегородская, так и всероссийская научная и научно-популярная литература - ряд публикаций различного типа, написанных с 1840-х гг. по 2010-е гг. Главными объектами источниковедческого анализа выступают нижегородские летописные памятники XVII века - Летописец о Нижнем Новгороде и Нижегородский летописец, а также общерусские летописные своды XIV-XVI вв. - Лаврентьевская, Симеоновская и другие летописи. Проведенный анализ историографии и источников по начальной истории древнейших храмов Нижнего Новгорода позволил сформулировать следующие основные положения. Во-первых, закладка Спасо-Преображенского собора в 1225 г. является бесспорным историческим фактом. Во-вторых, существование каменного Михайло-Архангельского собора в XIII в. крайне маловероятно. И в-третьих, закладка в 1221 г. деревянного храма в честь Архангела Михаила в Нижнем Новгороде, на наш взгляд, вполне допустима.

Ключевые слова Спасо-Преображенский собор, Михайло-Архангельский собор, Нижний Новгород, Нижегородский летописец, закладка храма, Лаврентьевская летопись, общерусские летописи, источниковедение, историография.

Для цитирования: Павлов К.В. Источнико-историографические аспекты датирования первой закладки Михайло-Архан-гельского и Спасо-Преображенского соборов в Нижнем Новгороде // Вестник Костромского государственного университета. 2022. Т. 28, № 1. С. 15-20. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2022-28-1-15-20

Research Article

SOURCE-HISTORIOGRAPHICAL ASPECTS OF DATING THE FIRST LAYING OF THE CATHEDRALS OF ARCHANGEL MICHAEL AND THE SAVIOR'S TRANSFIGURATION IN NIZHNY NOVGOROD

Kirill V. Pavlov, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhniy Novgorod, Russia, pavlov_kirill_2015@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0270-8585

Abstract. The article is devoted to a comprehensive analysis of historiography and sources concerning the early history of the most ancient temples of Nizhny Novgorod - the cathedrals of Archangel Michael and the Savior's Transfiguration - in order to date their first laying in the 13th - 14th centuries. The historiographical part of the research involves both regional Nizhny Novgorod and All-Russia scientific and popular science literature - a number of publications of various types written from the 1840s to the 2010s. The main objects of the source analysis are Nizhny Novgorod chronicle monuments of the 17th century - the Chronicler about Nizhny Novgorod and Nizhny Novgorod Chronicler, as well as the all-Russia chronicle vaults of the 14th - 16th centuries - Laurentian Codex, Simeonov Codex and other chronicles. The analysis of historiography and sources on the initial history of the oldest temples of Nizhny Novgorod allowed us to formulate the following main provisions. Firstly, the laying of the Savior's Transfiguration cathedral in 1225 is an indisputable historical fact. Secondly, the existence of the stone cathedral of Archangel Michael in the 13th century is extremely unlikely. However, thirdly, the laying of a wooden church in honour of Archangel Michael in Nizhny Novgorod in 1221 is quite acceptable, in our opinion.

Keywords: cathedral of Archangel Michael, cathedral of Savior's Transfiguration, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod Chronicler, laying of temple, Laurentian Codex, all-Russia chronicles, source studies, historiography

For citation: Pavlov K.V. Source-historiographical aspects of dating the first laying of the cathedrals of Archangel Michael and the Savior's Transfiguration in Nizhny Novgorod. Vestnik of Kostroma State University, 2022, vol. 28, № 1, pp. 15-20 (In Russ.). https://doi.org/10.34216/1998-0817-2022-28-1-15-20

© Павлов К.В., 2022

Вестник КГУ ~A № 1, 2022 15~|

Прошедшее празднование 800-летия Нижнего Новгорода в 2021 г. было важной вехой в истории города и сделало чрезвычайно актуальным обращение к славным страницам его прошлого. Нельзя не отметить тот факт, что основание и первые столетия существования Нижнего Новгорода традиционно являются одной из активно разрабатываемых и дискуссионных проблем в нижегородском историческом краеведении [Мемор-ский; Кузнецов; Сочнев]. Среди таких исследовательских сюжетов, наряду с биографией князя Юрия Всеволодовича - основателя Нижнего Новгорода -и определением города-предшественника, находится и закладка первых храмов - Спасо-Преображенско-го и Михайло-Архангельского соборов. Эти храмы на всем протяжении своей истории в значительной мере определяли религиозную и культурную идентичность нижегородцев. К сожалению, до нашего времени сохранился только Михайло-Архангельский собор. Кафедральный Спасо-Преображенский собор 1830-1834 гг. постройки после Октябрьской революции был закрыт и в 1929 г. взорван1.

В настоящий момент Михайло-Архангельский собор постройки 1628-1631 гг. является древнейшим сооружением на территории Нижегородского Кремля и объектом историко-культурного наследия федерального значения. В современной краеведческой литературе распространено мнение о том, что это первый храм Нижнего Новгорода, заложенный еще в 1221 г. при основании города и перестроенный в камне в 1227 г. Однако последние несколько десятилетий эта точка зрения постепенно пересматривается [Кузнецов: 14; Селезнев: 46-47]. Это связано в первую очередь с активным изданием исторических источников по начальной истории Нижнего Новгорода. Важнейшей публикацией в данном ряду выступает новое и наиболее полное издание списков Нижегородского летописца, предпринятое М.Я. Шай-даковой [Шайдакова]. Так какой же из этих двух храмов Нижнего Новгорода является древнейшим?

Данная статья посвящена комплексному анализу историографии и исторических источников, затрагивающих раннюю историю Михайло-Архангельского и Спасо-Преображенского соборов Нижнего Новгорода с целью датирования их первой закладки в XIII-XIV вв. В историографической части исследования привлекается как региональная нижегородская, так и всероссийская научная и научно-популярная литература - ряд публикаций различного типа, написанных с 1840-х гг. по 2010-е годы. Главными объектами источниковедческого анализа выступают нижегородские летописные памятники XVII века - Летописец о Нижнем Новгороде (далее - ЛНН) и Нижегородский летописец (далее - НЛ), а также общерусские летописные своды Х^-Х'УТ вв. - Лаврентьевская,

Симеоновская и другие летописи. Дополнительно использовались также документальные материалы археологических раскопок, музейные экспонаты и эпиграфические источники.

Историографический анализ. Зарождение исторического краеведения в Нижегородском крае относят к 40-50-м годам XIX столетия [Архангельский: 71]. Эти десятилетия знаменательны не только первыми краеведческими работами, но и начавшимся процессом массового издательства исторических источников по русской истории с древнейших времен и до конца XVII века.

До 1840-х годов, когда начали публиковаться первые тома Полного собрания русских летописей (далее - ПСРЛ), работы по истории первых храмов Нижнего Новгорода во многом продолжали традицию поздних списков Нижегородского летописца, широко распространенных в конце XVIII - начале XIX вв. Об этом свидетельствует ряд фактов. Так, в «Истории о древности Нижегородского кафедрального собора», составленной в 1820-е гг., первая закладка этого храма датируется 1252 г.2, что является одной из характерных ошибок в тексте НЛ. Такую же датировку мы встречаем в очерке И.И. Сахарова [Сахаров: 367]. Известия, близкие к НЛ по содержанию, также отразились в настенной надписи с названием «Краткое историческое начертание о сем архангельском соборе», сделанной в этом храме в 1816 г. [Нижегородский летописец: 129].

Среди томов ПСРЛ наиболее важным для нашего анализа является первый том, в который вошла Лав-рентьевская летопись, составленная в XIV в. в Нижнем Новгороде [Лаврентьевская и Троицкая летописи: 1]. Существенное расширение источниковой базы ставило перед исследователями новые задачи и проблемы. В работах нижегородских исследователей 1850-х годов наблюдается изменение датировки закладки первых храмов Нижнего Новгорода в XIII в. Так, в работе архимандрита Макария закладка Спасо-Преображенского собора датируется 1225 г. согласно Лаврентьевской летописи [Памятники: 1]. При этом исследователь справедливо считал сведения этой летописи «.. .как более близкой к Нижнему Новгороду и более достоверной» заслуживающими доверия [Памятники: 67]. «Разногласие» других летописей, фиксирующих первую закладку Спасо-Преображенского собора в XIV в., со сведениями Лаврентьевской летописи исследователь объяснял смешением первоначального основания с перестройкой храма. Датирование закладки собора в 1252 г. он полагал следствием обращения к неверному списку НЛ [Памятники: 2].

Первую закладку нижегородского Михайло-Архангельского собора исследователь, согласно уникальной записи в НЛ, не находящей подтверждения в других источниках, датировал 1221 г. Однако

Источнико-историографические аспекты датирования первой закладки Михайло-Архангельского..,

перестройку этого храма в камне Макарий датировал 1236 г. Скорее всего, указанный автор, опираясь на ошибочную датировку основания Нижнего Новгорода в тексте НЛ (1212 год - характерная ошибка для всех списков НЛ [Шайдакова: 56]), экстраполировал эту хронологическую разницу на дату закладки каменного Михайло-Архангельского собора (в тексте НЛ - 1227 год) и получил на выходе 1236 г.

Несколько более обстоятельный анализ исторических источников был проведен нижегородским исследователем Н.И. Храмцовским. Признавая деревянный Михайло-Архангельский собор первым храмом города, заложенным одновременно с его основанием в 1221 г., исследователь занимает двойственную позицию относительно того, какой из храмов был первым построен в каменном виде. Опираясь на сведения Нижегородского летописца и Лаврентьевской летописи, он отмечает, что таким храмом мог быть как Михай-ло-Архангельский собор 1227 г., так и Спасо-Преоб-раженский собор 1225 года [Храмцовский: 7].

В целом эти две работы сформировали дореволюционную концепцию истории первых храмов Нижнего Новгорода. Древнейшим продолжал считаться Михайло-Архангельский собор, закладку которого относили к 1221 г. Общепринятым было также мнение о его последующей перестройке в камне в 1227 г. Такая точка зрения отражена в последующих работах: А.С. Гациского [Гациский: 121-122], А.М. Ме-морского [Меморский: 35], А.А. Савельева [Савельев: 5], И.А. Милотворского [Милотворский: 2] и в очерке «Нижний Новгород и Нижегородский край» [Нижний Новгород: 12]. Также во второй половине XIX в. в нижегородском краеведении окончательно утвердилась точка зрения о закладке в 1225 г. Спасо-Преображен-ского собора. Это заметно, например, в путеводителях по Нижнему Новгороду [Добровольский: 1-2].

Период с 1917 г. и до 1960-х гг. не внес каких-либо изменений в дореволюционную концепцию истории первых храмов Нижнего Новгорода. Так, А.П. Мельников в своей работе также отмечает, что Михайло-Архангельский собор является первым храмом города, заложенным в 1221 г. [Мельников: 11]. Так же считал и Л.М. Каптерев [Каптерев: 78].

1960-е гг. отмечены изданием фундаментальных работ двух известных советских исследователей: специалиста по древнерусскому зодчеству Н.Н. Воронина и источниковеда А.Н. Насонова. Н.Н. Воронин впервые предложил дату окончания строительства Спасо-Преображенского собора в XIII в. - 1227 г. Такая датировка была обусловлена прежде всего взглядами исследователя на историю Михайло-Архангельского собора, на территории которого в 1960 г. Н.Н. Воронин проводил археологические раскопки. В ходе них ему удалось проследить фундаменты двух предыдущих храмов - XIII и XIV веков [Воронин:

49-54]. В целом Н.Н. Воронин считал, что обнаружение остатков Михайло-Архангельского собора XIII в., строительство которого он датировал 1227-1229 гг., повышает доверие к сведениям НЛ.

Совершенно противоположный взгляд на Нижегородский летописец как исторический источник имел известный советский историк А.Н. Насонов. Он признавал основную часть НЛ достоверной, основанной на выборках известий из общерусских летописей и прежде всего свода, близкого к Никоновской летописи. В то же время, по его мнению, «начальная часть Нижегородского летописца представляет собой малоискусную позднейшую компиляцию, содержание которой подсказано отчасти желанием возвеличить собор Михаила и... приписать ему наибольшую по сравнению с другими нижегородскими церквями древность» [Насонов: 189]. Таким образом, он допускал, что весь текст НЛ, или, вернее, первый комплекс известий, был составлен не без участия клириков Михайло-Архангельского собора.

Как показывает анализ последующих работ, точка зрения Н.Н. Воронина оказалась более предпочтительной в нижегородском краеведении. Подтверждение сведений НЛ археологическими данными позволило дореволюционной концепции истории первых храмов Нижнего Новгорода остаться в неизменном виде до начала 2000-х годов. Об этом свидетельствуют работы С.Л. Агафонова [Агафонов: 4445], Н.Ф. Филатова [Филатов: 26] и др.

Источниковедческий анализ. Анализ источников, затрагивающих раннюю историю первых храмов Нижнего Новгорода, стоит начать со Спасо-Преоб-раженского собора ввиду наличия надежных свидетельств о его строительстве в XIII столетии. Закладка этого храма в 1225 г. фиксируется в одной из древнейших русских летописей - Лаврентьевской, созданной в конце 1370-х гг. [Лаврентьевская и Троицкая летописи 1: 190] Это летописное сведение, безусловно, обладает большой исторической достоверностью. Кроме того, данный факт подтверждают и более поздние летописные своды, например Симеоновская летопись [Симеоновская летопись 18: 121], Московский великокняжеский свод [Московский летописный свод 25: 52] конца XV в. и др. Поэтому факт закладки Спасо-Преображенского собора в 1225 г. является бесспорным.

Датирование первой закладки храма Архангела Михаила в XIII в. является более сложной задачей. Во-первых, важно понимать роль Нижегородского летописца как источника по нижегородской истории. Его использование российскими историками, например В.Н. Татищевым, и первое издание Н.И. Новиковым относятся еще к XVIII в. [Шайдакова: 3]. В XIX в. списков НЛ обнаруживалось все больше. Так, известно, что у архимандрита Макария был свой список

Вестник КГУ ~à № 1, 2022 17~|

НЛ, еще один список был издан в «Ученых записках Казанского университета в 1836 г. [Шайдакова: 8-9]. В издании А.С. Гациского 1886 г. было представлено уже 8 списков НЛ. Указанный автор считал НЛ одним из важнейших источников по изучению нижегородской старины. Однако, как справедливо отмечает М.Я. Шайдакова, издание А.С. Гациского отрицательно повлияло на работу по обнаружению и обнародованию новых списков НЛ [Шайдакова: 3]. В XX в. также делались попытки в этом направлении, например упоминавшимся А.Н. Насоновым, но они не имели определяющего значения. Лишь издание в 2006 г. М.Я. Шайдаковой всех известных и вновь обнаруженных списков НЛ поставило определенную точку в его изучении и позволило более уверенно судить о степени достоверности известий в нем. В частности, исследователь выяснила, что под распространённым названием «Нижегородский летописец» скрываются сразу два памятника: Летописец о Нижнем Новгороде и собственно Нижегородский летописец, сильно различающиеся между собой.

Во-вторых, археологические раскопки, проводившиеся около Михайло-Архангельского собора в 20042005 гг., не выявили культурного слоя XIII в. [Селезнев: 46]. Это обстоятельство заставило исследователей тщательно проанализировать отчеты Н.Н. Воронина и позволило поставить под сомнение датировку обнаруженного культурного слоя домонгольским временем и, соответственно, строительство каменного храма в 1227-1229 гг. [Гусева, Зарубин]. Найденные при раскопках собора резные камни ввиду, прежде всего, трудности точной датировки также не могут свидетельствовать о существовании храма в XIII веке. Таким образом, вероятность существования каменного Михайло-Архангельского собора в XIII в. крайне мала. Скорее всего, этот храм был впервые заложен в 1359 году, что подтверждается данными общерусских летописей [Летописный сборник: 230].

Описанные выше обстоятельства в совокупности с полным изданием списков НЛ в 2006 г. повлияли на современную оценку этого источника как позднего и малодостоверного, составленного не без участия священнослужителей Михайло-Архангельского собора [Кузнецов: 14; Селезнев: 46-47]. Однако с этой «реанимацией» выводов А.Н. Насонова трудно согласиться. Так, М.Я. Шайдакова, отмечая, что этот памятник несет в себе очевидный отпечаток церковного мировоззрения его составителя, считает, что только протопоп Спасо-Преображенского собора мог осуществить такую важную задачу в середине XVII в. [Шайдакова: 100-101]. Использование большого количества различных документов, хранившихся в Спасо-Преображенском соборе, как и частое упоминание этого храма в тексте НЛ, также не позволяют согласиться с точкой зрения А.Н. Насонова.

Имеющийся комплекс исторических источников не позволяет со всей уверенностью говорить о том, насколько закладка деревянной церкви в честь Архангела Михаила в 1221 г. соответствует действительности. На наш взгляд, несмотря на уникальность записи о данном событии в НЛ, такое вполне допустимо. Во-первых, исследователи отмечают интерес Юрия Всеволодовича к культу архистратига Михаила, который, в частности, выразился в росписи Суздальского собора 1222-1225 гг., в основании в Юрье-ве-Польском Архангельского монастыря [Воронин: 46] и т. д. Во-вторых, как считал Н.Н. Воронин, составитель НЛ мог располагать древними источниками особого рода и, в частности, местными храмовыми записями. О ведении таких записей в Спасо-Преоб-раженском соборе упоминает и А.Н. Насонов [Насонов: 170]. И в-третьих, активное развитие Нижнего Новгорода в XIII-XIV вв. отразилось и на церковном строительстве. Так, Лаврентьевская летопись, кроме закладки Спасо-Преображенского собора в 1225 г., фиксирует в 1229 г. сожженные монастырь святой Богородицы и церковь [Лаврентьевская и Троицкая летописи 1: 192]. А Рогожский летописец упоминает, что при нападении монголов в 1377 г. в городе сгорело 32 церкви [Рогожский летописец 15: 120]. Такое количество храмов в Нижнем Новгороде XIV века не должно удивлять. Исследователи отмечают, что большинство церквей в древнерусских городах было частными (домашними) храмами знатных горожан [Стефанович: 118]. Разумеется, такие церкви могли быть и у богатых нижегородцев, в первую очередь - у князя и его приближенных. Княжеский и дворцовый характер Михайло-Архангельско-го собора особо подчеркивается в Нижегородском летописце.

Таким образом, проведенный комплексный анализ историографии и источников по начальной истории первых нижегородских храмов позволяет сформулировать следующие основные положения. Во-первых, закладка Спасо-Преображенского собора в 1225 г. является бесспорным фактом. Во-вторых, существование каменного Михайло-Архангельского собора в XIII в. крайне маловероятно. И в-третьих, закладка в 1221 г. деревянной Архангельской церкви, на наш взгляд, вполне допустима.

Примечания

1 Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО). Ф. 1684. Оп. 1. Д. 87. Л. 226.

2 ЦАНО. Ф. 3. Оп. 3. Д. 284. Л. 18.

Список литературы

Агафонов С.Л. Нижегородский Кремль. Архитектура, история, реставрация. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1976. 136 с.

Источнико-историографические аспекты датирования первой закладки Михайло-Архангельского..

Архангельский С.И. Из истории краеведческой идеи в Нижегородском крае (Мельников-Печерский -Гациский - Короленко) // Краеведение. 1925. № 1-2. С. 71-80.

Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV веков. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1962. Т. 2. 559 с.

Гациский А.С. Нижегородка. Путеводитель и указатель по Нижнему Новгороду и по Нижегородской ярмарке. Н. Новгород: Тип. Губ. правл., 1875. 183 с.

Гусева Т.В., Зарубин Ю.В. Обеспечение сохранности объекта археологического наследия - культурного слоя г. Нижнего Новгорода. URL: https://clck.ru/ UTvWD (дата обращения: 23.01.2022).

Добровольский М.В. Путеводитель по святыням и церковным достопримечательностям г. Нижнего Новгорода. Н. Новгород: Тип. Губ. правл., 1912. 165 с.

Каптерев Л.М. Нижегородское Поволжье XXVI веков. Горький: ОГИЗ, 1939. 184 с.

Кузнецов А.А. Основание и ранняя история Нижнего Новгорода // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 5-1. С. 9-17.

Памятники церковных древностей. Нижегородская губерния / соч. архим. Макария. СПб.: Археол. общество, 1857. 514 с.

Мельников А.П. Нижегородская старина: Путеводитель в помощь экскурсантам. Н. Новгород: Культура, 1923. 88 с.

Меморский А.М. Основатель Нижнего Новгорода Великий князь Георгий (Юрий) II Всеволодович (1189-1889). Н. Новгород: Тип. Ройского и Ду-шина, 1889. 67 с.

Милотворский И.А. Нижний Новгород, его прошлое и настоящее: (краткое описание исторических событий Нижнего в связи с историей всего Нижегородского княжества и Нижегородской губернии). Н. Новгород: Отделение тип. газ. «Волгарь», 1911. 127 с.

Насонов А.Н. История русского летописания XI -начала XVIII веков. М.: Наука, 1969. 555 с.

Нижегородский летописец / работа А.С. Гациско-го. Н. Новгород: Тип. Губ. правл., 1886. 144 с.

Нижний Новгород и Нижегородский край: очерк. СПб., 1896. 32 с.

Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). СПб., 1846. Т. 1: Лаврентьевская и Троицкая летописи. 392 с.

ПСРЛ. СПб., 1885. Т. 10: Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью. 256 с.

ПСРЛ. Петроград, 1922. Т. 15: Рогожский летописец. 186 с.

ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 18: Симеоновская летопись. 321 с.

ПСРЛ. М., 1949. Т. 25: Московский летописный свод конца XV века. 464 с.

Савельев А.А. Время и причины основания Н. Новгорода. Н. Новгород, 1896. 8 с.

Сахаров И.И. Историческое обозрение Нижнего Новгорода и его губернии. Ст. 1 // Журнал Министерства внутренних дел. 1840. № 6. С. 366-401.

Селезнев Ф.А. История Нижегородского края с древнейших времен до конца XVI вв.: учеб. пособие. Н. Новгород: Изд-во Нижегород. гос. ун-та, 2014. 198 с.

Сочнев Ю.В. Источниковедческие проблемы начальной истории Нижнего Новгорода // Вопросы исторического и экологического регионоведения. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2020. С. 7-17.

Стефанович П.С. Некняжеское церковное строительство в домонгольской Руси: Юг и Север // Вестник церковной истории. 2007. № 1. С. 117-133.

Филатов Н.Ф. Купола, глядящие в небеса: Нижегородское храмовое зодчество XVII-XX вв. Н. Новгород: Нижегородский институт экономического развития, 1996. 248 с.

Храмцовский Н.И. Краткое очерк истории и описание Нижнего Новгорода. Н. Новгород: Тип. Губ. правл., 1857. 272 с.

Шайдакова М.Я. Нижегородские летописные памятники XVII в. Н. Новгород: Изд-во Нижегород. унта, 2006. 281 с.

References

Agafonov S.L. Nizhegorodskii Kreml'. Arkhitektura, istoriia, restavratsiia [Nizhny Novgorod Kremlin. Architecture, history, restoration]. Gorky, Volgo-Viatskoe kn. izd-vo Publ., 1976, 136 p. (In Russ.)

Arkhangel'skii S.I. Iz istorii kraevedcheskoi idei v Nizhegorodskom krae (Mel'nikov-Pecherskii - Gatsis-kii - Korolenko) [From the history of the local history idea in the Nizhny Novgorod Region (Melnikov-Pe-chersky - Gatsisky - Korolenko)]. Kraevedenie [Local history], 1925, № 1-2, pp. 71-80. (In Russ.)

Voronin N.N. Zodchestvo Severo-Vostochnoi Rusi XII-XV vekov [Architecture of North-Eastern Russia of the XII-XV centuries]. Moscow, Izd-vo Akad. nauk SSSR Publ., 1962, vol. 2, 559 p. (In Russ.)

Gatsiskii A.S. Nizhegorodka. Putevoditel' i ukaza-tel' po Nizhnemu Novgorodu i po Nizhegorodskoi iar-marke [Nizhny Novgorod. Guide and index to Nizhny Novgorod and the Nizhny Novgorod Fair]. Nizhny Novgorod, Tip. Gub. pravl. Publ., 1875, 224 p. (In Russ.)

Guseva T.V., Zarubin Iu.V. Obespechenie sokhran-nosti ob"ekta arkheologicheskogo naslediia-kul'turnogo sloia g. Nizhnego Novgoroda [Ensuring the preservation of the object of archaeological heritage - the cultural layer of Nizhny Novgorod]. URL: https://clck.ru/UT-vWD (access date: 23.01.2022). (In Russ.)

Dobrovol'skii M.V Putevoditel'po sviatyniam i tser-kovnym dostoprimechatel'nostiam g. Nizhnego Novgoro-

Вестник КГУ ~à № 1, 2022 19 |

da [Guide to shrines and church sights of Nizhny Novgorod]. Nizhny Novgorod, Tip. Gub. pravl. Publ., 1912, 165 p. (In Russ.)

Kapterev L.M. Nizhegorodskoe Povolzh'eX-XVI ve-kov [Nizhny Novgorod Volga region of the X-XVI centuries]. Gorky, OGIZ Publ., 1939, 184 p. (In Russ.)

Kuznetsov A.A. Osnovanie i ranniaia istoriia Nizh-nego Novgoroda [The founding of Nizhni Novgorod and its early history]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo [Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod], 2014, № 5-1, pp. 9-17. (In Russ.)

Pamiatniki tserkovnykh drevnostei. Nizhegorodskaia guberniya [Monuments of church antiquities. Nizhny Novgorod Province], soch. arkhim. Makariia. St. Petersburg, Arkheol. o-vo Publ., 1857, 514 p. (In Russ.)

Mel'nikov A.P. Nizhegorodskaia starina: Putevoditel' v pomoshch' ekskursantam [Nizhny Novgorod antiquity: A guide to help tourists]. Nizhny Novgorod, Kul'tura Publ., 1923, 88 p. (In Russ.)

Memorskii A.M. Osnovatel' Nizhnego Novgoroda Velikii kniaz' Georgii (Iurii) II Vsevolodovich (11891889) [The founder of Nizhny Novgorod, Grand Duke George (Yuri) II Vsevolodovich (1189-1889)]. Nizhny Novgorod, Tip. Roiskogo i Dushina Publ., 1889, 67 p. (In Russ.)

Milotvorskii I.A. Nizhnii Novgorod, ego proshloe i nastoiashchee: (kratkoe opisanie istoricheskikh sobytii Nizhnego v sviazi s istoriei vsego Nizhegorodskogo knia-zhestva i Nizhegorodskoi gubernii) [Nizhny Novgorod, its past and present: (a brief description of the historical events of Nizhny Novgorod in connection with the history of the entire Nizhny Novgorod Principality and Nizhny Novgorod province)]. Nizhny Novgorod, Otd-nie tip. gaz. «Volgar'» Publ., 1911, 127 p. (In Russ.)

Nasonov A.N. Istoriia russkogo letopisaniia XI - na-chalo XVIII vekov [History of the Russian chronicle of the XI - beginning of the XVIII centuries]. Moscow, Nauka Publ., 1969, 555 p. (In Russ.)

Nizhegorodskii letopisets [Nizhny Novgorod Chronicler], rabota A.S. Gatsiskogo. Nizhny Novgorod: Tip. Gub. pravl. Publ., 1886, 144 p. (In Russ.)

Nizhnii Novgorod i Nizhegorodskii krai: ocherk [Nizh-ny Novgorod and the Nizhny Novgorod Region: an essay]. St. Petersburg, 1896, 32 p. (In Russ.)

PSRL. St. Petersburg, 1846, vol. 1: Lavrent'evskaia i Troitskaia letopisi [Laurentian and Trinity Chronicles], 392 p. (In Russ.)

PSRL. St. Petersburg, 1885, vol. 10: Letopis-nyi sbornik, imenuemyi Patriarsheiu ili Nikonovskoiu letopis'iu [The chronicle collection, called the Patriarchal or Nikon Chronicle], 256 p. (In Russ.)

PSRL. Petrograd, 1922, vol. 15: Rogozhskii letopisets [Rogozhsky chronicler], 186 p. (In Russ.)

PSRL. St. Petersburg, 1913, vol. 18: Simeonovskaia letopis' [Simeon's Chronicle], 321 p. (In Russ.)

PSRL. Moscow, 1949, vol. 25: Moskovskii letopis-nyi svod kontsa XV veka [Moscow chronicle of the end of the 15th century], 464 p. (In Russ.)

Savel'ev A.A. Vremia i prichiny osnovaniia N. Novgoroda [Time and reasons for the founding of N. Novgorod]. Nizhny Novgorod, 1896, 8 p. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sakharov I.I. Istoricheskoe obozrenie Nizhnego Novgoroda i ego gubernii. St. 1 [Historical review of Nizhny Novgorod and its province. Article 1]. Zhurnal Minister-stva vnutrennikh del [Journal of the Ministry of Internal Affairs], 1840, № 6, pp. 366-401. (In Russ.)

Seleznev F.A. Istoriia Nizhegorodskogo kraia s drev-neishikh vremen do kontsa XVI vv.: ucheb. posobie [The history of the Nizhny Novgorod Region from ancient times to the end of the XVI century: Textbook]. Nizhny Novgorod, Nizhegorod. gos. un-t Publ., 2014, 198 p. (In Russ.)

Sochnev Iu.V. Istochnikovedcheskie problemy na-chal'noi istorii Nizhnego Novgoroda [Source problems of the initial history of Nizhny Novgorod]. Voprosy istorich-eskogo i ekologicheskogo regionovedeniia [Questions of historical and ecological regional studies]. Arzamas, Ar-zamasskii filial NNGU Publ., 2020, pp. 7-17. (In Russ.)

Stefanovich P.S. Nekniazheskoe tserkovnoe stroi-tel'stvo v domongol'skoi Rusi: Iug i Sever [Non-Princely Church Construction in Pre-Mongol Russia: South and North]. Vestnik tserkovnoi istorii [Bulletin of Church History], 2007, № 1, pp. 117-133. (In Russ.)

Filatov N.F. Kupola, gliadiashchie v nebesa: Nizhegorodskoe khramovoe zodchestvo XVII-XX vv. [Domes looking into the sky. Nizhny Novgorod temple architecture of the XVII-XX centuries]. Nizhny Novgorod, Nizhegorodskii institut ekonomicheskogo razvitiia Publ., 1996, 248 p. (In Russ.)

Khramtsovskii N.I. Kratkoe ocherk istorii i opisanie Nizhnego Novgoroda [A brief outline of the history and description of Nizhny Novgorod]. Nizhny Novgorod, Tip. Gub. pravl. Publ., 1857, 272 p. (In Russ.)

Shaidakova M.Ia. Nizhegorodskie letopisnye pamiatniki XVII v. [Nizhny Novgorod chronicle monuments of the XVII century]. Nizhny Novgorod, Nizhegorod. un-t Publ., 2006, 281 p. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 19.12.2020; одобрена после рецензирования 14.01.2021; принята к публикации 12.02.2021.

The article was submitted 19.12.2020; approved after reviewing 14.01.2021; acceptedfor publication 12.02.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.